ДНИ ПАМЯТИ:
21 февраля, 21 июня – перенесение мощей
Великомученик Феодор Стратилат происходил из города Евхаит. Он был наделен многими дарованиями и прекрасной внешностью. За милосердие Бог просветил его совершенным познанием христианской истины. Храбрость святого воина стала известна многим после того, как он с помощью Божией убил громадного змея, жившего в пропасти в окрестностях города Евхаита. Змей пожирал множество людей и животных, держа в страхе всю округу. Святой Феодор, вооружившись мечом и молитвой ко Господу, победил его, прославив среди людей Имя Христово.
За отвагу святой Феодор был назначен военачальником (стратилатом) в городе Гераклее, где нес как бы двойное послушание, сочетая свое ответственное воинское служение с апостольской проповедью Евангелия среди подчиненных ему язычников. Его горячая убежденность, подкрепленная личным примером христианской жизни, отвращала многих от пагубной «лжи безбожия».
В начале IV века христианство уже распространилось по всей империи. Несмотря на жестокие гонения, число христиан в римских провинциях множилось с каждым годом. И тогда император Ликиний решил употребить новую тактику в борьбе с ненавистной ему религией. Он начал преследовать самых знатных христиан, занимавших крупные посты в армии или государстве. Именно тогда в поле его зрения и попал Феодор Стратилат, который так ревностно проповедовал свою веру, что почти все жители вверенного ему города стали христианами. Такая активная миссионерская деятельность градоначальника, конечно же, не осталась без внимания императора. Он решил хитростью, якобы для награждения, вызвать Феодора в свою резиденцию, находившуюся в соседней Никомидии, и там расправиться с ним.
Но когда послы Ликиния прибыли к Феодору, он встретил их столь радушно, что несколько дней они не могли прийти в себя от непрерывных торжеств и застолий. Потом, щедро наградив послов, он отправил их обратно с письмом, содержание которого стало для Ликиния полной неожиданностью. Феодор писал, что никак не может покинуть город в такое тяжелое время, когда большинство народа отвергло языческих богов и стало поклоняться Христу. Далее в письме он просил императора, чтобы тот сам пришел в Гераклею с войсками и наиболее знаменитыми изваяниями языческих божеств. По мнению Феодора, такой торжественный приезд Ликиния должен был способствовать усмирению возможного мятежа среди народа и укреплению древнего отеческого благочестия.
Император, весьма удивленный и обрадованный, немедленно собрал всех придворных советников и в сопровождении восьми тысяч солдат отправился в Гераклею. Выполняя просьбу Феодора, он взял с собой наиболее чтимые в народе изваяния языческих богов, сделаные из золота и серебра.
Феодор встретил императора со всем подобающим почтением. Весь город был празднично украшен, повсюду играла музыка, и войска Феодора в парадном строе приветствовали своего государя. Ликиний остался доволен такой встречей. Феодор ему очень понравился. Он с удовольствием проводил время в беседах с любезным градоначальником, который обещал ему устроить в городе небывалое торжество в честь древних отеческих богов.
Накануне праздника Феодор попросил императора дать ему изваяния божеств на некоторое время, чтобы он смог лично почтить их у себя дома молитвой и жертвами. Ликиний с радостью согласился и приказал отвезти драгоценные статуи в дом градоначальника. Успокоенный император даже предположить не мог, что за этим последует. Когда золотые и серебряные изваяния оказались во дворе Феодора, он изрубил их на мелкие куски, которые потом два дня раздавал городской бедноте.
И вот настал день праздника, на котором Феодор обещал вместе с императором торжественно принести жертвы языческим богам. В ожидании зрелища на главной площади города собрались все жители Гераклеи. Но когда на праздник прибыл Феодор, один офицер из гвардии Ликиния сказал: «Государь, не верь этому обманщику. Вчера мне встретился один нищий, который нес в руках золотую голову Артемиды. Он сказал мне, что это золото дал ему Феодор Стратилат».
Император был настолько ошарашен таким известием, что на некоторое время лишился дара речи и лишь с надеждой смотрел на Феодора, ожидая, что тот опровергнет слова сотника.
Однако Феодор спокойно признался в том, что действительно разбил всех идолов и раздал обломки беднякам: «Смотри, Ликиний! Теми, кого ты почитал за богов, теперь владеют нищие. Подумай, стоит ли поклоняться божествам, которые не смогли защитить даже самих себя?»
Всего за одно мгновение праздник из предполагаемого триумфа языческой веры превратился в ее сокрушительное поражение. Разъяренный Ликиний тут же велел предать Феодора жесточайшим мучениям.
Святой Феодор был схвачен и подвергнут жестоким и изощренным пыткам. Их свидетелем был раб святого Феодора, святой Уар, который едва находил в себе силы описывать неимоверные мучения своего господина. Предчувствуя близкую смерть, святой Феодор уже обращал к Богу последние молитвы, говоря: «Господи, рекл ми еси первее, Аз есмь с тобою, ныне же почто оставил мя еси? Виждь, Господи, яко зверие дивии растерзаша мя Тебе ради, избодены суть зеницы очес моих, плоть моя ранами раздробляется, уязвляется лице, сокрушаются зубы, едины точию нагие кости на кресте висят: помяни мя, Господи, претерпевающего крест Тебе ради, железо, и огнь, и гвоздие подъях за Тя: прочее же приими дух мой, уже бо отхожду от жизни сей».
Однако Бог, по великой Своей милости, пожелал, чтобы кончина святого Феодора была так же плодотворна для его ближних, как и вся его жизнь: Он исцелил истерзанное тело святого и свел его с креста, на котором тот был оставлен на всю ночь.
Утром царские воины застали святого Феодора живым и невредимым; убежденные воочию в безпредельном могуществе христианского Бога, они тут же, недалеко от места несостоявшейся казни, приняли святое Крещение.
Так святой Феодор явился, «яко день светозарен», для пребывавших во тьме идолопоклонства язычников и просветил их души «светлыми своего страдания лучами». Не желая избежать мученической смерти за Христа, святой Феодор добровольно предал себя в руки Ликиния, остановив восставший против мучителей народ, уверовавший во Христа, словами: «Перестаньте, возлюбленные! Господь мой Иисус Христос, вися на Кресте, удерживал Ангелов, дабы они не сотворили отмщение роду человеческому».
Идя на казнь, святой мученик одним словом отворял темничные двери и освобождал заключенных от уз. Люди, прикасающиеся к его ризам и чудом Божиим обновленному телу, мгновенно исцелялись от болезней и освобождались от бесов.
По приказу царя святой Феодор был усечен мечом.
Перед смертной казнью он сказал Уару: «Не ленись записать день кончины моей, а тело мое положи в Евхаитах». Этими словами он просил ежегодного поминовения. Затем, сказав «аминь», он преклонил голову под меч. Это совершилось 8 февраля 319 года, в субботу, в третий час дня.
Перенесение мощей великомученика Феодора было 8 июня 319 года.
В этот день воспоминается и чудо от изображения великомученика Феодора в церкви его имени, в месте, называемом Карсата, около Дамаска.
Об этом чуде свидетельствуют Антиохийский святой Патриарх Анастасий Синаит(+ 599; память 20 апреля) и преподобный Иоанн Дамаскин (+ ок. 780; память 4 декабря).
Когда местность была захвачена, храм был разорён и впоследствии подвергся осквернению, в нём поселились сарацины. В какой-то момент один из них выстрелил из лука в изображение святого Феодора Стратилата, написанное на стене церкви красками. Стрела попала в правое плечо святого и, по преданию, по стене потекла кровь. Те, кто жили в здании, удивились этому факту, но не покинули здания церкви. Через некоторое время все, жившие в церкви, скончались, а это было около двадцати семей. Причины болезни остались невыясненными, при этом жители окружающих домов были живы и здоровы.
Это чудо сотворил Господь нечестивым сарацинам для устрашения, а нам, верным, для напоминания того, что мы должны почитать святые иконы, ибо при них бывает и через них действует чудесная благодать Бога нашего.
В последнем сражении Русско-византийской войны 970—971 годов
По утверждениям «Повести временных лет» святой помог грекам в сражении июля 971 года — при существенном численном перевесе скифов битва закончилась безрезультатно, а Святослав Игоревич был ранен.
«Этот доблестный воин и раб Христов, — говорит иеромонах Назарий (Рыпин), — победил великого змея, который стращал, смущал и держал в страхе всю окрестную страну. И вот он вышел на борьбу с этим змеем, призывая лишь имя Христово в помощь, уповая на Его могущественную десницу. И совершив это чудо он, был почитаем всем народом. Имя Христово прославлялось благодаря ему. И фактически поставленный стратилатом, то есть военачальником, он был градоначальником этого города Гераклеи, где подавляющее большинства людей было верующими во Христа, благодаря благочестию, доблести и этому высочайшему нравственному состоянию этого человека, этого христианина.
Император Ликиний думал, что устрашив людей первых в своем народе, он сможет подавить веру Христову и в простых людях. И вот великомученик Феодор прибегает, казалось бы, к лукавству. Он пишет императору письмо, где всячески восхваляет его и приглашает посетить его город, чтобы принести жертву идольским языческим богам. Но на самом деле он не желает отправляться в Никомидию, столицу восточной части Римской империи, куда призывал его император, но хочет пострадать в своем городе, чтобы дать утверждение и своему народу и прибыть покровителем этого места, чтобы остаться почивать там своими честными мощами. Но прежде всего, чтобы утвердить веру в людях, дать им пример доблестной веры, мужественного исповедания Христа и верности Богу во всем, даже до смерти.
И вот император, обманутый такими обещаниями Феодора, прибывает с честью в Гераклею, но и там Феодор вновь приводит ему довод, желая принести жертву богам дома, испрашивая их, чтобы он мог чествовать их у себя наедине, и лишь потом принести жертву публично. Он разбивает всех этих идолов на части и раздает их многим нищим. Но удивительно то, что великомученик Феодор, предвидя свою мученическую кончину, показывает нам удивительное смирение, без чего мученичество невозможно. Он со слезами молит Господа своего и Бога Спасителя мира Христа, чтобы Он дал ему не просто твердость устоять в этих мучениях, но оставаться Ему верным. Он совершенно не ощущает уверенность в себе самом, в своих немощных человеческих силах.
Будучи твердым воином, победоносным воином, военачальником, он так смиренно молится своему Владыке Христу, показывая и нам пример, потому что мы так часто желаем уповать на себя, так много совершаем этих ошибок человеческих.
Начиная что-либо, рассчитываем на какие-то свои человеческие силы. И когда у нас что-то в жизни не получается, то либо унываем и малодушествуем, либо ропщем и раздражаемся на окружающих нас людей. Но причина лишь в том, что мы слишком надеемся на себя. И в нашей самонадеянности Господь попускает нам увидеть свою немощь, познать ее, чтобы наконец-то призвать Его в помощь. Без Него мы не можем делать ничего, как Сам Христос сказал в Своем Божественном Евангелии: «Без Меня не можете творить ничего» (Ин.15,5).
И вот в этом великомученик Феодор нам является примером, чтобы в этом смирении мы шествовали в течение все своей жизни. И даже мученичество, там, где казалось бы, человек выступает на борьбу с самим дьяволом наедине со своими мучителями лицом к лицу перед лицом своей смерти, этого страшного тирана человечества, где, казалось бы, может устрашиться всякий, когда его жизнь желают насильственно отнять от него. Тем не менее, и здесь необходимо глубочайшее смирение. И вот великомученик Феодор нам в этом показывает пример.
И второй пример, который он являет нам, это пример его удивительной кротости. Когда во всех уже мучениях, которые начал против него Ликиний, осознав, что он был обманут Феодором, он приводит мучение самое страшное — наносит ему сотни ударов воловьими жилами и по спине и по животу, заставляя скрести его железными когтями, разрывая его плоть. И далее еще эти открытые раны скрести черепками и обжигать горящими свечами. Это не те свечи, которые мы зажигаем в храме маленькие, а фактически как факелы, которые сжигали его плоть. И более того, его распяли на кресте, как и его божественного Учителя Христа Спасителя, стреляли в него стрелами, попадая в его глаза, в лицо. И, тем не менее, этот мученик, уверенный Христом накануне страданий гласом свыше о том, что Феодор, дерзай, Я с тобой. Сам Господь явил ему Свою милость и уверение. Он поколебался, что в этих страданиях он словно оставлен. Он сказал: Господи, зачем Ты меня оставил в этих страшных мучениях. Но ангел Господень явился ему и сказал: не сомневайся, Господь, как уверял, что Он с тобою, Он и есть с тобою. Пребывай непоколебим до конца и получишь венец вечной жизни. И вот великомученик исцелен ангелом так, словно с ним ничего не происходило, хотя, казалось бы, уже одни кости висели на кресте с этой совершенно обезображенной плотью, лохмотьями, висящими на этом человеке. И вот великомученик Феодор, исцеленный совершенно, и, благодаря этому чуду, обратил ко Христу сначала 70, а потом 300 воинов.
И весь народ города Гераклеи, большого города, готовый выступить против Ликиния нечестивого, восстать на него, низложить его, тем не менее, призываемый благодатью Божией, понимает, что не в этом его предназначение. По-человечески можно все так легко совершить, восторжествовать над этим нечестивцем, совершить, казалось бы, такую простую правду и справедливость человеческую.
Но справедливость Божия не в том, что нам порой кажется по-человечески, но справедливость в том, что угодно Богу. И именно в этом нам нужно исполнять святую волю Божию, стремясь осознавать ее не своим человеческим разумом, но разумом евангельским, разумом благочестия.
И Феодор усмиряет всех, умоляет их не противиться тому, что нужно сделать. И в этом удивительном кротком предстоянии пред Богом он зрит тот венец, который Господь уготовал ему, чтобы обрести его в вечности. Он перед лицом всего народа склоняет главу перед палачом, который был единственным среди посланных, чтобы усечь его главу. И он не противится повелению этого царя, хотя так легко по-человечески можно было это сделать.
И нам с вами в этом тоже пример, чтобы и мы не противились тому, что Господь порой предлагает нам — тот крест, те скорби, те страдания, которые являются спасительными для нас, очищающими нашу душу, ту душу, которой так не хватает покаяния, не хватает должного самоукорения, может быть и других добродетелей: любви к ближнему, кротости, смирения. И все эти страдания, те или иные, они очищают нас, соединяют нас со Христом, уподобляют Тому первому Страдальцу, Который несправедливо пострадал за род человеческий.
И мы с вами, носящие имя Христово, также должны стремиться шествовать за Христом, уподобляться Ему в том, чтобы терпеть все те напраслины, клеветы и неправду, которую порой возводят на нас люди. Не думать о том, что по-человечески нам хочется и кажется правильным, но всегда искать того, а что же угодно Богу в тех или иных обстоятельствах нашей с вами жизни, потому что именно в этом наш путь христианина искать не своего, но Божиего.
И дай Бог, чтобы пример и молитвы святого великомученика Феодора помогли нам на этом пути утвердиться, подражая ему и в его великой вере благочестии ко Христу и в его смирении во всех тех путях его человеческой земной жизни, и прежде всего, конечно же его кротости, которую он явил в своей кончине и которая сияет действительно как лучезарное солнце, поражая нас этой высокой добродетелью. Чтобы и нам, осветившись ее сиянием, уподобиться ему. Аминь».
**************
В центре Москвы, недалеко от Чистых прудов, есть церковь, составляющая единый архитектурный ансамбль со знаменитой Меншиковой башней – храмом Архангела Гавриила. Эта церковь в Архангельском переулке посвящена одному из самых почитаемых на Руси святых – воину-великомученику Федору Стратилату. С 1948 года она является частью подворья Антиохийского Патриархата, одной из Православных Поместных Церквей, на протяжении многих веков находящейся в самых близких, поистине сестринских отношениях с Московским Патриархатом, Церковью православных арабов, которые, как и мы, глубоко почитают память великомученика Феодора Стратилата.
Единая вера и общие святые особенно сближают православных христиан. И то, что чада Антиохийской и Русской Церквей, христолюбивые воины современности, истинные наследники великомученика Феодора Стратилата, плечом к плечу сражаются в Сирии, является важнейшим символом нашего единства. И Предстоятель Антиохийской Православной Церкви Патриарх Великой Антиохии и всего Востока Иоанн X, искренне любящий Россию и регулярно посещающий нашу страну, сегодня делает все, чтобы мир на окормляемой им древней святой земле возродился.
«Радуйся, святый великомучениче Феодоре, Великий Стратилате».
Тропарь великомученику Феодору Стратилату, глас 4:
Воинствословием истинным страстотерпче, Небеснаго Царя воевода предобрый был еси, Феодоре: оружиями бо веры ополчился еси мудрено, и победил еси демонов полки, и победоносный явился еси страдалец. Темже тя верою присно ублажаем.
Кондак, глас 2:
Мужеством души в веру оболкийся, и глагол Божий аки копие в руку взем, врага победил еси, мучеников превелий Феодоре, с ними Христу Богу моляся не престай о всех нас.
Величание
Величаем тя, страстотерпче святый Феодоре, и чтим честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси.
Молитва великомученику Феодору Стратилату
О святый, славный и всехвальный великомучениче Феодоре Стратилате!
Молим тя пред иконою твоею святою: моли с нами и о нас, раб Божиих (имена), умоляемого от Своего благосердия Бога, да милостивно услышит нас, благостыни у Него просящих, вся наша ко спасению и житию нужна прошения да исполнит.
Еще же молим тя, святый победоносче Феодоре Стратилате, разруши силы возстающих на ны врагов, видимых и невидимых.
Умоли же Господа Бога, всея твари Создателя, избавити нас от вечнаго мучения, да всегда прославляем Отца и Сына и Святаго Духа и твое исповедуем предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
СВЯТЫЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИЧЕ ФЕОДОРЕ, МОЛИ БОГА О НАС.

именные иконы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *