Биография

Композитора Йозефа Гайдна не случайно называют отцом симфонии. Именно благодаря гению творца этот жанр приобрел классическое совершенство и стал основой, на которой вырос симфонизм от Людвига ван Бетховена.

Портрет Йозефа Гайдна

Помимо прочего Гайдн первым создал законченные образцы и других ведущих жанров эпохи классицизма — струнного квартета и клавирной сонаты. Он также первым написал светские оратории на немецком языке. Позже эти композиции встали в один ряд с крупнейшими достижениями эпохи барокко — английскими ораториями Георга Фридриха Генделя и немецкими кантатами Иоганна Себастьяна Баха.

Детство и юность

Франц Йозеф Гайдн родился 31 марта 1732 года в австрийской деревне Рорау, граничащей с Венгрией. Отец композитора не имел никакого музыкального образования, но в юношеские годы самостоятельно освоил игру на арфе. Неравнодушной к музыке была и мать Франца. С раннего детства родители обнаружили у сына выдающиеся вокальные данные и отменный слух. Уже в пятилетнем возрасте Йозеф звонко подпевал отцу, затем в совершенстве освоил игру на скрипке, после чего пришел в церковный хор исполнять мессы.

Йозеф Гайдн

Из биографии представителя венской классической школы известно, что дальновидный отец, как только отпрыску исполнилось шесть лет, отправил горячо любимое чадо в соседний город к родственнику Иоганну Матиасу Франку – ректору школы. В своем заведении мужчина обучал детей не только грамматике и математике, но и давал им уроки пения и игры на скрипке. Там Гайдн овладел струнными и духовыми инструментами, сохранив на всю жизнь благодарность наставнику.

Трудолюбие, упорство и природный звонкий голос помогли Йозефу прославиться в родных краях. Однажды в Рорау приехал венский композитор Георг фон Рейтер, чтобы отобрать для своей капеллы юных певцов. Франц произвел на него впечатление и Георг взял 8-летнего Йозефа в хор крупнейшего собора Вены. Там Гайдн на протяжении пары лет постигал мастерство пения, тонкости композиции и даже сочинял духовные песни.

Портрет Йозефа Гайдна

Самый сложный период для композитора начался в 1749 году, когда ему пришлось зарабатывать на жизнь уроками, пением в церковных хорах и игрой в различных ансамблях на струнных инструментах. Несмотря на сложности, молодой человек никогда не унывал и не терял тяги к постижению нового.

Заработанные деньги Франц тратил на уроки композитора Николо Порпоры, а когда у Йозефа не было возможности платить, юноша во время занятий аккомпанировал молодым ученикам наставника. Гайдн, как одержимый, штудировал книги по композиции и разбирал клавирные сонаты, до глубокой ночи усердно сочиняя музыку разных жанров.

В 1751 году в одном из пригородных венских театров поставили оперу Гайдна под названием «Хромой бес», в 1755 году у творца появился первый струнный квартет, а через четыре года – первая симфония. Этот жанр в будущем стал важнейшими во всем творчестве композитора.

Гайдн Йозеф Франц(1732-1809)

Франц Йозеф Гайдн

Его предки были австро-немецкими ремесленниками-крестьянами. Любовь к музыке он унаследовал от отца. Ещё когда ему было 5 лет, музыканты обратили на него внимание, ведь он уже тогда обладал прекрасным слухом, памятью, чувством ритма. После церковного хора будущий композитор попал в хоровую капеллу при главном соборе Св. Стефана в Вене. Это было самым знаменательным событием в его жизни. Кроме пения, которое занимала большинство его времени, он успевал играть на скрипке и клавикорде, добившись в музицировании значительных успехов.

Творческий путь

Когда у Гайдна начался ломаться голос, его исключили из капеллы, и ему пришлось начинать все с самого начала. В поисках заработка, он стал давать уроки пения и музыки, играл на скрипке на праздниках или просто на больших дорогах, лишь бы не умереть от голода. Однако, он понимал, что эти заработки были случайными. Именно тогда и пришло решение — музыкальное сочинительство. Только через четыре года он нашёл постоянную работу — устроился аккомпаниатором к известному итальянскому оперному композитору Николе Порпоре (1686-1768). Тот оценил музыкальное дарование Гайдна и стал преподавать ему композицию.

Прочитав множество книг, проучившись у многих учителей, в его жизни постепенно назревал подъем: материальное положение стало улучшаться, жизненные позиции крепли. В 1761 г. Гайдн поступил на службу к богатым венгерским князьям Эстерхази и провёл при их дворе в качестве композитора и руководителя капеллы почти тридцать лет. В 1790 г. капелла была распущена, но за Гайдном сохранили оклад и должность капельмейстера. Это дало мастеру возможность поселиться в Вене, путешествовать, выступать с концертами.

Став свободным композитором, обладателем множества почётных степеней и званий, он много работал в Англии, Австрии и Великобритании. В числе его учеников был и молодой Бетховен.

Симфонии, квартеты, сонаты и оркестр

Автограф партитуры симфонии Йозефа Гайдна

С творчеством Гайдна связан расцвет таких жанров, как симфония (их у него сто четыре, не считая утерянных), струнный квартет (восемьдесят три), клавирная соната (пятьдесят две); большое внимание уделял композитор концертам для различных инструментов, камерным ансамблям и духовной музыке.

Гайдну, принадлежит заслуга формирования устойчивого состава симфонического оркестра. Прежде композиторы довольствовались лишь теми инструментами, которые в данный момент были доступны. Появление устойчивого состава оркестра — яркий признак классицизма. Звучание музыкальных инструментов приводилось таким образом в строгую систему, которая подчинялась правилам инструментовки. Правила эти основаны на знании возможностей инструментов и предполагают, что звук каждого — не самоцель, а средство, выражающее определённую идею. Устойчивый состав давал цельное, однородное звучание оркестра.

Помимо инструментальной музыки Гайдн уделял внимание опере и духовным сочинениям (создал ряд месс под влиянием Генделя), обращался к жанру оратории («Сотворение мира», «Времена года»).

Музыка

1761 год стал переломным в жизни композитора: 1 мая он заключил контракт с князем Эстергази и на протяжении тридцати лет оставался придворным капельмейстером этого аристократического венгерского семейства.

Композитор Йозеф Гайдн

Семейство Эстергази жило в Вене только в зимнее время, а главные их резиденции находились в маленьком городке Айзенштадте, поэтому неудивительно, что Гайдну на шесть лет пришлось сменить пребывание в столице на монотонное существование в имении.

В контракте, заключенным между Францом и графом Эстергази, говорилось, что композитор обязан сочинять пьесы, которые потребуются его светлости. Ранние симфонии Гайдна написаны для сравнительно небольшого состава музыкантов, находившегося в его распоряжении. Через пару лет безукоризненной службы композитору позволили включать в оркестр новые инструменты на свое усмотрение.

Основным жанром творчества создателя музыкального произведения «Осень» всегда оставалась симфония. На рубеже 60—70-х годов одна за другой появилась композиции: № 49 (1768) — «Страсти», № 44, «Траурная», и № 45.

Нотный стан Йозефа Гайдна

В них отразился эмоциональный отклик на зарождающееся в немецкой литературе новое стилевое течение, получившее название «Буря и натиск». Стоит отметить и то, что в этот период в репертуаре творца появились и детские симфонии.

После того как слава Йозефа вышла за границы Австрии, по заказу концертного общества Парижа композитор написал шесть симфоний, а после выполнения заказов, полученных из столицы Испании, его произведения стали издаваться в Неаполе и Лондоне.

В это же время жизнь гения была озарена дружбой с Вольфгангом Амадеем Моцартом. Нужно отметить, что отношения деятелей искусства никогда не омрачались соперничеством или завистью. Моцарт утверждал, что именно от Йозефа он впервые узнал, как создавать струнные квартеты, поэтому посвятил наставнику пару произведений. Сам же Франц считал Вольфганга Амадея величайшим из композиторов-современников.

Йозеф Гайдн за сочинением симфонии

После 50-ти лет привычный уклад жизни Гайдна резко поменялся. Творец получил свободу, хотя и продолжал числиться у наследников князя Эстергази придворным капельмейстером. Сама капелла была распущена потомками знатного рода, и композитор уехал в Вену.

В 1791 году Франца пригласили на гастроли в Англию. Условия контракта предполагали создание шести симфоний и исполнения их в Лондоне, а также написание оперы и двадцати произведений в довесок. Известно, что тогда Гайдну предоставили в распоряжение оркестр, в котором работало 40 музыкантов. Полтора года, проведенных в Лондоне, стали для Йозефа триумфальными, а английские гастроли прошли с не меньшим успехом. За период гастролей композитор сочинил 280 произведений и даже стал доктором музыки Оксфордского университета.

Йозеф Гайдн – «отец» симфонии и струнного квартета

Подробности Категория: Европейская классическая музыка XVII-XVIII веков Опубликовано 15.12.2018 11:45 Просмотров: 1348

Почему Й. Гайдна называют «отцом» симфонии и струнного квартета? Ведь такие произведения писали и до него?

Да, писали. Но именно Гайдн создал форму классической симфонии, совершенной. Классическая симфония состоит, как правило, из четырёх частей, написанных в сонатной циклической форме; гораздо позже – в XIX-XX вв. стали создавать симфонии с бо́льшим или меньшим количеством частей. В академической музыке симфония занимает то же место, какое в литературе принадлежит роману. В творчестве Й. Гайдна завершилось формирование классической симфонии, утвердились основные черты её структуры — последовательность внутренне контрастных, но объединённых общей идеей частей. У Гайдна впервые появились программные симфонии: № 6 («Утро») № 7 («Полдень») № 8 («Вечер»), по форме ещё близкие к жанру концерта с солирующим инструментом, и Симфония № 45 («Прощальная»). Напомним, что программной музыкой считается академическая музыка, сопровождаемая словесным указанием на своё содержание.
А струнный квартет из простого чередования быстрых, медленных и танцевальных пьес превратился у Гайдна в содержательный и глубокий диалог четырех равноправных участников струнного ансамбля.

Из жизни Йозефа Гайдна (1732-1809)

Томас Харди. Портрет Йозефа Гайдна (1792)
Почти 30 лет Гайдн прослужил капельмейстером при дворе венгерского князя Эстергази – руководителем хоровой и оркестровой капеллы князя. Он не только сочинял музыку, но и репетировал с оркестром, с певцами, в его обязанности входила также и забота о приятной застольной музыке для званого обеда, и о веселых бальных танцах, и о музыке для кукольного театра. Совмещать все эти обязанности было сложно, к тому же князь специально держал в оркестре лакеев и поваров, которые занятия музыкой должны были совмещать с работой по дому и в кухне. И только поздними вечерами и ночью, когда жизнь в замке стихала, Гайдн мог приступать к сочинению музыки.

Гайдн на репетиции оркестра
В Австрии и Венгрии, а также за их пределами знали о капелле Эстергази, из многих стран приезжали в маленький Эйзенштадт, где находился дворец Эстергази, любители музыки, чтобы послушать сочинения Гайдна под его руководством.

Вид на замок князей Эстергази
Франц Йозеф Гайдн был сыном ремесленника, экипажного мастера. Родился он в селении Рорау, недалеко от Вены. Его отец любил музыку и часто пел австрийские и славянские песни, аккомпанируя себе на арфе.
В возрасте 6 лет маленький Гайдн уже пел в церковном хоре города Гайнбурга, а затем в течение еще 10 лет – в столичной капелле при соборе св. Стефана в Вене. Его детство и юность прошли в нужде и лишениях. Одно время он даже зарабатывал тем, что странствовал по дорогам со скрипкой, играл на деревенских свадьбах, писал музыку для ярмарочных театров, давал уроки музыки. Только к 30 годам он получил постоянное место работы в капелле Эстергази. Фактически, известным музыкантом он стал в результате собственного непрерывного труда и самообразования. И это удивительно: музыкант-самоучка – прославленный мастер, автор десятков симфоний, квартетов, трио, скрипичных и фортепианных сонат, музыки для театра, композитор с европейским именем!
Служба у Эстергази, с одной стороны, давала ему возможность постоянного заработка, но, с другой стороны, лишала его всякой самостоятельности, угнетала полным зависимости существованием. «Печально быть всегда рабом», – писал он в одном из писем.
От этого рабского существования он освободился почти в 60 лет: в 1790 г. умер Миклош Эстергази, оставив по завещанию своему капельмейстеру пенсию. Его сын и преемник, князь Антал Эстергази, не был любителем музыки и распустил оркестр. Только теперь Гайдн стал свободным и независимым композитором и, несмотря на возраст, почувствовал небывалый творческий подъём.

Личная жизнь

Приобретенная в Вене популярность помогла молодом музыканту получить работу у графа Морцина. Именно для его капеллы Йозеф написал первые пять симфоний. Известно, что за неполных два года работы у Морцина композитор успел поправить не только свое финансовое положение, но и связать себя брачными узами.

В тот период 28-летний Йозеф питал нежные чувства к младшей дочери придворного парикмахера, а она неожиданно для всех ушла в монастырь. Тогда Гайдн то ли в отместку, то ли из каких-то других соображений женился на ее сестре Марии Келлер, которая была старше Йозефа на 4 года.

Йозеф Гайдн и его жена Мария

Их семейный союз не был счастливым. Жена композитора была сварливой и расточительной. Помимо прочего барышня нисколько не ценила таланта мужа и часто использовала рукописи супруга вместо бумаги для выпечки. К удивлению многих семейная жизнь в отсутствии любви, детей и домашнего уюта продолжалась 40 лет.

Из-за нежелания реализовывать себя как заботливый муж и невозможности проявить себя как любящий отец четыре десятка супружеской жизни композитор посвятил симфониям. За это время Гайдн написал сотни произведений в этом жанре, а в театре князя Эстергази было поставлено 90 опер талантливого гения.

Памятник Йозефу Гайдну

В итальянской труппе этого театра композитор и нашел свою позднюю любовь. Молодая неаполитанская певица Луиджа Польцелли очаровала Гайдна. Страстно влюбленный Йозеф добился продления с ней контракта, а также специально для обворожительной особы упрощал вокальные партии, понимая ее возможности.

Правда отношения с Луиджой не принесли творцу счастья. Девушка была слишком надменна и корыстолюбива, поэтому даже после смерти жены Гайдн не рискнул на ней жениться. Стоит отметить, что под конец жизни в последнем варианте завещания композитор уменьшил отведенную Польцелли сумму вдвое.

Смерть

В последнее десятилетие жизни под впечатлением фестиваля Генделя в Вестминстерском соборе Гайдн проявлял интерес к хоровой музыке. Композитор создал шесть месс, а также оратории («Сотворение мира» и «Времена года»).

Умер Гайдн 31 мая 1809 года в Вене, занятой наполеоновскими войсками. Сам французский император, узнав о смерти именитого австрийца, отдал приказ выставить у дверей его дома почетный караул. Похороны состоялись 1 июня.

Саркофаг Йозефа Гайдна

Интересный факт заключается в том, что, когда в 1820 году князь Эстергази распорядился перезахоронить останки Гайдна в церкви Эйзенштадта, и гроб был вскрыт, оказалось, что под сохранившимся париком нет черепа (его похитили, чтобы изучить особенности строения и предохранить от разрушения). Череп был воссоединен с останками только в середине следующего столетия, 5 июня 1954 года.

Дискография

  • «Прощальная симфония»
  • «Оксфордская симфония»
  • «Траурная симфония»
  • «Сотворение мира»
  • «Времена года»
  • «Семь слов Спасителя на кресте»
  • «Возвращение Товия»
  • «Аптекарь»
  • «Ацис и Галатея»
  • «Необитаемый остров»
  • «Армида»
  • «Рыбачки»
  • «Обманутая неверность»
  • •1.Музыкальная культура 17ст. Взаимодействие барокко и классицизма.
  • •2.Антиномии и метафоры барокко.17 ст. – «Век оперы»
  • •3.Оперные школы 17 ст. Специфика концепции жанра взаимодействия.
  • •4.Флорентийская камерата и «Drama per musica» ( Джулио Каччини, Клаудио Монтеверди)
  • •5.Римская оперная школа 17 века. Особенности, достижения, представители.
  • •6. Венецианская оперная школа 17 века. Особенности, достижения, представители.
  • •7. Неаполитанская оперная школа. Этапы развития. Историческое значение.
  • •8. Алессандро Скарлатти. Формирование жанра «Opera seria».
  • •9. Джова́нни Батти́ста Перголе́зи. Утверждение жанра «Opera buffa». (свойства, особенности)
  • •10. Эстетика французского классицизма. Жан-Бати́ст Люлли́ и «его» опера.
  • •11.Музыкальный театр в Англии. «Маска»(жанр)
  • •12. Генри Пёрселл. Опера «Дидона и Эней». Взаимодействие принципов барокко и классицизма.
  • •13. Оратория 17 века. (Величайшие имена, школы)
  • •14. Органное искусство добаховской эпохи. Джироламо Фрескобальди, Иоганн Па́хельбель, Дитрих Букстехуде.
  • •(1583 — 1643)
  • •15. Клавирное искусство 17- начало 18 века. ( подробный разбор для пианистов)
  • •16. Школа английских верджиналистов.
  • •17. Школа французских клавесинистов.
  • •18. Венецианская, Болонская скрипичная школа.
  • •19. Жанры инструментальной музыки в творчестве Арка́нджело Коре́лли, Анто́нио Лючио Вива́льди, Джузеппе Тартини. (Для пианистов : найти в концертах «Basso continuo»)
  • •21. Музыкальная культура 18 века. Ее историческое значение. Сущность Просвещения. Просветительство в музыкальном искусстве.
  • •Инструментальная музыка первой половины 18 в.
  • •25. Историческое значение творчества Баха. Тип гения Баха.( в области фортепианной музыки для пианистов) Музыкальное наследие:
  • •27.Творческий путь Баха. Проблемы периодизации его наследия.
  • •25. Принципы дифференциации творчества Баха.
  • •29. Клавирное творчество Баха. Его историческое значение. Хтк
  • •30.Органное творчество Баха. Жанр хоральной прелюдии. («Токката и фуга ре минор» и.Т.Д)
  • •31. Духовная и светская кантаты в творчестве Баха. («Кофейная Кантата», «Состязание Феба и Пана»)
  • •32. Жанр пассионы в творчестве Баха. («Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею») (Материалы в книге — Друскин м.С. «Пассионы и мессы Баха»)
  • •33. Месса h-moll. Высокая месса Баха.
  • •История создания
  • •34. Бах и Гендель. Сравнительная характеристика. ( Материалы » Русская книга о Бахе» статья «Бах и Гендель»)
  • •35.1)Жанр оратории в творчестве Генделя. ( Разобрать любую ораторию)или 2) Инструментальное творчество Генделя. ( вопрос для инструменталистов)
  • •36. Мангеймская школа и ее представители.
  • •37. Венская классическая музыкальная школа. Ее историческое значение. ( Акцент на ф-но группе. Фортепианная соната и.Т.Д)
  • •38. Творческий облик Гайдна.
  • •Детские годы
  • •1749-1759 – Первые годы самостоятельной жизни в Вене
  • •Период творческой зрелости
  • •Поздний период творчества.
  • •36. «Лондонские» симфонии Гайдна.
  • •»Лондонские» симфонии
  • •40. Жанровые истоки симфонии Гайдна. Ее генезис.
  • •41. Оперная реформа Глюка. Этапы развития.
  • •42. К.Ф.Глюк. Опера «Орфей и Эвридика».
  • •Действующие лица:
  • •История создания
  • •43. Творческий облик Моцарта.( материалы-Энштейн «Личность и творчество Моцарта» Тип гения Моцарта.
  • •44. Опера Моцарта «Свадьба Фигаро» — комическая опера.
  • •Либретто
  • •Сюжет, основная проблематика оперы
  • •Особенности жанра
  • •Драматургия
  • •Увертюра
  • •1 Действие
  • •2 Действие
  • •Действующие лица:
  • •История создания
  • •Либретто
  • •45. Особенности симфоний Моцарта. «Симфония №40»
  • •46. «Реквием» (Моцарт). История создания. Трактовка жанрового канона.
  • •История создания
  • •История создания
  • •Характеристика жанра
  • •Исполнительский состав
  • •Текст реквиема
  • •47. Творческий облик Бетховена.
  • •48. Периодизация творческого наследия Бетховена.
  • •50. Функции жанра в творчестве Бетховена.????????? Место и характер сонатно-инструментальных жанров в творчестве Бетховена Глава №11 книги «История зарубежной музыки — 3»
  • •49. Фортепианные сонаты в творчестве Бетховена.
  • •Фортепианная соната – «творческая лаборатория» Бетховена
  • •Пианизм Бетховена (пианист — оратор)
  • •Сонатность как метод мышления
  • •Оркестровая трактовка фортепиано
  • •Основное содержание бетховенских сонат
  • •Обновление сонатного цикла
  • •50. Особенности бетховенского симфонизма.( материалы- Соллертинский, и.И. Исторические типы симфонической драматургии, Асафьев «о симфонизме»)
  • •51. Симфония № 3 ми-бемоль мажор, op. 55 («Героическая») – Бетховен.
  • •Это интересно
  • •История создания
  • •54. Симфония № 5 до минор, op. 67.(Бетховен) История создания
  • •Сочинение
  • •Премьера
  • •Состав оркестра
  • •Форма
  • •55. Симфо́ния № 9 Ре минор, Op. 125 (Бетховен)
  • •История создания
  • •Состав оркестра
  • •История создания
  • •52. Жанр увертюры в творчестве Бетховена.
  • •53. Бетховен. Опера «Фиде́лио»
  • •Действующие лица:
  • •История создания

Йозеф Гайдн

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *