В Википедии существуют статьи о других людях с именем Иннокентий и фамилией Вениаминов.

Митрополит Иннокентий

Митрополит Московский и Коломенский

5 января 1868 — 31 марта 1879
Предшественник Филарет (Дроздов),
Леонид (Краснопевков) в/у
Преемник Амвросий (Ключарев) в/у,
Макарий (Булгаков)

Архиепископ Камчатский, Курильский и Алеутский

15 декабря 1840 — 5 января 1868
Преемник Вениамин (Благонравов)
Имя при рождении Иван Евсеевич Попов
Рождение 26 августа 1797
село Анга, Верхоленский уезд, Иркутская губерния
Смерть 31 марта (12 апреля) 1879 (81 год)
Москва
Похоронен
  • Троице-Сергиева лавра
В лике святителя
День памяти

31 марта (13 апреля)
10 (23) июня
23 сентября (5 октября)
5 (18) октября

Третья неделя по Пятидесятнице — Собор Санкт-Петербургских святых

Подвижничество Миссионерство, перевод Священного Писания на алеутский и якутский языки
Почитается Русская православная церковь, Епископальная церковь США
Награды
Митрополит Иннокентий на Викискладе

Митрополи́т Инноке́нтий (в миру Иван Евсеевич Попов-Вениаминов; 26 августа 1797, село Анга (Ангинское), Верхоленский уезд, Иркутская губерния — 31 марта 1879, Москва) — епископ Православной Российской церкви; с 5 января 1868 года митрополит Московский и Коломенский.

Первый православный епископ Камчатки, Якутии, Приамурья и Северной Америки, сподвижник генерал-губернатора Восточной Сибири графа Николая Муравьёва-Амурского в освоении Дальнего Востока и просвещении его коренных народов. Наряду с последним считается основателем Благовещенска.

В октябре 1977 года был прославлен в лике святых Русской православной церковью и Православной церковью в Америке в лике святителей как апостол Сибири и Америки. В 1994 году был прославлен в лике святых Русской православной церковью заграницей.

Дни памяти:

  • 31 марта (13 апреля);
  • Третья Неделя по Пятидесятнице — Собор Санкт-Петербургских святых;
  • 6 (19) июля — Собор Радонежских святых;
  • 10 (23) июня — Собор Сибирских святых;
  • 23 сентября (6 октября) — прославление;
  • 5 (18) октября — Собор Московских святителей.

Биография

Родился 26 августа 1797 года в селе Ангинском Иркутской епархии в семье пономаря Евсевия Попова и был наречен в крещении Иоанном. В 1803 году его отец скончался и мать осталась с четырьмя детьми на руках. Чтобы помочь бедствующей семье, Ивана взял к себе брат его отца, диакон Димитрий Попов, взявшись учить его грамоте по Часослову и Псалтири. Уже в семь лет мальчик читал в храме «Апостол». Мать пыталась устроить сына на место отца пономарём, чтобы помочь себе и оставшимся детям, но её попытки оказались напрасны.

Мощи святителя Иннокентия Аля́скинского в Успенском соборе в Троице-Сергиевой Лавре

В 1806 году девятилетний Иван Попов был определен в Иркутскую духовную семинарию. В семинарии в то время училось не менее семи воспитанников с такими же именем и фамилией, поэтому ректор решил переменить фамилии некоторым из учеников. В 1814 году Иван получил фамилию Вениаминов, в честь недавно скончавшегося епископа Иркутского Вениамина (Багрянского).

В 1817 году Иван Вениаминов вступил в брак, а 13 мая того же года был рукоположён во диакона к Градо-Иркутской Благовещенской церкви. В июне 1818 пришло распоряжение прислать из Иркутской семинарии двух учеников для обучения в Московской Духовной Академии, но Иван, как женатый человек, к тому же диакон, не мог быть послан в академию. Поэтому по окончании семинарии он был определён учителем в приходское училище.

18 мая 1821 года был рукоположён в пресвитера.

По благословению епископа Иркутского и Нерчинского Михаила (Бурдукова), 29 июля 1824 года был назначен миссионером (7 мая отправился в путь, прибыл на место 29 июля) в Америку. Вскоре со своим семейством прибыл на остров Уналашка в Русской Америке, где пробыл пятнадцать лет. Просвещал обитателей Камчатки, Алеутских островов, Северной Америки, крестил тысячи людей, строил храмы, при которых основывал школы и сам обучал в них детей. Массово проводил прививание оспы, что позволило остановить эпидемии этой болезни у просвещаемых им народов.

В 1826 году создал алфавит для алеутского языка.

22 августа 1834 года был переведён в Новоархангельский порт на остров Ситху, для просвещения колошей.

8 ноября 1838 года отправился в Санкт-Петербург по вопросу о расширении миссионерского дела на Алеутских островах, об образовании Камчатской епархии и за разрешением печатать свои переводы священных книг на инородческие языки.

25 декабря 1839 года в Санкт-Петербурге был возведён в сан протоиерея.

29 ноября 1840, по смерти супруги, митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым) был пострижен в монашество с именем Иннокентий, в честь святителя Иннокентия Иркутского; и 30 ноября возведён в сан архимандрита.

15 декабря 1840 года был хиротонисан во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского. В 1840 году публикуются «Записки об островах Уналашкинского отдела», результат 16 летних наблюдений Иннокентия на Аляске.

В 1843, 1840 и 1850 годах — совершил поездки по епархии, которая охватывала огромные территории: часть Якутии, охотское побережье, Камчатку, Чукотку, Аляску, Курильские, Командорские, Алеутские острова.

21 апреля 1850 года возведён в сан архиепископа.

В 1858 году вместе с Н. Н. Муравьёвым отправился по Амуру для переговоров с китайскими послами о границе между государствами, в результате которых в мае в городе Айгуне был заключён новый мирный договор с Китаем, по которому весь Амурский край перешёл к Российской империи.

В том же году приехав в станицу Усть-Зейскую, перенёс сюда епископскую кафедру. Позже Усть-Зейскую по инициативе святителя переименовали в станицу Благовещенскую, а затем — царским указом в город Благовещенск, который стал центром Камчатской епархии. По его проекту и при его непосредственном участии в городе был заложен кафедральный собор (освящён в 1864 году) в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, был также возведён архиерейский дом — комплекс из шести деревянных зданий. До 1864 года кафедральным собором служила Свято-Никольская церковь, построенная казаками в 1857 году. Летом 1862 года святитель прибыл в Благовещенск на постоянное жительство.

В 1867 году был вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде.

5 января 1868 года был назначен митрополитом Московским на место почившего митрополита Филарета.

Памятник святителю Иннокентию в Благовещенске

Скончался 31 марта 1879 года; погребён в Троице-Сергиевой Лавре, в церкви Филарета Милостивого.

Одним из первых высказал необходимость строительства на Дальнем Востоке православного монастыря, из-за чего был построен Свято-Троицкий Николаевский монастырь.

Память

Церковное почитание

6 октября 1977 года решением Священного Синода причислен к лику святых Русской Православной Церкви.

База данных сайта «Храмы России» (по состоянию на 13 декабря 2016 года) включает в себя информацию о 12 храмах в различных городах России, главный престол которых посвящён святителю Иннокентию; о 2 храмах, в которых ему посвящён один из дополнительных престолов; о 2 часовнях. В частности, храмы во имя святителя Иннокентия, митрополита Московского, имеются в Москве, Хабаровске и Южно-Сахалинске.

В Якутске в 1997 году на территории Якутского государственного музея (бывшая территория Спасского мужского монастыря) построена часовня в память двухсотлетия со дня рождения святителя Иннокентия.

Памятники

Памятники святителю Иннокентию установлены в Якутске, Магадане и Иркутске.

В Благовещенске установлен совместный памятник Николаю Муравьёву-Амурскому и святителю Иннокентию как основателям города.

Иное

В селе Анга (Ангинское) Качугского района Иркутской области сохранился бревенчатый дом, в котором жил в детские годы святитель Иннокентий, сейчас в доме располагается музей святителя.

Теплоход «Сибирский» Ленского объединённого речного пароходства переименован и носит имя «Святитель Иннокентий».

В честь святителя назван самый высокий вулкан полуострова Аляски.

10 декабря 1997 года в городе Южно-Сахалинске участок аллеи между улицей Комсомольской и центральной аллеей южного входа в городской парк получил наименование «Бульвар Святителя Иннокентия» в связи с празднованием 300-летия открытия Курильских островов русскими моряками.

Труды

На русском языке:

  • Указание Пути в Царствие Небесное
  • Состояние православной церкви в Российской Америке СПб., 1840.
  • Записки об островах Уналашкинского отдела. СПб., 1840. Состоит из трёх частей:
  • Замечания о колошенском и кадьякском языках и отчасти о прочих российско-американских, с присовокуплением российско-колошенского словаря, содержащего более 1000 слов, из коих на некоторые сделаны пояснения. СПб., 1846.
  • Опыт грамматики алеутско-лисьевского языка. СПб., 1846
  • Автобиографическая записка. М., 1886
  • Речь Архимандрита Иннокентия, по наречении его Епископом Камчатским, Курильским и Алеутским, сказанная 1840 года, Декабря 13 дня. Христианское чтение. СПб., 1841
  • Письма (1823—1878 гг.) собраны И. Барсуковым, 3 т. СПб, 1897, 1901. Том1. Том 2. Том 3.
  • Творения, три книги, собраны И.Барсуковым. М., 1886—1888. Том 1. Том 2. Том 3.
  • Слово при вступлении в управление московской паствою Высокопреосвященного Иннокентия Митрополита Московского, говоренное в большом Успенском соборе, 26-го мая, 1868 года. Православное обозрение. М., 1868, том 26.
  • Указание пути в Царствие небесное. М., 1871, см. также Изв. Казан. еп., 1882, № 7, стр. 151; 1886, № 7, стр. 180; 1893, стр. 18.
  • Поучения постникам или говельщикам. М., 1888.
  • Наставление высокопреосвященного Иннокентия, бывшего архиепископа Камчатского, Курильского и Алеутского, Нушагакскому миссионеру иеромонаху Феофилу. Церковные ведомости. СПб., 1900
  • Русская Церковь и дружба между народами (Ж. М. П., 1959, № 11, стр. 50).
  • Журналы священника Иоанна Вениаминова. Составитель О.Д. Якимов. Якутск. 2005.

На алеутском языке:

На тлингитском языке:

  • Замечания о Колошенском и Кадьякском языках в Типографии Императорской Академий Наук. СПб., 1846
  • Указание Пути в Царствие Небесное — первая часть Амер. Прав. Вестника. Ситха, 1901

Примечания

  1. Курляндский И. А., Зеленина Я. Э., Лопухина Е. В. Иннокентий // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. — Т. XXII : «Икона — Иннокентий». — С. 707—716. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-040-0.
  2. Результаты поиска по престолу, освященному в честь «Иннокентия, митрополита Московского». Сайт «Храмы России».
  3. Магаданская и Синегорская епархия — Освящение памятника святителю Иннокентию Московскому на Соборной площади Магадана. www.magadan-eparchy.ru. Проверено 20 января 2017.
  4. https://news.mail.ru/society/30931049/
  5. Памятник основателям Благовещенска — Н. Н. Муравьеву-Амурскому и Св. Иннокентию (Вениаминову)
  6. История дома святителя Иннокентия Вениаминова в с. Анга
  7. Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский
  8. https://pravosakh.ru/voskresenskiy-kafedralnyiy-sobor/

Литература

  • Коптев В. Памяти высокопреосвященнейшего Иннокентия, митрополита Московского. — М. — 1879
  • Барсуков И. Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский, по его сочинениям, письмам и рассказам современников. — М. — 1883
  • Муравьев А. Н. Из записок о преосвященном Иннокентии, архиепископе Камчатском. — СПб. — 1915
  • Алексеев В. Высокопреосвященный Иннокентий, Митрополит Московский // Журнал Московской Патриархии. — 1949. — № 7. — С. 36-44
  • К 175-летию Великого Миссионера. Святитель Митрополит Московский // «Тропинка». Религиозно-просветительский журнал. — Сан-Франциско. — 1972. — № 5-9. — С. 5-11
  • Григорьев Д., протоиерей. Апостол Аляски. Митрополит Иннокентий Вениаминов (1797—1879) // Ежегодник Православной Церкви в Америке. — 1976. — Нью-Йорк. — С. 31-45
  • Григорьев Д., протоиерей. Материалы к биографии Митрополита Иннокентия (Вениаминова) // Ежегодник Православной Церкви в Америке. — 1977. — Нью-Йорк. — С. 36-48
  • Смирнов Е., архимандрит. Жизнь и апостольские труды митрополита Иннокентия Вениаминова // «Журнал Московской Патриархии». — 1978. — № 1. — С. 2-9
  • Фиалкин В. Святитель Иннокентий, митрополит Московский и его миссионерская деятельность // «Журнал Московской Патриархии». — 1979. — № 3-5
  • Потапов В., протоиерей. Деятели русского духовного возрождения прошлого: Митрополит Иннокентий Московский, Апостол Аляски // «Русское возрождение». — 1986. — № 36
  • Григорьев Д., протоиерей. Митрополит Иннокентий — миссионер-пророк // Сборник 1000-летия Крещения Руси. — М. — 1988. — С. 248—259
  • Очерк жизни и апостольских трудов Иннокентия митрополита Московского и Коломенского. — Нью-Йорк. — 1990
  • Жизнеописание Иннокентия, митрополита Московского, апостола Аляски. — М. — 1991
  • Паулак Д. Жизнь и деятельность Иннокентия, митрополита Московского. — Тюмень. — 1994
  • Апостол Нашего времени. Жизнь и апостольские труды митрополита Иннокентия (Вениаминова) (1797—1879). — М.: Писатель. — 1996. — 48 С.
  • Степанов А. К двухсотлетию со дня рождения Иннокентия, Апостола Аляски // «Русский американец». Обзорный выпуск. — Nyack, N.Y. — 1997. — № 21. — С. 222
  • Путешествия и подвиги святителя Иннокентия, митрополита Московского, апостола Америки и Сибири / Сост. Н. В. Романова, Н. Ю. Лазарева. — М. — 1999
  • Агеев Д. А. Миссионерское служение Святителя Иннокентия (Вениаминова) в архиерейском сане // «Церковно-исторический вестник». — 2001. — № 8. — С. 69-88
  • Алексий, патриарх Московский и всея Руси. Послание по случаю 200-летия со дня рождения святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского // «Церковь и время». Научно-богословский и церковно-общественный журнал. — М. — 2004. — № 3 (28). — С. 41-54
  • Анисов Л. М. Просветитель Сибири и Америки. Жизнеописание святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2007. — 224 с. — Тираж 5 000 экз.
  • И. А. Курляндский. Иннокентий // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. — Т. XXII : «Икона — Иннокентий». — С. 707-716. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-040-0.

Ссылки

Иннокентий (Вениаминов) на Викискладе

  • Рака с мощами
  • Житие Святителя Иннокентия Митрополита Московского Фонд «Святителя Иннокентия Митрополита Московского»
  • Иван Евсеевич Попов-Вениаминов На официальном сайте МП
  • Иннокентий (Вениаминов-Попов), св. На сайте Русское Православие
  • Святитель Иннокентий (Вениаминов) — исследователь народов Дальнего Востока
  • Краткая биография митрополита Иннокентия (Вениаминова)
  • В Хабаровске мироточит икона святителя Иннокентия Московского
  • Собрание сочинений и писем святителя Иннокентия (Вениаминова)
  • Открылась музейная экспозиция памяти святителя Иннокентия Московского при библиотеке семинарии

Святители

Преподобномученики

Преподобные

Сергий, Никон, Дионисий, Михей, Игнатий, Макарий, Иоанникий, Наум, Варфоломей, Стефан, Кирилл и Мария • Василий Сухий • Максим Грек • Даниил Чёрный • Андрей Рублёв • Епифаний Премудрый • Митрофан, Елисей, Иаков, Симон, Илия, Исаакий, Нектарий, Онисим, Иринарх, Дорофей Радонежские • Андроник, Савва, Александр и Евфросиния Московские • Ферапонт, Кирилл и Мартиниан Белозерские • Симон Смоленский • Ферапонт Боровенский • Афанасий и Феодосий Череповецкие • Димитрий Прилуцкий • Авраамий Галичский • Савва Сторожевский • Сильвестр и Павел Обнорские • Арсений Комельский • Никифор и Никита Боровские • Сергий Нуромский • Иаков Железноборовский • Мефодий Пешношский • Афанасий мл и Афанасий ст Высоцкие • Роман Киржачский • Савва, Иаков и Леонтий Стромынские • Григорий Голутвинский • Стефан Махрищский • Евфимий Суздальский • Феодор и Павел Ростовские • Антоний (Медведев) • Варнава Гефсиманский • Александр Пересвет • Андрей Ослябя

Благоверные

Житие святого Иннокентия

В 1797 г. в глухом сибирском поселении Ангинское в семье церковного пономаря Евсевия Попова родился мальчик, которого нарекли Иваном. Он являлся старшим из четырёх детей супругов Поповых. В пятилетнем возрасте Ваня начал под руководством отца осваивать грамоту.

Святитель Иннокентий Вениаминов

Но через год глава семьи скончался, а его вдова не могла в одиночку содержать всех детей. Старшего сына она отдала в дом Димитрия Попова — старшего брата покойного мужа, который также являлся священнослужителем. В доме родственника смышленый мальчик продолжил обучение.

В 1806 Иван и его дядя, принявший иночество под именем Давид, переехали в Иркутск. Здесь отрок поступает в духовную семинарию. Он не только с успехом осваивал все учебные предметы, но и при помощи иеромонаха Давида овладел навыками механики, плотничества и кузнечного дела.

Интересно: к 1814 г. в иркутской духовном семинарии обучалось множество однофамильцев. Кроме Ивана фамилию Попов носили ещё 13 семинаристов. Ректор учебного заведения принял решение об их переименовании. Будущий святитель стал называться Иван Вениаминов, в честь почившего незадолго до этого епископа Вениамина Багрянского.

Служение в Иркутске

В 1817 г. семинарист Вениаминов вступил в брак. В это же время он получает сан диакона в иркутском Благовещенском храме. Через 3 года после завершения обучения в семинарии он становится священником этого же прихода. Церковное служение отец Иоанн почитал с социальной деятельностью. Он по собственной инициативе перед каждым воскресным богослужением собирал в церкви детей и преподавал им основы грамоты и христианства.

В 1819 г. в епархию пришло предписание послать для обучения в Московскую духовную академию двух достойных кандидатов. Знакомые с деятельностью диакона Вениаминова члены епархиального управления предлагали послать в древнюю русскую столицу молодого служители. Но в этом прошении было отказано, так как Иван имел семью и низкий сан.

Священник на Уналашке

Два года прослужил отец Иоанн на Благовещенском приходе города Иркутска. Он ответственно относился к своему служению и не помышлял о великих апостольских деяниях. Но по воле Господа его жизнь резко изменилась в начале 1823 г.

На далёких Алеутских островах, входивших в начале XIX столетия в состав Российской империи, не хватало священнослужителей для христианского просвещения коренных жителей. Святейший Синод, понимая необходимость регулярной просветительской и миссионерской деятельности в этой отдалённой епархии, поручил иркутскому епископу направить для служения на острова прилежного священника.

Икона святого Иннокентия

Но выполнение этого предписания оказалось сложной задачей, так как священники добровольно не соглашались ехать в суровый морской край. Отец Иоанн Вениаминов также не представлял свою дальнейшую жизнь на Алеутских островах.

Но однажды он встретился с алеутским уроженцем Иваном Крюковым. Островитянин многое рассказывал о местной жизни и коренных жителях, проявивших усердие в знакомстве с христианскими обычаями. При этом он отмечал, что алеуты усердно молятся и с радостью воспринимают слово божие.

Эти слова произвели на молодого священника сильное впечатление. Он в этот же день попросил архиерея отпустить его на служение в далёкий край. Отец Иоанн собрал свою семью, состоящую из жены, ребёнка, престарелой матери и брата, и отправился в трудное путешествие, которое продлилось около года.

Остров Уналашка в начале XIX столетия был населен алеутами, впервые познакомившимися с идеями христианства в конце предыдущего века. Принявшие христианство островитяне, несмотря на отсутствие храма и постоянной проповеди, не возвращались к языческим обычаям. К прибытию Иоанна Вениаминова на Алеутских островах несли служение три священника.

Важно! Первым деянием отца Иоанна в качестве главы прихода являлось возведение храма. Священник научил местное население столярному, кузнечному и плотницкому делу. С их помощью был построен небольшой храм, в котором проводились проповеди на местном языке, прилежно изучаемом миссионером.

Ознакомление с языком алеутским языком помогло ему построить доверительные отношения со своей паствой не только на Уналашке, но и на других островах архипелага. Миссионер прожил на острове 10 лет. Его служение имело следующие результаты:

  • христианизация всего местного населения и аборигенов ближайших островов;
  • изобретение алеутской азбуки;
  • перевод основных священных книг на местный язык;
  • обучение алеутов различным ремёслам.

Помимо физических и бытовых испытаний Господь посылал своему служителю и духовные испытания. Однажды во время посещения соседнего острова, отец Иоанн увидел, что все жители острова встречают его на берегу. Ждать священника им сказал старик, которого аборигены называли шаманом. При встрече мужчина рассказал, что о приезде отца Иоанна ему поведали его знакомые белые, живущие недалеко в горах.

Житийная икона святого Иннокентия Московского

Услышав, как они выглядят, проповедник понял, что старый алеут говорил с ангелами. Он попросил сказать этим людям, что хочет пообщаться с ними, и старик пообещал спросить их о возможности встречи. Но когда священник получил разрешение прийти на гору, он испытал сильный страх и отказался от встречи, опасаясь, что может поддаться греху гордыни после встречи с небесными созданиями.

Настоятель Новоархангельского собора

В 1833 г. отец Иоанн был переведен в административный центр Российской Америки город Новоархангельск, расположенный на острове Ситху. Местное аборигенное население — народ колошей — отличались от добрых и покладистых алеутов. Красивое, гордое и недоверчивое местное население с опаской относилось к русским проповедникам.

Интересно! Как и 10 лет назад священник начал свою деятельность с изучения местного языка, но проповеди в главном храме по-прежнему собирались только христиане из числа переселенцев и немногочисленные представители алеутов.

Ситуация изменилась после остановки эпидемии оспы, которая разразилась на острове вскоре после прибытия проповедника. Многие колоши погибли, в то время как русские люди и алеуты, привитые от этой болезни, остались невредимы.

Аборигены сами пришли к миссионерам и попросили о помощи. Обретя их доверие, проповедник начал нести Слово Божие гордому народу. Колоши не принимали христианство массово, но в то же время не препятствовали крещению соплеменников, пожелавших прийти таинство Крещения.

Святитель Иннокентий с губернатором Восточной Сибири

Через 15 лет служения на Алеутском архипелаге отец Иоанн Вениаминов утвердился в мысли, что для утверждения христианства в этом крае необходимо увеличение числа священнослужителей, храмов, а также издание священных книг на местных языках. Для этого необходимо было заручиться поддержкой высших архиереев Русской Православной Церкви. Отправив свою семью в Иркутск, священник в ноябре 1838 г. отправляется в российскую столицу.

Владыка Камчатский

Прибыв в Петербург 25 июня 1839 г., алеутский проповедник в этот же день отправился в Святейший Синод, членом которого изложил свои идеи. Они заинтересовали членов высшего церковного административного органа, но принятие окончательного решения затянулось на несколько месяцев.

В ожидании высочайшего решения, отец Иоанн отправляется в Москву, где занимается сбором средств для продолжения миссионерской работы в русской Америке. В это время духовную поддержку ему оказывал митрополит Московский Филарет, который первым заметил, что в трудолюбивом пастыре есть что-то от апостолов.

По возвращении в столицу ему сообщили о разрешении печатать подготовленные переводы Библии и других религиозных книг, а также об увеличении числа священнослужителей в американских русских приходах. Но радость миссионера омрачила весть о кончине супруги. Митрополит Филарет, убеждал друга принять монашеский постриг, чтобы в ионическом служении обрести утешение.

Иоанн долго сомневался и отказывался от этого предложения, так как на нём лежала ответственность за шестерых детей, оставшихся в Иркутске. Но когда по протекции московского архиерея их взяли на казённое обеспечения, Иоанн решился на постриг. 19 ноября 1840 он принял иночество под именем Иннокентий. На следующий день инок Иннокентий был рукоположен в сан архимандрита.

Карта апостольского служения святителя Иннокентия

Через месяц состоялось его посвящение во епископа новой епархии, в которую вошли территории Камчатки, Курильских и Алеутских островов. Это назначение было утверждено после личной встречи архимандрита с императором Николаем Павловичем. Архиерейская кафедра располагалась в Новоархангельске.

Выехав в январе 1841 г. к месту служения, епископ Иннокентий по пути посетил Иркутск и родное селение Агинское, где его встречали радостные люди, знакомые со священником до его высоко назначения. Добрые напутствия вселили в душу отца Иннокентия уверенность и силу, требующиеся для ведения непростой работы в трудных условиях.

Он прибыл к месту служения в сентябре, и сразу же начал активную деятельность по увеличению числа приходов. Священников, возглавляющих их, архиерей убеждал действовать убеждениями и любовью, а не принуждать и прельщать обещаниями аборигенов. Он также советовал способствовать желанию детей и взрослых детей изучать родную грамоту и русский язык.

Интересно! В результате активной деятельности христианизация населения шла быстрыми темпами. Люди, принявшие христианство, часто являлись свидетелями чудесных событий, которые укрепляли их веру и способствовали обращению к истинному Богу других инородцев.

Служение Иннокентия не ограничивалось общим руководством. Он предпринимал трудные и опасные поездки по территории своей епархии, а ходе которых вёл проповедь, наставлял и призывал к изучению грамоты паству.

В 1850 г. трудолюбивый пастырь получает сан архиепископа. Территория его епархии была значительно увеличена за счёт присоединения к ней Якутской области. Вскоре епископская кафедра была перенесена на материковую часть в город Якутск. Миссионерская деятельность на новой территории проводилась по уже отработанной схеме.

Архиерей лично ездил по епархии, возводя храмы и неся населению Слово Божие. Он изучал якутский язык и переводил на него священные тексты. Через 9 лет в кафедральном Троицком соборе было проведено после богослужение на местном языке. Якуты и тунгусы долгое время считали этот день праздничным.

Святитель Иннокентий проповедовал Евангелие жителям Аляски

Постепенно миссионерская деятельность архиепископа Иннокентия охватывала все более широкие территории. Он стал верным соратником сибирского генерал-губернатора графа Муравьёва в деле освоения и территории Сибири и Дальнего Востока.

В честь архиерейского богослужения станицу Усть-Зейскую переименовали в город Благовещенск. В начале 60-х гг. сюда была перенесена архиерейская кафедра огромной Камчатской епархии. Несмотря на преклонные годы архиепископ Иннокентий продолжал совершать объезды вверенных ему приходов. Но ухудшение физического здоровья заставляло его задуматься об уходе на покой.

Московский митрополит

Планы удалиться от праведных трудов были нарушены в 1867 г. В начале этого года скончался митрополит Московский Филарет. По решению Святейшего Синода его преемником был назначен архиепископ Иннокентий. Узнав о назначении он целый день провёл в уединенной молитве, размышляя о своей удивительной судьбе.

После этого почтенный старец со смирением отправился к месту своего нового служения. Митрополит Иннокентий по пути к древней русской столице посетил множество русских городов, в том числе родной Иркутск. Он прибыл в Москву в конце мая 1868 г. В ознаменование радостного события над городом разносился колокольный звон.

Икона святого Иннокентия, митрополита Московского

На следующий день митрополит провёл богослужение в Успенском кафедральном соборе, по окончании которого обратился к собравшимся прихожанам с проповедью. В ней он указывал на то, что он смиренный слуга Господа, дерзнувший занять древний русский престол.

Несмотря на постоянно ухудшающееся здоровье, митрополит трудолюбиво нёс служение, которое сочетал с миссионерской деятельности. Он является инициатором создания миссионерского общества, действующего на восточных окраинах империи.

С 1878 г. святитель непрерывно болел. Болезнь не позволила ему присутствовать на заседании Святейшего Синода. В конце марта он принял соборование. Просветитель алеутов отошёл к Господу в 2 часа утра 31 марта 1878 г. Через 5 дней его тело предали земле в Троице-Сергиевой лавре рядом с могилой Филарета Московского.

Почитание

В начале 70-х гг. прошлого века члены Православной Церкви в Америке начали работу по канонизации митрополита Иннокентия. Соответствующее предложение было направлено руководству Русской Православной Церкви. Работа по сбору сведений о праведной жизни святителя и его равноапостольных трудах заняла около 4 лет.

Храм в честь святителя Иннокентия Московского в Южно-Сахалинске

Информация собиралась на родине священнослужителя, территории Алеутских островов и Аляски, а также в Сибири и Дальнем Востоке. 23 сентября состоялось прославление митрополита Иннокентия Московского в лике святителя. Также его называют апостолом Америки и Сибири. Церковное поминовение Божьего угодника совершается дважды в год 31 марта и 23 сентября.

Житие святителя Иннокентия Московского — пример истинного Божьего служителя, путь которого лежал от сына простого пономаря из сибирской глубинки до одного из самых уважаемых архиереев Православной Церкви. Он со смирением и верой принимал все испытания, посылаемые ему Господом, заботясь о своей пастве, как отец печётся о своих детях.

Святитель Иннокентий, митрополит Московский
Герб графов Сеньи

Лотарио происходил из рода графов Сеньи и приходился племянником папе Клименту III. Он получил начальное образование в Риме, изучал богословие в Париже и юриспруденцию в Болонье, став одним из самых известных знатоков теологии и права своего времени. Вскоре после смерти Александра III Лотарио вернулся в Рим, занимая при последующих папах различные духовные посты. Григорий VIII сделал его субдьяконом, а Климент III — кардинал-дьяконом. Во время понтификата Целестина III из рода Орсини, злейших врагов Сеньи, кардинал Лотарио находился в изгнании. Он жил в Ананьи, занимаясь размышлениями и литературным творчеством. Тем не менее, перед смертью Целестин убедил кардиналов избрать новым папой именно 37-летнего Лотарио. Без видимого желания тот принял тиару и взял имя Иннокентий III.

Воспользовавшись ослаблением императорской власти после смерти Генриха VI, Иннокентий начал энергично восстанавливать папское могущество. Префект Рима, правивший городом от имени императора, и сенатор, отстаивавший права горожан, поклялись папе в преданности. Восстановив папский суверенитет над Римом, Иннокентий начал приводить к повиновению окрестные области — Романью, Анкону, Сполето, Ассизи и Сору. Вскоре к Иннокентию обратилась за помощью Констанция, вдова Генриха VI, неспособная отстоять сицилийский трон для малолетнего Фридриха II. Иннокентий потребовал от неё подтвердить папский сюзеренитет над Сицилией и отказаться от привилегий, данных Адрианом IV норманнам. В середине ноября 1198 года Иннокентий издал буллу, в которой Фридрих был торжественно провозглашён королём. Прежде чем булла достигла Сицилии, Констанция умерла, назначив Иннокентия опекуном Фридриха. Даже враги папства признают, что на протяжении девяти лет Иннокентий бескорыстно помогал молодому королю, умело и добросовестно управляя Сицилией. В 1209 году он побудил Фридриха жениться на Констанции, вдове Имре Венгерского.

Состояние дел в Германии также было благоприятным для папы. Две противоборствующих партии, гвельфы и гибеллины, избрали двух разных королей. Иннокентий послал епископа Сутри к одному из кандидатов, Филиппу Швабскому, с предложением поддержки в обмен на территориальные уступки в Тоскане и освобождение из тюрьмы Сибиллы Сицилийской. Филипп ответил уклончиво, и Иннокентий отказался признавать его избрание. Тогда же к папе обратился второй кандидат, Оттон IV. Но, прежде чем папа сделал свой выбор, претенденты начали решать спор силой оружия. Наконец, 3 июля 1201 года папский легат кардинал Гвидо Палестринский в Кёльнском соборе торжественно объявил о том, что папа признал Оттона королём и пригрозил отлучением от церкви тем, кто не подчинится выбору. В мае 1202 году Иннокентий издал буллу «Venerabilem», в которой были изложены основные тезисы о взаимоотношении папы и императора:

  • Немецкие князья имеют право избирать себе короля, который впоследствии становится императором;
  • Это право дано им Апостольским Престолом с тех пор, как императорское достоинство перешло от византийских монархов к Карлу Великому;
  • Папе принадлежит право решать, достоин ли кандидат императорского титула. Папа проводит обряды помазания, посвящения и коронации императора, и он не может помазать недостойного кандидата, еретика или язычника;
  • Если папа найдёт, что избранный король недостоин императорского титула, князья должны избрать нового короля. В противном случае папа дарует императорское достоинство другому королю, так как церковь нуждается в защитнике и покровителе;
  • В случае затруднений на выборах короля папа должен призвать князей к согласию. В противном случае папа сам выберет короля, основываясь не на мнении большинства, а на собственных представлениях о достоинствах кандидатов.

Непосредственно после издания буллы число сторонников Оттона стало быстро расти, но тот своим пренебрежительным отношением к друзьям скоро отпугнул многих из них. Уже в 1207 году Иннокентий признал королём Филиппа и отправил двух легатов, Уголино из Остии и Лео из Санта-Кроче с требованием к Оттону добровольно освободить Филиппа и отдать ему корону. Однако убийство Филиппа Оттоном Виттельсбахом 21 июня 1208 года резко изменило ситуацию. На съезде князей во Франкфурте 11 ноября Оттон был признан всеми князьями как король, и папа пригласил его в Рим на коронацию. Церемония состоялась 4 октября 1209 года. Оттон оставил папе Сполето, Анкону и тосканские земли, дарованные графиней Матильдой, пообещал помогать в сицилийском вопросе, признал за папой неограниченную компетенцию в назначениях на духовные должности. Оттон также отказался от доходов, получаемых со свободных епархий и конфискованных владений священников, умерших без завещания. Но, едва получив корону, коварный император тут же захватил не только Анкону, Тоскану и Сполето, но и другие папские владения, раздав их своим приближённым. Он также вторгся в Сицилию, чтобы прогнать юного Фридриха II. 18 ноября 1210 года папа торжественно отлучил императора от церкви и объединился с Филиппом Августом. Многие немецкие князья тут же отвернулись от Оттона. На Нюрнбергском съезде в сентябре 1211 года новым королём был избран Фридрих Сицилийский. Молодой король дал те же обещания, что и Оттон. Кроме того, он пообещал никогда не присоединять Сицилийское королевство к империи. Оттон спешно повернул войско в Германию, но не нашёл практически никакой поддержки среди князей. Объединившись с Иоанном Английским, он напал на Францию, но 27 июля 1214 года был разбит при Бувине. Через несколько лет Оттон умер, Германия же осталась в руках Фридриха II.

17 декабря 1198 года папа Иннокентий III благославил учреждение нового монашеского ордена для выкупа пленных христиан из мусульманского плена. Орден был посвящён Пресвятой Троице и получил имя «тринитарии». Девиз нового ордена, подчёркивая его основную цель, гласил «Слава Тебе Троица, а пленным — свобода». Гербом ордена стал красно-синий крест из видения Жана де Мата.

Одновременно с германской проблемой Иннокентий урегулировал вопросы во Франции и Англии. В январе 1198 года легат Пьетро Капуанский под угрозой отлучения от церкви вынудил Иоанна Безземельного и Филиппа Августа подписать пятилетнее перемирие. В 1199 году Иннокентий наложил на всю Францию девятимесячный интердикт за то, что Филипп Август бросил законную жену Ингеборгу ради любовницы Агнессы. В 1205 году возник конфликт в Англии по поводу избрания архиепископа Кентерберийского. Отказавшись от трёх тысяч марок за утверждения королевского кандидата, папа рекомендовал на кафедру Стивена Лэнгтона, ректора парижского университета, который и был посвящён 17 июня 1207 года в Витербо. Иоанн воспротивился въезду Лэнгтона в Англию, настаивая на своём кандидате Джоне де Грее, и разорил многие монастыри, отказывавшиеся признать его. В 1208 году Иннокентий наложил на Англию интердикт, в 1209 году отлучил Иоанна от церкви, а в 1212 году формально объявил короля низложенным. Лишь отказавшись под угрозой французского вторжения, Иоанн согласился признать архиепископа Лэнгтона. Более того, 13 мая 1213 года Иоанн признал Англию папским леном, пообещав ежегодно платить дань в размере 1000 марок. 20 июля папа снял с короля наказание, а после того, как Иоанн вернул церкви конфискованные земли богатства, 29 июня 1214 года папа снял с Англии интердикт. Однако бароны были возмущены таким поступком короля и нарушением своих привилегий. Они вынудили Иоанна подписать Великую Хартию Вольностей, которая не была признана папой.

Как и его предшественники, Иннокентий III ревностно относился к вопросу освобождения Святой Земли. Он организовал Четвёртый Крестовый поход, но пилигримы вместо битвы за Гроб Господень ввязались в византийские распри и в 1204 году разграбили Константинополь. На месте Византии была основана Латинская империя во главе с Бодуэном Фландрским. Также было объявлено о воссоединении западной и восточной церквей. Иннокентий оказался расстроен тем, что крестоносцы отклонились от первоначальной цели, но изменить что-либо было уже не в его силах.

Иннокентий также рьяно боролся против разных ересей. Главным его противником стали альбигойцы, члены многочисленной секты на юге Франции. Они не просто исповедовали еретические доктрины, но и стремились распространять их силой. В 1208 году альбигойцы убили одного из миссионеров, направленных папой для проповеди истинной веры. Иннокентий наложил интердикт на ряд городов и призвал короля Франции к войне против еретиков, которая из религиозной вскоре превратилась в обыкновенную завоевательную.

Вообще едва ли была в Европе такая страна, в дела которой не вмешивался Иннокентий. Он аннулировал браки королей Леона и Португалии, признал своим вассалом Педро II Арагонского, защищал норвежцев от их короля Сверре и выступал посредником в венгерской междоусобице. В 1204 году папа послал в Болгарию кардинала Льва, чтобы тот короновал Калояна «королём болгаров и валахов». Он восстановил духовную дисциплину в Польше, вмешался в спор Сверкера II и Эрика X в Швеции и предпринимал попытки по восстановлению единства с Восточной церковью. Иннокентий основал университеты в Париже и Оксфорде и одобрил создание нищенствующих монашеских орденов по уставам святого Франциска и святого Доминика. В столь бурной деятельности папе помогал прекрасно организованные административный и фискальный аппараты. Штаб куриальных советников и легаты, разосланные во все страны Европы, контролировали выполнение папских постановлений. В результате деятельности Иннокентия III апостольская столица, используя экономический прогресс и оживление торгового обмена между развивающимися городами Европы, превратилась в самого могущественного финансового магната Европы. Подчинённое папству благодаря францисканцам «движение бедных» нейтрализовало угрозу со стороны общественно-религиозных течений, подрывавших авторитет церковной иерархии. Следует добавить, что политические планы папского универсализма в программе Иннокентия III были тесно связаны с религиозными целями. Он последовательно реализовал теократические принципы реформы Григория VII, которая исходила из того, что всему христианскому обществу необходимо навязать посредничество иерархии, подчинённой папской власти.

Под конец жизни Иннокентий организовал Четвёртый Латеранский собор, который открылся 15 ноября 1215 года. Это был самый важный из соборов средневековья. На нём было принято 70 канонов, составивших фундамент нового церковного законодательства. Собор осудил все религиозные и социальные доктрины, пропагандировавшиеся катарами и вальденсами — еретиками, боровшимися за права бедняков. Соборные отцы призывали народ божий к исправлению обычаев, порицали продажность и аморализм духовенства, ужесточили требование соблюдения священниками целибата. Верующие обязывались исповедоваться только у своего приходского священника и причащаться по меньшей мере раз в год, в период великого поста. На исповедников было наложено обязательство сохранять тайну исповеди. В доктринальной области собор сформулировал в духе средневековой схоластики теологические аспекты учения о таинствах. Много говорилось на соборе о церковной десятине. От евреев собор потребовал носить особую одежду, которая отличала бы их от христиан, и запретил им выходить на улицу в страстную неделю. Собор также высказался за то, чтобы строить для евреев отдельные кварталы (так называемые гетто).

Иннокентий III умер в Перудже, во время одной из своих апостольских поездок. Тело его, облачённое в папские одежды, было выставлено на катафалке в местном кафедральном соборе. Ночью в собор проникли воры и украли знаки папской власти. Когда на следующий день кардиналы собрались, чтобы отслужить панихиду, то увидели в гробу лишь обнажённые останки того, кто в течение 18 лет господствовал над христианским миром. Иннокентий был похоронен в этом соборе, и лишь в декабре 1891 года Лев XIII перенёс его останки в Латеранский собор Рима.

Иннокентий (Вениаминов)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *