Святитель Игнатий Брянчанинов к этому пороку относит целый комплекс поступков, мыслей и переживаний, от презрения к ближнему до ереси.

Пожалуй, кратко охарактеризовать гордость можно, перефразируя слова древнего философа: «Я – мера всех вещей». Опасность гордости даже не в том, что я считаю себя самым лучшим. Дело в том, что я вижу события, других людей, даже Самого Бога только своими собственными глазами – и считаю, что мое зрение стопроцентно.

А мое зрение как минимум ничуть не лучше, чем у всех остальных. И, между прочим, хуже всего мне видно самого себя. Своя голова кажется центром вселенной – а ведь это только моя вселенная, ограниченная и маленькая…

1. За советом – к Библии

Преподобный Ефрем Сирин

Лучшие советы по борьбе с грехом может дать Сам Бог. Преподобный Ефрем Сирин в качестве «врачевства против гордости» предлагает чаще перечитывать «места Писания, направленные против неё»:

«Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк.17:10).

«Кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя» (Гал.6:3).

«Что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лк.16:15).

«Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11:29).

«Вспомнил нас в унижении нашем, ибо вовек милость Его; и избавил нас от врагов наших, ибо вовек милость Его» (Пс.135:23-24).

«Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш» (Пс.114:5).

«Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем» (Притч.16:5).

К рекомендованным преподобным Ефремом Сириным стихам можно добавить общеизвестное: «Бог гордым противится а смиренным дает благодать» (Иак.4:6), «в устах глупого – бич гордости; уста же мудрых охраняют их» (Притч.14:3), «всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2:16) и другие цитаты.

«Это не я»

Святитель Николай Сербский

Строго говоря, нам нечем гордиться. Святитель Николай Сербский еще раз напоминает притчу о рабе, выполняющем свои обязанности:

«Как можно скорее предавай забвению свои заслуги и труды. Стыдно тебе, если пчела и муравей превзойдут тебя в этом. Плод гордости за свои заслуги – злоба, ссоры и вражда между людьми, а за ними – неизбежное чувство ненужности и отчаяние. Видел ли ты когда-нибудь пчелу и муравья в отчаянии? В самом деле, стыдно, если они лучше людей исполняют заповедь Христову: Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк. 17, 10)».

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин тоже рекомендует приписывать успех своих трудов Богу и поясняет:

«Я говорю это не с тем, чтоб, уничижая человеческие усилия, хотел отклонить кого либо от заботливого и напряженного труда. Напротив я решительно утверждаю, что совершенство без них ни как не может быть получено, и ими одними без благодати Божией оно никем не может быть доведено до надлежащей степени. … Благодать Божия сообщается только трудящимся в поте лица».

Математический метод борьбы с гордостью

«Но я же делаю много хорошего, правильного и доброго!» – станет защищаться гордец. И будет неправ. «Много» – это сколько? А если сравнить с количеством грехов?

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Святой праведный Иоанн Кронштадтский так и советует поступить:

«Когда придет тебе в голову безрассудная мысль – сосчитать какие-либо добрые дела свои, тотчас же поправься в этой ошибке и скорей считай свои грехи, свои непрерывные, бесчисленные оскорбления всеблагого и праведного Владыки и найдешь, что их у тебя как песку морского, а добродетелей сравнительно с ними, все равно что нет».

Унижение или смирение?

Еще более распространенный спор, чем дискуссия о природе гордости – где граница между смирением и унижением? Правда ли, что христианину должно быть присуще исключительно «чувство собственного недостоинства»?

Нет, неправда. И граница очень проста: унижают человека против его воли, а смиряется он сам. Смирение – активное состояние. Митрополит Антоний Сурожский говорит о нем:

«Когда мы ищем смирения, мы можем ставить перед собой вопрос: как мы относимся к тому, что Господь нас посылает в ту или иную обстановку? С внутренним миром или с протестом, с разборчивостью? «Я не этого хочу, я хочу другого – почему Ты меня сюда послал? Я хочу добра, Ты должен был послать меня в ту обстановку, где все вокруг добрые и будут меня вдохновлять, помогать, нести на руках; почему Ты меня посылаешь в обстановку, где все – мрак, где все — плохо, где все – дисгармония?»

Эта наша обычная реакция, и это один из показателей того, что наша реакция не смиренна. И когда я говорю «смиренна», речь не о том, чтобы чувствовать себя или сознавать себя как бы побежденными: «Что же я сделаю против воли Божией – смирюсь». Нет, не побежденность, а активное смирение, активная примиренность, активный внутренний мир делают нас посланниками, апостолами, людьми, которые посланы в темный, горький, трудный мир, и которые знают, что там их природное место или благодатное место».

Преподобный Иоанн Лествичник

Преподобный Иоанн Лествичник рекомендует смирение как средство борьбы с гордостью:

«Людям гордого нрава полезнее всего быть в повиновении, проводить житие грубейшее и презреннейшее… Ничто так не смиряет душу, как пребывание в нищете и пропитание подаянием».

Понятное дело, что самостоятельно лечить гордость нищетой или послушанием — и жить в нищей семье или в унизительном рабстве – вещи разные. Во втором случае смирение тоже может быть полезно (или вредно – с какой стороны посмотреть), но к искоренению гордости это никакого отношения не имеет.

Наказание за грех

Святитель Феофан Затворник, которого сложно обвинить в экзальтированности и нетрезвости, дает совсем радикальный совет – наказывать себя за гордость, в том числе и физически. Собственно, изначально это совет против гнева:

«Найдите веревку – толстенькую – и идите к сестре. Положив ей поклон земной, скажите: добрая сестрица, сослужи мне службу, вот этою веревкою отдуй меня хорошенько. Можете меру назначить – пять, десять ударов, только бы чувствительно было. Делайте так после каждой вспышки гнева. Этот прием и против гордости хорош».

Святитель Феофан Затворник

Мы все-таки живем не в монастыре в XIX веке, а в миру полтора столетия спустя. Если мы предложим ближнему пороть нас за проявления гордости, в лучшем случае это вызовет у него недоумение. А вот наказывать себя самостоятельно и без членовредительства не помешает.

Выполнил задание начальника и задрал нос – откажись от футбольного матча. Поглядела свысока на неряшливо одетую коллегу: «То ли дело мой безупречный вкус!» – никакого десерта…

Не стесняйся плакать

Отцы Церкви часто говорят о пользе слез, и у современного человека это вызывает непонимание. В чем польза сентиментальных рыданий – даже покаянных?

Святые не сентиментальны. Они умеют жестко обличать грех, проповеди их зачастую грозны. Слезы нужны совсем не для умильных переживаний и не для сокрушения о своей тяжелой жизни и несправедливости. Слезы – это признание своего несовершенства.

Святитель Николай Сербский уподобил гордость растению, выросшему на иссохшей земле. Сокрушенное сердце поднимает влажные (слезами увлажненные) пласты земли ради того, чтобы душа принесла новый плод. Плач сочувствия и покаяния – вот ключ к исцелению сухой и черствой гордости.

«Для созидания райской пирамиды не нужны слезы яростного гнева и слезы сожаления о потерянном или не полученном богатстве земном, – поясняет святитель. – Евангельские слезы – это те, что текут из сокрушенного и покаянного сердца. Евангельские слезы – это те слезы, что горюют о потерянном Рае. Евангельские слезы – это те слезы, что смешиваются со слезами детей и страдальцев. Евангельские слезы – это те слезы, что смывают вред, который нанесли мы небесной Любви».

Единственный Целитель

Вернемся к началу. Наше зрение слабо, мы неверно оцениваем себя и других, посему полностью доверять себе – гордость, тягчайший грех.

Архимандрит Кирилл (Павлов)

Наш современник архимандрит Кирилл (Павлов) уподобляет гордого человека слепорожденному из Евангелия – получив исцеление от Спасителя, он исцелился и духовно и уверовал в Него. Напротив, люди, не желавшие принять благодать Христа, фарисеи, обвиняли Его в совершении чудес бесовской силой. Это проявление уже не простой, а сатанинской гордости.

«Слепотствующий душой по гордости и упорству есть самый несчастный человек, добыча ада, исчадие сатанинское, напитанное гордостью и злобой отца своего диавола. Это-то и есть хула на Духа Святаго, когда человек по гордости и упрямству не хочет верить явной истине, доказываемой явными же чудесами. Нет таковому прощения ни в сем, ни в будущем веке», — подчеркивает отец Кирилл.

Действительно, сознательное отвержение Христа – Бога – итог гордости, фактическая цель ее. Так что самое надежное средство в борьбе с этим недугом – взирать на Того, Кто может его исцелить. «Во всем нам нужно стремиться подражать тому, как поступал Господь, как учит нас тому Евангелие».

Что такое гордость?

Гордость- это чувство уважения к самому себе, а также удовлетворения от чего- либо.
Как упоминалось выше гордость бывает уместной и неуместной.

Уместная гордость.

Уместная гордость имеет оттенок радости за какое-то свое достижение, за успехи своих детей и т. д. Она согревает сердце и дает уверенность в своих силах и побуждает творить добро дальше.
Например, перед честным человеком возникла ситуация, которая побуждает его пойти на компромисс со своей совестью и своими убеждениями, но он не поддается ей. Например, он не ворует и не обманывает на работе, хотя имеет возможность быть не наказанным за это. После того как искушение преодолено он чувствует гордость за свой стержень и что он не проявил слабость.
Также если такой человек учит детей поступать по честному и не поддаваться плохому влиянию окружающих, будет испытывать гордость если его ребенок так будет поступать, особенно если родителей нет рядом. Например, ребенок не поддержал какое-то не правильное поведение класса во время урока и на родительском собрании учитель похвалил, лично или перед всеми, родителя за хорошее воспитание ребенка. Также родитель будет горд своим ребенком и в свою очередь похвалит того и это стимулирует обоих продолжать поступать в том же духе.

Неуместная гордость.

Такая гордость часто не обоснована или имеет лишь внешние мотиы для гордости.

Например, гордиться достижению какой- то своей цели, допустим учебе или работе на престижном месте, которое удалось получить только благодаря связям или деньгам, не уместно. Также часто таланты и способности могут вызывать чувство гордости, хотя талант и навыки это дело наживное.
Так, если родитель хвалит ребенка только за его способности, то это взращивает в ребенке неуместную гордость. Когда такие дети сталкиваются с реальностью, они не понимают почему ими не восхищаются все и всюду. Также таким людям трудно начать прилагать усилия. Чтобы освоить новую область трудовой деятельности и добиться успеха в чем- о другом.
Таланты и способности это хорошо. Приятно когда что- то получается без особых усилий. Но те области, где человек добился успеха через усилия и настойчивый труд, достойны настоящей, уместной гордости и адекватного самоуважения.

Интересные заметки по сеансу словами нового гипнолога

Основной урок, осознанный мной, тот, что высшие миры — это означает лишь бОльшую способность любить и бОльшую ответственность. Это осознание стало доступно при осознании в себе качеств смирения, терпения и сострадания. Это вроде бы было очевидно, эта истина всегда была рядом, но ее нужно было найти в себе для того, чтобы она по-настоящему начала что-то значить. Быть кем-то «более» — означает уметь любить более. И всё. Это знание принесло успокоение. Начало осознания и принятия смирения.

Сеанс по сути был чисткой, всплывали ощущения и образы из прошлых жизней, необходимых для отработки какого-то блока. Одна из самых важных проблем перед сеансом – с Вишудхой. Ни с того, ни с сего мне становится (лучше сказать становилось, потому что сейчас я осознаю что за этим стоит, если проблема возникает) трудно дышать иногда: вдох — выдох не важно. Когда я курила, я на это не обращала внимания. Проблемы с удушением после эмоц. всплесков были очевидны, но иногда оно возникало непонятно откуда.

Во время самого сеанса мы дошли до нескольких блоков, жизней (некоторые свои жизни я уже помнила, особенно «критические»). После сеанса, я дошла до следующего.

Часто в прошлых жизнях (если не сказать, что, наверное, почти всегда) у меня было подавлено выражение себя, например, в жизни, где меня заставляли играть на пианино, а я хотела рисовать, или в жизни, где у девочки были проблемы с родителями в детстве, и она выросла озлобленной на людей, пьющей и кричащей, винящей окружающих в своих бедах, но где-то внутри осознающей истинную причину своих бед.

Я редко могла достичь уровня достойного выражения себя (была жизнь Ведующей более-менее) из-за гордыни. В любой жизни, где имело бы место быть выражение своих лучших качеств, реализация своих талантов привело бы к усилению гордыни, что повлекло бы за собой более тяжелые кармические последствия. Так как смирение было не развито, смирение как качество еще не было осознаю мной и принято.

Изначальный план по усмирению гордыни был построен на воплощениях, где меня «унижают».

По поводу гордыни могу сказать следующее:

Люди с гордыней не могут просто радоваться за свои успехи, они переживают чувство радости за себя искаженно, — преуменьшая свои достижения либо преувеличивая. Имеет место отделенность от окружающих, есть понятие иерахии в контексте хуже-лучше (в основном неосознанная и отрицаемая, на уровне сознания и слов манифестируется обратное, желаемое выдается за действительное), т.к. имеет место быть осознание своей «неполноценности» и изолированности с уровня атманического тела (может быть есть еще другие тела выше, о которых я не знаю на данный момент).

Важное (а, может быть, и первое) свойство любви – это единство. Из обратной полярности — изолированности (а далее страха и прочего) происходит эго. «Эго — единство» как полярности. Эго может быть искажено смиренным, принижающим себя, и может быть превозносящим, т.е. непосредственно то что мы называем гордыней (хотя по сути и то и другое ставит себя выше других).

Тот, кто считает, что заслуживает больше, чем имеет — имеет гордыню (важно отличать это от стремления к развитию и получение бОльшего). И наоборот: тот, кто недоволен текущим положением вещей, тоже имеет гордыню.

Например, кто-то рассыпал сахар и вы реагируете остро: ну сколько можно повторять и т.п. Вы не довольны текущим положением, считаете (лучше сказать чувствуете, т.к. задействовано эмоц. тело), что такого в вашей жизни быть не должно. Здесь подключается жалость (как установка эмоц тела, т.е. как я вижу, гордыня как феномен, на астральном теле, взаимодействуя с определенным участком, искажая его, дает жалость) и на выходе мы получаем Позицию Жертвы (нежелание убирать сахар, думать, что если бы не рассыпали, то можно было бы и не убирать, усталость от рассыпанного сахара и прочего).

Я четко осознала в себе эту позицию, хотя не была склонна к жалости к себе на осознанном уровне. Она проходила через меня невидимой нитью из детства. Жалость к себе коварна и не так очевидна, как может показаться. Она искажает вещи, усложняет их. Она руководит людьми в очень больших масштабах. Она порождает постоянную нужду в чем-то или ком-то.

Я работала с ней раньше на ментальном плане, но она оставалась незамеченной мною на астральном. Не ярко выраженные эмоции, однако меняющие направление моих действий. Например, я парю, чищу, есть готовлю, а ребенок взял и обкакался посреди кухни. Эмоции говорят «я не хочу это делать», и это переходит на ментальное поле и мысли, в голове появляется туман, «не хочу» становится доминирующей мыслью и эмоцией, несмотря на попытку устранить (логически объяснить, подавить).

Работа с ментальным планом (через мысли убедить себя, что все в порядке) никогда не приносила реальных успехов, к тому же эмоция «не хочу» выбивает из здесь и сейчас (единственное место во времени где можно быть счастливым). А почему не хочу, собственно? Вот какой вопрос я себе задала — ну и что, что много работы, ты ведь справляешься. Так почему бы не порадоваться?

Поэтому смены позиции жертвы на Позицию Победителя – это важный для меня опыт. (Он также имеет свое влияние на блок на Вишудхе.) Его нужно закреплять и развивать, т.к. весь этот комплекс «проблем» подразумевает неумение оценивать свои способности и достижения адекватно, радуясь. Неумение отдать себе должное. Это также связано с внутренним беспокойством, иногда невозможностью расслабиться и даже создать себе зону комфорта (родительское: «иди сделай то, или сделай это, не сиди на месте, сколько можно повторять»)

Позиция жертвы прививалась в детстве, в основном матерью постоянно через слова и действия: «горечко ты мое горе, ну за что мне это», ситуации с «сахаром» очень ее расстраивали (в свое время я приняла этот шаблон поведения).

Жалость к себе кормит многие чувства, в том числе чувство вины и стыд.

Жалость к себе переносится на других (детей, родителей, друзей, любимых), тебе кажется, что ты им чего-то недодаешь: внимания, любви, денег, чего угодно, того, чего не хватает тебе самому, но не обязательно. И ты уже чувствуешь себя виноватым за это. Это чувство вины может быть не сильно выражено, но оно «выматывает». Тебе труднее становится общаться с этим человеком, может казаться, что ты постоянно ему что-то должен, если это ребенок, то уход за ним становится в тягость.

Чувство вины (в своей обратной полярности раскаяние) – это конструктивный инструмент осознания своих неправильных поступков и вынесения уроков/опыта/пользы. Это важный инструмент обучения в этом измерении, так же, как и стыд. Если, однако, или лучше сказать, когда уже не происходит застревание на эмоциональном аспекте (в силу негармоничного развития астрального тела, которое как раз тренируется через различные ситуации, вызывающие подобные чувства) или жалости.

В некоторых случаях чувство вины блокируется сознанием, тогда кажется, что у человека вовсе нет этого чувства, а по сути он отключил способность к обучению на своих «ошибках».

Если убирать чувство жалости к другому, остается конструктивное осознание своей ошибки. И если работать с жалостью к себе достаточно трудно, можно пробовать убирать жалость к другим в ситуациях, где она очевидна (вина и прочее). Но быть острожным (работать добросовестно, чтобы не стать бессердечным).

Например, если у тебя нет чувства вины перед ребенком, то он тебя меньше будет «раздражать». Вообще есть процент родителей, у которых отношения с ребенком построены на чувстве вины (читай жалости к нему). Они остро переживают свои ошибки в воспитании (чаще внутри), например, мучаются от того, что накричали и все равно продолжают кричать. Таковы были отношения между ними и их родителями в детстве. Теперь они повторяют тот же шаблон.

Любовь к другому, в частности к ребенку, выражается в способности давать то, что ему нужно ( а не то что мы можем). Поэтому для начала нужно четко осознать свою позицию (в таких случаях): «я не умею любить, я должен научиться любить другого». Потому что на данный момент почти каждый родитель думает или хочет думать, что он Любит и умеет это делать. Умеет, но по-своему. Позиция «я не умею любить, я должен научиться любить другого» лишает тебя иллюзий, из-за которых возможно испытывать чувство вины и жалости. Если ты знаешь, что ты не умеешь (а только учишься), тогда ты не будешь остро переживать факт, что ты неправильно реагируешь на «шалости» ребенка, точнее на свою реакцию на них.

По теме: О страхе самовыражения, щитовидке, вишудхе и любви | История Золушки или как испортить несколько жизней гордыней

Реальность многомерна, мнения о ней многогранны. Здесь показана лишь одна или несколько граней. Не стоит принимать их за истину в последней инстанции, ибо истина безгранична, а у каждого уровня сознания своя картина мира и уровень обработки информации. Учимся отделять наше от не нашего, либо добывать информацию автономно )

О методике | Обучение | Запись на сеанс | Отзывы о сеансах и курсах | Духовные практики | Книга Памяти Звездного Племени | Психология | Медицина | Питание | Спорт | Как проходят чистки в сеансах | Регрессия в прошлые жизни | Реинкарнация | Карма | Дети звезд | Хранители | Авторские статьи | Творец и творение | Аватары богов | Альтернативная история | Матрица | Животные | Градостроение | Кристаллы

Чем опасна гордыня?

Возвысившись над остальными, человек перестаёт развиваться. Он топчется на месте или вовсе деградирует. Ему кажется, что он уже достиг желанной вершины и ему больше нет надобности учиться и работать над собой. Гордыня — это враг развития и прогресса. Горделивый человек полностью зациклен на своей личности, и не важно, имеет ли он какие-то заслуги или просто выгодное положение в обществе.

Это пагубное чувство, которое ведёт к презрению и ненависти. Горделивый человек не способен адекватно воспринимать чужое мнение, для него существует лишь собственная позиция, и она — единственно правильная. Гордыня не позволяет видеть позитив в окружающих.

Признаки гордыни

Не всем людям нужно бороться с гордыней, сначала нужно выяснить, есть ли это качество у вас. Его наличие нетрудно распознать по таким признакам:

Концентрация только на своей личности

Человек, отравленный гордыней, упивается своей важностью, а остальные люди ему кажутся примитивными и незначительными. Гордец делит мир на две части — он и всё вокруг. Все его разговоры сводятся к собственному «я».

Слепое восхищение собой

Гордец тешится своим превосходством, презирая глупых, недостойных людишек. Для него всегда стоит на первом месте собственное эго, а других он рассматривает только сквозь призму выгоды и пользы.

Абсолютная уверенность в своей правоте

Для гордеца совсем неважны аргументы и доводы других. Он считает своё мнение неоспоримым и не воспринимает никакой критики.

Как развить в себе харизму?

Постоянное осуждение

Горделивый человек всегда ищет в людях только недостатки, в упор не замечая достоинств. При этом он сравнивает людей с собой, дескать, он лучше, чем остальные, он бы так не поступил.

Раздача советов всем подряд

Гордец любит поучать тех, кто этого не просит. Он всех критикует заслуженно и незаслуженно, часто делает это с колкостями, насмешками, неоднозначными шутками.

Неспособность признавать свои ошибки

Если гордец потерпел неудачу, он сразу начнёт искать виновных. Он будет обвинять весь мир, но только не себя. Он ведь всё делал правильно, это другие помешали своими глупыми и грязными поступками.

Неумение проигрывать

Горделивый человек не умеет достойно принимать поражение. Он ищет недостатки у соперников и делает всё, чтобы унизить их. Гордец не допускает даже мысли, что кто-то может его в чём-то превосходить.

Манера речи

Гордец почти всегда говорит приказным и надменным тоном, требуя от других беспрекословного выполнения своих желаний. Ему трудно контролировать гнев и раздражение. Если «людишки» не повинуются, он переходит на крик и хамство.

Высокомерность и хвастовство

Гордец везде расхваливает себя и считает свои достижения самыми важными для человечества. Он точно знает, как следует жить и действовать, к чему надо стремиться.

Одиночество

Очень многие гордецы, в конце концов, остаются одинокими, ведь отношения с ними приносят только боль и дискомфорт. Они отталкивают людей своей холодностью и заносчивостью. Общение с ними вызывает неприятные эмоции. Гордыня способна убить даже самые близкие отношения.

Авторы Произведения Рецензии Поиск Магазин Вход для авторов О портале Стихи.ру Проза.ру

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Как избавиться от тщеславия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *