• (смоковница, фиговое дерево) деревья и кустарники
• винная ягода
• вяленый плод смоковницы, в русской кулинарии известен под названием «винные ягоды», «фиги», «смоква»
• деликатен и эмоционален, снисходителен и импульсивен, прекрасный семьянин будет родившийся под знаком этого дерева в середине июня/декабря
• плод дерева, листьями которого Адам и Ева прикрывали сокровенное
• сладкая фига
• сочный сладкий плод южного дерева, употребляемый в свежем и сушенном виде
• южное дерево семейства тутовых с сочными сладкими плодами, а также плод его
• южный сочный сладкий плод, употребляемый в свежем и сушеном виде
• то же, что смоковница
• лекарственное растение
• плоды этого растения называют иногда «винными ягодами»
• безобидная фига
• фиговое дерево
• сладкий плод смоковницы
• вкусная фига
• «винная ягода» среди плодов
• фига, но не дуля
• дерево с фиговыми листьями
• фига, но не кукиш
• дерево с «кукишными» плодами
• сладкая фига смоковницы
• фикусовая «фиговина» (дерево)
• южное плодовое дерево
• смоковница
• его еще назвают фигой или винной ягодой
• фИГОвый плод тутового дерева
• фига на плодовой ветке
• фига с ветки
• то же, что смоква или фига
• фиговое дерево по-другому
• с какого дерева снимают фиги?
• другое название смоквы или фиги
• второе название фигового дерева
• другое название смоквы
• плод, чей укрепляющий сироп дают даже детям
• карийский фикус
• южная фига
• восточный плод, помогавший победить последствия отравления
• плод смоковницы
• у какого дерева фиговые плоды?
• иное название смоквы
• смоква или винная ягода
• Винная ягода
• Фиговое плодовое дерево
• Плод фигового дерева
• Деликатен и эмоционален, снисходителен и импульсивен, прекрасный семьянин будет родившийся под знаком этого дерева в сер.июня/декабря
• Южный плод
• Плодовое дерево семейства тутовых
• Фиговое дерево
• Южное дерево семейства тутовых с сочными сладкими плодами, смоковница
• «Винная ягода» среди плодов
• вяленый плод смоковницы, в русской кулинарии известен под названием «винные ягоды», «фиги», «смоква»
• дерево с «кукишными» плодами
• м. южн. турецк. фиги, винные ягоды, вяленая смоква
• плоды этого растения называют иногда «винными ягодами»
• с какого дерева снимают фиги
• сладкий фрукт
• смоковница обыкновенная
• у какого дерева фиговые плоды
• фикусовая «фиговина» (дерево)
• кисло сладкая ягода
• фиговый плод тутового дерева
Благотворное влияние инжира на пищеварительную систему
Благодаря клетчатке, по пользе которой смоковница держит лидерство среди фруктов, она очень полезна для пищеварительной системы и благотворно влияет и нормализует обменный процесс в организме. Несколько ягод сушеного инжира заливают кипяченой водой и дают распарится ягодам, а воде настоятся. После выпиваем получившийся отвар. Сами ягоды так же полезны при запорах. Они, благодаря той же клетчатки, имеют слабительный эффект.
Фитостерол — защитное вещество для нашего кишечника. Он снижает объем холестерина, что всасывается в кишечник.
Пектин помогает выводить токсины, что накапливаются в нашем организме и другие вредные соединения. Такие как: мочевина и желчная кислота. Еще пектин имеет хорошее обезболивающие свойства, что помогают людям с язвенной болезнью. Это накопительное свойство и результат покажет себя при длительно и регулярном употреблении сушеного инжира каждый день.
Загадки про диких животных для старших дошкольников Еж
Ползун ползет, иголки везет.
Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят.
На спине его иголки,
Удивительно как колки,
Их руками не возьмешь,
Потому что это …
Хоть и круглый, а не мяч,
Рта не видно, а кусач,
Голой горстью не возьмешь,
Потому что это …
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А шишек — ни одной.
Нам нужны иголки для шитья.
А кому нужны иголки для житья?
Живу я возле елки, у просеки лесной.
Ношу с собой иголки, хоть я и не портной.
В клубок свернется, а взять не дается.
Сердитый, колючий, не трогай лучше!
У меня шубка из колючек,
У меня серая спинка,
Нос, как черный пятачок,
Глаза, как бусинки.
Иголки лежали, лежали,
Да под стол убежали.
Медведь
Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос.
Кто в лесу глухом живет,
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест клубнику, мед,
А зимой сосет он лапу?
Кто мохнатый и большой спит в берлоге зимой?
Косолапые ноги, зиму спит в берлоге.
Догадайся и ответь, кто же это?
Я хозяин леса строгий,
Спать люблю зимой в берлоге.
И всю зиму напролет
Снится мне душистый мед.
Страшно я могу реветь,
Кто же я, скажи? …
Я большой и неуклюжий,
Я душистый мед люблю,
Чтоб спастись от зимней стужи,
До весны в берлоге сплю.
Летом гуляет, зимой отдыхает.
Кто же в шубе меховой
Спит холодною зимой?
Он большой, но вот беда –
Лапу в рот кладет всегда.
Где он живет? В самой чаще,
Самой-самой настоящей.
Там гуляет, там и спит,
Там детей своих растит.
Любит груши, любит мед,
Сладкоежкою слывет.
А еще могу сказать — ляжет осенью,
А встанет, лишь когда весна настанет.
Олень, лось
Не дерево, а суковато.
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
Боится зверь ветвей моих,
Гнезд не построят птицы в них.
В ветвях краса и мощь моя,
Скажите быстро, кто же я?
Две ветки выросли в лесу,
Две ветки пьют в лесу росу,
Две ветки веточки едят
И громко на весь лес трубят.
Стройный, быстрый, рога ветвисты
Пасется весь день, кто это? …
Белка
Юркий, маленький зверек,
По деревьям прыг да скок.
На сосне и ели шишки все объели.
Чьи это проделки? Ну конечно …
Прямо с елки на пенек
Прыгнул рыжий огонек.
А потом на ствол ольхи
Подскочил прыжком лихим.
Сама мала, шубка пышна,
В дупле живет, орешки грызет.
На ветке не птичка, зверек-невеличка,
Мех теплый, как грелка, кто же это?
С веточки на веточку прыгает, резвится
Маленькая, рыжая, а не птица.
То рыжая, то серая,
А названьем белая.
Кто на ветке шишки грыз,
И бросал объедки вниз?
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
В сосне — дупло, в дупле — тепло.
А кто в дупле живет в тепле?
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
Кто грибы на сучьях сушит,
Чтоб зимой не голодать?
В погребок пойдет покушать
И в гнездо скорее спать?
Кто с высоких толстых сосен
В ребятишек шишку бросил?
А в кусты через пенек
Промелькнул, как огонек?
Я — веселенький зверек,
Прыг с елки на дубок.
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке — летом.
Бобры
Есть на речке лесорубы
В серебристо-бурых шубах.
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины.
Волк
Серый брат из-за угла хват.
Серый, зубастый, по полям рыщет,
Телят, ягнят ищет.
На пенек взобрался зайка,
Хвастунишка и зазнайка:
— «Не боюсь!»…. и вдруг умолк
Показался серый …
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?
Разбойник он серый, нет ему веры.
Все клыками щелк, кто же это?
Когда я голодный, меня не встречай,
Щелкну зубами и съем невзначай.
Дикобраз
Ежик вырос в десять раз
Получился …
Жираф
Он ходит, голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он жираф.
Заяц
Летом — серый, зимой — белый,
Никого не обижает,
А всех сам боится.
Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки,
Мчится, что есть духу, хвост короче уха.
Живо угадай-ка, кто же это?
Летом шубку серую,
А зимою белую,
Носит попрыгайчик,
Боязливый …
Угадайте, что за шапка?
Меха — целая охапка,
Шапка бегает в бору,
У стволов грызет кору.
Белый, пушистый, в лесу живет,
Скачет прыг-скок.
Люблю я капустку, люблю я морковку,
Я бегаю быстро и прыгаю ловко.
На гору бегом, а с горы кувырком.
Прыг-скок, прыг-скок,
Позади остался волк.
Сколько не гоняйся,
Не поймаешь ….
Его обижают и звери, и птицы,
Он каждого кустика в поле боится.
Зимою под елкой он так замерзает,
Что летом шубейку свою не снимает.
Бежит с горушки, прижав ушки.
Быстрый прыжок, теплый пушок,
Красный глазок.
Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык.
Косоглазый, маленький,
В белой шубке, в валенках.
Змея
Лежит веревка, шипит плутовка,
Брать ее опасно, укусит, ясно?
Ползет, извивается, опасно кусается,
В пасти яд затая, кто же это? …
Зебры
Что за коняшки,
На всех тельняшки?
Кит
Через море-океан, плывет чудо-великан,
А ус во рту прячет.
Крокодил
В реках Африки живет
Злой зеленый пароход,
Кто б навстречу ни поплыл,
Всех проглотит…
По реке плывет бревно,
Ох, и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит…
Лиса
Два охотника по следу
Шли зимой в глухом лесу.
Говорит парнишка деду:
«Вижу рыжую …».
У кого из всех зверей
Хвост пушистей и длинней?
Хитрая плутовка, рыжая головка.
Хвост — пушистая краса, кто же это?
Рыжая, с пушистым хвостом,
Живет в лесу под кустом.
Желтая хозяюшка из леса пришла,
Всех кур пересчитала и с собой унесла.
Рыжий хвост мелькнул в кустах
И пропал в лесу.
Очень трудно увидать
Хитрую…
Посмотрите-ка какая,
Вся горит, как золотая,
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой.
На увертки мастерица.
Как зовут ее? …
Я сознаюсь, виновата,
Я хитра и плутовата,
Я в курятник вечерком
Часто бегаю тайком.
За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло и сбежало
Нет ни дыма, ни пожара.
Лягушка
Четыре ножки в зеленой рогожке.
Зеленая, лупоглазая,
На кочке сидит,
На болото глядит.
На любом болоте вы меня найдете.
Я не рыба, не зверюшка, я — зеленая …
Выпуча глаза сидит, не по-русски говорит.
Родилась в воде, а живет на земле.
Скачет зверушка, не рот, а ловушка,
Попадет в ловушку и комар, и мушка.
Лев, львица
Хищный клык, страшный рык
Слышат звери обомлев.
Кто же этот хищник? …
Уж очень вид у них чудной:
У папы — локоны волной,
А мама ходит стриженой.
За что она обижена?
Недаром часто злится
На всех мамаша…
Мышь
Маленький шарик под лавкой шарит.
В подполье, в каморке,
Живет она в норке.
Серая малышка
Кто же это? …
Маленькая, серенькая
Под полом живет,
По ночам скребет.
Хвост длинен, сами коротки.
Боятся очень кошки,
Все под полом живут
И все туда несут.
Хлеб, сало, даже ватку,
Детишкам на кроватку.
Слон
Бивни — клыки, толсты, велики,
Хобот силен, кто же это?
У этого крошки столбики — ножки,
У этого крошки глаза — поварешки,
А ушки покуда — с кухонное блюдо.
Улитка
Кто на себе свой дом носит?
Теремок ползет.
На себе его везет
Хозяюшка богатая, рогатая.
Черепаха
Панцирь каменный — рубаха, а в рубахе …
Кто на себе свой домик возит?
Сверху камень, снизу камень,
Четыре ноги да одна голова.
Кто на свете ходит
В каменной рубахе?
В каменной рубахе Ходят…
Живет спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха,
Гуляет …
Ящерица
Она, как змейка, в траве мелькает,
Хвостом виляет.
Хвост оборвет, другой наживет.
Рекомендуем посмотреть:
Загадки с ответами для детей 5-7 лет на тему: Сказки
Загадки про ежа для детей 6-7 лет с ответами
Загадки про ёлку для детей 6-8 лет с ответами
Загадки про деревья для детей 6-7 лет с ответами короткие
biblecomua
Елена пишет:
Я хотела бы узнать, что означает слово взалкал? Какое физическое состояние описывается этим термином? В частности описанном в Матф 4:2.Спасибо.
Приветствую Вас, Сестра Елена!
«Алкать» — это устаревшее русское слово, имеющее значение «испытывать голод». В настоящее время остались слова, производные от корня этого слова, например, «алчность» — «сильно желание иметь». Слово «алкать» употребляется по отношению желания пищи, точно так же как слово «жаждать» употребляется по отношению желания питья.
Что касается конкретно текста из Мф 4:2, где говорится, что Христос взалкал после сорокадневного поста в пустыне, то здесь оно используется более как литературный прием для того, чтобы обозначить переход от сообщения о времени в пустыне к сообщению об искушении сатаны в вопросе питания — сделать хлебы из камней. С другой стороны, если отражать именно физическое состояние, то при полном воздержании от пищи, повышенное желание к еде существует только на протяжении первых суток или двух. В дальнейшем полное голодание переносится гораздо легче в вопросе желания пищи. Однако спустя определенное время, по мере сильного истощения организма, чувство голода начинает возвращаться. Именно это физическое состояние и описано в данном тексте. К концу сорокадневного воздержания от всякой пищи у Иисуса возвратилось чувство голода, что и передано словом «взалкал».
Благословений!
Василий Юнак
Синонимы к слову
Глагол можно заменить схожими по значению словами. Все они стоят в мужском роде и прошедшем времени. Подбирать их нужно в зависимости от конкретного значения слова «взалкал» в предложении.
Теперь значение слова «взалкал» не вызовет вопросов. Этот глагол практически не употребляется в современной речи. Сохранился он разве что в церковных текстах, также упоминается в Библии.
ЧТО ТАКОЕ НАРУШЕНИЕ СУББОТЫ
ЧТО ТАКОЕ НАРУШЕНИЕ СУББОТЫ
Что такое нарушение субботы?
Четвертая из Десяти заповедей гласит: «Храни день субботний, чтобы освящать его».
Напомним, что было сказано выше, в начале раздела, посвященного субботе: этот завет подразумевает запрет совершать что-либо, что несовместимо со святостью субботы.
Сразу же возникают вопросы: что такое «нарушение субботы»? Какие виды работы квалифицируются как «нарушение субботы»? Попытаемся в этой главе вкратце ответить на эти и подобные им вопросы. Вкратце -потому что законы о субботе чрезвычайно многочисленны и разнообразны, и для их описания нам пришлось бы написать отдельную книгу.
Отцы работ и их потомство
В гл. 7-й трактата Мишны Шабат перечисляются 39 основных видов работ, запрещенных в субботу. Они образно называются «отцы работ», у каждого из которых есть многочисленное «потомство» – то есть производные от них виды работ.
Виленский гаон писал, что у каждого из 39 «отцов работ» есть 39 «детей» – так что всего их 1521 (39×39). Если прибавим к ним самих «отцов», то всех работ, запрещенных в субботу, окажется 1560. Но это только те работы, которые запрещены по букве закона Торы, – к ним надо еще добавить те, что запрещены нашими мудрецами и называются «нарушениями покоя».
Как определили 39 отцов работы ?
Ключом к определению тех видов работ, которые запрещено делать в субботу, является строительство Мишкана, переносного Храма, сопровождавшего евреев в пустыне после их исхода из Египта. Намек на связь строительства Мишкана с соблюдением субботы несколько раз повторяется в книге Шмот. Например, в гл. 31-й, перечисляющей .утварь Мишкана, сказано: «Но субботы Мои храните, ибо это – знак между Мною и вами на все поколения ваши, чтобы знали все, что Я – Г-сподь, освящающий вас… Шесть дней будет делаться работа, а в день седьмой – суббота, день полного покоя, посвященный лишь Г-споду; каждый, кто в день субботний работает, будет предан смерти».
В этой связи Тора указывает нам, что при всей важности построения Мишкана им следует заниматься только шесть дней в неделю. Все виды работ, необходимые для возведения Мишкана, в субботу запрещены.
И еще один пример мы находим в книге Шмот. В 35-й гл., также в связи с воздвижением Мишкана, сказано: «Шесть дней может совершаться работа, а день седьмой будет для вас свят – днем полного покоя, посвященным лишь Г-споду; всякий, кто в день этот работает, будет предан смерти. Не зажигайте огня в день субботний – где бы ни жили вы».
Все эти цитаты указывают на глубокую внутреннюю связь между строительством Мишкана и законами субботы. Все работы, необходимые для строительства Мишкана, изготовления его утвари и приготовления ее для начала служения Вс-вышнему, запрещены в субботу. И работ этих – 39.
Среди них есть 11 видов работ, необходимых для изготовления хлеба (то есть того хлеба, который лежал в Храме на золотом столе): пахота, сев, жатва, вязание снопов, молотьба и т.д. вплоть до выпечки хлеба.
13 видов работ связаны с изготовлением одежды (одежды когенов, а также матерчатых частей Мишкана – занавесей, крыши и т.д.): стрижка овец, расчесывание шерсти, отбеливание и т.д. вплоть до шитья и разрезания материи.
9 работ необходимы для того, чтобы получить возможность писать (Мишкан разбирали каждый раз, когда трогались в путь, и вновь собирали на следующей стоянке; для того, чтобы облегчить работу, все балки и части Мишкана были помечены номерами): охота, чтобы добыть шкуру оленя для выделки из нее пергамента, снятие шкуры с туши, выделка кожи… вплоть до писания и стирания написанного (для того, чтобы написать снова).
2 работы – строительные: строительство и разрушение построенного (для того, чтобы построить лучше).
2 работы связаны с огнем: разжигание огня и его тушение.
38-й «отец работ» называется «удар молотком». Это окончание какой-либо работы, придание изготовленному изделию совершенного вида.
А последний, 39-й «отец работ» – это вынос и перенос предмета из личного владения в общественное и наоборот, а также запрет проносить что-либо в общественном владении более четырех локтей.
Итак, у каждой из основных 39 работ есть производные. Как соотносятся они между собой?
Связь между основной и производной работой выражается либо как внешнее сходство действий, либо как сходство целей, достигаемых этими работами.
Например: вырывание волос, их стрижка, бритье и остригание ногтей характеризуются как «дети» одного «отца работ» – стрижки овец. Суть всех их состоит в отделении чего-то, связанного с телом живого существа. Несмотря на то, что цели этих действий различны (а иногда прямо противоположны – шерсть состригают с овец для того, чтобы ее использовать, срезанные части ногтей, напротив, выбрасывают), все они классифицируются как производные от одного «отца работ».
С другой стороны: поливка сада или замена воды в вазе с цветами – «дети» сева. Хотя сами действия совершенно непохожи одно на другое, цель у них одна -выращивание растения или сохранение его.
Другие приметы
Вязание венка из цветов – работа, производная от вязания снопов.
Несмотря на различие в целях, эти виды работ объединены сходством действий.
Отделение трумот умаасрот, а также халы от теста – это «дети» «удара молотком». Не правда ли, на первый взгляд очень странно? Однако все эти действия имеют одну и ту же цель: сделать что-либо пригодным к употреблению. Мастер, забивая последний гвоздь или распрямляя вмятину, делает вещь готовой для использования. Точно так же и отделение трумот умаасрот делает пищу пригодной для еды – ведь в противном случае Тора не разрешает ее есть.
Можно было бы привести великое множество примеров запрещенных и дозволенных работ в субботу, и написано немало книг, трактующих эти вопросы. Тому, кто хочет расширить свои познания в этой области, можно рекомендовать книгу «Шмират шабат кегильхата» («Соблюдение субботы должным образом»), отвечающую на многие вопросы, которые возникают в наше время в связи с развитием технологии.
Будничные дела и мукцэ
Кроме «отцов работ» и их «детей» в субботу запрещены все те действия, которые характерны для будней, так как они несовместимы со святостью субботы.
Этот подход базируется на словах пророка Йешаягу (гл. 58-я): «Если дашь ты покой своим ногам в субботу, не занимаясь своими делами в Мой святой день, и назовешь субботу блаженством, досточтимым днем -святым днем для Г-спода, и будешь чтить его тем, что не станешь в этот день делать того, к чему ты привык в будни, преследуя свою выгоду, и от разговоров об этом воздержишься – удостоишься ты блаженства Б-жественного, и Я возведу тебя на высоты земли, и дам тебе насладиться уделом Яакова, отца твоего, – истинно это, ибо уста Г-спода так изрекли!»
Для того, чтобы наша суббота в самом деле заслуживала имени «святого дня для Г-спода», мы должны уделять особое внимание трем моментам категории «храни»:
1. «Не станешь в этот день делать того, к чему ты привык в будни». Даже ходить в субботу следует не так, как в будни, – когда человек спешит, торопится, бежит… Говорят наши мудрецы: пусть даже походка твоя в субботу отличается от походки будней.
2. «Преследуя свою выгоду». Все стремления, связанные с работой, заработком, погоней за материальными благами, должны быть забыты в субботу.
3. «И от разговоров об этом воздержишься». Пусть твой разговор в субботу отличается от разговоров будней. Биржевые новости, политика, состояние счетов, рекламы товаров – все это не существует для нас в субботу.
Очевидно, что все это никак не связано ни с одним из «отцов работ». Однако – это «будничные дела», и как таковые они запрещены в субботу.
Отсюда наши мудрецы делают вывод, что перенесение с места на место тех вещей, которыми мы пользуемся в будни, безусловно не соответствует святости субботнего дня. Если уж разговор на будничные темы запрещен – то тем более запрещены действия, характерные для будней.
Предметы, которые нельзя переносить в субботу, наши мудрецы назвали мукцэ – то есть нечто особенное, чего следует сторониться в субботу. Рамбам говорит, что причиной установления закона о мукцэ является опасение, что если человек будет беспрепятственно брать в руки и переносить различные вещи, он способен скоро преступить завет Торы о субботнем отдыхе от работы.
Существует несколько разновидностей мукцэ:
• «Мукцэ из-за запрещенной работы». Это – любая вещь, служащая для исполнения работы, запрещенной в субботу: например авторучка, деньги, автомобиль, молоток, пила и т. п. Их нельзя брать в руки и даже дотрагиваться до них нельзя.
• «Мукцэ из-за отвращения». В эту категорию вклю чается все, что непригодно для использования и до чего неприятно дотрагиваться: осколки посуды,– камни, песок, отходы, помои и т. п.
• «Мукцэ из-за возможности убытка». Это те вещи, которые находятся в доме не для личного пользования, но для продажи. Перед наступлением субботы хозяин дома обязан решить про себя, что на протяжении всей субботы эти вещи как бы не существуют для него и лишь после окончания субботы он имеет право продать их. С этого момента он не может передумать и взять их в субботу для какого-либо личного использования. Другой пример: нож для шхиты или нож для совершения обрезания – инструменты тонкие и дорогие, предназначенные лишь для определенной цели, малейшая щербинка на лезвии делает их непригодными. Поэтому нельзя брать их в субботу для того, чтобы, например, разрезать хлеб или фрукты, и т. п.
• «Мукцэ из-за неприготовленности для субботы». Здесь речь идет о таких вещах, которые при наступлении субботы использовать было совершенно невозможно, однако в течение субботы они пришли в состояние годности для употребления. Галаха говорит, что, тем не менее, пока суббота еще длится, ими нельзя пользоваться. Например, нельзя есть плоды, упавшие с дерева в субботу (а срывать их с дерева нельзя по другой причине: это запрещенная работа, производная от «отца работ» жатвы): при наступлении субботы они были недоступны для использования, а потом, хотя они сами упали на землю, мы не имеем права взять их до тех пор, пока суббота не кончится.
Почему нельзя включить свет в субботу?
Часто спрашивают: почему в субботу нельзя зажигать свет? Ведь это действие не связано ни с какими физическими усилиями? Когда-то действительно нужно было немало потрудиться для того, чтобы высечь искру, ударяя камнем о камень, – но ведь сегодня нам нужно всего-навсего нажать на выключатель?! Почему нельзя раскрыть в субботу зонтик? Почему нельзя играть в субботу в футбол?
Ответ на эти вопросы таков. Фактически эти и все аналогичные действия неразрывно связаны с каким-либо из «отцов работ», о которых было сказано выше. Например, включение электрической лампочки относится к категории работ, связанных с запретом зажигать огонь в субботу; раскрытие зонтика – с запретом разбивать шатер в субботу (и вообще строить); играть в футбол – с запретом делать борозды в земле (работой, производной от «отца работ» пахота), и т. д.
Принципиально же есть исчерпывающие ответы на все эти и подобные им вопросы. Прежде всего следует выяснить, что же именно Тора запрещает делать в субботу. И тут мы обнаруживаем, что в иврите для понятия «работа» есть два разных слова: авода и млаха. Попробуйте-ка найти в Танахе запрет совершать в субботу работу-авода! Такого запрета нет. Авода в субботу вовсе не запрещена. А что же запрещено? Млаха. Как говорит Тора: «А день седьмой — суббота во имя Г-спода, Б-га твоего, не делай в нем всякой работы «.
В чем же состоит различие между млаха и авода? Авода – это труд, связанный с определенными физическими усилиями. Млаха – это творчество, плод мысли и воображения творящего. Поэтому никогда слово авода не употребляется для обозначения «умственной работы» – это млехет махшевет. Искусного портного или умелого ювелира не называют баал авода, он – баал млаха. Итак, Тора запретила нам в субботу работу-млаха – как напоминание о Сотворении мира и свидетельство того, что весь мир – и земля, и небеса – в руках Вс-вышнего. Ведь в день седьмой Творец прекратил отнюдь не физическую работу, ведь «десятью речениями сотворен мир» – а вовсе не физическими усилиями, не работой-авода!
«…И завершил Б-г в день седьмой работу Свою, которую создал, и прекратил Б-г в день седьмой всю работу Свою, которую создал; и благословил Б-г день седьмой и освятил его – ибо тогда прекратил Б-г всю работу, которую Он Себе сотворил».
Сотворение мира за шесть дней – это творческая работа: «Да будет свет!», «Да будет небосвод!»; это проявление потенциала уже сотворенных созданий: «Да произрастит земля!..», «Да воскишит вода!..», «…и птица полетит». Вот какую работу прекратил Творец в день седьмой, и вот от какого вида работ Он повелевает человеку устраняться в субботу! Запрет зажигать огонь в субботу вовсе не проистекает от необходимости бить камнем о камень – запрещено это’потому, что извлечение искры невозможно без работы творческой мысли. Простым нажатием на выключатель мы приводим в действие сложнейшее явление, электрический ток, и используем его для получения света и тепла. Хазон-Иш, один из крупнейших современных кодификаторов законов Торы, считает, что включение электричества в субботу запрещено потому, что это -«дитя отца работ» строительство, начисто лишенного всякого отношения к физическому труду, однако запрещенного потому, что это – работа творческая.
Все сказанное относится не только к вопросу о включении и выключении электричества, но и ко всем проблемам, связанным с запуском любого из бесчисленных механизмов, наполняющих наш мир. Если, к примеру, человек в субботу празднует в своем доме «бар-мицву» и ему не хватает стульев, чтобы рассадить всех гостей, ему разрешается принести необходимое количество скамеек – хотя эта работа физически весьма тяжела. С другой стороны – всего-навсего чиркнуть спичкой для того, чтобы зажечь сигарету, запрещено категорически. Вы скажете, что здесь нет никакой логики? Напротив: в таскании скамеек нет ничего от работы-млаха, и Галаха разрешает их таскать, если возникла в этом необходимость. Однако в зажжении спички есть элемент творчества – это создание в нашем мире того, чего ранее не существовало, – и потому в субботу запрещено.
Эарув хацерот и эарув тхумим
Как мы уже говорили выше, последний, 39-й «отец работ» – это запрет выносить вещи из частного владения в общее и наоборот.
В эпоху Мишны и Талмуда «общественным владением» называлось открытое место шириной не менее 16 локтей (примерно 10 м). Таким «общественным владением» была улица или площадь. Оттуда входили в проулок (мавой), а потом – во двор, в который выходили двери нескольких жилых домов. Для того, чтобы делать возможной переноску вещей (которые разрешается переносить в субботу) из дома в дом через двор или из двора в другой двор через проулок, мудрецы Торы установили эйрув хацерот, буквально – «объединение дворов». Для этого все жильцы двора или проулка собирают немного пищи, и пищу эту помещают где-то в пределах двора или проулка. Получается, что все жильцы как бы участвуют в одной общей трапезе, и таким образом весь двор или весь проулок становится одним владением, в пределах которого можно переносить вещи в субботу.
В наше время эйрув хацерот совершается местным раввинатом. В знак того, что весь город или весь населенный пункт объединяется в одно владение, весь он обносится символическим забором – проволокой, натянутой между столбами. В пределах этого забора в субботу разрешается переносить те вещи, которые не являются мукцэ.
Надо сказать, что за пределами Эрец-Исраэль устройство эйрув хацеропг – вещь почти нереальная, и потому там евреи, соблюдающие заповеди, ничего в субботу не выносят из дома на улицу. Поэтому, например, они приносят «талит» в синагогу в пятницу и оставляют его там до окончания субботы.
«Пусть никто не выходит из места своего в день седьмой», – говорит Тора. Из этих слов вывели наши мудрецы, что в субботу нельзя отходить за пределы населенного пункта более чем на расстояние 2000 локтей (немногим более километра). Это расстояние отсчитывают от последнего дома населенного пункта в том направлении, в котором идут. Если человек знает заранее, до наступления субботы, что он должен будет достигнуть какого-то места, расположенного дальше, чем 2000 локтей, он обязан обеспечить себе эту возможность в пятницу незадолго до захода солнца! Для этого он берет минимальное количество пищи, которого хватит на две трапезы, и кладет это в каком-нибудь потаенном месте там, где кончаются 2000 локтей от его города. Тем самым он «приобретает себе место на субботу» там, где оставляет еду, и получает право идти оттуда вперед еще на 2000 локтей. Это действие называется эйрув тхумим, то есть «объединение областей». Следует, однако, заметить, что сделав эйрув тхумим в одном направлении – скажем, на восток, – вы теряете право идти в субботу на 2000 локтей из вашего города в противоположном направлении – то есть на запад.
Эйрув тавшилин
Нельзя с субботы заготавливать что-либо на будни и даже на праздник, наступающий непосредственно на следующий за субботой день. Не только это, но и заготовление чего-либо с праздника на субботу запрещено. Однако случается, что праздник приходится на пятницу (например, 7-й день Песаха), или даже на четверг и пятницу подряд (Рош-Гашана или два дня праздника, которые соблюдаются за пределами Страны Израиля). В сам праздник можно готовить пищу, но готовить в праздник что-либо на следующую за ним субботу нельзя. Однако Тора недаром называется Торат хаим, «Тора жизни». Мудрецы позаботились о том, чтобы яствами, приготовленными в праздник, мы могли наслаждаться и в следующую за праздником субботу. Для этого мудрецы установили эйрув тавшилин («объединение приготовления пищи»). Этот обряд совершают следующим образом: накануне праздника под вечер берут буханку хлеба, халу или целую мацу с каким-либо кушаньем, имеющим ценность в наших глазах, – например, куском мяса, рыбы, жареным или вареным яйцом, откладывают это в сторону и говорят: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и заповедавший нам эйрув!» Затем добавляют: «Благодаря этому да будет позволено печь, варить, укрывать пищу, зажигать свечи, готовить и делать все необходимое для субботы в предшествующий ей праздник нам и всем сынам Израиля, живущим в этом городе».
Эйрув тавшилин объединяет праздник и субботу -они словно становятся одним днем. Принято съедать эту еду во время третьей субботней трапезы, используя этот хлеб в качестве лехем мишнэ.
БАНДИТСКАЯ АЗБУКА
М — МОКРУХА
МОКРУХА — убийство. Существовало это слово всегда. Просто господа бандиты, в отличие от представителей воровского клана, этим словом не брезговали, впрочем как и самой «мокрухой».
В лихие 90-ые даже появилась профессия, связанная с «мокрухой» — киллер. Довольно долго «мокрушники» считались отдельной кастой в криминальном мире. Ведь люди, взявшие на душу грех убийства, казались довольно опасными и непредсказуемыми.
Но на самом деле все было не совсем так. Существовали и непреднамеренные убийства, не носящие умысла (случайные), не говоря уже о превышении мер самообороны. Однако все эти статьи в УК считались «мокрыми».
Теперь попробуем выяснить, откуда пошел термин «МОКРОЕ ДЕЛО». Естественно, от пролитой крови, что фактически обозначало «замочить руки в крови». Позже «руки» и «кровь» отпали и осталось короткое «замочить» или «мочкануть», то есть убить.
А если совсем в дебри времен забраться, то сам Понтий Пилат, приказавший распять Иисуса, тем самым «замочив руки в крови», пытался их «умыть» (или отмыть). Отсюда и выражение: «Я умываю руки, мокрые от крови».
Если вы не нашли нужного слова, попробуйте ввести ваш вопрос из сканворда, выставьте нужное количество букв и нажмите кнопку решить, с помощью этого вы сузите круг поиска.
- а вот
- а еще
- а что
- абака
- аббат
- абвер
- абзац
- аборт
- абрек
- абрис
- абхаз
- абцуг
- абшид
- аванс
- авары
- авгит
- авгур
- авеню
- авизо
- авось
- аврал
- автол
- автор
- агава
- агама
- агами
- агамы
- агент
- агнат
- агнец
- аграф
- агулы
- адепт
- адрес
- адряс
- адски
- ажгон
- азарт
- азиат
- ай да
- айван
- аймак
- айран
- айсор
- аисты
- акажу
- акант
- акать
- акрил
- аксон
- актер
- актив
- акула
- акулы
- акциз
- акция
- аларм
- алеть
- алеут
- алиби
- алкаш
- аллах
- аллея
- аллюр
- алмаз
- алтей
- алтын
- алчба
- алчно
- алыча
- альфа
- амбар
- амбра
- амбре
- амвон
- амеба
- амебы
- аминь
- ампер
- ампир
- амуры
- ангар
- ангел
- анион
- анкер
- анонс
- антей
- антик
- антре
- анфас
- анчар
- аншеф
- аорта
- апорт
- апрош
- апчхи
- арабы
- арбуз
- аргон
- аргус
- ареал
- арека
- арена
- арест
- ариец
- аркан
- армия
- армяк
- архар
- архив
- аршин
- аскер
- аскет
- аспид
- астат
- астма
- астра
- асцит
- атака
- атлас
- атлет
- атолл
- аттик
- афера
- афиша
- ах да
- ах ты
- ахать
- ах-ах
- ацтек
- аэроб
- аэрон
- бабай
- бабах
- бабий
- бабка
- бабки
- бабье
- багаж
- багги
- багет
- багор
- бадан
- бадья
- базар
- базис
- байга
- байда
- байка
- бакан
- бакен
- бакун
- балда
- балет
- балка
- балок
- балык
- банан
- банда
- банка
- банки
- банту
- барак
- баран
- бареж
- баржа
- барий
- барин
- барит
- барич
- барка
- бармы
- барон
- барыш
- баска
- баски
- басма
- басни
- баснь
- басня
- басок
- басон
- баста
- батат
- батог
- батон
- батут
- батыр
- бахта
- бахус
- бахча
- бачки
- бачок
- башка
- башня
- баять
- бдеть
- бегло
- бегом
- бегун
- бедно
- бедра
- бедро
- безик
- бейка
- бекар
- бекас
- бекон
- белая
- белек
- белец
- белка
- белки
- белое
- белок
- белые
- белый
- белье
- беляк
- беляш
- бердо
- берег
- берет
- бесов
- бесом
- бетон
- бивак
- бивни
- бидон
- бизон
- билет
- билль
- бином
- биржа
- бирка
- бирюк
- бирюч
- бисер
- битва
- битка
- битки
- биток
- битум
- битый
- битье
- битюг
- блага
- благо
- блажь
- бланк
- блато
- блеск
- близь
- блинт
- блины
- блоха
- блуза
- блюдо
- бляха
- бобер
- бобик
- бобок
- богач
- бодро
- бодяк
- божба
- божий
- божок
- бойко
- бойня
- бокал
- бокий
- боком
- более
- болид
- бомба
- бонза
- бонмо
- бонна
- бордо
- борей
- борец
- боров
- борок
- борть
- босой
- босяк
- ботва
- ботик
- бочаг
- бочар
- бочка
- бочки
- бочок
- браво
- брага
- брада
- брань
- брасс
- брать
- аарон
- абаза
- абаша
- аббай
- абдер
- абели
- абруй
- авель
- авран
- авсон
- агарь
- агдам
- агдаш
- аглая
- агрыз
- адити
- адлер
- адыги
- адыча
- азиды
- айхал
- акаба
- акаси
- акита
- аксай
- аксис
- акташ
- актин
- акций
- аланы
- алдан
- алжир
- алиды
- алиса
- алтай
- альвы
- альма
- амаль
- амари
- амида
- амины
- амман
- анапа
- англы
- ангус
- анзоб
- анива
- анкил
- аннам
- анхур
- апекс
- аплит
- апуре
- аракс
- араты
- арвад
- аргос
- аргун
- ардон
- арены
- арзев
- арзни
- ариан
- арран
- арсин
- артек
- артем
- артик
- аруна
- аруру
- архат
- арциз
- арысь
- асеан
- асени
- асино
- ассаб
- ассам
- асуры
- асьют
- атасу
- атман
- атрей
- атрек
- аттис
- аусан
- афины
- ахваз
- ахмат
- ахпат
- ашнан
- ашока
- ашшур
- аютия
- аягуз
- аяксы
- щегол
- щигры
- щипец
- щитки
- щитни
- щокур
- щугор
- щурки
- щучин
- щучье
- щучья
- эбеко
- эвбея
- эгест
- эгипт
- эгисф
- эзель
- эйван
- экном
- экосо
- экран
- элара
- элуру
- эммер
- энесы
- энона
- эпона
- эпоха
- эрато
- эрида
- эриду
- эрмий
- эсеры
- этана
- этбай
- этвеш
- этнос
- эшмун
- юдома
- юй-ди
- юй-ши
- юкола
- юнидо
- юнона
- юрьев
- юхнов
- юэ-ту
- таавт
- табак
- табун
- тавда
- тавот
- тавры
- тагил
- тайга
- тайра
- тайфи
- тайху
- такин
- таксы
- талас
- талая
- талги
- талик
- талия
- талло
- тальк
- тамга
- телеф
- тарим
- тарки
- таурт
- тверь
- тевкр
- тегея
- тезан
- тезей
- тезис
- тейчи
- темир
- тенис
- тераи
- терек
- термы
- тесак
- тесла
- тесло
- тесть
- тефия
- тешуб
- тибет
- тигре
- тидей
- тиест
- тикси
- тимин
- тимус
- тирас
- тиски
- титан
- тифии
- тифон
- ткани
- тобол
- тобыш
- товар
- тоета
- тойон
- токио
- томан
- томпо
- томск
- тонга
- топаз
- топка
- топки
- торит
- тосно
- точка
- тояма
- трель
- троки
- тромб
- трона
- троян
- труба
- трубы
- тсуга
- тулун
- тулуп
- туман
- тунис
- тунцы
- туран
- турка
- туров
- турсы
- тутак
- тушпа
- тхана
- тыква
- тында
- тэйгу
- тюкян
- тюрки
- тягач
- тягло
- тягун
- тячев
- байер
- байхэ
- бакал
- Аккра
- Алжир
- Блида
- Тунис
- Рабат
- Уджда
- Яунде
- Дуала
- Дакар
- Лагос
- Аруша
- Адрар
- Батна
- Сфакс
- Колда
- Бритс
- Танга
- Надор
- Себха
- Сетиф
- Энугу
- Буира
- Остин
- Дарем
- Окмос
- Омаха
- Перри
- Флора
- Уорик
- Бойсе
- Далут
- Дабек
- Хоббс
- Скоки
- Карни
- Талса
- Темпе
- Сибли
- Тусон
- Мобил
- Тампа
- Плано
- Довер
- Серси
- Пиква
- Лайма
- Флинт
- Пелла
- Латам
- Юрика
- Хаума
- Дерби
- Кихей
- Фарго
- Канби
- Минот
- Элвин
- Медия
- Истон
- Сиэтл
- Моска
- Оберн
- Огден
- Лотон
- Кейси
- Тинек
- Савой
- Юфола
- Тулар
- Виста
- Пауэй
- Кейти
- Расин
- Ревир
- Нэшуа
- Ютика
- Пекин
- Эйвон
- Часка
- Ротан
- Райфл
- Херст
- Дулут
- Оссио
- Азуса
- Элгин
- Грили
- Пампа
- Харви
- Бишоп
- Дотан
- Ливуд
- Темпл
- Юджин
- Такер
- Конли
- Айкен
- Рипли
- Окала
- Дилли
- Лорел
- Альва
- Акрон
- Хамбл
- Бекли
- Махва
- Монро
- Манси
- Паоли
- Кампо
- Прово
- Кларк
- Ламар
- Натик
- Лихай
- Клайв
- Уорсо
- Венис
- Сэнди
- Юкайа
- Гошен
- Якима
- Хемет
- Скотт
- Дафни
- Хагер
- Бюлер
- Парис
- Герни
- Зайон
- Уэйко
- Афтон
- Чанат
- Ошкош
- Атенс
- Корри
- Чатем
- Инвуд
- Хондо
- Ридли
- Фэрли
- Апекс
- Траки
- Дэвис
- Брукс
- Камас
- Музик
- Пипак
- Сиско
- Джонс
- Ирвин
- Накла
- Аспен
- Чешир
- Индио
- Солон
- Уосау
- Актон
- Пинол
- Нампа
- Хирам
- Рауэй
- Анока
- Вонор
- Мерфи
- Файет
- Кодак
- Дауни
- Имлер
- Леола
- Астор
- Атмор
- Меджи
- Итака
- Прайс
- Албия
- Малон
- Неошо
- Яколт
- Ларго
- Берея
- Истам
- Дафер
- Эннис
- Фрута
- Чапин
- Трион
- Драмс
- Алзип
- Лапир
- Леуэс
- Сидни
- Латти
- Килин
- Фордс
- Матис
- Сачес
- Юлесс
- Лавин
- Логан
- Алкоа
- Брюэр
- Гауэр
- Халси
- Окана
- Овего
- Найек
- Бонэм
- Энола
- Дасон
- Морис
- Аптос
- Элрой
- Хокли
- Мусап
- Блэйн
- Сегин
- Бьютт
- Серри
- Луиза
- Лиман
- Эварт
- Данди
- Лорис
- Херши
- Никса
- Тоано
- Этова
- Кадис
- Гатри
- Согас
- Хадли
- Аллен
- Норко
- Орион
- Айола
- Содус
- Малшу
- Лебек
- Хьюго
- Колер
- Аргос
- Моран
- Гровс
- Бакли
- Мерна
- Лурей
- Сойер
- Паола
- Понсе
- Кокоа
- Хамер
- Мебан
- Ролла
- Тасли
- Кеота
- Лакин
- Айвел
- Лисси
- Вабаш
- Алтус
- Кливс
- Кэпей
- Харди
- Хатто
- Буэна
- Ллано