Борис Кустодиев. Масленица. 1920г.

Масленица – один из самых веселых праздников в году, который широко отмечается по всей России. Он отражает вековые традиции, бережно хранимые и передаваемые из поколения в поколение. Это недельный праздник-обряд с хороводами, песнями, плясками, играми, посвященный прощанию с зимой и встрече весны.

История праздника

На самом деле Масленица является древним языческим праздником. Считается, что первоначально Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков.

На Руси издавна было принято отмечать смену времен года. Зима всегда была трудным временем для людей: холодно, голодно, темно. Потому приходу весны особенно радовались, и это обязательно нужно было отпраздновать. Наши предки говорили, что молодой Весне сложно одолеть старую коварную Зиму. Чтобы помочь Весне прогнать Зиму, устраивали веселые гулянья на Масленицу. Прощаясь с Зимой, древние славили Ярилу — языческого бога солнца и плодородия. Ярило представлялся русичам в образе молодого мужчины, ежегодно умиравшего и вновь воскресавшего. Ярило, воскреснув, дарил людям солнце, а солнечное весеннее тепло — это первый шаг на пути к обильному урожаю. До крещения Руси праздник Масленицы отмечали 7 дней перед днем Весеннего Равноденствия и еще неделю после.

С принятием христианства время празднования Масленицы сдвинулось и сократилось на целую неделю. Отменить Масленицу и запретить развлечения церковь не решилась, несмотря на все развеселые и не очень-то соответствующие религиозным правилам традиции: уж слишком значимым был этот праздник для народа. Но масленичная неделя достаточно гармонично вписалась и в христианские традиции. Масленицу стали праздновать накануне Великого поста. За неделю перед Великим Постом мясо есть уже нельзя, но людям и не особо это надо, ведь на Масленицу пекут блины. Их вполне хватает, чтобы чувствовать себя сытыми и не страдать от отсутствия мясной пищи. Это прекрасная возможность для православного наесться перед Великим Постом. Но в православной трактовке масленичная седмица — это не столько неделя веселья, сколько неделя подготовки к Великому Посту, прощения, примирения, это время, которое нужно посвятить доброму общению с родными, друзьями, благотворению.

Борис Кустодиев. Масленица. 1916г.

Масленица: почему так называется?

Наиболее распространенной является следующая версия: на Масленицу люди старались задобрить, то есть умаслить весну. Поэтому празднования так и назвали — «Масленицей».

По другой версии это название появилось уже после принятия христианства. Ведь нельзя есть мясо, но можно употреблять молочные продукты. Поэтому люди пекли блины и обильно поливали их маслом. Отсюда будто бы и пошло название, связанное с масляными блинами. Еще эту неделю называли мясопустной — из-за того, что происходит воздержание от мяса, и сырной – потому что на этой неделе едят много сыра.

А еще называли Масленицу в народе «честной», «широкой», «обжорной», а то и «разорительницей».

Традиции и обычаи

Наши предки почитали солнце, как Бога, ведь оно давало жизнь всему. Люди радовались солнцу, которое с приближением весны начинало появляться все чаще. Поэтому и появилась традиция в честь весеннего солнца печь круглые, по форме напоминающие солнце, лепешки. Считалось, что съев такое кушанье, человек получит частичку солнечного света и тепла. Со временем лепешки заменили блинами. Круглые, румяные, горячие, — блины являются символом солнца, а значит, обновления и плодородия.

Также в Древней Руси блины считались поминальным яством и готовили их в память об ушедших родственниках. Блины стали и символом погребения Зимы.

Блинов на Масленицу нужно было печь и есть как можно больше. Подавали их со всевозможными начинками: рыбой, капустой, медом, ну и, конечно, с маслом и сметаной. Выпекание блинов стало своего рода ритуалом привлечения солнца, благоденствия, достатка, благополучия. Чем больше будет приготовлено и съедено блинов, тем быстрее начнется весна, тем лучше будет урожай.

Сергей Уткин. Блины. 1957г.

Кроме выпекания блинов были и другие масленичные обряды, связанные с поклонением солнцу. Так, например, производились различные ритуальные действия, основанные на магии круга, ведь солнце — круглое. Молодежь, да и взрослые тоже, запрягали лошадей, готовили сани и по несколько раз объезжали село по кругу. Кроме этого, украшали деревянное колесо яркими лентами и ходили с ним по улице, закрепив на шесте. Во время всеобщих гуляний обязательно водили хороводы, которые тоже являлись ритуалом, связанным с кругом, то есть с солнцем. Символизировал солнце и огонь: парни зажигали деревянные колеса и скатывали с пригорка. Кто смог прокатить свое колесо без единого его падения, того ожидали в текущем году счастье, удача и достаток.

Самыми популярными развлечениями, которые раньше устраивали в селах во время Масленицы, были кулачные бои, катания на санях, лазанье на столб за призом, поедание на время блинов, и, конечно, хороводы, песни и танцы.

Еще одним непременным участником масленичных гуляний был медведь. Люди надевали на одного из мужчин медвежью шкуру, после чего ряженый пускался в пляс вместе со своими односельчанами. Позднее в городах показывали на площади и живого медведя. Медведь стал одним из символов Масленицы и наступления весны, ведь зимой медведь спит в берлоге, а весной — просыпается. Проснулся медведь — значит, весна пришла.

Ну и, конечно, символом праздника является чучело Масленицы, сделанное из соломы и обряженное в яркую одежду. Чучело олицетворяло и сам праздник Масленицы, и злую зиму, В последний день Масленицы чучело сжигали на ритуальном костре.

На Масленицу всегда принято было как можно больше есть и веселиться.

Борис Кустодиев. Масленица. 1919г.

Наши предки считали, что тот, кто не ест и не веселится на Масленицу, проживет наступивший год бедно и безрадостно.

Кстати, в языческие времена на Руси Новый год отмечался в день весеннего равноденствия, то есть Масленицу и Новый год отмечали в один день. Зиму прогнали — значит, наступил новый год. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому не скупились в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье.

Масленичная неделя

Масленица празднуется семь дней, с понедельника по воскресенье. Вся неделя делится на два периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица. Узкая Масленица — первые три дня: понедельник, вторник и среда, Широкая Масленица — это последние четыре дня, с четверга по воскресенье. В первые три дня хозяйкам можно было заниматься домашними делами, делать уборку. С четверга все работы прекращались, и начиналась Широкая Масленица. В эти дни любые работы по хозяйству и по дому запрещались. Разрешалось только развлекаться и печь блины.

Каждый день масленичной недели имеет свое название и наполнен уникальным смыслом.

Итак, дни масленичной недели:

Понедельник — «Встреча».

Первый день масленичной недели называется «Встреча» — это встреча Масленицы. В этот день начинают печь блины. Первый блин по традиции отдавали нищим, бедным и нуждающимся людям, чтобы те помолились за души усопших родственников, или же блин оставляли на пороге в дань уважения к своим предкам.

В понедельник занимались организационными вопросами, касающимися гуляний. В этот день завершались работы по подготовке к празднику: достраивались снежные горки, балаганы, качели, лотки для торговли.

Утром свёкор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, вечером сами приходили к сватам в гости и угощались блинами, радуясь началу масленичной недели.

И именно в этот день делали чучело Масленицы из соломы и других подручных материалов, наряжали в старую одежду, разные лохмотья, заодно избавляясь от старья. Затем чучело насаживали на кол и возили в санях по улицам, и, наконец, выставляли на всеобщее обозрение на главной улице или площади деревни до воскресенья.

Вторник — «Заигрыши».

Вторник традиционно был днем гуляний, игр и забав. В этот день с утра начиналось веселье, катались на санях, ледяных горках, каруселях. По улицам ходили скоморохи, развлекая народ и угощаясь щедрыми подаяниями хозяек.

Леонид Соломаткин. Масленица. 1878г.

В этот день звали родных и знакомых на блины.

Заигрыши были днем сватовства в деревнях. Молодые люди украдкой приглядывались друг к другу, парни присматривали себе невест, девушки засматривались на парней и украдкой гадали, кто же из них первым пошлет сватов. И родители присматривались к будущим родственникам и в шуточной форме начинали сговариваться о предстоящем торжестве.

Все масленичные обряды, по сути, сводились к сватовству, для того, чтобы сразу после Великого поста сыграть свадьбу.

Среда — «Лакомка».

В среду по традиции зять приходил к тёще на блины, которые она готовила специально для него. Теща должна была вдоволь накормить зятя и всячески демонстрировала расположение мужу своей дочери. От этого обычая пошло выражение «Пришел зять, где сметаны взять?». Зятьев могло быть несколько, приглашали и других гостей, родных, соседей, и столы ломились от угощений. Зятья славили своих тещ и пели им хвалебные песни и разыгрывали веселые сценки с переодеваниями. Женщины и девушки собирались вместе, катались на санях по деревням и также распевали веселые песни и частушки.

Четверг — «Разгул».

С этого дня начиналась Широкая Масленица. Все хозяйственные работы прекращались и разворачивались настоящие гулянья в честь Масленицы. Народ вовсю предавался всевозможным потехам, игрищам и забавам. Люди катались с горок, на качелях и каруселях, устраивали веселые катания на лошадях, в санях, играли в снежки, шумно пировали, все это сопровождалось веселыми хороводами и песнопениями.

В этот день обычно проходили кулачные бои и игры «стенка на стенку», где молодые люди показывали свою удаль и стать, красуясь перед девушками и невестами. Участвовать в боях и соревноваться могли жители двух деревень, помещичьи и монастырские крестьяне, жители большого села, проживающие в противоположных концах. Причем к бою готовились очень серьезно: парились в бане, сытно ели, чтобы набраться сил, и даже обращались к колдунам с просьбой дать специальный заговор на победу.

Одной из любимых традиционных потех был штурм и захват ледяной крепости. Парни строили городок из льда и снега с воротами, туда сажали стражу, а потом шли в атаку: лезли на стены, врывались в ворота. Осаждённые оборонялись, как могли: в ход шли снежки, мётлы и нагайки.

Василий Суриков. Взятие снежного городка. 1891г.

Смысл этих игрищ, как и всей Масленицы — выплеск накопившейся за зиму негативной энергии и разрешение различных конфликтов между людьми.

Дети и молодёжь ходили по домам с бубнами, рожками, балалайками, распевая колядки. Их охотно угощали лакомствами и передавали приветы и поклоны их родителям и родственникам.

В городах жители, разодевшись в лучшие наряды, участвовали в праздничных гуляньях, ходили на театральные представления и в балаганы, чтобы посмотреть на потехи с медведем и скоморохов.

Константин Маковский. Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге. 1869г.

Пятница — «Тещины вечерки».

В этот день зять приглашал тещу к себе на блины. Теща приходила с ответным визитом, да еще и со своими родственниками и подругами. Блины в этот день пекла дочь — жена зятя. Зять должен был продемонстрировать своё расположение к тёще и её близким. Семейные посиделки скрепляли отношения между родными, а общее веселье напоминало о скором приближении долгожданной весны и тепла.

Суббота — «Золовкины посиделки».

В этот день невестка с почетом приглашала родственников мужа в дом на блины. Если золовки, сестры мужей, были незамужними, невестка приглашала своих незамужних подруг на общие посиделки. Если сестры мужа уже были замужние, то невестка звала свою замужнюю родню. Новобрачная по обычаю готовила подарки своим золовкам и одаривала каждую.

Воскресенье — «Проводы Масленицы». Прощеное воскресенье.

Завершает масленичную неделю Прощеное воскресенье. В этот день близкие люди просят друг у друга прощения за все причинённые за год неприятности и обиды. После принятия христианства в этот день обязательно шли в церковь: настоятель просил прощения у прихожан, а прихожане — друг у друга, и кланялись, прося о прощении. В ответ на просьбу о прощении по традиции произносят фразу «Бог простит». Также в Прощёное воскресенье было принято ходить на кладбище и поминать усопших родственников.

Как и много лет назад, так и сегодня кульминацией всей Масленицы считается сжигание чучела в воскресенье. Это действие символизирует проводы зимы и наступление весны. В этот день люди устраивали ярмарки, чаепития с бубликами, калачами и блинами, играли в игры, водили хороводы вокруг чучела Масленицы, пели и танцевали, и, наконец, сжигали чучело, мечтая, чтобы вместе с ним сгорело все плохое, что было в жизни, а пепел рассыпали по полям.

Семён Кожин. Масленица. Проводы зимы. 2001г.

Большие костры тоже были значимой традицией, их жгли специально, чтобы растопить остатки снега и поскорей позвать в гости красавицу весну. В костры кидали старые ненужные вещи, избавляясь таким образом от всего, что мешало жить. Вокруг костров водили хороводы, а одной из любимых забав были прыжки через пылающий костер. В этот день забывались все старые обиды и конфликты, и говорили: «Кто старое помянет, тому глаз вон».

Масленичные приметы.

С Масленицей связано много примет. Считается, что чем больше напечь блинов, тем больше удачи, денег и здоровья будет в семье в этом году. Если же поскупиться на угощение и напечь мало блинов, то с финансами будет неважно.

Если блины получались плохо пропеченными или некрасивыми, это означало, что не за горами трудные времена, болезни и неприятности. В процессе приготовления блинов надо было обязательно находиться в хорошем настроении, думать о благих делах и желать каждому, кто угостится блинчиком, добра и счастья. У каждой хозяйки были свои личные рецепты блинов на Масленицу, и они не всегда раскрывали свои секреты. Кроме привычных для всех нас яиц, муки и молока, они добавляли в тесто картофель, яблоки, гречиху, орехи, кукурузу.

Еще наши предки верили, что холодная и ненастная погода перед началом Масленицы — к хорошему урожаю и благополучию. А девушки, которые хотели выйти замуж, должны были допьяна поить всех встречных — знакомых и незнакомых — мужчин, ведь встреча с подвыпившим человеком на Масленицу – это тоже добрая примета, обещающая счастливый и долгий брак.

Традиции празднования Масленицы уходят корнями вглубь нашей истории. И в былые времена, и сейчас этот праздник отмечается с размахом, с разнообразными развлечениями и, разумеется, с блинами. Многие масленичные традиции сохранились до наших дней. Недаром масленица является одним из самых веселых народных гуляний!

Веселой вам Масленицы, вкусных блинов и благополучия!

Языческая Масленица отмечалась две недели

Изначально — очевидно, сотни, а то и тысячи лет назад — языческая Масленица начиналась за неделю до весеннего равноденствия 21 марта и заканчивалась еще через неделю после него, то есть суммарно праздник длился целых две недели. Все это время работа по дому практически прекращалась, из жидкого теста каждый день пекли блины — символы нового солнца.

Символика круга в Масленице

Для того чтобы поскорее прогнать холод, жгли костры и спускали с горок и холмов горящие колеса, играли, устраивали кулачные бои, флиртовали и развлекались, почитая таким веселым образом Ярилу — бога солнца, плодородия, продолжения рода и жизни вообще.

Форма круга возникает не единожды в обрядовой стороне праздника: помимо блинов и горящих колес, это еще и обязательное совместное распитие ритуального напитка — его следовало пить по очереди, обязательно стараясь простить всех, кто был в кругу, иначе злость и зависть будут отравлять человеку существование аж до следующего весеннего равноденствия. Вождение хороводов тоже считалось обязательным — возможно, несмотря на кажущуюся простоту, сакральный смысл такого хождения по кругу куда глубже, чем представляется, и это не просто танец.

Блины одновременно являлись поминальной пищей — продолжение и зарождение новой жизни невозможно без почитания корней: предков, пращуров. В последний день Масленицы сжигали соломенное чучело — оно, как правило, обряжалось в женское платье и символизировало Морану — жестокую богиню зимы и смерти.

Раньше Масленица называлась иначе

Праздник уходит корнями в древность настолько глубоко, что даже точное его название установить невозможно — существует несколько версий, каждая из которых кажется вполне логичной, но и проверить их уже никак не получится.

Комоедица — одно из вероятных названий

Комоедица — одно из дошедших до нас сохранившихся названий праздника, во время которого почитали богов из Светлого мира — Прави. Ярило-солнце растапливал снега, оживлял природу, и просыпались медведи, которых еще называли «Ком”. Медведь всегда был олицетворением мощи и силы, одной из ключевых фигур в мифологии, связанной с главным богом — Перуном.

Именно косолапым приносили блинные жертвы — что понятно хотя бы потому, что медведь после зимней спячки довольно опасен для человека, отсюда и выражение «первый блин — комам”, которое с течением времени приобрело совершенно другой смысл благодаря замене одной гласной буквы (подобные превращения — не редкость в истории).

Другие названия Масленицы

Масленица называется в разных областях и сейчас по-разному: Масляница, Масленая, Блинница, Блинщина, Блиноедка, Прожорница, Прожорная неделя, Объедуха, Колодий, Целовальница, Коляда масленая и Сырная неделя.

Масленицу пытались запретить 7 веков

Вплоть до XVII века праздник пытались запрещать — но не тут-то было. Самое примечательное — ее все равно отмечали, даже несмотря на суровость Великого поста. Церкви в результате ничего не оставалось, кроме как смириться и оставить Масленицу в покое. Правда, от привязки к дню весеннего равноденствия ее решили избавить и перенести — сейчас начало масленичной недели приходится на число, которое выпадает на 8 недель до праздника Пасхи.

Сакральный смысл языческой Масленицы

Глубинный смысл праздника воскрешения и обновления Земли и природы — поистине космических масштабов. Говоря языком древнего мифа, за эти две недели огонь Даждьбога покидал небо, набравшись в Сварге сил за долгую зиму, приходил к спящей Земле и согревал ее, пробуждая к жизни богиню Лелю.

Изначально она появлялась в образе юной девушки, но в сам день весеннего равноденствия становилась румяной, дородной женщиной. Дитя-солнце из Хорса постепенно превращалось в Ярилу — молодого человека. Как видно, в непростом процессе зарождения новой жизни — весны — и одновременного почитания предков участвуют сразу три бога, хотя, возможно, изначально были еще какие-то божества, помогавшие свершиться чуду тепла и солнца.

Масленица — брачное время

Учитывая парность, необходимую для настоящего плодородия, нет ничего удивительного, что именно в это весеннее время было принято выбирать себе жениха и невесту. Неженатым парням и тем взрослым, которые до сих пор не удосужились поженить своих выросших детей — дочерей в том числе, — привязывали колодку. Это проделывали повитухи, принимавшие роды у женщин. Тем, на ком колодка — фаллический символ — появлялась, следовало поскорее помочь найти пару своим детям, да еще и отблагодарить повитуху подарком, умилостивить ее на будущее.

Некоторые историки утверждают, что на свежеоттаявшей пашне под блины и хмельной напиток по кругу совершались и очень фривольные игры, олицетворявшие бурление жизненных соков, осеменение и плодородие в буквальном смысле.

Аналоги праздника в Европе

Очень похожие по смыслу обряды встречи новой весны было принято проводить и в других странах: в западной Европе это, прежде всего, праздник Бельтайн, корни которого уходят в религиозные традиции друидов. Его отмечают выпечкой тех же блинов, хотя порой и в меньших масштабах, играми и весельем на свежем лесном воздухе.

Масленица — «бабья” неделя

По-видимому, для того, чтобы женщин ничего не отвлекало от выпекания блинов, походов по гостям и матримониальных настроений рода, им было запрещено в это время шить и прясть — эти две недели назывались еще и «бабьими”.

Довольно мудро составленное расписание празднования позволяло печь блины по очереди — в зависимости от своего семейного положения, остальные женщины рода в этот день ничего не делали по хозяйству.

О проведении праздника «Широкая масленица» в Москве

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 30 января 2007 года N 130-РП

О проведении праздника «Широкая масленица» в Москве

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 20 апреля 2012 года N 162-ПП
____________________________________________________________________

В соответствии с постановлениями Правительства Москвы от 8 августа 2000 года N 602 «Об основных положениях Программы развития туризма в г.Москве на период до 2010 года» и от 27 июля 2004 года N 515-ПП «О Городской целевой программе развития туризма в городе Москве на 2005-2007 годы» (в редакции постановлений Правительства Москвы от 2 августа 2005 года N 580-ПП и от 20 июня 2006 года N 417-ПП) Комитет по туризму города Москвы организует ежегодный общегородской праздник «Широкая масленица». Учитывая важность возрождения национальных традиций, укрепления духа национального единства, а также в целях привлечения внимания к Москве как к мировому историческому и туристскому центру:

1. Утвердить концепцию проведения основных городских мероприятий праздника «Широкая масленица» в период с 12 по 18 февраля 2007 года (приложение 1), маршрут карнавального шествия (приложение 2*) и схему Масленичного городка (приложение 3*).

2. Утвердить состав организационного комитета по подготовке и проведению праздника «Широкая масленица» (далее — оргкомитет) согласно приложению 4 к настоящему распоряжению.

3. Установить, что:

3.1. Ответственным организатором праздника «Широкая масленица» (далее — праздник) является Комитет по туризму города Москвы.

3.2. Соорганизатором праздника и исполнителем городского заказа по проведению данного мероприятия в результате состоявшегося конкурса (тендера) является открытое акционерное общество «Рекламное агентство Максима».

4. Комитету по внешнеэкономической деятельности города Москвы:

4.1. Обеспечить информирование проживающих в гостиницах города о мероприятиях, которые будут проводиться в рамках праздника «Широкая масленица».

4.2. Обеспечить размещение информационных материалов с программой праздничных мероприятий в гостиницах города.

4.3. Оказать содействие в размещении гостей и участников праздника в гостиницах города по заявкам организаторов, в том числе с предоставлением скидки на оплату за проживание.

5. Комитету по культуре города Москвы:

5.1. Организовать проведение праздничных программ в парках культуры и отдыха и других учреждениях культуры города.

5.2. Оказать организационное содействие Комитету по туризму города Москвы в привлечении художественных коллективов для участия в мероприятиях праздника по предварительным заявкам.

6. Департаменту образования города Москвы, Департаменту семейной и молодежной политики города Москвы, Комитету межрегиональных связей и национальной политики города Москвы, Комитету физической культуры и спорта города Москвы в срок до 27 января 2007 года рассмотреть возможность проведения праздничных мероприятий в рамках своих программ и направлений деятельности и направить перечень таких мероприятий в Комитет по туризму города Москвы для включения их в программу основных мероприятий праздника «Широкая масленица».

7. Комитету по туризму города Москвы в срок до 1 февраля 2007 года на основании концепции проведения основных городских мероприятий праздника «Широкая масленица» (п.1) и предложений органов исполнительной власти города Москвы разработать и представить на утверждение программу основных мероприятий праздника «Широкая масленица» в установленном порядке.

8. Комитету общественных связей города Москвы оказать содействие организаторам праздничных мероприятий в привлечении представителей общественных организаций в качестве зрителей.

9. Пресс-службе Мэра и Правительства Москвы оказать содействие организаторам в освещении подготовки и проведения праздника «Широкая масленицы» в городских печатных изданиях, теле- и радиопрограммах.

10. Комитету рекламы, информации и оформления города Москвы:

10.1. Обеспечить за счет средств целевого бюджетного фонда рекламы и городской информации праздничное оформление города в соответствии с утвержденными в установленном порядке программой и сроками оформления на сумму до 10 млн.рублей.

10.2. Оказать содействие в размещении информации о праздничных мероприятиях в соответствии с заявкой организаторов с освобождением рекламных фирм, участвующих в реализации программы, от оплаты по договору на право размещения средств наружной рекламы и информации в соответствии с правовыми актами Правительства Москвы.

11. Департаменту потребительского рынка и услуг города Москвы совместно с префектурой Центрального административного округа города Москвы оказать содействие организаторам в проведении ярмарки для обеспечения выездного торгового обслуживания гостей и участников в соответствии с тематикой праздника.

12. Организаторам праздника «Широкая масленица»:

12.1. Согласовать схему размещения Масленичного городка в установленном порядке в соответствии с приложением 3* к данному распоряжению в срок до 5 февраля 2007 года.

12.2. По заявкам участников торгового обслуживания и за счет средств организаторов (п.3) обеспечить объекты, задействованные в торговом обслуживании, электроэнергией в необходимом количестве и своевременную уборку территории вокруг торговых объектов.

13. Префектуре Центрального административного округа города Москвы по заявке организаторов обеспечить выдачу разрешений на право торговли организациям — участникам ярмарки при условии представления перечня организаций, привлеченных к торговому обслуживанию мероприятий праздника, и согласованного с Территориальным управлением Роспотребнадзора по городу Москве ассортиментного перечня реализуемой продукции в срок до 5 февраля 2007 года.

14. Департаменту здравоохранения города Москвы организовать медицинское обеспечение праздничных мероприятий.

15. Просить Главное управление внутренних дел по городу Москве:

15.1. Обеспечить общественный порядок во время подготовки и проведения праздника.

15.2. Обеспечить безопасность движения транспорта и пешеходов, организовать парковку автотранспорта в местах проведения праздника.

15.3. Организовать транспортные потоки (включая перекрытие движения) и стоянки автотранспорта в местах проведения праздника и по маршруту карнавального шествия по заявке организаторов.

16. Просить Главное управление МЧС России по г.Москве организовать контроль за обеспечением пожарной безопасности в местах проведения праздника и оперативное реагирование на возможные чрезвычайные ситуации.

17. Департаменту транспорта и связи города Москвы:

17.1. Оказать содействие в обеспечении праздничных мероприятий транспортом по предварительным заявкам организаторов и действующим тарифам.

17.2. По заявке организаторов внести соответствующие изменения в маршруты и графики движения наземного городского пассажирского транспорта в связи с проведением праздника «Широкая масленица» с 12 по 18 февраля 2007 года в центральной части города (пп.1, 15.4).

18. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы:

18.1. По заявкам и за счет средств организаторов (п.3) обеспечить подготовку территории Васильевского спуска Красной площади к проведению мероприятий праздника и своевременную уборку с 12 по 18 февраля 2007 года и по завершении.

18.2. По заявкам и за счет средств организаторов (п.3) обеспечить установку передвижных сантехнических кабин в месте проведения мероприятий праздника на Васильевском спуске Красной площади и их обслуживание по тарифам городского заказа.

18.3. По заявке Управления ГИБДД ГУВД по г.Москве выделять необходимое количество автомобилей-эвакуаторов для работы по подготовке мест проведения праздничных мероприятий.

19. Департаменту топливно-энергетического хозяйства города Москвы оказать содействие в энергообеспечении звуковой, световой аппаратуры, а также торговых объектов, использующих электрооборудование, в местах проведения мероприятий праздника по заявкам организаторов.

20. Префектурам административных округов города Москвы:

20.1. Разработать и утвердить планы подготовки и проведения праздника «Широкая масленица» на территориях административных округов города Москвы (далее — планы).

20.2. В срок до 27 января 2007 года представить планы в Комитет по туризму города Москвы для включения в программу основных мероприятий праздника «Широкая масленица».

20.3. Обеспечить проведение мероприятий, посвященных празднику «Широкая масленица», в административных округах города Москвы.

20.4. Обеспечить контроль за праздничным оформлением территории административных округов города Москвы.

20.5. Произвести расходы, связанные с проведением праздничных мероприятий и оформлением территории, за счет средств целевых бюджетных фондов развития территории города Москвы и привлеченных средств.

21. Комитету по туризму города Москвы:

21.1. Обратиться с просьбой в Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по г.Москве и Московской области в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществить комплекс мер по предупреждению, выявлению и пресечению возможных преступлений террористического характера во время проведения праздника «Широкая масленица».

21.2. Обеспечить пропусками для стоянки в местах проведения праздничных мероприятий автотранспорт, включая автобусы с гостями города Москвы, согласовав их с Управлением ГИБДД ГУВД по г.Москве.

22. Финансирование затрат по подготовке и проведению праздника в 2007 году производится за счет средств, предусмотренных в бюджете города Москвы по разделу «Здравоохранение и спорт» по строке «Другие расходы по реализации городской целевой программы развития туризма в городе Москве на 2005-2007 годы» в соответствии с утвержденной сметой затрат с последующим перерасчетом затрат на фактически оказанные услуги после представления подтвержденных документов, но не выше предусмотренных сметой.

23. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по международным и внешнеэкономическим связям Орджоникидзе И.Н.

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

Масленица

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *