Улицкая Людмила Евгеньевна (р. 1943)

«Даниэль Штайн, переводчик»:

«Возьми свой крест и иди».

Гашек Ярослав (1883 – 1923)

«Похождения бравого солдата Швейка» (1923 г., перевод П.Г. Богатырёв (1893 – 1971)), ч. 1, гл. 2:

«Итак, поднимаясь по лестнице в третье отделение, Швейк безропотно нес свой крест на Голгофу и не замечал своего мученичества».

Кафка Франц (1883 – 1924)

«Процесс» (1915 г.), перевод (Е. Кацевой), гл. 7:

«Верно, верно, – сказал фабрикант, человек он был торопливый и никогда не дослушивал спокойно, что ему говорят, каждому приходится нести свой крест.»

Чехов Антон Павлович (1860 – 1904)

«Чайка» (1896 г.), д. 4:

«Я теперь знаю, понимаю, Костя, что в нашем деле — все равно, играем мы на сцене или пишем — главное не слава, не блеск, не то, о чем я мечтала, а уменье терпеть. Умей нести свой крест и веруй. Я верую и мне не так больно, и когда я думаю о своем призвании, то не боюсь жизни.»

«Скучная история» (1889 г.), гл. II:

«Те из них, которые не выдерживают экзамена по неспособности или по болезни, обыкновенно несут свой крест терпеливо и не торгуются со мной;»

Толстой Лев Николаевич (1828 – 1910)

«Воскресение» (1889 — 1899 гг.), ч. 1, гл. 51:

«Анна Каренина» (1873 – 1877 гг.), часть IV, глава XII, Каренин говорит об измене его жены Анны:

«То-то и ужасно в этом роде горя, что нельзя, как во всяком другом — в потере, в смерти, нести крест, а тут нужно действовать, — сказал он, как будто угадывая ее мысль.»

Достоевский Федор Михайлович (1821 – 1881)

«Преступление и наказание» (1866 г.) ч. 5 гл. 4 — Родион Раскольников признался Соне Мармеладовой в том, что он убил старуху процентщицу и Елизавету. Соня советует ему пойти и признаться в убийстве и пойти на каторгу, чтобы искупить свою вину. Соня предлагает Раскольникову надеть свой крестик:

» — Есть на тебе крест? — вдруг неожиданно спросила она, точно вдруг вспомнила.

Он сначала не понял вопроса.

— Дай! — сказал Раскольников. Ему не хотелось ее огорчить. Но он тотчас же отдернул протянутую за крестом руку.

— Не теперь, Соня. Лучше потом, — прибавил он, чтоб ее успокоить.

«Кто без крестов, тот не Христов!».
Архимандрит Павел (Груздев)

Выражение «нести свой крест» применяют верующие и неверующие, к месту и не к месту. Под «крестом» обычно понимают различные тяготы жизни: болезни, трудные отношения с близкими, тяжёлую работу и тому подобное.

Родина этого выражения – Евангелие. Господь Иисус Христос сказал своим ученикам: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24). В буквальном смысле под крестом подразумевается орудие казни, в переносном – внешние и внутренние жизненные трудности. Призыв Господа – призыв к мученичеству, к стоянию за истину до самой смерти. Презреть всё земное и идти за Христом, быть верным Его учению до последнего вздоха, – вот что означало несение креста для апостолов. Но тогда они этого еще не понимали. Точно также и современный человек глух к призыву нести свой крест безропотно, с рассуждением о смысле несения креста.

Святитель Игнатий Брянчанинов пишет о том, что кресту, как терпению житейских тягот, должен предшествовать крест, как следование Евангелию, исполнение заповедей. При этом отношение к кресту должно быть, как к чему-то нужному: «Ученик Христов тогда несет правильно крест свой, когда признает, что именно ниспосланные ему скорби, а не другие, необходимы для его образования о Христе и Спасения».

Насколько иначе сложилась бы наша жизнь, если бы мы с юности жили с Богом? Это не избавило бы от креста, но нести его было бы легче. Говоря, «это мой крест», будем помнить, что Господь в первую очередь требует от нас веры и стремления исполнения заповедей, а при искреннем покаянии в немощи Он подставит плечо, поможет нести крест, откроет смысл попущенных невзгод.

Александр Прудников

Так же у нас ЛУЧШАЯ Библия онлайн с толкованиями Святых отцов на каждый стих , заходите.

И видео лекции на каждую главу Библии современными богословами и учеными, смотрите.

Изучать Библию с Экзегет интересно! Крупнейшая Библейская ВИКТОРИНА.

Нести свой крест — принимать посланные судьбой испытания покорно, терпеливо, без злобы, отчаяния, ненависти и зависти к окружающим, с осознанием того, что жизнь — не сахар, что всего в ней поровну — радостей и горечи, что черная полоса обязательно сменится светлой, а случившееся — это рок; от него не убежишь, не скроешься; не отчаиваться, не взирая на удары провидения, продолжать жить

Род проходит и род приходит, а земля пребывает вовеки. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит… Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь… Что было, то и будет, и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем (Книга Екклезиаста)

Происхождением фразеологизм «нести свой крест» обязан Новому Завету

14 Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!
15 Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.
16 Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.
17 И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа;
18 там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса (Еванглие от Иоанна гл. 19)

Евангелист Матфей утверждает, что крест, на котором распяли Иисуса, нес некто Симон

30 и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове.
31 И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие.
32 Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его.
33 И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место…
38 Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую

Матфею вторит евангелист Лука

26 И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом.
27 И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем
28 Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших….,
32 Вели с Ним на смерть и двух злодеев
33 И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону

Евангелист Марк подтверждает версии распятия Христа Луки и Матфея

21 И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его
22 И привели Его на место Голгофу, что? значит: Лобное место
23 И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял
24 Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять
25 Был час третий, и распяли Его

Чтобы сгладить противоречия, Церковь придумала: Иисус таки нёс крест, а когда изнемог, на помощь ему призвали Симона

Синонимы выражения «нести свой крест»

  • Терпеть
  • Страдать
  • Терзаться
  • Мучиться

Чтобы вылечить больное человечество, нужно горькое лекарство, уверен иерей Андрей Чиженко.

Жизнь все бежит,

Жизнь все течет,

И жизнь несется

От слова «несу»…

В Евангелии написано: «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее…» (Мф. 16:24). В Синодальном переводе Библии на русский язык над словом «крест» стоит пометка, а в сноске указано, что под крестом подразумевается жизнь человеческая.

То есть в данном контексте слово «крест» и слово «жизнь» – синонимы. Потому выражение «нести свой крест» можно заменить фразой «нести свою жизнь». Отсюда выплывает вполне логичный вопрос: «Куда ее нести?» и вполне логичный ответ: «К Богу». Почему Господь определил жизнь нашу человеческую как крест?

Ведь мир и тысячи лет назад, и сейчас воспринимает ее совсем по-другому: как карнавал, фейерверк, море удовольствия и «вечный» праздник. Но православие говорит нам о том, что зачастую это пир во время чумы. И чтобы вылечить больное человечество, нужно горькое лекарство: крест – одновременно как орудие казни греха и страстей и как орудие воскресения, спасения рода человеческого.

«Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями», – точно сказал святой первоверховный апостол Павел (Гал. 5:24). Выразительна символика крестоношения в Таинстве Крещения. Почему в нем используется вода? Она – символ земли, а земля – символ смерти и погребения. Троекратное погружение в воду при Крещении – образ смерти ветхого человека, а также первородного и всякого другого греха. Троекратное восстание во имя Отца и Сына и Святаго Духа – символ воскресения нового обновленного духовного человека – новой твари. Но для того чтобы стать таким, нужно последовать за Христом, подняв на плечи свой крест – на личную СВОЮ Голгофу, без которой не бывает и воскресения.

Под крестом (крестоношением) каждого человека подразумевается все в его жизни – таланты, способности, обстоятельства и события, с ним случающиеся, люди, которые его окружают, и вообще все то, что формирует душу человека.

Как писал преподобный Серафим Вырицкий: «От Меня это было». Все, что ни случается с человеком в жизни, – от Господа. Это можно сравнить с тем, что Бог – наш Учитель, мы на земле – ученики. Все, что происходит с нами в жизни – от Бога, и люди, которых мы встречаем во время своего земного пути, тоже посланы Им. Даже враги. В великой книге православной аскезы «Добротолюбии» сказано, что нужно любить своих врагов. Для падшего, запутавшегося в грехах человеческого сознания это почти не возможно. Но святые отцы поясняют, вернее, указывают тот путь, с которого нужно начать дело любви к врагам. Они пишут о том, что мы должны воспринимать наших врагов как орудие в руках Господа, служащее для нашего исправления. Образно выражаясь, враги (и вообще все люди) – хирургический скальпель в ладони Всевышнего, которым он вскрывает глубоко закоренелую рану нашей гордыни, чистит гной грехов да страстей.

Вспомним великолепную меткую фразу героя сельского православного батюшки (его роль играет Сергей Маковецкий) в фильме «Преображение», которую он сказал о своей матушке: «Она – мой точильный камень». Развивая эту мысль, можно сказать, что мы все друг для друга точильный камень.

Господь, как ЛУЧШИЙ Врач, моделирует для каждого из нас именно те жизненные обстоятельства и посылает именно тех людей, которыми в целокупности нас исправляет и направляет на верный путь.

Мне очень нравится выражение «Земная жизнь – училище для души». Точно сказано!

Мы ученики на земле. Наш жизненный крест, кажущийся порой очень тяжелым, нужен для того, чтобы распять наши страсти, пронзить гвоздями событий наши пороки и похоти, вознести руками встречающихся нам по жизни людей, нашу душу от земли с тем, чтобы умер ветхий наш плотский человек и воскрес-восстал новый – духовный гражданин Царства Небесного.

Это необходимо. И крест – основа нашего спасения.

Именно потому грех самоубийства – тягчайший. Ведь человек добровольно лишает себя креста. Он внутренне будто говорит Богу:

– Мне то, что Ты даешь, не нужно. Не хочу этого знать. Ну и что, что спасительно?! Я не желаю. Если Ты не даешь мне того, чего я хочу, хотя и знаю, что для меня это губительно, то я не приму и того, что Ты мне даешь.

В этом грех сатанинской гордыни.

Потому, дорогие братья и сестры, накануне Крестопоклонной недели хочется сказать о том, что нужно смиренно и терпеливо нести свой крест. Умер близкий родственник – Божья воля. Попал в больницу – Божья воля, посмотри, проанализируй, следствием какого греха явилась болезнь. Может, Господь тебя останавливает в земном суетном беге, чтобы ты поднял голову ввысь: помолился, попостился, пособоровался, поисповедовался, причастился. Родился ребенок – Божья воля. Приняли на работу – радуйся! На то Божья воля! Уволили с работы. Ничего, радуйся! На то тоже Божья воля. А Он то, как любящий Отец, тебя не оставит.

Просто прими своей крест. Прими Божью волю – и ты увидишь, как Он все устроит. Одна игуменья говорила о том, что просит у Бога только двух вещей: полностью предаться Его воли и покаяния. А еще она говорила, что не нужно искать земной справедливости. Ее нет. А небесная справедливость на земле пригвождена ко кресту. И это космический вселенский закон. Ведь недаром Крест называют Честным и Животворящим. В нем – источник жизни для человеков. Важно это понять. И когда это осознаешь, получишь радость Богообщения, которую никто и никогда у тебя не отнимет. И крест откроет тебе новую прекрасную жизнь.

Иерей Андрей Чиженко

Нести свой крест

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *