В христианской религии есть обычай, когда к умирающему приходил священник, чтобы его исповедовать и причастить. Эта процедура сопровождалась окуриванием ладаном. Так в разговорном языке появилось и закрепилось выражение «дышит на ладан». Так говорят о любом объекте, который находится в очень плохом состоянии и скоро прекратит своё существование (умрет, сломается, разрушится и т.д.).

Ниже предлагаем подборку других примечательных фактов, связанных с христианской традицией:

Умыть руки

В Евангелии есть эпизод, когда Понтий Пилат, которого вынудили санкционировать казнь Христа, сделав это, немедленно публично умыл руки и заявил о своей невиновности в том, что прольется кровь праведника.

С тех пор в разных языках мира выражение «умыть руки» употребляется, для обозначения ситуации, когда кто-то, желая избежать ответственности, предпочитает не вмешиваться в развитие ситуации, хотя и имеет возможность повлиять на него.

Хагископы

Так назывались отверстия в стенах средневнковых церквей, которые служили для того, чтобы люди, находящиеся снаружи могли наблюдать за тем, что происходит внутри. Они предназначались для всех, кому вход в храм был запрещен: заразных больных (включая прокаженных), отлученных от церкви и т.д.

Сорокоуст — это ежедневная молитва в течение сорока дней, когда служители Православной Церкви поминуют усопших. Здесь интересен тот факт, что в современное время не обязательно идти в саму церковь и заказывать сорокоуст, существуют специальные сервисы, на которых можно заказать данную молитву в любой церкви России.

Змеевеки

Даже сейчас, спустя более 1000 лет после крещения Руси, можно наблюдать различные проявления язычества. А в прежние годы их было ещё больше. Люди, принявшие христианство, продолжают отмечать некоторые языческие праздники и соблюдать некоторые обряды, а также пользоваться языческими амулетами. В прошлом были очень популярны металлические (либо каменные) амулеты в виде медальонов, которые якобы помогали от различных болезней. Они назывались «змеевиками». На лицевой стороне такого медальона был изображен какой-нибудь канонический христианский сюжет, а на обратной, той которую не видели окружающие изображалась картина на мотивы из языческой мифологии, чаще всего, связанная со змеями (отсюда и пошло название «змеевик»). Змеевики продолжали изготавливаться вплоть до 16-го века.

Особенности регламента использование Храма Гроба Господня

Этот храм, который находится в Иерусалиме используется представителями 6-и разных ответвлений христианства: католиками, последователями греческого православия, коптами, теми, кто исповедует армянский вариант православия , прихожанами коптской, сирийской и эфиопской христианских церквей. За каждой церковью закреплена собственная часть храмового комплекса, однако, его отдельные элементы не имеют дубликатов (в частности, кувкулия для совершения литургии прямо на гробе Иисуса) и используются представителями всех конфессий по очереди. Подобная ситуация нередко порождала конфликты между сторонниками разных церквей. Поэтому, ещё в XII в. было принято решение сделать вечными хранителями ключей от этого храма мусульманскую семью Джуда. Члены другой и тоже мусульманской семьи, Нусейбе, ежедневно открывают, а затем запирают этот храм. Такой порядок сохраняется и сейчас.

Какой формы бывают нимбы

Обычно на иконах (или картинах, посвященных библейской тематике) святых изображают с нимбом над головой. В подавляющем большинстве случаев, это нимб имеет округлую форму. Но существуют и иные варианты. Так, для обозначения бога-отца часто использовался треугольный нимб. Нимбы прямоугольной формы часто служили для обозначения римских пап, которые в момент написания картины были ещё живы, а также отдельных святых. На некоторых фресках для обозначения воплощения добродетелей использовались гексогональные нимбы.

Иерусалимский синдром

Этим термином обозначается психической расстройство, когда во время паломничества человек вдруг начинает копировать поведения и действия святого или пророка той религии, которую он исповедует. Впервые данный синдром был замечен у паломников, направлявшихся в Иерусалим, отсюда и название. Но ему в равной степени подвершены представители всех вероучений. Сейчас в среднем, каждый год, примерно у 100 паломников проявляется данной расстройство, а примерно в 40 случаях требуется госпитализация.

Скандал во время крещение сына Шлимана

Археолог Шлиман (знаменитый тем, что отыскал Трою) был женат на православной христианке, которая после рождения сына настояла на проведении церемонии крещения. Во время обряда, археолог погрузил в предназначенную для крещения воду термометр, чтобы узнать её температуру. Проводивший церемонию священнослужитель очень сильно рассердился и даже хотел прервать обряд. С большим трудом удалось убедить его выполнить обряд до конца. Но воду пришлось заменить.

О возрасте Туринской плащаницы

В 1988 сразу в три исследовательских центра (Оусфорд, Аризонский университет и в Цюрихскую ВТШ) были направлены частицы Туринской плащаницы для определения её возраста методом радиоуглеродного анализа. Результаты анализа оказались весьма неожиданными. Все три лаборатории, независимо друг от друга определили что ткань с вероятностью 95% была изготовлена в период с 1260 по 1390 гг., что явно противоречило канонической версии её происхождения. Причины такого несоответствия неизвестны до сих пор. Высказывались версии, что образцы для анализа были взяты ранее отреставрированных фрагментов, но после проверки они были признаны несостоятельными.

Пасхальные фейрверки в г. Вронтадос

Греческая традиция устраивать на пасху фейрверки приобрела в городе Вронтадос (о. Хиос) весьма оригинальную форму. Здесь на пасху ежегодно происходит ракетная перестрелка между сторонниками двух, соперничающих между собой церквей, которые своими ракетами стараются поразить купол церкви противника. На следующий день производится подсчет числа попаданий в каждый из куполов и определяется победитель очередного противостояния.

Самая большая в мире церковь

Как ни странно, но самая громадная на планете церковь находится в Африке. Она называется Нотр-Дам-де-ла-Пэ и была построена в г. Ямоскуро, который является столицей Кот-д’Ивуара. Строительство длилось 4 года – с 1985- по 1989. За образец был взят Римский Собор Святого Петра. Примечательно, что в Кот-д’Ивуаре христиане составляют меньшинство. Мусульман там больше.

Отличие мифологии и религии

Под мифологическими воззрениями сле­дует подразумевать самые архаические, спонтанные представления человека о мире и самом себе, сложившиеся у самых оснований мыслительной деятельности, на начальных стадиях существования культуры. Религия — более организованная система, поэтому ее образы легче реконструируются, даже если речь идет о древних ве­рованиях.

Можно наметить несколько параметров, по которым отличается мифология от религии, но эти маркеры весьма условны.

Отношение к богам

Самым важным критерием в различии мифологии и религии является от­ношение к богам и вообще к сверхъестественному. Религия обязательно требует поклонения высшим силам, беспрекослов­ного почитания. Культ — это преклонение, не допускающее неуважения или пренебрежения. Мифологические отношения с духами и богами напоминают торг. Они построены по принци­пу «ты — мне, я — тебе», как отмечал К. Леви-Стросс.

Такую же формулу люди использовали в обрядах жертвоприношения. Люди приносят дары сверхъестественным персонажам, требуя в обмен различных благ для себя и для племени. Финский ученый и путешественник Ф. Карьялайнен в своих поездках по Сибири не раз удивлялся, наблюдая, что угорские язычники, поклоняясь идолу высшего бога Торума, грозились утопить его в озере, если он не вы­полнит их требований. Похоже, здесь боги вынуждены соблюдать правила, установлен­ные в человеческом сообществе. Для религиозного сознания подоб­ные взаимоотношения наверняка показались бы кощунственными.

Пожалуй, когда людям приходит в голову, что принцип обмена не действует, что могущество богов позволяет им поступать по соб­ственному усмотрению, приходит понимание, что высшие силы не­обходимо задабривать, умилостивлять, просить их и поклоняться им, чтобы получить желаемое. Первоначально человек совершает обряды жертвоприношения, чтобы воздействовать на духов, богов.

Разуверившись в собственных возможностях влиять на реаль­ность, заставить подчиниться духов природы, человек пыта­ется заручиться их поддержкой путем задабривания, лестного славословия и подношений. Так и возникает культ, собственно религиозная форма поведения. Утверждается полная и оконча­тельная зависимость человека от высших сил.

Образы богов

В мифологическом сознании образы сверхъестественных пер­сонажей связаны преимущественно с природной сферой, они под­держивают жизненно важные интересы древних охотников и зем­ледельцев. Вспомним, даже бога мифологий — это бога природных стихий и явлений (Зевс — бог грома и молнии, Посейдон — бог моря в древней Греции; Церера — богиня проросшего зерна в Риме). Высший ранг, как правило, занимают бога неба и солнца, но даже они не выходят за пределы реального физического мира, находятся по эту сторону бытия. Бога сложившихся высших религий трансцендентны (от латинского transcendere — «переступать»), то есть они находятся за пределами существующего мира. Как правило, они не имеют материальной формы и приобретают ее только тогда, ког­да желают явиться людям. Например, Будда нисходит на землю и перерождается 550 раз то в облике монаха, царя, купца, кузнеца, то обезьяны, крысы, слона, рыбы и т.д. В каждом воплощении он вы­полняет какую-либо миссию. Рождение Иисуса — явление того же порядка: Бог-отец, когда надо наставить погрязших во грехе людей на путь истинный, посылает на землю своего сына, иногда является в виде голубя — духа. Но мы помним, что все три ипостаси состав­ляют одно божество. В исламе визуальный облик аллаха настолько недопустим, что существует запрет даже на изображение человека, созданного по подобию бога. То есть, в религии священная сфера полностью отделена от земного, человеческого мира.

Связь с богами

Чем более отдаленным представляется сверхъестественный мир, тем более недоступным он становится. Для общения с ним требу­ется все большая специализация. Предполагается, что в архаиче­ские времена не существовало никаких специальных институтов, осуществляющих связь с сверхъестественными силами. Поскольку боги и духи населяют те же пространства, обитают вокруг человека, встретиться с ними может каждый, достаточно лишь обратиться к ним, вызвать специальными приемами (чтение заклинаний, гимны-воззвания и т.п.). Но практика, естественно, опровергала подобные представления, поэтому возникли идеи, что только особые люди, об­ладающие специальными способностями, могут обратиться к богам. В архаических сообществах подобные функции выполняли старей­шины племени, отцы семей или шаманы, еще не превратившиеся в жрецов-профессионалов. Еще в XIX в. исследователи народов Си­бири сообщали, что шаманы ведут обычный образ жизни, охотятся, рыбачат и не берут плату за свои услуги. Шаманский дар (умение предсказывать события, ясновидение и целительство) расценивался как тяжкое бремя, от которого нельзя отказаться, поскольку сами духи избрали человека для исполнения данных обязанностей и на­учили его этому.

В религиозных культурах возникает особый класс священ­нослужителей, прошедших обучение. Прорицания и пророчества не поощряются религиозными традициями. Недаром библейская ис­тина гласит, что нет пророка в своем отечестве. А исламские пре­дания рассказывают о сомнениях Мухаммеда, слышащего голоса и склонного к видениям. Ему пришлось уединиться и удостовериться, что это не сумасшествие и не искушение дьявола, а знаки, поданные Аллахом. Для исполнения обязанностей священнослужителя в рели­гиозных сообществах не требуется какого-то специального таланта, но необходимо следовать правилам и исполнять некоторые условия, выдвигаемые вероучением. Так, в католичестве служители церкви должны соблюдать целибат, то есть, они не имеют права вступать в брачные отношения; буддистские монахи не могут есть мясо, так как жизнь любого живого существа священна. Все правила и требова­ния символизируют чистоту и преданность богу, поэтому частично они переносятся и на простых верующих. Так, помимо практических, целесообразных требовании, необходимых для человеческого обще­жития (запреты на убийство, воровство, прелюбодеяние, обман), в любой религиозной традиции возникает еще ряд характерных норм, свойственных именно данной конфессии (пищевые нормы, как диета буддистов; брачные нормы, как многоженство у мусульман). Ясно, что основы морали обоснованы религиозными нормами. С архаиче­ских времен мало что изменилось, так как основным сдерживающим фактором в недопущении преступлении является страх наказания божьего, а не человеческого закона. Вера во всезнающего, всевидя­щего бога заставляет людей жить нравственно. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Вера

Вера — один из непререкаемых критериев религиоз­ности. Сказание мифа не требует веры как особого рода убежден­ности, оно описывает мир таким, каким видит его здесь и сейчас и не задается целью выяснить причины такого существования. Главное в мифе — воспроизвести прецедент, являющийся образцом для под­ражания, то есть мифическое повествование является руководством к действию, видом повседневного опыта, обусловленного знаниями предков. Нет необходимости каждый раз проверять достоверность этого знания, но если уж сомнения возникают, создается новая вер­сия мифа, снимающая противоречия. Для религиозного сознания сомнения недопустимы, требуется беспрекословная вера, осно­вывающаяся не на объяснениях (как в мифе), а на фанатич­ном принятии постулатов, даже если они противоречат здравому смыслу.

Два библейских персонажа наиболее отчетливо демонстрируют данное положение. Вера должна быть такой крепкой и безоснова­тельной, что преданный Богу не должен задумываться о причинах происходящего, задаваться вопросом о необходимости событий, как в ситуации с Авраамом. Испытывая его веру, Господь велит принести в жертву сына. Исаака. И Авраам принимает требование как про­мысел божий, не сомневаясь в необходимости жертвоприношения, с безропотной преданностью он готов выполнить волю господню. Ветхозаветный праведник Иов в качестве испытания веры получа­ет все новые и новые беды на свою голову. Разграблены его стада, сожжен дом, погибли дети. Пока он доискивается причин своих страданий и задается вопросом, за что ему все это, он получает очередные удары судьбы. Наконец, он понимает, что воля Господа непостижима, что ее не измерить никакими человеческими мерками, что у Бога есть какие-то свои причины наказывать своего раба. Иов не ищет более божественной справедливости, а просто принимает свою судьбу. Только тогда мучения его прекращаются. Безусловное смирение, ничем не оправдываемая вера, не допускающая рассудоч­ных умозаключений о необходимости происходящего, не требующая доказательств, — так можно охарактеризовать религиозное чувство почитания.

Категории:На этой странице материал по темам:

  • В чем сходство и различие мифологии и религии

  • ;русская мифология чем она отличается от любой другой

  • Сходство и различие всех религий

  • Общие черты и различия у мифологии и религии.

  • Сравнениемифологииирелигии

Вопросы к этой статье:

  • В чем отличие религиозного культа от мифологического обще­ния с богами?

  • Охарактеризуйте отличие веры религиозной от веры мифологи­ческой.

  • Являются ли мифологические представления основой религиозного куль­та?

  • Какие новые формы поклонения сверхъестественным существам появлялись в мифологии и религии.

  • Как происходило ста­новление класса профессиональных священнослужителей?

Материал с сайта http://WikiWhat.ru

Интересные факты о христианстве

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *