В 1215 году Европа узнала, что такое церковный суд и деятельность инквизиторов – хладнокровных и расчётливых дознавателей.

Четвёртый Латеранский собор 1215 года окончательно закрепил последнюю редакцию церковного законодательства о ереси. Папа Иннокентий III, будучи профессиональным юристом, заставил функционировать отдельные сферы канонического права. Именно тогда появились реальные меры пресечения ереси.

Следует сказать, что ересь в Средневековье приравнивалась к уголовному преступлению. Безусловно, она подлежала преследованию. Любое отклонение от трактовки церковного предания и энциклик римских пап возбранялось и каралось. Инакомыслие в церковных вопросах автоматически рассматривалось как тяжкое преступление. Далее следовало наказание со стороны светской власти.

Надо понимать, что средневековый человек мыслил очень предметно. И отсюда совершенно не случайна ассоциация между ересью и чумой, которая усилено проводилась уже с начала XII столетия.

Ересь приравнивали к чуме души. Как хорошо нам известно, умерших от чумы было принято сжигать, чтобы порча и скверна не могли дальше распространиться. Подобным образом следовало относиться и к еретикам как к рассадникам заразы.

Колдун. Гравюра

Была ещё и богословская трактовка этого вопроса, корни которой мы видим в Евангелии от Иоанна. В шестой главе Иисус Христос говорил своим последователям: «тот, кто не последует за ним как ветвь сухая будет отброшен и сожжен». Представленная метафора весьма активно муссировалась при определении меры наказания отступников и еретиков.

Первые костры с инакомыслящими полыхали уже в конце XI века в Орлеане. В XIII веке на место голословных обвинений церковь ввела судебный процесс, включавший в себя процедуру дознания и расследования. Инквизиция станет главным и законным орудием борьбы с ересью. Руководить этими судебными процессами будет священная конгрегация при апостольской канцелярии – старшины церковных судов. Они же – инквизиторы.

В историю вошли пять, пожалуй, самых ярких представителей церкви, которые достаточно ревностно относились к своей службе. Их портреты отчётливо показывают характер и ход судебных процессов над еретиками.

Томас Торквемада (1420–1498)

История отца испанской инквизиции хорошо демонстрирует характер развития церковного судопроизводства на Пиренейском полуострове. Становление нового института общественной жизни происходило в условиях завершающего этапа Реконкисты. Возврат территорий сопровождался внедрением жёстких церковных порядков на вновь обретённых испанской короной землях.

Томас Торквемада происходил из семьи служителя Доминиканского ордена, однако его дядя кардинал Хуан де Торквемада, по данным современников, был выходцем из семейства крещёных евреев. Детство будущего инквизитора прошло в кастильском городе Вальядолид. Томас получил хорошее богословское образование и продолжил семейное дело, вступив в орден доминиканцев.

В 1452 году он уже становится приором монастыря Санта-Крус в Сеговии. Затем Торквемада знакомится с будущей королевой Кастилии Изабеллой и занимает место её духовника, в качестве которого оказывает значительное содействие в заключении брака с будущим королём Арагона Фердинандом.

Томас Торквемада

Постепенно монархи решают укрепить влияние церковных институтов на Пиренеях, дабы за счёт них удовлетворять свои политические интересы. Особенное негодование вызывали у власти и народа новообращённые христиане (евреи и мавры), которые делали стремительную карьеру и, как казалось короне, дурно влияли на христианскую церковь. Под пристальным надзором также была и дворянская оппозиция.

В 1478 году папа римский Сикст IV издал специальную буллу, которая разрешала создание испанской инквизиции. Уже в 1483 году великим инквизитором Арагона, Кастилии и валенсийских земель с подачи короля Фердинанда был назначен Томас Торквемада. Ревностный католик, он методично расправлялся с инакомыслящими и создал целую сеть церковных трибуналов по всей Испании. Служители церкви под руководством великого инквизитора устроили настоящую охоту на новообращённых христиан: клирики не верили в искренность новых прихожан и подвергали их пыткам. Еврейская община попыталась откупиться от репрессивных мер и предложила Фердинанду Арагонскому солидную сумму денег. Однако Торквемада на одном из приёмов у монаршей четы показательно бросил под ноги распятие и воскликнул, что Иуда предал Христа за 30 серебренных монет.

В 1492 году им был подписан Альгамбрский эдикт после захвата Гранады, в соответствии с которым евреи выдворялись из земель испанской короны. По данным различных исторических документов, Торквемада лично подписал более 2000 смертных приговоров.

Алексей Медведь

История

Стоит отметить, что само по себе слово «Inquisitio» означает «розыск», «исследование». В юридическом смысле это было синонимом следствия и дознания — то есть выяснения обстоятельств преступления. Данный термин использовался задолго до того, как появилась, собственно, Инквизиция.

Как ни парадоксально, но первой идея Инквизиции пришла в голову не священникам, а светским правителям. Император Священной Римской Империи Фридрих Барбаросса убедил Папу Луция III создать систему расследований религиозных преступлений. Идея заключалась в том, что прибывающие на новое место епископы должны были организовывать штат осведомителей, которые бы доносили обо всех отклонениях от генеральной линии Рима. Вызвано это было как общим обострением религиозного фанатизма в среде европейской правящей элиты (для справки, император Фридрих лично возглавил Крестовый Поход), так и сугубо прагматическими причинами: ереси угрожали доминированию Католической Церкви, а следовательно, стабильности мощной системы монастырской экономики и сбора десятины, приносившей Папам баснословные суммы.

Впервые название Инквизиция ввёл Папа Иннокентий III, личность весьма неоднозначная. Он создал в Риме особый церковный суд, который должен был установить, виновен ли человек в ереси. Шансы попасть на данный процесс были в основном у высокопоставленных священников и римской курии. Папа активно пользовался данным трибуналом для подавления недовольных им епископов и кардиналов. Идею Иннокентия развил Григорий IX, объединив проекты Луция и Иннокентия. Инквизиция соединяла в себе отныне функции и суда, и тайной полиции. Наконец, в 1483 году Изабелла и Филипп, королева и король Испании, с позволения Сикста IV учредили Испанскую Инквизицию во главе с Томасом Торквемадой.

Вместе с тем, единой Инквизиции не существовало до 1542 года. Локальные инквизиции, такие как испанская и французская, действовали независимо друг от друга и зачастую даже действовали по-разному, пока Папа Павел III не переименовал Великую римскую инквизицию в Канцелярию священной конгрегации, которая объединила под одним крылом все инквизиции.

Цели и методы

» Даже ошибочные и баламутящие умы книги можно уважать, можно также, при доле философского отношения, заметить, что на истину никто не имеет монополии, множество тез, некогда провозглашенных ложными, сегодня считаются истинными, и наоборот. Но вера и религия, которую я защищаю, это не только тезы и догмы. Вера и религия, которую я защищаю, это общественный порядок. Кончится порядок, наступит хаос и анархия. А хаоса и анархии желают только злодеи. Злодеев же следует карать. »
— Инквизитор Гжегож Гейнче, Сага о Рейневане

Вопреки распространённому мнению, на ведьм Инквизиции было совершенно плевать. Католическая церковь вообще не верила в их существование, и только в XV веке Рим начал использовать обвинения в колдовстве в качестве дополнительных отягчающих обстоятельств для еретиков. 90 % приговоров и знаменитых сожжений ведьм были осуществлены светскими властями и протестантами, в чём особенно отметились кальвинисты. Основной задачей Инквизиции было обеспечение идеологического единства внутри церкви, а потому её основными жертвами становились священники, чаще всего известные и популярные, которые выражали своё несогласие с политикой Папства или канонами католицизма. Кроме того, одной из задач Инквизиции было расследование и предотвращение еврейских погромов. Евреи были важными кредиторами как Папства, так и светских властей, и еврейские погромы, мягко говоря, властями не одобрялись (по крайней мере, в тех случаях, когда не власти их организовывали).

В культуре устоялся образ инквизитора как охотника на ведьм в плаще и широкополой шляпе или фанатика в рясе. На самом же деле, это были скорее обыкновенные судебные клерки, не страдавшие ни отвагой, ни фанатизмом.

Самым жёстким периодом Инквизиции можно назвать Альбигойские Войны. Массовое распространение учения катаров привело в конечном итоге к Крестовому Походу на Лангедок. Инквизиционные суды вызвали массовые народные восстания в Нарбонне и Авиньоне. Вскоре инквизиция встретила противодействие и со стороны французской церкви и короны, которым было не по нраву вмешательство Доминиканского Ордена, который стал костяком Инквизиции. Французские кардиналы исторически считали себя больше подотчётными Парижу, нежели Риму, а французские короли были недовольны обострением ситуации на юге Франции из-за инквизиционных чисток.

В Италии, самом сердце папской власти, Инквизиция действовала куда более решительно и оставила по себе весьма дурную память. К примеру, название ордена Доминиканцев привело к известному каламбуру. Domimni canes в переводе с латыни означает «Псы Господни». Что характерно, придумали данное прозвище не еретики, а сами католики, весьма негативно относившиеся к доминиканцам. Впрочем, сами доминиканцы не унывали и с гордостью приняли новое прозвище. Любви им это, понятное дело, не прибавило. Вместе с тем, в Неаполе и Венеции Инквизиция никогда не пользовалась особым авторитетом. Венецианцы пошли даже дальше и превратили инквизиторов в свою собственную тайную полицию для расследования сугубо политических заговоров.

Но самый большой провал Инквизиция потерпела в Германии. Здесь инквизиторов без зазрения совести вешали прямо на деревьях как восставшие против них крестьяне, так и германские феодалы. Уровень «любви» к Инквизиции был таков, что даже в церковных летописях её называли «гнусным и богопротивным судом». В Англии влияние Инквизиции было настолько ничтожно, что история даже не сохранила каких-либо свидетельств её деятельности. В Польше она существовала крайне недолго. В целом, по-настоящему Инквизиция имела какое-либо значение только в Испании и Португалии, отчасти — во Франции, но лишь в период борьбы с альбигойцами (даже Жанна д’Арк была казнена не инквизицией — местный инквизитор умыл руки и самоустранился от процесса — а судом епископа, что несколько иное).

Испанская Инквизиция с самого начала была вещью в себе. Преследования еретиков её не занимало, равно как и религиозные вопросы вообще. Основной заботой Торквемады было наполнение королевской казны еврейским и маврским золотом. После восьми столетий Реконкисты на Пиренейском Полуострове выросли целые поколения мусульман и иудеев, что сильно не нравилось католическим монархам. Именно мавры и евреи были самыми состоятельными группами населения, чем вызывали зависть соседей. Торквемада обязал всех мусульман и иудеев креститься по христианскому образцу, заплатив в казну энную сумму, а в противном случае принять смерть. Большинство предпочло креститься и внести свой откуп в королевский карман, примерно 8 000 человек предпочли смерть и их конфискованное имущество опять-таки наполнило казну.

В результате из Испании были изгнаны примерно 3 миллиона мавров и евреев. С одной стороны, это позволило наполнить пустую казну и окончательно объединить Испанию, а с другой королевство потеряло самую трудолюбивую, образованную и богатую часть населения, что повлекло за собой фактическую гибель испанского ремесла, земледелия и торговли. Тем не менее, вскоре Испания открыла для себя неисчерпаемый источник золота — американские колонии и на какое-то время стала сильнейшей державой Европы. Это, однако, вышло для неё боком, когда сперва Голландия, а затем и Великобритания перехватили контроль над атлантической торговлей, а золото обесценилось вследствие чудовищного переизбытка. Виноват ли в этом Торквемада и Инквизиция — вопрос сложный, слишком много было факторов помимо него.

Тропы и штампы в культуре

» НИКТО не ожидает Испанскую инквизицию! Наше оружие включает такие разнообразные элементы, как: страх, внезапность, безжалостная эффективность, почти фанатичная преданность Папе и милая красная униформа. »
— Суть от Монти Пайтон
  • Связь с огнём и конкретно Аутодафе. С португальского и испанского (но в испанском произносится чуть по-другому) переводится как «акт веры». Обычно вызывает ассоциации с сожжением на костре. На самом деле, так называется весь ритуал, который мог включать покаяние и прощение, а в случае отсутствия таковых — различные казни. На костре часто сжигали задушенную жертву, а иногда и вовсе обходились уничтожением неугодных сочинений. Но образ инквизиторского огня крайне живуч: всё-таки сгореть заживо — один из самых глубинных и сильных страхов человека. В техногенных вселенных Инквизиция может использовать для очищения пламенем соответствующие эпохе средства вроде напалма. Сама Инквизиция, разумеется, никого не сжигала. Монахам запрещено было проливать кровь (исключением были духовно-рыцарские ордена). Инквизиционный суд обвинял и передавал осуждённого светским властям для вынесения и исполнения приговора. Значительное количество аутодафе так и не состоялось из-за разногласий между церковными и светскими властями.
  • Пытки. Естественно, существовали. Щипцы, дыба, плётка, колья, раскалённые предметы… Инструменты, правда, брали у светских властей. Особенно известны испанский сапог (зажим для ног, иногда шипованный) и железная дева (клетка с шипами внутрь, слегка напоминающая очертаниями женщину; вообще фольклорный образ, использовалась ли в реальности — вопрос спорный). Пытки, как правило, проводятся в застенке — мрачном и сыром подземелье.
  • Борьба против ведьм. Излюбленная тема юных и не очень творцов. В консервативном сеттинге будут крючконосые злодейки-мегеры, в секулярном — безвинные девы в беде. В идеале ведьма должна быть рыжей. И симпатичной. Тут будет где разгуляться эротоману с пером/клавиатурой… На самом деле, борьба ведьмами (и колдунами) для исторической Инквизиции — занятие третьестепенное. Целью испанской были в первую очередь иудеи и мусульмане. Ну а девушки? А девушки потом! Более того, у женщины шансов попасть на инквизиционный суд практически не было, поскольку все священники были мужчинами, а в женские монастыри других орденов доминиканцы лезть побаивались. С началом Реформации инквизиторы переключились на последователей Лютера. А вот сами протестанты в Британии и Англии как раз на сабже и специализировались (иногда без санкции местной церкви, как реальный исторический персонаж и герой эротического хоррора Мэтью Хопкинс).
    • Молот Ведьм. Книга за авторством инквизитора Рейнланда и декана Кёльнского Университета Якоба Шпренгера и инквизитора южной Германии и профессора Зальцбургского университета Генриха Крамера, посвященая вопросу колдовства и методам борьбы с ним и его пользователями. Интересна как кодификатор большинства тропов о демонах, мраккультистах, черной магии и их взаимоотношениях, причем с рациональным с точки зрения тогдашней науки обоснованием. Так и не была принята Католической Церковью официально за излишний радикализм и расхождения с официальной позицией Церкви в демонологии, но неведомым образом полюбилась светским властям и протестантам. К слову, классический образ инквизитора в шляпе и плаще пошёл от… английских пуритан.
  • Инквизиция сжигала учёных. В частности, Коперника. «Религия против науки» — популярный троп и не безосновательный, конечно. Но Инквизиция за занятия наукой (которые часто проходили в монастырях при неграмотности населения вокруг) не казнила, более того, даже в том самом «Молоте ведьм» авторы пытаются доказать существование колдовства с научной позиции, обсуждая вопросы толкования теорий Аристотеля, Авиценны и алхимиков. Другое дело, что интеллектуальные поиски у вольнодумцев часто были сопряжены с духовными, а это уже приводило к ересям. Вне зависимости от личного отношения, «состав преступления» иной. Бывали даже случаи, когда подозреваемый в ереси избегал казни, указав, что он атеист (!) Строго говоря, случаев, когда учёный пострадал бы от церковников только и исключительно за научную деятельность — практически нет Серьёзные противоречия научного и религиозного мировоззрения начались позднее, когда Инквизиция была уже больше легендой старых жутких времён, чем реальной силой..
  • Инквизиция как спецслужбы своего времени. И да, и нет. Томас Торквемада, например, помогал королевской чете Фердинанда и Изабеллы объединять Испанию и ликвидировать политических противников, в России XV—XVI веков церковные фундаменталисты часто конфликтовали с княжьей/царской властью. В массовой культуре больше смотрят на форму — поэтому иногда могут появляться типажи типа смеси эсэсовца, чекиста и представителя, собственно, этой статьи. Иногда — довольно талантливо выписанные типажи.
  • Характерная одежда: высокая шляпа с пряжкой, длинный френч. Также атрибут охотников на нечисть в целом. Стереотип, как уже было указано, пошёл от одежды пуритан (радикальных протестантов).

Примеры в культуре

» Жители Тира привели с собой евреев и палестинцев, которые с той поры расселились по всем странам, где только можно нажиться. Эти палестинцы, ссужая в рост из пятидесяти на сто, сосредоточили в своих руках почти все богатства страны. Тогда жители Испании решили, что палестинцы — колдуны; те, кого обвинили в колдовстве, были безжалостно сожжены бандой друидов, именуемых «разыскателями», или «антропокайями» (буквально «человекосжигатели»). Сии священнослужители сперва облачали приговорённых в маскарадные одеяния и присваивали их имущество, а потом набожно читали молитвы этих самых палестинцев, сжигая их на медленном огне роr l’amor de Dios (во имя любви к Богу) »
— Вольтер, «Царевна Вавилонская»

Литература

  • «Анафем» — у учёных-монахов есть своя Инквизиция, служба по надзору в сфере научной этики.
  • «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского — «Легенда о Великом Инквизиторе», повесть внутри повести. Иисус Христос внезапно спускается проведать Землю второй раз ещё до Апокалипсиса. А конкретно — приходит в Испанию XV века. Где его отправляет на казнь сам Томас Торквемада! Явление Христа к католикам, да ещё и внеплановое, за авторством православно-консервативного писателя, вызвало немало диспутов… Но это всё же фанон от Ивана Карамазова, хотя считается, что Достоевский его посылу сочувствовал.
  • «Дозоры» С. Лукьяненко — собственно, Инквизиция. К христианству относится только названием, но функции выполняет похожие — спецслужба в обществе иных.
  • «Имя Розы» Умберто Эко — учёный монах Вильгельм Баскервильский в прошлом был инквизитором, да и в период действия книги вынужден вспомнить кое-что из старого опыта и начать расследование странных смертей в далёком монастыре.
  • «Конгрегация» Н. Поповой. Подробнее — по ссылке, статья воистину детальная!
  • «Колодец и маятник» Э. По — классический рассказ ужасов о муках человека, попавшего в лапы инквизиторов. «Высокотехнологичные» (с лезвием-маятником, раскаляющимися стенами и колодцем, где таится неописуемый ужас подземелья инквизиции в этом рассказе больше похожи на логово развлекающегося маньяка, через щёлку наблюдающего за страданиями жертвы.
  • «Мордимер Маддердин» Яцека Пекары — собственно, инквизиция в альтернативно-исторической Европе позднего Средневековья. Типичная «церковная спецслужба», занимающаяся борьбой с ведьмами, колдунами, мраккультистами и разномастной нечистью.
  • «Песнь Льда и Пламени» — в этой роли выступает радикальная часть культа Семерых в столице — Его Воробейшество с подручными-Воробьями.
  • «Прежде чем их повесят» — инквизиция служит не Церкви, а Короне. И потому ловит столько культистов (хотя и их тоже), сколько врагов короны.
    • «Безумный век» — наступил стимпанк, и теперь главный герой книги «Прежде чем их повесят» — инквизитор Глокта занимается тем, что ловит… повстанцев среди рабочих заводов и фабрик, а сама инквизиция окончательно превратилась в охранку.
  • «Сага о Ведьмаке» — эту роль исполняет более ревностная часть культа Вечного Огня (само название как бы намекает, что тепло тут не только для сугрева).
  • «Сага о Рейневане» А. Сапковского — показана реальная Инквизиция в Польше и Силезии времён Гуситских войн (середина XV в.). Демонстрируется конфликт между папской и епископской Инквизициями, да и гуситы не дураки посжигать «проклятых папистов» и еретиков-адамитов. Один из католических инквизиторов — Гжегож Гейнче — положительный персонаж и в конце даже помогает гуситам уничтожить замок главного приспешника епископа Кондрата — потому что Гжегож фанатик своей веры, а Кондрат — коррупционер и сволочь, якшающаяся с тёмными силами.
  • «Упорядоченное» — Святая Инквизиция мира Эвиал. Стереотипные мрачные фанатики, но более-менее ценимые народом, пока борются против нечисти. Хотя некроманты в этом ремесле намного более эффективны — но об этом не принято говорить, потому что некромансер-то, он же страшный, не то, что батюшка из церкви!
    • Похожие функции исполняет Радуга в мире Мельин — охотится за юзерами нелегальной магии в противовес официальным, то есть своей организации. При этом эти ребята совершенно секулярные магики, которые просто убирают конкурентов.

Комиксы

  • Monstress — здесь инквизитрицы (в оригинале Inquistrixes) являються элитными агентами кумайе.

Видеоигры

  • Disciples — один из юнитов Империи, которая здесь далеко не сказочно-лыцарская. Является бойцом ближнего боя с двуручной булавой и иммунитетом к воздействиям на разум, получается при прокачке оруженосца не в рыцаря, а в охотника на ведьм.
  • Dishonored — эту роль исполняет Аббатство Обывателей и конкретнее — орден Смотрителей. Некая смесь пуританской церкви и гражданской религии в полицейском государстве. Достаточно сказать, что в качестве заповедей там — не наставления, как жить, а Семь Запретов. Борются против хтонически-ведьминских культов, среди представителей которых, вопреки первому впечатлению о «невинно угнетаемых», далеко не всё чисто…
  • Dragon Age — раньше, после Первого Мора, Инквизиция представляла сборище разных военизированных групп (даже состоявших из магов, на которых после Мора в народе косо смотрели), желающих установить порядок и устранить угрозу демонов и малефикаров на цивилизованных землях. Среди них были как отмороженные фанатики, так и более нормальные прагматики и даже истинно доблестные рыцари. К началу Второго Мора слилась с Церковью, но восемь веков спустя была возрождена для выявления причин магического неборазрывающего взрыва. Поначалу Инквизиция пыталась стоять обособленно от мировой политики, но за неполный год так погрязла в бюрократии, что в ней без осложнений начали внедряться агенты всяких левых сторон. К концу третьей игры, в зависимости от решений Инквизитора, либо распускается насовсем, либо сокращается в силе и становится чем-то вроде госбеза Церкви.
  • King’s Bounty — собственно, Инквизиторы. Выглядят как монахи в алых рясах и как монахи владеют светлой магией, атакуя боевыми заклинаниями.
  • Inquisitor — как несложно догадаться по названию, здесь игрок сам примерит шкуру инквизитора.
  • Warcraft — Алый монастырь. Храмовники, истребляющие нежить в северном Лордероне, а попутно — и всех неверных, кто под руку попадётся. На самом деле — марионетки демона Бальназзара.
    • Есть ещё родственная Алому Монастырю организация «Алый Натиск», которая задружилась с Альянсом и Ордой в ходе наступления на Плеть.
    • В Легионе есть тип демона, который так и называется — Инквизитор, но занимаются они не поддержанием дисциплины и верности «линии партии», а допоросами пленников и охраной тюремных миров Легиона.
  • Аллоды Онлайн — в английской локализации жрец расы Хадаганцев называется именно Inqusitor. А по-русски (и в оригинале, соответственно) — внезапно, Политрук.

Настольные игры

  • Emperor of the Fading Suns — Инквизиция фактически является элитными войсками на службе Церкви, и занимаются тем, что, высадившись на планете, уничтожают научные постройки лорда, осмелившегося нарушить запрет на изучение определённых научных технологий.
  • Familiars RPG — а здесь инквизиторы являются адептами Церкви Чистого Мышления. Они стремятся лишить людей веры в магию, чтобы сверхъестественные силы исчезли из этого мира.
  • Warhammer 40,000, конечно же! Колоритнейшая организация по защите Империума от ксеносов, еретиков и демонов. Делятся на две основные ветви — пуритане (консерваторы) и радикалы (использующие силы врага для борьбы с ним), у каждой ещё по несколько ветвей. Храмовники высшего порядка, но столь харизматичны, что стали одним из кодификаторов в современной культуре, а мемами про Инквизицию из «Вахи-сороковника» сеть просто пестрит.
    • Целые серии посвящены отдельным представителям: Гидеону Рейвенору и Грегору Эйзенхорну, плюс Эмберли Вейл из цикла о Комиссаре Каине.
    • И отсылка к самому Достоевскому: суровейший Фёдор Карамазов, казнивший пророка по подозрению в ереси за то, что тот раньше него сумел подавить восстание.
  • В Warhammer Fantasy Инквизиция травояднее — тут и сам мир ближе к чёрно-белому, где Империя — добро. И даром что там хрустальная культура основана на типично европейском пантеоне. Мелькающие по сети картинки инквизиторов в стильных чёрных плащах с воротом и высоких шляпах — чаще всего оттуда.
  • World of Darkness — тут Инквизиция состоит из вампиров Шабаша и ловит вампиров-мраккультистов, поклоняющихся демонам. Шабаш вообще очень любит отсылки к католицизму, хотя с Церковью как таковой давно уже не особо связаны.
    • те же кто охотятся на вампиров и смахивают на нормальную смертную инквизицию, называются не инквизицией, а Обществом Леопольда. Впрочем, книга правил, описывающая игру за этих ребят, называется таки «Инквизиция».

Музыка

  • См. эпиграфы.
  • Кое-что из творчества метал-группы Wahaeb, поющей на основе сеттинга Warhammer 40,000.
  • «Король и шут» — «Инквизитор». Процесс над ведьмой упоминается в «Невесте палача», сожжение колдуна — в «Возвращении колдуна».
    • КняZz — «Чернокнижник». От лица инквизитора повестствуется о борьбе против злого мага.
  • «Пикник» — «Инквизитор».

См. также

  • Тайная полиция и военная полиция — приблизительные мирские аналоги.
  • Охотник на нечисть — типичное занятие сабжа в фэнтези-мирах.
  • Крестоносец — коллеги по борьбе с ересью.

Примечания

  1. Та же Реконкиста и последующие войны в Америке, Европе и Северной Африке дали очень многое в плане опыта и военных традиций — и испанская пехота какое-то время по праву считалась лучшей в Европе.
  2. Осторожно! Если пишете средневековое фэнтези, не забудьте переименовать, чтобы не облажаться!
  3. Кстати, не «традиционалист за веру и царя», а сторонник парламента и Кромвеля.
  4. Каждый желающий может посмотреть биографию означенного деятеля, чтобы понять соль уточнения.
  5. Например, именно так «отмазался» от обвинения Томас Херриот: его покровитель Уолтер Рэли, фаворит королевы Елизаветы I, поинтересовался у суда, можно ли считать еретиком, сатанистом и чернокнижником атеиста, который в Бога не верит вообще — и потому не имеет оснований Его хулить. Суд откровенно «завис». В итоге Херриоту пришлось искать другого патрона — зато он остался жив. Аналогичные случаи имел место и в других частях Европы.
  6. К примеру, Гипатию Александрийскую убили из политических соображений по неустановленным соображениям (личность нападавших так и осталась загадкой), плюс ещё тлели конфликты между христианами и неоплатониками, что сами были не дураки погромчик устроить. Тогдашний епископ Александрии Кирилл счёл убийство Гипатии позором и лично для себя, и для христианской общины, а позднее её образ слился со святой мученицей Екатериной.
  7. По канону, единственный, кто придёт в виде Христа до Страшного Суда — это Антихрист.
  8. Неудивительно, Культурный шаблон Британии ведь.
Правоохранители
Страницы в категории «Правоохранители»

Видок, Военная полиция, Госбезопасность, Злой полицейский, Инквизиция, Коронер/судмедэксперт, Охотник за головами, Панургова полиция, Паранормальная полиция, Полицейский под прикрытием, Полицейский-ковбой, Смешная полиция, Тайная полиция

Религия
Страницы в категории «Религия»

Анти-Бог, Апокриф, Атеист-диссидент, Демонология, Дьявол, Иисус Христос, Инквизиция, Крестоносец, Кресторазрушающая аура, Религия без веры в бога, Религия зла, Религия — это магия, Стандартная христианская мифология, Теневой пантеон, Тот свет, Фэнтезийная светскость, Хрустальный дракон Иисус, Я не бог

Подкатегории для категории «Религия»

Демоны, Духовенство, Метафизика

Жертвы инквизиции

В XIII веке деятельность инквизиции достигает своего апогея. Жестоко преследуются все, кто хоть в чем-то не согласен с официальным учением церкви.

  • В 1245 году Ватиканом издается папская булла, наделяющая инквизицию правом «на взаимное прощение прегрешений». Иными словами, все, что делается инквизиторами, включая пытки и убийства, считается «безгрешным».
  • В 1252 году папа Иннокентий IV дает официальное право инквизиторам применять пытки. Впрочем, пытки активно применялись и до этого, да и не только инквизиторами (времена были так себе, средние).
  • В 1302 году инквизицией преследуется Данте Алигерье, за осуждение жесткости церковных трибуналов и критику папской политике. Спасаясь от инквизиторов, Данте был вынужден покинуть родные месте и жить в изгнании, был заочно приговорен в сожжении на костре.
  • В 1415 году на костре по объявлению в ереси сожжен выдающийся чешский проповедник Ян Гус. Ян Гус критиковал современную ему католическую церковь, папскую власть и особенно практику торговли индульгенциями. Его сожжение вызвало гуситское восстание в Чехии, и последовавшие за этим гуситские войны.
  • В 1435 году на костре была сожжена национальная героиня Франции, «Орлеанская дева», Жанна Д’арк, по обвинению в колдовстве, как ведьма.
  • В 1600 году в Риме по обвинению в ереси был сожжен ученый и мыслитель Джордано Бруно, чьи научные взгляды на природу мироздания никак не вписывались в средневековые догмы.

Это лишь малая часть выдающихся людей, которые подвергались преследованиям инквизиции на протяжении ее многовековой истории.

Суд инквизиции.

Испанская инквизиция

Отдельного упоминания заслуживает испанская инквизиция, которая считается самой жестокой и одновременно самой длительной. Последний казненный еретик в Испании был некто учитель-вольнодумец из Валенсии Каэтано Антонио Риполь. Его казнь состоялось 26 июля 1826 года (!). То есть это уже просвещенный XIX век, когда в других европейских странах (Англии, Франции) во всю шел научно-технический прогресс, развивалось книгопечатание, строились заводы и фабрики, делались научные открытия и важные изобретения, в Испании еще царило вполне себе мрачное средневековье, с инквизиторами и пытками. (Есть отличный художественный фильм об этом последнем периоде испанской инквизиции – «Призраки Гойи»)

Апогей деятельности испанской инквизиции приходится на XV век, период реконкисты. Как мы знаем, территория Испании долгое время была занята маврами-мусульманами, и вместе с ними там, на протяжении веков процветала еврейская община. Лишь в XV веке христиане смогли окончательно вытеснить мавров с испанской земли. Во время правления католической королевской семьи короля Фердинанда II Арагонского и королевы Изабеллы I Кастильской (1451-1516) начинается активное преследование испанских мусульман и евреев. Помогает им в этом деле испанская инквизиция, особенно в лице легендарного и фанатичного инквизитора Томазо де Торквемадо, бывшего личным духовником испанской королевы.

Томазо де Торквемадо – злой гений испанской инквизиции.

Главными жертвами Торквемадо стают испанские мусульмане и евреи, к которым тот пылал лютой ненавистью (по уровню антисемитизма с Торквемадо может сравниться разве что Адольф Гитлер). Всем мусульманам и евреям было приписано либо навсегда покинуть Испанию, либо же принять христианство. Нашлось немало тех, кто номинально принял христианство, но продолжил в тайне исповедовать прежнюю веру – мусульманство или иудаизм. За поиск таких скрытых иноверцев: маранов и морисков, как их называли, особенно взялась испанская инквизиция. Костры крещеных евреев и арабов запылали по всей Испании.

По подсчетам историков, жертвами Торквемадо стали около 8800 человек (в основном арабов и евреев). Что же касается королевской четы, правившей в то время Испанией, то они во всем содействовали своему инквизитору, так как их казна изрядно пополнялась имуществом сожженных евреев, среди которых было много богатых купцов. Порой под жернова испанской инквизиции могли попасть даже испанские дворяне, чем-то неугодные королевскому двору. По сути Торквемадо превратил инквизицию в изощренную машину террора, служащую для укрепления политической власти.

Жесткость Торквемадо и испанской инквизиции поразила даже самого папу римского, который отправил в Испанию своего легата, с целью немножко угомонить не в меру ретивого инквизитора. Но Торквемадо оказался не только жестоким фанатиком, но, к сожалению и неплохим политиком и дипломатом. Папскому легату ничего не удалось добиться, а испанская инквизиция стала фактически независимым органом даже от папской власти.

Молот ведьм

Жертвами инквизиции в средневековье были не только еретики с отличными теологическими взглядами, но и так званые «ведьмы», по сути, обычные женщины, по причине злой судьбы, обвиненные в «колдовстве». Хотя часто «ведьмы» становились не столько жертвами инквизиции, сколько просто обычного человеческого невежества и тотальной безграмотности жителей средневековья. Когда случалась какая-то беда, к примеру, падеж скота, неурожай, засуха, или эпидемия чумы, средневековому обывателю необходимо было найти некого «козла отпущения», того кто несет ответственность за свалившиеся несчастья. Часто такими «козлами отпущениями» делали «ведьм», обычно умных женщин, сведущих в действии трав, снадобий и т. д., или просто странных женщин, чем-то не вписывавшихся в средневековое общество.

В 1437 году немецкими инквизиторами-доминиканцами Генрихом Крамером и Якобом Шпренгером был написан трактат по демонологии «Молот ведьм», в котором давались рекомендации и руководства по выявлению потенциальных ведьм и доказательств их виновности в колдовстве.

Обложка лионского издания «Молота ведьм».

Так получилось что «Молот ведьм» стал «настольной книгой» инквизиторов, занимающихся «ведовскими процессами». Но даже среди церковных иерархов этот труд вызвал немало споров, и даже были те, кто открыто осудил «Молота ведьм» и его авторов.

Чаще всего «ведьмы» ставали жертвами не инквизиторов, (чьи заботы были все-таки больше в поиске еретиков, представляющих реальную угрозу для церкви, чем какими-то деревенскими ведьмами-колдуньями), а просто невежественных односельчан, стремившихся в происках ведьмы найти объяснение своих несчастий.

Бытует глупый стереотип, будто в Западной Европе инквизиция сжигала всех красивых женщин по обвинению в том, что они ведьмы. На самом деле этот стереотип не имеет ничего общего с исторической реальностью. Инквизиторы не занимались массовым преследованием ведьм (в отличие от еретиков), были лишь единичные случаи, когда женщина сжигалась как ведьма именно «святой инквизицией». Самый знаменитый такой случай – это сожжение Жанны Д’арк, но то был больше политический процесс, расправа англичан при помощи инквизиции над героической француженкой, которая смогла их победить, а обвинение Жанны в ведовстве был не более чем повод к расправе (а позже французы и вовсе признали ее святой). Более того, член инквизиции некий Алонсо Фриас де Салазар в 1611 году заявил, что ведьм и колдунов не существует, а все кто утверждает обратное суть еретики.

Обычно «ведьм» сжигали или топили или просто убивали либо собственные односельчане, либо же светский суд, не имеющий никакого отношения к инквизиции, а самый громкий процесс над ведьмами, известный как «Салемская охота», и вовсе произошел в протестантской Америке в 1692-1693 году.

Окончание инквизиции

С приходом реформации и просвещения влияние инквизиции постепенно стало уменьшаться. Дольше всего, как мы уже знаем, просуществовала инквизиция в Испании. Лишь в 1834 году испанская королева Мария-Кристина Бурбонская подписала указ об окончательном упразднении инквизиционного трибунала.

Как часть католической церкви инквизиция существует и сейчас под названием «Священная конгрегация доктрины веры».

В 2005 году папа римский Иоанн Павел II принес покаяние от лица католической церкви за все грехи религиозной нетерпимости совершенные инквизицией за время ее существования.

Рекомендованная литература и полезные ссылки

Один день из жизни инквизитора, видео

И в завершение интересное образовательное видео по теме нашей статьи от канала «Другая история».

Павел Чайка, главный редактор исторического сайта Путешествия во времени

История инквизиции: ее появление

И тут настал черед развеять первый стереотип: многие думают, что инквизиция это чисто средневековое проявление, на самом деле нет. Преследование инакомыслящих «еретиков» началось задолго до «официального» наступления средневековья и продолжалось вплоть до середины XIX века. Само слово «инквизиция» возникло еще в I веке нашей эры, и первоначально не имело к религии никакого отношения, латинский термин «inquisition» переводится как «розыски, поиски, расследование». То есть, следуя дохристианской, а именно светской, римской терминологии, инквизитор – это просто следователь, дознаватель. Но тут в дело вмешалась религия…

Если верить историкам, то первой жертвой именно религиозной инквизиции можно считать испанского теолога Присциллиана, сожженного на костре по обвинению в ереси еще в 380 году.

А через два года, в 382 году на территории Римской империи была введена смертная казнь для последователей манихейства – синкретического религиозного учения, бывшего главным «конкурентом» христианской религии в то время (в частности манихейскими идеями активно увлекался в юности сам святой Августин, прежде чем окончательно принять христианство). Как не странно, христиане, которые еще недавно были жертвами религиозных гонений в древнем Риме, как только пришли к власти при императоре Константине Великом, сами стали активно преследовать язычников, а также «неправильных христиан», имеющих несколько другие взгляды в теологических вопросах, или попросту говоря еретиков.

А так как ереси в то время расцветали, словно грибы после дождя, то в 385 году последовали религиозные гонения на сторонников разных около христианских еретических сект: адамитов, пелагианцев, сиверистов и других.

В 438 году при римском императоре Феодосии публикуется так называемый кодекс «Новых законов», известный также как «кодекс Феодосия», принятый на всей территории Римской империи. В этом кодексе помимо разных других законов закрепляется институт борьбы с ересью, а также провозглашается смертная казнь для всех еретиков и вероотступников. По сути «кодекс Феодосия» стал началом официального законодательного закрепления инквизиции как религиозного органа по борьбе с еретиками.

ИНКВИЗИЦИЯ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *