В СРЕДНЕМ ВСЕ ХОРОШО

— Средний заработок московского учителя — 54 — 55 тысяч рублей в месяц, — гордо рапортует пресс-служба Департамента образования столицы. — Это выше средней зарплаты по городу. Максимальные заработные платы — больше 300 тысяч рублей в месяц. Но это у отдельных, самых исключительных педагогов. А просто хороший учитель может получать больше 100 тысяч рублей.

Вот это да! Еще недавно профессия учителя была синонимом слова «нищий». А теперь, работая в школе, можно получать больше, чем в офисе! Видимо, не зря этим летом многие абитуриенты принесли заявления в приемные комиссии педвузов.

И все-таки каким образом столичные педагоги разбогатели? Как работает новый механизм финансирования школ и оплаты работы учителей? Я практически наугад выбрал обычную школу на окраине Москвы.

Центр образования № 775 находится в Люблине. По соседству — сильная гимназия и еще недавно был математический лицей. Туда уходили учиться способные ребята, а в 775-й занимались «обычные». В общем, «очень средняя» общеобразовательная школа. Восемь лет назад центру образования построили новое здание — старое совсем обветшало.

— У нас в этом году за парты сели 812 учеников, — рассказывает директор

775-й Елизавета Чиркова. — С ними работают 63 учителя — 54 на полную ставку и девять совместителей. Средняя зарплата педагога в нашей школе — 73 тысячи рублей в месяц.

— Откуда такие деньги?

— Смотрите. Финансирование сейчас зависит от количества учащихся. У нас детей много. Поэтому от государства получаем в год 101 миллион рублей. Каждый месяц 6,3 миллиона рублей выделяем на заработные платы. Управляющий совет определил, как начислять деньги каждому педагогу. Есть система показателей — учитываются категория, звание (заслуженный учитель, например), успехи учеников, внеклассная работа. Дальше — простая арифметика. Кто на сколько наработал, тому столько и причитается.

— У вас большой разброс заработных плат?

— Не очень. Начинающие учителя получают по 55 — 57 тысяч рублей. Больше других зарабатывают преподаватели иностранного языка (у них особый повышающий коэффициент) и математики. У них у всех в месяц около 100 тысяч рублей выходит.

Татьяна Караваева зарабатывает больше всех в школе.Фото: Аца КОШТЭ

УРОК АРИФМЕТИКИ

Чтобы разобраться, как складывается зарплата педагога, я попросил разрешения «заглянуть в карман» одному из учителей. Учитель математики Татьяна Андреевна Караваева согласилась раскрыть тайны своего бюджета. У Караваевой стаж 25 лет. Заработная плата 101 тысяча рублей в месяц.

У Татьяны Андреевны хрестоматийная судьба учительницы. В 1980-х окончила барнаульский педвуз. Вышла замуж за молодого офицера и отправилась вместе с мужем по гарнизонам. Пожить и поработать довелось везде: от Владивостока до Таджикистана. Каждая новая звездочка на погонах любимого — новый уголок СССР, новая школа, новые ученики. И так до следующего назначения.

Восемь лет назад мужа перевели в Москву. Татьяна Андреевна пришла на биржу труда и получила направление в школу № 775.

— Мне пешком до школы — минут двадцать. К восьми я уже здесь, — рассказывает Татьяна Андреевна. — Пока подготовлю все — уже первый урок. После занятий проверяю тетради, потом консультации, помогаю ребятам проекты делать. В общем, как минимум до шести я в школе.

В общем, самая обычная жизнь обычной учительницы, которая честно выполняет свою работу. Почему тогда такая большая заработная плата? Это какое-то особое отношение?

— Это арифметика — у нас не директор решает, кому что доплачивать — зарплата рассчитывается по единой для всех схеме, — уверяет директор Елизавета Чиркова. — Татьяна Андреевна — очень хороший учитель. Но я сама несколько удивилась, когда обнаружила, что она зарабатывает больше всех в школе.

КСТАТИ

Меньше всех в школе № 775 получает молодая учительница английского языка. Она работает первый год, у нее нет стимулирующих выплат. Категорий и званий тоже получить еще не успела. Нагрузки всего 18 часов — каждый день в 14.00 она уже дома. Еще пара часов уходит на проверку тетрадей и подготовку к урокам. В общей сложности ей начисляют 66 тысяч рублей «грязными». После вычета налогов на руки она получает 57 400 рублей.

В 775-й учатся 815 учеников.Фото: Аца КОШТЭ

КОММЕНТАРИЙ ДИРЕКТОРА

Елизавета ЧИРКОВА, директор школы № 775:

— При переходе на новую систему финансирования и оплаты мы должны были придумать такой алгоритм расчета, чтобы все учителя получали не меньше, чем раньше. Этого требовал закон. Поэтому ввели коэффициенты и надбавки «значкистам» — заслуженным и народным педагогам и тем, у кого есть категории.

Максимальные коэффициенты приоритетности у учителей первого класса — это самая ответственная работа, у преподавателей математики, русского и иностранного языков (предметы обязательного ЕГЭ и дефицитные лингвисты). Для них он 1,25. Оклады всех учителей начальных классов умножаем на 1,2. Коэффициент 1,15 установлен для преподавателей естественных дисциплин и информатики.

Если класс на уроке делится на группы, для учителей по этим предметам ставка ученико-часа удваивается.

Молодые специалисты дополнительно получают по 4000 рублей. Есть надбавка за вредность для химиков и информатиков.

Максимальный размер стимулирующей части заработной платы в моей школе 20 тысяч рублей.

Кроме того, в конце года из сэкономленных школой средств учителя получают итоговые премии. В прошлом году я была хорошей подругой Деда Мороза и начислила своим сотрудникам под Новый год по 100 тысяч рублей.

Все школы несут постоянные расходы: на здание, на администрацию, на коммунальные платежи. Когда учеников много, эти платежи больших трудностей не вызывают. А вот когда ребят мало, финансирования тоже, тогда приходится на всем экономить.

Нам сейчас отдают здание неподалеку. Там была школа, но она переехала. С одной стороны, нам сейчас тесновато, и новому дополнительному помещению мы рады. Но с таким расширением у нас сильно увеличится площадь и возрастут расходы. А дополнительных денег сразу не появится. Чтобы сохранить хорошую экономику школы, нам надо будет привлечь новых учеников — тем самым увеличив свой бюджет. Родители сейчас очень требовательные, им не все равно, кто будет работать с их детьми. Если в штате есть сильные педагоги, к ним приводят учеников. Но труд таких сотрудников должен хорошо оплачиваться. Если новые школьники придут к нашим сильным педагогам, школа получит дополнительное финансирование. И тогда зарплаты можно будет еще увеличить.

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

А кто поддержит педагогов за МКАД?

Представляю отклики после публикации этого материала: совсем Москва зажралась! У них учителя за 50 тысяч получают, а в Московской области — 30 тысяч. Еще чуточку дальше, в Калужской области, — 20 тысяч. Есть регионы, где и под 14 тысяч с трудом выходит. Действительно несправедливо.

В 90-х годах прошлого века, когда в федеральной казне было шаром покати, школы передали на муниципальный уровень. Ну и пошло-поехало. Есть деньги в районе, есть совесть у тамошнего руководства — учителя не бедствуют. Район дотационный — и педагоги нищенствуют. Я уже много раз писал — такая схема неправильная. Что в Удмуртии, что на Камчатке, что в Москве учителя преподают одни и те же предметы по одним и тем же программам. То есть трудозатраты у них одинаковые. И делают они одно дело особой государственной важности. Но вот получают по-разному. Говорят, таков закон и переводить учителей в ранг госслужащих никто не будет — нет на это денег. Но нашли же деньги, чтобы платить лейтенантам по всей стране по 50 тысяч рублей…

Да, нынешняя система финансирования более толковая — она на самом деле помогает стимулировать тех учителей, кто готов интересно учить и сам продолжает учиться. И в Москве она действительно заработала. Устроиться в столице учителем — большая проблема. Вакансий нет. Но у Москвы есть деньги — большая часть финансов страны прокачивается через этот город.

А как поощрять учителей в других регионах, когда там просто нет денег на стимулирующий фонд да и в фонде базовом дыры?

Александр МИЛКУС, редактор отдела образования «КП»

А сколько получаете вы? Давайте обсудим!

Директорская воля

Мы привыкли кивать на недостаток финансирования: мол, дадут больше денег из бюджета на образование, и проблема решится. Но не всё так просто. «Ситуация с экономикой образования в России не очень хорошая, но не критическая, — считает директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, доктор экономических наук Татьяна Клячко. — РФ тратит 3,6% ВВП на образование. С одной стороны, это очень немного, учитывая, что средние расходы на образование по Евросоюзу — 4,5–4,6% ВВП. И если в нашей стране финансирование поднимется до этого уровня, то и ситуация с зарплатами в образовании улучшится. С другой стороны, скажем, Япония тратит 3,2% ВВП, Италия — примерно как и мы: 3,6%. В этом году в нашей стране, возможно, цифра возрастёт до 3,8–3,9%, поскольку есть профицит бюджета и стартовали национальные проекты в образовании».

Однако, каковы бы ни были суммы, важно тратить их с умом. А вот здесь есть проблемы. «Не очень эффективно организуется учебный процесс, — продолжает Т. Клячко. — Учителя задавлены бюрократической работой в виде написания программ, планов, домашних заданий на год вперёд… В итоге вместо того чтобы учить детей, учителя пишут бумажки». Ещё одна «дыра», в которую уплывают немалые деньги, — это система повышения квалификации педагогов. Зачастую курсы эти педагоги проходят просто для галочки, но при этом дают неплохой заработок немалой армии наставников. Тогда как у самого учителя оклад официально до сих пор ниже МРОТ. Да, существуют доплаты и надбавки, но… «Директор школы распределяет эти надбавки, как он считает нужным, — объясняет Клячко. — Например, прибавляет зарплату молодым учителям, чтобы удержать их в школе. Другой, наоборот, больше платит учителям со стажем. Либо урезает зарплаты учителям пенсионного возраста, аргументируя это тем, что они ещё и пенсию получают, а молодёжь — только зарплату. Где-то выясняется, что директор даёт «своим», а тем, кто ему возражает или просто не нравится, зажимает. Хуже того, многие руководители не считают нужным честно объяснить педагогам, чем вызвана их политика распределения доплат».

Лучшие уходят

Да, в официальных отчётах фигурируют вполне красивые цифры зарплат учителей. Но это всего лишь средние показатели. Из чего они складываются? Из того, что на Камчатке зарплата 112 тыс. руб., в Ивановской обл. — 29 тыс., а где-то — ещё ниже. Ситуация в регионах очень разная. В среднем же всё хорошо: 45 тыс. руб. в месяц для школьного педагога вполне приемлемый заработок. А конкретный человек приходит и говорит: мне на жизнь не хватает. В итоге учитель трудится на 1,5–2 ставки, к которым ещё прилагаются «добровольно-принудительные» обязанности в виде проведения конкурсов, олимпиад, классных часов и т. д.

«В отношении учителей государство убеждено, что оно должно действовать как бизнесмен: то есть стремиться выжать из наёмных работников (в данном случае — учителей) как можно больше и при этом заплатить им как можно меньше, — убеждён доцент базовой кафедры Торгово-промышленной палаты РФ РЭУ им. Г. В. Плеханова Вадим Квачев. — В итоге время работы и нагрузка у педагогов растут, а зарплата при этом не увеличивается. Учителей поставили в такие условия, что им приходится либо увольняться и менять работу, либо работать на износ, чтобы прокормить себя. Ни для кого не секрет, что даже в бюджетной сфере с безусловно белыми зарплатами и социальными отчислениями трудовые конфликты разрешаются неформально: недовольного или неудобного работника запросто могут «попросить» написать заявление об увольнении «по собственному желанию».

Гладко только на бумаге

В марте 2019 г. учителям одной из школ Усолья-Сибирского, что в 1,5 часах езды от Иркутска, подняли оклад почти на 1,5 тыс. руб. Педагоги обрадовались, но каково было их удивление, когда на руки они получили такую же зарплату, как и прежде.

Выяснилось, что оклады подняли, оплату за классное руководство и заведование кабинетами тоже, но стимулирующие выплаты уменьшились. А в один месяц вообще свелись к нулю. Так что на бумаге всё гладко — зарплаты учителей растут, а по факту за сделанную работу они получили даже меньше.

Как ни удивительно, но даже внутри Иркутской обл. педагоги за одну и ту же работу получают по-разному: в школах, которые подчиняются непосредственно министерству образования региона, оклад педагога — 7983 руб., а во многих муниципальных учреждениях — всего 6600 руб.

— 18 126 руб. — таков заработок молодого педагога юга области, — подсчитывает глава Иркутской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Валентина Федосеева. — У него ещё нет ни квалификационной категории, ни наград. А работать, чтобы получить эти деньги, он должен 31 час в неделю. И это только уроки! А ещё проверка тетрадей и подготовка к занятиям. Стоимость часа работы у такого педагога — при колоссальной нагрузке — очень маленькая: всего 91 руб. Мы как-то интересовались, сколько стоит в среднем час у кассира в супермаркете. И, честно говоря, не удивились результату: 150 руб. Нужны ещё какие-то объяснения?

Получите, распишитесь

Оклад учителя в Воронежской области — 10 200 рублей. Педагоги шутят: «На одну ставку есть нечего, на две — некогда». Что такое одна ставка? Это 18 уроков в неделю. Но при этом есть еще подготовка к занятиям, проверка тетрадей, внеклассная работа и работа с родителями… По сути, полноценная рабочая неделя.

— Понятно, что за счет различных доплат и работы не на одну ставку зарплата большинства педагогов будет превышать МРОТ. Тем не менее есть учителя, которые получают зарплату на уровне минималки. Особенно много педагогов с зарплатой уборщицы среди начинающих специалистов, работающих на одну ставку, — отмечают в областном профсоюзе. — Практически у каждого учителя сегодня есть дополнительный приработок, репетиторство. А в сельской местности это еще и подсобное хозяйство.

Особенно много учителей с зарплатой уборщицы среди начинающих педагогов, работающих на одну ставку

Средний возраст педагогов в Воронеже — 48 лет, в области — 52 года. В минувшем учебном году в школы региона пришли более 400 молодых педагогов, но большинство трудоустроилось в Воронеже. Ни одного молодого учителя в 2018 году не приехало в Нововоронеж и шесть сельских районов. Почему? Низкие зарплаты отпугивают молодых специалистов. И это несмотря на то что несколько лет назад областной профсоюз добился надбавки к их зарплате. В первые пять лет работы им увеличивают оклад на 20-30 процентов в зависимости от того, трудятся они в городе или в селе и от «качества» диплома (отличником быть выгоднее). При этом опытный учитель вынужден добирать достойную для жизни сумму дополнительной работой.

Баллы решают все

Средняя зарплата учителя в Мордовии — 23 000 рублей. Она состоит из оклада (ставка, полторы или две, в зависимости от нагрузки), доплат за категорию, за классное руководство и общественные нагрузки (руководитель методического объединения, секретарь педсовета и т.д.). А еще есть баллы фонда стимулирования.

Инфографика «РГ» / Александр Чистов / Ксения Колесникова

— В конце месяца каждый учитель заполняет и сдает таблицу, в которую записывает то, что он сделал. За каждое действие начисляются баллы. Затем эти отчеты обсуждаются на совете, в который входят руководители методических объединений учителей-предметников, администрация школы и директор, — рассказал «РГ» педагог высшей категории, который попросил не называть своего имени. — Но зачастую решение о присвоении тому или иному учителю стимулирующих выплат принимает лично директор. С какими бы то ни было нормативными актами, устанавливающими размер и количество надбавок, учителей не знакомят.

«Классная» надбавка

На днях пермские учителя написали обращение к губернатору края Максиму Решетникову. Педагоги просят повысить оплату за классное руководство с 1700 до 5000 рублей. По мнению учителей, нагрузки на «классных» выросли, а финансово это не поддерживается. Они должны следить за психологическим состоянием учеников, заполнять по нескольку раз в четверть множество форм и отчетов… И это при том, что заработная плата педагогов в Пермском крае не увеличивается несколько лет.

— Учитель получает в среднем тридцать тысяч рублей, — говорит председатель пермской краевой организации профсоюза образования Зоя Галайда. При этом разница в оплате труда между сельскими и городскими педагогами может достигать тех же 30 тысяч рублей. Дело в том, что в Пермском крае действует до сих пор формула «ученико-час», то есть зарплата зависит от количества учащихся. А в сельских школах их гораздо меньше, чем в городских.

— Мы боремся за то, чтобы эта формула была отменена, и в Прикамье были введены единые ставки окладов по должностям и профессиям, — отмечает Галайда.

Но есть и плюсы. Молодые педагоги могут рассчитывать на миллион рублей для покупки жилья, если они уезжают в сельскую местность. В 2019 году на эти цели в Пермском крае выделено 40 миллионов рублей. Из них 18 уже распределены. Остальные деньги молодые учителя также получат в июле.

Семейный подряд

Средняя зарплата педагогов в Калмыкии — 23 495 рублей. Но, конечно, учителя без стажа получают гораздо меньше. Поэтому молодых педагогов, переезжающих в село, поддерживают приличной единовременной выплатой. Уже известны случаи, когда после окончания вуза на работу в село отправляются супружеские пары. Оба педагога — и муж, и жена — получают по сто тысяч рублей.

— Когда я брал справки в бухгалтерии, вся моя годовая зарплата как раз и оказалась около 100 тысяч рублей. Поэтому подъемные в таком же объеме — это ощутимая помощь для семейного бюджета, — рассказал «РГ» 24-летний Давыд Шургучиев. — Наших с супругой 200 тысяч рублей, наверное, хватило бы на небольшой старенький домик без удобств или на первоначальный взнос по ипотеке. Но мы решили на эти деньги купить машину. Все-таки жить в селе без своего транспорта трудно.

Молодые учителя работают в Садовской средней школе № 1, где учатся 216 детей. Давыд Шургучиев преподает историю и географию, а также ведет классное руководство у седьмого класса. Его 22-летняя супруга Амелия — преподаватель русского и калмыцкого языков, но сейчас она находится в декрете: у пары недавно родился третий ребенок.

Или нечего, или некогда

На июньской «Прямой линии» с президентом Владимиром Путиным зачитали обращение орловской учительницы, зарплата которой, по её заверению, составляет 10 000 руб. Она учитель высшей категории, но получает копейки.

«Вы говорите о зарплате в 10 000, нужно проверить. Мы довели МРОТ до прожиточного минимума — 11 280 руб., и поэтому регионы не имеют права платить меньшую сумму», — сказал тогда Владимир Путин. По окончании «Прямой линии» губернатор Орловской обл. Андрей Клычков сообщил, что дал ряд поручений по её итогам.

Согласно данным Орёлстата, средняя зарплата педработников общего образования по региону в I квартале 2019 г. составила 29 000 руб., у работников дополнительного образования — 24 000 руб. А что на деле? О том, сколько получают педагоги допобразования, рассказала учительница Валентина Игнатьева, которая, как и многие орловцы, смотрела ту «Прямую линию». «Человеку не имеют права платить меньше суммы МРОТ… Это что означает? — возмущается Валентина. — Учителя сравняли с дворником? Я ничего не имею против дворников, но надо помнить, что это низкоквалифицированный труд. Да и аттестовываться им каждые несколько лет не нужно».

Она в профессии уже более 17 лет. Преподавала в Орловском университете, последние несколько лет работает в детской школе искусств. «Ставка преподавателя в школе за первую категорию — 10 340 руб., за высшую — около 11 000. До МРОТ действительно ежемесячно доплачивают, но только по одной ставке. В результате мы имеем ровно минималку и не более того», — рассказала преподаватель.

Но чиновников, по её мнению, это нисколько не волнует. Они отчитываются о зарплате исходя из общих цифр, а стало быть, считают зарплату за полторы, две и более ставки. Обычному учителю, чтобы заработать больше 20 000 руб., о которых говорят чиновники, надо работать на три ставки.

Нажимите для увеличения

Из класса — в кассу

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *