Вязь — тип письма, в котором буквы сближаются или соединяются одна с другой и связываются в непрерывный орнамент
Различают вязь простую, сложную и узорную. Обычными приёмами при работе вязью являются:
лигатура: соединение двух или нескольких букв, имеющих общую (слившуюся) часть;
уменьшение отдельных букв и распределение их в промежутках между неуменьшеными буквами;
подчинение: написание малой буквы под какой-либо частью или между штрихами большой;
соподчинение: написание двух или нескольких уменьшенных, одна под другой;
сокращение частей букв в целях сближения их друг с другом;
Приёмы эти в значительной части были известны в Византии и у южных славян, но особенно широкое применение они нашли в русской письменности. Вязью пользовались в целях сокращения письма при недостатке места (запись 1512 по кайме шитой пелены Рязанского музея), ею писались изредка даже целые рукописи (напр. Кодекс Чудовского собр. № 13).
Однако кроме целей делового характера вязь употреблялась — особенно у русских — и для эстетических целей. Элементы вязи сочетаются с чисто орнаментальными мотивами в стиле арабесок. Пустоты в строке вязи обычно заполняются украшениями. Из них различают следующие: ветка, стрелка, глазок, завиток, крестик, листик, лучи, завиток, усики, хоботок, шип. В этом, нередко трудночитаемом, связном письме смысловая сторона отступает на второй план.

Орнаментальная вязь сложилась в Византии ещё в середине XI века, но это было легко читаемое письмо, довольно широкое, с несложными техническими приёмами. Византийская вязь с первой половины XIII века легла в основу вязи южных славян, у которых к концу XIV века — времени южно-славянского влияния на русскую письменность — разработаны были стили этого художественного письма. Южно-славянская вязь также не трудна для чтения и не представляет большой сложности композиции составляющих её частей.
В русской книге вязь появилась в конце XIV века. К концу XV века вязь стала любимым каллиграфическим приёмом в оформлении русской рукописной книги. Рассадниками искусства вязи в это время сделались Псков и Новгород, а в центре Руси — Троице-Сергиев монастырь. Лучшие образцы вязи были созданы в середине XVI века в Москве при Иване IV в каллиграфической мастерской, которой руководил митрополит Макарий, а также в Новгороде. Славятся своей печатной вязью книги, выпущенные русским первопечатником Иваном Фёдоровым.
На Руси в течение XV—XVI веков орнаментальная вязь быстро эволюционировала. Строчные буквы вязи вытянулись так, что высота букв стала превосходить их ширину в 10 раз. В XVII веке московским писцам были известны сотни различных комбинаций буквенных начертаний, но с конца этого столетия дальнейшие изменения в области вязи происходили лишь в старообрядческой среде, особенно в школах поморского письма, которое заметно эволюционировало даже в XIX веке.
Орнаментальная вязь имела широкое применение на предметах, тесно связанных с бытом и общественной жизнью Руси: ею нередко писались заглавия статей и отдельных частей в книгах, она обычна в надгробных надписях, на предметах религиозного культа, встречается на домашней металлической и деревянной посуде, мебели и пр. Эволюция вязи зависела от развития и характера техники работы на разных материалах: своеобразные отличия имеет вязь, писанная в книгах, резанная на камне или кости, шитая на тканях, писанная на дереве. В связи с этим в разных культурных центрах мы находим значительные отличия в этом письме. Широкое развитие производственной техники в Москве XVI—XVII веках объясняет нам в большой степени чрезвычайную сложность московской орнаментальной вязи в XVII веке.


Как читать вязь:
Вязь молитвы «Достойно есть яко» — замысловатая вязь на основе скорописи, приближающаяся к тайнописи. Текст молитвы и ее дешифровка представлены на рисунках.
В итоге получается молитва «Достойно есть», которая в церковной службе действует и по сей день:
«Достоино есть яко воистину блъжъти Тя, Богородицу, Присноблаженую и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнъишую Херувимъ и славнъишую без сравнения Серафимъ, без истлъния Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя въличаемъ.»



Разбор вязи знамени Ермака
В коллекции реликвий Оружейной палаты имеются три синих знамени Ермака, под которыми он в 1582 году покорил Сибирское ханство Кучума.
Полотнища стягов имеют длину более 3 аршин (2 метра). На одном вышиты образы Иисуса Навина и св. Михаила (см. рис. 1). На двух других — лев и единорог, готовые к бою.
Сюжет изображения — сцена из Ветхого Завета. После смерти Моисея вождём Израиля становится Иисус Навин. Накануне взятия Иерихона он видит человека с мечом в руке — вождя воинства небесного. «Сними обувь свою, ибо место, на котором ты стоишь, святое» — говорит небожитель. На изображении как раз момент, когда Иисус разувается.
Эта же сцена изображена и на знамени Дмитрия Пожарского (см. Вязь знамени Дмитрия Пожарского) с небольшими отличиями в деталях, из которых наиболее значительным является то, что на знамени Ермака Иисус Навин изображён обычным человеком (без нимба), а на знамени Дмитрия Пожарского он уже святой (с нимбом).

Каллиграфия – новая модная тенденция?
Умение писать каллиграфическим почерком с новой силой входит в моду. Может потому, что пишут от руки сейчас очень мало? и письмо от руки входит уже не в просто умение , а в искусство?
Сейчас можно найти огромное количество обучающих материалов в интернете, книг, видео уроков и мастер классов по обучению каллиграфии.
Разберемся сначала, что же такое каллиграфия. По этимологии слова: каллиграфия — красивый почерк (производное от греческих слов kallos «красота» — graphe «писать»).

Ещё каллиграфию часто называют искусством красивого письма. Есть и такое определение — «Каллиграфия — искусство изображения слова».

Еще в первобытных культурах информация передавалась в виде картинок, а не букв. В дальнейшем такие рисунки трансформировались до уровня знаков, обозначающих предметы, указанные на рисунке.

У китайцев – такими знаками стали иероглифы. Искусство написания этих знаков китайцы довели до совершенства.

Из Китая каллиграфия пришла и в Японию (это где-то V век нашей эры — период зарождения каллиграфии в Японии обозначен не так четко). Позже японцы адаптировали китайские иероглифы до родного языка.

В Китае и Японии каллиграфия относится к изящным искусствам, к которым относятся поэзия, живопись.

В разных странах каллиграфия приобретает свои специфические особенности. Давайте посмотрим на основные виды:

Как сделать надпись в стиле искусственной каллиграфии

Напишите слово или предложение

Для начала выберете, чем будете писать. Подойдет что угодно: от обычной ручки вроде Pilot G2 до мела или пастели! Запишите слово или фразу курсивом, оставляя между буквами и словами достаточно места.

Обозначьте нисходящие штрихи

Дальше нужно обозначить нисходящие штрихи, из которых состоит слово. Но сперва нужно их как-то найти! Нисходящий штрих появляется тогда, когда вы ведете ручку вниз. На фото внизу видно, что слово «create” состоит из нескольких таких штрихов.

Затем нарисуйте линии, параллельные нисходящим штрихам. Они должны прилегать к основным линиям. Обратите внимание: не так важно, справа или слева от основных линий вы впишете новую!

После того, как вы обозначите нисходящие штрихи, слово будет выглядеть примерно так, как на фото.

Закрасьте выделенные участки.

Когда все нисходящие штрихи обозначены, их можно закрасить!

Получившийся по завершении контраст изгибов слова сделает надпись почти неотличимой от каллиграфии, выполненной профессиональным инструментом!

Прописи для каллиграфии

На мой взгляд, искусственная каллиграфия отлично сочетается со шрифтом «Kaitlin Style”! Я подготовила для вас референс, чтобы показать, как смотрятся вместе стиль Кэйтлин и искусственная каллиграфия (Kaitlin Style faux calligraphy exemplar ).

Рекомендуемые статьи

Магнитная краска не слишком известна широкому кругу рукодельников, восполним этот недостаток….

x

Карточка автора

Мария Пустовалова

Окончила Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова, Факультет Государственного Управления, работаю в Международной компании Waser Люблю готовить сложные блюда, рисовать, вышивать. Люблю животных.

Статьи автора

Закрыть Мария Пустовалова

Каллиграфия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *