Удивительным свойство колыбельных является их повсеместность — их поют по всему миру. Нет такой страны, где бы матери не пели своим малышам колыбельных. Какой бы религии или традиции не придерживались люди, на каком бы языке не говорили, в их жизни есть место колыбельным песням.

Конечно, колыбельные народов мира отличаются, как отличаются и сами эти народы. Любая колыбельная песня – это не только способ общения между родителями и детьми, но и отображение ценностей своего народа. Такая песня не только успокаивает, но и воспитывает, даёт малышу понять, кто он, откуда его народ и каково его собственное место в этом народе.

Проект «Колыбельные для всей семьи» собрал для вас тексты колыбельных разных народов мира, как пример богатства и разнообразия этой фольклорной традиции.

Детский фольклор – это особенная область народного творчества, особый мир детства. В течении многих веков прибаутки, потешки, приговорки, сказки, считалки, загадки любовно и мудро воспитывают, поучают ребенка, их родные мотивы приобщают его к культуре своего народа, его знаниям и традициям.
Хорошо, когда этот чудесный мир окружает ребенка с первых дней его жизни, с песенками, сказками он засыпает и просыпается, с пестушкам, потешками, прибаутками купается и играет, они развлекают малыша и, в то же время, развивают нравственно, физически и духовно. И самое главное, эти произведения народного творчества являются своеобразным инструментом настройки генетической памяти, которая позволяет в последствии индивидууму существовать в этносоциуме, позволяет быть истинным славянским человеком. Как предельно точно отмечает Юрий Нечипоренко: «»русскость» в смысле культуры — определенная возделанность души, это возделывание совершено в истории (оно выражается в судьбе народа) и имеет результатом сплав генетических предрасположенностей, определенные черты «коллективного бессознательного»» (18). На наш взгляд эта удивительная «возделанность» души присуща любому из славянских народов, конечно же, со своими неповторимыми особенностями.

Детский фольклор, как средство народной педагогики

Народные педагоги, наши предки, хорошо понимали важное значение детского возраста, и максимально использовали его возможности для закладки фундаментальных основ народных знаний об окружающем мире, роли славянина в нем, причем активной роли. Во всевозможных колыбельных, потешках, присказках, поговорках, сказках содержатся уроки для их слушателя, психологические и бытовые, заговоры на крепкое здоровье ребеночка, его красоту, ум, счастливую судьбу. Они формируют нравственные привычки, отношение к важнейшим аспектам народной духовной жизни, воспитывают настоящий славянский дух. Игры физически развивают, закаляют ребенка, готовят его к взрослой жизни соответственно половому предназначению, учат общению, коллективному взаимодействию.
Детский фольклор, ориентированный на общие закономерности возрастного развития детей, имеет чёткое функциональное назначение каждого жанра. То есть, каждый жанр детского фольклора по-своему способствует сохранению душевного, психического и физического здоровья ребёнка, развитию его личности, установлению разнообразных отношений в сообществе взрослых и детей.

Много существует литературы на эту, актуальную в наше время, тему. Но интересно рассмотреть детский народный фольклор с точки зрения пробуждения генетической памяти ребенка, ее настройки.
Рассмотрены жанры детского фольклора, окружающие ребенка с рождения до 3 лет – это колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, первые сказки.

Колыбельная песня

Часто в колыбельных используются слова «лю-ли”, «люшеньки-люли”, колыбельку до сих пор называют «люлькой”, ребенка — «лялей”, «лялечкой”, детей «лелеют”. Происходят все эти ласковые слова от дочери богини Лады – Лели. Славянская Леля – это Богиня Весны, первых ростков, цветов, юной женственности. Древние славяне считали, именно Леля заботится о едва проклюнувшихся всходах – будущем урожае. Леля, как и Рожаница–Мать Лада, заботится о домашнем уюте, о материнстве, о малышах.
Заметим, что во всех народных колыбельных песнях ребенка называют по имени. Поэтому любая народная колыбельная песня – это обращение мамы, бабушки к заботливой, оберегающей ребеночка богини Лели.
Люшеньки-люли,
Спи, дитя, усни,
До утреннней зари,
До свежей росы.
Ай, люли-люленьки.
Прилетели гуленьки.
Сели гули на кровать
Стали гули ворковать
Стали гули ворковать,
Стал наш Юра засыпать.
Птицы в древнеславянском мировозрении – это вестники Бога. Именно они помогают заботиться о растущем малыше.
Баю-баюшки-баю,
Баю, Сашеньку, баю!
Приди котик ночевать,
Мою детоньку качать,
Качать, прибаюкивать
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
И кувшин молока.
Кот у славян – олицетворение вредоносной силы, относится к нижнему миру славянского мироздания, берет на себя вред, направленный на дом и его жильцов, теперь понятно, почему коту доверяют баюкать ребеночка.
Наши предки обязательно благодарили нижний мир за помощь (изначально, это жертвы предкам).
ЛАДушки, ЛАДушки,
Где были? –
У Бабушки.
Что ели? — Кашку.
Что пили? — Бражку.
Кашку поели.
Бражку попили.
Полетели, полетели
На головку сели,
Ладушки запели.
Упоминание о Богине ЛАДЕ – Богине лета, любви и красоты, счастливой судьбы и материнства. Вспоминая, что «ЛАДом”, «ЛАДой” нежно называли любимого супруга: мужа или жену, возможно, предположить, что ЛАДушки – это ласковое обращение к людям.
Согласно устной славянской традиции, существовал Бог-творец, создавший мироздание, который носил имена Сварог, Прабог, Пращур (предок), Прадедо, Прадо. А Земля носила имя Прабабы, Прабы. От Прадедо с Прабабой пошли боги и люди. В «Слове о полку Игоревом” люди-славяне так и упоминаются «Сварожьи внуки” (3, 8).
Таким образом, «Где были (люди)?” У своей Бабушки – Прабабы – Земли-Кормилицы. Там они ели и пили, но не простую, а ритуальную еду.
Зерно появляется в результате «союза” всех четырех почитаемых славянами стихий: Ветра, Земли, Огня и Воды. Поэтому каша, сладкая (сваренная на меду) каша, заправленная ягодами, являлась древнейшей ритуальной едой. Она несет мощную идею плодородия, победы над смертью, вечного возвращения жизни. Мед – один из символов «живой воды” у самых разных народов, и ягоды также связаны с идеей «неисчислимого” плодородия (14, 65). Бражка – напиток, который пился славянами во время ритуалов и подносился Богам.

Вся эта символика «прочитывалась” древними славянами так же легко, как мы читаем книгу. И так же легко эта символика, как и все, что ребенок слышит в самом раннем детстве от мамы, бабушки, откладывается где-то в нашем подсознаниии. Причем при последних словах ручки ребенка разводят и кладут на голову. Так происходит кодирование ребенка (постановка психологического якоря) на принятие всех этих важнейших для славян знаний о мире и о правилах (законах) существования славянина в нем.
Народный фольклор — колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, сказки, песни — это вхождение, тропинка в опыт предыдущих поколений с его глубоким пониманием психологии и физиологии детского возраста, естественных потребностей ребёнка, условий развития ребенка.
Детский устный народный фольклор, имеет мощнейшее всеобъемлющее значение, влияющее на развитие человека. Интересно рассмотреть его с помощью традиционного славянского мировоззрения, иначе говоря, в трехмерности славянского мироустройства: Мир Прави (мир Богов), Мир Яви (мир людей), Мир Нави (мир предков).
С одной стороны значение детского фольклора – в эстетическом, музыкальном, умственном воспитании, в развитии творческого мышления, памяти, становлении уравновешенной психики (ценности среднего мира для человека, дающие возможность успешно и творчески существовать и взаимодействовать в мире людей). С другой стороны – в тончайшем формировании духовности, нравственности человека, народности его души, его мировоззрения (ценности верхнего мира для человека, дающие возможность духовного роста). С третьей стороны – в настройке генетической памяти человека, в связи с этим: включения механизмов защиты ребенка, пробуждения силы рода и получения всех генетических ресурсов, т.е. формирования мощной связи со своим естественным традиционным эгрегором (ценности нижнего мира для человека для человека, дающие возможность черпать силы для осуществления своих целей, ощущать защиту и поддержку предков).

Подборки колыбельных песен девяти разных народов

Переходите по ссылкам ниже, и наслаждайтесь лучшими тематическими подборками колыбельных:

Русские и славянские народные колыбельные тесно связаны с христианской традицией и покровительством высших сил. Всё доброе в песнях связано с домом, в то время как плохое приносят извне. С тексте используется самые простые и понятные образы: животных (кот, собака, лесные звери), сказочные образы ангелов или Дрёмы. Сами слова стоят в уменьшительной ласкательной форме, особенно в обращении к самому малышу.

Белорусские колыбельные песни – калыханки – удивительно красивы лиричны. Они поют о повседневном мире, в котором есть место добру и чудесам. В белорусских текстах гораздо большее внимание уделяется людям, а образы животных встречаются редко.

Украинские колыбельные – калисанки – также красивы и музыкальны. Они несут в себе воспитательную роль, рассказывая детям об их будущей роди в мире. Мальчикам поют об усердии, трудолюбии, чести и храбрости, девочкам – о семейном очаге, любви и заботе.

Словацкие колыбельные, тоже будучи славянскими, похожи на русские народные песни. Та же певучесть и мягкость звучания, те же ласковые обращения: солнышко, радость, сокровище. Кроме животных, популярными образами в колыбельных песнях словаков являются сказочные королевства, волшебство и магические предметы.

Венгерские колыбельные песни обычно рассказывают целые истории: о пастухах и их стаде, о бескрайних равнинах, о звёздах и сказочных существах. Интересно, что самые любимые венгерские колыбельные были написаны не народом, а известными поэтами.

Английские колыбельные, наоборот, не содержат в себе историй. Их текст полон самых простых образов животных, небесных тел, сказочных существ. А ещё в них часто говорится о любви родителей к своим детям, причём родителями чаще всего тоже являются не люди, а животные (собаки, овечки, мышки, лошади).

Армянские колыбельные отражают традиционный патриархальный уклад народа. В первую очередь, это обрядовые песни, а не просто успокаивающие мелодии. Песни для мальчиков говорят о героическом прошлом и будущем, о храбрости, чести. В них сыновья сравниваются с солнцем, представителем всего рода. Колыбельные для девочек говорят о замужестве, материнстве и сохранении традиций.

Грузинские колыбельные песни – нана – тоже полные героических подвигов. Они рассказывают о традициях, событиях прошлого, религиозных и бытовых обрядах. Это своеобразное заклинание, оберёг от злых сил. Любопытно, что пение колыбельных в Грузии считается исключительно женским занятием. Одна из прекрасных колыбельных этого народа есть во второй книге колыбельных от Натальи Фаустовой.

Еврейские колыбельные, на первый взгляд, могут показаться грустными и минорными. Они отражают нелёгкую историю еврейского народа в образах природных стихий и птиц. Однако финал таких колыбельных всегда полон надежды и радости. Многие из них также полны юмора.

Колыбельные народов мира – настоящая сокровищница любви. В любой стране и на любом языке родители поют колыбельные песни, чтобы стать ближе со своими детьми и выразить свою заботу. Пусть и в вашем доме найдётся место для колыбельных!

Слушать русские народные колыбельные песни

Колыбельные хоть и относят к малым фольклорным жанрам, но смысл в них заложен большой. По сути, это знакомство младенца с родным языком и ритмом речи. Чем больше колыбельных, потешек и пестушек будет слышать ребенок с первых дней жизни, тем лучше у него в итоге будет развита речь и мышление. А ласковый материнский или отцовский голос навсегда станет символом светлого и счастливого детства.

Страшные колыбельные песни, или Детям читать запрещено!
Подумала: даже колыбельные песенки нужно продумать, прежде чем их петь на ночь, ведь детишки очень впечатлительны и эмоционально не крепкие, а психика итак с самого процесса рождения потрясена. Мои детки полюбили ту, что я им напевала:
«Колыбельная Медведицы» из к/ф «Умка»
Стихи Ю. Яковлев, музыка Е. Крылатов
Ложкой снег мешая,
Hочь идет большая,
Что же ты, глупышка, не спишь?
Спят твои соседи,
Белые медведи,
Спи и ты скорей, малыш.
Мы плывем на льдине
Как на бригантине,
По седым суровым морям.
И всю ночь соседи —
Звездные медведи
Светят дальним кораблям.
Ложкой снег мешая,
Hочь идет большая,
Что же ты, глупышка, не спишь?
Спят твои соседи,
Белые медведи,
Спи и ты скорей, малыш.
Как-то мы поехали в лес с соседской тетей Нурией (1948 г.р.), она — сектантка, но это не мешает нам дружить. Нас объединяют походы или поездки в ближайшие деревни по грибы да по ягоды. Она составляет мне компанию, потому что район хорошо знаю я и три леса. А она любит уходить подальше от города и квартиры, и для нее это и отдых, и, словом, для нас обеих —
это совмещение полезного и приятного.
Нет, врать не буду, она поначалу пыталась прощупать наше мнение по поводу их бога, про то, как они хорошо живут — друг другу помогают, всем, чем могут (а ей это надо, от меня она получала и одежду, и детские вещи от моих детей для ее внука, и постоянно у меня гостила, словом, нам не скучно), но и хвасталась «к нам поступить просто, но вот выйти невозможно»!
Это уже жутко, зная, как они «платят кто сколько может», как с ними уже внуки ходят (в школе — обычные ученики, а туда идут все как на праздник — нарядные, мальчики в белых рубашках и галстучках, девочки — как на утренник). Зная в моем бывшем городке, очень маленьком, кто есть кто и кто куда ходит, по пятницам их радостный день — идут на собрание. В этот день поездки отменяются. И вот, в лесу я узнала, КАК праздновали Новый год и КАК появились Снегурочки и Дед Мороз (жуть), потом про колыбельные. Не думала, что буду писать и про это, но всё же давно мыслишка не давала мне покоя, страшилки ведь любят все, независимо от возраста. А тут я недавно пролистала «5 СТРАШНЫХ ТАЙН РУССКИХ КОЛЫБЕЛЬНЫХ»

И столько комментариев и примеров, о которых напишу скоро, в конце.
Начну с обычной песенки «Баю-баюшки-баю».
В мультфильме «По следам Бременских музыкантов» есть песня бродящих музыкантов на сцене прямо на улице:
— Баю-баюшки-баю.
Не ложися на краю!
— Не могу я спать у стенки
упираются коленки
лягу я на край
Не ложись, не ложись.
Придет серенький волчок
И укусит за бочок»
«Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю —
С краю свалишься,
Переплачешься.
Придёт серенький волчок,
Тебя схватит за бочок,
Тебя схватит за бочок
И утащит во лесок,
И утащит во лесок
Под ракитовый кусток,
Где волки воют,
Детям спать не дают.
А-а-а-а, а баю-баю-баю, а-а-а-а».
А как такой вариант?
«Баю-баюшки-баю, Не ложися на краю — С краю свалишься, Переплачешься. Придёт серенький волчок, Тебя схватит за бочок, Тебя схватит за бочок И утащит во лесок, И утащит во лесок Под ракитовый кусток, Где волки воют, Детям спать не дают. А-а-а-а, а баю-баю-баю, а-а-а-а. Баю-баю-баинки, Я скатаю валенки Сыночку на ноженьки Бегать по дороженьке. Баю-баю-баю-бай, Баю-баю-баю-бай, А-а-а, баю-баю-баю-баю. Баю-баю-баюшки, Не ложись на краюшке, Придёт серенький волчок Тебя сватит за бочок, Ложись посерёдочке, На золотой пелёночке, А-а-а, баю-баю, Баю-баю-баю-баю. Баю-баю-баю-баю, Баю-баюшки-баю, А-а-а, баю. А баю-баю-баю, Не ложися на краю, Ты ложися к стеночке На мягенькой постелечке, Баю-баюшки-баю, Не ложися на краю — Придёт маленький волчок, Тебя схватит за бочок, Понесёт в кабачок И продаст за пятачок. В кабачке на полочке Золотые ложечки, А-а-а, баю-баю, Баю-баю-баю-баю. А-а-а, люли-люли, Бай-бай, бай-бай, Бай-бай-бай-бай. А баю-баю-баю, Не ложися на краю — Придёт серенький волчок, Тебя схватит за бочок, Тебя схватит за бочок И утащит во лесок. А баю-баю-баю, Баю-баю, баю-баю. И утащит во лесок Под ракитовый кусток — Там птички поют, Тебе спать не дают. А-а-а-а-а, баю-баю-баю. А баю-баю-баю, Баю дитятку мою. Придёт старый старичок, Хворостинкой посечёт. Он за то посечёт, Что ты мало ночью спишь, Что ты мало ночью спишь, По ночам всегда кричишь. А баю-баю-баю, Баю-баю, баю-баю. А-а-а, баю. Люли-люленьки, Прилетели гуленьки, Садились на люленьку, Стали гули толковать, Стали гули толковать, Как сыночка утешать. А-а-а люли-люли, А бай-бай-бай, А бай-бай-бай. Одна гуля говорит: Надо сына накормить. Друга гуля говорит: Молочком будем поить. Третья гуля говорит: Надо сына усыпить. Стали гули ворковать, Стал мой мальчик засыпать. А баю-баю-баю, Баю-баю, баю-баю. Люли-люли-люленьки, Прилетели гуленьки, Стали гули горевать: Как нам сына воспитать. Мы поедем в городок, Купим крупки мешок, Купим крупки мешок, Ещё маленький горшок. Будем кашку варить, Будем сына кормить. А-а-а, баю-баю, Баю-баю, баю-баю. А-а-а, люли-люли, Люли, баю-баю-баю. Люли-люли-люленьки, Прилетели гуленьки, Стали гули горкотать, Стали думать и гадать, Стали думать да гадать: Чем нам дочку воспитать? А мы кашкой с молочком Да сметанкой с творожком. А-а-а, люли-люли, Люли, бай-бай, бай-бай, бай-бай. Да сметанкой с творожком И пшеничным пирожком, А-а-а, баю-баю, Баю-баю, баю-баю. И пшеничным пирожком, И калачиком с медком, А-а-а, баю-баю, Баю-баю, баю-баю. А-а-а-а, а-а-а, А баю-баю-баю. *** Баю-баюшки-баю, Не ложися на краю: Придет серенький волчок, Он ухватит за бочок И потащит во лесок, Под ракитовый кусток; Баю-баюшки-баю, не ложися на краю Баю-бай-баю, Баю-бай-баю *** Баю-баюшки-баю, Не ложися на краю. Придет серенький волчок, Он ухватит за бочок И потащит во лесок, Под ракитовый кусток. К нам, волчок, не ходи, Нашу Сашу не буди. *** Баю-баю-баю-баю Не ложись, дитя, на краю, С краю свалишься, Мамы схватишься. Придет серенький волчок, Схватит детку за бочок, Схватит детку за бочок И потащит во лесок. И потащит во лесок За малиновый кусток. Кустик затрясется, Детка засмеется».

И, наконец, как обещала, комментарии:
Нам папа всегда пел
Баю баюшки баю
Не ложись ты на краю
Прилёт серенький волчок
И ухатит за бочок
К нам волчок не ходи,
Дочу,сына не буди,
Если папа встанет,
Волку худо станет;.
Потрясающе ! Мне от бабушки достался неплохой голос, с хорошим диапазоном и знание большого количества фолк песен. Своему ребенку я постоянно их пела и он , действительно, спал хорошо, крепко и рос здоровеньким и активным малышом. Я ещё тогда удивлялась, ни одной бессонной ночи. Мне , даже, немного не удобно было, перед другими мамочками. Помню подругу свою, ставшую похожей на призрака, дочка у неё спала по 30 мин. в сутки ,а в остальное время она плакала, если на руках не держали. Она попросила меня помочь, походить с дитём на руках, пока она постирает и посуду вымоет. Ну я и походила, с колыбельной конечно , малышка уснула почти сразу и проспала до утра. Наши предки были мудры , это точно.
А может напевая смертные колыбельные мать так себя готовит психологически, т.к. смертность была высокой в те времена, а горе ,как известно, сильно психилогически травмирует. Это как бы облегчает страдание. Помню у нас соседка жила еще с времён революции, старушка уже была. Так она нарожала 11 детей и 6 из их числа умерло. Медицины не было.
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю —
Придет серенький волчок
И укусит за бочок,
После прибежит медведь
И откусит тела тредь,
Ручку унесет лиса,
Зайка высосет глаза.
баю-баюшки баю,
Не ложися на краю
Придёт серенький волчок
И укусит за бочок!
А потом придёт медведь
И отхватит ножки треть,
Ручку вынесет лиса!
Зайка высосет глаза!
Черви заползут под ногти
Рысь запустит в сердце когти
А какой-то рыжий кот
Горло вмиг перегрызёт!
Кишки рогом спорит бык.
Лоси вырвут твой язык.
А собачка со двора
Сгложет косточку бедра!
Кошка вылижет глазницы.
Вепрь откусит ягодицы.
Печень будет кушать крот.
Бык порвёт копытом рот!
Ёж утащит язычок.
Мозг проточит червячок.
Череп дятел раздолбит.
В лёгких моль уже сидит.
Сердце зажуёт барсук.
Уж поселиться в носу!
А весёлые цветочки
Прорастут тебе сквозь почки…
Вот и будет от ребёнка
Лишь хребет да селезёнка
Кровь стекает с потолка
Смерть конечно не легка!
Баю баюшки баю
Не ложися на краю
Прийдет серенький волчек
И укусит за бочек.
А потом прийдет медведь
И отхватит ножки треть
Ручку вынесет лиса…
Зайка высосет глаза.
Черви заползут под ногти,
Рысь запустит в сердце когти…
А какой-то рыжий кот
Горло вмиг перегрызет!
Кишки рогом вспорет бык,
Лоси вырвут твой язык!
А собачка со двора
Сгложет косточку бедра!
Кошка вылижет глазницы,
Вепьрь откусит ягодицы,
Печень будет кушать крот,
Бык порвет копытом рот!
Еж утащит язычок,
Мозг проточит червячок,
Череп дятел раздолбит,
В легких моль уже сидит!
Сердце зажует барсук,
Уж повесился в носу!
А веселые цветочки,
Прорастут тебе сквозь почки…
Вот и будет от ребенка:
Лишь хребет, да селезенка…
Кровь стекает с потолка…
Смерть конечно, нелегка!
Я переписала всю песню
Баю-баюшки баю,
Не ложился на краю.
Придёт серенький волчок
И укусит за бочек,
А потом придёт медведь
И утащит тела треть.
Руку унесёт лиса,
Заяц высосет глаза.
Ёжик укусит за нос,
А коленку унёс пёс.
Доедят тебя короче.
Спи сынок, спокойной ночи!

1993 — 2020

Музыкальная энциклопедия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *