Без хлеба и воды человек не может жить. Именно хлеб Господь избрал символом жизни и символом самого себя. В Евангелии говорится об этом совершенно недвусмысленно: «Я есмь хлеб жизни», — сказал Христос.

Поэтому, когда в церкви мы получаем освященный хлеб – просфору, мы получаем символ самого Бога. А съедая ее, мы принимаем в себя его частицу, становимся с Ним одним целым.

Во время Святого Причастия хлеб смешивается с вином, которое Господь назвал «Сие есть кровь моя». Принимая кровь и плоть Христову, верующие принимают в себя Бога и становятся сопричастниками Великого Таинства.

Но в домашних условиях принимается просфора со святой водой, которая приносится из храма. Святая вода – это, первоначально, обычная вода, над которой произносится специальный молебен водосвятия, после чего она получает особые исцеляющие свойства.

При этом читается особая молитва на принятие святой воды. Каждый верующий при ежедневном чтении этой краткой молитвы быстро запомнит ее, ведь слова ее западают в душу, отвечая нашим мольбам о помощи.

Текст молитвы

Го́споди Бо́же мой, да бу́дет дар Твой святы́й: просфора́ и свята́я Твоя́ вода́ во оставле́ние грехо́в мои́х, в просвеще́ние ума́ моего́, во укрепле́ние душе́вных и теле́сных сил мои́х, во здра́вие души́ и те́ла моего́, в покоре́ние страсте́й и не́мощей мои́х по безпреде́льному милосе́рдию Твоему́ моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тери и всех святы́х Твои́х. Ами́нь.

О святой воде

Святой Кирилл Иерусалимский говорил: «Вода – начало мира, Иордан – начало Евангелия». Таким образом – когда Церковь освящает воду, происходит возвращение этой субстанции первоначальной святости и чистоты, ниспускание на нее благодати Святого Духа и Благословения Божия, которое осуществляется силой молитвы и Слова Божия. Святой воде даруются силы к освящению души и тела тех, кто ей пользуется. Именно поэтому у святой воды есть особые свойства, которых нет у обычной воды.

Симеон Солунский выражается еще более конкретно: «Простая вода смоет грязь с тела, утолит телесную жажду. А святая вода смоет грязь с души и утолит жажду душевную». Какие прекрасные слова, не требующие больше никаких разъяснений о свойствах святой воды!

Поэтому каждый православный человек должен иметь дома небольшой, но обязательный запас. И при малейших признаках болезни, не только физической, но и духовной, принимать ее с молитвой перед принятием святой воды.

А что мы можем отнести к душевной болезни? Все те вещи, которые мы сегодня испытываем каждый день – стресс, уныние, печаль, отчаяние. Вот, оказывается, какое есть от них средство – но оно гораздо сложнее, чем лекарство, несмотря на свою простоту и доступность. Мало выпить святой воды и проговорить текст молитвы. Нужно верить и твердо знать, что помощь придет. И вот тогда – все получится.

Водоосвещения

Святая вода святится дважды – в день, так называемый, Богоявления, а также накануне этого дня. Если освятить воду в этих два разных дня, она будет абсолютно одинаково заряженной, поскольку она находится и святиться в одном и том же чане.

Святая вода не имеет срока годности и хранения. Она на протяжении долгих лет считается святой, чистой и свежей, как-будто в это минуту была освящена.

  • Есть ещё Крещенская вода (не путать со святой). Это святая святых, которая должна быть в жилище каждого верующего христианина.
  • Хранить её принято возле иконы, в углу комнаты.
  • Очень часто используется и та вода, которая освящается на обычных службах, которые происходят на протяжении всего года.
  • Святая вода употребляется на тощий желудок человека.

Как было впервые совершено освящение воды?

Освящение воды принято Церковью от апостолов и их преемников. Но первый пример подан Самим Господом, когда Он погрузился в Иордан и освятил все естество воды.
Не всегда вода нуждалась в освящении. Были времена, когда все на земле было чисто и свято.
«И увидел Бог все, что Он создал, — говорится в книге Бытия,- хорошо весьма» (Быт. 1, 31). Тогда, до грехопадения человека, все созидалось Словом Божиим, все оживотворялось Духом Святым, который носился над водой. Все на земле было запечатлено всеосвящающим благословением Божиим, и поэтому все земные стихии служили для пользы человека: поддерживали жизнь, предохраняли от разрушения тело. Живя в этом гармоничном, райском окружении, человек, по обетованию Божию, должен был быть бессмертным, ибо «смерти Бог не сотворил» (Прем. 1, 13).
Но человек сам, через общение с духом нечистым, принял в свою душу семя нечистоты. И тогда Дух Божий отступил от нечистого создания: «И сказал Господь : не вечно Духу моему быть пренебрегаемым человеками , потому что они плоть» (Быт. 6,3).
Теперь все, к чему прикасались руки грешников, становилось нечистым, все делалось орудием греха, а потому лишалось благословения Божия и подвергалось проклятию. Стихии, служившие прежде человеку, изменились. Земля теперь приносит терния и волчцы, пропитанный тлением воздух становится опасным, а иногда и смертоносным. Вода, сделавшись стоком нечистот, стала заразительной, опасной, и теперь в руках Правосудия Божия стала выступать орудием наказания нечестивых.
Но это не значит, что человечество было лишено святой воды. Изведенный Моисеем из скалы источник струил, конечно, не простую воду, но воду особую. Не простой была вода в источнике Самаряныни, ископанном праотцом Иаковом и освященном позднее беседой Спасителя у этого источника.
Понятие о святой воде встречается еще в Ветхом Завете: «и возьмет священник святой воды в глиняный сосуд» (Чис. 5,17).
Но совсем особая вода течет в реке Иордан. Господь наш Иисус Христос явился на Иордане, чтобы освятить водное естество и сделать его источником освящения для человека. Потому-то, при Крещении Господнем на Иордане как бы повторилось чудо творения: разверзлись небеса, нисшел Дух Божий и послышался глас Отца Небесного: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3,17).
Так, после грехопадения человека впервые совершилось освящение воды.

Зачем Церковь освящает воду?

Зачем же Церковь снова и снова освящает воду, когда она освящена уже Крещением Самого Сына Божия? Мы, падшие, хотя и обновляемые благодатью Божиею, люди, всегда, до смерти, носим в себе семя древней греховной нечистоты, и потому всегда можем грешить, и тем самым снова и снова вносить в окружающий мир нечистоту и тление. Поэтому Господь наш Иисус Христос, вознесшись на небо, оставил нам свое живое и животворящее слово, даровал верующим право силой веры и молитвы низводить на землю благословение Отца Небесного, ниспослал Утешителя Духа истины. Который всегда пребывает в Церкви Христовой, чтобы Церковь, вопреки неоскудеваемому в сердце человеческом семени греха и нечистоты, всегда имела неоскудеваемый источник освящения и жизни.
Храня эту заповедь Господню, Святая Церковь Словом Божиим, таинствами и молитвой освящает всегда не только самого человека, но и все, чем он пользуется в мире. Этим Церковь кладет предел распространению греховных нечистот, предотвращает умножение гибельных следствий наших грехов.
Церковь освящает землю, испрашивая ей у Бога благословения плодородия, освящает хлеб, служащий нам пищей, и воду, утоляющую нашу жажду.
Без благословения, без освящения могли ли бы эта тленная пища и питие поддерживать нашу жизнь? «Не роды плодов питают человека, но слово Твое сохраняет верующих в Тебя» (Прем. 16,26).
Отсюда уже и возникает ответ на вопрос, зачем Церковь освящает воду.
Освящением воды Церковь возвращает водной стихии первобытную чистоту и святость, низводит на воду, силой молитвы и Слова Божия, благословение Господне и благодать Пресвятого и Животворящего Духа.

Почему вода освящается в особых сосудах?

Как и все в Церкви, сосуд, в котором совершается освящение воды, несет большое символическое значение. Внешне водосвятный сосуд походит на потир для причастия. Сосуд для освящения воды представляет собой большую чашу на низкой подставке с круглым основанием для поставления ее на стол. С восточной стороны чаши имеются ячейки, куда при начале водосвятия устанавливаются три свечи — во образ Святой Троицы, освящающей и просвещающей людей Божественной благодатью. Как сосуд и вместилище Божией благодати, водосвятная чаша приближается в своем символическом значении к евхаристической чаше — потиру (в переводе с греческого — сосуд для питья) и так же, как и потир, знаменует Пресвятую Богородицу и Приснодеву Марию, во чреве Которой образовалось человеческое естество Господа Иисуса Христа. Круглое основание чаши для водосвятия есть знамение круга земной Церкви, сама круглая чаша, в которую наливают воду, знаменует Церковь небесную, а все вместе есть символ Богоматери, как чистейшего сосуда Божией благодати.

Теми же основными символическими значениями обладает и купель для крещения. Этот сосуд также делается в виде чаши, только значительно больших размеров, чем водосвятная, и на высокой подставке.

Как освящают воду на молебне, заказанном верующими?

Кроме крещенской воды православные христиане часто используют воду, освященную на молебнах.

Молебное пение, или молебен, — это особое богослужение, при котором просят Господа, Божию Матерь и святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благ.
Молебны совершаются в храме или частных домах.

В храме молебны совершаются после литургии и совершаются по просьбам и нуждам верующих. К таким молебным пениям относятся молитвенные чины, совершаемые при благословении различных предметов, об исцелении больного, о направляющихся в далекое путешествие, о воинах и т.д. На молебнах обычно происходит чин малого освящения воды.

Малое водоосвящение совершается Церковью также в день Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня и в день Преполовения, когда вспоминаются полные глубочайшей тайны слова Спасителя, сказанные Им самарянской женщине:»кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4,14).

Для малого водоосвящения посреди церкви ставится покрытый стол, на который поставляется чаша с водой и полагаются Крест и Евангелие. Перед чашей возжигаются свечи. После возгласа священника читается псалом 142-й: «Господи, услыши молитву мою…». Затем поются: «Бог Господь» и тропари: «К Богородице прилежно ныне притецем…», «Не умолчим никогда, Богородице…». При этом иерей кадит крестообразно воду.

После чтения псалома 50-го: «Помилуй мя, Боже…», тропарей и ектении, совершается каждение храма или дома.
По окончании произносится прокимен и читается Апостол (Евр. 2, 14-18), в котором святой Павел говорит о Христе:
«А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству. Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь».
Затем читается Евангелие (Ин. 5, 2-4):
«Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью».

Произносится ектения: «Миром Господу помолимся», в которой возносятся прошения об освящении воды. Обыкновенно при этом совершается каждение воды. Затем священник читает молитву об освящении воды.

Иногда читается еще особая молитва: «Боже великоименитый, творяй чудеса, имже несть числа! Прииди ныне к молящим Тя рабом Твоим, Владыко, и поели Духа Твоего Святаго и освяти воду сию: и дождь пиющим от нея и приемлющим и кропящимся ею рабом Твоим пременение страстен, оставление грехов, болезнем исцеление, и освобождение от всякого зла, и утверждение же и освящение домом и очищение всякая скверны, и навета диавольскаго отгнание: яко благословися и прославися пречестное и великолепое Имя Твое, Отца и Сына, и Святого Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».

По прочтении молитв священник, взяв честной Крест Распятием к себе, нижней частью его делает крестообразное движение по поверхности воды, затем погружает весь Крест в воду. При этом поют тропари: «Спаси, Господи, люди Твоя…» (трижды) и «Твоих даров…».
Затем иерей целует Крест, вынутый из воды, и кропит всех присутствующих и всю церковь. Присутствующие прикладываются ко Кресту, а священник кропит каждого.
После водоосвящения каждый, кто заказал молебен, может получить святую воду.

Рациональному уму всегда хочется понять, почему же всё-таки святая вода способствует выздоровлению больных? Что в ней за сила? На помощь этому уму приходят некоторые «исследования», которые изучают непонятно кем освященную воду (а может и «заряженную»). Также, чтобы изучить воду, берутся образцы H2O и говорят ей плохие и хорошие слова, затем замораживают. «Заговорённая» хорошими словами вода даёт снежинки красивые, плохими (несложно догадаться) — уродливые. Некое гадание на снежинках выходит. Снежинки красивые у всех религий мира, примечательно: христианскую снежинку автор исследования ассоциирует с… рождественскими ёлками. Автор — японец, ему в общем-то простительно. Только странно видеть присутствие фотографий этих снежинок на некоторых православных сайтах в статьях о целебной силе святой воды.

Чтобы по поводу влияния слов на структуру воды не разглагольствовать впустую, приведём комментарий преподавателя физики фармацевтической академии, кандидата математических наук:

«Вода тут ни при чём. Мог быть и какой-нибудь другой предмет (пища, например). На физическом и химическом уровне предметы не восприимчивы к словам. Можно было бы рассматривать такую гипотезу, если бы речь шла о высокоорганизованных биологических объектах. А в воде что — H2O да и только. Если бы молекулярный состав изменился — это была бы уже не вода. На фотографиях — снежинки, у них миллион различных форм, можно фантазировать и сопоставлять с чем угодно. А вот ругаться и злиться действительно для здоровья вредно».

Не является ли изучение святой воды попыткой проверить Бога? Есть большие сомнения в том, стоит ли это делать. Изучение святой воды, словно попытка в космосе увидеть Творца.

Думается, узнавать свойства святой воды стоит не с помощью подобного рода исследований. Православные святые, не прибегая к аппаратным методам изучения свойств воды, своей жизнью показали нам благодатную помощь Бога через благоговейное вкушение святыни с верой и твёрдой надеждой на помощь.

О просфоре

История просфоры уходит в первые века христианства. Тогда люди сами приносили в храм дары, а именно – то, что нужно для богослужения. Эти приношения по-гречески назывались просфора. Отсюда и закрепилось такое название хлеба. Просфора делается из двух частей – верхней, на которой ставится печать с четырехконечным крестом, и нижнюю. Верхняя часть символизирует душевные качества человека, а нижняя – его телесную натуру. Обе части находятся в едином целом.

После литургии просфоры раздают за свечным ящиком. Их приносят домой, где на другой день съедают натощак с молитвой. Хранить просфоры нужно с благоговением, не допускать их порчи, заплесневения и съедать в ближайшее время.

Как правильно принимать святую воду и просфору?

Следует сразу предостеречь всех тех, кто желал бы получить от их принятия благодать. Употребление освященного хлеба и воды – это не волшебство и не магия, которая подействует независимо ни от чего. Чтобы получить пользу от них, нужно понимать, что в момент съедения просфоры и запивания ее святой водой, мы соединяемся с Господом, получаем от него благодать Святого духа, которая снисходит на нашу душу. Поэтому телесное удовольствие от их принятия совсем не обязательно. Зная, что святая вода и просфора освящены, верующие понимают, что прикасаются к Божественным тайнам. Но познать механизм действия этих тайн нам, смертным, не дано. Вера – вот единственный ключ, который открывает эту дверь. Именно поэтому читается молитва на принятие святой воды и просфоры.

Принимать святую воду с просфорой следует утром натощак, лучше всего — после утренних молитв. «Когда верующий принимает святую воду и просфору — учил святой Георгий Задонский, — то не одолеет его нечистый дух, а тело и душа очищаются. Мысли становятся светлыми и направляются к Богу, а человек стремится к посту, молитве и добродетели».

Нужно посещать храм, присутствовать на литургии, чтобы получить просфору. Затем ее можно разрезать на множество кусочков и принимать каждое утро по небольшой доле, запивая глотком святой воды и направляя эту молитву к Господу.

Как употреблять просфору и святую воду?

Лучше всего принимать понемногу (частичку просфоры), запивая водой. Предварительно прочитав молитву, чтобы понимать зачем это делается. В Типиконе нет указания как на содержание текста молитвы, так и способа употребления хлеба. Но, по сложившейся традиции, поступайте так:

  • принесенную просфору разрежьте на маленькие части (так удобнее есть, когда подсохнут);
  • воду отливайте в отдельную чашку, не пейте из посуды, где она хранится;
  • трижды перекрестите налитое: Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь;
  • съешьте кусочек, запивая святой водой, прочитав молитву.

Примечание: Некоторых людей смущают слова: «… во оставление грехов…». В переводе с греческого – это «развод», «от/ставление», то есть, не прощаются грехи (это делает только Господь), а испрашивается возможность прекратить грешить, отделиться, избавиться от привязанности к страстям.

ХРАМ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ с.Богородское

с источником освященным в честь вмч.Никиты Бесогона

Молитва при вкушении

просфоры и святой воды

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый: просфора и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, во укрепление душевных и телесных сил моих, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих. Аминь.

В переводе с греческого «агиасма” – «святыня”. Так называют воду, освященную особым чином. Водоосвящение бывает малое и великое: малое совершается в течение года неоднократно, а великое – только в праздник Крещения Господя.

Странное поверье есть в русском народе: будто бы Крещение и Богоявление – не одно и то же, и вода, которую освящают в сочельник, 18 января, – это вода богоявленская, а та, что освящена 19 числа, – крещенская. Поверье это настолько сильно, что искренне верующие люди стараются набрать святой воды два дня подряд и хранят ее потом в разных сосудах, боясь перепутать. Это бессмысленное суеверие. И в праздник, и в сочельник вода освящается одним и тем же чином, в память сошествия Господа Иисуса Христа в воды реки Иордан. Крещенская вода обладает особой благодатью, и это знают (или чувствуют) люди. В этот праздник храмы переполняются народом, есть даже некий тип «прихожан”, которые приходят в церковь раз в год – «за водичкой”.

О чем же молятся во время великого водоосвящения? О том, чтобы вода сия освятилась силой и действием и наитием Святаго Духа. О том, чтобы она была даром освящения, избавления от грехов, исцеления души и тела. О том, чтобы получила она благословение Иорданово. Чтобы отгоняла всякие наветы видимых и невидимых врагов. Чтобы вода сия приводила в жизнь вечную. Чтобы и мы чрез вкушение сей воды и явление Духа Святаго сподобились освящения. Велика молитва – велика и святыня.

Крещение Господне освятило само естество воды. Любая вода, взятая в этот день, содержит залог благодати. Поэтому тот, кто не в силах прийти в церковь из-за собственной немощи или дальности храма, может набрать воды из любого источника, даже из-под водопроводного крана, и употреблять как святую.

Пить агиасму надо натощак, с утра, но по особой нужде в помощи Божией можно в любое время дня и ночи. Хранить – в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом (никак не в холодильнике!) При благоговейном отношении святая вода остается свежей и приятной на вкус долгое время. Ею можно помазываться, добавлять понемногу в еду, окроплять жилище. Люди, отлученные от Причастия по епитимий, вкушают агиасму как духовное утешение.

Немного жаль, что чудо великого освящения бывает .только однажды в год, и так редко можно слышать трогательные тропари:

«Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, приимите вей духа премудрости, духа разума, духа страха Божия, явльшагося Христа. »

Для чего принимают святую воду и просфору

В православной традиции существует большое количество святынь. Важнейшими из них являются крещенская вода (агиасма) и церковный хлеб (просфора). Употребляя их натощак с утра, верующий очищает собственное тело и возвеличивает духовность.

Однако для достижения желаемого результата необходимо читать молитвы и сохранять веру в Троицу.

Молитва перед вкушением просфоры и святой воды очищает тело и дух православного верующего, а также делает его склонным к добродетели и отгоняет нечистую энергию. Хлеб — это простейшая пища, которой хватает человеку для поддержания жизни и укрепления сил. Вода же используется для утоления жажды, приготовления еды и очищения физической оболочки. Поэтому два этих элемента, освещенные церковными словами наполняют верующего необходимой духовностью.

Освящение воды

Как правильно вкушать просфору и святую воду

Множество зерен хлеба символизируют Единство Церкви при бесконечном количестве частей. Освященная вода возвращает первостепенную чистоту, а также является проводником Божьей воли.

Сложности в принятии этих церковных объектов нет: делается это на голодный желудок, рано утром, чтобы они не смешивались с последующей пищей.

  • В конце литургического чтения в церкви присутствующим выносят антидоры (маленькие части просфоры).
  • Православный должен сложить собственные ладони крестом, где правая будет на левой. Если победить гордость, можно целовать руку монаха, принесшего этот дар.
  • Антидоры съедается прямо в храме, а после запиваются благоговением (агиасмой).
  • В доме для церковной пищи необходимо приготовить скатерть и поставить её в освященный угол — домашний иконостас. Перед употреблением просфоры и святой воды читается особая молитва, где верующий просит об укреплении тела и духа, а также устранении всяческих страстей.
  • При откусывании хлеба человек должен подставить тарелку или чистую бумагу. Нельзя, чтобы крошки падали на пол, потому что эта просфора освящена и символизирует полноценную веру.
  • Не рекомендуется давать церковный хлеб тем людям, которые не хотят креститься или отвергают существование Бога.
  • Бумагу, в которой была принесена просфора, должна сжигаться.
  • Церковный хлеб готовят из пшеницы, на дрожжах и с добавлением святой воды. Термин «просфора» переводится с греческого как «приношение». Первые христиане имели обычай нести из собственного дома хлеб для совершения Таинства Евхаристии.
  • В настоящее время церковный хлеб готовят в пекарнях епархии. Просфора состоит из двух частей, символизирующих два естества Спасителя Христа. На верхней части изображают крест или лик Божией Матери.
  • «Агиасма» в переводе с греческого — «святыня». Эта вода освящается по особому разрешению, в праздник Крещения. Она не является панацеей от всех болезней. Неверно мнение, что ежедневное употребление агиасмы принесет абсолютное здоровье и разрешит все проблемы.
  • Агиасма не портится и остается нетленной. Это было доказано через множество соответствующих экспериментов. Каждый христианин обязан держать её рядом с домашними иконами и потреблять натощак с утра. Она также годится для помазания ран и окропления жилища.

Совет! Если у человека не имеется возможности принимать просфору и агиасму (святую воду) на рассвете, разрешается употребить их в любое время дня, но исключительно натощак. Однако следует смиренно просить прощения у Всевышнего за недисциплинированность.Просфоры

Какую молитву читать

Молитвы на принятие церковного хлеба и крещенской воды должны произноситься с крепкой верой в Господа, способного дать все необходимое.

Молитва

«Господи, Боже мой, да будет дар Твой святый: просфора и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, во укрепление душевых и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему, молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь».

Посмотрите видео о принятии просфоры и святой воды

Что такое просфора?

Современный вид просфоры изменился, но значение осталось прежним. Более того: в Русской Православной Церкви смысл влагаемый в освященный хлеб немного нарушен. Он несет в себе прежний образ, но при этом, отдавая дань удобству: вместо цельного, который делят на всех, используют готовые маленькие просфорки. Например, в греческой церкви антидор – цельный, а у нас: добавляется или, скорее, отделяется просфора: как бы разный хлеб, хотя по сути – это одно и то же.

Между вкушением просфоры и Евхаристическим Причастием огромная разница. Антидор – оставшаяся часть от хлебов, используемых в Евхаристии (таинстве преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Господа). Остатки (у нас: как кусочки, так и просфоры) дают прихожанам:

  • Просфора с вынутой частичкой(за тех, кого указали в записках): чтобы заесть Причастие, дабы во рту не осталось ни крошки.
  • Антидор(кусочек): вместо Причастия, чтобы те, кто не смог участвовать или отлучен от Него, мог приобщиться к Единству Церкви.
  • Целая просфорка:для употребления дома: во здравие души и тела.

Примечание: Чаще всего домой несут целые просфорки – так удобнее. А кусочки съедают тут же в храме. Берут с собой еще один вид хлеба (частичку), так называемый, Артос, освященный на Светлой седьмице (неделе), т. е. после Пасхи.

Какой хлеб самый благодатный?

Несмотря на то, что антидор и просфора символизируют оставшуюся часть от использованного в Евхаристии хлеба, по степени освещенности они разнятся:

  • Антидор– остаток после изъятия «Агнца» (Тело Христово). Употребляют в храме.
  • Артос– раздается (частичка) верующим после Пасхальных торжеств. Для оздоровления души и тела, вкушая, добавляют слова: «Христос Воскресе!» Разрешается лечить домашних животных.
  • Просфора– (в т. ч., с вынутыми частичками за живых и усопших, поминаемым на проскомидии по запискам) употребляется только людьми.

Примечание: Каждый вид хлеба в Церкви – это символ Христа, к которому необходимо относиться соответственно. По вере получают исцеление, улучшают способности к восприятию знаний и пр.(читайте в молитве). Но не переоценивайте значение этих вещей: ничто, никакая святыня не сравнится с Причащением Крови и Тела Господа.

Екатерина, а почему этот человек не желает принять Таинство Крещения? А то получается, что он не хочет знать Бога, но хочет от Него что-то получить… Тем не менее, приведём ответ священника на Ваш вопрос:

Протоиерей Максим Козлов, настоятеля домового храма святой мученицы Татианы при МГУ в 1994—2012 гг.:
С одной стороны, можно, потому что ну какой же может быть вред человеку от того, что он попьет святой воды, или помажется маслицем, или употребит просфору? Но только нужно задумываться, с какой стороны это может быть ему полезно. Если это некоторое приближение человека к ограде церковной, если он, еще не решаясь креститься, скажем, быв в прошлом воинствующим атеистом, теперь, по молитвам своей жены, матери, дочери или кого-нибудь еще из близких, уже не отвергает хотя бы этих внешних как бы знаков церковности, то это добро и педагогически это будет подводить его к более существенному в нашей вере — к поклонению Богу в духе и истине. А если же таковые действия воспринимаются как своеобразного рода магия, как некое «церковное лекарство», но при этом человек вовсе не стремится к тому, чтобы воцерковиться, чтобы стать православным христианином, только успокаивает себя, что вот я нечто такое совершаю и это послужит каким-то оберегом, то такого рода сознание провоцировать не нужно. Вот исходя из этих двух возможностей вы решайте применительно к вашей конкретной ситуации, нужно или не нужно предлагать кому-либо из ваших близких святынечки церковные.

Ответить «

О благоговении к агиасме

Однажды проездом по монастырским делам заехал послушник Сергей к старице Сепфоре в Киреевск, припозднился и остался ночевать. Наутро после молитвенного правила матушка его к столу приглашает:

— Теперь мы с тобой святыньку примем. У меня тут просфорочки из Почаевской лавры, водичка из Дивеева.

Старица сидела в своем святом уголке под иконами, а Сергей налил водичку и о чем-то задумавшись, возьми да и перекрести чашу с крещенской водой! А матушка Сепфора — хотя она тогда уже полностью слепая была, да к тому ж спиной к нему сидела — вдруг резко повернулась:

— Ты что делаешь?

— Что, матушка?

— Ты зачем крещенскую воду крестишь?

— Матушка, прости, не подумал!

А она так строго говорит:

— Это же агиасма, великая святыня! Ее не надо крестить. Она такую благодать имеет! Ты себя крести.

Из книги воспоминаний о Клыковской старице «Птичка Небесная»

Современные свидетельства

«Сын заболел, и в поликлинике ему сделали рентген. Диагноз поставили такой: гайморит справа и фронтит слева. Сразу к педиатру мы не попали, так как был вечер пятницы. Лекарств никаких не давала, а капала святыми водой и маслом.

В понедельник попали к врачу, которая выписала антибиотики и дала направление к лору на вторник.

Я решила не покупать дорогие лекарства, подумала, что лор вдруг выпишет другие, а эти будут валяться зря, да и состояние сына улучшилось. Так мы и обошлись без лекарств.

Во вторник лор посмотрела и сказала, что все сухо. Она была удивлена, глядя на наш диагноз и спросила: «Чем вы лечились?».

Я сказала: «Парацетамолом (может, я давала ему одну таблетку)».

Врач ответила: «Это несерьезно».

Такова сила молитвы и святой воды!

«Пейте святую воду, как можно чаще. Это самое лучшее и наиболее эффективное лекарство. Это говорю не только, как священник, но и как врач. Из моего опыта в медицине» — говорил пациентам врач и святитель Лука Крымский.

Чудо чудное и диво дивное! Богу нашему слава во веки веков!»

В. Синенкова

***

«Мой муж не хотел второго ребенка, старшему было еще всего ничего, а я чувствовала, что уже пора. Я молилась, а свекровь привезла святой воды из Зачатьевского монастыря в Москве. Пила воду и молилась. Удивительным образом муж переменил свое мнение, и совсем скоро у нас появился второй малыш. Слава Богу!»

р. Б. Екатерина

***

«Два года назад на Крещение мы собирались на святой источник 12 ключей, – рассказала в газете «Слобода» прихожанка веневского храма Воскресения Христова Ф.Б. – Когда шла в церковь, почувствовала, что начинается почечная колика. Подумала еще: вот некстати, как скрутит сейчас! И все-таки на источник поехала. Хотя я и не люблю холодную воду, тогда окунулась в источник. Обратно ехала, колики как не бывало! Прошли мои больные бронхи, которые мучили меня с молодости. Наутро муж рассказывал: «Я несколько раз вставал и подходил к твоей постели, проверить, жива ли ты. Ты так тихо дышала, как в молодости!»

***

Раба Божия Г.П. служит в храме бухгалтером. Она поведала такую историю:

— В 1998 году мне поставили страшный диагноз – «рак». Сделали операцию, химиотерапию. Но никаких благоприятных прогнозов. А моему сыну тогда было 13 лет. Я должна была поставить его на ноги. Пришла я к иконе Казанской Божией Матери, встала на колени. И вдруг икона замироточила! Я поехала на святой источник «12 ключей», окунулась в ледяную воду, несмотря на то, что шов от операции тогда еще не зажил. И все! С тех пор ничто меня не беспокоит. Врачи обследовали, все в порядке.

***

Одна из прихожанок сельского прихода рассказывает: «На Крещение я всегда набираю бутылку воды. Она стоит у меня в серванте как лекарство скорой помощи. У меня в сердце искусственный клапан. В моем случае без таблеток не обойтись. Но перед тем, как принять таблетки, я обязательно пью крещенскую воду. А еще принимаю ее как успокоительное. Крещенская вода помогает справиться со стрессами и волнениями, придает силы, возвращает уверенность в себе».

Иеромонах Серафим (Параманов) «Закон Любви. Как жить по-православному»

«У нас заболела дочь, в четверг вечером поднялась температура выше 38,6. Дали жаропонижающее, но оно не слишком сильно помогало. Вызвали врача, он поставил подозрение на ОРВИ, прописал жаропонижающее, полоскания и иммуномодулирующее. В пятницу к обеду было уже 39,6. Снова вызвали врача, но он только позвонил по телефону и отказался приходить. Температура практически не падала, у ребенка началась рвота. К вечеру была температура 39,8, за день ребенка вырвало 8 раз. Рвота была уже желчью. Давали пить ромашки и кипяченую воду, ничего не задерживалось — рвота или были позывы на рвоту, но уже нечем. После жаропонижающих свечей температура в лучшем случае опускались до 38,8. Обтирание не помогало.

К ночи, когда температура снова поднялась до 39,6 поставили свечку (с учетом дозировки и временного интервала) и обтерли ребенка водкой. Ребенок уснул. Я ничего кроме «Отче наш» не знаю. Решил найти молитвы и помолиться и нашел эту статью, которая мне очень помогла. Я стал читать, то что знал — «Отче наш», крестить ребенка и каждый раз когда он хотела пить, давал ей несколько глотков святой воды, и к 3 часам ночи у ребенка температура понизилась до 38, и только после этого я пошел спать. Утром жена сказала, что ребенок просыпался около 5 утра и она давала ей воды которая была в кружке. Супруга очень устала за день с ребенком, дремала и не знала, что я молился и поил ребенка святой водой.

Утром в субботу у ребенка было 37,6, но мы все равно вызвали врача. Днем, к приходу врача было уже 37,2, врач ничего не прописал нового, только питье и полоскания и немного бульона и сухарей. Весь день я давал ребенку святой воды, при этом читал молитву и крестил ребенка. Я сходил в церковь и поблагодарил Господа за услышанные молитвы и заказал молитву за здравие дочери. К вечеру у нас уже было 36,3. В воскресенье худющий ребенок начал бегать и вечером уже спокойно покушала фаршированного перца. Сегодня, в понедельник, уже ходили гулять, глаза светятся, как будто и не болела, хотя все равно продолжаем полоскать горло и пить иммуномодулирующее. Дочери 3,5 года. Когда болеют дети, сердце очень сжимается. Желаю всем здоровья и веры!»

р.Б. Сергий

Из проповедей схиархимандрита Кирилла (Павлова)

Митрополит Алексий, управлявший Церковью с 1354 по 1378 год… ездил в Орду по вызову хана Джанибека, жена которого, Тайдула, тяжко заболела глазами и лишилась зрения. Хан, прослышав о святой жизни митрополита, отправил князю письмо, в котором требовал прислать к нему святого Алексия для исцеления жены. За неисполнение просьбы хан угрожал разорить Русскую землю. Перед отправлением в дорогу святитель Алексий, уповая на помощь Божию, решил отслужить напутственный молебен у гробницы святителя Петра. И Господь, не презрев молитв Первосвятителя, открыл ему, что Сам будет с ним и поездка его завершится благоуспешно. Во время молебна перед мощами святителя Петра сама собою зажглась свеча, и, ободренный надеждою на милосердие Божие, митрополит Алексий выехал в Орду. По прибытии туда он отслужил о здравии больной молебен и окропил ее святой водой, после чего она прозрела.

***

В древние времена в столице греческого государства Константинополе разразилась сильная моровая язва, уносившая множество человеческих жизней. После же того как по просьбе жителей города Древо Креста Господня в течение пятнадцати дней обносили по улицам столицы с молитвами и окроплением зданий и домов святой водой, губительная болезнь прекратилась, и все христиане принесли глубочайшее благодарение Господу Иисусу Христу.

***

В семи верстах от города Калуги, в селе Тинькове, в доме боярина Хитрова проживали две девушки-служанки. Однажды случилось им подняться на чердак, где лежали разные старые вещи. Одна из этих девиц, по имени Евдокия, легкомысленная и дерзкая, много смеялась и говорила непристойные слова; другая, напротив, унимала и удерживала свою подругу от бесчинства. И вот, разбирая вещи, эта благочестивая девушка нашла свиток сурового полотна. Развернув его, она увидела живописное изображение Женщины в темном, как бы монашеском одеянии, с благоговейным и умиленным лицом читающей книгу. Указывая на Игуменью (так назвала девушка Женщину, изображенную на полотне), она стала с еще большей силой сдерживать Евдокию от дерзких слов, однако та не только не унялась, но и плюнула на изображение со словами: «Вот как я боюсь твоей Игуменьи!» В то же мгновение она внезапно, как бы чем-то пораженная, упала без чувств; руки и ноги ее скорчились, все тело ее пришло в совершенное расслабление; лишилась она и зрения, и языка.

Испуганная подруга поспешила известить о сем своего господина. Евдокию нашли чуть дышащую, с пеной на губах, перенесли в комнату и положили под святые иконы в ожидании ее смерти. Однако случилось чудо. В наступившую ночь ее родителям явилась во сне Богоматерь и сказала: «Дочь ваша своим дерзким поступком в лице изображенной на полотне Женщины оскорбила не инокиню, но Меня, потому что изображение, ею поруганное, есть Мой образ, через который по воле Сына Моего и Бога Я буду ходатайствовать за город ваш. Утром объявите о сем священникам и вместе с ними, помолившись перед поруганной иконой Моей, окропите расслабленную святой водой, и она получит исцеление». Наутро, как только совершено было молебствие, больная действительно исцелилась и с тех пор исправила свою жизнь.

Из рассказов о схиигумене Савве (Остапенко)

«Я знала отца Савву, когда он был еще Николаем Михайловичем, задолго до поступления его в монастырь. Он посещал многие храмы, но чаще всего бывал в храме села Леонова, там он читал и пел.

Одна раба Божия очень сильно заболела, у нее была страшная рвота. Однажды она собралась к врачу, но знакомые привели ее в храм. Там после литургии служили водосвятный молебен, на котором пел Николай Михайлович. После молебна он дал ей стакан святой воды, но она не стала пить. Тогда Николай Михайлович ей сказал:

— Что ты боишься, пей — рвоты не будет.

Сам выпил один глоток и опять подал ей. Она выпила. После этого она дома долго спала и встала совершенно здоровой».

Молитва на принятие просфоры и святой воды

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *