Кто такие нищие духом?
Можно ли сказать, что христианство оправдывает нищету?
Первое, что нужно сказать: ни Библия, ни христианство нищету не оправдывают. Ап. Павел совершенно конкретно пишет: «кто не работает, тот пусть и не ест». Сам Павел, будучи Апостолом Христовым, проводя жизнь в молитве, религиозных размышлениях и проповеди, не имея свободной минуты, тем не менее зарабатывал себе на жизнь шитьем палаток. Это была его наследственная профессия, которую он получил от родителей. Но порицание тунеядства – заслуга не Ап. Павла и не учителей христианства. Ветхий Завет однозначно утверждает: если ты работаешь, ты не умрешь с голоду. Если ты богобоязнен и трудолюбив, Бог будет с тобой, ты не будешь испытывать экономической нужды. Помните, как начинается Псалтирь: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!» И далее говорится: такой муж «…будет как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет» (Пс. 1, 1-3). Или другой пример, также из Псалтири. Это 111-й псалом (стихи 1-3): «Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его. Сильно будет на земле семя его; род правых благословится. Обилие и богатство в доме его, и правда его пребывает вовек». Обратим внимание на последнее предложение!
Не будем умножать примеры. Для Библии твоя нищета – знак твоей лени и безнравственности. Все встают до зари. Все работают не покладая рук. Все сеют, жнут, пасут скот, стригут овец, продают товар на рынках… Все работают, и никто не голодает. Почитайте книгу Притч Соломоновых: «Ленивцы бывают скудны, а трудолюбивые приобретают богатство» (Притч. 11, 16); или: «душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится» (Притч. 13, 4); а вот более конкретное: «кто любит веселье, обеднеет; … кто любит вино и тук (подразумевается обильная жирная пища. – прот. К.П.), не разбогатеет. Но: Вожделенное сокровище и тук – в доме мудрого; а глупый человек расточает их» (Притч. 21, 17,20). Ветхий Завет знает и бедняков, ставших таковыми из-за неправедного притеснения богатыми, и много обличений жадного богатения мы встречаем в писаниях пророков. Но в принципе, жизнь библейского человека – это жизнь трудолюбивого человека. И трудолюбивый не умрет с голоду.
Это то, что можно сказать о нищете, о бедности.
Но совершенно другая тема – нищета духовная. С экономической нищетой она не имеет ничего общего.
Итак, «нищие духом». С ними мы встречаемся и в Новом Завете: «блаженны нищие духом ибо тех есть Царство Небесное», и в Ветхом Завете. Вернее будет сказать, что «нищета духовная» – это ветхозаветное определение. И сразу скажем, что под нищими здесь имеются в виду не бедные люди, бродяги или неудачники, не те, кто валяется в лохмотьях на улице, дыша перегаром и прося подаяние.
Слово «нищие» – специфический религиозный термин, который означает род людей, ждущих Спасителя. Бедность, прекрасно известная Древнему миру, в ветхозаветном богословии переосмысляется как категория нравственная, душевная. Бедняки духа, про которых читаем и в псалмах, и у пророков, – иного рода. Это бедняки духа, бедняки благодати. Это люди, которые просят Бога сойти к ним, спасти их. Прочитайте псалмы 9–10, здесь как раз речь идет о таких нищих.
Или, вот, псалом 13: «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро. Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного… Вы посмеялись над мыслью нищего, что Господь упование его. (Вы говорите)»Кто даст с Сиона спасение Израилю!» Когда Господь возвратит пленение народа Своего, тогда возрадуется Иаков и возвеселится Израиль».
В последних двух стихах псалма мы читаем, что безбожные нечестивцы смеются над упованием нищих: «Господь упование их». Для таковых бедняков выход из их бедственного положения – не несколько запотевших в руке медных монет, не кусок лепешки или кувшин вина… Бог – их надежда и их радость. Бог, Который, как надеялись эти люди, придет и изменит мир, Который уничтожит нечестивцев и злодеев.
Бог слушает не тех, у кого пустой карман, но тех, кто ищет Царство Божие, тоскует по Богу, чает Божией милости и помощи. «Приклони, Господи, ухо Твое и услышь меня, ибо я беден и нищ, – воспевает псалмопевец. – Сохрани душу мою, ибо я благоговею пред Тобою; спаси, Боже мой, раба Твоего, уповающего на Тебя. Помилуй меня, Господи, ибо к Тебе взываю каждый день. Возвесели душу раба Твоего, ибо к Тебе, Господи, возношу душу мою» (Пс. 85, 1-4). Нам важно, что здесь как раз нищета ставится в прямую связь с нравственностью, богобоязненностью человека.
Когда в третьем столетии до Рождества Христова переводчики переводят с древнееврейского на греческий Библию, они еврейское «анавим» (бедняки) переводят и как «неимущие», «нуждающиеся», и как кроткие, смиренные сердцем, чающие спасения.
И в нашем сегодняшнем переводе Библии часто слово «нищие» переводится как «смиренные, кроткие». Например, псалом 9, ст. 38: «Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твое». В еврейском оригинале здесь стоит нищие, но перевели это слово как смиренные.
Те, кто истинно молится, духовно совершенствуется, получил в Библии конкретное наименование бедняков Господних, нищих. Они «убогие, смиренные» Бога Яхве (Пс. 73, 19; 149, 4), они предмет Его благосклонной любви.
Говоря о наступлении мессианской эры, несущей прощение грехов и осуществление всех иудейских чаяний, пророк Исаия восклицает: «Радуйтесь, небеса, и веселись, земля, и восклицайте, горы, от радости; ибо утешил Господь народ Свой и помиловал страдальцев Своих» (Ис. 49, 13). Здесь страдальцев (анавим) правильней перевести как нищих.
И, конечно, совершенно в русле Ветхого Завета, но по-новому, по-новозаветному, тема «нищих» звучит в Евангелиях. Да, и в Евангелии мы встречаемся с «нищими». Когда Спаситель восходит на некую гору и проповедует о Блаженствах: «Блаженные нищии духом, яко тех есть Царство небесное», – Он говорит об этих нищих, об анавим, бедняках Господних.
Практически вся Нагорная проповедь продолжает мысль, что чаяния этих нищих, кротких, смиренных – наконец вознаграждены. Пришел Мессия. («Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» и т.д.)
Об этих нищих Спаситель говорит и в других местах. Так, когда посаженный в тюрьму и ожидающий смерти Иоанн Креститель посылает своих учеников к Иисусу узнать: «Тот ли Он, Кому надлежит прийти», или вышла ошибка и Мессией будет кто-то другой, – Спаситель прямо не отвечает. Спаситель не отвечает: «Я Мессия», он говорит: «пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвыет воскресают, и нищие благовествуют». Последнюю фразу: «нищие благовествуют», правильнее перевести «нищим благовествуется»!
Какие они, эти «анавим», «бедняки Господни» или, как перевели в нашем переводе: «нищие духом»?.. Они как дети. Дети не мыслят жизни без родителей… Нищие духом – те, кто всю свою жизнь ставит в тесную зависимость от Бога. Это те, кто без Бога не может жить и дышать.
Собственно, если мы вчитаемся в новозаветный текст, мы увидим, что Нагорная проповедь говорит нам, какими должны быть эти «нищие духом»: Это бедные, открывающие Богу свою израненную душу (Мф. 5.4), обращающие к Богу жажду добра (алчущие и жаждущие правды) (ст. 6), это доверяющие Богу в испытаниях и преследованиях (ст. 10), это кроткие (ст. 5), милосердные (ст. 7), простые и искренние (ст. 8), это приносящие мир (миротворцы –ст. 9). Таким образом, «нищие духом» – это те, кто старается походить на Христа, кто такие же, как Он. Им, этим искренним людям, принадлежит «Царство Небесное», с ними Бог»…
И последнее, о чем невозможно не упомянуть. Когда к галилейской Девушке, Которую отныне будет прославлять все человечество, явился Архангел с сообщением, что Она станет Матерью Спасителя, Та восклицает, «Величит душа Моя Господа… что призрел Он на смирение рабы Своей» (Лк. 1, 46). Слово смирение – в оригинале анавим: на нищету!
Пресвятая Дева – одна из них, из этих бедняков Божиих, из людей, напряженно и с надеждой вглядывавшихся в будущее.

Новые бедные русские, нищие в России XXI века

«Но́вый бедный русский» — расхожее бытовое клише, обозначающее представителей различных социальных групп России, резко обедневших в 1990-е годы, после распада Советского Союза. Термин обычно используется в саркастическом смысле: «новыми бедными русскими» с сарказмом сами себя называют одинокие пенсионеры, а также работники с заработной платой ниже прожиточного минимума. Они также часто являются объектами окончательного ограбления криминальными элементами, в результате чего лишаются жилья, документов и превращаются в бомжей.

В то же время не следует напрямую сопоставлять нищих и бедных в России, так как многие бедные (живущие на доходы ниже прожиточного минимума) в России вынуждены жить за счет собственного приусадебного хозяйства из-за безработицы или низкой оплаты труда, обычных в небольших провинциальных городах и сельской местности, низкой пенсии, при этом они не занимаются попрошайничеством.

Обычные нищие, в традиционном понимании этого слова, — то есть бомжи, попрошайки, в России зачастую являются носителями заразных болезней, например, туберкулеза, так как живут в плохих условиях, отказываются от медосмотров и длительного лечения или не имеют на них средств из-за внедрения в России платной медицины. Среди нищих также широко распространен алкоголизм.

По данным Росстата в России в 2007 году проживало около 19 млн бедных (живущих на доходы ниже прожиточного минимума), что составляло 13 % населения. Однако согласно соцопросам, около половины россиян не могут прокормить свои семьи. К 2009 году их число достигло 24 млн человек, при том, что прожиточный минимум составил 5 тыс. рублей в месяц на человека.

В России, по итогам 1 полугодия 2015 года, за чертой бедности оказался каждый 7-й россиянин (на доходы ниже прожиточного минимума жило 21,7 млн россиян, или 15,1 % населения России). При этом, за прошедший 2014 год, число бедных в России увеличилось на 2,8 млн человек. Очевидно, что после экономических кризисов в России 2008 г. и 2014 г., и девальвации рубля, число бедных в России возрастало.

По данным оппозиции, реальное число нищих в России почти в два раза больше, поскольку прожиточный минимум искусственно занижен. По данным «Независимой газеты», при расчетах по номинальному курсу рубля по состоянию на 2010 г., русские нищие были беднее американских в 3 раза.

Борьба с нищенством

Можно выделить 3 меры борьбы с попрошайничеством — оказание материальной поддержки (благотворительность), наказание за сбор (а иногда за подачу) милостыни, трудовое перевоспитание (иногда — принудительное) с целью дальнейшей социализации нищих и возвращения их в общество. Так, в законодательстве СССР предусматривалось уголовное наказание (в том числе исправительные работы) за бродяжничество и попрошайничество, а также за вовлечение в попрошайничество несовершеннолетних.

Наказание за подачу милостыни

В 1349 году в Англии вышел Закон, предусматривающий тюремное заключение за подачу милостыни.

Упорядочение сбора милостыни

В 1370 году Нюрнберг издал закон, по которому всякий местный нищий, желающий собирать милостыню, должен был получать и носить специальный значок, пришлым попрошайкам разрешалось это делать не более трех дней в году.

Этимология

Русское слово нищий соотносится с древнеиндийским nistyas, что значит «чужой», «нездешний» и в целом аналогично понятию «ряженый». Л. Н. Виноградова считает, что «по-видимому, можно разделить мнение ряда специалистов о том, что есть основания (в том числе и языковые свидетельства) предполагать, что нищие (и ряженые) воспринимались как заместители умерших, а щедрое их одаривание — как отголосок поминальных жертвоприношений».

Примечания

  1. А. Кураев. «Кто такие нищие духом?»
  2. Митрополит Кирилл «Слово пастыря»
  3. А. П. Лопухин. «Толковая Библия»
  4. Прот. Леонид Грилихес (МДА). «Блаженны нищие духом»: опыт интерпретации с учетом ветхозаветных данных
  5. Преподобный авва Исаия. «Духовно-нравственные слова»
  6. Свт. Николай Сербский. Миссионерские письма
  7. Свт. Игнатий Брянчанинов. Том 5 (Приношение современному монашеству): «Плачь инока о брате его, впавшем в искушение греховное», ст. 3 «Решь». (недоступная ссылка — история). Проверено 26 сентября 2014. Архивировано 3 января 2011 года.
  8. Beati pauperes spiritu quoniam ipsorum est regnum caelorum
  9. Heureux les pauvres en esprit, car le Royaume des Cieux est à eux.
  10. Blessed are the poor in spirit: for theirs is the kingdom of Heaven. (5:3)

Ссылки

  • Свт. Филарет (Дроздов) «Беседа о нищите духовной»
  • Серафим Слободской. «Закон Божий»
  • Армен Казарян «Истинное толкование того, кто есть нищие духом»

Нищие духом

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *