Митрополит Макарий прославлен в лике святых на Соборе, который был созван в честь празднования 1000-летия Крещения Руси. Так совпало, что канонизация святителя состоялась как раз в годовщину его смерти. Сам Макарий, будучи московским митрополитом, способствовал прославлению многих святых, среди которых такие великие подвижники, как Александр Невский и Савва Сторожевский.

Детство

Родился будущий митрополит в Москве около 1482 г., был крещен с именем Михаил, данным в честь Архистратига. О родителях архипастыря известно немного. Отца звали Леонтий, он умирает спустя некоторое время после рождения ребенка. Мать, по дошедшим до нас сведениям, стала инокиней с именем Евфросиния.

Судя по поминальному синодику митрополита Макария, его род был богат на представителей монашества и духовенства. Святитель состоял в родстве с преподобным Иосифом Волоцким, скончавшимся в 1515 г., этот святой оказал немалое влияние на судьбу будущего инока. Следуя примеру благочестивой матери, юноша решает посвятить жизнь Богу.

Молодые годы

Михаил становится послушником в обители преп. Пафнутия Боровского, где впоследствии принимает постриг с именем Макарий. Назван молодой монах был в честь подвизавшегося в пустыне святого Макария Египетского. Выбранный монастырь отличала строгая аскетическая жизнь его насельников.

В обители инок обучался иконописному мастерству, ведь монастырь был расписан одним из лучших мастеров своего времени — Дионисием. В храме обители были также иконы кисти знаменитого Андрея Рублева.

Макарий ведет строгую подвижническую жизнь, состоящую из труда и молитвы. Наконец, в 1523 г. митрополит Даниил поставляет инока архимандритом Лужецкого Рождество-Богородицкого монастыря, который основал преподобный Ферапонт Можайский. Здесь в роли настоятеля Макарий устанавливает молитвенное поминовение всех усопших в обители, составив поминальный синодик.

Во время управления обителью святителем в соборе монастыря появляется придел в честь Макария Египетского. Настоятельство в Можайской обители продолжалось около трех лет.

Епископство в Новгороде

В марте 1526 года Макария возводят в сан епископа Новгородского и Псковского. Новый владыка активно занимается миссионерством, посылая священников к языческим северным народам новгородских земель. В обителях Новгорода вводится общежительный устав, который способствовал увеличению численности братии монастырей.

Благодаря святителю, в Новгороде строят, обустраивают и украшают около 40 храмов, в том числе кафедральный Софийский собор.

Используя художественные знания, полученные в Пафнутиево-Боровском монастыре, епископ лично обновляет обветшавшую икону Божией матери «Знамение» — знаменитую новгородскую святыню. Во время епископства святителя написаны жизнеописания и церковные службы некоторым русским подвижникам.

Летописный свод

В годы епископского служения святителя в Новгороде происходит создание Владычного летописного свода, не дошедшего до наших дней. Монах Досифей, который приходился племянником святому Иосифу Волоцкому, исправляет текст Синайского патерика, позднее этот же инок займется работой над составлением Волоколамского патерика и Хронографа. В 1540 г. священником св. Софии Агафоном была создана новая Пасхалия.

Митрополит московский

В 1542 г. епископ Новгородский и Псковский возводится в сан митрополита Московского. На этот момент о. Макарию уже было около 60 лет.

Политическая деятельность

Святитель Макарий, митрополит московский и всея Руси, начал свое служение в столице при будущем Иване Грозном, который в те годы был еще ребенком.

Спустя 5 лет владыка совершит венчание на царство московского князя Иоанна, который станет первым в истории русским царем.

Это событие примечательно тем, что таинство впервые совершает не патриарх, а митрополит, и не в византийском Константинополе, а в Москве.

В 1552 г. Иван Грозный получает благословение от владыки на поход в Казань. В честь победы над врагом впоследствии строится Покровский собор, в наши дни — храм Василия блаженного в Москве. Возникает Казанская епархия Русской Церкви. Архипастырь предсказал опричнину, введенную царем после смерти владыки, а также все тяжелые последствия такой политики главы государства.

Митрополит оказал немалое влияние на политику молодого царя, являлся членом «Избранной рады». Как и его предшественник — Иоасаф — был противником бояр Шуйских, отстраненных от власти в 1543 г. Изгнание Шуйских доказывает силу и влиятельность владыки. Архипастырь лично участвует в политических переговорах, принимает иностранных послов.

Религиозная деятельность

При святителе созываются два Собора, занимающиеся вопросами прославления подвижников благочестия. Происходит это в 1547 и 1549 гг. Ранее канонизацией святых занимались епископы на местах, поэтому угодников Божиих почитали лишь в их родной земле. Владыка Макарий впервые поднимает вопрос общероссийского прославления подвижников. Данные Соборы имели огромное значение для жизни церкви и вошли в историю под названием «Макарьевских».

Во время проведения Соборов произошла канонизация великих российских подвижников:

  • Александра Невского;
  • Всеволода Псковского;
  • Никона Радонежского;
  • Саввы Сторожевского;
  • Митрополита Ионы;
  • Пафнутия Боровского и др.

После прославления потребовалось большое количество новых церковных служб для каждого из святых, обновление или составление житий. Всю эту непростую работу митрополит взял на себя.

В 1551 году владыка созывает Стоглавый Собор, на котором рассматриваются и решаются различные проблемы Русской Церкви, начиная с внешнего облика православного христианина и заканчивая вопросами духовного просвещения. Став на сторону «иосифлян», владыка препятствует секуляризации земель, принадлежащих монастырям. После проведения Собора во все епархии были разосланы указания, касающиеся нововведений.

Собором 1553 г. были осуждены еретики Матфей Башкин и Феодосий Косой, распространявшие учение о Христе как об обычном человеке, отвергающие Таинства Церкви.

Кончина святителя

В сентябре 1563 г. митрополит Макарий сильно простужается во время крестного хода. Вечером, почувствовав болезненную слабость, владыка посылает в Пафнутиево-Боровский монастырь за старцем, желая исповедаться и причаститься.

3 ноября святитель говорит царю Иоанну о намерении удалиться на покой в родной монастырь, но не получает царского разрешения на отъезд.

После праздника Рождества Христова митрополит совсем слабеет, а 31 декабря 1563 г. перед заутреней святитель отдает дух Богу.

Место погребения архипастыря — Успенский собор Московского Кремля. В памяти своей паствы владыка остался мудрым, благочестивым и добрым архиереем.

Народное почитание святого началось практически сразу после его кончины, была написана икона митрополита Макария, к которой благоговейно прикладывался царь Иоанн, возвратившись с Литовского похода в 1564 г. На иконах святитель изображен высоким худощавым седым старцем.

Почитание святителя Макария, митрополита Московского

Почитание святителя Макария, митрополита Московского, началось сразу же после его кончины. Вскоре на гробнице появилась и первая его икона. Известно, что, возвратившись из Литовского похода 1564 года, царь прикладывался в Успенском соборе к образам святителей Петра, Ионы и Макария, «любезно их целоваше». Имя святителя начиная с XVII века встречается в «Сказании о святых иконописцах», где говорится: «Святый, и предивный, и чудный Макарий, митрополит Московский и всея России чудотворец, писаше многие святые иконы, и книги, и жития святых отцев во весь год, Минеи Четьи, яко ин никто ж от святых российских написа и праздновати повеле российских святых, и на Соборе правило изложи, и образ Пресвятой Богородицы Успения написа». В 2002 году Митрополит Макарий Московский был канонизирован Русской Православной старообрядческой Церковью в лике святителей.

Наследие

Еще будучи Новгородским епископом, Макарий поставил целью собрать воедино и систематизировать все письменные духовные памятники Древней Руси. На осуществление этой задумки ушло больше 20 лет.

Сборник духовной литературы позже получил название «Великие Макарьевские Четьи-Минеи».

При жизни святителя существовали три редакции сборника, каждая из которых превосходила предыдущую по объему.

Четьи-Минеи содержат как древнерусские, так и переведенные с греческого духовные литературные произведения.

Сюда вошли труды таких авторов, как:

  • митрополит Илларион;
  • епископ Кирилл Туровский;
  • игумен Даниил;
  • митрополит Григорий Цамблак;
  • иеромонах Пахомий Серб.

На каждый день Минеи предлагают жития празднуемых святых, проповеди и поучения. Труд состоит из 12 томов, каждый из которых содержит около 1500 страниц большого формата.

Другие известные митрополиты Макарии

Кроме московского митрополита 16-го в. история знает еще как минимум двоих великих церковных деятелей под именем Макарий.

Макарий Невский

Этот святитель был также прославлен в 2000 г. Родился будущий владыка во Владимирской губернии, затем с семьей переехал в Тобольск, где окончил местную семинарию. Юноша отказался от продолжения обучения в академии, активно занявшись миссионерской деятельностью.

В 1855 г. входит в состав Алтайской миссии, там же принимает монашество.

Около 30 лет Макарий посвятил служению на Алтае:

  • переводил книги на местный язык;
  • организовывал училища;
  • занимался просвещением и книгопечатанием.

С 1891 г. — епископ Томский, а с 1912 — митрополит Московский и Коломенский, член Святейшего Синода. В 1917 г. владыка Макарий был уволен с кафедры и сослан в Николо-Угрешский монастырь. Скончался в 1926 г. в селе Котельники недалеко от Люберцов.

Макарий Булгаков

Биография будущего митрополита начинается в 1816 г. в селе Курской губернии. Юноша успешно оканчивает Курскую семинарию, а затем Киевскую духовную академию, принимает монашество. С 1842 г. Макарий преподает в Санкт-Петербургской духовной академии.

В 1851 г. становится епископом Винницким, затем в течение 30 лет служит еще в нескольких епархиях Русской Церкви. С 1879 г. назначается митрополитом Московским и Коломенским.

Знаменит митрополит Макарий как крупный ученый-богослов, церковный писатель и историк.

Из многочисленных трудов владыки можно выделить Историю Русской Церкви в 12 томах, Православно-догматическое богословие.

Видео о Макарии Московском

В этом видео — житие святителя Макария Московского в виде увлекательного рассказа.

В Википедии существуют статьи о других людях с именем Макарий и фамилией Невский.

Митрополит Макарий

Митрополит Московский и Коломенский Макарий

Митрополит Алтайский

19 августа 1920 — 1 марта 1926

Митрополит Московский и Коломенский

25 ноября (8 декабря) 1912

20 марта (2 апреля) 1917
Предшественник Владимир (Богоявленский)
Преемник Тихон (Беллавин)

Епископ Томский и Семипалатинский

26 мая 1891 — 25 ноября 1912
Предшественник Исаакий (Положенский)
Преемник Мефодий (Герасимов)

Епископ Бийский,
викарий Томской епархии

12 февраля 1884 — 26 мая 1891
Предшественник Владимир (Петров)
Преемник Владимир (Сеньковский)
Имя при рождении Михаил Андреевич Парвицкий
Рождение 13 (25) октября 1835
село Шапкино, Ковровский уезд, Владимирская губерния
Смерть 1 марта 1926 (90 лет)
село Котельники, Московский уезд, Московская губерния, РСФСР
Похоронен
  • Троице-Сергиева лавра
Принятие монашества 11 (23) марта 1861 года
Епископская хиротония 12 (24) февраля 1884 года
Награды
Медиафайлы на Викискладе

Митрополи́т Мака́рий (в миру Михаи́л Андре́евич Не́вский, при рождении Парвицкий; 1 (13) октября 1835, село Шапкино, Ковровский уезд, Владимирская губерния — 1 марта 1926, село Котельники, Московский уезд, Московская губерния) — епископ Православной Российской церкви; митрополит Московский и Коломенский (1912—1917 годы), митрополит Алтайский (с 1920 года). Известный миссионер, «апостол Алтая».

Прославлен в лике святых Русской православной церкви в 2000 году. Память 16 (29) февраля в високосный год или 16 февраля (1 марта) в невисокосные годы, а также в Соборах Московских святителей 5 (18) октября и Московских святых в воскресенье перед 26 августа (8 сентября).

Энциклопедичный YouTube

МАКАРИЙ (в ми­ру Ми­ха­ил) — ми­тро­по­лит Мо­с­ков­ский и всея Ру­си, об­щественный и по­ли­тический дея­тель, свя­той.

Мо­на­ше­ский по­стриг при­нял в конце XV века в Свя­то-Паф­нуть­е­вом Бо­ров­ском мо­на­сты­ре. По не­ко­то­рым дан­ным, уча­ст­во­вал в рос­пи­си по­стро­ен­ных в это вре­мя мо­на­стыр­ских ко­ло­коль­ни и тра­пез­ной. В 1523 году митрополит Мо­с­ков­ским Да­нии­лом воз­ве­дён в сан ар­хи­ман­д­ри­та и на­зна­чен на­стоя­те­лем Мо­жай­ско­го Лу­жец­ко­го монастыря (позд­нее, бу­ду­чи ми­тро­по­ли­том, Макарий ини­ции­ро­вал строи­тель­ст­во ка­мен­но­го со­бо­ра мо­на­сты­ря в честь Ро­ж­де­ст­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы).

4 марта 1526 года ру­ко­по­ло­жен в епи­ско­пы и на­зна­чен на Нов­го­род­скую ар­хи­епи­скоп­скую ка­фед­ру. По­став­ле­ние Макария на вто­рую по зна­чи­мо­сти ка­фед­ру сви­де­тель­ст­во­ва­ло о его бли­зо­сти к великому князю Ва­си­лию III Ива­но­ви­чу, а так­же митрополите Да­нии­лу и ио­сиф­лян­ским кру­гам русских ие­рар­хов. Дея­тель­ность Макария в Нов­го­ро­де спо­соб­ст­во­ва­ла ук­ре­п­ле­нию московского влия­ния в ре­гио­не, как по­ли­ти­че­ско­го (бла­го­да­ря Макарию мя­теж ста­риц­ко­го кня­зя Ан­д­рея Ива­но­ви­ча в 1537 году прак­ти­че­ски не рас­про­стра­нил­ся на нов­го­род­ские зем­ли), так и куль­тур­но­го. Макарий реа­ли­зо­вал ре­ше­ния цер­ков­но­го со­бо­ра 1503 года, вве­дя в нов­го­род­ских мо­на­сты­рях об­ще­жи­тель­ный ус­тав (1528 год). При нём бы­ла про­из­ве­де­на рес­тав­ра­ция многих нов­го­род­ских церк­вей и икон, от­лит боль­шой ко­ло­кол для ка­фед­раль­но­го Со­фий­ско­го со­бо­ра, в со­бо­ре по­нов­ле­ны фре­ски, ук­ра­шен ико­но­стас. В Пско­ве по ука­за­нию Макария по­стро­ен ар­хи­епи­скоп­ский дво­рец (1535 год). Макарий на­прав­лял мис­сио­не­ров для про­све­ще­ния ла­планд­цев (современные саа­мы).

Около 1539 года по его ини­циа­ти­ве со­став­лен так называемый Вла­дыч­ный ле­то­пис­ный свод Ма­ка­рия. В Нов­го­ро­де под руководством Макариес бы­ли про­ве­де­ны ра­бо­ты по со­став­ле­нию 1-й ре­дак­ции «Ве­ли­ких Четь­их-Ми­ней» (ВМЧ). На­ча­ло этим тру­дам по­ло­жил мо­нах До­си­фей То­пор­ков, ко­то­рый по по­ру­че­нию Макария ре­дак­ти­ро­вал (1528-1529 годы) славянский текст Си­най­ско­го па­те­ри­ка, впо­след­ст­вии вклю­чён­ный в ВМЧ. По бла­го­сло­ве­нию Макария в 1535 году тол­мач Д. Ге­ра­си­мов пе­ре­вёл тол­ко­вую Псал­тирь Бру­но Вюрц­бург­ско­го, в 1537 году В.М. Туч­ков соз­дал но­вую ре­дак­цию жи­тия нов­го­род­ско­го свя­то­го — преподобного Ми­хаи­ла Клоп­ско­го (XV век).

С 19 марта 1542 года, пос­ле ни­зве­де­ния с пре­сто­ла митрополитп Иоаса­фа (Скри­пи­цы­на), Макарий — митрополит Мо­с­ков­ский и всея Ру­си, пред­стоя­тель Русской церк­ви. Во вре­мя Бо­яр­ско­го прав­ле­ния 1530-1540-х годов ста­рал­ся за­ни­мать при­ми­ри­тель­ную по­зи­цию, ис­пол­няя тра­диционную роль «пе­ча­ло­ва­те­ля» за опаль­ных лиц. На­рас­тав­шие про­ти­во­ре­чия и на­пря­же­ние в при­двор­ной эли­те, при­вед­шие к каз­ням вид­ных чле­нов Бо­яр­ской ду­мы ле­том 1546 года и мо­ло­дых ари­сто­кра­тов в январе 1547 года (без по­кая­ния и при­час­тия), по­бу­ди­ли Макария вы­сту­пить ини­циа­то­ром ук­ре­п­ле­ния вла­сти Ива­на IV Ва­силь­е­ви­ча вен­ча­ни­ем его на цар­ст­во. С це­лью по­лу­чить официальное при­зна­ние пра­во­слав­ны­ми пат­ри­ар­ха­ми цар­ско­го ти­ту­ла Ива­на IV Макарий позд­нее об­ра­тил­ся к пат­ри­ар­ху Кон­стан­ти­но­поль­ско­му Ио­а­са­фу II. По­вы­ше­ние ста­ту­са русского мо­нар­ха и Русского государства долж­но бы­ло, по мыс­ли Макария, уве­ли­чить ав­то­ри­тет мо­нар­ха как внут­ри стра­ны, так и в ми­ре. По­сле Мо­с­ков­ско­го вос­ста­ния 1547 года ста­ла оче­вид­ной не­об­хо­ди­мость ре­форм в об­лас­ти государственного управ­ле­ния, во­енного де­ла, в сфе­ре на­ло­гов и по­зе­мель­ных от­но­ше­ний. Вме­сте с другими ие­рар­ха­ми и пред­ста­ви­те­ля­ми бе­ло­го ду­хо­вен­ст­ва (священник Силь­вестр), на­хо­дясь в со­ста­ве Из­бран­ной ра­ды, Макарий при­нял в этих пре­об­ра­зо­ва­ни­ях ак­тив­ное уча­стие. При­зы­вая мо­ск­ви­чей к пуб­лич­но­му по­кая­нию, он спо­соб­ст­во­вал при­ми­ре­нию про­ти­во­бор­ст­во­вав­ших по­ли­тических пар­тий. Мо­раль­ной ос­но­вой ре­форм ста­ли и пуб­лич­ные по­кая­ния пред­ста­ви­те­лей вла­сти (в том чис­ле са­мо­го ца­ря) на так называемом Со­бо­ре при­ми­ре­ния 1549 года. Этот со­бор, в под­го­тов­ке и про­ве­де­нии ко­то­ро­го Макарий сыг­рал важ­ную роль, стал про­то­ти­пом по­сле­дую­щих Зем­ских со­бо­ров. В серь­ёз­ных про­ти­во­ре­чиях по во­про­су о цер­ков­ном зем­ле­вла­де­нии ме­ж­ду «ио­сиф­лян­ским» (смотри в статье Ио­сиф­ля­не) боль­шин­ст­вом в Русской церк­ви, к ко­то­ро­му при­над­ле­жал Макарий, и свет­ской вла­стью уси­лия­ми Макария в 1549-1551 годы был най­ден ком­про­мисс: цер­ков­ные вот­чи­ны в об­щем по­ряд­ке ли­ша­лись по­дат­ных льгот и при­ви­ле­гий, под­ле­жа­ли кон­фи­ска­ции не­ко­то­рые не­за­кон­ные при­об­ре­те­ния, од­на­ко со­хра­ня­лись преж­ние цер­ков­ные вла­де­ния при рез­ком ог­ра­ни­че­нии спо­со­бов по­лу­че­ния но­вых зе­мель. На цер­ков­ных со­бо­рах, ру­ко­во­ди­мых Макарием, бы­ли ут­вер­жде­ны об­ра­зец тек­ста ус­тав­ной зем­ской гра­мо­ты, текст Су­деб­ни­ка 1550 года (смотри в статье Су­деб­ни­ки XV-XVI веков), другие по­ста­нов­ле­ния по важ­ней­шим во­про­сам об­щественной жиз­ни. Макарий был од­ним из вдох­но­ви­те­лей на­сту­па­тель­ной вос­точ­ной внеш­ней по­ли­ти­ки, в том числе ка­зан­ских по­хо­дов. В 1-й половине 1550-х годов Макарий при­ни­мал так­же уча­стие в ди­пло­ма­тических кон­так­тах с Ве­ли­ким кня­же­ст­вом Ли­тов­ским.

Макарий — ини­циа­тор со­став­ле­ния круп­ных книж­ных сво­дов. Под его на­блю­де­ни­ем бы­ли зна­чи­тель­но до­пол­не­ны ВМЧ: в 1552 году он дал вкла­дом в Ус­пен­ский со­бор Мо­с­ков­ско­го Крем­ля но­вую (так называемую Ус­пен­скую) их ре­дак­цию. Сле­дую­щая ре­дак­ция, ещё бо­лее объ­ём­ная, бы­ла пре­под­не­се­на Ива­ну IV (так называемая Цар­ская ре­дак­ция). Позд­нее ВМЧ ис­поль­зо­ва­лись при со­став­ле­нии других ми­ней. Пол­но­стью со­хра­ни­лась толь­ко Ус­пен­ская ре­дак­ция. С Макарием свя­за­ны круг идей «Ле­то­пис­ца на­ча­ла цар­ст­ва» (в нём в том числе при­ве­де­ны ре­чи и по­сла­ния Макария 1550-1552 годов) и в осо­бен­но­сти за­мы­сел «Сте­пен­ной кни­ги», в ко­то­рой впер­вые сфор­му­ли­ро­ва­на кон­цеп­ция ис­то­рии Ру­си со вре­мён великого князя Вла­ди­ми­ра Свя­то­сла­ви­ча до середины XVI века. Пред­при­ня­тая по ини­циа­ти­ве Макария ка­но­ни­за­ция русских свя­тых (в ме­ся­це­слов бы­ло вне­се­но 39 имён) обу­сло­ви­ла соз­да­ние их жи­тий или но­вых ре­дак­ций уже бы­то­вав­ших тек­стов.

С Макарием свя­за­ны вы­даю­щие­ся ар­хитектурные про­ек­ты (Ва­си­лия Бла­жен­но­го храм), но­ва­ции фре­ско­вой жи­во­пи­си и ико­но­гра­фии в рос­пи­сях Бла­го­ве­щен­ско­го со­бо­ра Мо­с­ков­ско­го Крем­ля по­сле по­жа­ра 1547 года. Со­глас­но по­сле­сло­вию к «Апо­сто­лу» (1564 год) Ива­на Фё­до­ро­ва, Макарий был ини­циа­то­ром ор­га­ни­за­ции пе­чат­но­го де­ла в Мо­ск­ве.

Вре­мя пред­стоя­тель­ст­ва Макария ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ак­ти­ви­за­ци­ей со­бор­ной жиз­ни Русской церк­ви. Осо­бое зна­че­ние имел про­ве­дён­ный Макарием Сто­гла­вый со­бор (1551 год). На цер­ков­ных со­бо­рах осе­ни 1553 — зи­мы 1554 годов при ак­тив­ном уча­стии Макария бы­ли осу­ж­де­ны как ере­ти­че­ские идеи М.С. Баш­ки­на и Фео­до­сия Ко­со­го, а так­же от­лу­чён от Церк­ви быв­ший игу­мен Трои­це-Сер­гие­ва монастыря Ар­те­мий. В конце 1560 года Макарий уча­ст­во­вал в со­бо­ре, со­зван­ном по ини­циа­ти­ве Ива­на Гроз­но­го, на ко­то­ром бывшие бли­жай­шие со­вет­ни­ки ца­ря священник Силь­вестр и А. Ф. Ада­шев за­оч­но (Макарий на­стаи­вал на их лич­ном при­сут­ст­вии) бы­ли осу­ж­де­ны по об­ви­не­нию в от­рав­ле­нии ца­ри­цы Ана­ста­сии Ро­ма­нов­ны и других пре­сту­п­ле­ни­ях. Со­бор 1555 года уч­ре­дил но­вую Ка­зан­скую ар­хи­епи­ско­пию. Макарий ру­ко­по­ло­жил бо­лее 30 ар­хие­ре­ев. С ру­бе­жа 1550-1560-х годов он по­сте­пен­но стал от­хо­дить от дел; по раз­ным при­чи­нам, главным образом по со­стоя­нию здо­ро­вья, не раз пы­тал­ся уй­ти на по­кой (1547, 1562, 1563 годы), но ус­ту­пал дав­ле­нию со сто­ро­ны ца­ря.

Со­чи­не­ния Макария пол­но­стью не вы­яв­ле­ны. Из­вес­тен ряд его ора­тор­ских про­из­ве­де­ний: про­по­ве­ди в Ус­пен­ском со­бо­ре во вре­мя вен­ча­ния на цар­ст­во Ива­на IV Ва­силь­е­ви­ча, при всту­п­ле­нии ца­ря в брак с Ана­ста­си­ей Ро­ма­нов­ной, при­вет­ст­вен­ная речь при встре­че ца­ря по­сле взя­тия Ка­за­ни и другие. Со­хра­ни­лись пе­ре­пис­ка Макария с быв­шим митрополитом Мо­с­ков­ским Ио­а­са­фом (Скри­пи­цы­ным), с Мак­си­мом Гре­ком, по­сла­ние князю А.Б. Гор­ба­то­му в Ка­зань, ряд гра­мот нра­во­учи­тель­но­го и административного ха­рак­те­ра, а так­же ду­хов­ная гра­мо­та, на­пи­сан­ная не­за­дол­го до смер­ти. Макарий по­гре­бён в Ус­пен­ском со­бо­ре Мо­с­ков­ско­го Крем­ля.

Ка­но­ни­зиро­ван РПЦ в 1988 году, день па­мя­ти 30 декабря (12 января), в Со­бо­ре Московских свя­тых и в Со­бо­ре Московских свя­ти­те­лей.

Изо­бра­же­ния Макария встре­ча­ют­ся в хра­мо­вых рос­пи­сях: в Ус­пен­ском со­бо­ре в Сви­яж­ске (XVI век), в хра­ме Ни­ко­лы На­деи­на в Яро­слав­ле (XVII век), в Бла­го­ве­щен­ском со­бо­ре в Ка­за­ни (XIX век). Он изо­бра­жён у пе­чат­но­го стан­ка в раз­де­ле «Про­све­ти­те­ли» на го­рель­е­фе па­мят­ни­ка «1000-ле­тие Рос­сии» в Ве­ли­ком Нов­го­ро­де.

В 2001 году в РПЦ уч­ре­ж­дён ор­ден Святого Ма­ка­рия, ко­то­рым на­гра­ж­да­ют­ся ли­ца за за­слу­ги в об­лас­ти цер­ков­ной нау­ки и про­све­ще­ния.

Митрополит Макарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *