Через неделю после праздника Троицы у православных начинается Петров (Петровский) пост, который продлится до 11 июля.

Петровский пост 2019: начало, продолжительность и окончание

В 2019 году Петров пост начинается в понедельник, 24 июня, и заканчивается в четверг, 11 июля. Таким образом, в этом году первый летний пост не слишком продолжительный — всего 18 дней.

Дело в том, что Петров пост каждый год имеет разную продолжительность, в зависимости от наступления Пасхи и Троицы, которые в этом году достаточно поздние. От этих праздников зависит время начала поста, а заканчивается он всегда накануне Дня Петра и Павла (Петрова дня). Память этих апостолов церковь чтит 12 июля.

Петров пост – что нельзя делать, традиции

► В Петров пост не принято заниматься рукоделием: наши предки старались вообще иголку в руки не брать в эти дни. Иначе, мол, можно все хорошее «зашить» и «пришить» к своей судьбе что-то плохое.

► Заодно в Петровский пост стараются не одалживать денег – по поверью, это к бедности.

► Еще нельзя стричься – чтобы на всю жизнь не остаться без счастья и удачи.

История Петровского поста

Петровский пост называют апостольским, он был установлен учениками Христа в честь праздника Троицы, когда на них снизошел Святой Дух. Вдохновленные священным знанием, которое подвигло апостолов нести Христово учение во все земли, ученики Иисуса постановили держать пост в течение недели, чтобы подготовить себя к высокому служению.

В России Петровский пост посвящен памяти апостолов Петра и Павла и может иметь продолжительность от восьми дней до полутора месяцев.

Петров день: что за праздник

Петров день — это просто народное название церковного православного праздника установленного в честь апостолов Петра и Павла.

Святой Петр, сын простого рыбака, был одним из двенадцати апостолов — учеников Иисуса Христа. При рождении будущему апостолу дали имя Симон, но потом от Христа он получил прозвище Кифа, что на арамейском означало «камень», то есть, твердый в вере. Позже имя было переведено на греческий, по-гречески Петр — это также «камень».

Согласно Евангелию Петр был участником и свидетелем многих библейских событий, именно он трижды предал своего учителя, но потом искупил свою слабость и стал оплотом веры и создателем христианской церкви. Апостола Петра принято считать первым Папой Римским.

Святой Павел, которого православные христиане также поминают 12 июля, не входил в число двенадцати апостолов, он вообще был сначала одним из гонителей иудеев, но потом, когда встретил воскресшего Иисуса Христа, уверовал в единого Бога.

Павел проповедовал христианское учение на территории Малой Азии и Балканского полуострова. Его послания входят в Новый завет.

Церковные книги утверждают, что апостолы Петр и Павел погибли мученической смертью в один день — 12 июля (29 июня по старому стилю).

По легенде апостол Петр пришел проповедовать в Рим, где был арестован и распят вниз головой. Апостол Павел также был казнен в Риме, но поскольку он был римским гражданином, то к нему считавшаяся постыдной казнь на кресте не могла быть применена. Павлу отсекли голову.

В христианской традиции имена этих двух святых тесно связаны — поэтому на Руси этот праздник иногда называли «Петры-Павлы».

День Петра и Павла: как еще называют этот праздник

Испокон веков наши предки с особым почтением и благоговением относились к апостолам Петру и Павлу. В этот день было принято посещать торжественную литургию в храме, после чего накрывать стол и отмечать их престольный праздник в узком семейном кругу.

Женщины пекли пироги с ягодами, запекали мясо и готовили кашу. В народе этот день называли по-разному: Петр-Павел, Петрок, Петры и Павлы, Мирская свеча, Зеленый покос, Красное лето, Играние солнца, Петры-рыболовы, Рыболов, Петров день, Петровки.

Петров день: традиции и обряды

В этот день люди обращали внимание на Солнце, которое искрилось особыми цветами, как на Рождество Христово. Считалось благой вестью узреть первые солнечные лучи, поэтому наши предки вставали рано утром, чтобы «стеречь Солнышко».

Делалось это и для того, чтобы прогнать русалок от своих домов.

Народная традиция утверждает, что в Петров день подводная нечисть может причинить много неудобств и уничтожить весь урожай.

В домах пекли различные угощения: мясные блюда, пироги, кулебяки и другие деликатесы. После поста люди ликовали и могли вкусить скоромную пищу, в которых были ограничены. Днем шла усиленная подготовка к вечернему застолью. Во многих городах проводились ярмарки с диковинными товарами.

В обязательном порядке люди посещали церковную службу, вознося хвалу святым угодникам. Через молитву Петру и Павлу можно было попросить крепкого здоровья, успехов и счастья.

В день святых апостолов игрались последние летние свадьбы. Считалось, что заступничество учеников Христа сделает брачный союз крепким и нерушимым.

Люди, имеющие в хозяйстве рогатый скот, обязательно должны были привязать атласную красную ленту к рогам животных. Считалось, что таким образом животные получали заступничество Высших сил от болезней.

Богатый урожай можно было заполучить с помощью действенного обряда. Люди собирали со своих участков созревшие ягоды или другие посевы и угощали ими страждущих, либо относили в церковь.

По традиции на перекрестке двух дорог дрались самые крепкие юноши городов или сел. Считалось, что таким методом можно было навсегда искоренить вражду между соседями.

Гадания в в день апостолов Петра и Павла

Молодые девушки в день Петра и Павла также как и на Троицу «завивали березку». Для этого на молодой березе выбирали три ветки, сплетали их в косичку, и загадывали желание, повторяя при этом: «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!».

Завивали веточки обычно красной лентой и крепкой травой. Через три дня девушки снова приходили к берёзе и смотрели — если коса не завяла и не распустилась, то желание сбудется. «Березовую косу» после гадания обязательно распускали.

  1. В Петров день девушки собирали 12 цветков с 12 полей и клали под голову, крепко зажмуривали глаза, произнося: «Двенадцать цветов с разных полей, двенадцать молодцов! Кто суженый-ряженый, мне покажися и меня погляди».
  2. Эти же травы можно положить на ночь под подушку, чтобы увидеть вещие сны:»Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять!».
  3. Также под голову на ночь клали подорожник со словами:»Трипутник-попутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!».

Что нельзя делать в Петров день

Петров день – это престольный праздник апостолов Иисуса Христа, которые несли Слово Божие в народ. В конце жизни они приняли мученическую смерть с разницей в один год. Чтобы правильно отметить этот христианский праздник, необходимо знать, что можно и нельзя делать в Петров день:

  • Следует отказаться от выполнения любой хозяйственной работы по дому;
  • Не рекомендуется посещать кладбища;
  • Нельзя заниматься грязной работой и делами, связанными с возделыванием земли.

Что нужно делать в Петров день

  • Пойти в храм на службу, перед этим умывшись из трех источников (это гарантировало защиту Петра в течение года).
  • Сегодня надо обязательно исповедаться и причаститься, завершив, таким образом, Петров пост. То есть, очистить не только тело, но и душу.
  • Приготовить рыбу. Женщины верили, что рыба на праздничном столе – это гарантия мира и счастья в доме.

В этот день наши предки готовили первый «молодой борщ», в котором все ингредиенты были нового урожая — и свекла, и капуста, и помидоры. И непременно борщ должен быть с молодым петушком. Данная традиция гарантировала обеспеченную жизнь в течение года.

На Петров день мамы пекли своим деткам «мандрыки» — булочки или пончики с творогом и фруктами. Считалось, что на Петра и Павла «кукушка мандриком подавилась» и перестает куковать.

Покататься на качелях. Если в этот момент засмеяться, то непременно счастливым будешь. А если заплачешь, жизнь сократишь.
На Петра и Павла обязательно надо идти в гости. Делается это для того, чтобы в суете не забыть о родных и друзьях.

Народные приметы в Петров день

К приметам в день Петра и Павла люди относились с особым вниманием, ведь после этого дня начиналась пора сенокоса и предугодать дождливые или пасмурные дни было очень важно.

1.Готовь серпы на Петров день — после этого дня начинался покос трав.

2.На Петров день кукушки замолкают. Если кукушка перестает куковать за неделю до Петрова дня, то зима будет ранняя, если же кукушка кукует неделю или две после Петрова дня, то и зима наступит поздно.

3.Если на Петров день дождь, сено будет жестким, но урожай обильным.

4.Если на Петра и Павла дождь — жито уродится.

5.На Петров день дождь—урожай не худой, два дождя — хороший, а три — богатый.

6.Смотрели на поле хлебное в этот день: если хлеба уродились, то ни Петр, ни Павел их не отнимут.

7.На Петров день — колос, на Ильин — колоб.

8.Петр и Павел день убавил, говорили в народе, потому что продолжительность дня к этому времени заметно уменьшалась.

9.Петр и Павел жару прибавил — начинались самые жаркие летние дни.

10.День убывает, жара прибывает.

11.Как придет Петро, так и будет тепло.

12.Придет Петрок — сорвет листок. С Петра и Павла начинали падать листья с деревьев.

Как правильно молиться апостолам Петру и Павлу

Церковные традиции в Петров день рекомендуют отправиться в храм и обратиться со своей просьбой к апостолам. Запомните, что когда человек обращается за помощью к святым, то они передают его слова Богу и молитва получается более сильной.

Апостолы Петр и Павел получили от Господа особую благодать за то, что были его верными учениками и проповедовали веру, невзирая на опасность быть убитыми.

Оба они приняли мученическую смерть во времена правления императора Нерона. Поэтому Господь сделал этих угодников ходатаями перед ним в деле избавления страждущих от телесных недугов и различных скорбей.

Что просить у святых в Петров день

По традиции у Петра и Павла можно попросить удачи в новых начинаниях и преодолении житейских проблем. Они придут на помощь сомневающимся и подарят надежду, что в будущем все может измениться к лучшему. Для того, чтобы ваши слова были услышаны, следуя церковным традициям, надо поставить свечи перед иконой святых и после молитвы мысленно попросить о содействии.

Как правило, в этот день церковь посещают заядлые рыбаки. Ведь апостол Петр, которого прежде звали Симоном, до своего обращения был простым рыбаком. Он ловил рыбу в Геннисаретском озере, расположенном в Галилее, когда встретился с Христом и решительно пошел за ним.

Поэтому издавна святой покровительствует рыбакам. Считается, что если в Петров день любители ловли попросят у апостола послать им удачи, то без рыбы они не останутся.

Молитвы Петру и Павлу

Молитва первая

О святии апостоли Петре и Павле, не отлучайтеся духом от нас, грешных раб Божиих (имена), да не разлучимся вконец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите, да помилует Господь всех нас молитв ваших ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение во веки веков.

Молитва вторая

О преславнии апостоли Петре и Павле, души за Христа предавшии и кровию вашею пажить Его удобрившии! Услышите чад ваших молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся.

О сильнии! Понесите немощи наша, не отлучайтеся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите, да помилует Господь всех нас, молитв ваших ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и Брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь.

Вопросы и ответы о Петровом посте

Какого числа Петров пост в 2020 году?

В 2020 году Петров пост длится с 15 июня по 11 июля.

Когда был установлен Петров пост?

Установление Петрова поста относится к первым временам Православной Церкви.

О церковном установлении этого поста упоминается в постановлениях апостольских: «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти».

Но особенно этот пост утвердился, когда в Константинополе и Риме, тогда еще не отпавшем от Православия, были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по новому стилю — 12 июля), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке и на Западе. В Православной Церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой.

С IV века свидетельства отцов Церкви об апостольском посте становятся все чаще, о нем упоминают св. Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, а в V веке — Лев Великий и Феодорит Кирский.

Св. Афанасий Великий, описывая в своей защитительной речи к императору Констанцию бедствия, причиненные православным христианам от ариан, говорит: «Народ, постившийся в неделю, следующую за св. Пятидесятницею, отошел для молитвы на кладбище».

Почему Петров пост следует за днем Пятидесятницы?

День Пятидесятницы, когда в пятидесятый день после исшествия Своего из гроба и в десятый день по вознесении Своем Господь, воссевший одесную Отца, ниспослал Пресвятого Духа на всех Своих учеников и апостолов, — один из величайших праздников. Это совершение нового вечного завета с людьми, о котором предсказал пророк Иеремия: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более» (Иер. 31,31-34).

Дух Святой, сошедший на апостолов, Дух истины, Дух премудрости и откровения начертал вместо Синайского новый Сионский закон, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца (2 Кор. 3, 3). Место Синайского закона заступила благодать Святого Духа, законополагающего, подающего силы к исполнению Закона Божиего, изрекающего оправдание не по делам, а по благодати.

Мы не постимся в Пятидесятницу, потому что в эти дни Господь пребывал с нами. Не постимся, потому что Он Сам сказал: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? (Лк. 5, 34). Общение с Господом есть как бы пища для христианина. Итак, во время Пятидесятницы мы питаемся Господом, с нами обращающимся.

«После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа, — пишет св. Лев Великий. — За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой, и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований, …нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть.

Поэтому-то учители, просветившие примером и наставлением всех чад Церкви, начало брани за Христа ознаменовали святым постом, чтобы, выходя на брань против духовного развращения, иметь для этого оружие в воздержании, которым можно было бы умертвить греховные вожделения, ибо невидимые наши противники и бесплотные враги не одолеют нас, если мы не будем предаваться плотским похотям. Хотя в искусителе желание вредить нам постоянно и неизменно, но оно остается бессильным и бездейственным, когда он не найдет в нас стороны, с которой ему можно напасть…
По этой-то причине установлен неизменный и спасительный обычай — после святых и радостных дней, празднуемых нами в честь Господа, воскресшего из мертвых и потом вознесшегося на небеса, и после принятия дара Святого Духа, проходить поприще поста.

Этот обычай необходимо усердно соблюдать и для того, чтобы в нас пребывали те дары, которые сообщены ныне Церкви от Бога. Соделавшись храмами Святого Духа и, более чем когда-либо, быв напоены Божественными водами, мы не должны покорствовать никаким вожделениям, не должны служить никаким порокам, чтобы жилище добродетели не осквернилось ничем нечестивым.

При помощи и содействии Божием мы все можем достигнуть этого, если только, очищая себя постом и милостыней, будем стараться освободить себя от скверн греховных и приносить обильные плоды любви». Далее св. Лев Римский пишет: «Из апостольских правил, которые внушил Сам Бог, первостоятели церковные, по внушению Святого Духа, первым поставили то, чтобы все подвиги добродетели начинать с поста.

Это они сделали потому, что заповеди Божии можно исполнить хорошо только тогда, когда воинство Христово ограждено от всех соблазнов греха святым воздержанием.

Итак, возлюбленные, должны мы упражняться в посте преимущественно в настоящее время, в которое заповедуется нам пост, по окончании пятидесяти дней, протекших от воскресения Христова до сошествия Святого Духа и проведенных нами в особом торжестве.

Этот пост заповедан, чтобы предохранить нас от беспечности, в которую очень легко впасть из-за долговременного разрешения на пищу, которым мы пользовались. Если ниву нашей плоти не возделывать непрестанно, на ней легко возрастают терние и волчцы, и приносится такой плод, который не собирают в житницу, а обрекают на сожжение.

Поэтому мы обязаны ныне со всем тщанием хранить те семена, которые приняли в наши сердца от небесного Сеятеля, и остерегаться, чтобы завистливый враг как-нибудь не испортил дарованного Богом, и в раю добродетелей не взросли терние пороков. Отвратить же это зло можно только милостию и постом.

Бл. Симеон Фессалоникийский пишет, что пост установлен в честь апостолов, «потому что через них мы сподобились многих благ и они явились для нас деятелями и учителями поста, послушания… и воздержания. Это против воли свидетельствуют и латиняне, чествуя апостолов постом в их память. Но мы, согласно с постановлениями апостольскими, составленными Климентом, после сошествия Cвятого Духа одну неделю торжествуем, а потом, со следующей за тем, чествуем предавших нам поститься апостолов».

Почему апостолы Петр и Павел называются первоверховными?

По свидетельству слова Божия, апостолы занимают особое место в Церкви — каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих (1 Кор. 4,1).

Облеченные равной силой свыше и одинаковой властью разрешать грехи, все апостолы сядут на двенадцати престолах возле Сына Человеческого (Мф. 19,28).

Хотя некоторые апостолы и отличены в Писании и Предании, например Петр, Павел, Иоанн, Иаков и другие, ни один из них не был главным и даже превосходящим честью остальных.

Но так как в Деяниях апостольских преимущественно повествуется о трудах апостолов Петра и Павла, то Церковь и святые отцы, благоговея при имени каждого из апостолов, этих двоих называют первоверховными.

Церковь прославляет апостола Петра как предначавшего из лика апостолов исповедать Иисуса Христа Сыном Бога живаго; Павла же яко паче иных потрудившегося и причисленного к высшим из апостолов Духом Святым (2 Кор. 11, 5); одного — за твердость, другого — за светлую мудрость.

Называя двоих апостолов верховными по первенству порядка и трудов, Церковь внушает, что глава ее есть один только Иисус Христос, а все апостолы — служители Его (Кол. 1,18).

Святой апостол Петр, до призвания своего носивший имя Симон, старший брат апостола Андрея Первозванного, был рыбак. Он был женат, имел детей. По выражению св. Иоанна Златоуста, это был человек пламенный, некнижный, простой, бедный и богобоязненный. Он был приведен к Господу своим братом Андреем, и при первом же взгляде на простого рыбака Господь преднарек ему имя Кифа, по-сирски, или по-гречески — Петр, то есть камень. По избрании Петра в число апостолов Господь посетил его убогий дом и исцелил тещу от горячки (Мк. 1,29-31).

В числе трех учеников Своих Господь удостоил Петра быть свидетелем Своей Божественной славы на Фаворе, Своей Божественной силы при воскрешении дочери Иаира (Мк. 5, 37) и Своего по человечеству уничижения в саду Гефсиманском.

Петр горькими слезами раскаяния омыл свое отречение от Христа, и первым из апостолов вошел в гроб Спасителя по воскресении Его, и первым из апостолов удостоился узреть Воскресшего.
Апостол Петр был выдающимся проповедником. Сила его слова была столько велика, что он обращал ко Христу по три, по пять тысяч человек. По слову апостола Петра обличаемые в преступлении падали мертвыми (Деян. 5, 5. 10), мертвые воскресали (Деян. 9, 40), больные исцелялись (Деян. 9, 3-34) даже от прикосновения к ним одной тени проходящего апостола (Деян. 5, 15).

Но у него не было первенства власти. Все церковные дела решались общим голосом апостолов и пресвитеров со всей Церковью.

Апостол Павел, говоря об апостолах, почитаемых столпами, поставляет на первом месте Иакова, а потом Петра и Иоанна (Гал. 2,9), себя же причисляет к ним (2 Кор. 11,5) и сравнивает с Петром. Собор посылает Петра на дело служения так же, как и других учеников Христовых.

Апостол Петр совершил пять путешествий, проповедуя Евангелие и многих обращая ко Господу. Последнее путешествие окончил в Риме, где с великим усердием благовествовал веру Христову, умножая число учеников. В Риме апостол Петр обличил обман Симона волхва, который выдавал себя за Христа, обратил ко Христу двух жен, любимых Нероном.

По повелению Нерона 29 июня 67 года апостол Петр был распят. Он просил мучителей распять себя головой вниз, желая этим показать различие между своими страданиями и страданиями своего Божественного Учителя.

Чудесна история обращения святого апостола Павла, до этого носившего еврейское имя Савл.

Савл, воспитанный в законе иудейском, ненавидел и терзал Церковь Христову, и даже выпросил у синедриона власть всюду находить и преследовать христиан. Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу (Деян. 8, 3). Однажды «Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил» (Деян. 9,1-9).

Упорный гонитель христианства становится неутомимым проповедником Евангелия. Жизнь, поступки, слова, послания Павла — все свидетельствует о нем, как избранном сосуде благодати Божией. Ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни голод, ни нагота, ни опасности, ни меч, ни смерть не могли ослабить в сердце Павла любви к Богу.

Он совершал непрестанные путешествия в разные страны для проповеди Евангелия иудеям и особенно язычникам. Эти путешествия сопровождались необычайным могуществом проповеди, чудесами, неусыпным трудом, неистощимым терпением и высокой святостью жизни. Труды апостольского служения Павла были беспримерны. Он сам о себе говорил: более всех их потрудился (1 Кор. 15, 10). За свои труды апостол претерпел неисчислимые скорби. В 67 году 29 июня в одно время с апостолом Петром он принял мученическую кончину в Риме. Как римский гражданин он был обезглавлен мечом.

Православная Церковь почитает апостолов Петра и Павла как просветивших мрак, прославляет Петрову твердость и Павлов разум и созерцает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся, в апостоле Петре — образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле — образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.

Сколько длится Петров пост?

Петров пост зависит от того, рано или поздно бывает Пасха, и потому продолжительность его различна. Он всегда начинается с окончанием Триоди, или после недели Пятидесятницы, и прекращается 12 июля.

Самый продолжительный пост заключает в себе шесть недель, а самый короткий — неделю и один день.

Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон (XII век) говорит: «За семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан».

Петров пост: что можно есть?

Подвиг Петрова поста менее строг, чем Четыредесятница (Великий пост): во время Петрова поста устав Церкви предписывает еженедельно — по средам и пятницам — воздерживаться от рыбы. В субботние, воскресные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо великого святого или дни храмового праздника также разрешается рыба.

Как провести Петров пост?

Читайте также — Петров пост: кто мы друг другу?

Протоиерей Игорь Пчелинцев:

Наступает православный Петров пост, по-другому его еще называют пост апостольский. Мы знаем, что он заканчивается праздником святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Мы знаем, что это пост летний, не такой строгий, как Великий или Успенский, что в это время уже появляются первые свежие овощи, поэтому этот пост в целом легкий. Но, к сожалению, для многих православных христиан этим и заканчиваются смыслы Петрова поста.

Попоститься — вот отгуляли Пятидесятницу, наелись скоромного, можно теперь и поговеть. Надо причаститься, поисповедоваться, ну как положено в посты. А для некоторых как и нет этого поста, ну, говорят — «не Великий же пост, нам некогда (нет сил, времени etc.) поститься «все время».

Думается, что было бы гораздо логичнее посвятить время этого поста осмыслению апостольства в Церкви. Даже так — посвятить деятельному осмыслению.

Прошу понять меня правильно. Было бы слишком дерзновенно взять на себя без благословения апостольское звание, равноапостольных святых не так много в Месяцеслове. Но, тем не менее, каждый христианин все равно должен быть служителем Слова Божия. Слово Христово, сказанное апостолам при Вознесении: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф.28:19,20) – определило главную апостольскую задачу.

Бог послал Святого Духа апостолам, чтобы они несли весть о воскресении во все концы мира. Через апостолов это послушание установилось в церковной иерархии — у епископов и священников. Епископ и священник, живущий во Христе, старающийся это делать, может искренне повторить за Апостолом: «Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!» (1 Кор.9:16); но это не слагает с мирян обязанности иметь послушание благовестия. Особенно у православных христиан. И очень хорошо, если проверить свои силы мы сможем в течение поста, который в Церкви назван Апостольским.

Я бы выделил в этой задаче два основных направления — апостольство внутреннее и апостольство внешнее (прошу не судить категорично за терминологию — слова могут быть и другие, если кто-то усматривает здесь некий «протестантский налет»).

Внутреннее — для большинства церковных и еще только ищущих своего пути и места в Церкви людей — наверное, самое важное. Донести Благую Весть о Воскресении Христовом, о покаянии и преображении человека Духом Святым прежде всего до своего сердца и ума. Внутренне, со смирением принять то, что дает человеку, ищущему Бога, Церковь. Научиться простым вещам (на первый взгляд простым, но и несложным при том) — просто верить, довериться Богу и Его Слову, верить Церкви как матери, просто молиться, как я говорю своим студентам: «Без заламывания рук и закатывания глаз» (образно, конечно — просто, значит — разумно и без психического надлома).

Протоиерей Игорь Пчелинцев

Есть красивое выражение: «Пост и молитва – это два крыла, которые поднимают христианина в Царство Небесное». Что ж, если это так, и если молитва должна быть проста и разумна, то и пост должен быть прост и разумен. Мы уже обсуждали это во время Великого поста. Пост должен быть по силам и без молекулярно-ингредиентного подхода. Ради Христа. Ради преображения Духом Божиим нашего истлевшего или истлевающего естества.

Наша внутренняя убежденность в правоте Слова Божия вместе с покаянием и жизнью в Церкви должна дать нам самое творческое основание для нашего апостольства — мир сердечный, иное, по сравнению с миром суетным, отношение к Богу, Церкви, человеку и себе самому. Мир, любовь, прощение, сострадание, сочувствие, боль сердечная о неправде и несправедливости — противоположные ненависти и равнодушию качества души-христианки.

Мы должны дать Богу привить эти добрые вещи к ветвям нашей личности. Прирастить нас к Себе Самому, Он — лоза, мы – ветви. И без Него не можем творить ничего. Все в Боге и обретает свою ценность, в том числе и благовествование. Самое приличное занятие в пост.

И очень важно апостольство внешнее, потому что, как христиане, мы ответственны и за других, за ближних, далеких, за весь мир. Даже если кажется, что ну никак не может хватить сил нашей души на самого себя, куда уж до целого мира!

У одного человека никогда не достанет сил спасти мир — он может только сотрудничать Богу, содействовать исполнению Его воли в мире — чтобы все познали Истину и спаслись …Но наставляйте друг друга каждый день, …чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом» (Евр.3:12-13).

Во времена «дикого рынка» и навязчивого маркетинга мы научились бояться тех, кто обещает нам что-то хорошее. В таком контексте евангельское слово «благовествовать» может испугать человека. Мы по душевной робости боимся предлагать нашу веру другим, как если бы речь шла о товаре. Мы имеем чувство уважения к окружающим и не желаем, чтобы о нас подумали, что мы навязываем свою точку зрения или пытаемся в чем-то «самом верном и правильном стопроцентно убедить». Особенно если речь идет о такой личной теме для разговора, как доверие Богу.

Для христиан возвещать Благую Весть воскресения не значит говорить об учении, наборе параграфов и пунктов, который следует выучить наизусть. Благовествовать – значит, в первую очередь, свидетельствовать о внутреннем преображении человеческого существа. Господь Иисус Христос возвращал каждому человеку его ценность и достоинство с бесконечным уважением. Благовествовать – не только значит говорить с кем-то об Иисусе или о Православии как таковом, а, намного глубже, привлечь внимание человека к тому, насколько он ценен для Бога. Так об этом говорили и святые отцы и многие подвижники, знающие о действии благодати Святого Духа в человеке.

Но наше внешнее свидетельство о Христе и Церкви может проистекать только из последствий внутреннего апостольства, усвоения себе через законные церковные средства — пост, молитву, милостыню, Таинства (сколько уже говорилось об этом!) жизни во Христе. Иначе наши слова не будут иметь духовной силы. Они и нам самим ничего не скажут.

Я недавно нашел очень светлое христианское рассуждение, мне показалось, что оно очень подходит к нашему разговору о внутреннем и внешнем апостольстве каждого христианина. Поэтому вместо традиционной притчи я хотел бы завершить заметку о Петровом посте такими словами, исполненными любви Христовой:

  1. Люди бывают неразумны, нелогичны и эгоистичны – все равно прощайте их.
  2. Если вы проявили доброту, а люди обвинили вас в тайных личных побуждениях – все равно проявляйте доброту.
  3. Если вы добились успеха, то у вас может появиться множество мнимых друзей и настоящих врагов – все равно добивайтесь успеха.
  4. Если вы честны и откровенны, то люди могут вас обманывать – все равно будьте честны и откровенны.
  5. То, что вы строили годами, может быть разрушено в одночасье – все равно продолжайте строить.
  6. Если вы обрели счастье, то вам могут завидовать – все равно будьте счастливы.
  7. Добро, которое вы сотворили сегодня, люди позабудут завтра – все равно творите добро.
  8. Делитесь с людьми самым лучшим из того, что у вас есть, и им этого никогда не будет достаточно – все равно продолжайте делиться с ними самым лучшим. В конце концов, вы убедитесь, что все это было между Богом и вами и никогда не было между вами и ними.
  9. Неважно, кто и что говорит о вас – принимайте все с улыбкой и продолжайте делать свое дело.
  10. Молитесь вместе и пребывайте в единстве.

Статьи о Петровом посте

  • Королевская трапеза на Петров пост
  • Петропавловский пост: что позволительно и что полезно

О мирском, житейском…

Фото: Александр Погожев/ТАСС

— А если человек на две недели выехал в отпуск во время поста, на море, в тепло. У него это единственная возможность отдохнуть, расслабиться. Он вывез детей, которых надо развлекать. Везде шашлык да хачапури. А ему подавай пирожок с капустой…

— Если это у человека единственная возможность отдохнуть и расслабиться – никто его не станет казнить за несоблюдение поста. Отдыхайте, наслаждайтесь семейным счастьем, радуйтесь жизни и благодарите Бога.

— В целом, ритм церковной жизни людей в летний период, мягко говоря, ослабевает. Многие уезжают на дачу на все лето, где не всегда есть возможность ходить в храм. Как можно поддержать свою духовную жизнь в это время?

— Эпидемия коронавируса нам всем преподнесла урок, как при невозможности посещать богослужения в храме находить другие формы пребывать в единстве с Богом и Церковью. Мы совершаем большую ошибку, когда превращаем христианство в религию обрядов и внешних предписаний, когда они становятся самоцелью или разменной монетой в наших отношениях с Богом.

Христианство – это Воскресший Христос.

Жизнь христианина – пребывать в общении с Ним через таинства Церкви, но не в меньшей степени через чтение Писаний, молитву, пост, братскую любовь, дела милосердия.

Послания апостолов написаны раньше всех четырех Евангелий

Эль Греко. Апостолы Петр и Павел. 1592 год

— Православные Петров пост помнят, а вот об апостолах Петре и Павле знают немного, да и не видно массового интереса…

— В современной России, к сожалению, не все, считающие себя христианами, празднуют день памяти апостолов Петра и Павла с той же торжественностью, как празднуют великие Господские и Богородичные праздники. В целом в христианском мире этот день для многих является великим торжеством.

В Римо-Католической Церкви по многовековой традиции в этот день совершаются рукоположения священников, что ставит этот праздник в один ряд с Великим Четвергом и Пятидесятницей.

«Знать» о апп. Петре и Павле — это, в первую очередь, читать их послания, а они не просты.

Послания апостола Павла составляют значительную часть Нового Завета, они написаны, когда еще не были написаны четыре Евангелия. Они доносят до нас живые голоса самых первых христианских общин.

Они погружают нас в мир, в котором ощущается еще тепло домашнего очага, когда Церковь еще не превратилась в институцию. В них даже за самыми сложными и абстрактными богословскими идеями угадываются конкретные ситуации, конфликты, человеческие судьбы.

Послания до нас доносят внутренний мир их автора, его пламенную любовь ко Христу и Церкви, от накала чувств его мысли иногда вскипают, иногда он откровенно юродствует, для него важно лишь одно – чтоб победила истина. Современный человек не в меньшей степени, чем адресаты апостола Павла, вовлечен в поиск истины, свободы, подлинного величия, познания Бога. И в этом Павел остается уникальным наставником.

— В каком переводе лучше читать Послания, Деяния?

— Я советую по возможности читать в разных переводах. Любой переводчик передает лишь то, что ему самому удалось понять. Поэтому в каждом переводе есть свои открытия и неудачи.

На мой взгляд, чтение священных текстов должно быть больше похоже на «слышание», чем на привычное нам поглощение информации.

Не нужно смущаться трудных или скучных мест, именно здесь нередко таится самое интересное. Я всегда советую Слово Божие именно слушать, внимательно, в тишине, как слушают близкого и родного человека. Самое главное понимается между слов.

Я с большим удовольствием читаю послания апостола Павла. Перипетии его судьбы, его духовная драма особенно привлекает тех, кто не довольствуется поверхностными знаниями о Боге. У него я хотел бы научиться в собственных неудачах и страданиях обретать источник новой силы. Некоторые строки его посланий являются лучшим утешением и наставлением в молитве.

— Поделитесь, пожалуйста, вашим личным опытом переживания Петровского поста?

— Я не уверен, что сам вполне понимаю «смысл» поста. Для меня слова «пост» и «молитва» означают две грани одной и той же реальности. Это возможность напомнить себе самому, выразить перед Богом и телесно пережить очень важную истину: не хлебом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих.

Главный смысл поста, как и молитвы – в радости.

К сожалению, заповедь Христа нередко понимаются, как обязанность, как приказ, который нельзя не исполнить. Но в действительности в Его устах нет принуждения. Заповедь любви, милосердия – это радость жизни, прежде всего, радость жизни.

— Объясните, пожалуйста, что вы имеете в виду?

— Представьте себе маму, которая говорит своему малышу: «Садись за фортепиано». Если ему самому вся эта музыка в тягость, то – бедный малыш и бедная мать. Но если этот ребенок – маленький Моцарт, для него это скучное занятие преображается в Божественный дар.

Когда Христос говорит апостолам: «Заповедь новую даю вам», я не слышу в этом ни слова принуждения.

Это не значит, что мы обязаны во что бы то ни стало не просто любить друг друга, а любить какой-то сверхчеловеческой любовью. Кто из нас способен на такую любовь?

Если это закон, и он не исполнен, значит мы бесконечно виноваты. Возникает чудовищная подмена.

Когда Христос говорит «род сей лукавый изгоняется постом и молитвой», постом, который является языком молитвы, внутреннего единства души с Богом, это не приказ. Он открывает для нас новый путь.

Собственно, христианская аскеза не состоит в том, чтобы просто лишать себя пищи и питья. Разумеется, такая аскеза тоже важна. Но главное – в отношениях, главное возрастать в свободной любви к Богу и ближним.

Суть поста

Почему люди должны определенное время жить, соблюдая запреты? Это делается для самосовершенствования, очищения от низменных желаний и грехов. А истинно верующие христиане с помощью поста и молитвы готовятся к памятному дню Петра и Павла, святых апостолов. По мнению священников, вести честную жизнь без поста нельзя, ведь за человеческие грехи была пролита кровь.

Петров пост не только напоминает о былых гонениях за веру. Как записано в Евангелии, врагом является тот, кто вредит прежде всего душе, а не телу. Священнослужителям известны случаи, когда православные отрекались от веры и начинали совершать былые грехи. Пост – это возможность предотвратить подобные ситуации.

Отказ от еды — это не благо для верующего. Прием пищи – нормальный процесс, но есть еще и нравственность, для которой требуется сила духа. Смирение потребностей и помогает ее воспитывать, а также подчинять инстинкты духу.

Ключевым явлением в православном христианстве признано мученичество. Подвиг совершает тот, кто согласен со смирением принимать муки.

Бытует мнение, что с помощью Петровского поста люди могут наверстать дни, упущенные во время Великого по причине заболевания, дальней поездки или других событий.

Почему Апостольский?

Как уже было сказано, пост посвящен двум последователям Христа – Петру и Павлу. Отсюда и его второе наименование. Он связан с историей о том, что перед обращением к язычникам апостолы стремились к душевной и физической чистоте, вот и придерживались скромного рациона питания. Не зря 12 июля восхваляют мужество Петра и разум Павла.

С 3 по 11 век существовал 1 пост, объединяющий Успенский и Петровский. Благодаря этому у воцерковленных людей была возможность придерживаться ограничений до или после Пасхи.

А затем произошло разделение и небольшой сдвиг в датах. Значимость апостолов с каждым веком росла, поэтому к 15 веку Перов пост стал серьезным событием православного календаря.

Историческая справкаТочное утверждение поста произошло в 324 году после постройки храмов Петра и Павла в Риме и Константинополе. В последнем городе сооружение освятили 12 июля. С того момента эта дата стала праздничной, и возник обычай завершать пост в день Петра.

Что можно и нельзя есть в Петров пост

Как и в Великий пост, в Петровский запрещены любые мясные и молочные продукты, а также яйца. Однако достаточно много дней, когда разрешена рыба, в субботу и воскресенье можно есть горячую пищу с растительным маслом, а взрослым разрешается вино. Кроме того, в это время уже начинают созревать свежие овощи и фрукты, которые помогают полноценно питаться в пост.

Церковь напоминает, что одними ограничениями в питании пост не исчерпывается: это время покаяния, добрых дел и благотворительности. Только так, считает церковь, пост будет угоден Богу и полезен душе христианина.

Что разрешено и запрещено делать в Петров Пост

  • Летом молодые пары часто собираются жениться. Но религиозные люди ориентируются на пост. А можно ли совмещать эти 2 события?
  • Заключение брака в органах ЗАГС не возбраняется, поскольку церковь в принципе не считает эту процедуру созданием семьи, признавая только венчание. Так что свадьбу сыграть можно, но вот с оформлением отношений по христианским канонам лучше повременить.
  • Если новобрачные приглашают гостей, они должны учитывать, что кто-то из них следует посту. Это значит, что на стол нужно ставить постные блюда, и не должно быть другого спиртного кроме красного вина.
  • Не менее важны и детские крестины. Крестить можно в любой день. Хотя некоторые источники советуют выбрать для этого другое время, однако все случаи индивидуальны и обсуждаются со служителями церкви.
  • А что можно сказать о поминках? Если 9 или 40 день после смерти человека приходятся на Петровский пост, его не поминают в будни, откладывая процедуру на ближайший выходной день. Стол должен быть приготовлен из постных кушаний.
  • Во время литургии и всенощной не должно быть веселья.
  • Категорически нельзя идти на поводу у низких помыслов.
  • Развлечения в пост недопустимы.
  • Большим грехом является злоба, ревность, ненависть, вражда, обида.
  • Нежелательно делать прически, заниматься рукоделием, занимать и брать в долг деньги.
  • Гадания и обряды также запрещены.

Автор статьи Ковалева Марина

Сказать спасибо автору! (0)

Основные отличия постного питания

Зная, какого числа начинается один из самых важных постов для верующих, Петров, в 2018 году и когда он заканчивается, можно понять, что поститься нужно на протяжении полутора месяцев. При этом поститься легче, чем в период Великого поста. Из рациона обязательно убирают мясо, молочные продукты, яйца. Основой рациона должны быть каши, грибы, овощи и фрукты. В период поста можно кушать сухофрукты.

  • В понедельник можно кушать горячие каши без добавок.
  • Во вторник, четверг и на выходные нужно кушать только постные блюда, но при этом ограничения считаются самыми легкими.
  • В среду и пятницу можно кушать только обычный постный хлеб и пить воду.

Рождество Иоанна Предтечи – это важный религиозный праздник в период поста. Издавна хозяйки должны готовить постные щи или борщи с зеленью, открытые рыбные пироги.
Отказаться от поста могут верующие люди по своему состоянию здоровья, что не будет являться грехом. Соблюдение пищевых ограничений позволительно только, если отсутствуют риски для состояния здоровья.

Все остальные верующие должны соблюдать Петров пост, который посвящен апостолам, сделавшим все для становления христианства.

Календарь питания

Пост в праздничные дни

Отмечаемое 7 июля Рождество Иоанна Крестителя (Предтечи) (в народе Иван Купала) всегда выпадает на Петров пост. Вне зависимости от того, на какой день приходится праздник, в это время строгости поста ослабевают: в частности, разрешены рыба и морепродукты. В этом году праздник выпадает на воскресенье, так что разрешены рыба и морепродукты, горячая пища с растительным маслом и вино.

День апостолов Петра и Павла отмечается 12 июля, на следующий день после окончания поста. Если этот праздник приходится на среду или пятницу, запрет на мясное и молочное сохраняется. В 2019 году 12 июля приходится на пятницу, поэтому мясо, молочные продукты и яйца будут еще под запретом, а вот рыба, морепродукты и горячая пища с растительным маслом разрешаются.

Праздники

22 июня, в понедельник, вспоминают Афонских святых. Поэтому в этот день можно выпить бокал вина. Если вы соблюдаете более строгую версию поста, то в этот и другие праздники можно есть рыбу.

29 июня, в понедельник, когда празднуется память святого Феофана Затворника, положена рыба для монашествующих, а миряне могут добавить к обеду бокал вина.

2 июля, четверг, — день памяти святых апостола Иуды (Фаддея), патриарха Иова и святителя Иоанна Шанхайского. Можно немного ослабить пост.

7 июля, вторник, — Рождество Иоанна Предтечи, церковный праздник, в который можно употреблять рыбу, вне зависимости от того, на какой день он выпадает.

Кому не рекомендуется поститься

Если у вас есть хронические заболевания, болезни желудочно-кишечного тракта, сахарный диабет, проблемы с печенью, почками, поджелудочной железой и так далее, то перед постом нужно проконсультироваться с лечащим врачом, который даст рекомендации по питанию. При некоторых болезнях ограничивать животную пищу никак нельзя.

Петров пост 2019: правила питания

Если следовать самому строгому монастырскому уставу, то в понедельник, среду и пятницу постящимся предписано сухоядение: только холодная сырая пища. Есть можно один раз в день после 15 часов.

При более мягком варианте поста по понедельникам допускается один раз в день горячая вареная пища без масла: каши и супы на воде, отварные или тушеные овощи и грибы и т. д.

По вторникам и четвергам разрешается дважды в день есть горячую вареную пищу без масла, в том числе рыбу и морепродукты.

В субботу и воскресенье постящимся дозволяется дважды в день есть горячую постную пищу с растительным маслом, включая рыбу и морепродукты, взрослым можно выпить немного вина.

Кто освобождается от поста

Обращаем внимание, от строгостей поста как правило освобождаются маленькие дети, беременные и кормящие женщины, больные и пожилые, а также путешествующие или находящиеся в заключении. О том, как держать пост, чтобы не навредить здоровью, верующим рекомендуется посоветоваться с врачом и духовником. Не следует забывать и о здравом смысле. Как именно и в каком объеме соблюдать пост детям — это всецело ответственность их родителей или законных представителей.

Петровский пост в 2019 году: календарь питания по дням

24 июня, понедельник: сухоядение (хлеб, овощи, фрукты, сухофрукты, питание один раз в день).

25 июня, вторник: горячая постная пища без масла дважды в день, разрешается рыба и морепродукты.

26 июня, среда: сухоядение (хлеб, овощи, фрукты, сухофрукты, питание один раз в день).

27 июня, четверг: горячая постная пища без масла дважды в день, разрешается рыба и морепродукты.

28 июня, пятница: сухоядение (хлеб, овощи, фрукты, сухофрукты, питание один раз в день).

29 июня, суббота: горячая постная пища с растительным маслом дважды в день, разрешается рыба, морепродукты и вино.

30 июня, воскресенье: горячая постная пища с растительным маслом дважды в день, разрешается рыба, морепродукты и вино.

1 июля, понедельник: сухоядение (хлеб, овощи, фрукты, сухофрукты, питание один раз в день).

2 июля, вторник: горячая постная пища без масла дважды в день, разрешается рыба и морепродукты.

3 июля, среда: сухоядение (хлеб, овощи, фрукты, сухофрукты, питание один раз в день).

4 июля, четверг: горячая постная пища без масла дважды в день, разрешается рыба и морепродукты.

5 июля, пятница: сухоядение (хлеб, овощи, фрукты, сухофрукты, питание один раз в день).

6 июля, суббота: горячая постная пища с растительным маслом дважды в день, разрешается рыба, морепродукты и вино.

7 июля, воскресенье, Рождество Иоанна Предтечи: горячая постная пища с растительным маслом дважды в день, разрешается рыба, морепродукты и вино.

8 июля, понедельник: сухоядение (хлеб, овощи, фрукты, сухофрукты, питание один раз в день).

9 июля, вторник: горячая постная пища без масла дважды в день, разрешается рыба и морепродукты.

10 июля, среда: сухоядение (хлеб, овощи, фрукты, сухофрукты, питание один раз в день).

11 июля, четверг: горячая постная пища без масла дважды в день, разрешается рыба и морепродукты.

12 июля, пятница, День Петра и Павла: горячая постная пища с растительным маслом дважды в день, разрешается рыба, морепродукты и вино.

Перейти:

Календарь постов на каждый месяц 2020 года. Постные дни в календаре отмечены серым фоном.

Вас может заинтересовать: Православные праздники, календарь на 2020 год

Январь

<< Январь 2020 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Год начался с последней седмицы Рождественского поста, он длится до 6 января.

Окончание Рождественского поста

Что разрешено принимать в пищу в дни Рождественского поста:

  • 1 января — сухоядение
  • 2 января — разрешена разогретая пища, не содержащая масло
  • 3 января — сухоядение
  • 4 января — разрешена горячая пища, с небольшим добавлением растительного масла, можно рыбные продукты
  • 5 января — разрешено приготовление горячей пищи, с небольшим добавлением растительного масла, можно рыбные продукты
  • 6 января — Рождественский Сочельник, сухоядение

Крещенский Сочельник

  • 18 января (Крещенский Сочельник). В этот день самый строгий для православных верующих пост месяца. Сухоядение. До захода солнца рекомендуется пить только воду, после захода — «голодная кутья» из пшеницы на воде с добавлением сухофруктов.

Однодневные посты в январе

  • 22 января, среда
  • 24 января, пятница
  • 29 января, среда
  • 31 января, пятница

Это нестрогие посты. Нельзя продукты из мяса птицы и животных. Можно употреблять рыбу.

Февраль

<< Февраль 2020 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29
  • 5 февраля, среда — можно есть рыбу
  • 7 февраля, пятница — можно есть рыбу
  • 19 февраля, среда — горячая еда без масла
  • 21 февраля, пятница — горячая еда без масла

Март

<< Март 2020 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31

Великий Пост

Календарь питания во время Великого Поста:

  • 2 марта — строгий постный день. Лучше совсем воздержаться от трапезы, только пить воду
  • 3, 4, 5, 6 марта — сухоядение
  • 7 и 8 марта (сб. и вс.) — можно вкушать разогретую еду с растительным маслом
  • 9 марта — сухоядение
  • 10 марта — тёплая трапеза без добавления масла
  • 11 марта — сухоядение
  • 12 марта — горячие блюда без масла
  • 13 марта — сухоядение
  • 14 и 15 марта (сб. и вс.) — горячая еда с растительным маслом
  • 16 марта — сухоядение
  • 17 марта — горячие блюда без добавления масла
  • 18 марта — сухоядение
  • 19 марта — горячая пища без масла
  • 20 марта — сухоядение
  • 21 и 22 марта (сб. и вс.) — можно горячую еду с добавлением масла
  • 23 марта — сухоядение
  • 24 марта — разрешены горячие блюда без масла
  • 25 марта — сухоядение
  • 26 марта — тёплая трапеза без добавления масла
  • 27 марта — сухоядение
  • 28 и 29 марта (сб. и вс.) — Разрешено разогревать еду, добавлять растительное масло
  • 30 марта — сухоядение
  • 31 марта — питание: горячая трапеза без добавления масла

Апрель

<< Апрель 2020 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30

Продолжение Великого Поста

Календарь питания для православных во время Великого Поста:

  • 1 апреля — сухоядение
  • 2 апреля — можно горячую еду без масла
  • 3 апреля — сухоядение
  • 4 и 5 апреля (сб. и вс.) — разрешено вкушать горячее с растительным маслом
  • 6 апреля — сухоядение
  • 7 апреля — Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Хотя он и выпадает на Великий Пост, в честь праздника разрешена к употреблению рыба.
  • 8 апреля — сухоядение
  • 9 апреля
  • 10 апреля — сухоядение
  • 11 апреля — праздник Лазарева суббота. В честь дня Воскрешения св. Лазаря можно рыбную икру.
  • 12 апреля — праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресение). Разрешено есть рыбу.

Страстная седмица

Последняя, страстная неделя главного для православных христиан Великого Поста со строгими правилами. От употребления сахара и масла следует воздержаться.

  • 13 апреля — можно есть хлеб, овощи, фрукты, мёд, орехи
  • 14 апреля — разрешены хлеб, овощи, фрукты, мёд, орехи, каша приготовленная на воде, компот
  • 15 апреля — разрешена тёплая трапеза и питьё (постный суп, чай)
  • 16 апреля — в преддверии трудной страстной пятницы дозволяется добавить в продукты растительное масло
  • 17 апреля — строгий пост, только вода
  • 18 апреля (суббота) — разрешены овощи, фрукты, хлеб, орехи и мёд. Не подвергать термической обработке, не добавлять масло.

Однодневные посты

  • 29 апреля — нестрогий постный день, можно рыбу

Май

<< Май 2020 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

В мае 2020 года только однодневные постные дни по средам и пятницам. Разрешено есть рыбные блюда.

Июнь

<< Июнь 2020 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30

Однодневные посты

  • 3 и 5 июня — нестрогие правила. Нельзя употреблять продукты из мяса птицы и животных, можно рыбные.

Петров пост

О петровом посте >>

27-дневный (4 седмицы). Начинается 15 июня, заканчивается 11 июля. Календарь питания для православных во время Петрова Поста:

  • 15 июня — разрешена горячая постная пища без добавления масла
  • 16 июня — разрешена к трапезе рыба, мясо животных и птицы нельзя
  • 17 июня — сухоядение
  • 18 июня — разрешена рыба, продукты из мяса под запретом
  • 19 июня — сухоядение
  • 20-21 июня (сб. и вс.) — можно есть рыбу, запрещено мясо птицы и животных
  • 22 июня — разрешена горячая постная еда без добавления масла
  • 23 июня — разрешено употреблять рыбные блюда
  • 24 июня — сухоядение
  • 25 июня — нельзя мясо животных, разрешена в пищу рыба
  • 26 июня — сухоядение
  • 27-28 июня (сб. и вс.) — можно рыбные блюда, нельзя мясо животных
  • 29 июня — разрешена горячая постная еда без добавления масла
  • 30 июня — можно рыбу

Июль

<< Июль 2020 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Продолжение Петрова поста 1 — 11 июля

Календарь питания для православных по дням во время Петрова Поста:

  • 1 июля — сухоядение
  • 2 июля — нельзя мясо животных, можно блюда из рыбы
  • 3 июля — сухоядение
  • 4-5 июля (сб. и вс.) — можно употреблять в пищу рыбу
  • 6 июля — разрешена постная горячая еда без добавления масла
  • 7 июля — нельзя мясо животных, можно употреблять рыбные блюда
  • 8 июля — сухоядение
  • 9 июля — нельзя мясо животных, можно есть рыбу
  • 10 июля — сухоядение
  • 11 июля — нельзя мясо животных, разрешены рыбные блюда

Однодневные посты в июле

  • 15, 17, 22, 24, 29 и 31 июля, по средам и пятницам — сухоядение

Август

<< Август 2020 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31

Однодневные посты в августе 2020

  • 5, 7 и 12 августа — строгие ( сухоядение )

Успенский Пост

14 августа 2020 года начинается двухнедельный Успенский Пост (). Календарь питания по дням в Успенский Пост:

  • 14 августа
  • 15-16 августа (сб. и вс.) — разрешено употреблять термически обработанную еду с растительным маслом
  • 17 августа — сухоядение
  • 18 августа — горячая пища без масла
  • 19 августа — в праздник Преображения верующим можно есть рыбу, мясо птиц и животных нельзя
  • 20 августа — горячая трапеза без масла
  • 21 августа — сухоядение
  • 22 и 23 августа (сб. и вс.) — православным разрешено употреблять подогретую еду с растительным маслом
  • 24 августа — сухоядение
  • 25 августа — горячая пища без масла
  • 26 августа — сухоядение
  • 27 августа — горячая трапеза без масла
  • 28 августа — Успение Пресвятой Богородицы, постный день. Можно есть рыбные продукты, мясо птиц и животных нельзя

Сентябрь

<< Сентябрь 2020 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30

Однодневные

  • Все среды и пятницы сентября — 2, 4, 9, 11, 16, 18, 23, 25, 30 числа — строгий пост ( сухоядение )

Воздвижение

  • 27 сентября — день Воздвижения Креста Господня — постный. Православным верующим разрешены подогретые блюда с растительным маслом.

Октябрь

<< Октябрь 2020 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31

Однодневные

Все среды и пятницы месяца — постные дни

  • 2, 7, 16, 21, 23, 28, 30 октября — строгие ( сухоядение )
  • 9 и 14 октября — запрещено мясо животных и птицы, но можно есть рыбные продукты. 14 октября — Покров Пресвятой Богородицы.

Ноябрь

<< Ноябрь 2020 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30

Однодневные

Все среды и пятницы месяца — 4, 6, 11, 13, 18, 20, 25, 27 ноября — сухоядение (строгий пост)

Начало Рождественского Поста

  • 28 и 29 ноября (сб. и вс.) — можно есть рыбу, мясо животных и птиц запрещено
  • 30 ноября — разрешена термически обработанная пища без добавления масла

Декабрь

<< Декабрь 2020 >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31

Рождественский пост

Календарь питания для православных по дням в Рождественский пост:

  • 1 декабря — нестрогий, можно рыбные блюда
  • 2 декабря — строгий, сухоядение
  • 3 декабря — нестрогий, можно рыбу
  • 4 декабря — нестрогий, можно рыбное. Праздник — Введение во храм Богородицы Пресвятой Владычицы Приснодевы Марии
  • 5-6 декабря (сб. и вс.) — разрешено есть рыбу
  • 7 декабря — разрешена горячая пища без масла
  • 8 декабря — нестрогий, можно рыбу
  • 9 декабря — строгий, сухоядение
  • 10 декабря — нестрогий, можно рыбное
  • 11 декабря — строгий, сухоядение
  • 12-13 декабря (сб. и вс.) — разрешено есть блюда из рыбы. 13 декабря — память ап. Андрея Первозванного
  • 14 декабря — разрешена термически приготовленная еда без масла
  • 15 декабря — нестрогий, можно рыбу
  • 16 декабря — строгий, сухоядение
  • 17 декабря — нестрогий, можно рыбное
  • 18 декабря — строгий, сухоядение
  • 19-20 декабря (сб. и вс.) — разрешено есть рыбу. 19 декабря — день святит. Николая Чудотворца.
  • 21 декабря — разрешена разогретая пища без масла
  • 22 декабря — можно есть горячую пищу с добавлением растительного масла
  • 23 декабря — строгий, сухоядение
  • 24 декабря — можно есть горячую пищу с добавлением растительного масла
  • 25 декабря — строгий, сухоядение
  • 26-27 декабря (сб. и вс.) — разрешено есть рыбные продукты
  • 28 декабря — разрешена горячая пища без масла
  • 29 декабря — можно есть горячую пищу с добавлением растительного масла
  • 30 декабря — строгий, сухоядение
  • 31 декабря — разогретая еда с добавлением растительного масла

Какого числа Петров пост в 2018 году

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *