«Краткое правило» (обязательное ежедневное чтение молитв) для любого мирянина: утром – «Царю Небесный», «Трисвятое», «Отче наш», «От сна восстав», «Помилуй мя, Боже», «Символ веры», «Боже, очисти», «К Тебе, Владыко», «Святый Ангеле», «Пресвятая Владычице», призывание святых, молитва за живых и усопших; вечером – «Царю небесный», «Трисвятое», «Отче наш», «Помилуй нас, Господи», «Боже вечный», «Благо Царя», «Ангеле Христов», от «Возбранной Воеводе» до «Достойно есть» (Протоиерей Александр Мень. «Практическое руководство к молитве»).

Утром мы молимся, чтобы поблагодарить Бога за то, что Он сохранил нас в прошедшую ночь, попросить Его Отеческого благословения и помощи на начавшийся день.

Вечером, перед сном, мы благодарим Господа за проведенный день и просим сохранить нас во время ночи.

Чтобы успешно делалось дело, мы должны прежде всего просить у Бога благословения и помощи на предстоящий труд, а по окончании благодарить Бога.

Для выражения наших чувств к Богу и к святым Его угодникам, Церковью даны разные молитвы.

Молитва начальная

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Произносится прежде всех молитв. В ней мы просим Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, то есть Пресвятую Троицу, невидимо благословить нас на предстоящее дело Своим именем.

Господи, благослови!

Эту молитву мы произносим при начале каждого дела.

Господи, помилуй!

Эта молитва самая древнейшая и общая у всех христиан. Ее легко может запомнить и ребенок. Мы ее произносим, когда вспоминаем наши грехи. Во славу Святой Троицы – произносим обязательно три раза. А также 12 раз, испрашивая у Бога благословение на каждый час дня и ночи. И 40 раз – для освящения всей нашей жизни.

Хвалебная молитва Господу Богу

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

В этой молитве мы у Бога ничего не просим, а только славим Его. Ее можно сказать короче: «Слава Богу». Произносится она по окончании дела в знак нашей благодарности Богу за Его милости нам.

Молитва мытаря

Боже, милостив буди мне грешному.

Эта молитва мытаря (сборщика податей), который покаялся в своих грехах и получил прощение. Она взята из притчи, которую Спаситель однажды рассказал людям для их вразумления.

Вот эта притча. Два человека вошли в храм помолиться. Один из них был фарисей, а другой – мытарь. Фарисей встал впереди всех и молился Богу так: благодарю Тебя, Боже, что я не такой грешный, как тот мытарь. Я десятую часть имущества отдаю нищим, два раза в неделю пощусь. А мытарь, сознавая себя грешным, стал при входе в храм и не смел поднять глаз своих на небо. Он ударял себя в грудь и говорил: «Боже, милостив буди мне грешному!» Богу молитва смиренного мытаря была приятнее и угоднее, чем гордого фарисея.

Молитва Господу Иисусу

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матери и всех святых, помилуй нас. Аминь.

Иисус Христос есть Сын Божий – второе Лицо Святой Троицы. Как Сын Божий, Он – истинный Бог наш, как и Бог Отец и Бог Дух Святый. Мы называем Его Иисусом, то есть Спасителем, потому, что Он спас нас от грехов и вечной смерти. Для этого Он, будучи Сыном Божиим, вселился в пренепорочную Деву Марию и, при наитии Святого Духа, воплотился и вочеловечился от Нее, т. е. принял тело и душу человеческие – родился от Пресвятой Девы Марии, сделался таким же человеком, как и мы, но только был безгрешен – стал Богочеловеком. И, вместо того, чтобы нам страдать и мучиться за наши грехи, Он, по любви к нам, грешным, пострадал за нас, умер на кресте и в третий день воскрес, – победил грех и смерть и дал нам жизнь вечную.

Сознавая свою греховность и не надеясь на силу своих молитв, в этой молитве мы просим помолиться о нас грешных, перед Спасителем, всех святых и Божию Матерь, имеющую особенную благодать спасать нас грешных Своим заступничеством перед Сыном Своим.

Спаситель называется Помазанником (Христом) потому, что Он в полной мере имел те дары Святого Духа, которые в Ветхом Завете через помазание получали цари, пророки и первосвященники.

Молитва Святому Духу

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, везде находящийся и все наполняющий, источник всякого блага и Податель жизни, приди и поселись в нас, и очисти нас от всякого греха, и спаси, Благой, души наши.

В этой молитве мы молимся Святому Духу, третьему Лицу Святой Троицы.

Мы называем в ней Духа Святого Царем Небесным потому, что Он как истинный Бог, равный Богу Отцу и Богу Сыну, невидимо царствует над нами, владеет нами и всем миром. Называем Его Утешителем потому, что Он утешает нас в наших скорбях и несчастиях, как Он утешил и апостолов на 10-й день после вознесения Иисуса Христа на небо.

Называем Его Духом истины (так назвал Его Сам Спаситель) потому, что Он как Дух Святой учит всех одной истине и служит нашему спасению.

Он Бог, и Он везде находится и все Собою наполняет: Иже, везде сый и вся исполняяй. Он, как управляющий всем миром, все видит и, где что нужно, дает. Он есть сокровище благих, то есть Хранитель всех благодеяний, Источник всего хорошего, что только нам нужно иметь.

Мы называем Духа Святого жизни Подателем потому, что все в мире живет и движется Духом Святым, то есть все от Него получает жизнь, и особенно люди получают от Него духовную, святую и вечную жизнь за гробом, очищаясь через Него от своих грехов.

Если Дух Святой обладает такими дивными свойствами: везде находится, все наполняет Своей благодатью и всем дает жизнь, то мы и обращаемся к Нему со следующими просьбами: Приди и поселись в нас, то есть постоянно пребывай в нас, как в своем храме; очисти нас от всякой скверны, то есть от греха, сделай нас святыми, достойными Твоего в нас пребывания, и спаси, Добрый, наши души от грехов и тех наказаний, которые бывают за грехи, и через это даруй нам Царство Небесное.

Ангельская песнь Пресвятой Троицу или «Трисвятое»

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.

Молитву эту нужно читать три раза в честь трех Лиц Святой Троицы.

Ангельской песней она называется потому, что ее воспевают святые ангелы, окружая на небе престол Божий.

Верующие во Христа стали употреблять ее спустя 400 лет после Рождества Христова. В Константинополе было сильное землетрясение, от которого разрушались дома и селения. Устрашенные царь Феодосий II и народ обратились к Богу с молитвой. Во время этого общего моления один благочестивый отрок (мальчик) на виду у всех был невидимой силой поднят на небо, а потом невредимым спущен на землю. Он рассказал, что слышал на небе, как пели святые ангелы: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный». Умиленный народ, повторив эту молитву, прибавил: «помилуй нас», и землетрясение прекратилось.

В этой молитве Богом мы называем первое Лицо Святой Троицы – Бога Отца; Крепким – Бога Сына, потому что Он такой же всемогущей, как и Бог Отец, хотя по человечеству Он страдал и умер; Бессмертным – Духа Святого, потому что Он не только Сам вечен, как Отец и Сын, но и всем тварям дает жизнь и бессмертную жизнь людям.

Так как в этой молитве слово «святый» повторяется три раза, то она называется «Трисвятое».

Славословие Пресвятой Троице

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

В этой молитве мы ничего не просим у Бога, а только славим Его, явившегося людям в трех Лицах: Отца, и Сына и Святого Духа, Которым теперь и вечно принадлежит одинаковая честь прославления.

Молитва Пресвятой Троице

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Эта молитва – просительная. В ней мы обращаемся сначала ко всем трем Лицам вместе, а потом к каждому Лицу Троицы отдельно: к Богу Отцу, чтобы Он очистил грехи наши; к Богу Сыну, чтобы Он простил беззакония наши; к Богу Духу Святому, чтобы Он посетил и исцелил немощи наши.

А слова: имене Твоего ради относятся опять ко всем трем Лицам Святой Троицы вместе, и так как Бог Един, то и имя у Него одно, а поэтому мы говорим «имене Твоего», а не «имен Твоих».

Молитва Господня

Отче наш, Иже еси на небесех!

1. Да святится имя Твое.

2. Да приидет царствие Твое.

3. Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.

4. Хлеб наш насущный даждь нам днесь.

5. И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим.

6. И не введи нас во искушение.

7. Но избави нас от лукаваго.

Яко Твое есть царство и сила, и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Эта молитва называется Господней, потому что ее дал Сам Господь Иисус Христос Своим ученикам, когда они просили Его научить, как им молиться. Потому эта молитва – самая главная молитва из всех.

В этой молитве мы обращаемся к Богу Отцу, первому Лицу Святой Троицы.

Она разделяется на: призывание, семь прошений, или 7 просьб, и славословие.

Призывание: Отче наш, Иже еси на небесех! Этими словами мы обращаемся к Богу и, называя Его Отцом Небесным, призываем выслушать наши просьбы или прошения.

Когда мы говорим, что Он на небесах, то должны разуметь духовное, невидимое небо, а не тот видимый голубой свод, который мы называем «небом».

Прошение 1-е: Да святится Имя Твое, то есть помоги нам жить праведно, свято и своими святыми делами прославлять имя Твое.

2-е: Да приидет Царствие Твое, то есть удостой нас и здесь на земле царства Твоего небесного, которое есть правда, любовь и мир; царствуй в нас и управляй нами.

3-е: Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли, то есть пусть будет все не так, как нам хочется, а как Тебе угодно, и помоги нам подчиняться этой Твоей воле и исполнять ее на земле так же беспрекословно, без ропота, как ее исполняют, с любовью и радостью, святые ангелы на небе. Потому что только Тебе известно, что нам полезно и нужно, и Ты больше желаешь нам добра, чем мы сами.

4-е: Хлеб наш насущный даждь нам днесь, то есть подай нам на сей день, на сегодня, хлеб наш насущный. Под хлебом здесь разумеется все необходимое для жизни нашей на земле: пища, одежда, жилище, но важнее всего – пречистое Тело и честная Кровь в таинстве святого причащения, без которого нет спасения, нет вечной жизни.

Господь заповедал нам просить себе не богатства, не роскоши, а только самого необходимое, и во всем надеяться на Бога, помня, что Он, как Отец, всегда заботится о нас.

5-е: И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим, то есть прости нам грехи наши так, как и сами мы прощаем тех, которые нас оскорбили или обидели.

В этом прошении грехи наши названы «долгами нашими», потому что Господь дал нам силы, способности и все остальное для того, чтобы творить добрые дела, а мы часто все это обращаем на грех и зло и становимся «должниками» перед Богом. И вот, если мы сами не будем искренно прощать наших «должников», то есть людей, имеющих грехи против нас, то и Бог нас не простит. Об этом сказал нам Сам Господь Иисус Христос.

6-е: И не введи нас во искушение. Искушением называется такое состояние, когда нас что-нибудь или кто-нибудь тянет на грех, соблазняет сделать что-либо беззаконное и дурное. Вот мы и просим: не допусти нас до соблазна, которого мы переносить не умеем; помоги нам преодолевать соблазны, когда они бывают.

7-е: Но избави нас от лукавого, то есть избавь нас от всякого зла в этом мире и от виновника (начальника) зла – от дьявола (злого духа), который всегда готов погубить нас. Избавь нас от этой хитрой, лукавой силы и ее обманов, которая перед Тобой есть ничто.

Славословие: Яко Твое есть царство и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Так как Тебе, Богу нашему, Отцу и Сыну и Святому Духу, принадлежит царство и сила, и вечная слава. Все это верно, истинно так.

Ангельское приветствие Божией Матери

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Эта молитва к Пресвятой Богородице, которую мы называем благодатной, то есть исполненной благодати Святого Духа, и благословенной из всех женщин, потому что от Нее благоволил, или пожелал, родиться Спаситель наш Иисус Христос, Сын Божий.

Эта молитва еще называется ангельским приветствием, так как в ней есть слова ангела (архангела Гавриила): радуйся, благодатная Мария, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах, – которые он сказал Деве Марии, когда явился к Ней в город Назарет, чтобы возвестить Ей великую радость, что от Нее родится Спаситель мира. Также – благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, сказала Деве Марии, при встрече с Ней, праведная Елисавета, мать святого Иоанна Крестителя.

Богородицей Дева Мария называется потому, что родившийся от Нее Иисус Христос есть истинный Бог наш.

Девою называется потому, что Она до рождества Христова была Дева и в рождестве и после рождества осталась такой же, так как дала обет (обещание) Богу не выходить замуж, и пребывая навсегда Девою, родила Сына Своего от Духа Святого чудесным образом.

Хвалебная песнь Богородице

Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Поистине достойно прославлять Тебя, Богородицу, всегда блаженную и вполне непорочную и Мать Бога нашего. Ты достойна почитания больше херувимов и по славе Своей несравненно выше серафимов, Ты без болезней родила Бога Слова (Сына Божия), и как истинную Богородицу мы Тебя прославляем.

В этой молитве мы восхваляем Богородицу как Мать Бога нашего, всегда блаженную и вполне непорочную, и величаем Ее, говоря, что Она Своей честью (честнейшую) и славой (славнейшую) превосходит самых высших ангелов: херувимов и серафимов, то есть Божия Матерь по своим совершенствам стоит выше всех – не только людей, но и святых ангелов. Она без болезней, чудесным образом от Духа Святого родила Иисуса Христа, Который, ставши от Нее человеком, есть в то же время Сын Божий, сошедший с небес, а потому Она есть истинная Богородица.

Самая краткая молитва к Божьей Матери

Пресвятая Богородице, спаси нас!

В этой молитве мы просим Божию Матерь, чтобы Она, спасла нас грешных Своими святыми молитвами перед Сыном Своим и Богом нашим.

Молитва Животворящему Кресту

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое; победы православным христианом на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Спаси, Господи, людей Твоих и благослови все, что принадлежит Тебе. Дай победы на врагов православным христианам и сохрани силой Креста Твоего тех, среди которых пребываешь Ты.

В этой молитве мы просим Бога, чтобы Он спас нас, людей Его, и благословил православную страну – отечество наше – великими милостями; дал победы православным христианам над врагами и, вообще, сохранил нас силой Креста Своего.

Молитва Ангелу Хранителю

Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небесе данный, прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякаго зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи. Аминь.

Ангел Божий, хранитель мой святой, данный мне с небес от Бога на сохранение, усердно молю тебя: ты меня ныне просвети, и от всякого зла сохрани, к доброму делу наставь и на путь спасения направь. Аминь.

Каждому христианину при крещении Бог дает Ангела Хранителя, который невидимо охраняет человека от всякого зла. Поэтому мы и должны каждый день просить ангела, чтобы он сохранил и помиловал нас.

Молитва святому

Моли Бога о мне, святый (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Кроме молитвы Ангелу Хранителю мы должны также молиться и тому святому, именем которого мы называемся, потому что он также молится всегда о нас Богу.

Каждому христианину, как только он рождается на свет Божий, при святом крещении, дается святой в помощники и покровители святой Церковью. Он заботится о новорожденном, как самая любящая мать, и сохраняет его от всех бед и несчастий, которые встречаются человеку на земле.

Нужно знать день памяти в году своего святого (день своих именин), знать житие (описание жизни) этого святого. В день именин мы должны прославить его молитвой в храме и принять св. причастие, а если по каким-либо причинам не можем быть в храме в этот день, то усердно должны помолиться дома.

Молитва за живых

Мы должны думать не только о себе, но и о других людях, любить их и молиться о них Богу, потому что мы все дети одного Отца Небесного. Такие молитвы полезны не только тем, о ком мы молимся, но и для нас самих, так как мы этим проявляем любовь к ним. А Господь сказал нам, что без любви никто не может быть детьми Божиими.

«Не отрекайся от молитвы за других под предлогом опасения, что за себя умолить не можете, – опасайтесь, что о себе не умолите, если за других молиться не будете» (свт. Филарет Милостивый).

Домашняя молитва за родных и близких отличается особой энергией, так как мы видим перед своим внутренним взором того дорогого нам человека, о спасении души и о телесном здравии которого мы молимся. Отец Мень говорил в одной из своих проповедей: «Ежедневная молитва друг за друга не должна быть простым перечислением имен. Это мы (священнослужители. – Ред.) в церкви перечисляем имена ваши, мы ведь не знаем, за кого вы здесь молитесь. А когда вы молитесь сами за своих близких, друзей, родных, за тех, кто нуждается, – молитесь по-настоящему, с настойчивостью… О них помолитесь, чтобы их путь был благословен, чтобы Господь их поддержал и встретил, – и тогда все мы, как бы держась за руки этой молитвой и любовью, будем подниматься все выше и выше к Господу. Вот главное, вот самое существенное в нашей жизни».

Молиться мы должны за наше Отечество – Россию, за страну, в которой живем, за отца духовного, родителей, сродников, благодетелей, православных христиан и всех людей, как за живых, так и за умерших, потому что у Бога все живы (Лк. 20, 38).

Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовного (имя его), родителей моих (имена их), сродников, наставников и благодетелей и всех православных христиан.

Молитва за умерших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих (имена) и всех усопших сродников и благодетелей моих, и прости их вся согрешения вольная и невольная, и даруй им царствие небесное.

Так мы называем умерших, потому что люди после смерти не уничтожаются, а души их отделяются от тела и переселяются из этой жизни, в другую, небесную. Там они пребывают до времени всеобщего воскресения, которое будет при втором пришествии Сына Божия, когда по слову Его, души умерших снова соединятся с телом – люди оживут, воскреснут. И тогда все получат по заслугам: праведные – Царство Небесное, блаженную, вечную жизнь, а грешники – вечное наказание.

Молитва перед учением

Преблагий Господи, ниспосли нам благодать Духа Твоего Святаго, дарствующаго смысл и укрепляющаго душевныя наши силы, дабы, внимая преподаваемому нам учению, возросли мы Тебе, нашему Создателю, во славу, родителем же нашим на утешение, Церкви и отечеству на пользу.

Эта молитва к Богу Отцу, Которого мы называем Создателем, т. е. Творцом. В ней мы просим Его послать Святого Духа, чтобы Он Своей благодатью укрепил наши душевные силы (ум, сердце и волю), и чтобы мы, слушая с вниманьем преподаваемое учение, выросли преданными сынами Церкви и верными слугами своего отечества и на утешение своим родителям.

Вместо этой молитвы перед учением можно читать молитву Святому Духу «Царю Небесный».

Молитва после учения

Благодарим Тебе, Создателю, яко сподобил еси нас благодати Твоея, во еже внимании учению. Благослови наших начальников, родителей и учителей, ведущих нас к познанию блага, и подаждь нам силу и крепость к продолжению учения сего.

Эта молитва Богу Отцу. В ней мы сначала благодарим Бога, что Он послал помощь понять преподаваемое учение. Потом просим Его послать милость нашим родителям и учителям, которые дают нам возможность узнать все хорошее и полезное; и в заключение просим нам дать здоровье и желание, чтобы мы с успехом продолжали ученье.

Вместо этой молитвы после учения можно читать молитву Божией Матери «Достойно есть».

Молитва перед вкушением пищи

Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении: отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполнявши всякое животно благоволения. (Псал. 144, 15 и 16 ст.).

Глаза всех, Господи, смотрят на Тебя с надеждой, так как Ты каждому в свое время даешь пищу, отверзаешь Твою щедрую руку, чтобы всех живых наделить милостями.

В этой молитве мы выражаем уверенность в том, что Бог пошлет нам пищу в свое время, так как Он не только людям, но и всем живым тварям подает все нужное для жизни.

Вместо этой молитвы можно читать «Отче наш».

Молитва после вкушения пищи

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия.

В этой молитве мы благодарим Бога, что Он напитал нас пищей, и просим Его не лишить нас по смерти нашей и вечного блаженства, о чем мы всегда должны помнить, получая земные блага.

Утренняя молитва

К Тебе, Владыко человеколюбче, от сна востав, прибегаю, и на дела Твоя подвизаюся милосердием Твоим, и молюся Тебе: помози ми на всякое время во всякой вещи, и избави мя от всякия мирския злыя вещи и диавольскаго поспешения, и спаси мя, и введи в царство Твое вечное. Ты бо еси мой Сотворитель и всякому благу Промысленник и Податель, о Тебе же все упование мое, и Тебе славу возсылаю, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

К Тебе, Владыка Человеколюбец, встав от сна, прибегаю и по милосердию Твоему спешу на дела Твои. Молюсь Тебе: помоги мне во всякое время во всяком деле, и избавь меня от всякого мирского худого дела и дьявольского искушения, и спаси меня, и введи в Твое вечное царство. Ибо Ты мой Творец и Промыслитель, и Податель всякого добра. На Тебя вся моя надежда. И Тебе воздаю славу, ныне, и всегда, и во веки вечные. Аминь.

Вечерняя молитва

Господи Боже наш, еже согреших во дни сем словом, делом и помышлением, яко благ и человеколюбец, прости ми; мирен сон и безмятежен даруй ми; Ангела Твоего хранителя посли покрывающа и соблюдающа мя от всякаго зла; яко Ты еси хранитель душам и телесем нашим, и Тебе славу возсылаем Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Господи Боже наш! Все, в чем я в сей день согрешил словом, делом и мыслию, Ты, как Милостивый и Человеколюбивый, прости мне. Подай мне мирный и спокойный сон. Пошли мне Твоего Ангела хранителя, который покрывал бы и оберегал меня от всякого зла. Ибо Ты хранитель душ и тел наших, и Тебе славу воздаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки вечные. Аминь.

Материал создан: 30.06.2015

Богородичное правило

К особому покрову Богородицы прибегают молитвенники в сложных жизненных ситуациях. Песнь Богородицы — это евангельский стих, в котором Архангел Гавриил приветствует Деву Марию и сообщает ей благую весть о скором рождении Иисуса. Его другие названия в Русской православной церкви: Архангельское приветствие, Богородичен, Песнь Пресвятой Богородице.

Песнь Пресвятой Богородице: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Мария, Господь с Тобою: благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших».

Вариант на русском: «Богородица Дева Мария, исполненная благодати Божией, радуйся! Господь с Тобою; благословенна Ты между женщинами и благословен плод, Тобою рожденный, потому что Ты родила Спасителя душ наших».

Обеты при постриге

И самое последнее, о чем необходимо упомянуть, говоря о монашеском правиле монахинь и иноков, это обеты, которые даются при постриге.

Всего таковых три: нестяжания, целомудрия и послушания. То есть инок или монах не должен стремиться к накоплению земных благ и денег, заглядываться на противоположный пол и обязательно слушаться игумена.

Рекомендации и советы священнослужителей

Священники рекомендуют общаться с Господом не только в тех случаях, когда плохо, но и тогда, когда все хорошо, чтобы поделиться своей радостью и поблагодарить Бога за благоволение к нему.

Также церковь рекомендует слушать церковные песнопения и просматривать видеозаписи религиозного характера, из которых можно услышать и узнать много полезного и интересного.

Вознесение молитвенных слов перед сном необходимо православному христианину для обретения защиты и опоры в ночное время. Испокон веков матери просили защиты для своих чад у Господа, обращаясь к нему с молитвами на сон грядущий.

Святые всегда слышат искренние слова обращения к ним и стремятся уберечь своих подопечных и ниспослать им милость.

До свидания, дорогие гости и читатели блога, делитесь интересной и полезной информацией с помощью социальных сетей! Подписывайтесь на обновления блога!

С уважением, Ирина Яровикова

Традиции православных христиан

Испокон веков в конце дня люди возвращаются в свой дом вечером после тяжелого трудового дня, разговаривают со своими родными и близкими, желают им хорошего и спокойного сна.

При этом на Древней Руси никогда не забывали о Господе, ведь именно он давал людям уверенность в завтрашнем дне, вселял в души надежду и умиротворение.

Состояние покоя было очень важно обрести на сон грядущий, именно в таком состоянии человек чувствовал себя полностью расслабившимся и отдохнувшим, готовым приступать к новым свершениям утром.

Молитвы на сон грядущий были созданы святыми людьми в первые века после принятия христианской веры, их также называют правилами, так как читать их нужно регулярно.

На сегодняшний день вечерние молитвы для начинающих доступны в любом виде. Православный христианин может не только заучивать священный текст наизусть, но и слушать его в виде аудиозаписи, смотреть видеозапись с ним или просто читать онлайн.

При этом Господу будет неважен выбранный способ чтения правил, главное, чтобы в этом присутствовала глубокая вера и желание служить ему искренне.

Данные тексты были составлены священнослужителями на церковнославянском языке, к сожалению, этот язык сегодня многими забыт и его трудно воспринимать визуально, ранее он входил в обязательную программу, изучаемую в школах. Сегодня его изучают лишь филологи и те, кто собирается стать священнослужителем.

На сегодняшний день тексты большинства вечерних молитв адаптированы под современного человека, то есть их можно читать на русском языке, так их смысл становится более понятным.

Молитва утром и вечером

Важность молитв трудно переоценить. Ведь именно с помощью этих священных текстов человек общается с Творцом. И в процессе этого общения он может поведать ему о своих горестях, надеждах и даже грехах. Поэтому священники настаивают на том, что все верующие должны как можно чаще молиться. Поскольку только так они смогут найти путь к Господу.

Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака

Необходимо понимать, что существует огромное количество разнообразных молитв. И каждая из них должна быть использована в определенной ситуации. Конечно, этих тонкостей могут не знать те люди, которые все еще остаются далеки от религии. Однако, человек, который поставил перед собой цель стать ближе к Богу, обязательно должен различать молитвы по видам. Наиболее часто используемыми и известными являются утренние и вечерние молитвы. Сейчас мы поговорим более подробно о тех, которые люди читают в вечернее время суток. Ведь вечернее правило играет важную роль в жизни верующих.

О книжном и настоящем монашестве

Везде есть правила, обязательные к соблюдению. Но если в миру эти правила нарушаются или корректируются, то в монастыре такого нет. Здесь происходит полное отсечение своей воли, предание в подчинение игумену или игуменье, в зависимости от вида монастыря.

Одного старца спросили: каким должен быть настоящий монах? Он снял с себя мантию, бросил на пол, истоптал и только после этого ответил: пока человек не будет истоптан, как эта мантия, и не смирится с этим, он не станет настоящим монахом.

Бывает, что человек решает уйти в монастырь, начитавшись книг о подвижничестве и жизни в обители, среди братьев или сестер. Спешим разуверить, современное монашество не такое, как оно описывается в старых книгах. Еще в 90-ые годы оно было совсем иным. А сегодня не каждый священник благословит уходить в монастырь.

Кроме того, что придется соблюдать правила монашеской жизни, посещая богослужения и неся послушания, это еще и огромная работа над собой. Просто не каждому по силам нести подобный крест, и многие ломаются, сбросив его на полпути.

Последствия необдуманного ухода в монастырь

Главное правило монашеской жизни — отречение от самого себя, стремление к Богу. Монах не должен искать развлечений, для него нет ничего слаще молитвы. Закончив послушание, он стремится в келью, чтобы отдаться ей полностью.

Готов ли человек, горящий желанием уйти в монастырь, отвергнуть собственную волю? Полюбить одиночество, молитву и смирение? Если нет, то в монастыре он долго не выдержит. Дело в том, что там обостряются все черты характера: как положительные, так и отрицательные. Последние надо убирать, приходится ломать себя, а тут еще и прессинг идет со стороны старших по чину. Иной просто не выдерживает такой жизни, сбегая из обители при первой возможности.

И великое счастье человеку, если он понял, что не в силах понести крест монашества еще до принятия пострига. Хотя бытует мнение, что надев послушническое облачение, можно вернуться в мир. Якобы ничего страшного в этом нет, послушник еще не дает обетов Богу. Это можно сравнить с облачением невесты: представьте, что близится время свадьбы, невеста уже наряжается к торжеству. Она надевает нижнюю сорочку под платье, и в какой-то момент понимает, что замуж-то и не хочется. Тогда девушка снимает ее, откладывает и говорит жениху, что передумала выходить за него замуж. Так же и здесь: одежды послушника можно сравнить с нижним платьем. И как это будет выглядеть, если он снимет их?

Что касается ухода из монастыря после иноческого или монашеского пострига, то здесь отдельный разговор. Это не проходит бесследно для таких людей, отражается на них самих и их детях, если они дерзнут стать родителями. В книге «Несвятые святые» приведено замечательное четверостишие академика Лосева. Он не давал Богу обетов, и не в чем не виноват перед Ним. Но академик был сыном монаха, и вот как он подвел итоги своей жизни:

«Я сын монаха — плод греха.

Я нарушение обета.

И Богом проклят я за это,

К чему ни прикоснусь — труха».

Поэтому не стоит принимать опрометчивые решения и уходить в монастырь, начитавшись книг о духовных подвигах.

Для чего необходимо молитвенное правило

Пребывание в молитвенном общении можно сравнить с зарядкой. Кто-то делает ее время от времени, заставляя себя, понимая, что это необходимо ради здоровья, а другие нашли в этом радость и уже не представляют другой жизни.

В течение дня воцерковленный христианин живет внимательной жизнью, проверяя свои действия, насколько они угодны Богу. Намного легче укреплять свою духовную жизнь православным, имеющим своего духовного наставника, который будет направлять и укреплять в вере через чтение молитвенного правила. Святые угодники знали о слабости духа человеческого, поэтому написали правила для молитв как полные, так и краткие, чтобы человек в любое время мог пребывать в присутствии Божьем.

Икона Серафима Саровского

Примером молитвенника может служить Серафим Саровский, познавший радость и важность общения с Господом еще с детства. Важно! Молитвенное правило Серафима Саровского для мирян – свод утренних, дневных и вечерних воззваний к Творцу, помогающих прожить день в духовной чистоте

Важно! Молитвенное правило Серафима Саровского для мирян – свод утренних, дневных и вечерних воззваний к Творцу, помогающих прожить день в духовной чистоте. Православная Церковь чтить память святого Серафима 15 января, день смерти преподобного, и 1 августа, в этот день были обретены мощи святого

Православная Церковь чтить память святого Серафима 15 января, день смерти преподобного, и 1 августа, в этот день были обретены мощи святого.

Многие православные миряне взяли за основу своей духовной жизни молитвенные правила, составленные преподобным старцем, который на протяжении своей жизни был известен, как смиренный молитвенник.

О монашеской жизни

Монашеское правило жизни включает в себя полное смирение и отсечение воли собственной. Насельники монастыря подчиняются игумену или игуменье, на каждое действие беря благословение у них. Из монастыря нельзя выйти по собственному желанию, только с разрешения настоятеля (с благословения).

Коротко об одном дне из жизни монаха:

  • Утренний подъем ранний, в различных монастырях его время зависит от начала Богослужения. Где-то службы начинаются в 4:30 утра, где-то в 5:00 утра, а в иных обителях в 6:00 утра. Небольшое послабление бывает по воскресениям, когда начало Литургии сдвигается на час вперед в том случае, если служба одна. Если же их две, то монашествующий может прийти на позднюю.
  • После службы наступает время завтрака. Монах отправляется в трапезную, где очень быстро вкушает пищу. Скорость зависит от того, надо ли идти ему на послушание или нет. Если такая необходимость имеется, кушать приходится в темпе.
  • Послушание бывает разным, у каждого монашествующего оно свое. На послушание назначает игумен монастыря или благочинный. Последний является «заместителем начальника», если говорить привычным мирским языком. Под начальником подразумевается, как мы понимаем, игумен.
  • Послушание прерывается только для того, чтобы принять участие в обеденной трапезе. После чего монашествующий возвращается к своему занятию.
  • Иногда после обеда или утренней службы выделяется время на отдых. Его не очень много, от силы час-полтора. У некоторых из братии такое время отсутствует ввиду специфики послушания, у кого-то его довольно много, опять же, по этой причине.
  • Те, кто заканчивают свое послушание к вечерней службе, отправляются в храм. Остальные продолжают трудиться, если послушание не может быть оставлено до следующего дня. Например, в церковной лавке или в кафе для паломников, которое сейчас есть при каждом монастыре почти, или в гостинице.
  • После вечернего богослужения начинается монашеское молитвенное правило. Мирянам на нем запрещено присутствовать, поэтому о его текстах знают только насельники обители.
  • После правила монах идет в свою комнату. Запрещены праздные гулянья по территории монастыря. Исключением является вынос мусора, ибо контейнеры расположены вдали от корпусов с кельями, и монахи могут прогуляться в это время, пока идут до них.

Поведение в келье

Придя в свою келью, монашествующий может немного передохнуть, после чего встает на правило. У насельников есть свое келейное монашеское правило, обязательное к ежедневному выполнению. У всех оно разное, в зависимости от благословения игумена: кому-то дают больше, иным — меньше. Самое короткое включает в себя:

  • утренние молитвы;
  • главу из Евангелия;
  • кафизму из Псалтыри;
  • деяния и послания апостолов;
  • пятисотницу;
  • вечерние молитвы;
  • акафисты и молитвенное правило по благословению духовника или игумена обители.

У монахов не принято разговаривать с соседом по келье. Да-да, они проживают по двое, а комната разграничена перегородкой. Но это не значит, что даже двух слов сказать нельзя, поздороваться, пожелать спокойной ночи или доброго утра не запрещено. Главное — чтобы не было праздных разговоров, когда монашествующие забывают о своем правиле, слишком увлекаясь ими.

Пятисотница

Мы не можем привести текст монашеского правила, ибо оно у каждого свое, как отмечалось выше. Но текст пятисотницы читатели увидят, отметим что он дан для общего развития и ознакомления, а не для прохождения на собственном опыте.

  • Первая сотня — молитва Иисусова. Читается она следующим образом: первые десять молитв с земными поклонами после каждой, 20 последующих — с поясными, а оставшиеся 70 читаются с умносердечными поклонами.
  • Вторая и третья сотня такие же, как и первая.
  • Четвертая сотня посвящена Пресвятой Богородице. Читают по образу и подобию первой сотни, с такими же поклонами.
  • Пятую сотню разделяют на две часть. Одна из них в размере 50-ти молитв посвящена ангелу-хранителю, вторая половина — всем святым.
  • Заканчивается чтение пятисотницы молитвой «Достойно есть».

Монашеское правило пятисотницы приводим ниже.

Обозначение молитв

Молитва «Отче наш» является словом Господа, поставленная Им в образец. Молитва «Богородице Дева, радуйся» стала приветствием Архангела к Богородице. Молитва «Символ веры» – это уже догмат.

Однако наряду с этими молитвами необходимо произносить и другие, а также обязательно читать Евангелие, хвалебные каноны и акафисты.

Наш мудрый старец Серафим советовал, если из-за сильной занятости на работе не имеется возможности достойно читать молитвы, то это можно делать и при ходьбе, и при любом деле, даже лежа. Главное, всегда помнить его слова: «Всякий, кто призовет имя Господа, спасется».

Молитвенное «правило» мирянина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *