Когда в пересчёте на наше время родились А.С.Пушкин и Н.В. Гоголь, когда чтить память святого флотоводца Феодор Ушаков и генералиссимуса Александра Васильевича Суворова? В какой день сентября следует отмечать Бородинскую битву, если мы живем в XXI веке? Как пересчитывать даты русской и западноевропейской истории, если Россия вплоть до 1918 года жила по юлианскому календарю?

Как известно, до февраля 1918 года Россия, как и большинство православных стран, жила по юлианскому календарю. Между тем в Европе, начиная с 1582 года, постепенно распространился реформированный календарь, введенный по распоряжению папы Григория XIII. В год введения нового календаря было пропущено 10 дней (вместо 5 октября стали считать 15 октября). В дальнейшем «григорианский» календарь пропускал високосы в годах, оканчивающихся на «00», кроме тех случаев, когда первые две цифры такого года образуют число, кратное «4». Именно поэтому 1600 и 2000 годы не вызвали никаких «подвижек» в обычной системе перевода из «старого стиля» в «новый». Однако в 1700, 1800 и 1900 годах високосы были пропущены, и разница между стилями увеличивалась, соответственно, до 11, 12 и 13 дней. В 2100 году разница увеличится до 14 дней.

В целом же соотношения между юлианскими и григорианскими датами выглядит следующим образом:

Период ст.ст. с 05.10.1582 по 18.02.1700, разница с новым ст. = +10 дней

Период ст.ст. с 19.02.1700 по 18.02.1800, разница с новым ст. = +11 дней

Период ст.ст. с 18.02.1800 по 18.02.1900, разница с новым ст. = +12 дней

Период ст.ст. с 19.02.1900 по 18.02.2100, разница с новым ст. = +13 дней

В Советской России «европейский» календарь был введен правительством Ленина с 1 февраля 1918 года, которое стало считаться 14 февраля «по новому стилю». Однако в церковной жизни никаких изменений не произошло: Русская Православная Церковь продолжает жить по тому же самому юлианскому календарю, по которому жили апостолы и святые отцы.

Возникает вопрос: как правильно переводить из старого стиля в новый исторические даты?

Казалось, бы, всё просто: надо воспользоваться тем правилом, которое действовало в данную эпоху. Например, если событие произошло в XVI–XVII веках, прибавлять 10 дней, если в XVIII веке – 11, в XIX веке – 12, наконец, в XX и XXI веках – 13 дней.

Так и делается обычно в западной литературе, и это вполне справедливо в отношении дат из истории Западной Европы. При этом следует помнить, что переход на григорианский календарь происходил в разных странах в разное время: если католические страны почти сразу же ввели «папский» календарь, то Великобритания приняла его только в 1752 году, Швеция – в 1753-м.

Однако ситуация меняется, когда речь заходит о событиях Русской истории. Следует учитывать, что в православных странах при датировании того или иного события уделялось внимание не только собственно числу месяца, но и обозначению этого дня в церковном календаре (празднику, памяти святого). Между тем церковный календарь не подвергся никаким изменениям, и Рождество, к примеру, как праздновалось 25 декабря 300 или 200 лет назад, так празднуется в этот же день и теперь. Иное дело, что в гражданском «новом стиле» этот день обозначается как «7 января».

Обратим внимание, что при переводе дат праздников и памятных дней на новый стиль Церковь руководствуется текущим правилом пересчета (+13). Например: перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского, празднуется 3 июля ст. ст. – или 16 июля н. ст. – хотя в 1652 году, когда произошло это событие, теоретически юлианское 3 июля соответствовало григорианскому 13 июля. Но именно теоретически: в то время эту разницу могли бы заметить и зафиксировать разве что послы иностранных государств, уже перешедших на «папский» календарь. Позднее связи с Европой стали более тесными, и в XIX – начале XX века в календарях и периодических изданиях ставили двойную дату: по старому и новому стилю. Но и здесь при исторических датировках приоритет должен отдаваться юлианской дате, так как именно на нее ориентировались современники. А поскольку юлианский календарь как был, так и остается календарем Русской Церкви, нет никаких оснований переводить даты иначе, чем это принято в современных церковных изданиях, – то есть с разницей в 13 дней независимо от даты конкретного события.

ПРИМЕРЫ:

Русский флотоводец Федор Федорович Ушаков ушел в мир иной 2 октября 1817 года. В Европе этот день обозначался как (2+12) = 14 октября. Однако Русская Православная Церковь празднует память праведного воина Феодора именно 2 октября, что в современном гражданском календаре соответствует (2+13=) 15 октября.

Генералиссимус Александр Васильевич Суворов отошел ко Господу 6 мая 1800 года. В Европе этот день обозначался как (6+12) = 18 мая. Но Русское Воинство чтит память великого полководца 19 мая, что в современном гражданском календаре соответствует (6+13) = 19 мая.

Бородинская битва произошла 26 августа 1812 года. В этот день Церковь празднует Сретение Владимирской иконы Божией Матери в память чудесного избавления от полчищ Тамерлана. Поэтому, хотя в XIX веке 12 юлианское августа соответствовало 7 сентября (и именно этот день закрепился в советской традиции как дата Бородинской битвы), для православных людей славный подвиг русского воинства был совершен в день Сретения – то есть 8 сентября по н.ст.

Преодолеть тенденцию, ставшую общепринятой в светских изданиях, – а именно: передавать даты по старому стилю по нормам, принятым для григорианского календаря в соответствующую событию эпоху, едва ли возможно. Однако в церковных изданиях следует опираться на живую календарную традицию Православной Церкви и, принимая за основу даты юлианского календаря, пересчитывать их на гражданский стиль по текущему правилу. Строго говоря, «нового стиля» не существовало до февраля 1918 года (просто в разных странах действовали разные календари). Поэтому и говорить о датах «по новому стилю» можно только применительно к современной практике, когда необходимо пересчитать юлианскую дату на гражданский календарь.

Таким образом, даты событий русской истории до 1918 года следует давать по юлианскому календарю, в скобках указывая соответствующую дату современного гражданского календаря — так, как это делается для всех церковных праздников. Например: 25 декабря 1XXX г. (7 января н.ст.).

Если же речь идет о дате международного события, датировавшегося уже современниками по двойной дате, такую дату можно указывать через косую черту. Например: 26 августа / 7 сентября 1812 г. (8 сентября н.ст.).

По материалам Православие.Ру

59 Оставить отзыв: Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии. Новости все новостиИюн 24 2020 75-летие Парада Великой Победы Нравится: 115 Дорогие ветераны Великой Отечественной Войны и ПервоСуворовцы! От всей души поздравляем Вас с 75-летием Парада Великой Победы. Сердечно благодарим за ваш подвиг и самоотверженный труд по защите нашего…Июн 23 2020 СОРОК ПЕРВЫЙ ГОД Нравится: 73 Летом 41-го года очень редко давали медали и ордена. Большинство героев тех боев остались безвестными. В похоронках, которые получили их родные, очень часто написано: «пропал без вести». Но именно они…Июн 22 2020 Штурм Рейхстага начался с обороны Брестской крепости Нравится: 96 Героический гарнизон крепости сорвал план «Барбаросса» не на уровне стратегическом, но сорвал его духовно, не позволив немцам в течение нескольких месяцев считать себя хозяевами положения в месте, где…Июн 22 2020 22 июня ровно в 4 часа… Нравится: 1 22 июня 1941 года фашистская Германия напала на Советский Союз. Более 26 миллионов человек отдали свои жизни ради Победы над врагом. Но именно в этот день по радио впервые прозвучали слова: «Наше дело…Июн 21 2020 ДЕНЬ ВСЕХ СВЯТЫХ, В ЗЕМЛЕ РОССИЙСКОЙ ПРОСИЯВШИХ Нравится: 67 Сегодня Русская Православная Церковь совершает память всеблаженных и богомудрых угодников Божиих — Всех Святых, просиявших своею жизнью и подвигами в земле Русской и непрестанно молящихся о ней. В …Июн 20 2020 Первый Русский Царь Иоанн Васильевич Грозный Нравится: 79 Беседа с руководителем информационно-аналитического центра общественной организации «Московские суворовцы» Виктором Александровичем Саулкиным на тему: «Первый Русский Царь Иоанн Васильевич Грозный» в …Июн 19 2020 Русские открыли Японию Нравится: 76 19 июня 1739 года русский корабль «Святой Гавриил» встал на якорь неподалеку от деревни Амацумура на острове Хонсю. Там, чтобы пополнить запасы пресной воды, на берег сошел штурман Лев Казимеров и с н… Июн 18 2020 Как суворовцы готовились к Параду Победы 1945 года Нравится: 122 Как готовились к тому самому Параду Победы летом 45-го в послевоенной Москве, как проходили репетиции и сам торжественный марш по брусчатке у мавзолея, рассказал непосредственный участник Московский с… Июн 18 2020 «Полуподводный миноносец» Нравится: 58 Если знаменитый ботик Петра I у нас в стране считают «дедушкой» Российского флота, то подводную лодку «Дельфин», пожалуй, надо признать «бабушкой» отечественного подплава. Непростой оказалась ее судьб… Июн 17 2020 Каинов комплекс Запада Нравится: 85 Если первый этап тысячелетней войны Запада против православных территорий концентрировался на Византийской Империи, то второй уже обращен против России. И являются они звеньями одной общей историческо… Июн 16 2020 Герой Советского Союза — Начальник Московского СВУ Нравится: 77 Страна под¬нималась из руин. Военные училища пополнялись выпускниками-суворовцами. Московское СВУ возглавил Герой Советского Союза генерал-майор Федотов Василий Николаевич… Июн 15 2020 ПЕТРОВ ПОСТ Нравится: 67 Этот летний пост, который сейчас мы называем Петровым, или Апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы. Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого… Июн 14 2020 123 года назад в Российской Империи запретили воскресный труд Нравится: 51 14 июня 1897 года император Николай II издал закон, запрещающий труд на фабриках, заводах и других предприятиях в воскресенье и православные праздничные дни. Для рабочих инославных исповеданий ра… Июн 14 2020 Неделя всех Святых Нравится: 74 Посылает ли домовладыка слугу за овцами, не накормив его? Посылает ли отец сына на пахоту без плуга и волов? Посылает ли воевода воина в бой без оружия? Не посылает… И Бог не посылает в мир сей … Июн 13 2020 «АРМИЯ-2020» Нравится: 48 В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации в период с 23 по 29 августа 2020 года в Конгрессно-выставочном центре «Патриот» будет проведен Международный военно-технический форум … Июн 12 2020 Московским суворовцам — 11 лет Нравится: 136 Дорогие суворовцы, выпускники, ветераны, командиры и преподаватели Московского — Горьковского суворовского военного училища! От всей души поздравляем с 11-летием нашей суворовской … Июн 12 2020 Благоверный князь Александр Невский Нравится: 97 Великий защитник Русской Земли и Святого Православия князь Александр Невский родился 12 июня (30 мая — по старому стилю) 1220 года в городе Переяславле-Залесском. Благоверный князь Александ… Июн 11 2020 «Я всегда завидовал военным» Нравится: 74 Мой папа был простым служащим, но я всегда завидовал военным. У моего отца старший брат — кавалер трех орденов Славы. В Великую Отечественную войну он был военным бомбардировщиком. Именно на него я и … Июн 10 2020 Первая инструкция о работе военных агентов Нравится: 61 10 июля 1856 г. Александр II утвердил первую инструкцию о работе военных агентов под крышей российских дипломатических ведомств за рубежом. В ней указывалось, что «каждому агенту вменяется в обязаннос… Июн 09 2020 «Города-Герои. Москва» Нравится: 77 Стихотворения зачитывают Глеб Кавченков, воспитанник Московского суворовского военного училища и Ева Кавченкова, проходящая обучение в Московском кадетском корпусе «Пансиона воспитанниц Министерства о…

Петр I омолодил Россию на 5 тыс. лет

Ленин 13 дней убавил, Григорий XIII 10 уволок, а Петр I — 5507 лет. 15 декабря 7207 года от сотворения мира, или 1699 года от рождества Христова, вышел указ, согласно которому после 31 декабря текущего, 7207-го, года наступало 1 января 1700 года. И его, а не 1 сентября, как прежде, следовало считать началом года.

Обычно это решение Петра Алексеевича объясняют так же, как и введение григорианского летоисчисления: Россия пыталась стать ближе к Европе. И оно логично встраивается в ряд из сбритых бород, завитых париков и парусного флота.

Но есть и другая, чуть более конспирологическая версия. Петру просто очень понравилось католическое Рождество. Его указ был издан всего через год после Великого Посольства — большого путешествия по Европе, во время которого Петр перемещался инкогнито. Рождество он встретил в Голландии и, вернувшись, понял, что хотел бы праздновать так же — с елками и фейерверками.

кал

Царь Петр Первый ввел летоисчисление «от Рождества Христова», а не от сотворения мира

Фото: РИА Новости/Валентин Черединцев

Незадолго до того прошел стрелецкий бунт, и изменение канона празднования Рождества могло снова взволновать народ. А вот появление нового праздника, тем более такого красочного, было бы воспринято легче. Так рядом с Рождеством появился еще один праздник. И было велено «в знак доброго начинания и веселия поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей…».

Был в этом и политический смысл. Летоисчисление от сотворения мира ввел в 988 году византийский император Василий II, и ко времени правления Петра I этой империи не было уже как два с половиной века. А в живой и столь полюбившейся Петру Европе считали иначе. И Новый год праздновали 1 января, а не 1 сентября, как повелось с основания Московского государства в XV веке. К тому же не только в Европе считали года от «рождения Христа».

Автор цитаты

«Известно Великому Государю , не только что во многих европейских христианских странах, но и в народах славянских, которые с Восточною православною нашею Церковью во всем согласны, как: волохи, молдавы, сербы, далматы, болгары и самые Его Великаго Государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, — все те народы… летa свои счисляют от Рождества Христова осьмь дней спустя, то есть Генваря с 1 числа, а не от создания мира…»

Фото: РИА Новости/Алексей Бойцов Обложка Всеобщего русского календаря издания товарищества И.Д. Сытина на 1910 год

К летоисчислению «от Рождества Христова», а не от сотворения мира привыкали довольно долго. И еще до конца петровского правления писали две даты (одну в скобках). К новому празднику привыкали еще дольше. После кончины Петра о торжествах с елками забыли. И вспомнили, вернее, заново заимствовали из Европы уже в XIX веке благодаря немецким принцессам, которые в силу высокой смертности мужей стали императрицами.

Хакасы продолжают праздновать Новый год весной

Если бы Петр I прожил на два года дольше, в подвластных ему землях появился бы еще один народ, который отмечает начало года не 1 сентября. 20 августа 1727 года Россия и Китай договорились о дележе сибирских земель, и в состав империи официально вошла Хакасия.

Сейчас хакасы, обращенные в православие в XIX веке, считают дни, как и вся Россия, по григорианскому календарю и, вероятно, даже празднуют Рождество. И Новый год 1 января.

sept

Хакасы, которые стараются придерживаться традиций, живут по солярному календарю

Фото: РИА Новости/П. Зубков

Однако немалая часть хакасов, или, как они сами себя называют, хоорай, придерживаются традиционных верований. Молятся и приносят жертвы богам, олицетворяющим природные стихии. И делают это в том числе в Новый год (Чыл Пазы), который отмечают в день весеннего равноденствия (в конце марта по григорианскому календарю).

Ну, или делали. Хакасы, которые стараются придерживаться традиций, живут по солярному календарю. И в Чыл Пазы начинали сельскохозяйственный год. Сейчас реальное значение праздника утрачивается. И вместо обряда кормления огня на день, дату которого высчитывали, просто в последнюю субботу марта выступают артисты на ярмарке. И все это происходит не в степях, а на специально отведенной площадке на ипподроме Абакана.

Ленин, Петр и хакасы: как и зачем они переворачивали календари

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *