Краткая биография

Рюрик, миниатюра из «Царского титулярника» XVII век Князь Рюрик — варяг, согласно древнерусским летописям, призванный вместе со своим родом представителями славянских племён для княжения в Новгороде в 862 году. Основал династию Рюриковичей, распространившую свою власть на восточнославянские племена и объединившую их в древнерусское государство со столицей в Киеве.

Прибыв на княжение в Новгород вместе с братьями Трувором и Синеусом, Рюрик через два года после смерти братьев остался единоличным правителем и расставил своих людей на княжение в города-центры племенных объединений: Полоцк (кривичи), Ростов (меря), Муром (мурома) и Белоозерск (весь).

Согласно Никоновской летописи, в определенный момент новгородцы возмутились порядками Рюрика, но он подавил бунт и убил их предводителя князя Вадима Храброго.

Повесть Временных Лет указывает среди прочих деяний Рюрика разрешение Аскольду и Диру совершить поход на Царьград (Константинополь) в 866 году, однако позже историками датировка была перенесена под 860 год, что ставит под вопрос как причастность Рюрика к походу, так и принадлежность Аскольда с Диром к его дружине. Дополнительно, Никоновская летопись сообщает под 865 годом о походе Аскольда и Дира против жителей Полоцка, который контролировался Рюриком.

В 879 году Рюрик умер, оставив малолетнего сына Игоря под опекой Олега Вещего (по разным версиям приходившимся Рюрику либо родственником, либо соратником).

Правление князя Рюрика на Руси 862-879 годы

Начало княжения — призвание Рюрика и варягов в Новгород

Традиционно призвание славянскими племенами на княжение Рюрика с его братьями-варягами Синеусом и Трувором считается отправной точкой русской государственности.

Согласно летописям, в середине IX века славянские и финские племенные союзы словен, кривичей, чуди, мери и веси платили дань варягам, приходившим из-за моря. В 862 году эти племена изгнали варягов, и после этого между ними начались конфликты, для прекращения которых представители племён решили пригласить князя со стороны.

Призвание варягов
Худ. В. Васнецов (1909 г.)

«И ркоша:

«Поищем сами себе князя, иже бы володели нами и рядили по ряду, по праву.»

Таким образом, приглашённые варяги должны были исполнять роль судей, не заинтересованных в выгоде какой-либо из спорящих сторон, соблюдать т.н. ряд — свод законов и правил, который они признавали и обещали соблюдать заступая на княжение.

Версия о том, что Рюрик сразу стал князем Новгорода, оспаривается некоторыми историками. По данным археологии, более достоверным выглядит предположение, что первой столицей Рюрика стало поселение Ладога, ныне известное как Старая Ладога. Во времена появления Рюрика там строится первая деревянная крепость.

Находки из Рюрикова городища Государственный исторический музей

Краткая характеристика внешней и внутренней политики

Предметно говорить о конкретных направлениях политики Рюрика невозможно ввиду слишком малого количества дошедших до нас сведений, к тому же часть из них противоречат друг другу. Как и для прочих основателей правящих династий, Рюрику было необходимо удержать собственную власть, создать условия для комфортной передачи своих прав на княжение и по возможности расширить границы владений.

Удержание власти и распространение влияния на соседние города

Между новгородцами оказалось много недовольных самовластием Рюрика и действиями его сородичей. Под предводительством Вадима Храброго в 864 году вспыхнуло восстание в защиту утраченной вольности. Вадим был убит Рюриком, вместе со многими своими приверженцами. В изложении В. Н. Татищева Вадимом был местный словенский князь.

По летописи можно заметить расширение подвластных Рюрику земель, прежде всего за счёт перехода под его управление Изборска и Белозерска, когда в 865 году Синеус и Трувор умерли. Летописи указывают, что Рюрик, сам находясь в Новгороде, своим соратникам начал раздавать в управление города Полоцк, Ростов, Муром — варяжский князь внимательно следил как за собственными владениями, так и за близлежащими территориями, не позволяя перехватить управление конкурентам и раздвигая, по возможности, границы зарождающегося государства.

Рюрик и его отношения с Аскольдом и Диром

Относительно взаимодействия между князем Рюриком, Аскольдом и Диром летописи не согласуются между собой. Повесть Временных Лет утверждает, что Аскольд и Дир были боярами (дружинниками) новгородского князя Рюрика («И бяста у него два мужа, не племени его, но боярина»), отпустившего их в поход на Царьград. Они обосновались в Киеве, захватив власть над полянами, которые в это время не имели своего князя и платили дань хазарам. В то же время в «Повести…» говорится о том, что после смерти Кия, Щека и Хорива их потомки княжили у полян:

«И по сихъ братьи держати. почаша родъ ихъ княженьє в Поляхъ».

При этом следует помнить, что Повесть Временных Лет, согласно записям в ней же, подвергалась неоднократным правкам во время правления Владимира Мономаха, принадлежащего к роду Рюриковичей и имеющего непосредственную заинтересованность в подтверждение изначально новгородской династии на владение Киевом.

Рюрик разрешает Аскольду и Диру отправиться с походом на Царьград. Радзивилловская летопись. Миниатюра.

Примечательно, что при этом в Новгородской первой летописи Аскольд и Дир не связаны с Рюриком и княжили в Киеве до приглашения того в Новгород, но после похода русов на Царьград.

В Псковской 2-й летописи (XV век) сказано:

«А князи в та лета бяху на Рускои земли; От Варяговъ 3 князя, первому имя Скалдъ (то есть Аскольд), а дроугому Дир, а третьему Рюрик…»

— т.е. Аскольд и Дир не связываются с Рюриком никак, кроме того факта, что они тоже были варягами.

В Никоновской и Иоакимовской летописях содержатся неизвестные по другим источникам сведения о событиях 870-х годов: бегстве части новгородской знати от Рюрика к Аскольду в ходе борьбы за власть в Новгороде, походах Аскольда на полочан и кривичей в 865 году (т.е. на территорию Полоцка, где Рюрик посадил своих наместников). Поход же на Царьград, отнесённый Повестью временных лет к 866 году, датирован 874-875 годами.

В 1894 году бельгийский учёный Франц Кюмон опубликовал обнаруженную им хронику царствования византийских императоров, т. н. Брюссельскую хроникуБрюссельский кодекс Cod. Brux. gr. 11376 был переписан
в Константинополе между 1280 и 1300 гг. Содержит в
том числе краткую императорскую хронику., в которой содержалось упоминание о походе русов и называлась точная дата — 18 июня 860, что либо ставит под вопрос точность датировок ПВЛ, либо правдивость приводимых в ней сведений по данному событию.

Помимо древнерусских летописей, Аскольд и Дир упоминаются в сочинении польского историка XV века Яна ДлугошаIoannis Dlugossii Annales seu cronicae incliti regni
Poloniae. Liber 1-2. — Warszawa, 1964. — P. 121.(не исключалось, что такая версия была придумана для обоснования претензий Польши на киевское наследство, в противовес московским Рюриковичам). В его трактовке Аскольд и Дир были полянскими князьями, потомками Кия, легендарного основателя Киева.

Рюрик в историографии

Рюрик, миниатюра из «Царского титулярника» XVII векМонета Банка России 50 рублей, золото, реверс (2011 г.)

Впервые имя Рюрика упоминается в «Житии святого князя Владимира», написанном предположительно около 1070 года монахом Иаковом Черноризцем: «самодержцю всея Рускыя земля Володимеру, вънуку же Иолъжину (княгини Ольги) а правнуку Рюрикову». Самый ранний летописный свод из дошедших до нас, «Повесть временных лет», был написан примерно на сорок лет позже, и там подробно излагалась история варяга Рюрика. Историкам не известны другие независимые источники по князю Рюрику, за исключением попыток связать его с викингом Рёриком Ютландским из Западной Европы.

Под сомнение в разное время ставилась и хронология призвания Рюрика, и реальность Рюрика и его братьев, и их происхождение, и, особенно, сама политическая идея «призвания варягов» — властителей-иноземцев. В историографии XIX−XX веков (особенно советской) этот вопрос был излишне идеологизирован. Заявлялось, что версия об иноземном происхождении первых князей — «антинаучная норманнская теория», якобы призванная доказать, что славяне не могли самостоятельно создать государство.

По мнению, сложившемуся в современной историографии, легенда о призвании варягов в том виде, в каком она появляется в «Повести временных лет», является искажённой. Призвание для княжения варягов, набег которых был только что отбит (Повесть временных лет: «В лѣто 6370 изгнаша Варѧгы за море и не даша имъ дани и почаша сами в собѣ володѣти»), некоторым историкам представляется маловероятным. Так, историк Борис Рыбаков полагает, что один из набегов увенчался успехом, и предводитель скандинавской дружины захватил власть в Новгороде; летописец же представил дело так, что новгородцы сами призвали варяжскую власть, чтобы править ими. По другому мнению Игоря Фроянова, в действительности имело место приглашение варяжского конунга с дружиной с целью оказания военной помощи. По мнению историка, после окончания военных действий варяжский конунг Рюрик сверг словенского князя Вадима Храброго и захватил власть.

Некоторые историки полагают, что Синеус и Трувор, обозначенные в летописи как братья Рюрика, в действительности не существовали. Так, Синеус не мог быть белоозерским князем с 862 по 864 год, поскольку археологически существование города Белоозера прослеживается только с X века. Рыбаков считает, что имя «Синеус» представляет собой искажённое «свой род» (швед. sine hus), а «Трувор» — «верная дружина» (швед. thru varing). Таким образом, Рюрик приходит княжить не со своими двумя братьями, а со своим родом (в который входит, например, Олег) и верной дружиной. Д. С. Лихачёв предполагал, что Рюрик, Синеус и Трувор должны были, по замыслу летописца, стать «мистическими пращурами» Новгорода, как Кий, Щек и Хорив для Киева.

Данные генетических исследований

Основная статья: Рюриковичи § ДНК-тест Y-хромосомы представителей династии Рюриковичей

Мужская Y-хромосома ДНК не участвует в рекомбинации генов и передаётся почти без изменений от отца к сыну, поэтому группой учёных под руководством польского профессора Андрея Бажора было проведено исследование Y-хромосомы ДНК у 191 человека, считающих себя потомками Рюрика.

В целом ДНК-исследование подтверждает что большинство Рюриковичей (происходящих в основном от Владимира Мономаха) имеет гаплогруппу N1с1, распространенную в северо-восточной Европе, а также у некоторых народов Сибири и Урала. Наличие других гаплогрупп учёные объясняют по-разному: легендарностью ранней генеалогии Рюриковичей и мифичностью их семейных связей, небрежно проведённым исследованием и даже тайной супружеской изменой жены Ярослава Мудрого. Согласно данным исследования ДНК Рюриковичей на Family Tree DNA, гаплотипы N1c1 встречаются в основном в Прибалтике, Финляндии, Швеции, Норвегии. Также, согласно базе , 12-маркерные гаплотипы 14-23-14-11-11-13-11-12-10-14-14-16, сходные с гаплотипами Рюриковичей N1c1, чаще всего встречается в районе Уппсалы, столицы древнего шведского королевства.

Итоги и результаты правления

  • Рюрик смог удержаться у власти в Новгороде подавив восстание Вадима Храброго
  • Распространил влияние на города Муром, Ростов, Белозерск, Полоцк, Изборск
  • Правил 17 лет, оставив после себя сына Игоря и в качестве регента при нём — Олега Вещего.

События на Руси после смерти князя Рюрика

В 879 году Рюрик умирает, оставив в качестве наследника малолетнего сына Игоря и приказывает до его совершеннолетия править Олегу Вещему, своему соратнику (по нек.источн. — родственнику).

Получив власть над новгородскими землями после смерти Рюрика, Олег продолжил расширение подконтрольных Рюриковичам территорий, захватил Киев (убив Аскольда и Дира) и перенёс туда столицу, объединив тем самым два главных центра восточных славян. Кроме того, Олегу удалось объединить под своей властью окружающие славянские племена, ранее платившие дань хазарам. Поэтому нередко именно он, а не Рюрик, зачастую объявляется основателем Древнерусского государства.

Ожиганов И., Вещий Олег (Прощание с конём)

Олег Вещий

Образ Рюрика в искусстве

В кино

  • Сага о викингах / A Viking Saga (2008; Дания, США) режиссёр Микаэль Моуяль, в роли Рюрика Эрик Холми.

В литературе

Под именем Хрёрека Сокола выведен в серии романов Александра Мазина (цикл «Викинг»).

В романе «Русь. Легенда о Рюрике» Сергея Коропа (цикл «Русь»)

В романе «Рюрик» Галины Петреченко.

В книге Ильи Бояшова «Конунг» под именем норвежского ярла Рюрика

В книге Михаила Задорнова «Князь Рюрик. Откуда пошла земля Русская»

В нескольких книгах Марии Семёновой (о викингах)

Памятник

  • В сентябре 2015 года был открыт памятник Рюрику и Олегу в Старой Ладоге (Россия).

См. также

  • Рюриковичи
  • Рюриково Городище
  • Рерик (поселение)
  • Рюрик. Потерянная быль

Примечания

  1. А. Э. Игорь Рюрикович // Русский биографический словарь — СПб.: 1897. — Т. 8. — С. 61–62.
  2. Игорь Рюрикович // Энциклопедический словарь — СПб.: Брокгауз—Ефрон, 1894. — Т. XIIа. — С. 788–789.
  3. Игори // Военная энциклопедия — СПб.: Иван Дмитриевич Сытин, 1913. — Т. 10. — С. 567–568.
  4. Кирпичников А. Н. Сказание о призвании варягов. Анализ и возможности источника // Первые скандинавские чтения. — СПб., 1997. — С. 7-18).
  5. Чернов А. Ю. Старой Ладоге найден герб Рюрика?
  6. Фомин В. Варяго-русский вопрос в отечественной историографии XVIII—XX веков, Автореферат докторской диссертации, М., 2005
  7. 1 2 3 «Рюрик — это легенда» И. Н. Данилевский, «Русская планета», 05.10.2014
  8. Повесть временных лет. Часть 1 : Текст и перевод // Повесть временных лет / Подгот. текста Д. С. Лихачёва; перев. Д. С. Лихачёва и Б. А. Романова; под ред. чл.-корр. АН СССР В. П. Адриановой-Перетц. — М.-Л. : Изд-во АН СССР, 1950. — (Литературные памятники).
  9. Летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью / С прил. извлечений из монографии Б. М. Клосса «Никоновский свод и русские летописи XVI—XVII веков». — М. : Языки русской культуры, 2000. — С. 9. — 288 с., разд. паг. (XXXII с., 256 с.). — (Полное собрание русских летописей ; Т. 9).
  10. Б. А. Колчин. Дендрохронология Новгорода. «Материалы и исследования по археологии СССР», т. 117. М., 1963.
    Дендрохронология Восточной Европы. Колчин Б. А., Черных Н. Б. — М.: Наука, 1977
    Статья по дендрохронологии Новгорода в «Вестнике РАН»
  11. Диба Ю. Урбаністично- адміністративні реформи княгині Ольги (3: Новгород до Новгорода) // Студії мистецтвознавчі. Архітектура. Образотворче та декоративно-вжиткове мистецтво. -Київ, 2012. — Ч. 4 (40). — С. 78-110.
  12. Игорь Рюрикович// Энциклопедия «Слова о полку Игореве» — цитата приведена по наиболее раннему списку (ГПБ, Кирилло-Белозерск. собр., № 9/1086, л. 122 об.). Более поздние списки несколько корректируют содержание цитаты.
  13. Пчелов Е. В. Рюриковичи. История династии. — С. 7—8.
  14. Шахматов А. А. Сказание о призвании варягов: (Посвящается памяти А. Н. Пыпина) // Известия Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. — СПб., 1904. — Т. IX, Кн. 4 — С. 284—365.
  15. Фроянов И. Я. Исторические реалии в летописном сказании о призвании варягов // Вопросы истории. 1991, № 6. Стр. 3—15.
  16. Orel, 2003, с. 188, 305.
  17. Nordic Names website
  18. Old Norse Men’s Names
  19. Этимологический словарь М. Фасмера: Рюрик.
    «7000 имён». Именной христианский лексикон (Австрия).
  20. Kings of Haithabu
  21. Ксантенские анналы. Год 845. (недоступная ссылка)
  22. Бертинские анналы. Год 850.
  23. Баранаускас Т., «Саксон Грамматик о балтах»
  24. Славяне-венды встретились с конунгом на море, но подчинились Хрёрику после того, как датский воин Убби убил славянского воина в поединке и пал сам. По условиям боя славяне подчинялись в случае гибели своего воина. С. В. Алексеев: «Полабье и Поморье». (недоступная ссылка)
  25. Ведастинские анналы (Анналы Сен-Вааста). Год 882.
  26. Гельмольд. «Славянская хроника», кн.1, с.82
  27. Пашуто В. Т. Русско-скандинавские отношения и их место в истории раннесредневековой Европы. — В кн.: Скандинавский сборник, вып. 15. Таллин, 1970, с. 51-62.
  28. С. Герберштейн, Записки о Московии
  29. Составитель — Пелевин Ю. А.; текст — Казанская история / Подг. текста и пер. Т. Ф. Волковой // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 10 . — СПб.: Наука. 2005; Архивировано 12 февраля 2009 года.
  30. Местоположение славянского города, который скандинавы называли Рерик, не установлено. Немецкий одноимённый город Рерик получил своё название в 1938 году. Часто путают другой город бодричей, Велиград (Мекленбургское городище близ Висмара), с Рериком.
  31. Это верно лишь частично, что видно по передаче Хемницем ряда имён, например вместо «Витцин» (имя короля убитого в 795) у него записано «Витислав»
  32. Меркулов В. И., Откуда родом варяжские гости? (недоступная ссылка)
  33. Снорри Стурлусон. Сага о Хаконе Добром, VIII
  34. См. сон Кримхильды в «Песни о Нибелунгах».
  35. Рапов О. М. Знаки Рюриковичей и символ сокола
  36. В. Н. Татищев, История Российская, ч.1, гл.4
    В. Н. Татищев, История Российская, ч.1, гл.31
  37. Иаков-мних. Житие святого князя Владимира. По изданию: Макарий (Булгаков) Митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. II
  38. Rurikid Dynasty DNA Project.
  39. 1 2 Барабанов, О. Н. Рюриковичи или Олафовичи: гипотеза об Y-гаплогруппе I2 у Рюрика по данным ДНК его возможных потомков // Пространство и Время. — 2015. — № 3 (21)
  40. Барабанов, О. Н. Рюриковичи или Олафовичи: гипотеза об Y-гаплогруппе I2 у Рюрика по данным ДНК его возможных потомков / О. Н. Барабанов // Пространство и Время. — 2015. — № 3 (21), стр. 201
  41. Rurikid Dynasty DNA Project. Проверено 2 сентября 2013.
  42. Каким образом исследуют генетику Рюриковичей и что из этого получается? Статья канд. истор. наук Е. В. Пчелова на сайте Генофонд. РФ//05.02.2016
  43. Долгов В. В. Генетические исследования и история Древней Руси // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Гуманитарные науки. — 2011. — № 3.
  44. Барабанов, О. Н. Рюриковичи или Олафовичи: гипотеза об Y-гаплогруппе I2 у Рюрика по данным ДНК его возможных потомков // Пространство и Время. — 2015. — № 3 (21), стр. 204
  45. Волков Владимир Геннадьевич. Генеалогия допетровского времени : источниковедение,методология, исследования. — Петербургские Генеалогические Чтения. — СПб, 2012. — С. 11-40.
  46. «Повесть временных лет». Год 945.
  47. Рукавишников А. В. Проблема «непризнания родства» в раннесредневековых хрониках и Повесть временных лет //Восточная Европа в древности и средневековье. Мнимые реальности в античной и средневековой историографии : Тез. докл. / XIV Чтения памяти В. Т. Пашуто, Москва, 17-19 апр. 2002 г. ; . — М. : ИВИ, 2002.

Литература

на русском языке на других языках

Ссылки

  • Сообщение летописи о Рюрике нельзя считать достоверным, а Великий Новгород в 862 году ещё не существовал (интервью с Н. В. Лопатиным из ИА РАН).
  • Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. — М.-Л.: «Издательство Академии Наук СССР», 1950. 659 с //»Ізборник». Історія України IX−XVIII
  • Ипатьевский список «Повести временных лет» //»Ізборник». Історія України IX−XVIII
  • Институт истории материальной культуры РАН. Рюриково городище
  • Институт истории материальной культуры РАН. Старая Ладога
  • Рюрик — это легенда (интервью с И. Н. Данилевским)
  • Кем на самом деле был основатель Руси Рюрик //Lenta.ru (24 ноября 2016)
Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье.
На странице обсуждения должны быть пояснения.

У этого термина существуют и другие значения, см. Рюрик (значения).

Рюрик

Рюрик на Памятнике «Тысячелетие России»

князь Новгородский

862 — 879

Предшественник

Гостомысл (?)

Преемник

Олег Вещий

Наследник

Игорь Рюрикович

Вероисповедание

язычество и скандинавское язычество

Рождение

IX век

  • Европа

Смерть

879

  • Новгород, Киевская Русь

Род

Рюриковичи

Супруга

Ефанда

Дети

Игорь Рюрикович

Рюрик на Викискладе

Рю́рик (ум. 879) — по древнерусской летописной традиции варяг, новгородский князь и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей на Руси. Нередко рассматривается как основатель Древнерусского государства (Киевской Руси).

Существуют разные версии происхождения Рюрика. Некоторые исследователи отождествляют его с конунгом Рёриком (Hrørek, ум. до 882) из ютландского Хедебю (Дания). Приверженцы антинорманской теории полагают, что Рюрик — представитель княжеского рода славянского племени ободритов. Также существует теория о том, что летописный Рюрик — вымышленная фигура.

Теории о происхождении Рюрика и его этнической принадлежности

Спор норманнистов и антинорманнистов относительно этнического происхождения основателя династии Рюриковичей не затихает уже почти три столетия. Описание каждой отдельной теории занимает достаточно много места, поэтому ниже они перечислены кратко:

  • Норманская теория — исходя из того, что в русских летописях Рюрик назван варягом, а варяги по различным источникам ассоциируются с норманнами или шведами, сторонники норманнской концепции считают Рюрика варягом-викингом из Скандинавии. По одной из версий, Рюриком являлся викинг Рорик Ютландский из династии Скьёльдунгов.

Славянские теории:

  • М. В. Ломоносов выводил Рюрика с варягами из пруссов, опираясь на топонимы и поздние летописи, которые заместили лексему «варяги» псевдоэтнонимом «немцы».
  • Австриец Герберштейн, будучи советником посла в Великом княжестве Московском в 1-й половине XVI века, одним из первых европейцев ознакомился с русскими летописями и связал название варягов со славянским прибалтийским племенем вагров.
  • Историк XIX века С. А. Гедеонов предположил, что Рюрик — это не собственное имя, а родовое прозвище Ререк правящей династии ободритов (онемеченное западнославянское племя).
  • В 30-х годах XIX века французским путешественником и писателем Ксавье Мармье в книге «Северные письма» было упомянуто народное предание о Рюрике и его братьях. Также, в начале XVIII века появляется ряд генеалогических трудов по династиям северо-немецкой земли Мекленбург, в которых упоминается Рюрик, как сын одного из вождей ободритов.
  • Согласно Иоакимовской летописи, Рюрик был сыном неизвестного варяжского князя в Финляндии от Умилы, средней дочери славянского старейшины Гостомысла.
  • Д. И. Иловайский летописный рассказ о призвании варягов считал полностью легендарным, и на основании этого отвергал всё связанное с Рюриком. Являясь сторонником южного происхождения Руси, он возводил русских к упоминаемому в античных источника племени роксалан, проживавших в среднем Поднепровье

Семья и личная жизнь

Неизвестно, сколько было у Рюрика жён и детей. Летописи сообщают только об одном сыне — Игоре. По Иоакимовской летописи, Рюрик имел несколько жён, одной из них и матерью Игоря была «урманская» княжна Ефанда. Татищев, ссылаясь на Иоакимовскую летопись и, возможно, используя какие-то поздние несохранившиеся источники, рассказывает о женитьбе Рюрика на Ефанде, дочери новгородского посадника Гостомысла, инициатора приглашения Рюрика.

Кроме Игоря, у Рюрика, возможно, были и другие дети, поскольку в русско-византийском договоре 944 года упомянуты племянники Игоря — Игорь и Акун. Есть версия, что Игорь Младший был от сына Рюрика, а Акун — от дочери.

Образ в культуре и памяти поколений

Личность князя Рюрика оставила значительный след в истории современной России, Украины и Белоруси. За прошедшие столетия были созданы картины, фильмы и памятники, посвященных князю.

Список литературы

  1. Повесть Временных Лет
  2. Брюссельский кодекс Cod. Brux. gr. 11376 был переписан в Константинополе между 1280 и 1300 гг. Содержит в том числе краткую императорскую хронику.
  3. Ioannis Dlugossii Annales seu cronicae incliti regni Poloniae. Liber 1-2. — Warszawa, 1964. — P. 121.

Князь Рюрик

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *