Вятичи — один из племенных союзов восточных славян, существовавший по официальным данным в период между 8 и 13 веками нашей эры в верхнем и среднем течении Оки. Теперь это территории современных Тульской, Орловской, Рязанской, Калужской, Московской, Липецкой и Смоленской областей.

Большинство источников сходятся в том, что название союза произошло от имени родоначальника племени — Вятко.

В VIII-IX веках племена во главе со старейшиной Вятко пришли в междуречье Волги и Оки и на верхний Дон. Летопись «Повесть временных лет» пишет по этому поводу: «А Вятко седе с родом своим по Оце, от него прозвашася вятичи». Карту расселения вятичей в XI веке можно посмотреть на карте.

Быт вятичей

Территория, на которой когда-то жили вятичи, в 12 веке была покрыта непроходимыми лесами. Существует даже такая история:

В 1175 году, во время княжеской распри, два войска, шедших друг против друга (одно из Москвы, другое из Владимира), заблудились в чащобах и разминулись без битвы.

Так вот, среди этих густых лесов и поселились вятичи. Селились вблизи рек. И на это есть, как минимум, несколько причин:

  • река — источник пищи;
  • торговый водный путь — один из самых надежных, по тем временам.

Вятичи, впрочем, как и другие славянские племена, для жилья строили небольшие (как правило, 4 на 4 метра) полуземлянки (вырытое в земле жилище, выложенное изнутри деревом и имеющее двускатную крышу, которая слегка возвышалась над землей и была покрыта дерном).

Немного позже, славяне начали строить дома-срубы (иногда даже в два этажа), которые, помимо своей основной, выполняли еще и защитную функцию. Во дворах таких домов располагались хозяйственные постройки (сараи, погреба, амбары), и, конечно же, загоны для скота. Все дома в поселении были обращены «лицом к воде».

Археологические раскопки в земле вятичей открыли многочисленные ремесленные мастерские металлургов, кузнецов, слесарей, ювелиров, гончаров, камнерезов. Металлургия основывалась на местном сырье — болотных и луговых рудах, как везде на Руси. Обрабатывалось железо в кузницах, где применялись специальные горны диаметром около 60 см. Высокого уровня у вятичей достигло ювелирное дело. Коллекция литейных форм, найденных в наших местах, уступает только Киеву: найдено 19 литейных форм в одном местечке Серенск. Мастера изготовляли браслеты, перстни, височные кольца, крестики, амулеты и т.д.

Перстни, найденные в Воротынском селище на реке Ресса

Родовым гнездом Вятичей на Руси считался город Козельск.

Вятичи вели оживленную торговлю. Были установлены торговые связи с арабским миром, они шли по Оке и Волге, а также по Дону и далее по Волге и Каспийскому морю. В начале XI века налаживается торговля с Западной Европой, откуда поступали предметы художественного ремесла.

Свободолюбивое племя вятичей

Вятичи поселились в благодатном краю, достигли определенных успехов в ремесле и сельском хозяйстве, активно торговали с соседями, и все это, естественно, способствовало росту населения.

До 12 столетия в летописях не встречается упоминание их города. Это, конечно, не такая уж и загадка — вятичи жили очень и очень обособленно. Но, вернемся к 12 столетию.

1146-1147 годы – очередной виток в истории междоусобиц. На этот раз спор между собой вели две княжеские династии: Мономаховичи и Святославичи. Естественно, война не миновала территории, на которых жили вятичи. А там, где князья и войны, там и летописцы. Вот и начали в летописях мелькать названия древних славянских городов

«Повесть временных лет» сообщает нам о, якобы имевшем место, военном столкновении в 964 году князя Святослава с Вятичами: «Вятичи победи Святослав и дань на ня възложи…».

На самом деле никакой войны не было, просто Святослав готовил нападение на Хазар, всю зиму тайно собирая армию из преданных племён, откуда по весне прозвучало его устрашающее выражение: «Иду на Вы!». Именно Рязанская земля стала оплотом Святославовых побед, где он заручился поддержкой Волхвов, получив от них древние Арийские знания и высшее посвящение.

После коварного убийства Святослава у Днепровских порогов, Вятичи не признали власть предателя Свенельда. О новом покорении Киевом Арийской Руси, в 981 году князем Владимиром, говорит всё та же летопись: «Вятичи победи и възложи на ня дань отъ плуга, яко же отець его имаше…».

Ещё летописи упоминают и о том, что через год князю Владимиру пришлось усмирять Вятичей вторично: «Заратишася Вятичи и идя на ня Володимир и победи я второе…».

И тут похоже, что было не просто возмущение одних только Вятичей, но и сородичей их – Северян и Радимичей. О поражении Радимичей, в 984 году, так же есть упоминание в летописи: «Иде Володимир на Радимичи. Бе у него воевода Волъчий Хвост и посла Володимир передъ собою Волъчья Хвоста, сърете я на реце Пищане, и победи Радимиче Волъчий Хвост. Тем и Русь корятся Радимичей, глаголюще: «Пищаньцы волъчья хвоста бегаютъ». Быша же Радимичи от рода Ляхов, пришедъше ту ся вселиша и платя дань Руси…».

Данные столкновения, описанные в летописи, не являлись какой-либо войной Киевского князя с Вятичами, Радимичами и Северцами, а есть лишь приграничные конфликты, которые случались между соседями, тем более, что Киевская земля «Русью» не являлась и уж тем более так не называлась. Понятие «Киевская Русь» родилось в научных кругах гораздо позднее, где-то в XVIII веке (благодаря «нашим немецким учёным», составлявшим историю России).

Религия
Вятичи были язычниками и долго сохраняли старинную веру. У вятичей главным богом был Стрибог («Старый Бог»), который создал вселенную, Землю, всех богов, людей, растительный и животный мир. Именно он подарил людям кузнечные клещи, научил выплавлять медь и железо, а также установил первые законы.

Кроме того, они поклонялись Яриле — богу Солнца, который ездит по небу на чудесной колеснице, запряженной четверкой белых златогривых коней с золотыми крыльями.

Каждый год 23 июня отмечался праздник Купалы — бога земных плодов, когда солнце дает наибольшую силу растениям и собирались лекарственные травы. Вятичи верили, что в ночь Купалы деревья переходят с места на место и разговаривают между собой шумом ветвей, и кто имеет при себе папоротник, тот может понимать язык каждого творения.

У молодежи особым почитанием пользовался Лель — бог любви, который являлся в мир каждую весну, чтобы своими ключами-цветами отомкнуть земные недра для буйного роста трав, кустов и деревьев, для торжества всепобеждающей силы Любви. Воспевалась вятичами богиня Лада — покровительница брака и семьи.

Кроме того, вятичи поклонялись силам природы. Так, они верили в лешего — хозяина леса, существо дикого вида, который был выше всякого высокого дерева.

Археологические свидетельства о вятичах

На тульской земле, как и в соседних областях — Орловской, Калужской, Московской, Рязанской — известны, а в ряде случаев и исследованы группы курганов — остатки языческих кладбищ древних вятичей. Наиболее подробно изучены у нас курганы близ д. Западной и с. Доброго Суворовского района, у д. Тризново Щекинского района.

При раскопках были обнаружены остатки трупосожжений, иногда нескольких разновременных. В некоторых случаях они помещены в глиняный сосуд-урну, в других сложены на расчищенной площадке с кольцевым ровиком. В ряде курганов найдены погребальные камеры — деревянные срубы с дощатым полом и покрытием из расколотых члах. Вход в такую домовину — коллективную усыпальницу — закладывался камнями или досками, а следовательно, мог открываться для последующих захоронений. В других же курганах, в том числе и рядом расположенных, таких сооружений нет.
Установление особенностей погребального обряда, керамики и вещей, обнаруженных в ходе раскопок, их сопоставление с другими материалами помогает хоть в какой-то мере восполнить крайнюю скудость дошедших до нас письменных сведений о местном населении той далекой поры, о древней истории нашего края. Археологические материалы подтверждают сведения летописи о связях местного вятического, славянского племени с другими родственными племенами и союзами племен, о длительном сохранении в быту и культуре местного населения старых племенных традиций и обычаев.

Святилища вятичей

Веневский топонимический узел — 10-15 км от Венева в Юго-Восточном секторе; п.Дедиловские выселки, п.Теребуш, п.Городенец.

Как закончилась история племени Вятичей

Племена Вятичей долго оказывали сопротивление вторжению киевских князей и самое главное — новой религии, которую они несли. Известно о восстании Ходоты с сыном, происшедшем в 1066 году. На их усмирение идет Владимир Мономах. Первые два его похода закончились ничем. Дружина прошла сквозь леса, так и не встретив неприятеля. Лишь во время третьего похода Мономах настиг и разгромил лесное войско Ходоты, но его предводитель сумел скрыться.

С XII века территория вятичей оказалась в составе Черниговского, Ростово-Суздальского и Рязанского княжеств. До конца XIII века вятичи сохраняли многие языческие обряды и традиции, в частности, кремировали умерших, возводя над местом погребения небольшие курганные насыпи. После укоренения среди вятичей христианства обряд кремации постепенно ушёл из обихода.

В дальнейшем, ощущая на себе давление Киева, некоторые свободолюбивые роды Вятичей ушли далее на Север, за Урал, в Сибирь. Нестор в своей летописи говорит следующее: «Радимичи и Вятичи, и Северо одни обычаи имаху…».

Вятичи дольше других славян сохраняли своё племенное имя. Они жили без князей, общественное устройство характеризовалось самоуправлением и народовластием. В последний раз вятичи упоминаются летописью под таким племенным именем в 1197 г.

Поделиться этой записью

Есть в Орловской области Мценского района за д. Фроловка есть необычное место — скит святого Кукши. Я бываю в Орловской области каждый год. Это земля родины моих предков. Но о ските и о том, что был такой святой Иван Кукша узнала сравнительно недавно. Около 7 лет назад. От города Мценска это примерно 15 кг езды. Поворот сложно не заметить, там стоит камень с табличкой. Дорога к скиту проложена хорошая.

Имеется площадка для парковки автомобилей. За ворота заезжать нельзя.

А на воротах, в свою очередь, висит табличка с подробным описанием правил поведения на территории скита. Я обычно читаю только то, что запрещается.))

На входе стоит храм. Действующий. Вовнутрь я ни разу не заходила.

На храме главная икона — святого Иоана Кукши.
А напротив какой-то каркас с крестом внутри. Я полагаю, для проведения служб. В праздники храм не вмещает все количество паломников.

Кругом лес, природа там очень красивая.

К скиту ведут две дороги. Одна, так сказать, дикая, но короче.

Вторая — оборудованная с лестницей.
Спускаться легко. А вот подниматься тяжеловато. Чтобы можно было передохнуть, на середине лестничного маршрута установлены две скамейки.
Сам скит выглядит следующим образом:
Вход в купель:
И место для набора воды:Висят кружки, из которых, по идее можно пить. Но мы ими не пользуемся. Как-то все равно страшновато, хоть и святой источник.))
Возле источника установлена скамейка для отдыха.Но этой скамейке долго не посидишь. Уж очень много комаров. Влажность и лес — идеальная для них среда обитания.
На купели есть краткий экскурс о ските.
И висит ящик для пожертвований.
Наверх от скита ведет еще одна лестница. В мужской монастырь. Туда паломникам прохода нет.
А кругом красивый лес.
Скит святого Кукши — это оазис, в котором можно укрыться от летнего зноя. А на крещение здесь проходит централизованное кунание. Говорят, вода в купели не замерзает даже самой лютой зимой.
Так что, будете на орловщине, милости просим.))

АПОСТОЛ И ПРОПОВЕДНИК ВЯТИЧЕЙ В ЗЕМЛЕ РУССКОЙ
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК КУКША

Имя преподобного Кукши, инока Киевско-Печерского монастыря, проповедовавшего христианскую веру язычникам-вятичам и принявшего от них мученическую смерть в начале ХII века, едва ли что-то говорит большинству наших современников. Это кажется особенно странным, потому, что вятичей считают своими ближайшими предками жители многих областей Центральной России. А значит, священномученик Кукша «апостол вятичей» должен
был бы почитаться одним из главных просветителей и крестителей нашего Отечества.А между тем, в Древней Руси, не в пример нам,о его подвиге знали и помнили. Имя преподобного Кукши было широко известно на Руси: «о котором всем известно» — так писали о нем. Спустя много лет, после его мученической гибели, епископ Владимиро-Суздальский Симон (1214-1226), один из авторов Патерика Киево-Печерского монастыря, повествует о нем:» Как добровольно можно умолчать об этом блаженном черноризце…, о котором всем известно, как он бесов прогнал, и вятичей крестил, и дождь с неба свел, и озеро иссушил, и много других чудес сотворил, и после многих мучений убит был с учеником своим». Об этом святом угоднике и пойдет наш рассказ.
Киевский Печерский монастырь, с которым была связана часть жизни преподобного священномученника Кукши, ведет свою историю с 40-х годов, XI века, когда русский инок Антоний, постриженик одного из греческих афонских монастырей, по повелению Божией Матери, вернулся на Русь, обосновался на крутом, поросшем лесом берегу Днепра, в окрестностях стольного града Киева, близ княжеского села Берестовое Преподобный Антоний остался на всю жизнь «пустынножителем», не признавшим общежительской жизни монахов и их общения с миром, он отказался стать игуменом и остался до конца жизни только примером подвижничества и благочестия, не принимая участия в устройстве монастыря. Основателем Киево-Печерской Лавры и прообразом для русских монахов является преподобный Феодосий. В 1057 году он был избран игуменом монастыря и до своей кончины управлял им с величайшей мудростью и усердием. Скончался преподобный Феодосий в 1075 году. Примерно в это время родился в землях вятичей мальчик, названный Кукшей.Кто такие были вятичи? «А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу,как и все звери, ели все нечистое и срамословили при отцах, и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски,и на всякие бесовские песни, и здесь умыкали себе жен по сговору с ними, имели же подве и по три жены». Вятичи – одно из славянских племен, очень замкнутое, загадочное и очень воинственно настроенное. Народное собрание племени избирало себе вождя, который командовал войском во время походов и войн. Он назывался старинным славянским именем – князь. Постепенно влясть у князя усиливалась и становилась наследственной.
Вятичи, жившие среди огромных лесных массивов, строили бревенчатые избы, схожие с современными. Земли, на которых они жили, славились своими богатствами, обилием зверя, птицы и рыбы. Поэтому вытичи вели полу-охотническую, полу-земледельческую жизнь. Мелкие деревни по 5-10 дворов по мере истощения пашен переносились на другое место, где выжигался лес и 5-6 лет земля давала хороший урожай, пока не истощалась; тогда надо было снова переходить на новые участки леса и все начинать снова. Орудия труда – соха, рало или суковатка, мотыга, топор. Выращивались, в основном: озимая пшеница, рожь, яровая пшеница, ячмень, овес, полба, просо, гречиха, горох, лен, конопля, репа,капуста, лук, чеснок, редька, свекла.Вятичи занимались также разведением крупного и мелкого рогатого скота, домашней птицы, синей, лошадей, собак, кур, гусей, уток,домашних лебедей, журавлей, голубей. Корма заготавливали косами. Большое значение в жизни вятичей имела охота на лося, зайца, медведя, кабана, косулю, бобра. На охоте использовались лук и стрелы, рогатины, ловчие ямы,силки, западни, сети, петли, различные «ловища» и «перевесища», а также ловчие соколы и ястребы.
Большим подспорьем был – сбор меда диких пчел, рыболовство: ловили белую рыбу во множестве, водились раки, занимались собирательством грибов, ягод, орехов, а также гнали смолу, деготь, заготавливали ивовое и дубовое корье, бересту и лыко, из которой плели лапти, делали короба, кузова и т.д. Широко были развиты прядения и ткачество. Вятичи вели оживленную торговлю с арабским миром по рекам Оке и Волге, а такде по Дону и далее по Кампийскому морю. Среди местных городищ того времени были не только сельские селения, но и городища «городского» типа.Под командованием вятических кнезей находилось многочисленное войско, в первых рядах стояли признанные силачи и храбрецы, дерзко подставляюшие стрелам свои голые груди. Всю одежду их составляли холщовые штаны,туго перетянутые ремнями и заправленные в сапоги, а оружие – широкие топоры – секиры, такие тяжелые, что сражались ими двумя руками. Страшными были удары этих боевых секир, они рассекали даже крепкие доспехи и раскалывали шлемы как глиняные горшки. Воины-копьеносцы с большими щитами составляли вторую линию бойцов, за ними толпились лучники и метатели дротиков – молодые воины. Посредниками между божеством и человеком были старшие в роде и главы семейств. Места, где приносились жертвы, считались священными, и жертвенные камни составляли предмет особого почитания. По верованию вятичей, душа человека по смерти оставалась здесь же, на земле, она не лишена была потребности в пище и питье, поэтому у изголовья покойника ставили воду, мед и т.п. В брачных и других пиршествах приглашали принять участие в веселье и души умерших родственников,на их долю выбрасывали блины в окно. Этого же обычая держались и прочие поганые, «не ведущие закона Божия, но сами себе творящие закон».
«И когда, кто умирал среди них, творили тризну великую, и затем складывали громаду дров,клали мертвеца и сжигали, и затем, собрав кости, складывали в сосуд и ставили на распутии на столпе, и в курганы ссыпали». Если в Киевской Руси главным богом был – Перун – бог грозового неба, то у вятичей – Стрибог (Старый бог), который создал вселенную, землю, всех богов, людей, растительный и животный мир; Ярило – бог солнца, который ездит по небу на чудесной колеснице, запряженный четверкой белых златогривых коней с золотыми крыльями. Каждый год отмечался праздник Купалы – бога земных плодов, когда солнце дает наибольшую силу растениям. Вятичи верили, что в ночь Купалы деревья переходят с места на место и разговаривают между собой шумом ветвей, и кто имеет при себе папоротник, тот может понимать язык каждого творения. У молодежи почитался Лель – бог любви, богиня Лада – покровительница брака и семьи. Кроме того вятичи поклонялись силам природы и почитали – лешего, водяного, русалок,домового. Таковы были быт, нравы и религия вятичей, которые мало чем отличались от других восточнославянских племен. В Тульской,Брянской, Орловской, Калужской, Московской,Рязанской областях остались курганы рассказывающие о жизни вытичей.Крестив в 988 году Русь Владимир не стал крестить вятичей, не хотел крестить инородную Русь силой и принуждением. Профессор Е.Е.Голубинский поясняет: » Вятичи с Радимичами не были инородцы в собственном смысле,но они были столь строптивы, что с ними надлежало обходиться еще более осторожно, чем с настоящими инородцами…». Вятичи дольше,чем другие восточные славяне оставались приверженцами языческой религии.
Опорными пунктами были города-крепости: Серенск, Мосальск, Козельск, Лопасня, Лобынск, Мценск,Ростиславль и другие, которые насчитывали от 1 до 3 тысч жителей. Княжеским центром,столицей вятического союза племен, был город Корьдно, где находится до сих пор не известно.В «Повести временных лет» она упоминается в походах Владимира Мономаха на вятитчей: «А в Вятическую землю ходили подряд две зимы на Ходоту и на сына его, и к Корьдну».

По некоторым исследованиям Орловской области предпологают, что сыном князя Ходоты был Кукша. Мономах, разбивший вятичей, убил непокорных и князя Ходоту, а сына его взял живым в плен. И чтобы лишить этого князя наследственной власти, а вятичей – предвадителя,князь Владимир отвозит его в Киев, обращает в хрестианскую веру и постригает в монахи. Таким образом можно редположить, что святой Кукша был сыном грозного Ходоты. Об Ходоте есть единственное упоминание в «Поучении детям» Владимира Мономаха в Лаврентьевской летописи от 1096 года. Этот поход на вятичей был в 1082–1083 годах. Если предание о том, что Кукша был саном Ходоты верно,что Кукша мог попасть в плен 15-17 лет, а в Лавру в 1085 в возрасте 17–20 лет, а по приезде в Киев Владимир обращает его в христианство и постригает в монахи. Тогда получается,что родился он около 1063–1070 годах, а кончина его последовала в 44–50 лет.Но есть и вторая версия, согласно которой вятич – Кукша сам пришел в моностырь из среды вятичей – переселенцев. «Лучшие мужи» из вятической земли были переселены с семьями князем Владимиром Святославовичем в города-крепости для защиты рубежей Руси от ее злейших врагов печенегов. Об этом говорится в «Повести временных лет». И сказал Владимир: «Нехорошо, что мало городов около Киева». И стал ставить города по Десне, и по Остру, и по Трубежу, и по Суле, и по Стугне. И стал набирать мужей от славян, и от кривичей, и от гуди, и от вятичей, и ими населил города, так как была война с печенегами».
Преподобный Кукша вполне мог принадлежать к потомкам из таких семей.
И тогда в том,что Кукша, будучи вятичем, оказался в Киево-Печерском монастыре, нет ничего необыкновенного. Многие полагают, что имя Кукша происходит от названия птицы Кукша, которая обитала в местах, где жили вятичи, где проповедовал Кукша. В предании также есть и второе имя Кукши – Иоанн, оно не закрепилось в святцах, осталось первое – Кукша. Когда он был назван Иоанном? В крещении или иночестве? Языческое имя прочно закрепилось за ним, что сохранилось в истории и языке насельников Киево-Печерской Лавры. Пимен возгласил посреди церкви Печерской:»Брат наш Кукша в этот день убит». Многие знаменитые отцы,епископы XI-XII веках были иноками Печерского монастыря,наставниками, собеседниками и сподвижниками преподобного Кукши – святой Леонтий, епископ Ростовский, принявший мученическую кончину от язычников, святые Исаня, Николай и Ефрем – епископы Переяславские, святые Никита и Нифонт Новгородские, инок Нестор Летописец,преподобный Александр, врачеватель Алипий,книжник Григорий и др. Вместе они молились,вместе они трудились на ниве Божией, неся Благую Весть в самые отдаленные уголки Русской земли, в области, населенные язычниками. О духовной атмосфере, царящей в обители, и об отношениях между братией Нестор Летописец писал:»Дивно-умилительное и сладостно-радостное зрелище представляла из себя братия святой Печерской обители; воистину дивно и глубоко-поучительно наблюдать их жизнь! Господь собралв обители Матери Своей таких черноризцев,которые сияли великими добродетелями в Русской земле, Как светила небесные – одни из них подвизались во всеношных молитвенных бдениях и коленопреклонениях, другие лишали себя пищи на несколько дней, иные вкушали только хлеб с водой, другие питались только зеленью с овощами – и все они между собой пребывали в единении и взаимной любви. Младшие всегда были покорны старшим, не смея даже говорить в присутствии их, разве только с глубокой почтительностью и покорностью.
Старшие всегда были проникнуты снисходительною любовью к младшим, вникая в их жизнь, уча, наставляя и утешая их, как своих возлюбленных чад. Если кто из братии впадал в согрешение, все относились к нему с братским участием и сочувствием,и даже епитимию, налагаемую церковную на согрешившего, многие разделяли между собою.Когда кто из братии отходил временно из обители, вся остальная братия печалилась от этой разлуки, посылая за ним, призывая его возвратится скорее в монастырь. При возвращении же ушедшего в монастырь все радостно его встречали и ходатайствовали за него перед игуменом. Такова была взаимная любовь среди той братии, которая и после смерти сияет, как неугасающие светила, многоразличными чудесами». Вот в какой рассадник добродетелей и дивный духовный луч попал Кукша! Это описание для нас интересно тем, что Кукша был в монастыре в одно время с Нестором Летописцем. Нестор принимал участие в открытии мощей преподобного Феодосия в 1091 году и сам описал это. Кукша мог быть участником и свидетелем этого обретения мощей, и когда Нестор писал главный свой труд – Летопись (окончил в 1112 году) рядом с ним мог находиться наш Кукша! Более того, преподобный Нестор скончался в 1114 году, почти одновременно с Кукшей.
По предположениям Кукша был в обители около 15 лет. За это время он стал не только мантийным монахом, но и был рукоположен во священника. И то, что Кукша имел священнический сан, требовавший известной степени образования в то время доступного весьма немногим – это говорит о высоком доверии к нему со стороны Печерской обители и церковной иерархии. Кто благословил преподобного Кукшу на нелегкое дело проповеди Христа среди язычников? Он не мог пойти без благословения. В работе Шерапов указывает: «Выступил на дело апостольского служения среди язычествующих вятичей друг Черниговского архипастыря Феоктиста, священноинок Кукша». До вступления на Черниговскую кафедру Феоктист подвизался в Киево-Печерском монастыре. Здесь он принял иночество при преподобном Феодосии и по его кончине был одним из начальных учителей монахов. Он был в числе великих старцев: в 1103 году святой Феоктист был игуменом Киево-Печерского монастыря. Возможно, что Феоктист будучи игуменом и благословил Кукшу на его труды. Некоторые источники называют Феоктиста и Кукшу друзьями. Их дружба возникла, когда они еще были простыми иноками: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты!».Решимость взять на себя трудное дело благовестия в краю глубокого идолоопоклонства,многое говорит о характере святого. Ревностный проповедник, был человек мужественный,а то, что он имел ученика, характеризует его,как учителя и заботливого отца. Из летописи известно, что святой Кукша отправился на проповедь к вятичам по реке Десне, значит это было судоходное время и первая Евангельская проповедь святого Кукши началась в пределах Брянска. Дальнейший путь пролегал через Путивль, Севск, Серенск, Лобынск и Москву. Поднявшись по реке Десне, проповедники вступили в страну вятичей верховья Оки с притоками: Жиздрой, Угрой, наиболее подготовительными к проповеди христианства.

Сюда христианство проникло еще прежде Кукши, поэтому в этих местах Кукша и не столкнулся с открытым сопротивлением со стороны местного населения. Деятельность «апостола вытичей» развернулась на территории Калужской, Брянской, Орловской, Московской областей, то есть в самом центре России, а потому с полным основанием святой Кукша может быть назван одним из главных просветителей и крестителей нашего отечества. В Киевском Патерике описываются конкретные дела святого Кукши:
Бесы прогонял:
«Случаи исцеления бесноватых людей, избавления домов и других мест от власти демонов,результат проповеднических трудов Кукши,который своей проповедью, обращением неверных ко Христу и построением в их земле христианских храмов сокрушил и привел в запустение языческие кумиры, прекратил где-то идолослужение, низверг какие-то изваяния языческих богов «бесов», идолов. Хотя и не все, а лишь некоторые вятичи были просвещены, но как ночной мрак постепенно слабеет и рассеивается в виду появляющегося дневного света, так и царство сатаны падает и рушится перед всесильным крестом Спасителя, когда он прочно бывает водружен в сердце верующих.
«Дождь с небес сведе…»
Чудесное сведение дождя необходимо понимать в связи с голодными годами в земле вятичей или с долговременною засухою, грозившей уничтожить все плоды жатвы и лишить жителей материального благосостояния. При таких обстоятельствах, истощив тщетные мольбы к своим богам, вятичи могли обратиться к проповеднику новой религии с просьбой умолить своего Бога об избавлении их от едствия.
«…озеро изсуши…»
Весть о чудесном низведении христианским проповедником дождя с неба быстрораспространилось между вятичами и многих из них привела ко Христу. Как сведение дождя, так и иссушение озера последовало в виду многих свидетелей,которые уверовали в истинного Бога. У вятичей вода была в числе наиболее почитаемых ими стихий. Воду они обожествляли, все озера и реки,по суеверному представлению наполнены были низшими божествами, носившими название «водяных». Можно предположить, что иссушенное святым Кукшей озеро имело для вятичей религиозным характер. Возможно, на его берегах проходили какие-то языческие обряды, ритуалы,игрища. Тогда само его наличие было противно христианскому сердцу святого. Иссушить такое
озеро значило поколебать веру язычников, заставить их усомниться в силе своих богов. Промысел Божий не допустил бы этого чуда, если бы не соединились высшие цели вразумения и обращения язычников.Возможно, озлобленные язычники, желая погубить проповедника новой, враждебной им веры, ввергли его в озеро и собрались торжествовать над ним и его учением свою победу. При таких обстоятельствах иссушение озера было величайшим посрамлением язычников,причем в месте, которое они обожали. Не потому ли ожесточились вятичи и решили убить его? Иссушение такого озера равнялось прекращению нечестия в целой стране и могло обеспечить успех христианизации вятичей. Ивот не было ли это чудо последним подвигом святого Кукши на земле, снискавшим ему мученический венец славы?
«…Инна различна удивительная знамения последоваше ему…»
Чудеса которыми сопровождалась проповедь святого Кукши в земле вятичей, восполняли его славу и возбуждали удивление современников.Здесь была и личная заслуга проповедника: Господь не одарил бы его силою чудотворения, если бы он не стяжал пламенной вероы а Бога и не достиг высокого нравственного совершенства. Чудеса были допущеныпромыслом не столько для прославления самого Угодника Божия, сколько для враумления и обращения язычников.
«Осененный благодатью свыше» – говорит о святом Кукше в «Словаре Историческом Святых, православных в Российской Церкви» – он творил многие чудеса, и «изумленные чудесной его силою язычники начали принимать учение святого проповедника и крестителя. В исторической литературе большенство версий, что местные жрецы по ненависти своей решили убить Кукшу, и не просто предать смерти, но мученнической казни. Дмитрий Ростовский пишет: «наконец, по наущению языческого жреца, он был предан мучениям, после чего ему отсекли голову, а вместе с ним и его ученику Никону». Жрицы были не только вдохновителями этой расправы, но и сами исполнителями: «озлобленные за сокрушение их кумиров, жрецы вятичей подвергли преподобного Кукшу различным истязаниям и потом отсекли ему голову…» языческие жрецы в этих мучениях вымещали на нем свою злобу за сокрушение своих идолов, за первых и многочисленных христиан, чтооставили язычество после проповеди Кукши. В Патериках указывается: «многих верою просветил», «многих из них просветил святой крещением и обратил от неверия ко Христу», «и просветил многих верою».Некоторые современные иследователи называют место гибели Кукши окресности города Серенска на реке Серене, притоке реки Жиздра (Мещовский район Калужской области). «Народное предание указывает место, где был убит преподобный Кукша – это берег реки Серены,возле города Серенска, где некогда простирался дремучий Серенский лес».
О том, что преподобный Кукша погиб около Серенска, писали А.Н, Насонов, Т.Н. Никольская, Н.Г. Недоши
вина, В.В, Седов, О.М. Рапов. Самое главное, что пишет Орловский священик И. Чистюхин,что придания об убиении Кукши и его ученикав Серенске так и осталось приданием, никакого увекочечения там так и не произошло.В г. Калуге в храме Георгия Победоносца сохранилась старинное изображение преподобного Кукши за верхом, в нижнем предле.В 2009 году по благословлению Митрополита Калужского и Боровского Климента,впервые организован Духовно-просветительский центр в честь священномученника Кукши с храмом этому угодоуклоннику Божием вблизи Серенска (6км),музейным комплексом, купелью, в перспективе по воле Божией детским приютом, воскресной школой,монашеской общинной и т.д. И в этом строительстве, в ямле вятичей, очень помогает преподобный Кукша, как и ранее своей любовью. Строительство центра очень неоходимо, так как он будет служить средством для создания храма души христианской, предназначенной для обитания Духа Святого. Очень нужна любая помощь в строительстве, приезжайте и вы ощутите помошь угодника Божиего Кукши в своих делах и духовных подвигах.

Мощи св. Кукши находятся в Киеве, в Антониевых пещерах, частица мощей святого
имеется и в Покровском храме Свято-Успенского мужского монастыря г.Новомосковска.
КУКША (ИОАНН)
конец XI — начало XII вв.
Монах Печерского монастыря, миссионер. Священномученик.
Память 28 сентября (11 октября н.ст.) и 27 августа (9 сентября н.ст.).

Монастырь расположен у места гибели священномученика Кукши Печерского (1113 г.), просветителя вятичей, небесного покровителя Орловско-Ливенской епархии.

По мнению историков, память о Кукше первое время после его мученической кончины поддерживалась. По утверждениям крестьян в XIX веке, колодец, у которого был убит просветитель, являлся «святым местом», и богомолье возле него «происходило с незапамятных времен». По преданию, у болота, на месте гибели св. Кукши над «Богомольным», или «страдальческим святым», колодцем его почитатели построили часовню с крестом, где местные жители ежегодно на второй день праздника Троицы собирались на водосвятный молебен перед иконами из приходского храма с. Тельчье. На дороге против колодца был поставлен крест с вделанной кружкой для сбора пожертвований. Однако с течением времени почитание стало ослабевать. К концу XIX века эти сооружения разрушились.

Однако в конце XIX века открывается ряд церковно-просветительских обществ и братств. Во Мценске создается братство в память священномученика Кукши. В 1872 г. вновь назначенный благочинный церквей г. Мценска И. С. Попов обратил внимание на каменную церковь Богоявления, располагавшуюся на кладбище у Стрелецкой слободы. По мере увеличения города она осталась без прихода и пришла в упадок. И. Попов 28 февраля 1876 г. создал при церкви братство священномученика Кукши. Его первым председателем стал военный врач Н. В. Уточкин. В 1894 г. в Синод отправляется депутация с просьбой о перенесении мощей священномученика в Богоявленскую церковь. Несмотря на отказ, мцняне, при содействии Орловского епископа Мисаила, обратились к митрополиту Киевскому Иоанникию, и тот дал согласие на перенос части мощей в г. Мценск. В Киево Печерской лавре заказывается икона из кипарисного дерева с изображением Кукши в облачении. В его правой руке находился покрытый слюдой ковчежец с мощами. Из Мценска за иконой отправился председатель совета братства архимандрит Иоасаф с сопровождением. 25 августа 1895 г. скорым поездом икона была доставлена в г. Орел. Там ее встречали епископ и члены братства. Икона была помещена в Троицкий храм Архиерейского подворья. Впоследствии такая же икона появилась в Болхове. В Киево Печерской лавре готовили и следующую икону для Орла, для Петропавловского кафедрального собора.

Орловский церковно-археологический комитет, возникший в 1900 г. по инициативе епископа Орловского и Севского Никанора, также избрал небесным покровителем Кукшу. В 1901 г. комитет обратился с просьбой о перемещении мощей священномученика в Орел. 27 августа 1905 г. комитет был преобразован в Орловское церковное историко-археологическое общество. Оно также избрало небесным покровителем св. Кукшу. Резолюцией епископа Кириона от 25 февраля 1905 г. было установлено празднование памяти св. Кукши. Указ Синода от 13 августа того же года разрешил празднование 27 августа (9 сентября). В 1909 г. общество вновь обратилось с просьбой о перемещении мощей священномученика в г. Орел. В 1912 г. с этой же просьбой безуспешно обращались в Синод и жители г. Мценска.

В конце августа 1913 года в Орловской епархии широко отмечалось 800-летие со дня кончины Кукши. Во всех храмах епархии прошли торжественные богослужения с молебнами Кукше. Все учащиеся в г. Орле были освобождены от занятий, а все магазины были закрыты, чтобы дать возможность их служащим помолиться. Торжество возглавляли епископ Орловский Григорий, губернатор С. С. Андреевский и члены Государственной думы. Особенное величие празднику придало прибытие на торжество царственной гостьи, Ее Императорского Высочества великой княгини Елизаветы Федоровны. Среди почетных гостей были также наш земляк Флавиан — митрополит Киевский и Галицкий, Мисаил — настоятель московского Симонова монастыря (бывший епископ Орловский), Стефан — епископ Курский и Обоянский и о. Митрофан Сребрянский, ныне прославленный в лике святых. Елизавета Федоровна провела в Орле два дня, остановившись во Введенском женском монастыре. Она участвовала в торжественных молебнах, посвященных Кукше, в главной церкви монастыря, кафедральном Петропавловском соборе и на кадетском плацу (ныне сквер Л. Гуртьева), на котором собралось свыше 15 тыс. человек. 27 августа тысячная толпа паломников направилась к колодцам во Мценском уезде для совершения молебна. Вечером 27 августа в зале Дворянского собрания состоялся торжественный духовный вечер. В его программе были пение хоров и выступления церковных деятелей о Кукше.

23 марта 1914 г. возникло Орловское законоучительное братство священномученика Кукши.

В 1914 г. на праздновании дня памяти Кукши члены Церковного историко-археологического общества застали в Карандаковском лесу уже около 2000 человек. Народу было так много, что все окружавшие колодец возвышенности и лощины оказались занятыми. Жители деревни Карандаково в 1914 г. начали сбор средств на возведение каменной часовни у места гибели святого.

В годы гонений на православие имя Кукши не было забыто. В 1999 г. был создан скит св.  Кукши на месте его убиения во Мценском районе.

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви, прошедшего 4 октября 2012 г. под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, благословлено открытие мужского монастыря во имя святого Кукши в деревне Фроловка Орловской области (Журнал № 104).

Члены Синода, рассмотрев прошение Высокопреосвященнейшего архиепископа Орловского и Ливенского Антония, приняли также решение о назначении иеромонаха Алексия (Заночкина) на должность наместника (игумена) этой обители.

9 марта 2017 года игумен Алексий решением Священного Синода Русской Православной Церкви избран викарным епископом Орловской епархии с титулом «Мценский». 9 апреля 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в Храме Христа Спасителя в Москве возглавил хиротонию архимандрита Алексия (Заночкина) во епископа. На заседании Священного Синода 4 апреля 2019 года Преосвященным епископом Великоустюжским и Тотемским постановлено быть епископу Мценскому Алексию, викарию Орловской епархии.

9 сентября 2013 года в монастыре священномученика Кукши состоялась торжественная Божественная литургия, ставшая кульминацией торжеств 900-летия крещения Орловщины и Центральной части России. Утром в монастырь прибыли участники крестного хода, посвященного 900-летию подвига святого Куши, проходившего с 6 по 9 сентября по территории Орла, Орловского, Болховского и Мценского районов.

Перед началом богослужения в Воскресенский храм была доставлена икона священномученика Кукши, привезенная в Орел 6 сентября. Образ, содержащий частицу мощей святого, написан в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре к празднованию 900-летия Крещения Орловщины и Центральной России; передачу святыни благословил Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир.

19 апреля 2015 года митрополит Орловский и Болховский Антоний совершил чин великого освящения Воскресенского храма мужского монастыря святого Кукши и Божественную литургию в новоосвященном храме. Воскресенский храм был заложен в 2006 году. В течение 2006-2015 годов силами братии и благотворителей продолжалось благоустройство храма и окружающей территории.

КУКША ПЕЧЕРСКИЙ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *