Детство и юность

Дата рождения будущего конструктора отличается по старому и новому календарю — 30 декабря 1906 года или 12 января 1907. Он появился на свет в украинском городе Житомире. Его родители: мать — Москаленко Мария Николаевна, а отец — Королев Павел Яковлевич. Женщина происходила из Нежинского купеческого рода, мужчина родился в Могилеве, работал учителем словесности.

Когда ребенок достиг трехлетнего возраста, мать оставила семью. Сергей переехал в Нежин, где он проживал с бабушкой Марией Матвеевной и дедушкой Николаем Яковлевичем. В 1915 он стал посещать подготовительные занятия в Киевской гимназии, через два года перешел в Одесскую, куда переехал вместе с Марией Николаевной и ее новым мужем Григорием Михайловичем Баланиным. Но скоро учебное заведение закрыли, мальчику пришлось получать образование дома. С этим хорошо справились мать и отчим-инженер.

Уже в юные годы Сергей проявлял интерес к авиации. С 1922 по 1924 он учился в профессиональной школе, где прошел сразу несколько курсов, получил строительную специальность и посещал разные кружки. В этот период Королев завел знакомства с летчиками Одесского гитотряда и стал активным общественным деятелем в сфере авиации. В 16 лет юноша читал лекции студентам разных курсов, а через год спроектировал безмоторный самолет К-5. Он официально защитил свою работу перед комиссией, которая рекомендовала конструкцию к постройке.

В 1924 Королев успешно сдал экзамены в Киевский политехнический институт. За два курса Сергей смог практически идеально изучить инженерные дисциплины и стать планеристом. А в начале нового учебного 1926 года он решил перевестись в МВТУ имени Баумана.

Начало работы

Будущий конструктор космических кораблей Королев в училище был известен как способный студент. Он получил звание пилота-парителя после того, как успешно сдал практические экзамены на планере под названием «Жар-птица», спроектированном М. Тихонравовым. В декабре 1929 Сергей защитил диплом, создав модель самолета СК-4.

Ему принадлежат следующие проекты:

  1. «Коктебель»;
  2. «Красная звезда»;
  3. СК-4.

Все эти аппараты показали настоящий талант Королева. СК-3 «Красная звезда» стал планером, на котором выполнили первую мертвую петлю в СССР. Но после знакомства с К. Циолковским Сергей задумался о покорении стратосферы и заинтересовался реактивным движением.

В 1931 Королев и еще один конструктор в сфере ракетостроения Ф. Цандер основали в столице общественную организацию — Группу изучения реактивного движения. Уже в 1932 она превратилась в государственную лабораторию, в которой разрабатывали ракеты. В ней и сконструировали первые советские баллистические аппараты ГИРД-09 и ГИРД-10.

Запуск одной из них состоялся 17 августа 1933. В этом же году был открыт Реактивный научно-исследовательский институт, его руководителем назначили И. Клейменова. Королев занял должность заместителя и получил ранг дивинженера. Позже его утвердили руководителем отдела ракетостроения, а в 1936 он удачно испытал два аппарата — зенитный 217 и дальнобойный 212. В его отделе были разработаны разные виды ракет:

  1. жидкостная крылатая;
  2. баллистическая дальнего действия;
  3. авиационная для уничтожения целей;
  4. твердотопливная зенитная.

Но взгляды Королева не совпадали с мнением руководителей института, поэтому ему пришлось с руководящей должности перейти на другую — старший инженер.

Учеба в МВТУ

Королев собирался поступать в Военно-воздушную академию, только ряд объективных препятствий помешал исполниться мечте. Пришлось ему с 1924 г. стать студентом Киевского политехнического института, который начал готовить авиационных инженеров.

Учебу пришлось совмещать с подработкой, приходилось ему чуть ли не жить в мастерских планерного кружка. У товарищей считался настоящим мастером. Не прекращал занятия планеризмом.

Однажды на планере КПИР-3 он чуть не погиб при неудачном заходе на посадку.

Следующим шагом получения образования стал перевод в МВТУ им. Баумана на вечернюю форму обучения. Днем работа на авиазаводе, вечером учеба на аэромеханическом факультете.

После окончания 4 курса Королев переходит в КБ при авиазаводе. Во время учебы внес вклад в создание планерной школы и сам заканчивает ее. Затем работа в ней инструктором, испытание новых планеров. Четырежды участвовал во Всесоюзных планерных состязаниях и даже установил один рекорд по продолжительности полета. Еще за годы обучения успел закончить школу летчиков.

Под руководством А. Н. Туполева, читавшего лекции по самолетостроению, у Королева состоялась защита диплома с названием «Проект самолета СК-4». Все сконструированное Королевым было построено с его непосредственным участием и подтвердило его незаурядные способности. Например, на планере СК-3 «Красная звезда» летчик В. Степанчиков выполнил петлю Нестерова.

Сделать это самому Сергею помешала тяжелая болезнь. Тиф дал осложнения с некоторой потерей памяти.

Арест и заключение

После того как арестовали Ивана Клейменова и еще нескольких сотрудников института, на Королева также донесли. За ним сотрудники НКВД приехали 27 июня 1938 года. В некоторых источниках указано, что его пытали — сломали верхнюю и нижнюю челюсть. Об этом сообщил хирург, который удалял полипы у конструктора. Сергей не смог достаточно широко открыть рот, что повлияло на исход операции.

Его вторая супруга Нина Ивановна также вспоминала, что супруг нервничал перед походом к стоматологу. Сам Королев писал, что следователи с фамилиями Быков и Шестаков сильно избивали его. Но доказать это у него не получилось, ведь о побоях заявить было некуда.

Причиной ареста стало донесение одного из академиков. Королева обвиняли во вредительстве. В сентябре 1938 он попал в список личностей, дела которых должен рассматривать суд Военной коллегии. Сергей стоял в первой категории — арестанты, которых должны расстрелять. 27 сентября ему выдвинули обвинение, в качестве приговора судьи определили 10 лет ИТЛ. Позже срок сократили до восьми, а освободили его в 1944.

Королев сидел и в Бутырке, и в пересыльной тюрьме Новочеркасска, был он на Колыме, золотом прииске Мальдяк, во Владлаге. В 1940 его судили вторично и отправили в московскую спецтюрьму НКВД ЦКБ-29. Но и здесь деятельность Королева Сергея Павловича не прекратилась — он участвовал в разработке бомбардировщиков Ту-2 и Пе-2. Также он спроектировал аэроторпеду и ракетный перехватчик.

Благодаря этому Королева перевели в ОКБ-16 Казанского округа. Здесь он усовершенствовал ракетные двигатели, сумел повысить динамические и скоростные характеристики военных самолетов, сократил длину разбега при взлете. В 1943 Сергей стал главным конструктором группы реактивных установок.

Воспоминания его товарищей и коллег отличаются: Л. Кербер считал его циничным, пессимистичным, скептиком; летчик А. Леонов никогда не видел его озлобленным или разочарованным в жизни. Даже после стольких лет заключения Королев остался преданным своему делу. Дочь Сергея вспоминала, что после прииска ее отец оставшуюся жизнь ненавидел золото. Освободили Королева из заключения в июле 1944 по указанию Сталина. Но его оставили еще на год работать в Казани, так как считали хорошим специалистом. Позже его полностью реабилитировали.

Баллистические ракеты

В 1946 Сергей получил должность главного конструктора в ОКБ-1, расположенном в Калининграде. На новой работе он спроектировал несколько ракет:

  1. Р-1;
  2. Р-2;
  3. Р-5;
  4. Р-7;
  5. Р-11;
  6. Фау-2.

Главное его достижение — проект и конструкция последней ракеты из советских материалов. Ее создатель на этом не остановился. Среди его проектов известен аппарат, способный пролететь на расстояние до 3000 км. В 1941 инженеры провели успешные испытания Р-1, а в 1950 ее официально сдали на вооружение. В течение 1954 года конструктор создал пять модификаций аппарата, завершил работу над Р-5м, у которой есть боевой заряд.

Еще один вклад в историю — межконтинентальная двухступенчатая баллистическая Р-7, которая может находиться в полете до 8000 км. Ее запустили на полигоне в Казахстане, а возле поселка Плесецк Архангельской области основали стартовую станцию под названием «Ангара», где проходили боевые испытания ракет. Легендарный проект Королева — конструирование аппаратов на стабильных компонентах топлива. Первые подобные ракеты своим происхождением обязаны именно Сергею Павловичу.

Создание ракетного щита

Из Казани в 1944 и 1945 годах Сергей Павлович направляет в Наркомат письма с предложением постройки баллистических ракет на твердом топливе. Аргументированное обоснование создания специального КБ убедило руководство и в августе 1945 года Королева вернули в Москву.

А уже в сентябре направили в Германию руководителем научной программы по изучению V-2 (ФАУ-2) с присвоением звания подполковника. Изучив наработки Вернера фон Брауна, Королев отказался от немецкого подхода и самостоятельно разработал ракету с дальностью полета 600 км.

В октябре С. П. Королева наградили орденом «Знак почета» за плодотворную деятельность во время войны.

Постановлением Совета Министров СССР недалеко от Москвы (сейчас г. Королев) создается НИИ-88 с входящим в него особым КБ №1. С. П. Королев становится главным конструктором этого КБ. С этого момента Королев занимается только ракетостроением.

20 апреля 1956 года Сергей Павлович Королев удостаивается золотой звезды Героя социалистического труда.

С. П. Королев продолжает образование на философском факультете, посещает отдельные лекции ученых в разных институтах.

На созданном специальном факультете читает курс лекции на тему «Основы проектирования баллистических ракет дальнего действия».

С 1949 по 1958 год в ОКБ-1 были:

  • сконструированы (1948 г.) и поставлены на вооружение (1950 г.) ракеты Р-1;
  • построен полигон Капустин Яр;
  • произведено модифицирование Р-1 (Р-1А, Р-1Б, Р-1В, Р-1Д, Р-1Е);
  • закончены испытания Р-5 и намечены 5 ее модификаций. Создана Р-5М с ядерной боеголовкой. Начато проектирование Р-11 и Р-11ФМ;
  • создана в 1956 г. межконтинентальная баллистическая ракета Р-7;
  • развернут полигон №5 в Казахстане (Ныне Байконур) и на нем испытана Р-7;
  • возведена в 1958-59 годах стартовая станция в Плесецке для постановки на боевое дежурство Р-7;
  • созданы в 1957 г. баллистические ракеты мобильного и морского базирования.

После модернизации ракета Р-7А, способная поразить цели на расстоянии 11000 км, до 1968года стояла на боевом дежурстве, а это целых 9 лет.

Итогом обращения в Военную прокуратуру, стала полная реабилитация С. П. Королева в апреле 1957 года.

Запуск спутника

В 1955 году Сергей Павлович с другими инженерами сдали правительству проект об отправке в космос ИСЗ. Власти дали добро на исполнение этого плана, поэтому в августе 1956 ОКБ-1 стало самостоятельным отделом. Главой назначили Королева. Он на базе ракет разработал совершенные носители, с помощью которых запустил в 1957 году первый искусственный спутник в истории.

Полет оказался успешным и поднял авторитет СССР среди других стран. Параллельно Королев работал над спутниками оборонного, хозяйственного и научного назначения. В 1958 он вывел в космос Спутник-3 и парные аппараты «Электрон». Позже по его проекту запустили три автоматические станции «Луна-1», «Луна-2» и «Луна-3».

Первая пролетела возле Луны, вторая переместилась с Земли на ее природный спутник, третья смогла сфотографировать его обратную сторону. Затем Королев создал еще один интересный проект — разработал лунный аппарат для мягкой посадки, съемок и передачи панорамы обратно.

Полет первого космонавта

Основоположник космических полетов, Сергей Королев, прославил СССР тем, что отправил в стратосферу человека. Но конструктор не торопился запускать корабль. Сначала аппарату позволили сделать одну петлю, это помогло установить психологическое и физическое состояние космонавта.

Полет осуществился 12 апреля 1961 года, первым испытателем стал Юрий Гагарин. Вслед за ним в космос отправился Герман Титов на «Востоке-2», благодаря этому Сергей более детально изучил воздействие условий операции на работу человеческого организма. Позже космонавтами стали Николаев, Попович, Быковский, Терешкова. Но работу последней Королев не одобрил — он считал, что женщин в космосе быть не должно.

В 1964 конструктор создал более сложный корабль «Восход», на котором полет совершило уже три человека. А еще через год Леонов 20 минут провел в открытом космосе. Королев продолжал работу над созданием долговременной орбитальной станции. Первой подобной конструкцией стал «Союз», в корабле были отсеки, в которых экипаж мог находиться без скафандров. При полете планировалась автоматическое соединение двух аппаратов для свободного перехода человека через открытый космос. Но Королев не дожил до осуществления своей мечты.

Орбитальная станция и марсианский проект

Для продолжения развития околоземных полетов был разработан абсолютно новый корабль, получивший название «Союз». Из него запланировали сделать так называемую ДОС (долговременную орбитальную станцию). Внутри расположили специальный отсек, предназначенный для продолжительного нахождения в нем космонавтов без скафандров.

В нем экипаж мог спать, есть, вести наблюдения. С. П. Королев планировал провести стыковку двух «Союзов», переход космонавтов из корабля в корабль через открытый космос.

Бесконечные текущие дела не помешали С. П. Королеву дать задание на проектирование марсианской экспедиции.

С конца 50-х годов по распоряжению Королева было разработано несколько проектов межпланетных кораблей:

  1. «МПК» — проект М. Тихонравова. Старт предлагалась осуществить в 1971 году. Реализовать было невозможно из-за нереальных сроков и запредельных по тем временам, требований к качеству материалов.
  2. «МАВР» — разработка Г. Максимова. Старт предлагалось осуществить в июне 1971 года. Спроектированную Максимовым конструкцию использовали как базовую для проекта «МАВР». В этот проект дополнительно включался виток вокруг Венеры.
  3. «ТМК» и «ТМК-Э – проекты К. Феоктистова. Для испытания трое исследователей провели в специально построенной копии отсека целый год. Реализацию этого замысла сорвала программа высадки людей на Луну.

Изучение Луны после гибели конструктора осуществлялось беспилотными аппаратами.

История болезни и смерть

Современники считали С. П. Королева человеком, которому все по плечу, что ракеты он заставлял летать своей неоспоримой убежденностью и железной волей. Имея от природы аналитический ум, организаторский талант и умение превращать мечты в конкретную программу действий, он работал больше других, практически подорвав здоровье.

Года, проведенные в лагерях, тоже не добавили здоровья.

Помимо основной болезни саркомы у него обнаружили еще ряд заболеваний. Операцию проводил министр здравоохранения СССР профессор Б. В. Петровский. В силу ряда причин спасти Королева не удалось. Ему в тюрьме сломали челюсть, срослась она неправильно. Последствия травмы помешали ввести трахеостомическую трубку.

По словам А. А. Вишневского, Королев стал несчастным случаем и трагедией медицины. Он не должен был так рано умереть.

Прощались с С. П. Королевым в Колонном зале Дома Союзов 17 января 1966 года. Урну с прахом захоронили в Кремлевской стене со всеми государственными почестями.

В знак памяти и признания заслуг этого гениального человека в стране и мире ему установлено 11 памятников.

В его честь назван город, несколько улиц и площадей, 1 астероид, кратеры на Марсе и на Луне. Выпущены марки и монеты с его именем.

Про него снято множество художественных и документальных фильмов. А его научные разработки будут еще долго актуальны в авиации и космонавтике.

Что за космический корабль «Орел»?

«Орел» — это многоразовый пилотируемый транспортный космический корабль нового поколения, который разработали в ПАО «РКК «Энергия»» им. С. П. Королева. Он будет задействован для доставки людей и грузов, в том числе к Луне. Облегченный «Орел» также может использоваться для полетов на космические станции.

Разработка нового космического корабля для замены российских «Союзов» и американских «Шаттлов» началась в 2009 году. Эскизное проектирование завершилось в 2010 году, а в 2011-м были продемонстрированы первые макеты. В 2013 году на Международном авиационно-космическом салоне представили полноразмерные макеты нового корабля с внутренним интерьером.

В 2015 году состоялся общероссийский конкурс на название корабля, в котором могли принять участие все желающие. По его итогам в январе 2016 года кораблю присвоили название «Федерация», однако в 2019 году он стал «Орлом».

В 2017 году РКК «Энергия» заявила о начале изготовления нового космического корабля.

Новость по теме Роскосмос назначил главного конструктора нового космического корабля «Орел»

Как «Орел» будет приземляться?

Посадка корабля будет осуществляться с помощью парашютно-реактивной системы. При этом твердотопливные ракетные двигатели станут гасить скорость снижения начиная с высоты около одного километра. Садиться корабль будет на амортизированные опоры, что поможет избежать падения на бок после касания грунтовой площадки.

Вертикальная реактивная посадка позволит использовать возвращаемый аппарат до 10 раз. По предварительным данным, посадка корабля будет осуществляться южнее широты 51,6 градуса на территории России. При необходимости «Орел» может приземлиться в океане. В таком случае экипаж сможет ждать спасателей внутри до двух суток.

Личная жизнь

Несмотря на занятость в сфере ракетостроения, Королев успел два раза жениться. Первой его супругой стала доктор-хирург Винцентини Ксения Максимилиановна. В этом браке родилась дочь Наталья — единственный и безгранично любимый ребенок Сергея Павловича. Девушка стала доктором медицинских наук, а также лауреатом Государственной премии.

Именно она предоставила много интересных фактов о личной жизни и биографии Сергея Королева. Наталья Сергеевна рассказывала также о семье своей матери — ее дед был итальянцем, в 25 лет он переехал в Бессарабию и поменял имя на Николай. Хотя родители Ксении приняли православие, она решила не менять свою фамилию.

Дочери было всего три года, когда ее отца арестовали. Мама пыталась хлопотать за главу семейства, но ее сменила бабушка. Ксения посвятила себя воспитанию Натальи. Мать конструктора постоянно писала письма властям, ездила к ним на приемы, пыталась спасти единственного сына.

Вторая жена Королева Сергея Павловича — Нина Ивановна. Наталья вспоминает, что эта женщина разрушила их семью, но она посвятила свою жизнь отцу и никогда не оставляла его одного. В последнем браке детей не было.

Последние годы

Королев страдал от полипов в прямой кишке. Их можно было удалить только хирургическим путем, доктора не боялись несложной операции. Проводил ее сам министр здравоохранения, профессор Б. Петровский. Но во время процедуры началось кровотечение, которое не удалось остановить.

Пришлось вскрывать брюшную полость, в которой обнаружили большую опухоль — саркому. Хирург удалил ее, а также часть прямой кишки. Из-за проблем с челюстями возникли проблемы при интубации трахеи. Все эти сложности привели к летальному исходу — 14 января 1966 года Королев скончался.

В 1973 газета «Вашингтон пост» обвинила хирурга Петровского во врачебной ошибке. Академик АМН Ф. Углов подтвердил это, указав на тот факт, что никакой саркомы не было, а у Королева нашли только полип. Но доказать это уже не удалось. Тело Сергея Павловича кремировали, урну с прахом захоронили в Кремлевской стене.

Конструктор Королев оставил после себя ценное наследие — ракеты и космические корабли, научные труды. О нем писали книги и снимали фильмы, его биографию разбирали историки и простые любители, а его упорная работа заложила начало космонавтике.

Королев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *