Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

Желающие венчаться должны быть верующими крещеными православными христианами. Они должны глубоко осознавать, что самовольное расторжение брака, утвержденного Богом, также как и нарушение обета верности, есть безусловный грех.

Таинство Венчания: как к нему готовиться?

Брачная жизнь должна начинаться с духовного приготовления.

Жених и невеста до брака непременно должны исповедаться и причаститься Святых Тайн. Желательно, чтобы они за три-четыре дня до этого дня подготовили себя к Таинствам исповеди и причастия.

Для браковенчания нужно приготовить две иконы — Спасителя и Божией Матери, которыми во время Таинства благословляют жениха и невесту. Раньше эти иконы брались из родительских домов, они передавались как домашняя святыня от родителей к детям. Иконы приносятся родителями, а если они не участвуют в Таинстве венчания — женихом и невестой.

Жених и невеста приобретают обручальные кольца. Кольцо — знак вечности и неразрывности брачного союза. Одно из колец должно быть золотым, а другое серебряным. Золотое кольцо символизирует своим блеском солнце, свету которого уподобляется муж в брачном союзе; серебряное — подобие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом. Теперь для обоих брачующихся покупаются, как правило, золотые кольца. Кольца могут иметь также украшения из драгоценных камней.

Но все же главное приготовление к предстоящему таинству — это говение. Святая Церковь рекомендует вступающим в брак подготовить себя к нему подвигом поста, молитвы, покаяния и причащения.

Как выбрать день для венчания?

День и время венчания будущие супруги должны обговорить со священником заранее и лично.
Перед венчанием необходимо исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн Возможно совершить это не в самый день Венчания.

Желательно пригласить двух свидетелей.

    Для совершения таинства Венчания нужно иметь:

  • Икону Спасителя.
  • Икону Божией Матери.
  • Обручальные кольца.
  • Венчальные свечи (продаются в храме).
  • Белое полотенце (рушник для постилания под ноги).

Что такое таинство венчания?

Таинство венчания – это священный обряд. Его смысл заключается в том, что двое обнажают перед собой, друг другом и перед Богом свои души и заключают брак, который признан не только на земле, но и на небесах.

Чем отличается свадьба от венчания: первое – это заключение законного брака, объявленного перед обществом. А второе – это стремление людей к единству, к созданию условий в браке, где любовь и вера будут только укрепляться.

Венчание обычно проходит в церкви, но по желанию можно организовать и выездной обряд, хотя в нем и не будет особой торжественности, как в храме

С чего начать подготовку к венчанию: в первую очередь нужно подойти за разрешением к священнику. Батюшка разъяснит суть венчания, которая является традицией православных. Не стоит проходить ритуал, только чтобы получить красивые фотографии или потому что «так нужно».

Основные правила для тех, кто принял решение обвенчаться:

  • муж и жена должны быть крещеными;
  • мужчина и женщина обязательно должны состоять в браке, зарегистрированном в ЗАГСе;
  • перед ритуалом нужно сходить на исповедь и принять причастие.

Что надо знать тем, кто по каким-либо причинам решил пройти обряд венчания за границей:

  • венчание, проведенное в другой стране, будет признано законным и на родине;
  • христианское венчание может быть проведено только в христианской стране;
  • для венчания за рубежом потребуется сертификат о крещении, свидетельство о рождении и браке (в зависимости от страны список документов может меняться);
  • документы на рассмотрение подаются за месяц, не меньше.

Венчание – это только внешний ритуал, без искренней любви и понимания, для чего нужен этот обряд, он не будет иметь истинного значения. Вначале нужно честно себе признаться, есть ли готовность разделить с супругом или супругой все радости и горести, жизненные трудности. Венчальные пары получают большую поддержку Всевышнего, но усилия по сохранению и укреплению отношений должны принимать сами.

23 Сен 2018 в 4:25 PDT

Часто люди задаются вопросом, является ли невенчанный брак блудом – если мужчина и женщина любят друг друга, верны в отношениях и оформили их в ЗАГСе, то они вправе обратиться к венчанию тогда, когда посчитают это необходимым.

Вся правда в том, что праведная жизнь в невенчанном браке не может считаться неправильной или греховной, и признается церковью

Существует ошибочное мнение, что брак можно развенчать. Архиереи идут навстречу просьбам супругов, которые разошлись и уже находятся в отношениях с другими людьми, чтобы они не впадали в еще больший грех.

Поэтому на вопрос, сколько раз можно венчаться, ответ однозначный – один, венчание и развод – вещи несовместимые. Если все же возникла такая необходимость, как венчаться второй раз? Нужно подать прошение о развенчании. Это может только наивысший священник – епархиальный архиерей. Он смотрит на ситуацию и разрешает дать шанс на новый брак. Ответ может быть отрицательным, если человек нарушил обет верности, данный перед Господом.

Как духовно подготовиться к таинству венчания? Духовная подготовка

В старину перед венчанием необходимо было выдержать 12-тидневный пост. Сегодня эти требования значительно сократились. До церемонии в течение трех дней нельзя иметь интимную близость, употреблять алкоголь, курить. С полуночи и до самого процесса обряда молодым нельзя кушать. Придя в церковь, вступающие в брак, причащаются.

Что надо знать свидетелям?

В дореволюционной России, когда церковный брак обладал законной гражданской и юридической силой, браковенчание православных обязательно совершалось при поручителях — в народе их называли дружка, подружие или шаферы, а в богослужебных книгах (требниках) — восприемники. Поручители подтверждали своими подписями акт браковенчания в метрической книге; они, как правило, хорошо знали жениха и невесту, поручались за них. Поручители принимали участие в обручении и венчании, то есть во время обхождения жениха и невесты вокруг аналоя придерживали венцы над их головами.

Теперь поручители (свидетели) могут быть или же не быть — по желанию брачующихся. Поручители обязательно должны быть православными, желательно церковными людьми, должны относиться к Таинству венчания с благоговением. Обязанности поручителей при бракосочетании в своей духовной основе такие же, как восприемников в Крещении: как восприемники, опытные в духовной жизни, обязаны руководить крестниками в христианской жизни, так и поручители должны духовно руководить новой семьей. Поэтому раньше в поручители не приглашались люди молодые, не женатые, не знакомые с семейной и супружеской жизнью.

Наряд невесты для венчания в церкви

Свадебное платье может иметь совершенно любой фасон, но подвенечное платье – это совершенно другой наряд. На нем не должно быть глубоких вырезов, оно должно прикрывать плечи, ноги, руки. Чем оно скромнее, тем лучше. Цвет его не обязательно должен быть белоснежным, но наряд должен иметь светлый тон. Многие пары венчаются в день заключения брака в ЗАГСе, поэтому приобретают специальную накидку, в которой пойдут под венец. Голова невесты должна быть покрыта каким-либо головным убором. Если надевается фата, нужно следить, чтобы она не загорелась от церковных свечей.

Гости на таинство венчания

На таинство венчания можно пригласить всех гостей, которых хотят видеть брачующиеся. К их одежде тоже есть требования – женщины не должны присутствовать в церкви в брюках, их одежда должна быть светлой, не вызывающей. Если возможности переодеться у гостьи нет, нужно надеть накидку. Голова женщин, присутствующих на церемонии, тоже должна быть покрыта. Мужчинам следует надеть праздничный костюм. Если он черного цвета, под ним должна быть светлая сорочка.

И гостям, и вступающим в брак, стоит взять с собой в церковь удобную обувь. Венчания – длительная церемония, выстоять ее нужно, не присаживаясь, желательно, не выходя из церкви.

О поведении в храме во время Таинства Венчания

Часто кажется, будто жених и невеста, сопровождаемые родными и друзьями, пришли в храм не для молитвы о вступающих в брак, а на действо. Ожидая окончания Литургии, они разговаривают, смеются, ходят по храму, становятся спиной к образам и иконостасу. Всем приглашенным в храм на браковенчание надо знать, что во время бракосочетания Церковь ни о ком больше не молится, как только о двоих лицах — женихе и невесте (разве только один раз произносится молитва «за воспитавших родителей”). Невнимание и неблагоговение жениха и невесты к церковной молитве показывает, что они пришли в храм только из-за обычая, из-за моды, по требованию родителей. Между тем этот час молитвы в храме имеет влияние на всю последующую семейную жизнь. Все находящие при бракосочетании, и особенно жених и невеста, должны горячо молиться во время совершения Таинства.

Православное венчание. Богослужебный очерк

Как происходит обручение?

Венчанию предшествует обручение.

Обручение совершается в ознаменование того, что брак совершается перед лицом Божиим, в Его присутствии, по Его всеблагому Промыслу и усмотрению, когда пред Ним скрепляются взаимные обещания вступающих в брак.

Обручение совершается после Божественной Литургии. Этим жениху и невесте внушается важность Таинства брака, подчеркивается, с каким благоговением и трепетом, с какой душевной чистотой они должны приступить к его заключению.

То, что обручение совершается в храме, означает, что муж принимает жену от Самого Господа. Чтобы яснее внушить, что обручение совершается перед лицом Божиим, Церковь повелевает обручающимся предстать перед святыми дверями храма, тогда как священник, изображающий в это время Самого Господа Иисуса Христа, находится в святилище, или в алтаре.

Священник вводит жениха и невесту в храм в ознаменование того, что венчающиеся подобно первозданным прародителям Адаму и Еве начинают с этой минуты перед лицом Самого Бога, в Его Святой Церкви, свою новую и святую жизнь в чистом супружестве.

Обряд начинается каждением в подражание благочестивому Товии, который возжег печень и сердце рыбы, чтобы дымом и молитвою отогнать демона, враждебного честным бракам (см.: Тов. 8, 2). Священник трижды благословляет сначала жениха, потом невесту, произнося: «Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа” и дает им зажженные свечи. На каждое благословение сначала жених, потом невеста трижды осеняют себя крестным знамением и принимают от священника свечи.

Троекратное осенение крестным знамением и вручение жениху и невесте зажженных свеч есть начало духовного торжества. Зажженные свечи, которые держат в руках жених и невеста, знаменуют ту любовь, которую они отныне должны питать друг к другу и которая должна быть пламенна и чиста. Зажженные свечи знаменуют также целомудрие жениха и невесты и пребывающую благодать Божию.
Крестовидное каждение означает невидимое, таинственное присутствие с нами благодати Духа Святого, освящающего нас и совершающего святые таинства Церкви.

По обычаю Церкви, всякое священнодействие начинается славословием Богу, а при совершении брака оно имеет и особое значение: брачующимся брак их представляется делом великим и святым, таким, через которое славословится и благословляется имя Божие. (Возглас: «Благословен Бог наш”.).

Мир от Бога необходим брачующимся, и сочетаются они в мире, для мира и единомыслия. (Диакон возглашает: «Миром Господу помолимся. О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся”.).

Затем диакон произносит, между другими обычными молениями, моления о брачующихся от лица всех присутствующих в храме. Первая молитва Святой Церкви о женихе и невесте — это молитва о ныне обручающихся и о спасении их. Святая Церковь молит Господа за жениха и невесту, вступающих в брак. Цель супружества — благословенное рождение детей для продолжения рода человеческого. Вместе с тем Святая Церковь произносит моление, чтобы Господь исполнил любое прошение жениха и невесты, относящееся к их спасению.

Священник, как совершитель Таинства брака, произносит вслух молитву к Господу о том, чтобы Он Сам благословил жениха и невесту на всякое благое дело. Затем священник, преподав мир всем, повелевает жениху и невесте и всем присутствующим в храме преклонить головы свои пред Господом, в ожидании от него духовного благословения, а сам тайно читает молитву.

Эта молитва возносится к Господу Иисусу Христу, Жениху Святой Церкви, которую Он обручил Себе.

После этого священник берет кольца со святого престола и надевает сначала кольцо жениху, трижды осеняя его крестообразно, говоря: «Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Потом надевает кольцо невесте, также с троекратным осенением ее, и произносит слова: «Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Кольца имеют при обручении очень важное значение: это не просто дар жениха невесте, а знак неразрывного, вечного союза между ними. Кольца кладутся на правую сторону святого престола, как бы перед лицом Самого Господа Иисуса Христа. Этим подчеркивается, что через прикосновение к святому престолу и возлежание на нем они могут принять силу освящения и низвести на брачующихся благословение Божие. Кольца на святом престоле лежат рядом, выражая тем самым взаимную любовь и единение в вере жениха и невесты.

После благословения священника жених и невеста меняются кольцами. Жених надевает свое кольцо на руку невесте в знак любви и готовности жертвовать всем жене своей и помогать ей всю жизнь; невеста надевает свое кольцо на руку жениху в знак своей любви и преданности, в знак готовности принимать от него помощь всю жизнь. Такой обмен производится трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает (иногда кольца меняет сам священник).

Затем священник снова молит Господа о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил Обручение, Сам осенил положение колец благословением небесным и послал им Ангела хранителя и руководителя в новой их жизни. На этом обручение заканчивается.

Как проходит обряд венчания?

Церемония разделена на несколько этапов, первый из которых – обручение. В старину этот обряд проводился за некоторое время до самого венчания, в другой день, а паре давалось время еще хорошо подумать, хотят ли они жениться. Сегодня обряд обручения проводится в день церемонии. Перед ним невеста отдает свой свадебный букет кому-то из подруг, либо вообще оставляет его за пределами храма. Пока батюшка читает молитвы, молодые держат в руках венчальные свечи, далее они обмениваются кольцами три раза. После церемонии обручения, пару и шаферов приглашают пройти в центр храма.

У молодых спрашивают, добрая ли воля привела их в церковь венчаться. Шаферы поднимают над головами жениха и невесты венцы, пока священник читает молитвы. В этот момент они становятся супругом и супругой перед Богом. Молодоженам дают испить вина из одной чаши в знак подтверждения, что теперь они все будут делить на двоих, после чего, они проходят вокруг аналоя. Около Царских ворот священник дает паре наставления. Этим завершается церемония венчания, молодых поздравляют гости.

В настоящее время церковь не против того, чтобы обряд снимался на камеру, но об этом нужно предупредить служителей церкви заранее. Съемка не должна мешать священнику проводить таинство.

Венчальные традиции, поверья, приметы

В старину рано утром одна из сватьей (мать жениха или невесты) клала у порога дома, где будут жить молодожены, открытый замок. По возвращении венчанных молодят из церкви замок ею запирался, вручался супругам, а ключ выбрасывался. Молодожены хранили его в укромном месте, никому не показывая. Считалось, что этот обряд делает семью крепкой, счастливой.

Хорошая примета, если при поездке в церковь на пути будет колодец. Молодым нужно подойти к нему и, глядя вниз, пообещать друг другу быть верными, любящими, чтобы чувства не иссякали.

В церковь и обратно нужно ехать, следуя разным маршрутам, продуманным заблаговременно.

Одному из молодоженов следует проявить внимательность, и в момент поднятия над их головами венцов негромко прошептать:

Во время венчания: «А болезни наши с нами не венчаются»

В ходе обряда паре лучше избегать пересечения взглядов. Говорят, что, в этом случае, будут много внимания уделять друг другу после церемонии.

Когда таинство будет завершено, нужно преподнести церкви каравай, обернув в его в льняную материю. Отблагодарив храм, молодожены не будут знать бедности и горестей.

Обязательно нужно хранить свечи, полотенце, иконы, подвенечное платье, в котором венчались молодые. Эти атрибуты являются символом их семьи, и станут ее оберегом, будут защищать семью от бед, неудач и ссор.

За праздничным столом молодожены должны сначала отведать каравай, который для них испекли родители. Лучше не печь его большим, потому как для счастья он должен быть съеден до последней крошки.

Чтобы семейная жизнь дочери заладилась, ее матери следует прочесть молитву, стоя у любого образа:

Молитва на счастье в семейной жизни дочери: «Первым разом, добрым часом не я говорю, выговариваю, святыми словами заговариваю, святые уста повторяют, рабов Божьих (имена будущих супругов) благословляют. Райские ворота открываются, ангелы-хранители спускаются. Никто счастья их не украдет, никакой порчей не изведет. Слово мое крепко, дело мое лепко. Ключи в святых руках, замки на небесах. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь»

Как правильно получить благословение у родителей на счастливую семейную жизнь?

С давних времен существует традиция благословения брачующихся родителями, и, несмотря на то, что сейчас это не обязательное условие для венчания, она выполняется.

В доме мамы будущей супруги жених и невеста становятся на колени перед ее матерью, которая, держа в полотенце образ Казанской Божьей Матери, лик которой смотрит на молодых, благословляет пару, говоря добрые пожелания, напутствия. После общих пожеланий, мать говорит слова назидания дочери, дает ей приложиться к образу, а затем то же самое делает, обращаясь к жениху. Полотенцем, в котором мать держала икону, перевязывают руки брачующихся, когда они вслед за ней выходят из дома. Говорят, что в семье будет столько детей, сколько узлов завязано на полотенце. Образ нужно взять с собой в церковь.

Как совершается венчание?

Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, изображающие духовный свет таинства, торжественно входят на середину храма. Им предшествует священник с кадильницей, указывая этим, что на жизненном пути они должны следовать по заповедям Господним, а добрые дела их будут, как фимиам, возноситься к Богу Хор встречает их пением псалма 127, в котором пророк-псалмопевец Давид прославляет благословлённое Богом супружество; перед каждым стихом хор поет: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”.

Жених и невеста становятся на разостланный на полу плат (белый или розовый) перед аналоем, на котором лежат крест, Евангелие и венцы.

Жених и невеста перед лицом всей Церкви еще раз подтверждают свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.

Священник спрашивает жениха: «Имаши ли (имя), произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль, пояти себе в жену сию (имя), юже зде пред тобою видиши».
( «Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты), которую видишь здесь перед собою?”)

И жених отвечает: «Имам, честный отче» («Имею, честный отче”). И священник дальше спрашивает: «Не обещался ли еси иной невесте» («Не связан ли ты обещанием другой невесте?”). И жених отвечает: «Не обещахся, честный отче» («Нет, не связан”).

Потом такой же вопрос обращен к невесте: «Имаши ли произволение благое и непринужденное, и твердую мысль, пояти себе в мужи сего (имя), егоже пред тобою зде видиши» («»Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя жениха), которого видишь перед собою?”) и «Не обещалася ли еси иному мужу» («Не связана ли обещанием другому жениху?”)— «Нет, не связана”.

Итак, жених и невеста подтвердили перед Богом и Церковью добровольность и нерушимость своего намерения вступить в супружество. Такое волеизъявление в нехристианском браке является решающим принципом. В христианском браке оно—главное условие для естественного (по плоти) брака, условие, после которого он должен считаться заключенным.

Теперь только, после заключения этого естественного брака, начинается таинственное освящение супружества Божественною благодатью — чин венчания. Начинается венчание литургическим возгласом: «Благословенно Царство…”, которым провозглашается сопричастность брачующихся Царству Божиему.

После краткой ектений о благосостоянии душевном и телесном жениха и невесты священник произносит три пространные молитвы.

Первая молитва обращена к Господу Иисусу Христу. Священник молится: «Благослови брак сей: и подай рабам Твоим сим жизнь мирную, долгоденствие, любовь друг к другу в союзе мира, семя долгожизненное неувядаемый венец славы; сподоби их увидеть чада чад своих, ложе их сохрани ненаветным. И даруй им от росы небесной свыше, и от тука земного; исполни дома их пшеницы, вина и елея, и всякой благостыни, так чтобы они делились избытками с нуждающимися, даруй и тем, которые теперь с нами, все, потребное ко спасению”.

Во второй молитве священник молит Триединого Господа, чтобы Он благословил, сохранил и помянул брачующихся. «Даруй им плод чрева, доброчадие, единомыслие в душах, возвысь их, как кедры ливанские” как виноградную лозу с прекрасными ветвями, даруй им семя колосистое, дабы они, имея довольство во всем, изобиловали на всякое благое дело и Тебе благоугодное. И да узрят они сыновей от сынов своих, как молодые отпрыски маслины, вокруг ствола своего и благоугодивши пред Тобою, да воссияют как светила на небе в Тебе, Господе нашем”.

Затем, в третьей молитве, священник еще раз обращается к Триединому Богу и умоляет Его, чтобы Он, сотворивший человека и потом из ребра его создавший жену в помощницы ему, ниспослал и ныне руку Свою от святого жилища Своего, и сочетал брачующихся, венчал их в плоть едину, и даровал им плод чрева.

После этих молитв наступают важнейшие минуты венчания. То, о чем священник молил Господа Бога пред лицом всей церкви и вместе со всею церковью — о благословении Божием, — теперь видимо совершается над брачующимися, скрепляет и освящает их супружеский союз.

Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца. Венчая жениха, священник произносит: «Венчается раб Божий (имя рек) рабе Божией (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему ее венец, священник венчает ее, произнося: «Венчается раба Божия (имя рек) рабу Божию (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Украшенные венцами, жених и невеста предстоят лицу Самого Бога, лицу всей Церкви Небесной и земной и ожидают благословения Божия. Настает торжественнейшая, святейшая минута венчания!

Священник говорит: «Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!”. При этих словах он, от лица Бога, благословляет их. Это молитвенное возглашение священник произносит трижды и трижды благословляет жениха и невесту.

Все присутствующие в храме должны усиливать молитву священника, во глубине души должны повторять за ним: «Господи, Боже наш! Славою и честью венчай их!”.

Возложение венцов и слова священника:

«Господи наш, славою и честью венчай их” — запечатлевают Таинство брака. Церковь, благословляя брак, провозглашает венчающихся родоначальниками новой христианской семьи — малой, домашней церкви, указывая им путь в Царство Божие и знаменуя вечность их союза, нерасторжимость его, как сказал Господь: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6).

Затем читается Послание к Ефесянам святого апостола Павла (5, 20—33), где брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви, за которую предал Себя возлюбивший ее Спаситель. Любовь мужа к жене—это подобие любви Христа к Церкви, а любовно-смиренное повиновение жены мужу—подобие отношения Церкви ко Христу Это—взаимная любовь до самоотвержения, готовность пожертвовать собою по образу Христа, отдавшего Себя на распятие за грешных людей, и по образу истинных последователей Его, страданиями и мученической смертью подтвердивших свою верность и любовь к Господу.

Последнее изречение апостола: а жена да боится своего мужа — призывает не к страху слабого перед сильным, не к боязни рабыни по отношению к господину, но к страху опечалить любящего человека, нарушить единение душ и телес. Тот же страх лишиться любви, а значит, присутствия Божия в семейной жизни, должен испытывать и муж, глава которому — Христос. В другом послании апостол Павел говорит: Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7, 4—5).

Муж и жена — члены Церкви и, будучи частицами полноты церковной, равны между собой, повинуясь Господу Иисусу Христу.

После Апостола читается Евангелие от Иоанна (2, 1—11). В нем благовествуется о Божием благословении супружеского союза и освящении его. Чудо претворения воды в вино Спасителем прообразовало действие благодати таинства, которым земная супружеская любовь возвышается до любви небесной, соединяющей души о Господе. О нравственной перемене, необходимой для этого, говорит святой Андрей Критский «Брак честен и ложе непорочно, ибо Христос благословил их в Кане на браке, вкушая пищу плотию и претворив воду в вино,— явив это первое чудо, чтобы ты, душа, изменилась” (Великий канон, в русском переводе, тропарь 4, песнь 9).

После прочтения Евангелия произносятся от лица Церкви краткое прошение о новобрачных и молитва священника, в которой мы молимся Господу о том, чтобы Он сохранил сочетавшихся в мире и единомыслии, чтобы брак их был честным, ложе их — нескверным, сожительство непорочным, чтобы сподобил их дожить до старости при исполнении от чистого сердца заповедей Его.

Священник возглашает: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати…”. И новобрачные вместе со всеми присутствующими поют молитву «Отче наш”, основание и венец всех молитв, заповеданную нам Самим Спасителем.

В устах бракосочетавшихся она выражает решимость служить Господу своею малой церковью, так чтобы и через них на земле воля Его исполнялась и царила в их семейной жизни. В знак покорности и преданности Господу они преклоняют головы под венцами.

После молитвы Господней иерей прославляет Царство, силу и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, и, преподав мир, повелевает преклонить головы пред Богом, как пред Царем и Владыкою и вместе с тем и перед Отцом нашим. Затем приносится чаша с красным вином, или, вернее, чаша общения, и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Вино при венчании подается в знак радости и веселья, напоминая о чудесном превращении воды в вино, совершенном Иисусом Христом в Кане Галилейской.

Священник троекратно дает молодой паре испить вина из общей чаши — сначала мужу, как главе семьи, потом жене. Обычно вино отпивают по три маленьких глоточка: сначала муж, потом жена.

Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки. Священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя.

При первом обхождении поется тропарь «Исаие, ликуй…”, в котором прославляется таинство воплощения Сына Божия Еммануила от Неискусобрачной Марии.

При втором обхождении поется тропарь «Святии мученицы”. Увенчанные венцами, как победители земных страстей, они являют образ духовного брака верующей души с Господом.

Наконец, в третьем тропаре, который поется при последнем обхождении аналоя, прославляется Христос как радость и слава новобрачных, надежда их во всех обстоятельствах жизни: «Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвале, мучеников радование, ихже проповедь. Троица Единосущная”.

Это круговое хождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для этой четы. Супружество их будет вечным шествием рука об руку, продолжением и явлением совершенного сегодня таинства. Помня об общем кресте, возложенном сегодня на них, «тяготы друг друга нося”, они всегда будут исполнены благодатной радости этого дня. По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов, приветствуя их словами, исполненными патриархальной простоты и потому особенно торжественными:

«Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия”.

«И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако благоволи Бог”.

Затем в двух последующих молитвах священник просит Господа, благословившего брак в Кане Галилейской, воспринять и венцы новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Своем. Во второй молитве, читаемой священником, с приклонением голов новобрачных, эти прошения запечатлеваются именем Пресвятой Троицы и иерейским благословением. По окончании ее новобрачные целомудренным поцелуем свидетельствуют святую и чистую любовь друг к другу.

Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста — образ Божией Матери; затем они меняются местами и прикладываются соответственно: жених — к иконе Божией Матери, а невеста — к иконе Спасителя. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху — образ Спасителя, невесте — образ Пресвятой Богородицы.

Как вести себя в церкви?

Мест, где можно поговорить с Богом, очень мало. А желающих сделать это предостаточно. В связи с этим возникает простая человеческая необходимость уважать всех тех, кто находится рядом с вами в храме.

Придя в церковь, можно ознакомиться с правилами, которые помогают не мешать присутствующим людям. Эти правила касаются абсолютно всех и во все времена.

Многие люди полагают, что если они пришли не просто помолиться, а побыть свидетелями таких важных событий в жизни как венчание или крещение, то им можно вести себя как вздумается. На самом деле это совершенно неприемлемо. Это же касается и фотографов, видеооператоров, которые присутствуют на данных торжественных мероприятиях.

Особенности фотосъемки

В том случае, если фотографа приглашают на свадьбу, то его основной задачей помимо фотографирования является необходимость стать тенью. Для этого абсолютно все фотографы надевают скромную одежду, стараются не выделяться.

Куда сложнее обстоит дело с храмом. Любому профессионалу перед тем, как посетить собор на венчание, стоит ознакомиться с теми правилами, которые предъявляет православная религия.

  1. Необходимо прийти незадолго до момента проведения торжественного обряда и подойти к священнику, который будет его проводить. Обязательно спросите его разрешение на фотографирование всей процессии. Безусловно, жених с невестой ещё на личной встрече со священнослужителем оговорят данный момент. Но все же правила требуют того, что сам фотограф лично подошел к человеку, который будет проводить церемонию и спросил у него разрешение. Уточните у священника важный момент касательно фотовспышки и другого оборудования, которое вы хотели бы использовать.
  2. Если фотограф работает на постоянной основе и достаточно часто бывает с профессиональными целями в храме, то ему лучше всего спросить письменное разрешение у архиерея. С этой бумагой можно будет проходить в местные соборы и беспрепятственно осуществлять фотографирование. Конечно, наглеть и в этом вопрос не стоит. Необходимо быть максимально скромным и незаметным. Но в случае конфликта, всегда можно показать священнику письменное разрешение.
  3. Профессионал является таким же человеком, как остальные прихожане. А это значит, что он в обязательном порядке должен придерживаться всех установленных правил. На самом деле в этом нет ничего сложного. Стоит прийти за 10-15 минут до начала венчания в подходящей одежде. Ни в коем случае нельзя уходить из зала, пока не закончится таинство. Даже если ваша работа выполнена в полном объеме, необходимо будет дождаться окончания церемонии и только со всеми выйти из зала.
  4. Одно из самых настоятельных требований гласит о том, что профессионалу придется, фотографируя, как можно меньше двигаться по залу. Очень часто фотографы сетуют на данное наставление и не хотят его соблюдать. Священники при личном согласовании могут разрешать передвигаться по залу, но делать это следует максимально аккуратно, тихо и немного. Если вы несколько раз перейдете со своего места, в этом не будет ничего страшного. А если за 10 минут вы поменяете несколько локаций, то вас в мягкой форме могут попросить удалиться из зала.
  5. Запомните важное правило, фотограф на венчании превращается в журналиста и фоторепортера. Ему ни в коем случае не разрешается просить людей встать ровно и попозировать. Репортер должен работать бесшумно, не шептаться и делать лишь случайные снимки. Если вы обратите внимание, то на многих фотокарточках из церкви, ни невеста с женихом, ни гости не смотрят в кадр. Это связано с хорошей работой фотографа. Перед непосредственной работой предупредите и жениха с невестой об этом. Если им хочется получить фотографию, где все будут смотреть в кадр, сделать это можно будет после церемонии на выходе из церкви.
  6. В то время, когда священнослужитель будет читать Евангелие, фотографу стоит прекратить свою работу, остановиться на несколько минут, опустить голову и послушать молитву. Не допустимы в это время звуки затвора и лишний шум.

Репортер во время церемонии венчания должен одеться максимально скромно и неброско. В его распоряжении юбка в пол или брюки в зависимости от принадлежности к полу. Женщине также стоит покрыть голову. Запрещается использовать яркий макияж и излишнее количество бижутерии.

Священники практически во всех случаях дают добро на проведение фотосессии. Но все же во время самого таинства их может напрягать излишнее передвижение по залу и исходящий от вас шум.

Поэтому в обязательном порядке стоит подойти к священнослужителю после таинства и сообщить о том, что вы очень благодарны за все. Нелишним будет до совершения таинства и после поставить свечку, помолившись за своих близких или уже усопших людей.

Идеи для фотографа

Венчание – это одна из церемоний, которая столь любима фотографами.

Любовь вполне объяснима несколькими показателями:

  1. Естественный свет – во всех соборах преобладает яркий свет, который исходит из окон. Ранее храмы строили таким образом, чтобы в них было как можно больше солнечного света. Это, в свою очередь, позволяет фотографу не использовать вспышку. И даже без неё получаются насыщенные фотографии вне зависимости от времени года.
  2. Локация – не надо придумывать, как скрыть недостатки на стенах в ресторане или обшарпанные лестницы в ЗАГСе. В храме все максимально светло, красиво и ярко. Само по себе убранство собора можно считать как в целом, так и по отдельности настоящим произведением искусства.
  3. Атмосфера – ничто не сравнится с той таинственностью и притягательностью, которая есть в любом храме. Подобного рода обряды поражают своей внутренней силой и энергетикой. А уж от фотографий так и веет божественным началом.

Для того, чтобы работа фотографа понравилась молодым, всегда необходимо в запасе иметь несколько проверенных и эффектных фотокарточек. Стоит оговориться сразу, что позировать молодым будет запрещено, поэтому вы не должны вовлекать их в процесс съемки. Несмотря на это можно придумать несколько интересных идей.

  1. Обзорная фотокарточка – её будет можно сделать в храме с большим сводом. Попросите священника подняться на самую верхнюю точку храма. Во время церемонии вы сделаете фотографию, взяв в объектив и невесту с женихом, и священника, и сам храм. Будет казаться будто бы вы подсматриваете сверху за тем, что происходит.
  2. Каждый этап венчания красив сам по себе, поэтому вам не придется ничего выдумывать. Обязательно сделайте фотографии рядом со священником, который читает молитвы. Эффектно выглядят и карточки во время обручения жениха с невестой.
  3. Не забудьте про совместный снимок, его можно сделать уже выйдя из церкви. Вам следует всем выстроиться на лестнице храма и на общем фоне сделать красивую фотографию, которая останется у всех на долгую память.

Можно ли есть перед венчанием?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *