Скачать эту статью

Домашний питомец может проявлять навыки и качества, заставляющие хозяев задуматься, есть ли у кошки душа. Привязанность к «другу человека», тяжелое переживание смерти любимца, приводят людей к затруднению: «Куда уходят собаки?».

Православие хранит истину о мире, открытую Богом человеку. Ответ на любой вопрос находят в Священном Писании и Предании, правильно толкуемых Церковью.

Душа человека отличается от души животного

Ответ на вопрос, есть ли душа у собаки, однозначен. Согласно Книге Бытия, животные действительно обладают душой. «Да изведет земля душу живу». Животные сотворены раньше человека и помещены в условия счастья, блаженства. В Раю Сладости Адам даёт им имена, а животные подчиняются человеку, как своему любимому покровителю.

Адам нарекает имена животным

Бог даёт Адаму заповеди хранить и возделывать Рай. Сотворение животных совсем не похоже на акт творения человека, образа Бога, с бессмертной, разумной, свободной, душой. Вопрос о том, куда попадают животные после смерти, однозначно решен в толковании Книги Бытия святителем Василием Великим:

«…душа скотов есть земля.

Не думай, что она старше телесного их состава,

и что она пребывает по разрушении тела.

Убегай бредней угрюмых философов,

которые не стыдятся почитать свою душу

и душу пса однородными между собою,

и говорить о себе,

что они были некогда и женами,

и деревьями, и морскими рыбами…»

Василий Великий святитель

В книге Бытие про человека написано так: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни»

  • в отличие от людей, умершие животные не наследуют вечности;
  • жизнь души животного прекращается вместе с жизнью тела.

Чем была собака для христиан

В законе Моисея сказано, что это животное нечистое. Ничего худшего не было для еврея, чем сравнение с собакой. Также запрещено было вносить деньги от продажи собаки в Скинию. Упоминания в Библии о собаке, как о домашнем животном появилось достаточно поздно. И то, основной функцией ее была охрана жилища.

В Ветхом Завете был определенный перечень животных, которых евреям запрещали употреблять в пищу. Но со временем в Новом Завете этот список упразднили и пересмотрели. Бытует мнение у христиан, что кошка относится чистым животным, а вот собака – нечистое.

Почему собака нечистое животное в православии

К этому можно отнести то, что собаку, как и прочих животных, считают иерархично ниже по положению, чем человек. Это животное подчинено человеку и душа у животных по Библии не бессмертна. Многие священники говорят, что не нужно называть животных именами людей, а тем более Божьих угодников, которые имеют святцы.

Собаку в доме по православию держать не разрешали. В отличии от домашнего кота, который ловит мышей, собаку держали во дворе, так как у нее была охранная функция или пастушья. Моисей старался оградить свой народ от поклонения животным, тем самым создавая себе идолов.

Куда попадают собаки после смерти? Православие однозначного ответа на этот вопрос не дает. В церковных писаниях нет никакого указания о том, куда попадают животные и что с ними конкретно происходит. Есть написано только то, что души животных смертны. Относительно этого животное никуда не попадает после смерти, так как не имеет души.

Современное отношение веры к животным

Со временем многое изменилось. Сейчас в православии есть несколько иное отношение к четвероногим друзьям человека:

  • Священнослужители говорят о том, что необходимо любить все творения Господа, независимо от их иерархического положения.
  • Кроме того, раньше собаки были больших размеров и занимали достаточно большое количество места, если их держать в доме. Но сейчас есть небольшие породы, которые занимают мало места.
  • Церковь говорит о том, что по природе все животные достаточно хороши.
  • В наше время угрозы создания людьми идолов из животных уже не страшна. Именно поэтому «дискриминация» этих животных не несет никакой основы.
  • В правилах канонической Русской церкви сказано о том, что водить собаку с собой в храм запрещено. Оно трактуется в большей части тем, что данное животное имеет специфические особенности (запах, не всегда спокойное поведение, которое может нарушить тишину в храме).

Но не стоит сразу говорить о том, что ее пребывание в церкви каким-либо образом оскверняет святыню или препятствует Божьей благодати.

О проблемах в нашей жизни, а также отсутствие Божьей благодати мы должны винить не наличие собаки в нашем доме, а тот греховный образ жизни, который мы ведем. Многие также говорят о том, что освящать квартиру с собакой не имеет смысла. Это только суеверия. Собака никак не выступает препятствием для проведения данного ритуала.

Помните только одно, что мы в ответе за тех, кого приручили и должны их любить. Ведь если мы будем обижать тех, кто не может защитить себя от нас, то этим самым мы также не придадим себе праведности.

Господь всегда с Вами!

Сложный вопрос — отношение к усыплению животных

Выяснив, куда уходят души животных, нельзя впадать в крайность и равнодушно воспринимать страдания и смерть животных. Еще Ветхий Завет констатирует: «Блажен, иже и скоты милует». После грехопадения и потери райского блаженства, домашние животные утешают человека.

Православный монах с олененком

Дикие звери любили святых подвижников и не нападали на них. Серафим Саровский кормил с рук медведя и не убивал кусавших его до крови насекомых. Паисию Святогорцу на плечи во время молитвы садились куропатки.

Инок из Грузии с медведями

Большинство людей в мире не святые, мера добродетели у всех разнится. Однозначно нельзя мириться с жестоким обращением, убийством здоровых животных, равнодушия к их судьбе, любым проявлениям злого и безответственного отношения к братьям меньшим.

Нет универсального ответа на вопрос «можно ли усыплять животных по православию?».

Необходимо рассуждение в конкретной ситуации. Решение принимают по свидетельству совести, по возможности посоветовавшись со священником.

Отвечая на вопросы об усыплении ветеринаром безнадежно больного, страдающего животного, известный в сети священник Максим Каскун указал, что при описанных обстоятельствах греха не видит и сам поступил бы так же.

  • человек призван заботиться о животных, вверенных его попечению;
  • праведники с состраданием и взаимной любовью относятся и к животным;
  • усыпление ветеринаром безнадежно больного животного для прекращения страданий допускается.

Судьба животных в вечности описана в книге пророка Исайи

После Второго Пришествия Христа «земля и все дела на ней сгорят». Все умершие воскреснут в обновленных телах. Праведники наследуют вечное блаженство. Пророчество святого Исайи содержит удивительные слова о животных в жизни будущего века:

«Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их.

И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому.

И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи.

Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море».

Исайа пророк

Святой пророк Давид свидетельствует: «Человеки и скоты спасеши, Господи». Эти слова дают основания верить, что в Царстве Небесном обновленные животные, не знающие страдания, будут делить блаженство с людьми.

Патриарх Алексий с котом

Тем не менее, однозначного ответа на вопрос о жизни животных в Царстве Небесном нет. Православие ставит в центр внимания Бога и его отношения с человеком. Английский писатель и богослов Клайв Льюис, будучи спрошен ребенком, и рассуждая, куда уходят души кошек после смерти, отвечал:

«…кошек, может, и не будет, а вот кошачесть будет».

Льюис Клайф писатель

Полнота счастья в Вечности превысит любое утешение от общения с любимым питомцем.

  • нет однозначного церковного мнения о животных в Царстве Небесном;
  • есть богословские мнения о том, что обновленные животные будут жить в блаженной Вечности.

Если человек не общается с Богом, то может стать жертвой суеверий о животных

Формальная религиозность, невежество, при отсутствии живого общения с Богом, породили совершенно невероятные выдумки, подогреваемые оккультистами всех мастей.

Нельзя прожить жизнь, не ответив точно и однозначно на вопросы о том, как спасти свою душу для вечности, не пережить живую встречу с Богом в собственной жизни. Все эти ответы решаются в лоне Православной Церкви.

Кошка — не главное в жизни

Не воспринимаются всерьез выдумки про «откровения ангелов» и ложные суеверия о том, куда попадает душа собаки после смерти. Нельзя всерьез воспринимать рассуждения о переселении человеческих душ в животных, мрачных приметах, посмертной участи питомцев.

Смотрите также статью Почему нельзя плакать по умершему

Душа собаки после смерти 9 дней так же мертва, как душа кошки после 40 дней. Примером современного художественного вымысла является радуга, по которой уходят любимые питомцы после смерти. На замечание телезрителя, не могущего представить Рая без животных, профессор Московской Духовной Академии А. И. Осипов отвечал:

«Как жалко, что мы, захлебываясь, рассуждаем о том, что будет с тем зайчиком. Голубчик, спасись — и узнаешь, что будет с тем зайчиком».

А.И. Осипов профессор

Запомнить:

  • переселение душ людей в животных, загробная жизнь животных — вымысел;
  • любовь к Богу и человеку несравнимо выше любви к животным;
  • болезненная привязанность к питомцам — признак болезни души.

Отношение Русской Православной Церкви к собакам.
Многие из нас считают, что отношение Русской Православной Церкви к
животным в общем и собакам в частности, особенно содержащимся в доме,
крайне негативное. Однако это не совсем так. А вернее будет сказать:
абсолютно не соответствует реальности.
Материалы Елены Типикиной PR- менеджера ООО «КПЦ «АТАМАН”
Хорошо было бы начать традиционным вступлением — «в редакцию поступил
звонок…» Но звонок не поступил. Ни в редакцию, ни в мою квартиру. Зато
поступил упрек. Что называется, «в теплой, дружеской атмосфере». Проще
говоря, одна моя знакомая, имеющая собак и кошек, не на шутку «наехала»
на меня в разгар застолья.
Эта моя знакомая (об имени
умолчим) знает о роде моей работы*, и предполагает, что именно я, как
адепт Русской Православной Церкви, — наиболее подходящий объект для
вымещения обид, нанесенных ей «служителями культа». Обиду, нанесенную
ей, нельзя считать шуточной. Один из священников, служащий в питерском
храме (о его имени тоже умолчим), отказался освящать ее квартиру под тем
предлогом, что она осквернена проживанием в ней «нечистых животных», то
есть собак. И более того, не ограничился отказом, но, пугая и устрашая
небесными карами, настоятельно рекомендовал ей изгнать «эту гадость» из
дома.
Искренне сочувствуя моей знакомой, случайной жертве
религиозного экстремизма, я все-таки должна сознаться: проблема есть.
Историческая, этнографическая и отчасти социальная. Редкая
провинциальная церковная старушка не побледнеет, увидев собачью
физиономию в храмовых дверях. Как и редкий мусульманский ребенок не
запустит камнем в дворнягу, случайно забежавшую в арабский двор.
Ортодоксального иудея в иерусалимском квартале легче всего вывести из
себя, обозвав собакой.
Отчего же религиозные ортодоксы* разных вер плюют вслед собаке? Чем она провинилась перед Богом и человечеством?
Для меня этот вопрос очень насущен — я человек верующий. Имея
собственное мнение по этому вопросу, подкрепленное знанием церковных
правил и постановлений, я, «ничтоже сумняшеся»*, имею собаку в городской
квартире. А что делать «маловерным», впадающим в смущение от незнания
русских церковных традиций и правил?
За разъяснением я обратилась к двум священникам Русской Православной Церкви (РПЦ) — отцу Владиславу Редину и отцу Геннадию Коршуну. С первым состоялся междугородный телефонный разговор, ко второму я явилась с диктофоном.
Отец Владислав
— священник с академическим образованием, преподаватель семинарии в
одном из российских городов. С отцом Владиславом мы знакомы по роду моей
работы. Он сам имеет не только собаку, но и верхового коня, на котором
его дочка выступает на соревнованиях. Собака — «детский» лабрадор,
посещает выставки, любимица семьи.
Отец Геннадий
собак в доме не держит (имеет кота) и придерживается довольно строгих
правил их содержания. Но именно он, отец Геннадий, освящал нашу квартиру
и загородный дом, не смущаясь присутствием двух ризеншнауцеров.
В тексте я буду обращаться как бы попеременно то к одному, то к другому
батюшке, я задавала им практически одни и те же вопросы.
— Отец Владислав, разъясните, почему церковь именует собаку
«нечистым» животным? У очень многих складываются буквальные ассоциации с
«нечистой силой»…
О.В.: Традиция древняя, имеет
ветхозаветное происхождение. Три мировых религии — христианство,
иудаизм и ислам — имеют происхождение, восходящее к общим историческим
корням — Ветхому Завету. У нас, христиан, Ветхий Завет является
составляющей частью Библии, предшествующей Новому Завету — главному
христианскому закону и учебнику. Тем не менее, значительная часть
традиций и правил перекочевала к христианам именно из Ветхого Завета.
Несколько тысяч лет назад Господь повелел людям через величайшего
пророка Моисея разделить домашних животных на «чистых» и «нечистых». На
употребляемых в пищу и предназначаемых в жертвенное всесожжение. И на
тех, которые запрещалось поедать или воздавать в жертву Богу, приносить
на алтарь. Так что ассоциации с «нечистой силой» сегодня весьма
поверхностны.
Чистые животные в ветхозаветных правилах —
агнцы (ягнята), тельцы (телята), голуби — должны были при принесении их в
жертву быть особями мужского пола и не иметь физических изъянов ли
уродств. Должны были быть «непорочными». Современный иудаизм твердо
исповедует ветхозаветные правила, изложенные в особой книге — талмуде.
Кстати, замечательно вкусные и повсеместно употребляемые в России рыбы
сом и осетр — также животные «нечистые». Талмуд запрещает исповедующим
иудаизм употреблять рыбу, не имеющую чешуи. Так что «чистый» зверь или
«нечистый» — сегодня это скорее область гастрономических пристрастий.
Теперь об истории…
Для ветхозаветных иудеев собака действительно была животным,
символизирующим неверие, беззаконие. Исторические поработители
еврейского народа — вавилоняне, многократно дотла выжигавшие Палестину,
исповедовали зороастрийскую языческую религию, в которой собаке как
обожествленному животному отводилось особо почетное место. Так что
собака для иудеев была ненавистным языческим символом.
Псом
называли язычника не только древние евреи. «Пес смердящий», «собака
некрещеная» — традиционные русские ругательства, обращенные и к
половецким, и к монгольским ордам, и к тевтонским рыцарям. Очень многие
ветхозаветные законы существуют в христианстве в качестве нравственных
правил: десять заповедей, например. Или благочестивая традиция покрывать
голову женщине (обязательное правило при входе в церковь — прим. ред.).
Но православная церковь на законодательном уровне не делит
животных на «чистых» и «нечистых»! Нет ни одного соборного
постановления, запрещающего христианам иметь собаку.
Еще
нужно сказать и о том, что домашняя собака в XXI веке, особенно
городская, выращенная и отселекцированная человеком, не имеет ничего
общего с древними полчищами одичавших и свирепых псов, осаждавшими
города. Собаки, сбившиеся в стаи, голодные, больные паршой и бешенством,
вселяли ужас в людей. Существовала форма казни — «бросить на
растерзание собакам». Выгнать ночью за городские ворота провинившегося —
означало обречь его если не на съедение, то на муки ужаса уж точно. Не
говоря о том, что бешенство научились излечивать менее ста лет назад.
ожет ли бес вселиться в собаку?
О.В.: Изгнав на
скале Гадаринской* полчища бесов из одержимого, Господь Иисус Христос
послал их в стадо свиней. И свиньи, взбесившись, бросились со скалы в
море. И утонули в нем. Животные — несомненно одушевленные существа. И по
всей видимости, могут, как и люди, быть подвержены душевным
заболеваниям. Примеров дурного, неукротимого нрава сколько угодно — так и
говорят: пес бросился как бешеный, конь взбесился и понес… Люди должны
культивировать характер домашних животных селекцией, воспитанием. В
христианской литературе, преданиях есть сколько угодно примеров
укрощения святыми подвижниками свирепых животных: пророк Даниил,
брошенный в ров на съедение голодным львам, не был ими съеден. Напротив,
львы кротко легли около него. Святой преподобный Серафим Саровский
кормил хлебушком дикого медведя, приходившего к нему в пустынь* за
подачками; старец Герасим в пустыне возил воду в бурдюках на диком льве,
добровольно служившем старцу.
Несомненно, добрый, кроткий
сердцем человек воспитает доброе животное. Злобный, безудержный —
воспитает животное с таким же нравом. Посмотрите, сколько владельцев
кичатся тем, что их собака — гроза округи, грызет других собак, давит
котов, кусает людей. Это самое настоящее культивируемое бешенство. Не в
смысле вирусного заболевания, а в смысле одержимости.
Бог
сотворил собаку для служения человеку. Человек — владелец собаки,
юридическое лицо, не только в ответе перед законом за действия своего
животного, но и перед Богом — за потакание своим страстям — гордыни,
гневу, тщеславию.
О.Г.: То, что «нечистая сила»
вселяется в собаку, — скорее всего, вымысел. Но вот что я заметил:
собаки очень часто похожи на своих хозяев.
До такой степени,
что иногда у собаки бывает «лицо», а иногда наоборот — у человека лицо
становится злобной мордой. Собака служит человеку и в чем-то копирует
его. «Бешеная» собака — продукт воспитания «бешеного» хозяина.
— Могу ли я, владелец собаки, молить Бога о даровании ей здоровья или
о том, чтобы потерявшаяся собака отыскалась? Или это кощунственно и
недопустимо?
О.Г.: В наших требниках* есть тексты
молитв о страждущих животных. Молитвы о них — законное дело. Случись
беда — заболело животное, потерялось — обратитесь к Богу. Но обратитесь с
сокрушением и покаянием. Задумайтесь, почему с Вас взыскивает Господь?
Но будет кощунственно, если Вы, называя собаку человеческим именем,
будете заказывать именные молебны и т. д. О здравии собаки Дружка
записку подавать нельзя. Вы смутите и скорее всего возмутите спокойствие
и прихожан и священника, даже если сделаете это по незнанию и не будете
иметь кощунственных мыслей. Такая молитва может быть тайной или сугубо
домашней.
О.В.: Все плохое, что случается с
человеком, случается по попущению Божию. Если что-то случилось с Вашей
собакой — задумайтесь, почему? Может быть, вы отдавали ей то, что должны
были отдавать людям? Может, вы «зациклились» на своей «дорогой и
единственной» и при этом ненавидите все человечество? Забыли о главном? О
том, что Господь повелел возлюбить Бога и ближнего? Собакам нужно
отдавать часть сердечного тепла, милости, ласки, но, может быть, вы
ошибочно полагаете, что «ближние» — это только ваши собаки? Или собака
культивирует в вас худшие качества? Корысть, зависть, тщеславие… Тогда
не удивляйтесь, что ваши собаки «мрут как мухи». И прежде, чем
помолиться о собаке, задумайтесь, о чем еще вы просите Бога? Если только
о своей любимой собачке, то это кощунственно. Но если вы выходите на
соревнование или на службу со своей собакой, то, конечно, будет лучше,
если вы вместо суеверного плевка через левое плечо и пожелания «ни пуха
ни пера» попросите Божьего благословения.
Собаководы часто
бывают суеверными людьми: завязывают собакам цветные ниточки «от
сглаза», не ходят на выставки 13 числа… Доброе дело нужно начинать с
краткой молитвы — «Господи, благослови». Часто люди в бесовщину, сглаз и
прочее верят, но забывают, что без Божьего попущения ничего не бывает.
Получается, что в черта верим, а в Бога — нет.
— Правда ли, что храм освящают заново, если туда забежала собака?
О.В.:
Неправда. Это предрассудок. В уставе сказано, что храм осквернится,
если в алтаре родит жена* или животное. Кстати, женщинам детородного
возраста запрещено входить в алтарь, хотя пожилые монахини могут
получить такое право. Ситуацию, когда в алтаре может ощениться собака…
мне трудно представить. В этом случае храм освящают заново. Я о таком не
слышал. Очень часто случается, что церковь окропляют святой водой,
когда туда забредают коровы или собаки. Эта благочестивая традиция
существует более для успокоения мнительных прихожан.
— Существуют ли правила, регламентирующие содержание собак?
О.В.:
По твоей просьбе я обратился к первоисточникам: сборникам правил,
типикону*, соборным постановлениям. Одно мне удалось найти — христианам
запрещается есть с собакой пищу за одним столом и из одной посуды.
— Отец Владислав, а Ваша собака была на выставке?
О.В.:
Да, дочка водила и что-то там такое важное получила… какой-то титул.
Счастью не было предела! Но я ее сразу щелкнул по носу — не гордись, не
тщеславься.
— А можно ли посещать выставки в дни церковных постов и праздников?
O.В.:
Вопрос не однозначный. Для моей дочери существует правило: хочешь
посетить выставку в воскресенье — встань пораньше и сначала «отдай Богу
богово». Она идет на раннюю службу в 6 утра, а после — на выставку.
Думаю, что для верующих людей это может быть хорошей практикой. Что
касается постов… Я помню. как в нашем городе проводилась международная
выставка в двунадесятый* праздник Успения Божьей Матери. И меня это
покоробило… Весь православный мир скорбит о кончине Богородицы,
совершается чин Погребения, и в то же время — выставка, «тусовка».
Наверняка шампанское пьют, «ура» кричат… Конечно, не многие знают об
этом празднике, но организаторы могли соблюсти традиции, назначить
выставку на другой день и не вводить людей в грех. Выставки —
мероприятие зоотехническое, без них не может быть собаководства как
отрасли. Но для многих владельцев выставка — самоцель, ярмарка
тщеславия. На выставках люди ведут себя очень по-разному: одни деловито,
спокойно; другие — как истерики, дают волю страстям, рыдают, с ума
сходят, входят в раж, оскорбляют судей и друг друга. Думаю, что вот
этим, последним, собаководство противопоказано.
О.Г.:
Мы трудимся в посты на своей работе. Никто же в «глухой затвор» не
уходит, живя в миру. Для кого-то выставки — это тоже работа. А для тех,
кому это развлечение, я бы дал совет: уж если пришли, ведите себя
поскромнее. В великие церковные праздники — Рождество, Пасху, посещать
«ристалища» грешно.
— Я, как любитель, готова пытаться
«реабилитировать» собаку в глазах церкви, но мои доводы греют душу
только таким же любителям, как я. Большинство «церковных бабушек» меня и
слушать не хотят. Ни того, что в Киеве на фресках изображены охотничьи
собаки (в сцене охоты святого князя Владимира), ни того, что
канонизированная царская семья имела собак-любимцев. Ни того, что мой
прадед — священник, расстрелянный в 1937 году, — имел собак и любил их.
Моя бабушка до сих пор помнит, как их пес Гектор в страшный голод 1921
года буквально спас от голода детей, когда приволок в дом тушку
мороженого гуся, украденную в военном обозе. Поэтому я Вас очень прошу
сказать похвальное слово собаке, или хотя бы слово в ее защиту.
О.В.: Собака ни в чем не провинилась перед человечеством. В ее дурной репутации повинны люди.
О.Г.:
Собаки и другие домашние животные служат человеку. Собаки бывают
сторожевые, военные, кто-то охраняет двор, кто-то ищет раненых, кто-то
служит на границе. Животные — наши пленники, мы обязаны заботиться о
них. Я консервативен и считаю, что собаку иметь в квартире непрактично и
негигиенично. Собака должна жить во дворе дома, там, где скот, птица.
Но я освящу квартиру по просьбе хозяев, даже если там живет собака
вместе с людьми.
— Есть ли, по Вашему мнению, душа у собаки?
О.Г.:
Священное писание говорит о том, что душа у животных есть. Но какова
судьба этой «скотской» души — мы не знаем. Писание не отвечает на этот
вопрос и даже прямо указывает на то, что людям не дано этого знать.
Но в апокрифах есть описания райских животных и птиц редкой красоты.
Может быть, это души наших земных животных? Тех, что нам служат на Земле сегодня?
— Благодать отступает от «запаха псины»?
О.Г.:
Дух Божий дышит, идеже хощет*… Как мы, земные, ничтожные люди смеем
рассуждать о том, «боится» ли Господь собаки? Это чисто человеческие
измышления. Не «запах псины» противен Богу, а дух корысти, наживы,
злобы.
— Отец Геннадий, вопрос лично к Вам. Если бригада спасателей МЧС или
отряд ОМОНа с собаками попросят Вас отслужить молебен при отправке на
место службы, Вы отслужите его? Можно ли служить молебен отряду
проводников с собаками?
О.Г.: Наличие животных
рядом с людьми не послужит препятствием. В храм собакам войти нельзя, но
молебен на улице, на вокзале я, конечно, отслужу. Ведь мы молимся о
благополучном исходе доброго дела, а собака — это только орудие в руках
человека.
— Что предпринять человеку, столкнувшемуся с неприятием священниками его увлечения собаководством?
О.Г.:
Каждый священник — человек. Нет на земле ангелов среди священства.
Поэтому, прежде всего, не обижаться на слабости или непонимание батюшек.
Не представлять себе, что «поп Иван» конечная инстанция Церкви. Просто
пойти к другому священнику, а непонимающего пожалеть, пожалеть его
слабость. Попытаться найти понимание в другом храме. И думать о себе,
своих грехах, не осуждая никого.
Взято вот отсюда- shegoday.com/2013/02/rpc_dogs/

Куда попадают животные после смерти

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *