Русский

В Викиданных есть лексема двуличие (L103656).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. двули́чие двули́чия
Р. двули́чия двули́чий
Д. двули́чию двули́чиям
В. двули́чие двули́чия
Тв. двули́чием двули́чиями
Пр. двули́чии двули́чиях

дву-ли́-чи·е

Существительное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение (тип склонения 7a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -дв-; интерфикс: -у-; корень: -лич-; суффикс: -иj; окончание: -е .

Произношение

  • МФА:

Семантические свойства

Значение

  1. свойство по значению прилагательного двуличный; лицемерие, неискренность ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Синонимы

  1. лицемерие, неискренность, двуличность

Антонимы

  1. прямодушие, прямота, искренность

Гиперонимы

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

  • существительные: двуличность
  • прилагательные: двуличный
  • наречия: двулично

Этимология

Происходит от ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    Список переводов

    Библиография

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
      • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»
      • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

      Что такое двуличность?

      Двуличность – термин, использующийся для характеристики человека, который говорит одно, думает другое, а делает третье.

      Под двуличностью понимается склонность скрывать свои истинные эмоции и чувства, совершать заведомо безнравственные поступки под личиной возвышенных мотивов. В основе двуличия может лежать корысть, но чаще всего лицемерие порождает страх личности показать свое истинное лицо и быть отвергнутой. Корень проблемы часто лежит в детстве, когда ребенка любили «за что-то», и человек, став взрослым, считает, что такого, как он есть на самом деле, признать и принять нельзя. Лицемера часто заботит мнение окружающих, и он, чтобы получить их одобрение и признание, способен отказаться от своих принципов.

      Двуличие из корыстных целей — его еще часто называют лестью или подхалимством — может практиковать человек с нормальной самооценкой, воплощая в жизнь принцип «ты мне — я тебе». Подобные люди, как правило, не чувствуют вины и угрызений совести — лицемерие прочно въедается в их характер и становится личным амплуа.

      Чтобы избавиться от двуличности, необходимо искоренить корыстность из своих побуждений и научиться принимать себя истинным, не надевая маски того человека, которым хотите прослыть.

      Двуличность — это фальшивость и лицемерность.

      Двуличность — это предельная форма конформизма.

      Двуличность — это чрезмерная моральная гибкость и беспринципность.

      Двуличность — это отсутствие четкой жизненной позиции.

      Двуличность — это подавление своего «я» в угоду обстоятельств.

      Недостатки двуличности

      Двуличность часто становится причиной нервных заболеваний и депрессии.

      Двуличность заставляет прятаться, скрывать свое истинное «я».

      Двуличность является фундаментом лжи, подлости и предательства.

      Двуличность вызывает у лицемера неудобство и внутренний дискомфорт.

      Двуличность приводит к раздвоению и последующей деградации личности.

      Проявления двуличности в повседневной жизни

      Мифология. Часто двуличного человека называют «двуликим Янусом» — богом всевозможных дверей, входов, выходов, изображающегося с двумя обращенными в противоположные стороны лицами. «Двуликий Янус» является собирательным образом неискреннего и лицемерного человека, однако сам бог в подобных пороках замечен не был.

      Психологическое расстройство. Раздвоение личности — психологическое заболевание, которому присуще разделение одного человека на несколько «эго». Эго-личности часто имеют разный темперамент, пол, возраст и «переключаются» друг на друга в определенные моменты или ситуации. Частыми причинами расстройства являются физическое насилие и тяжелые эмоциональные травмы.

      Зигмунд Фрейд. Согласно учению знаменитого психолога, лицемерие является неотъемлемой частью совместного существования людей. Общество в некоторое степени одобряет двуличие как способ поддержания порядка, тогда как прямое высказывание своего мнения приводит к подрыву его устоев. Однако более поздние выводы ученых опровергли двуличную природу человека, доказав, что любая личность чувствует дискомфорт, если вынуждена лицемерить.

      Фильм «Двуличность». Кинолента повествует о двух полицейских, ведущих «двойную жизнь»: первый является агентом под прикрытием в клане якудза, другой — агентом клана в полиции. Несмотря на постоянную угрозу раскрытия, оба агента безукоризненно играли свои роли — пока им не дали задание вычислить друг друга.

      Как преодолеть двуличность

      Принимайте себя таким, как есть. Между понятиями «быть» и «казаться» пролегает пропасть. Играя роль сильного, смелого и дружелюбного человека, таковым не стать. Научитесь принимать себя таким, как есть, не опасаясь вызвать негатива окружающих — лучше быть искренним ворчуном, чем фальшивым клоуном.

      Не изменяйте своим принципам. Двуличный человек часто меняет свое мнение под влиянием обстоятельств, однако измена себе не может быть оправдана ни страхом, ни личной выгодой. Оставайтесь верным себе — и жизнь вознаградит вас тем, чего вы безуспешно пытались добиться фальшью.

      Избавьтесь от корысти. Стремление извлечь личную или материальную выгоду из отношений с людьми является высшей мерой эгоизма, подменяющей вечные ценности преходящими. Начните ценить дружеские и товарищеские отношения, наслаждаясь искренним и бескорыстным общением с окружающими.

      Исключите злословие и зависть. Часто именно зависть и привычка шептаться за спиной являются самыми дурными проявлениями двуличности. Избавьтесь от склонности в глаза говорить одно, а за спиной — другое. Трансформируйте зависть к другим людям в источник восхищения и вдохновения, не используя ее в качестве повода для злословия.

      Крылатые выражения о двуличности

      Тот, кто носит маску, как правило, не имеет лица. — Елена Жукова — Лицемерие — это дань, которую порок платит добродетели. — Франсуа де Ларошфуко — Хуже лгуна может быть только лгун, который к тому же еще и лицемер. — Теннесси Уильямс — Знать всех предпочитал в лицо. Говорить — в спину. — Леонид Сухоруков —

      Что почитать?

      Владимир Леви / Искусство быть собой Творение знаменитого врача-психотерапевта, который доступным языком рассказывает читателю о внутренней значимости, о том, как правильно общаться с окружающими, об искусстве быть собой — а не кем-то другим. Александр Донцов / Феномен зависти. Homo invidens? «Лучшая книга о худшем человеческом чувстве», — так называют это издание. Автор подробно рассказывает, что такое зависть, почему эта черта характера присуща большинству людей, и как избавиться от этого разъедающего душу чувства. А. П. Чехов в рассказе «Хамелеон» показал двуличность, беспринципность и лицемерность во всей ее отвратной наготе.

      Общие правила

      Работайте пусть немного, но каждый день, чтобы добродетели стали «привычками сердцa».

      Не стремитесь к абсолютному совершенству.

      Никогда не сдавайтесь — помните: даже у великих случаются неудачи.

      Доверяйте своей интуиции.

      Избегайте крайностей. Стремитесь к золотой середине между недостатком и избытком добродетели.

      Получайте удовольствие; работайте над выбранной программой с юмором и оптимизмом.

      Двуличный человек: что это значит, как им не стать? — Мюсли.ру

      Двуличие

      Я избегаю двуличных людей.
      Нет, не боюсь, я их презираю.
      Их речи слышны за сотней дверей,
      Их маски видны, как бы их ни скрывали.
      Я презираю завистливый взгляд.
      Моей нет вины, что вам не додали.
      Вам боли б моей и во столько же крат,
      Точно бы с гордой спиною не встали б.
      Я ненавижу ложь на устах,
      Словно мотив заученной песни.
      Ещё не успели сказать букву «А»,
      Мне продолженье обмана известно.
      Я пожалела бы глупых людей,
      Только вот жалость здесь и не впрок.
      Жизнь всех нас учит быть поумней,
      Но вы пропустили этот урок.
      И так в этой жизни живу, сторонясь
      То дураков ,то негодяев.
      Лишь к благородным людям стремясь,
      Кто в жизни достойной толк понимает.

      Галина Григорьян

      Лицемерие – это стиль поведения, который подразумевает неискренность, сокрытие настоящих эмоций, мыслей и внутреннего состояния. Значение слова лицемерие берёт своё начало в Римской империи, когда актёры, принимая участие в театральных представлениях, использовали разнообразные маски, отображающие эмоциональное состояние персонажа. Не всегда данное явление должно осуждаться и порицаться. У каждого индивида была в жизни ситуация, в которой приходилось скрывать правду от собеседника, привирать и использовать «сладкую ложь» вместо «горькой правды».

      Вынуждает человека к лицемерию, в основном, страх. И в подавляющих ситуациях это страх своего мнения или восприятия реальности, который вызван заниженной самооценкой. Потому, когда собеседник лицемерит, а выявить это просто благодаря жестикуляции, интонированию, выражению лица, не стоит сразу обижаться на ложь говорящего. Если этот человек действительно дорог, следует понять его страх, осознав, чем он вызван, и как своими действиями можно изменить ситуацию.

      Чтобы миновать такую личностную черту, как лицемерие, необходимо выстроить правила жизни и непоколебимую систему принципов. Если поведение индивида строится исходя из ценностей, такой человек будет больше контролировать свою речь и поступки, избегая лжи и слабости. Личность с адекватной самооценкой не будет стыдиться своей точки зрения или мировоззрения.

      На заметку обозревателю

      Есть и те, кого двойственные личности нисколько не смущают. «Хамелеона» достаточно выгодно иметь в кругу своих знакомых. Но необходимо помнить, что если вы не уверены в этом человеке — велика вероятность, что вы сами можете быть обмануты.

      Помните, что двуличным может стать любой человек, даже если изначально у него не было такой черты характера. Все зависит от тех, кто окружает потенциального двуликого и от его психологического состояния здоровья.

      Почти у каждого индивида в экстренной ситуации включается инстинкт самозащиты. Под его влиянием человек способен пойти практически на все, чтобы уберечь свое сознание от негативного воздействия.

      Кроме того, эта черта характера обостряется, если ее носитель периодически налегает на алкогольные напитки. Если вы будете выпивать с ним, будьте осторожны, когда делитесь личной информацией. Теплый вечер с приятной компанией может на следующий день обернуться крупной ссорой, так как криводушный персонаж может использовать приобретенные знания против вас.

      Но нужно ли вам это?

      Но хорошо подумайте, а нужно ли вам это? Стоит ли игра свеч? Возможно, вас обидели, задели за живое, неправильно поступили? Но стоит ли только из-за этого становиться бесчувственным? Мы часто думаем об этом, когда нам плохо. Но ведь когда нам по-настоящему хорошо, никто ведь не задумывается, как избавиться от переполняющих нас чувств? Никто ведь не пытается подавить приятные воспоминания?

      Возможно, лучше просто смириться, простить своих обидчиков. Время лечит. Смотрите на все по-другому, с лучшей стороны. Посмотрите, сколько вокруг хорошего, сколько хороших, приятных людей, сколько возможностей изменить свою жизнь. Не стоит сразу же вдаваться в крайности.

      Морфологические и синтаксические свойства

      падеж ед. ч. мн. ч.
      муж. р. ср. р. жен. р.
      Им. лицеме́рный лицеме́рное лицеме́рная лицеме́рные
      Рд. лицеме́рного лицеме́рного лицеме́рной лицеме́рных
      Дт. лицеме́рному лицеме́рному лицеме́рной лицеме́рным
      Вн. одуш. лицеме́рного лицеме́рное лицеме́рную лицеме́рных
      неод. лицеме́рный лицеме́рные
      Тв. лицеме́рным лицеме́рным лицеме́рной лицеме́рною лицеме́рными
      Пр. лицеме́рном лицеме́рном лицеме́рной лицеме́рных
      Кратк. форма лицеме́рен лицеме́рно лицеме́рна лицеме́рны

      ли-це-ме́р-ный

      Прилагательное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1*a.

      Корень: -лицемер-; суффикс: -н; окончание: -ый .

      Произношение

      • МФА:

      Семантические свойства

      Значение

  1. связанный, соотносящийся по значению с существительными лицемерие, лицемер; свойственный, характерный для них; неискренний, двуличный ◆ Не столько зла произвели сами безбожники, сколько произвели зла лицемерные или даже просто неприготовленные проповедатели бога, дерзавшие произносить имя его неосвященными устами. Н. В. Гоголь, «Выбранные места из переписки с друзьями», 1843—1847 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Наши древние бояре также были чливы и лицемерны, как и теперешние бояре; сущность та же, разница в формах. И. Е. Забелин, «Записные книжки И. Е. Забелина. 50-е годы XIX века», 1852 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Взяв под руку шедшего мимо мужа, она с лицемерной улыбкой кивнула мне головой и ушла. А. П. Чехов, «Драма на охоте», 1884 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Хозяин долго уговаривал нас устроиться выходящими и, наконец, с видом лицемерного соболезнования, решился оставить нас в покое. А. И. Куприн, «Чёрная молния», 1912 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Моральный пафос деторождения, брезгливо презирающий сексуальный акт, по существу лицемерен. Н. А. Бердяев, «Смысл творчества», 1913—1914 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Синонимы

  1. притворный, неискренний, двуличный

Антонимы

  1. нелицемерный

Гиперонимы

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

  • существительные: лицемер, лицемерие, лицемерка

Этимология

Происходит от ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    Список переводов

    • Английскийen: hypocrite, two-faced, double-faced
    • Немецкийde: heuchlerisch (de)
    • Польскийpl: obłudny
    • Французскийfr: hypocrite
    • Шведскийsv: hycklande (sv)

    Библиография

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»

      Явление в психологии

      Говоря о двуличном поведении, как о психологическом факторе, можно сказать, что эта черта может быть заложена в человеке с самого детства.

      Предположим, что ребенок рос в семье богатых родителей, которые с самого раннего возраста брали его с собой на разнообразные светские вечера и заставляли вести себя «как подобает». По их наставлениям он должен был не рассказывать о себе лишнего, держать голову высоко и ровно, есть только при помощи определенных столовых приборов и пользоваться одеждой дорогих, престижных брендов.

      Когда подросток решает поразвлечься, поговорить на простом языке или провести время так, как это делает большинство нормальных подростков — родитель отдергивает его, внушая, что так нельзя. Соответственно, на протяжении всего времени, пока он взрослеет, в мозгу у него вырабатывается определенная установка.

      Тогда, когда ребенок достигнет подросткового возраста (или старше), он не станет вести себя свободно в присутствии тех, кто воспитан иначе, чем он. Но при тех людях, среди которых он проводил большую часть своего времени, станет вести себя так, как его воспитали. Именно это и называется двуличным поведением.

      Где встречаются лицемеры?

      Следует признать, что лицемеры просочились практически во все сферы нашей жизни. Для достижения своих целей они используют самые эффективные рычаги влияния:

  1. Телевидение и реклама.
  2. Власть и политика.
  3. Церковь и религия.

Главной мишенью для лицемеров являются человеческие отношения. Они жестоко манипулируют близкими, друзьями, коллегами по работе для достижения своих низменных (эгоистичных) целей.

Порой, именно те люди, которым мы безоглядно доверяем, могут причинить непоправимый вред, нанести самую тяжелую рану.

Альтернативная ситуация

Вторая сторона этого явления довольно неприятна. Если в первом случае человек просто может испытывать дискомфорт, общаясь с разными представителями общества, так как необходимо постоянно подстраиваться под каждого, то во втором — все обстоит сложнее.

Бывает, человек улыбается вам в лицо, и ничего в его поведении не вызывает у вас подозрений. Вы доверяете ему вашу личную информацию, потому что он расположил к себе и заверил, что предпочитает не выдавать чужие тайны. Но каково будет ваше удивление, если через некоторое время вы узнаете о слухах и сплетнях о вас, почвой для которых послужили слова того самого товарища по разговорам.

Наказание для лицемера

Читая эти строки, невольно возникает желание как можно быстрее вычислить лицемера в своем окружении и хорошенько его проучить. Но для начала не помешает проанализировать собственные поступки.

При этом практически каждый будет вынужден признать, что неоднократно сам прибегал к лицемерию в тех или иных ситуациях. А судить другого за обман, будучи неискренним самому, есть верх лицемерия!

Что же касается наказания, то сама по себе необходимость лгать и притворяться является достаточно тяжелой ношей для любого человека.

Лицемер обречен испытывать постоянный психический дискомфорт из-за несоответствия своих внешних проявлений внутренним убеждениям и истинным чувствам.

В психологии это явление получило название «когнитивный диссонанс». Человек, подверженный такому состоянию, не может быть по-настоящему счастливым, и в этом состоит высшая кара для него.

Неизбежные конфликты

Попадая в неловкую ситуацию, спровоцированную лицемером, мы начинаем решать, как правильно ответить на его выходки. Проще всего посоветовать, − не обращать внимание. Только как это сделать, если задето самолюбие, попраны общечеловеческие приоритеты и ценности? По большому счету, лицемер − это ханжа, привыкший высокопарно рассуждать о высоких моральных принципах, а на самом деле им полностью не соответствовать. Любое замечание в свой адрес он воспримет как личное оскорбление, а в силу своего злого языка, конфликт может перерасти в масштабную свару с привлечением союзников с обеих сторон.

Классическим воплощением лицемерного поведения в литературе я считаю образ Кабанихи из пьесы Островского «Гроза». Помните, что именно эта благопристойная, занимающая высокое положение в обществе, набожная женщина довела бедную Катерину до самоубийства? Образ лицемера для писателей – это «клондайк» идей для завязывания конфликтных ситуаций и раскрытия человеческих характеров. Это, конечно, лирическое отступление, но именно в книгах мы находим ответы на вопросы, кто такой лицемерный человек, как вести себя с подобной личностью.

Многие, как на позорище, лицедействуют в собственной жизни, одно нося в сердце, а иное выставляя напоказ… (7, 6). Источник.

Тот лицемер, кто напоказ принимает чужое лицо; будучи рабом греха, надевает маску свободного (7, 6). Источник.

Не видишь ли, какое зло – лицемерие? Оно – плод зависти, потому что двоедушие бывает в людях по большей части от зависти. Скрывая в глубине ненависть, завистники притворяются любящими и подобны подводным скалам, прикрытым водой и причиняющим неосторожным непредвиденное зло. Святитель Василий Великий (7, 165). Источник.

Не смешон ли стал бы для тебя ворон… если бы он, окрасившись белым, стал представлять из себя лебедя?.. И если человек низких нравов величается благородством, заслужит ли он уважение? Святитель Григорий Богослов (15, 212). Источник.

Авва Аполлос не одобрял носивших вериги и принимавших вид особенного внешнего благоговения. Такие люди, говорил он, делают это напоказ и впадают в лицемерие. Лучше постом утомить тело, а добродетели творить втайне. Если же у нас нет подвигов, то, по крайней мере, сохранимся от лицемерия. Авва Аполлос (82, 69).

… В России многие святые носили вериги. При особенной простоте и преобладании телесного подвига в русском монашестве, ношение вериг не имело того значения, которое оно должно было иметь в древнем монашестве. Это монашество подвизалось по преимуществу подвигом душевным, и были наиболее опасны (ему)… душевные страсти, особенно высокоумие… Святитель Игнатий (Брянчанинов) (82, 69).

Всеми силами старайся не произносить устами одного, имея Другое в сердце (82, 144). Источник.

Тяжко состояние, когда на устах святость, а в сердце беззаконие и злоба (82, 144). Источник.

Кто имеет одно в сердце, а другое на языке по лукавству, того молитва и подвиги суетны. С такими не своди знакомства, чтобы не заразиться их ядом и скверною. Друзьями твоими да будут незлобивые и сделаешься участником их чистоты и славы (82, 185). Источник.

Восхождение на крест совершается после того, как заградятся уста фарисеям и саддукеям. Саддукеи служат образом неверия и безнадежия, фарисеи же – образом лукавства, лицемерия и тщеславия. Преподобный авва Исаия (82, 190). Источник.

Только если почитатели Бога проводят добродетельную жизнь, прославляют Его словами и делами. Он возвеличивается. Конечно, это не значит, что возрастает Его собственное величие. Но через почитающих Его и через Его великие и разнообразные дела в творении и промышлении о мире величие Его открывается и неверующим в Него (39, 740).

«Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?» (Лк. 13, 15). Справедливо называет начальника синагоги лицемером, ибо он показывал себя хранителем Закона, а внутренне был хитрецом и завистником: не потому негодует, что нарушается суббота, а потому, что прославляется Христос. Святитель Иоанн Златоуст (116, 157). Источник.

Все обращают внимание не на то, что мы говорим, а на то, что делаем, и по делам произносят приговор, если не явно, то в сердце. Поэтому надо иметь и жизнь, соответствующую слову, и правила жизни, согласные с учением, чтобы, побеждая на словах, не быть побежденными в делах (50, 98).

Не словами… надо очаровывать слушателей, но деятельностью вести за собой видящих жизнь твою. Преподобный Исидор Пелусиот (52, 278).

Что такое лицемерие? По слову Христову, лицемеры уподобляются «окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Мф. 23, 27). Лицемеры – «оцеживающие комара, а верблюда поглощающие» (Мф. 23, 24), то есть малые грехи замечающие, а великие ставящие ни во что. Лицемер тот, кто собственный прибыток считает выше закона совести; лицемер тот, кто иное содержит в сердце, иное на языке, кто имеет наружность святую, а внутренность беззаконную. Лицемер тот, чья сущность разодрана надвое, тот, кто сам с собою не согласен. Лицемер – выродок, имеющий образ человеческий, а мысли бесовские… Он закрывает от нас истину или, еще хуже, выдает ложь за истину, обман за мудрость, хитрость за благоразумие, обиду другого за правосудие, развращенность за похвальную благопристойность, а тем смешивает Небо с землей и все дела человеческие заполняет мраком и извращением. Платон, митрополит Московский (105, 356–357).

Называешь Бога Отцом, Господом, Царем, Защитником и Помощником, как в молитве Господней, псалмах и прочих песнях верные Ему молятся и поют; хорошо, это признак веры. Верным Он – Отец, Господь, Царь, Защитник и Помощник. Но смотри, стараешься ли Ему, как Отцу, проявлять послушание и подобный Ему нрав иметь? Сын подобен Отцу. Работаешь ли Ему, как Господу своему? Не работаешь ли маммоне (Мф. 6, 24) и прочим идолам? Не царствует ли над тобою грех, когда Царем своим Его называешь? Не ищешь ли защиты и помощи у сынов человеческих и прочего создания? Слышишь, что Бог об устном исповедании, но не исходящем от сердца, с которым сердце не согласуется, говорит через пророка: «приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мф. 15, 8; Ис. 29, 13). – Говоришь: «Верую… во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия», – хорошо. Но приемлешь ли сердцем Его святое Евангелие? Следуешь ли Его учению, написанному в Евангелии? Не стыдишься ли смирения, нищеты, терпения Его? Несешь ли крест свой, который всем верным предлагает Он: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24). Святитель Тихон Задонский (104, 909–910).

«Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие» (Лк. 12, 1). Отличительная черта лицемерия – делать все напоказ. Действовать на глазах других не есть еще лицемерие, потому что большая часть обязательных для нас дел и должны быть совершаемы для людей, следовательно, среди них и на виду у них. Хоть и лучше поступают те, которые ухищряются все делать тайно, но не всегда это возможно. Потому-то действующих на виду нельзя тотчас укорять в желании быть только замеченными или действовать напоказ. У них может быть искреннее желание делать добро, а то, что это видно другим, – необходимое следствие дел, совершаемых внешне. Лицемерие начинается с того момента, когда является намерение не добро делать, а только показать себя делающим добро. И это опять не всегда бывает преступно, потому что может быть минутным набегом помыслов, которые тотчас замечаются и прогоняются. Но когда имеется в виду установить за собою репутацию делающего добро, то тут уже лицемерие, которое глубоко входит в сердце. Когда же ко всему этому присоединится еще скрытая цель пользоваться и выгодами подобной репутации, тут уж лицемерие во всей своей силе. Смотри же всякий, чего требует Господь, когда заповедует беречься «от закваски фарисейской». Делай добро по желанию добра другим, по сознанию на то воли Божией, во славу Божию, а о том, как взглянут на то люди, не заботься – и избежишь лицемерия. Святитель Феофан Затворник (107, 371–372).

Из лицемерного поведения возникают образ мыслей и учение фарисейские; учение и образ мыслей фарисейские воспитывают лицемера (108, 420). Источник.

Главный отличительный признак лицемера, первая стрела, пускаемая им на ближнего, есть соблазн и истекающее из соблазна осуждение ближнего (108, 422). Источник.

Как червь, зародившийся внутри плода, истребляет всю внутренность плода, оставляя только его оболочку, так и лицемерие истребляет всю сущность добродетели (111, 68). Источник.

Лицемер, страдая не очень заметными для людей страстями… прикрывает их лицемерием и притворством, неспособен признать себя грешником, как неспособен к этому сатана (111, 277).

Лицемер, стараясь удовлетворить своим страстям, всецело работая греху, желает сохранить перед очами людей личину добродетели (111, 275). Источник.

Осуждение ближнего – признак лицемерия, по всесвятому указанию Евангелия (111, 278). Источник.

Мы все – грешники. Всякое выставление себя праведником, и прямое и косвенное, есть лицемерие. Святитель Игнатий (Брянчанинов) (111, 278). Источник.

Когда мы (монахи Нитрийской пустыни) пришли, блаженный Иоанн Ликопольский приветствовал нас, обращаясь к каждому с веселым лицом, а мы прежде всего попросили его помолиться о нас. Потом он спросил, нет ли с нами кого-нибудь из клириков? Мы отвечали, что нет. Но он, осмотрев всех, узнал, что между нами есть диакон. Диакон скрывал свой сан по смирению, считая себя, в сравнении с такими святыми, едва достойным имени христианина, не только этого сана. Указав на него ‘рукой, преподобный сказал: «Вот диакон». Когда же он продолжал отказываться, святой, взяв его за руку, облобызал его и, вразумляя, сказал: «Чадо! не отвергай благодати Божией и не лги, отрицая дар Христов. Ложь чужда Христу и христианину, будь она сказана по малому или по важному поводу. Если даже для доброй цели говорят ложь, и это не похвально, ибо ложь, по слову Спасителя, от диавола (Ин. 8, 44)». Диакон принял кроткое обличение старца. Лавсаик (74, 132–133).

«По волнам моей памяти. Мастеричка!» ••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••• ••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••• Было у моей бабы Нади несколько задушевных подруг, общением с которыми она безмерно дорожила. Помимо упоминавшихся уже тёти Паны и бабы Марфы к числу наиболее уважаемых ею мастериц и рукодельниц, или «мастеричек», как ласково говорила она, принадлежала баба Тася Корнакова. Дед Егор и баба Тася жили довольно далеко от нас, за речкой. Раз или два в год бабушка и я выбирались к ним в гости, как правило, обудёнком, то есть на один день, хотя, бывало, и заночёвывали в гостях, если гостевание происходило зимой, когда рано темнеет и на улице морозно. Бабуля загодя собирала в сумку своё угощение – пряники и печенюшки на жирной деревенской сметане (пышные, толстые румяные деревенские стряпушки) или же вкуснющие булочки, размером с две мои ладони. Хозяева ждали нас, готовили к приходу гостей отменное угощение. Если встреча происходила летом, дед Егор и баба Тася, поджидая нас, сидели на лавочке у дома под черёмухой. После традиционных объятий и троекратного целования в щёчку шли в избу. Дом у Корнаковых был большой и просторный, посреди него стояла величавая, как баржа, русская печка, разделявшая всю жилплощадь на три неравные части: горницу (или залу, как говорили у нас), спальню и кухню. В правом углу светлой залы на комоде стоял чёрно-белый телевизор, на стене красовался большой туркменский ковёр, а вот полы были застланы новенькими домоткаными половичками – холстинками. Бабитасины холстинки славились на всю округу. «Кака же ты мастеровита-то, Таисья! – восхищалась бабуля. – Ну до чо ж у тя руки-то золоты, растут, откуль надо! Ох, и мастеричка, ох, и мастеричка-то ты. Баа-льшой талан тебе Господь Бог дал! Ба-альшой!» Довольная баба Тася торопилась к огромному сундуку, поднимала крышку, вынимала новые, еще ни разу не постланные изделия. Половички её (один из которых до сих пор у меня хранится) были тканы на сделанном дедом Егором широком ткацком станке. Дранки (сырьё для ткачества) готовила баба Тася тщательно, красила анилиновыми красителями в большом чане во дворе под навесом, сушила в тени, чтоб не выгорали. Половички сияли всеми цветами радуги: тёмно-синие широкие полоски чередовались с бордовыми, зелёными, розовыми, коричневыми, сиреневыми и вишнёвыми. Для зимних половичков в эту яркую цветовую палитру вставляли ещё и маркие (то есть те, которые мажутся) белые полоски. В летних половиках белого цвета не было. К древнему ремеслу, без которого не мыслили себя деревенские женщины, с малых лет приучила она свою внучку Валечку, которая была младше меня года на три или четыре. (В возрасте 10 или 11 лет любимица стариков Корнаковых умерла от столбняка). Довольная и румяная от похвал в адрес её и бабушки Валечка, пышная, светловолосая и сероглазая, с длинной косой, скромненько мостилась на кушеточке у окна. Бабушка искренне восторгалась новым просторным домом Корнаковых, светлой залой, букетами гераней, буйно цветущих в дырявых кастрюльках и железных банках из-под краски, обёрнутых белыми листами бумаги. «А иранки-то, иранки-то до чего ж хороши! Особливо вон та, кремовая!» – говорила она. «Дак, ить и у тя не хужей!» – отвечала баба Тася. Кипятили чай в тульском самоваре, бывшем в конце 60-х большим дефицитом в нашей сибирской глубинке. Старушки и дед Егор садились к столу «пошвыркать чайку», а я с Валюшкой шла в её закуток поиграть с куклами. Вели мы себя смирно и тихо, не носились по дому, прерывая разговоры взрослых, не орали во всю глотку, как иные «оченно заполошные дети», каковых моя бабушка страшно не любила. «Чо это у вас робёнок-то уросливый такой, пошто он никаво не понимат-то у вас?!» – делала она замечания некоторым из своих знакомых бабулек. «Коли ты собирашься в гости, веди себя в людях прилично, сиди смирно, куда тя посодят, не реви как оглашенная, не выбегай с другими на улицу голоушей (то есть без платка или шапочки), не пей сыру воду, не грызи лёд!» – наставляла она меня перед гостями, то есть перед походом в гости. Каюсь, грызть лёд я любила, за что мне неоднократно попадало полотенчиком по мягкому месту. Под «льдом» подразумевалось замороженное на зиму в кастрюльках молоко, которое после затвердевания слегка оттаивали, чтобы вынуть из посуды. Намороженное молоко складывали в кадушечки или большие кастрюли и выносили «на мороз», в холодные сенцы. На макушке такого молочного льда красовалось «мороженое нашего детства» – собравшиеся в диковинный завиток жирные и сладкие сливки. Вот их-то и любили ковырять украдкой ножичком, наверное, все дети, которых я знала. После ковыряния и поедания льда, а также стеклянной от мороза брусники проявлялась у меня злополучная ангина. Конечно же, бабушка наказывала за подобное. Валюшка была смирной, нешкодливой, не манила пить ледяную воду из ковшика и есть лёд, и потому бабушка сидела почти не глядя на нас и не торопясь чаёвничала с бабой Тасей. Дед Егор шёл управляться во двор со скотиной, а бабульки еще долго шушукались о чём-то своём, ведомом только им. Иной раз смеялись негромко, вспоминая молодость. «Золотые были всё ж-таки денёчки!» -, вздыхая, говорили они. Баба Тася рассказывала, как долго не хотела выходить замуж, да тятя заставил: «Засиделась ты у нас, однако, Таська, в перестарках-то! Давно пора тя взамуж отдавать, я уж и жаниха-то те заприметил», – сказал он ей однажды. (А было «перестарке» всего-то 18 лет!). «И кого это вы, тятя, заприметили-то?» – робко спросила она. «Да вон, Егорку Корнакова! Хаа-роший однако парнишка, смирной, забижать тя не будет!» – продолжал он. «Тятя, дак он не ндравитца мне, да и моложе он меня», – попыталась было возразить будущая невеста. «Ну, моложе не моложе, а будет по-моему, как я сказал! Пойдёшь, стало быть, за Егорку, а ежели вздумаешь ослушаться да самокруткой куда убежать, я те-е покажу, покудова раки-то зимуют. Я тя живо научу, как отца слушаться-то надо!» – отрубил он. «И ведь, что ты подумашь, научил, – жаловалась она бабе Наде. – Отходил меня вожжами по спине да по заду, так что сидеть я не могла. А Егорке-то было всего шашнадцать годков, кавды нас просватали-то. Всё на заборе сидел в шинелишке какой-то долгопятой (длиннополой), соплями швыркал да на меня зыркал. «Стерпится – слюбится», – говорил тятя. А ведь и взаправду, Надя, прожила я с Егоркой-то жизнь, как у Христа за пазушкой просидела. Ни разу руку на меня не поднял, ни разу дурой не назвал! Уважительной да смирной Егорка-то оказался, как тятя и говорил. Как в воду глядел, родитель-то мой. Царствие ему Небесное», – перекрестилась она. «Так вот и не ведашь, где счастье-то своё найдёшь», – дружно соглашались подруги. После задушевного разговора старушки шли во двор – посмотреть, что да как в огороде растёт, какие георгины красивые под окнами цветут в палисаднике со стороны улицы. Провожать нас после чаёвничанья и гостеванья выходили за калитку. На прощанье опустевшая бабина сумка заполнялась ответным хозяйским угощением – стряпнёй бабы Таси. «Ох, и каки же у тя, Тася, постряпушки-то! Каки постряпушки!» – покачивая головой, снова удивлялась баба Надя. А ведь и правда, стряпня у бабы Таси всегда была превосходной. Булочки янтарно-золотистого цвета, завитые в косы или скрученные каким-то замысловатым узором, какого моя бабушка не плела. И не потому, что не умела – были у неё булочки своей формы, не хуже бабитасиных. Но почему-то именно Таисьина стряпня вызывала у моей бабушки неизменное восхищение. «Мастеричка ты, Тася, мастеричка!» – повторяла на прощание она. Приглашала подругу в гости, но из-за дальнего пути и больных ног та бывала у нас нечасто. «Приходите к нам ещё!» – кричала мне издалека Валюшка. Много воды утекло с тех пор, а дивное мастерство бабы Таси и её внучки помнятся мне до сих пор. Татьяна Якутина, г. Кодинск Источник: © 2013-2020 «Елицы» ••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••• •••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••

Лицемерие

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *