Митрополит Макарий прославлен в лике святых на Соборе, который был созван в честь празднования 1000-летия Крещения Руси. Так совпало, что канонизация святителя состоялась как раз в годовщину его смерти. Сам Макарий, будучи московским митрополитом, способствовал прославлению многих святых, среди которых такие великие подвижники, как Александр Невский и Савва Сторожевский.
Детство
Родился будущий митрополит в Москве около 1482 г., был крещен с именем Михаил, данным в честь Архистратига. О родителях архипастыря известно немного. Отца звали Леонтий, он умирает спустя некоторое время после рождения ребенка. Мать, по дошедшим до нас сведениям, стала инокиней с именем Евфросиния.
Судя по поминальному синодику митрополита Макария, его род был богат на представителей монашества и духовенства. Святитель состоял в родстве с преподобным Иосифом Волоцким, скончавшимся в 1515 г., этот святой оказал немалое влияние на судьбу будущего инока. Следуя примеру благочестивой матери, юноша решает посвятить жизнь Богу.
Молодые годы
Михаил становится послушником в обители преп. Пафнутия Боровского, где впоследствии принимает постриг с именем Макарий. Назван молодой монах был в честь подвизавшегося в пустыне святого Макария Египетского. Выбранный монастырь отличала строгая аскетическая жизнь его насельников.
В обители инок обучался иконописному мастерству, ведь монастырь был расписан одним из лучших мастеров своего времени — Дионисием. В храме обители были также иконы кисти знаменитого Андрея Рублева.
Макарий ведет строгую подвижническую жизнь, состоящую из труда и молитвы. Наконец, в 1523 г. митрополит Даниил поставляет инока архимандритом Лужецкого Рождество-Богородицкого монастыря, который основал преподобный Ферапонт Можайский. Здесь в роли настоятеля Макарий устанавливает молитвенное поминовение всех усопших в обители, составив поминальный синодик.
Во время управления обителью святителем в соборе монастыря появляется придел в честь Макария Египетского. Настоятельство в Можайской обители продолжалось около трех лет.
Епископство в Новгороде
В марте 1526 года Макария возводят в сан епископа Новгородского и Псковского. Новый владыка активно занимается миссионерством, посылая священников к языческим северным народам новгородских земель. В обителях Новгорода вводится общежительный устав, который способствовал увеличению численности братии монастырей.
Благодаря святителю, в Новгороде строят, обустраивают и украшают около 40 храмов, в том числе кафедральный Софийский собор.
Используя художественные знания, полученные в Пафнутиево-Боровском монастыре, епископ лично обновляет обветшавшую икону Божией матери «Знамение» — знаменитую новгородскую святыню. Во время епископства святителя написаны жизнеописания и церковные службы некоторым русским подвижникам.
Летописный свод
В годы епископского служения святителя в Новгороде происходит создание Владычного летописного свода, не дошедшего до наших дней. Монах Досифей, который приходился племянником святому Иосифу Волоцкому, исправляет текст Синайского патерика, позднее этот же инок займется работой над составлением Волоколамского патерика и Хронографа. В 1540 г. священником св. Софии Агафоном была создана новая Пасхалия.
Митрополит московский
В 1542 г. епископ Новгородский и Псковский возводится в сан митрополита Московского. На этот момент о. Макарию уже было около 60 лет.
Политическая деятельность
Святитель Макарий, митрополит московский и всея Руси, начал свое служение в столице при будущем Иване Грозном, который в те годы был еще ребенком.
Спустя 5 лет владыка совершит венчание на царство московского князя Иоанна, который станет первым в истории русским царем.
Это событие примечательно тем, что таинство впервые совершает не патриарх, а митрополит, и не в византийском Константинополе, а в Москве.
В 1552 г. Иван Грозный получает благословение от владыки на поход в Казань. В честь победы над врагом впоследствии строится Покровский собор, в наши дни — храм Василия блаженного в Москве. Возникает Казанская епархия Русской Церкви. Архипастырь предсказал опричнину, введенную царем после смерти владыки, а также все тяжелые последствия такой политики главы государства.
Митрополит оказал немалое влияние на политику молодого царя, являлся членом «Избранной рады». Как и его предшественник — Иоасаф — был противником бояр Шуйских, отстраненных от власти в 1543 г. Изгнание Шуйских доказывает силу и влиятельность владыки. Архипастырь лично участвует в политических переговорах, принимает иностранных послов.
Религиозная деятельность
При святителе созываются два Собора, занимающиеся вопросами прославления подвижников благочестия. Происходит это в 1547 и 1549 гг. Ранее канонизацией святых занимались епископы на местах, поэтому угодников Божиих почитали лишь в их родной земле. Владыка Макарий впервые поднимает вопрос общероссийского прославления подвижников. Данные Соборы имели огромное значение для жизни церкви и вошли в историю под названием «Макарьевских».
Во время проведения Соборов произошла канонизация великих российских подвижников:
- Александра Невского;
- Всеволода Псковского;
- Никона Радонежского;
- Саввы Сторожевского;
- Митрополита Ионы;
- Пафнутия Боровского и др.
После прославления потребовалось большое количество новых церковных служб для каждого из святых, обновление или составление житий. Всю эту непростую работу митрополит взял на себя.
В 1551 году владыка созывает Стоглавый Собор, на котором рассматриваются и решаются различные проблемы Русской Церкви, начиная с внешнего облика православного христианина и заканчивая вопросами духовного просвещения. Став на сторону «иосифлян», владыка препятствует секуляризации земель, принадлежащих монастырям. После проведения Собора во все епархии были разосланы указания, касающиеся нововведений.
Собором 1553 г. были осуждены еретики Матфей Башкин и Феодосий Косой, распространявшие учение о Христе как об обычном человеке, отвергающие Таинства Церкви.
Кончина святителя
В сентябре 1563 г. митрополит Макарий сильно простужается во время крестного хода. Вечером, почувствовав болезненную слабость, владыка посылает в Пафнутиево-Боровский монастырь за старцем, желая исповедаться и причаститься.
3 ноября святитель говорит царю Иоанну о намерении удалиться на покой в родной монастырь, но не получает царского разрешения на отъезд.
После праздника Рождества Христова митрополит совсем слабеет, а 31 декабря 1563 г. перед заутреней святитель отдает дух Богу.
Место погребения архипастыря — Успенский собор Московского Кремля. В памяти своей паствы владыка остался мудрым, благочестивым и добрым архиереем.
Народное почитание святого началось практически сразу после его кончины, была написана икона митрополита Макария, к которой благоговейно прикладывался царь Иоанн, возвратившись с Литовского похода в 1564 г. На иконах святитель изображен высоким худощавым седым старцем.
Почитание святителя Макария, митрополита Московского
Почитание святителя Макария, митрополита Московского, началось сразу же после его кончины. Вскоре на гробнице появилась и первая его икона. Известно, что, возвратившись из Литовского похода 1564 года, царь прикладывался в Успенском соборе к образам святителей Петра, Ионы и Макария, «любезно их целоваше». Имя святителя начиная с XVII века встречается в «Сказании о святых иконописцах», где говорится: «Святый, и предивный, и чудный Макарий, митрополит Московский и всея России чудотворец, писаше многие святые иконы, и книги, и жития святых отцев во весь год, Минеи Четьи, яко ин никто ж от святых российских написа и праздновати повеле российских святых, и на Соборе правило изложи, и образ Пресвятой Богородицы Успения написа». В 2002 году Митрополит Макарий Московский был канонизирован Русской Православной старообрядческой Церковью в лике святителей.
Наследие
Еще будучи Новгородским епископом, Макарий поставил целью собрать воедино и систематизировать все письменные духовные памятники Древней Руси. На осуществление этой задумки ушло больше 20 лет.
Сборник духовной литературы позже получил название «Великие Макарьевские Четьи-Минеи».
При жизни святителя существовали три редакции сборника, каждая из которых превосходила предыдущую по объему.
Четьи-Минеи содержат как древнерусские, так и переведенные с греческого духовные литературные произведения.
Сюда вошли труды таких авторов, как:
- митрополит Илларион;
- епископ Кирилл Туровский;
- игумен Даниил;
- митрополит Григорий Цамблак;
- иеромонах Пахомий Серб.
На каждый день Минеи предлагают жития празднуемых святых, проповеди и поучения. Труд состоит из 12 томов, каждый из которых содержит около 1500 страниц большого формата.
Другие известные митрополиты Макарии
Кроме московского митрополита 16-го в. история знает еще как минимум двоих великих церковных деятелей под именем Макарий.
Макарий Невский
Этот святитель был также прославлен в 2000 г. Родился будущий владыка во Владимирской губернии, затем с семьей переехал в Тобольск, где окончил местную семинарию. Юноша отказался от продолжения обучения в академии, активно занявшись миссионерской деятельностью.
В 1855 г. входит в состав Алтайской миссии, там же принимает монашество.
Около 30 лет Макарий посвятил служению на Алтае:
- переводил книги на местный язык;
- организовывал училища;
- занимался просвещением и книгопечатанием.
С 1891 г. — епископ Томский, а с 1912 — митрополит Московский и Коломенский, член Святейшего Синода. В 1917 г. владыка Макарий был уволен с кафедры и сослан в Николо-Угрешский монастырь. Скончался в 1926 г. в селе Котельники недалеко от Люберцов.
Макарий Булгаков
Биография будущего митрополита начинается в 1816 г. в селе Курской губернии. Юноша успешно оканчивает Курскую семинарию, а затем Киевскую духовную академию, принимает монашество. С 1842 г. Макарий преподает в Санкт-Петербургской духовной академии.
В 1851 г. становится епископом Винницким, затем в течение 30 лет служит еще в нескольких епархиях Русской Церкви. С 1879 г. назначается митрополитом Московским и Коломенским.
Знаменит митрополит Макарий как крупный ученый-богослов, церковный писатель и историк.
Из многочисленных трудов владыки можно выделить Историю Русской Церкви в 12 томах, Православно-догматическое богословие.
Видео о Макарии Московском
В этом видео — житие святителя Макария Московского в виде увлекательного рассказа.
В Википедии существуют статьи о других людях с именем Макарий и фамилией Невский.
Митрополит Макарий | |||||
---|---|---|---|---|---|
![]() Митрополит Московский и Коломенский Макарий |
|||||
Митрополит Алтайский
|
|||||
19 августа 1920 — 1 марта 1926 | |||||
Митрополит Московский и Коломенский
|
|||||
25 ноября (8 декабря) 1912 — 20 марта (2 апреля) 1917 |
|||||
Предшественник | Владимир (Богоявленский) | ||||
Преемник | Тихон (Беллавин) | ||||
Епископ Томский и Семипалатинский
|
|||||
26 мая 1891 — 25 ноября 1912 | |||||
Предшественник | Исаакий (Положенский) | ||||
Преемник | Мефодий (Герасимов) | ||||
Епископ Бийский,
|
|||||
12 февраля 1884 — 26 мая 1891 | |||||
Предшественник | Владимир (Петров) | ||||
Преемник | Владимир (Сеньковский) | ||||
Имя при рождении | Михаил Андреевич Парвицкий | ||||
Рождение | 13 (25) октября 1835 село Шапкино, Ковровский уезд, Владимирская губерния |
||||
Смерть | 1 марта 1926 (90 лет) село Котельники, Московский уезд, Московская губерния, РСФСР |
||||
Похоронен |
|
||||
Принятие монашества | 11 (23) марта 1861 года | ||||
Епископская хиротония | 12 (24) февраля 1884 года | ||||
Награды |
|
||||
![]() |
Митрополи́т Мака́рий (в миру Михаи́л Андре́евич Не́вский, при рождении Парвицкий; 1 (13) октября 1835, село Шапкино, Ковровский уезд, Владимирская губерния — 1 марта 1926, село Котельники, Московский уезд, Московская губерния) — епископ Православной Российской церкви; митрополит Московский и Коломенский (1912—1917 годы), митрополит Алтайский (с 1920 года). Известный миссионер, «апостол Алтая».
Прославлен в лике святых Русской православной церкви в 2000 году. Память 16 (29) февраля в високосный год или 16 февраля (1 марта) в невисокосные годы, а также в Соборах Московских святителей 5 (18) октября и Московских святых в воскресенье перед 26 августа (8 сентября).
Энциклопедичный YouTube
МАКАРИЙ (в миру Михаил) — митрополит Московский и всея Руси, общественный и политический деятель, святой.
Монашеский постриг принял в конце XV века в Свято-Пафнутьевом Боровском монастыре. По некоторым данным, участвовал в росписи построенных в это время монастырских колокольни и трапезной. В 1523 году митрополит Московским Даниилом возведён в сан архимандрита и назначен настоятелем Можайского Лужецкого монастыря (позднее, будучи митрополитом, Макарий инициировал строительство каменного собора монастыря в честь Рождества Пресвятой Богородицы).
4 марта 1526 года рукоположен в епископы и назначен на Новгородскую архиепископскую кафедру. Поставление Макария на вторую по значимости кафедру свидетельствовало о его близости к великому князю Василию III Ивановичу, а также митрополите Даниилу и иосифлянским кругам русских иерархов. Деятельность Макария в Новгороде способствовала укреплению московского влияния в регионе, как политического (благодаря Макарию мятеж старицкого князя Андрея Ивановича в 1537 году практически не распространился на новгородские земли), так и культурного. Макарий реализовал решения церковного собора 1503 года, введя в новгородских монастырях общежительный устав (1528 год). При нём была произведена реставрация многих новгородских церквей и икон, отлит большой колокол для кафедрального Софийского собора, в соборе поновлены фрески, украшен иконостас. В Пскове по указанию Макария построен архиепископский дворец (1535 год). Макарий направлял миссионеров для просвещения лапландцев (современные саамы).
Около 1539 года по его инициативе составлен так называемый Владычный летописный свод Макария. В Новгороде под руководством Макариес были проведены работы по составлению 1-й редакции «Великих Четьих-Миней» (ВМЧ). Начало этим трудам положил монах Досифей Топорков, который по поручению Макария редактировал (1528-1529 годы) славянский текст Синайского патерика, впоследствии включённый в ВМЧ. По благословению Макария в 1535 году толмач Д. Герасимов перевёл толковую Псалтирь Бруно Вюрцбургского, в 1537 году В.М. Тучков создал новую редакцию жития новгородского святого — преподобного Михаила Клопского (XV век).
С 19 марта 1542 года, после низведения с престола митрополитп Иоасафа (Скрипицына), Макарий — митрополит Московский и всея Руси, предстоятель Русской церкви. Во время Боярского правления 1530-1540-х годов старался занимать примирительную позицию, исполняя традиционную роль «печалователя» за опальных лиц. Нараставшие противоречия и напряжение в придворной элите, приведшие к казням видных членов Боярской думы летом 1546 года и молодых аристократов в январе 1547 года (без покаяния и причастия), побудили Макария выступить инициатором укрепления власти Ивана IV Васильевича венчанием его на царство. С целью получить официальное признание православными патриархами царского титула Ивана IV Макарий позднее обратился к патриарху Константинопольскому Иоасафу II. Повышение статуса русского монарха и Русского государства должно было, по мысли Макария, увеличить авторитет монарха как внутри страны, так и в мире. После Московского восстания 1547 года стала очевидной необходимость реформ в области государственного управления, военного дела, в сфере налогов и поземельных отношений. Вместе с другими иерархами и представителями белого духовенства (священник Сильвестр), находясь в составе Избранной рады, Макарий принял в этих преобразованиях активное участие. Призывая москвичей к публичному покаянию, он способствовал примирению противоборствовавших политических партий. Моральной основой реформ стали и публичные покаяния представителей власти (в том числе самого царя) на так называемом Соборе примирения 1549 года. Этот собор, в подготовке и проведении которого Макарий сыграл важную роль, стал прототипом последующих Земских соборов. В серьёзных противоречиях по вопросу о церковном землевладении между «иосифлянским» (смотри в статье Иосифляне) большинством в Русской церкви, к которому принадлежал Макарий, и светской властью усилиями Макария в 1549-1551 годы был найден компромисс: церковные вотчины в общем порядке лишались податных льгот и привилегий, подлежали конфискации некоторые незаконные приобретения, однако сохранялись прежние церковные владения при резком ограничении способов получения новых земель. На церковных соборах, руководимых Макарием, были утверждены образец текста уставной земской грамоты, текст Судебника 1550 года (смотри в статье Судебники XV-XVI веков), другие постановления по важнейшим вопросам общественной жизни. Макарий был одним из вдохновителей наступательной восточной внешней политики, в том числе казанских походов. В 1-й половине 1550-х годов Макарий принимал также участие в дипломатических контактах с Великим княжеством Литовским.
Макарий — инициатор составления крупных книжных сводов. Под его наблюдением были значительно дополнены ВМЧ: в 1552 году он дал вкладом в Успенский собор Московского Кремля новую (так называемую Успенскую) их редакцию. Следующая редакция, ещё более объёмная, была преподнесена Ивану IV (так называемая Царская редакция). Позднее ВМЧ использовались при составлении других миней. Полностью сохранилась только Успенская редакция. С Макарием связаны круг идей «Летописца начала царства» (в нём в том числе приведены речи и послания Макария 1550-1552 годов) и в особенности замысел «Степенной книги», в которой впервые сформулирована концепция истории Руси со времён великого князя Владимира Святославича до середины XVI века. Предпринятая по инициативе Макария канонизация русских святых (в месяцеслов было внесено 39 имён) обусловила создание их житий или новых редакций уже бытовавших текстов.
С Макарием связаны выдающиеся архитектурные проекты (Василия Блаженного храм), новации фресковой живописи и иконографии в росписях Благовещенского собора Московского Кремля после пожара 1547 года. Согласно послесловию к «Апостолу» (1564 год) Ивана Фёдорова, Макарий был инициатором организации печатного дела в Москве.
Время предстоятельства Макария характеризуется активизацией соборной жизни Русской церкви. Особое значение имел проведённый Макарием Стоглавый собор (1551 год). На церковных соборах осени 1553 — зимы 1554 годов при активном участии Макария были осуждены как еретические идеи М.С. Башкина и Феодосия Косого, а также отлучён от Церкви бывший игумен Троице-Сергиева монастыря Артемий. В конце 1560 года Макарий участвовал в соборе, созванном по инициативе Ивана Грозного, на котором бывшие ближайшие советники царя священник Сильвестр и А. Ф. Адашев заочно (Макарий настаивал на их личном присутствии) были осуждены по обвинению в отравлении царицы Анастасии Романовны и других преступлениях. Собор 1555 года учредил новую Казанскую архиепископию. Макарий рукоположил более 30 архиереев. С рубежа 1550-1560-х годов он постепенно стал отходить от дел; по разным причинам, главным образом по состоянию здоровья, не раз пытался уйти на покой (1547, 1562, 1563 годы), но уступал давлению со стороны царя.
Сочинения Макария полностью не выявлены. Известен ряд его ораторских произведений: проповеди в Успенском соборе во время венчания на царство Ивана IV Васильевича, при вступлении царя в брак с Анастасией Романовной, приветственная речь при встрече царя после взятия Казани и другие. Сохранились переписка Макария с бывшим митрополитом Московским Иоасафом (Скрипицыным), с Максимом Греком, послание князю А.Б. Горбатому в Казань, ряд грамот нравоучительного и административного характера, а также духовная грамота, написанная незадолго до смерти. Макарий погребён в Успенском соборе Московского Кремля.
Канонизирован РПЦ в 1988 году, день памяти 30 декабря (12 января), в Соборе Московских святых и в Соборе Московских святителей.
Изображения Макария встречаются в храмовых росписях: в Успенском соборе в Свияжске (XVI век), в храме Николы Надеина в Ярославле (XVII век), в Благовещенском соборе в Казани (XIX век). Он изображён у печатного станка в разделе «Просветители» на горельефе памятника «1000-летие России» в Великом Новгороде.
В 2001 году в РПЦ учреждён орден Святого Макария, которым награждаются лица за заслуги в области церковной науки и просвещения.