Николай Чудотворец — это один из самых почитаемых в православии и христианском мире святых. В католических странах Николай Чудотворец стал прообразом Деда Мороза (Санта-Клаус, святой Николай). В православном мире о Николае Угоднике знают или хотя бы слышали не только верующие, но и те, кто никогда в церкви не были.

Чем так замечательна была жизнь святого Николая Чудотворца? Когда жил святитель Николай? Какие чудеса происходили при нем? В чем Николай Чудотворец помогает?

Иконы, фрески и мозаика с образом Николая Чудотворца

Священное Предание, частью которого является и церковное искусство, точно сохраняло на протяжении веков портретные черты святителя Николая Чудотворца. Его внешний облик на иконах всегда отличался ярко выраженной индивидуальностью, поэтому даже не искушенный в области иконографии человек без труда узнает образ этого святого.

Местное почитание архиепископа Мир Ликийских Николая началось вскоре после его кончины, а почитание на территории всего христианского мира оформляется на протяжении IV — VII веков. Однако, в связи с иконоборческими гонениями, иконография святого складывается достаточно поздно, только в X — XI веках. Древнейшее изображение святого в монументальной живописи находится в римской церкви Санта Мария Антиква.

Роспись церкви Санта Мария Антиква. Ок. 720 г. Рим (святитель Николай справа)

Образ святителя Николая (в рост или поясной) присутствовал в декорации византийских и древнерусских храмов, где он мог помещаться как отдельно, так и в составе композиции «Святительский чин» в алтаре. Правой рукой святой благословляет, а в левой, часто покрытой фелонью и омофором, держит Евангелие.

Мозаика апсиды собора Св.Софии в Киеве. Ок. 1037 г. Фрагмент

Облачение составляют: риза, поручи, фелонь, под которой видна палица, и омофор. Древние святители обычно изображались именно в фелони, а не в саккосе, так как до XIV века правом ношения саккоса обладал только Константинопольский патриарх. Фресковые и мозаичные образы святителя Николая сохранились в константинопольском соборе Св.Софии, в киевском Софийском соборе, в церкви Успения в Дафни, в Георгиевском соборе Старой Ладоги и во многих других храмах.

Самое древнее из известных нам иконописных изображений Мирликийского святителя — образ Николая со Спасителем и избранными святыми на полях из собрания Синайского монастыря св.Екатерины. Эта икона примечательна тем, что жест руки не благословляющий. Такой жест можно охарактеризовать как указующий на Евангелие, или как «жест речи».

Николай Чудотворец со святыми на полях. Кон.X — нач.XI в. Константинополь. Монастырь св.Екатерины, Синай

На многих иконах по сторонам от святителя (на фоне или в медальонах) помещаются образы Христа и Богоматери, возвращающих святителю Николаю Евангелие и омофор — атрибуты архиерейского достоинства. Это изображение чудесного видения, бывшего участникам I Вселенского Собора в Никее и показавшего, что святой был лишен епископского сана и заключен в темницу несправедливо. Изображения «Никейского чуда» известны уже на иконах XII века.
Русский перевод жития, сделанный в XI веке, содержит описание чуда, происшедшего в Киеве. Утонувший по недосмотру в Днепре младенец после молитвы родителей к Чудотворцу был найден живым на хорах Софийского собора под иконой святителя Николая. С тех пор эта икона почиталась чудотворной и получила название «Никола Мокрый», поскольку младенец лежал весь мокрый, как будто только что был вынут из воды. Реставрационные исследования, проведенные в 1920-х годах, показали, что хранившаяся в соборе икона «Николы Мокрого» была написана не ранее XIV века на Руси. Видимо, это был чтимый список с первоначального образа. К сожалению, во время Второй мировой войны эта икона пропала и так и не была найдена.

История еще одного чудотворного образа святителя связана с Новгородом. Предание гласит, что тяжело заболевшему новгородскому князю Мстиславу во сне явился Николай Чудотворец и повелел перевезти из Киева в Новгород свой образ, выполненный на доске круглой формы. На Ильмень-озере княжеские послы попали в шторм и пристали к острову Липно, ожидая погоды для продолжения пути. На четвертый день увидели приплывшую по волнам икону святителя Николая, которая точно соответствовала описанию. После чудесного исцеления князя образ поместили в Никольском соборе на Ярославовом дворище. Отсюда и произошло название иконы — «Никола Дворищский». Позже на острове, где обрели образ, был основан Липенский Никольский монастырь.

Никола Дворищский. XII в. Новгород. Новгородский музей-заповедник

Иконы «Николы Можайского» известны на Руси с XV века и повторяют иконографию знаменитой чудотворной деревянной статуи, прославившейся покровительством городу Можайску. Согласно преданию, во время вражеского набега защитникам города явился Мирликийский святитель. Он стоял в воздухе над собором, держа поднятый клинком вверх меч в правой руке, а в левой — модель обнесенного крепостной стеной храма. Испуганные видением неприятели бежали, а жители сделали резное изображение святителя. Предполагают, что эта скульптура, датируемая концом XIV века, хранится сейчас в Третьяковской галерее.

Никола Можайский. XIV в. ГТГ, Москва

Об истоках иконографии таких резных статуй (а впоследствии и икон) в науке существуют различные мнения. Предполагалось, что данный иконографический тип стал развитием древнерусской традиции изображения «Николы Зарайского». Некоторые ученые считали такую иконографию романской, заимствованной в Западной Европе, где был распространен образ воинствующего святителя с мечом в руке. Появление образа объясняли и возможным участием балканских мастеров в строительстве в XIV веке Никольского собора в Можайске. А.В.Рындина предложила убедительную версию, связывающую появление этого памятника на Руси с литургическими и обрядовыми преобразованиями митрополита Киприана и византийской традицией почитания мощей. Эта версия связывает происхождение резных образов со скульптурой святителя, вложенной сербским королем Урошем в начале XIV века в базилику в Бари и предназначавшейся для размещения над ракой с мощами.

Образ святителя Николая, святого ратника, защищающего православный град от иноплеменных, стал особенно популярен на Руси, терзаемой в XV — XVI веках набегами и войнами. Меч истолковывался и как воинское оружие, и как «меч духовный, который есть Слово Божие» (Ефес. 6:17), которым должны иссекаться грехи. Как небесный покровитель города святой Николай защищал жителей от всякого греха и напасти, как духовной, так и телесной.

Широкое распространение на Руси получила иконография, именуемая «Никола Зарайский». На иконах такого типа святитель изображается в рост с простертыми в стороны руками. Правой он благословляет, в левой держит Евангелие. Такое композиционное решение фигуры напоминает распространенное в христианском искусстве изображение молящегося (оранта).

Никола Зарайский и ап. Филипп. 1-я половина XIV в. Новгород. ГТГ, Москва

Согласно «Повести о Николе Зарайском», образ в 1225 году был перенесен из Корсуни в пределы рязанского княжества, где вскоре прославился многочисленными чудесами. Во время опустошительного нашествия Батыя на Рязанскую землю погиб князь Феодор, а его супруга, княгиня Евпраксия, не желая попасть в руки татар, бросилась из терема и разбилась — «заразися до смерти». После погребения семьи около иконы Николы Корсунского образ стали называть Заразским или Зарайским, а город получил название «Зарайск».

Некоторые созданные на Руси образы Николая Чудотворца не представляют какой-либо отдельной, новой иконографии, радикально отличающейся от предыдущих. Эти образы вполне вписываются в традиционные схемы изображения. Прославившись чудотворениями, такие иконы получали общерусскую известность и индивидуальные наименования, обычно связанные с местом обретения. Найденная в вятском регионе на берегу реки Великой икона стала называться «Никола Великорецкий», обретенная у калужского села Гостунь — «Никола Гостунский».

Фреска киевского Михайловского Златоверхого монастыря. 1103-1113 гг. ГТГ, Москва

Фреска Георгиевского собора в Старой Ладоге. Посл.четверть XII в.

Свт. Николай с избранными святыми. Конец XII в. Новгород. ГТГ, Москва

Когда жил Николай Чудотворец?

Святитель Николай жил в конце III — начале IV-го веков. Он был митрополитом Мир — одной из территорий в Римской Империи, самого крупного на тот момент и сильного государства.

Николай Чудотворец застал и тот период, когда христиане еще подвергались гонениям, и время, когда христианство наконец-то стало государственной для Империи религией.

Чем известен Николай Чудотворец?

Святитель Николай — один из самых почитаемых святых. Причем, не только в православии, но и в остальных христианских конфессиях (католической, протестантской, армянской и т.д.), поскольку жил до всех расколов, и Церковь тогда еще была единой.

То, что святитель Николай настолько известен, не означает, что он лучше остальных святых — тут сравнения вообще неуместны. Но его известность во многом сложилась исторически: ведь свои чудеса и подвиги он совершал будучи не монахом в каком-то монастыре, а правящим архиерем в самой развитой на тот момент стране.

Святитель Николай является олицетворением сразу нескольких подвигов и служений:

  • Он был чудотворцем, который исцелял людей и спасал от смерти.
  • Он был богословом, который тонко чувствовал вероучительные вопросы и отстаивал истину в споре с еретиками — которые на тот момент имели в Империи очень сильное влияние.
  • Святитель Николай был не просто митрополитом (то есть, священником-архиереем, который возглавляет целую митрополию), но в первую очередь любящим пастырем и самоотверженным защитником для своего народа.
  • Ну и наконец, святитель Николай в не меньшей степени олицетворят собой подвиг смирения и послушания — поскольку сана митрополита никогда не искал и публичности тоже. Да и вообще, в юности, как и любой, наверное, монах, мечтал об уединении и пустыне. Однако став митрополитом, он словно «забыл» про свои желания и всецело отдался служению, которое приготовил ему Господь.

Икона святителя Николая Чудотворца с изображением различных моментов из его жития

Николай Угодник — почему его так называют?

Николая Чудотворца в народе часто называют Николаем Угодником — то есть, святым, который угодил Богу. Хотя, по справедливости, любой святой, а не только Николай, угодил в своей жизни Богу — потому что сама суть святости это угодничество.

Святость — это не просто хорошие поступки и подвиги — от них святыми не становишься. Святость — это стяжание такой Благодати, какую принять в себе могут люди, только чистые сердцем. А хранить свое сердце чистым — это и есть лучшая угода Богу.

Святым даруется Благодать Святого Духа, и она помогает им совершать подвиги, которые они, святые, без Божией Помощи сами по себе никогда бы не совершили. И только с Божией Помощью можно было прожить ту напряженную жизнь, которую прожил святитель Николай — угождавший, как и каждый святой, Богу.

Чудеса святителя Николая

Святитель Николай помогает терпящим бедствие морякам

Предание сохранило память о множестве чудес святителя Николая и множество примеров его помощи самым простым людям.

  • На Рождество он тайком приносил детям из бедных семей подарки и клал их под дверью. Так «появился» Санта-Клаус — наш Дед Мороз.
  • Однажды святитель Николай помог человеку, который обнищал настолько, что готов был отдать своих дочерей в рабство. Святитель спас девушек от бесчестия, украдкой подбрасывая в дом мешочек с золотом — и тем самым, обеспечивая каждой дочери по очереди хорошее приданое для замужества.
  • Николай Чудотворец несколько раз помогал жителям митрополии при засухе и голоде. Например, однажды явился в видении купцу, который проплывал мимо на корабле с зерном. После видения у купца в руках мистическим образом остались деньги, которые святой «отдал» за хлеб. Для купца это была выгодная сделка и весь хлеб он оставил жителям.
  • А однажды святитель Николай спас свой народ от высокого налога. Он лично поехал к тогдашнему императору Константину и объяснил, что размер оброка был назначен несправедливо— и исключительно по причине алчности «местных чиновников». Император Константин оценил заступничество святого (кроме того, что в целом уважал его и прежде) и налог в итоге был снижен.
  • Не раз святитель Николай заступался за граждан и в случае несправедливых судебных решений — и это помогало отменить казнь невиновных.
  • Не раз Николай Чудотворец спасал моряков во время бурь.
  • И так далее, и так далее, и так далее…

В общем, святой Николай олицетворял собой истинного пастыря. А народ в благодарность сохранил о нем память. Да такую, какой удостоился, наверное, мало кто из подвижников во всей православной Церкви.

Святитель Николай спасает от смерти несправедливо осужденных

Николай Чудотворец — защитник Православия

Конец III-го и начало IV-го веков, когда жил святитель Николай, было еще и временем, когда христианство проходило трудный путь формулирования вероучительных истин.

Что это значит?

Все духовные определения (и в их основе Символ Веры) и все догматы, по которым сейчас живет Церковь — были сформулированы именно тогда. Сделать это было необходимо, поскольку христианство охватывало все большие территории. Все более разрозненными и разнообразными становились сами по себе христианские общины и народы, принимавшие крещение. Все чаще стали возникать учения, которые искажали ту или иную христианскую истину.

Ереси эти возникали не по какому-то злому умыслу, а именно в силу отсутствия сформулированных догматов. Например, какой-нибудь архиерей учил свою паству так, как чувствовал христианскую веру сам. Где-то он мог ошибаться и свои заблуждения таким образом транслировал на целые города: у него появлялись ученики и последователи, которые в свою очередь учили людей, и т.д. Порой еретические учения могли охватывать территории не меньшие, чем православие.

Николай Чудотворец был одним из самых ярых защитников православных истин. Иногда он мог быть излишне эмоционален — на одном из Вселенских соборов, где как раз формулировались догматы, он даже дал пощечину своему оппоненту — за что тут же был изгнан в дисциплинарных целях.

Тем не менее, при всей своей принципиальности, святитель Николай не был безрассуден. Например, когда христианство еще не было в Римской Империи официальной религией, святитель Николай не разрушал языческие капища — как начал это делать позже. Потому что понимал — сделав это, он навлечет гнев не только на себя, но и на всю свою паству.

Николай Угодник, в чем помогает

Святитель Николай — один из самых почитаемых у нас в стране святых. С молитвой и просьбой о помощи к нему обращаются чаще, чем ко многим другим святым.

В чем помогает Николай Чудотворец? Это вопрос, в котором сложилось много спекуляций. Считается, например, что Николай Угодник помогает в работе: безработным найти ее поскорее, а имеющим работу — лучше с ней справиться. Википедия пишет про то, что Николай Чудотворец — это покровитель плавающих и путешествующих.

Однако видеть в святом заступника лишь в чем-то одном — это, скорее, суеверие, которое ничего общего с глубиной Церковной жизни не имеет.

Любой святой помогает во всем. Любой святой рад быть заступником перед Богом за каждого, кто к нему обращается. Поэтому Николай Угодник может помочь не только в работе, но и в учебе, или при проблемах со здоровьем, или при сложностях в семейной жизни.

Николай Чудотворец — наш заступник перед Богом. И его заступничество — как и заступничество любых святых за любого из нас — есть одна из чудеснейших сторон Церковной жизни. И замечательное свидетельство того, что во Христе люди объединяются не только на расстоянии, но и во времени!

День святого Николая

Русская Православная Церковь установила следующие дни памяти Николая Чудотворца:

  • 19 декабря
  • 22 мая
  • 11 августа

Тропарь святителю Николаю

Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина:

сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая.

Отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим.

…Когда читаешь его жизнь, поражаешься, что он не только о духовном заботился; он заботился о каждой человеческой нужде, о самых скромных человеческих нуждах. Он умел радоваться с радующимися, он умел плакать с плачущими, он умел утешить и поддержать тех, кому нужно было утешение и поддержка. И вот почему народ, мирликийская паства его так полюбила, и почему весь христианский народ так его чтит: ничего нет слишком ничтожного, на что он не обратил бы внимание своей творческой любви. Нет ничего на земле, что казалось бы недостойно его молитв и недостойно его трудов: и болезнь, и беднота, и обездоленность, и опозоренность, и страх, и грех, и радость, и надежда, и любовь – все нашло живой отклик в его глубоком человеческом сердце. И он нам оставил образ человека, который является сиянием Божией красоты, он нам в себе оставил как бы живую, действующую икону подлинного человека. Но оставил он нам ее не только для того, чтобы мы ликовали, восхищались, изумлялись; он нам оставил свой образ для того, чтобы мы от него научились, как жить, какой любовью любить, как забывать себя и помнить бесстрашно, жертвенно, радостно всякую нужду другого человека.
(Митрополит Антоний Сурожский)

Николай Чудотворец: житие кратко. Самое главное, что нужно знать об этом святом

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *