Надеемся, что нижеприведенные советы помогут вам развить память у своего ребенка. А разучивание стихов станет приятным времяпровождением, которое еще больше сблизит вас с вашим любимым малышом.

Некоторые малыши очень хорошо запоминают стихотворения. Им достаточно всего пару раз прослушать какой-то текст, и они уже повторят его наизусть. Но есть и такие детки, которым весьма трудно сохранять в памяти стихи.

Содержание

Почему ребенок не запоминает стихи или плохо запоминает?

Если вы столкнулись с тем, что ваш ребенок не запоминает стихи или плохо запоминает их, не спешите отчаиваться и паниковать. Специалисты уверены, что в большинстве случаев у таких детей нет нарушений, связанных с памятью. Просто необходимо понять, в чем кроется проблема.

Основные причины, почему ребенок плохо запоминает стихи:

  • У него нет такого навыка — учить наизусть. Родители не приучали его, считая, что он еще слишком мал. Поэтому такому ребенку, как правило, сложно запоминать стихотворения, которые дает воспитатель в детском садике.
  • Малыш не чувствует рифму. Обратите внимание, умеет ли он пересказывать сказки своими словами. Если да, то дело может быть не в плохой памяти, а в том, что у него отсутствует понимание рифмы.
  • Ребенок не приучен к самостоятельности и привык, что ему всегда во всем помогают: рисуют или собирают конструктор. Если близкие родственники, стремясь помочь, в итоге все заканчивают вместо малыша (будь-то аппликация, рисунок, фигурка из пластилина), то он будет ожидать, что и учить стишок будет кто-то другой.
  • Ему скучно. Однообразное и монотонное заучивание стихов не вызывает у малыша желание их учить. Поэтому специалисты рекомендуют учить стишки с маленькими детками в процессе игры.

Скучно ли учить

  • Малыш стремится сделать все наперекор. Особенно данное качество проявляется в возрасте 3–4 лет, когда ребенок взрослеет и пытается отстаивать свои права.
  • У него низкая самооценка или страх сравнения с другими детьми. Если ребенок очень стеснительный, он может бояться допустить ошибку и быть осмеянным сверстниками в садике. Возможно, родители часто критикуют малыша, и он просто боится новой негативной оценки. Поэтому ему проще сказать «я не помню», чем услышать насмешки или очередное замечание в свой адрес.
  • Ребенок слишком активный. Ему трудно усидеть на месте несколько минут и не отвлекаться, чтобы усвоить новую информацию.
  • У него малый словарный запас для своего возраста. Часто ребенок не может запомнить стихи, потому что просто не понимает их смысл. Значения некоторых слов ему просто неизвестны. Поэтому внимание малыша и не фокусируется на непонятном наборе звуков.
  • Ребенок слишком загружен. Может быть, он посещает много разных кружков и секций. Порой родители, стремясь разносторонне развивать свое чадо, излишне нагружают его. И малыш очень устает, сон при этом часто нарушается. Из-за постоянной усталости он становится рассеянным и невнимательным.

Может ли ребенок быть сильно загружен?

Разобравшись в причинах плохого запоминания стихов у ребенка, можно выстроить необходимую стратегию с целью помочь ему. Но прежде всего, необходимо установить доверие между вами и малышом. Когда он будет чувствовать поддержку родителей, то заниматься будет гораздо охотнее.

Почему ребенок не запоминает стихи или плохо запоминает: ошибки родителей

По мнению многих специалистов, в том, что ребенок не запоминает стихи, чаще всего виноваты сами родители, которые по неопытности или незнанию допускают промахи в процессе обучения.

Перечислим наиболее распространенные ошибки, которые вы можете допускать:

  • Вы относитесь к заучиванию стихов как к трудному и серьезному процессу. В том, что ребенок-дошкольник не хочет учить стихи, нет ничего удивительного. Ведь главным способом познания мира в этом возрасте является игра. Именно через нее он примеряет на себя различные роли и развивает в себе какие-то качества. То, что он не хочет сидеть и повторять за вами стихи, абсолютно нормально.
  • Не принимаете во внимание состояние и настроение малыша. Дети не способны запоминать информацию, когда их мозг перегружен или они устали.
  • Учите стихотворение, не делая перерывов. А маленький ребенок не может воспринимать информацию более 7 — 10 минут. Потом он просто отвлекается. Поэтому не забывайте делать перерывы в процессе заучивания и переключаться на что-нибудь другое.
  • Не мотивируете или неправильно мотивируете ребенка. Крохе попросту непонятно, зачем ему нужно учить то или иное стихотворение. Поэтому необходимо вызвать у него заинтересованность в этом процессе. Например, стихи можно учить к приходу Деда Мороза или для участия в семейном концерте перед дедушками и бабушками.

Есть ли мотивация?

  • Неправильно выбираете интервалы для повторения. Сначала стихотворение нужно повторить через 15 минут, чтобы закрепить в памяти. А следующее повторение – не раньше, чем через 3 — 4 часа. Тогда вы поймете, какие слова или строчки малыш запоминает с трудом. Прочитайте их заново. А на следующий день повторите выученное стихотворение.

Почему ребенок дошкольного возраста не запоминает стихи или плохо запоминает?

  • Некоторые родители ошибочно полагают, что если ребенок не запоминает стихи, то не нужно его заставлять. Мол, будет учить в садике или школе, когда придет время. Однако подобное отношение может негативно сказаться на ребенке.
  • Специалисты настаивают, чтобы родители учили стихи со своими крохами. Ведь детки, которые знают наизусть множество стишков и песенок, обладают более яркой и выразительной речью. Они более развиты и схватывают новый материал буквально на лету.

Дошкольник

Заучивание стихотворений очень важно для детского развития, так как способствует:

  • Формированию правильного произношения и воспитанию культуры речи.
  • Выработке более четкой дикции.
  • Тренировке памяти.
  • Расширению кругозора.
  • Обогащению словарного запаса.
  • Развитию артистичности и творческого потенциала.

Кроме того, декламируя перед родственниками, ребенок будет проживать моменты успеха. А это станет хорошей мотивацией для дальнейшего обучения, и укреплению уверенности в себе.

Почему ребенок не запоминает стихи или плохо запоминает: способы заучивания

  • Дети с удовольствием выполняют то, что им интересно и весело. Чтобы процесс заучивания стихов не был сложным и приносил удовольствие как ребенку, так и его родителям, специалисты рекомендуют определить, каким именно способом малышу легче усваивать информацию: на слух, визуально или с помощью моторики.
  • Понимание этого даст возможность выбрать наиболее подходящий для малыша способ заучивания стихов, если ребенок не запоминает стихи.

Канал восприятия информации напрямую влияет на способ обучения:

  • Малышу-визуалу легче запомнить стихи, если он будет рассматривать иллюстрации или сам зарисовывать услышанное.
  • Ребенок-аудиал хорошо запоминает, если ему зачитывать много раз одно и то же.
  • Маленькому кинестетику в процессе обучения нужно выполнять какие-то движения, жесты. Когда он повторяет строчку за вами, то может наматывать в это время ниточку в клубочек или складывать шарики в тарелочку.

Предлагаем несколько способов разучивания стихов с детьми, которые плохо запоминают их.

Способ 1

  • Выразительно прочитайте стишок сами два или три раза.
  • Покажите малышу иллюстрации.
  • Предложите чаду такую игру: вы начинаете строчку, а он ее заканчивает.
  • После нескольких повторений пусть ребенок попробует рассказать стихотворение самостоятельно.

Не учится

Способ 2

  • Прочитайте стихотворение малышу.
  • Нарисуйте схематические картинки, которые иллюстрируют сюжет произведения. Необязательно, чтобы рисунки были реалистичными. Главное требование – они должны быть понятными.
  • Попросите малыша рассказать стихи, глядя на картинки. При этом помогайте ему, подсказывайте.
  • Повторяйте до тех пор, пока стихи не будут выучены полностью.

Способ 3

  • Прочитайте ребенку стихотворение.
  • Попросите его рассказать, о чем вы прочитали.
  • Предложите малышу самому нарисовать картинки к сюжету.
  • Пусть он рисует так, как хочет. Не навязывайте ему собственные образы, особенно если они не очень понятны ребенку.
  • Помогайте рисовать, если кроха просит об этом.
  • Пусть малыш расскажет стишок по своим картинкам. Помогайте ему, напоминая слова и строчки.

Способ 4

  • Разбейте стихи на короткие части.
  • После прочтения каждой части попросите ребенка пересказать ее, можно даже своими словами.
  • Объясняйте все непонятные малышу слова. Приведите примеры, где еще могут они употребляться.
  • Еще раз прочитайте по частям.
  • Попросите ребенка повторять за вами.

Способ 5

  • Прочитайте полностью стихотворение.
  • Прочитайте одну строчку и попросите ребенка повторить ее.
  • Несколько раз повторите строку. Можно с разными интонациями и разными голосами.
  • Теперь прочитайте вторую строчку. Пусть ребенок повторит за вами.
  • После небольшой паузы попросите его повторить обе строки.
  • Повторите их несколько раз.
  • Затем читайте третью строку и т.д.

Повторение

Пробуйте различные способы заучивания стихов со своим чадом. Подберите тот, который подходит для него. Можете комбинировать методы и придумывать свои. Главное, не забывайте поощрять своего малыша: хвалите, целуйте, обнимайте после каждой строчки, которую он сказал без ошибки. Это придаст ребенку уверенность в своих силах, и результаты с каждым днем будут все лучше и лучше.

Почему ребенок не запоминает стихи или плохо запоминает: как правильно учить?

Если ваш ребенок плохо запоминает стихи, занимайтесь с ним, учитывая рекомендации специалистов:

  • Стихотворение должно быть доступным для детского восприятия. Принимайте во внимание возраст малыша. Чем меньше ребенок, тем короче должно быть стихотворение. Слишком большой объем информации его мозг воспринимать пока не может.
  • Подбирайте для заучивания динамичные стишки с интересным и ярким сюжетом. Они должны содержать преимущественно действие, а не описание. Строки стихотворения должны быть короткими, а ритм – простым.

Обращайте внимание на то, много ли в произведении слов, непонятных ребенку. Прежде чем учить, убедитесь, что малыш понимает все слова в тексте.

  • Для того, чтобы ребенок с удовольствием выучил стихи, очень важно, чтобы они ему нравились. Если малышу нравится стишок, то он охотно будет с вами заниматься.
  • Читайте стихи с выражением, эмоционально. Так произведение наполнится для ребенка смыслом, что позволит ему полюбить поэзию с раннего детства. И он, подражая вашим интонациям, станет так же выразительно декламировать.
  • Учитывайте темперамент своего чада. Для спокойных и медлительных детишек подбирайте плавные стихи, а для непосед – ритмичные и энергичные.
  • Если у ребенка плохо получается запоминать стихи, не давайте ему слишком объемный материал. Заучивайте стихотворение частями, не повторяя целиком. Но вначале обсудите с малышом весь сюжет, чтобы избежать впоследствии возможного переставления четверостиший местами.
  • Независимо от того, насколько много приходится подсказывать ребенку, когда он читает наизусть стихотворение, хвалите его. Говорите ему, что он молодец и замечательно все запомнил.

Изучение стихов

  • Ни в коем случае не ругайте свое чадо, если он не хочет учить стихи или плохо их запоминает. Так вы только расстроите и напугаете его, а также снизите мотивацию к дальнейшим занятиям.
  • Чтобы процесс обучения проходил более охотно, посвятите определенный стишок кому-то из родственников. Скажите ребенку, что бабушке, дедушке или тете будет очень приятно, если он выучит стихотворение для них.
  • Заведите специальный альбом, в котором ребенок будет рисовать каждый выученный стишок. Напишите имя автора, название. Это послужит дополнительным стимулом к заучиванию, ведь потом будет так интересно разглядывать свои рисунки. Периодически доставайте этот альбом, рассматривайте и повторяйте выученные стихи.
  • Следите за тем, чтобы ребенок проговаривал слова выразительно и внятно, не торопясь и не глотая окончания. Если малыш тараторит, остановите его и поправьте, чтобы это не вошло у него в привычку.

Помните, что ребенок всегда подражает своим родителям. Поэтому показывайте ему пример. Декламируйте при любом удобном случае, выразительно читайте, рифмуйте слова. А еще сами учите как можно больше поэтических произведений.

  • Если ребенок категорически не хочет учить и сопротивляется, попробуйте усыпить его бдительность. Скажите, что не будете учить с ним. А просто будете ему рассказывать, а он пусть повторяет. Повторяйте только по одной строчке стихотворения.
  • Заучивая с ребенком стихи, настройтесь на позитивный лад. Не подходите к этому как к трудной работе. Это позволит ребенку получать от процесса удовольствие.
  • Учитывайте индивидуальные особенности своего чада. Для заучивания четверостишия одному малышу достаточно часа, а другому понадобится несколько дней. Ничего страшного. Не сравнивайте своего ребенка с другими. У каждого свой темп.
  • Повторяйте стихи, которые вы разучивали раньше. Это позволит развить у ребенка долговременную память.
  • Не заставляйте малыша учить стихи, если он чем-то расстроен или увлечен другим занятием. Иначе это может отбить у него охоту разучивать стихи в дальнейшем.

Не заставляйте

  • Предложите ребенку самому выбрать стихотворение из нескольких предложенных вами. Спросите, какое бы он хотел прочитать бабушке или на детском утреннике.
  • Исследования показали, что дети хорошо запоминают стихи, если учить их перед сном. А «магический» ритуал в виде книжки под подушкой только усилит эффект.
  • Расширяйте кругозор своего чада. Играйте с ним в развивающие интеллектуальные игры. Развитый интеллект и богатый словарный запас способствуют более легкому заучиванию стихов.

Зачем вообще учить стихи наизусть?

1) Не только дети, но и многие родители этого не понимают. Единственная причина, которая кажется им заслуживающей внимания, — это «тренировка памяти». Но память, в принципе, можно тренировать на чем угодно. А зачем еще? Поскольку этот вопрос мне задавали и мои дети, и мои ученики, у меня есть примерно 15 вариантов ответ на него. Тренировка памяти – первый.

2) встроенный эстетический стандарт. Когда ты учишь наизусть хорошие стихи – а в школе обычно (если это не стихи на утренники и официальные мероприятия) – дают для заучивания хорошие стихи – это встраивает в тебя привычку к хорошим стихам. Ты носишь их в себе, они делаются частью тебя, ты привыкаешь измерять ими другие стихи – как привыкаешь мерить пространство шагами, как можешь отмерить один метр руками… Ты просто чувствуешь поэзию, носишь ее в себе, а это –

3) расширение твоих границ понимания мира. В них добавляется чье-то поэтическое восприятие, которое не уничтожает твое, а обогащает его. Ты выходишь на море купаться – и радуешься морю,солнцу, теплым волнам, синеве; этому ничуть не мешает «зыбь ты великая, зыбь ты морская» — это только добавляет новое измерение, в котором вы с морем существуете. И потом, уезжая от моря, ты уносишь с собой и море, и стихи, и их качающий ритм, и парус одинокий, и – прощай, свободная стихия… Ты учишься новым чувствам, привыкаешь смотреть на мир глазами талантливых и умных людей – и сам становишься умнее и талантливее.

4) апдейт и апгрейд мозга. Со временем мы понимаем, что лишиться можно всего – и друзей, и родственников, и имущества. Единственное, чего у нас нельзя отнять – это содержимого головы. Памяти, разума, чувств. Наша голова – рабочий инструмент гораздо совершеннее компьютера, планшета, айфона. Она может хранить очень много нужного и ненужного; весьма вероятно, что лучше загружать в нее проверенные временем шедевры, а не сиюминутный мусор. Будет что обрабатывать, над чем задуматься. Особенно важно это тогда, когда вдруг отключаются все внешние источники информации. Так бывает, например, когда болеешь и не можешь читать, сидеть за компьютером или смотреть телевизор. Бывают и более тяжелые варианты (тут я иногда рассказываю ученикам историю о том, как Татьяна Гнедич переводила байроновского «Дон Жуана»).

5) жизнь в шкуре автора. Что запомнил – то твое, никому не отнять. Ты можешь носить стихи с собой, думать о них, разговаривать с ними, понимать их. Ты пропускаешь через себя стихи – и делаешься немножко их автором, вживаешься в него, учишься смотреть на мир его глазами, говорить его словами, его интонациями, чувствовать его чувства. В классе становится понятно: есть стихи, которые нельзя читать тихонько, на ушко. Хочешь научиться легко говорить с аудиторией – выучи Маяковского, выйди, говори с ней во весь голос, громко и свободно. Выучи Пушкина – научись этому стремительному движению стиха; научись восторгу битвы, кружению в вихре света – научись внутренней свободе. Выучи Цветаеву – научись сложно интонировать; научись рассказывать о своей боли без воплей. Выучи Ахматову – научись читать стихи звучно, царственно, — так, чтобы на последнем ряду тебя слышали, хотя ты не напрягаешь голосовых связок. Выучи Блока – пусть на тебя все смотрят зачарованно, как кролики на удава, ты услышишь сам эту мертвую тишину, которая бывает, когда хорошо читают Блока.

Умение говорить с людьми так, чтобы тебя слышали – полезное для жизни. Умение не бояться публики – тоже. Взрослые, а взрослые, кто тут недавно жаловался, что боится делать доклад на профессиональной конференции?

Актерское мастерство – тоже важно. Любой актер вам скажет, что стихотворение, которое собираешься читать вслух, нельзя прочитать хорошо, если не знаешь его наизусть, не прожил его, не прочувствовал.

6) гармонизация мира. Стихи гармонизируют мир и делают его выносимым. Стихи учат справляться с эмоциями. Стихи дают слова для счастья и для горя. Однажды мне довелось побывать в американском городе Баффало, в творческом центре для трудных подростков, переоборудованном из старого заводского здания. Когда российская учительская делегация выходила из микроавтобуса, гид предупредила, чтобы никто не оставлял в нем вещей: район неблагополучный, воруют. Так вот в этом творческом центре трудных детей учили выражать свои эмоции в творчестве – в стихах, в картинах, в звуках, — а не в драках, битье стекол и поджогах машин. В центре была литературная студия, где трудных подростков учили писать стихи.

Это как с музыкой. Я очень люблю Чайковского и Паганини; это воплощенная тоска – но тоска, спетая скрипкой, пропущенная через творческое сознание мастера, делается песней о тоске — и отпускает ее, и тоску становится возможно вынести. Когда трудно жить – можно включить E lucevan le stelle в исполнении Паваротти, послушаешь – и как-то дышать начинаешь. И со стихами так же: вроде бы и тоска, тоска, тоска – но тоска, у которой появляется голос; она не обессиливает, потому что необыкновенная энергия стиха дает силы – скептически, горько и спокойно, как античный стоик, терпеть, научась у Бродского. Или – научившись у Блока – увидеть, как сквозь самую темную тьму

В тишине голубой и глубокой

С дивной ратью своей многокрылой

Бог идет сквозь ночные леса.

Я намеренно не привожу все свои пятнадцать аргументов; попробуйте сами изобрести для своих детей хоть парочку. Правда, надо быть готовым к тому, что вашему классу – или вашему ребенку – из них покажется самым убедительным последний: в ЕГЭ есть сочинение, там должны быть два аргумента из текста. Нужны цитаты. Если у вас в голове полно стихов – проблем меньше.

Ребенок 2, 3, 4, 5 лет не запоминает стихи – что делать, как учить стихи с таким ребенком: советы

  • Как правило, причиной, по которой ребенок 2, 3, 4, 5 лет не запоминает стихи, является то, что родители не читали ему их, когда он был еще младенцем. Когда ребенок с самых пеленок слышит разные стихотворные произведения, это для него становится привычным занятием. Такого малыша потом не нужно заставлять разучивать стихи.
  • Он с удовольствием повторяет рифмы сам. И чем раньше ребенок будет слышать рифмованные строчки, тем легче ему будет запоминать стихи, когда он подрастет. В семьях, где крохе с самого рождения поют песенки и колыбельные, а уход за ним сопровождают прибаутками и стишками, он уже с годика начинает ритмично раскачиваться в такт рифмованных строк.

Важно

Очень важно развивать у ребенка способность запоминать на слух. Даже крохотному малышу родители должны читать простые стишки, чтобы он привыкал к мелодике звучания и ритму.

  • Слушая стихи, он учится различать отдельные слова, улавливать паузы. Чем больше вы будете читать своему крохе, тем быстрее и лучше у него станет развиваться восприятие на слух.

Ребенок не запоминает стихи: как учить стихи с ребенком 2-х лет?

Учитывайте, что к процессу заучивания стихов малыш должен быть готов:

  • Он должен хорошо говорить полными предложениями.
  • Быть способным внимательно слушать.

Крошка

Приступая к разучиванию стихов с таким маленьким ребенком, учитывайте следующее, если ребенок не запоминает стихи:

  • Самым маленьким карапузам достаточно просто часто слушать стихи или песенки, чтобы запомнить их. Этот опыт позволит потом ребенку легче запоминать более длинные стихотворения.
  • Сопровождайте стихотворными строками действия ребенка в течение дня: во время утреннего умывания, одеваясь на прогулку, укладываясь спать. Когда встречаете на прогулке животное, расскажите коротенький стишок о нем. Ваша задача – читать стихи, а задача малыша – просто их слушать. От желания родителей выучить самим как можно больше коротеньких стихов зависит и желание ребенка их учить.
  • Когда малыш научится разговаривать, заучивайте с ним коротенькие двустишия, поговорки.
  • Для двухлетнего карапуза стихотворение должно состоять не более чем из четырех строк.
  • Непонятных слов в стихах не должно быть вовсе. Ведь такому маленькому ребенку вы не сможете объяснить значение слов.
  • Как можно чаще повторяйте одно и то же стихотворение. Маленькие дети радуются, когда слышат знакомые слова.
  • В два года достаточно заниматься не более пяти минут в день по одной-две строчки. Память должна постепенно приучаться к работе.
  • Не заставляйте малыша повторять стишок ни на второй, ни даже на четвертый день. Пусть он повторяет его вместе с вами. Попросить прочитать стихи самостоятельно можно только на пятый или шестой день.

Ребенок не запоминает стихи: как учить стихи с ребенком 3-х лет?

До трех лет заучивание стихов малышами носит, скорее, механический характер. А в три года ребенок может запомнить уже более объемный текст. В этом возрасте уже можно заучивать четверостишия, если до этого ребенок не запоминал стихи.

В 3 годика

А чтобы процесс обучения проходил легче и плодотворнее, прислушайтесь к советам специалистов по детскому развитию:

  • Стихи для заучивания трехлетними детками подбираются с учетом того, где и когда их будут рассказывать: на утреннике или на семейном празднике. Важно понимать, что в таком маленьком возрасте ребенок просто не способен запоминать скучные стихи. Они должны быть короткие и яркие, состоять преимущественно из глаголов.
  • Учите с малышом народные прибаутки, потешки, поговорки. В фольклорных произведениях часто встречаются повторы, которые легко откладываются в детской памяти.
  • Чаще рифмуйте слова в быту, например, «сели – кашку съели», «все на место положили и конфетку заслужили» и пр.
  • Разучивайте с малышом детские песенки. Они забавные и веселые, поэтому нравятся деткам. Особенно если ранее они видели мультфильм, герои которого эти песни пели.
  • При чтении стихотворения, попросите свою кроху изображать то, о чем говорится в сюжете: топать, как мишка, или прыгать, словно зайчик. Это позволит понять, как малыш чувствует смысл произведения. Если он при прочтении стихов будет делать заминки, то помогайте ему жестами. Впоследствии, если он забудет какие-то строчки, движения тела помогут их вспомнить.

Ребенок не запоминает стихи: как учить стихи с ребенком 4-х лет?

После четырех лет ребенок начинает запоминать стихи осознанно. Очень важно в этом возрасте приучить его к заучиванию стихов без давления, чтобы он воспринимал этот процесс как веселую игру и приятное развлечение. Особенно, если ребенок не запоминает стихи или плохо запоминал их до этого.

Постарше

Советы, как правильно учить стихи с ребенком 4-х лет:

  • Заучивайте с малышом рифмованные загадки, сказки или скороговорки. Но не стоит выбирать стишки, содержащие в тексте много звуков, которые пока не способен выговаривать ребенок.
  • Чаще предлагайте ему придумывать слова с одинаковыми окончаниями: кошка – ложка, маленький – удаленький и пр.
  • Каждый день читайте своему крохе рифмованные сказки, многократно повторяя их.
  • Помните, что заучивание стихов должно проходить без принуждения в приятной обстановке. Можно учить их во время прогулки или игры.
  • Чем младше ребенок, тем больше ему нужна наглядность и театрализация стихов для заучивания. Поэтому можно читать стишок по ролям или рассказывать его каждой игрушке по очереди.
  • Если при рассказывании стихов малыш какое-то слово коверкает или забывает, то, скорее всего, он просто не понимает его значения. Объясните ему еще раз, что оно означает.
  • Чтобы запоминать стихотворение было легче, можно его пропеть вместе с малышом или маршировать и хлопать в ритм.
  • Не забывайте с первых дней приучать ребенка читать стихи выразительно, с нужной интонацией.
  • Не нужно торопиться. В таком возрасте учить стишок нужно не меньше недели, повторяя перед сном.
  • Лучше ребенком усваивается то, что можно почувствовать или потрогать. Если вы разучиваете стишок про котенка или мишку, дайте малышу в руки плюшевую игрушку.
  • Учите стихи во время подвижной игры. Так дети охотнее и быстрее их запоминают. Придумывайте движение к каждой строчке, сопровождайте рифмы хлопками или бросайте под них друг другу мячик.
  • Если ребенок не хочет повторять за вами строки стихотворения, воспользуйтесь игрушками, которые он будет «озвучивать» разными голосами.

Ребенок не запоминает стихи: как учить стихи с ребенком 5-х лет?

  • В данный период детская память развивается очень интенсивно. Поэтому специалисты рекомендуют учить как можно больше стихотворений с детьми такого возраста. Это позволит сформировать у них достаточный объем памяти, который будет способствовать успешному дальнейшему обучению в школе.
  • В зависимости от способностей к запоминанию и проявляемого интереса к процессу обучения пятилетний ребенок может заучивать произведения, в котором содержится до пяти четверостиший. Но не стоит расстраиваться, если ваше чадо не может запомнить такой объем текста. И уж тем более нельзя его ругать и стыдить.
  • Продолжайте работать с ним каждый день. Занимаясь с ребенком, помните, что для дошкольника заучивание стихотворений должно быть только игрой, но не обязанностью.

Пятилетка

Специалисты предлагают пробовать различные способы заучивания, если ребенок не запоминает стихи:

  • Прочитайте ребенку стихотворение. Спросите, понравилось ли ему. Если получите положительный ответ, предложите еще раз прочитать. А вот на следующий день можно начинать учить стихотворение. Не нужно сначала просить повторять за вами полностью. Просто несколько раз читайте рифмованный строки. А спустя несколько дней, убедившись, что ребенок помнит все строчки, можно попросить его прочитать стихотворение целиком без вашей помощи.
  • Если ребенку стихотворение не нравится, подберите другое. В противном случае он его учить не станет под разными предлогами. А впоследствии у него выработается негативное отношение к поэзии в целом. Если данное стихотворение вы разучиваете к утреннику, то попросите воспитателя дать другое.
  • Если вашему ребенку трудно запомнить рифмы, то после того, как прочтете стихотворение, попросите пересказать его своими словами. Задавайте при этом наводящие вопросы. Пересказывая сюжет, малыш сформирует смысловую последовательность. И это поможет ему заучить рифмованные строчки.
  • Попробуйте привлечь ассоциации. Покажите картинки к стихотворению, расскажите об авторе, который написал его. Или предложите ребенку самому нарисовать сюжет стишка. Объясните сразу, что рисунки могут быть не очень красивыми. Учите по строке, повторяя по несколько раз. Через 3-4 часа или на следующий день дайте малышу его рисунки и попросите прочесть стишок. Ненавязчиво подсказывайте, проговаривайте с ним строки, которые пока плохо запоминаются.
  • Проводите такие занятия ежедневно или хотя бы через день. Это научит ребенка представлять материал в виде образов. Через некоторое время рисовать сюжет уже перестанет быть необходимостью. В дальнейшем ребенку для запоминания будет достаточно просто обсудить, что можно было бы изобразить на тему стихотворения.

Рекомендации

Если у вашего ребенка не получается выучить стихи за один вечер, ничего страшного. Учите несколько дней. Многократное повторение строк обязательно отложится у ребенка в памяти, и он со временем запомнит стихотворение.

Трудности понимания

С первой строчкой, «травка зеленеет, солнышко блестит», у ребенка не возникает никаких проблем. Травка и солнышко ему понятны. А вот «ласточка с весною в сени к нам летит» — это уже проблема. Может, он никогда не видел ласточки. Может? Очень даже. Вот вы когда и где в последний раз видели ласточку? А ваши дети? А как в их сознании ласточка связана с весною? А что такое «сени»? Спросите своего городского ребенка, что такое «сени» — многие ли ответят? «Лететь с весною» — это образ отвлеченный, а ребенок мыслит конкретно. Для него вся эта строчка – чистая абракадабра, он ее и повторить-то не может, не то что запомнить. А дальше?

С нею солнце краше

И весна милей…

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей!

Что значит «солнце краше»? почему «весна милей»? Что значит «прощебечь»? Чтобы ребенок хоть что-то понял – надо все это с ним обсудить. Запас слов у детей ограничен, им стоит помочь.

Эти трудности не проходят с возрастом. Абракадабра обрушивается на ребенка внезапно – задали учить наизусть «Бородино», — это о чем вообще? Один знакомый ребенок смог выучить стихотворение только после того, как родители прочитали с ним статью про Бородинское сражение, вычертили карту и разыграли сражение с солдатиками. Только тогда он смог представить, что означает «построили редут», «но тих был наш бивак открытый», «уланы с пестрыми значками, драгуны с конскими хвостами»… А можно было, наверное, показать кусок из «Войны и мира» с комментариями…

Когда моя дочь училась в 8 классе, она чуть не плакала над стихотворением «На смерть поэта». Когда начали вникать – оказалось, она вообще не понимает, что все это значит:

А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабскою поправшие обломки

Игрою счастия обиженных родов…

Кто такие «надменные потомки»? почему они надменные? Какой подлостью прославлены их отцы? Почему пята – рабская? Какие обломки она попирает? Что это за обломки родов? Почему они обижены игрою счастия? Эти четыре строчки требуют серьезного историко-литературного комментария, и пока ребенок не разберется в том, что эти слова означают, он так и будет путать их, заменять, забывать…

В рассказе Виктора Голявкина «Крути снежные вертя» главный герой доучился до «Утро воет небо могилою», пока пытался бездумно зазубривать «Буря мглою небо кроет». Выход у Голявкина тоже предложен, читайте.

Трудности интерпретации

У каждого, наверное, есть история про то, как ребенок не расслышал каких-то слов в песне или стихотворениии понял их иначе. У Симона Соловейчика в одной статье упоминается «алый бангорит на груди» (это у красного командира; «бангорит» казался ребенку драгоценным камнем). Мама моя рассказывала мне, что слышала в известной песне: «В далекий край товарищ улетает, родные вещи вслед за ним летят, любимый город в синий дым китает». Я сама – уже взрослая – в попсовой песенке, которую слушала соседка в общежитии, расслышала однажды «вам будет крайне неудобно маршировать задумчиво в строю». Меня так озадачило задумчивое марширование, что я попросила кого-то из своих гостей послушать песню (соседка ее крутила раз сто подряд) и сказать мне, что там на самом деле поется. На самом деле там было «маскировать забывчивость свою». Когда ребенок пытается учить на слух – проблемы интерпретации очень возможны. Решение проблемы – в том, чтобы сначала попытаться понять, что значит каждая строчка.

Кроме того, даже когда все слова понятны, из них не складывается образ. Ребенок говорит слова – а не видит ни травки, ни солнышка, ни ласточки, которая летит «с весною». Стоит спросить его, как он это видит, обсудить эту картинку, — когда она есть в голове, выучить стихотворение гораздо легче.

учить с ребенком стихи

Трудности запоминания

Иногда попадаются трудные строчки. Однажды мы с сыном учили «Завещание» Лермонтова http://www.stihi-rus.ru/1/Lermontov/37.htm , — верней, учил он, а я помогала, но тоже выучила за компанию. Оказалось, что ни он, ни я не в состоянии запомнить строчку, которую я выделяю жирным:

Поедешь скоро ты домой:

Смотри ж… Да что? моей судьбой,

Сказать по правде, очень

Никто не озабочен.

Все остальные строчки в стихотворении – текучий монолог. А здесь, да еще в последней строфе, плавное течение спотыкается, слова не связаны друг с другом, рассыпаются. Это Лермонтов специально так сделал, не будем сейчас выяснять, зачем – но запомнить эту последовательность слов оказалось очень трудно. Поскольку, как всегда, стихи учатся в последний момент, через полчаса после отбоя – времени на размышление особо не было. Мы выпутались при помощи простого мнемонического приема: для каждого из логических отрезков строки придумали жест. «Смотри ж» — смотрим в бинокль, «да что» — разводим руками. «Моей судьбой» — прижимаем руку к груди, ну уж как придумалось.

Запомнить три жеста проще, чем шесть слов. Ребенок тормозит – я подсказываю жестами.

Кроме того, одним детям легче учить со слуха, другим – глядя в книжку. В книжку глядеть очень полезно, особенно если ребенок на слух не различает анафор, одинаковых начал строчек, и пытается их заменять какой-нибудь ерундой: «Тогда пойдем ломить стеною» вместо

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою!

Покажите им это «уж», «уж» — если не слышат, пусть увидят.

Есть дети, которые почему-то предпочитают учить стихи, стоя на голове. Есть дети, которые качаются на табуретке в такт (если жалко табуретку, дайте то, на чем можно качаться). Есть дети, которым помогает скандировать, и дети, которым помогает написать стих по памяти, а потом доучить места, которые не вспоминаются с первого раза. Некоторым помогает меняться с мамой: сначала мама читает все четные строчки, а ребенок нечетные, потом наоборот. Вообще учить с ребенком стихи – прекрасная затея, взрослым это тоже полезно (см. пункт 1).

Трудности обучения

Очень может быть, что у ребенка на видео есть реальные проблемы, которые мешают ему учить стихи – и это может быть не только низкий культурный уровень и отсутствие привычки слышать и читать стихи, не только усталость и немотивированность. Это очень может быть проблема понимания на слух, например, или проблема памяти. К сожалению, обычно эти проблемы у детей остаются нераспознанными, что с ними делать и к какому специалисту вести ребенка – мало кто знает. Некоторые комментаторы, впрочем, справедливо замечают, что мы ничего не знаем о ребенке на видео и его родителях; это вполне может быть усыновленный ребенок с вынесенной из прошлой жизни манерой выражаться.

По-хорошему, ребенку может быть нужна консультация нейропсихолога и помощь коррекционного педагога, но в большинстве городов страны таких специалистов и взять-то негде. И помочь ребенку особенно никто не может, и вместо радости от того, что весна, счастье, солнце, птичий щебет, — получается унылая тоска и истязание, а вместо поэзии – площадная брань в детских устах.

Консультация для родителей «Зачем учить стихи?»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *