«Будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа» (Фил.1:6)
Библия уникальна. Библия – бездна Божьих откровений, мудрости, познания Божия.
Библейская история каждый раз звучит по-новому, это река, в которую не войдешь дважды.

Памятный стих
Почему именно этот текст Библии поставлен заглавием этого урока?
Потому, что это доброе дело Бог совершил и в одинокой вдове из Сарепты. Бог начал в ней Свое доброе дело, совершал и совершил.
Этот урок о Божьем добром деле, которое Спаситель совершает в каждом из нас, как совершил в той вдове. В этом уроке мы увидим с вами последовательный путь познания, по которому прошла вдова из Сарепты. Путь от азов веры к ее спасительному совершенству.
«Сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе» (Мар.4:28)
«дай мне немного воды» — зелень
«сделай для меня, а для себя сделаешь после» — колос
«мне напомнить грехи мои» — полное зерно.
В семнадцатой главе третьей книги Царств, мы увидим, как Бог спас для вечной жизни язычницу-вдову.
Спасение ее от голодной смерти было только поводом, чтобы спасти ее для вечности.
В этой главе, прогресс развития веры женщины делится на три этапа. Самый сложный и долгий – третий. Женщина из Сарепты – послушная женщина. Но совершенствование ее послушания, началось с послушания другого человека – Илии.
Илия
Незримый путь Илии в Сарепту начинается со второго стиха семнадцатой главы.
«И было… слово Господне» (3Цар.17:2)
Как поступательно Бог ведет вдову, так же поступательно Бог ведет и пророка Илию. Вначале к потоку Хораф, потом в Сарепту.
«Пойди отсюда и обратись на восток и скройся у потока Хорафа, что против Иордана; из этого потока ты будешь пить, а воронам Я повелел кормить тебя там» (3Цар.17:3,4)
Илия – послушный человек Божий. Он слушается Бога и идет к потоку, он верит Богу, что его кормить будут птицы. Бог – разрушитель насмешек и стереотипов. У Бога для Его людей все падает с неба в буквальном смысле слова.
В этой главе есть два источника, из которых Бог кормит Илию.
— Вороны
— Язычница вдова.
И что интересно, оба являются нечистыми, скверными. Но именно с их помощью Бог осуществляет Свои планы.
Невероятно, но кроме воронья и сидонянки больше не нашлось никого, кто мог оказаться способным откликнуться на Божье Слово и выполнить Его волю.
Засуха, стала иллюстрицией внутренней сухости сердец Израиля и их взаимоотношений с Богом.
Вороны слушаются Господа, язычница при смерти и то слушается. А Израиль глух.
В итоге у Бога на Земле остается несколько подданных – стайка ворон и женщина язычница.
Это важная и предупреждающая иллюстрация для каждого из нас.
То, что не делает избранный народ – сделают вороны и язычники. Незаменимых у Бога нет. Если кто-то не может выполнять свою функцию и не в состоянии соответствовать своему высокому имени, то Бог может найти других, которые и будут Ему послушны. Других, которых избранные считают нечистыми, скверными и непросвещенными.
«Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон. И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием. И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними» (Лук.13:28-30)

Два источника
Бог кормит Илию из двух источников. Когда прекращает давать свое первый, Бог посылает пророка к другому. Перед началом использования каждого из источников, Бог посылает Илии Свое откровение.
— «И было к нему слово Господне: пойди отсюда и скройся у потока Хорафа» (3Цар.17:2,3)
— «И было к нему слово Господне: встань и пойди в Сарепту Сидонскую» (3Цар.17:8,9)
В этих словах есть урок и для нас. Когда перстает течь из одного источника, начинает течь из другого.
В нашей жизни, под «источником» мы можем понимать все, что угодно – работа, люди, дом, место, привычные обстоятельства. Бывает так, что мы сильно привязываемся к какому-то «источнику» в нашей жизни и считаем, что это единственное окно, через которое Бог может подавать необходимое для нас. И если случается, что такой «источник» иссякает, то мы считаем, что это конец, все рухнуло и как теперь дальше быть.
Но у Бога для нас все по-другому. Если мы люди Божьи, то должны верить и видеть, что если «пересох» один источник, то это означает, что пришло время пить из другого.
Если вы потеряли работу или видите, что ручеек этого материального источника все тоньше и тоньше, то знайте, что это не конец – это другое начало.
Необычный инструмент
Зачастую, Бог действует так и через такое, что не всегда вмещается в наше «правильное» понимание того, как и что должно быть. Бог не человек и поступает не по-человечески, чтобы научить нас Божественному.
Почему эта женщина является необычным инструментом?
— она язычница, вдова, нищая – самый наихудший инструмент с точки зрения человеческого взгляда.
Но именно такой инструмент Бог берет в свои руки и использует наилучшим образом.
Нищая кормит голодного. Вдова становится не одинокой. Язычница обретает веру Израилеву.
Воистину «Алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем» (Лук.1:53)
В этой истории есть слова, которые подчеркивают особый статус событий – «Я повелел»
— «А воронам Я повелел кормить тебя там» (3Цар.17:4)
— «Я повелел там женщине вдове кормить тебя» (3Цар.17:9)
Это коротенькое «Я повелел» — это просто взрыв всех ядерных зарядов мира одновременно.
«Я повелел» — это наша надежа, это источник могущества нашей веры, в этом уверенность, что у Бога все под контролем и ничего не выбывает. Каждый из нас может покоиться в этом «Я повелел».
Полное посвящение
«И встал он и пошел в Сарепту; и когда пришел к воротам города, вот, там женщина вдова собирает дрова. И подозвал он ее и сказал: дай мне немного воды в сосуде напиться» (3Цар.17:10)
Смотрите, что интересно – у женщины полная безнадега, есть нечего, в спину дышит смерть, но при всем при этом она не складывает руки – она трудится. Трудится, даже может в последний день своей жизни. Нечего печь и варить, а она собирает дрова. Какая надежда!
Именно такого человека находит Илия у ворот, и такой человек получает благодать от Бога.
Много вдов было в Израиле, были вдовы и в Сарепте. Как узнать, что именно эта женщина та, к которой Бог послал Илию? Был ли еще кто-то у ворот или она была одна?
Может быть, Илия поступает как Елиезер, который определенными словами к Ревеке выясняет, что именно она точно та женщина для Исаака.

«Которой я скажу: «наклони кувшин твой, я напьюсь», и которая скажет: «пей, я и верблюдам твоим дам пить», — вот та, которую Ты назначил рабу Твоему Исааку…» (Быт.24:12-14)
А возможно он уже точно знает, что она именно та вдова, о которой ему сказал Господь.
Во всяком случае, он закидывает удочку и говорит первую просьбу, с которой и начинается их общение – «Дай мне немного воды в сосуде напиться» (3Цар.17:10)
Отклик на просьбу получен верный – «И пошла она, чтобы взять», и уже тогда он говорит ей основную просьбу, с которой и начинают в жизни вдовы из Сарепты происходить чудеса.
— «А он закричал вслед ей и сказал: возьми для меня и кусок хлеба в руки свои» (3Цар.17:11)
Засуха, пересох Хораф, нечего пить, а он просит одинокую женщину дать ему напиться.
Смотрите, она не говорит – «Нет воды, самим капля осталась». Но она не говоря ни слова, идет, чтобы взять сосуд и дать пить Илии.
Но тут происходит усложнение просьбы. Еще не получив пить воды, Илия тут же дополняет просьбу о еде – «возьми для меня и кусок хлеба в руки свои». «Это ли не наглость?», скажут другие.
Но Бог начинает учить вере вдову быстро, с каждой секундой увеличивая задачу. Он устраивает ей экспресс курсы экстремальной веры. Удивительно, но эта женщина выдерживает экзамен и дает фору всему Израильскому народу.
От малого к большему. От большего к еще большему. Таков путь тренировки веры.
Выполнить любую просьбу пророка – это умереть самому.
Но, оказавшись верной в малом, она получает возможность оказаться верной еще в большем.
— В начале, просто дать попить воды.
— Потом отдать кусок хлеба чужестранцу.
— А дальше — накормить другого и только потом сделать себе и сыну.
И это притом, что каждый глоток и кусок хлеба, буквально последний и больше нет.
И как вороны, вдова из Сарепты послушна.
И только после того, как она приняла решение отдать Илии всю свою еду и умереть, только после этого она получила несравненно больше.
Бог, видя колеблющуюся человеческую душу, укрепляет ее обещанием будущего чуда. Но пока обетование не исполнилось – возьми и все отдай другому.
С чем это можно сравнить? Это как если бы двое прыгнули с самолета, но вдруг оказывается, что один из них не имеет парашюта. Что делать? И вот представьте, что один отдает свой парашют другому и тот спасается, а сам продолжает падать вниз, веря, что у него за спиной вдруг сейчас появится парашют и он дернет за кольцо, которого пока еще нет. Супервера.
Неизвестно, была ли она верующей, в обычном понимании этого слова. Но ее слова «Жив Господь Бог твой!», могут говорить о том, что она слышала о Боге Израиля и могла знать о Его делах.
И раз «Жив Господь», то и ты, женщина, будешь жить!
«Напомнить грехи мои»
Чудесный кувшин с маслом и особая кадка с мукой – это чудо. Это восхитительно и невероятно. Но это еще не все. Бог продолжает вести вдову из Сарепты дальше.
Теперь наступает самый важный момент в ее жизни – необходимо подумать о своей вечной участи.
«И кормилась она, и он, и дом ее несколько времени. Мука в кадке не истощалась, и масло в кувшине не убывало» (3Цар.17:15,16)

Время идет, мука не истощается и масло в кувшине не убывает. Но крайне необходимо, чтобы еще один сосуд оказался наполненным, этот важный сосуд – разум.
Пришло время к наполнению души этой бедной вдовы. Богу не трудно наполнить глиняный горшочек, кувшин, но куда сложнее поместить хоть каплю в сосуд человеческого сердца.
И иногда, чтобы повернуть нашу несгибаемую шею, Господу приходится резать по-живому.
Умер сын вдовы. Заболел и умер. Катастрофа жизни, материнская трагедия. Почему умер?
Возможно, смерть ее сына была единственной возможностью Господа напомнить ей о ее грехах.
Это был единственный способ спасти ее для вечности. «За что?», думала она. Вся жизнь промелькнула перед глазами. В моменты утрат, человек наиболее подвержен влиянию на свою душу.
Чтобы получить спасение, человеку необходимо осознать себя грешником и раскаяться в своих грехах.
Без подобного самоисследования и самоанализа невозможно ни увидеть себя грешником, ни возжаждать нужду в Спасителе.
Она говорит Илии – «Человек Божий, ты пришел ко мне напомнить грехи мои» (3Цар.17:18)
(Важный момент – она вспоминает грехи СВОИ. Есть люди, которые любят вспоминать и видеть только чужие грехи. Бедная вдова вспоминает только свои грехи.)
Живя некоторое время с Илией, она видела его жизнь, слова и поступки. Ей было очень хорошо иметь у себя такого гостя. Она называет его «человек Божий», но пришло время и ей самой стать Божьим человеком. И в момент смерти сына она глубоко осмыслила всю свою жизнь, увидела все свои грехи и искренно раскаялась в них.
С воскресением сына – воскресла и она, вдова из Сарепты. Новая жизнь, нового человека.
«И сказала та женщина Илии: теперь-то я узнала, что ты человек Божий, и что слово Господне в устах твоих истинно» (3Цар.17:24)
«Теперь-то я узнала» — это очень важные слова, которые она произносит. Это свидетельство полного перелома в ее жизни. Дела Бога над нами изменяют нас, и мы что-то узнаем, когда Бог над нами трудится. Эти слова свидетельствуют, что «доброе дело», которое начал в ней Бог, совершилось. И она уже не зелень, а зерно в колосе.
«Теперь-то я узнала, что ты человек Божий, и что слово Господне в устах твоих истинно» — это важные слова и в адрес Илии. Эти слова учат и нас.
Практическое, самоотверженное участие пророка в горе женщины, его практическая помощь в возникшей ситуации – именно это доказало окружающим его, что он точно человек Божий, и что слово Господне в его устах истинно. Не слова, но дела показывают – человек ты Божий или нет. И только увидев дела, люди будут верить и словам Господним, которые ты говоришь.
«Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую» (Лук.4:25,26)
Антон Заруба,
09-10.12.2010г.

Значение и происхождение

Происхождение имени Илай еврейское. Оно означает «превосходный», «высочайший», «преисполненный». Илаем звали одного из главных воинов царя Давида. В тюркском языке также есть это имя, здесь оно переводится как «Луна родины». Имя «Элай» — один из вариантов произношения, просто менее распространенный. Кроме того, наречение может иметь и еще одну форму: Элиша, что означает «Бог спасет».

Споры о том, влияет ли имя на судьбу или характер человека, ведутся тысячи лет, но до сих пор единого решения не существует. Кто-то полагает, что все зависит от врожденных способностей и родительского воспитания. Но тем не менее многие родители стараются дать ребенку имя с глубоким смыслом.

Личная жизнь

Мужчине по имени Илай бывает сложно завести семью и настоящих друзей. Хотя такой человек всем нравится и легко знакомится с новыми людьми, его тщеславие и стремление к совершенству часто приводят к негативным последствиям. Сдержанность и подавление эмоций могут делать его похожим на робота. Иногда знакомые считают Илая жестким и бестактным, но если такие качества и проявляются, то ненамеренно. Человек с таким именем не слишком стремится раскрывать свои чувства, но других людей может видеть насквозь.

Как бы там ни было, при удачном стечении обстоятельств и врожденной целеустремленности Илай найдет правильного человека и сможет создать крепкую, надежную семью.

Молитвы

Тропарь, глас 4

Во пло́ти А́нгел,/ проро́ков основа́ние,/ вторы́й Предте́ча прише́ствия Христо́ва, Илия́ сла́вный,/ свы́ше посла́вый Елиссе́еви благода́ть/ неду́ги отгоня́ти/ и прокаже́нныя очища́ти,// те́мже и почита́ющим его́ то́чит исцеле́ния.

Кондак, глас 2

Проро́че и прови́дче вели́ких де́л Бо́га на́шего,/ Илие́ великоимени́те,/ веща́нием твои́м уста́вивый водото́чныя о́блаки,// моли́ о на́с Еди́наго Человеколю́бца.

Величание

Велича́ем тя́,/ святы́й сла́вный проро́че Бо́жий Илие́,/ и чти́м, е́же на Небеса́/ на колесни́це о́гненней,/ пресла́вное восхожде́ние твое́.

Ино величание

Велича́ем тя́,/ проро́че Илие́ сла́вный,/ и почита́ем, е́же на Небеса́ с пло́тию,/ о́гненное восхожде́ние твое́.

Ино величание

Велича́ем тя́,/ проро́че и предте́че прише́ствия Госпо́дня, Илие́ сла́вный,/ и чти́м, е́же на Небеса́ с пло́тию,/ о́гненное восхожде́ние твое́.

Использованные материалы

  • Страницы портала Православие.Ru:
  • Молитвы пророку Илии, старая версия сайта Самарской епархии:
  • Холодюк Анатолий, «Там, где пророчествовал пророк Божий Илия,» портал Православие.Ru, 1 августа 2007:
  • Минея. Июль, часть 2, изд. Московской Патриархии, с. 421:
    • (величания)

Или же – «Бог мой Господь», «мой Бог – моя крепость».

См. разбор вопроса о местопребывании пророка по вознесении с подборкой святоотеческих толкований в ст. Михалев Петр, диакон, «Восходили ли Енох и Илия на небо?», портал Православие.Ru, 2 августа 2012,

Иудеи, однако, утверждают что пещера пророка находится ниже по склону горы.

Большаков, С. Т., изд., Успенский, А. И., ред., Подлинник иконописный, Москва, «Паломник», 1999, 121.

Пророк Юсуф (мир ему)

Всевышний оградил пророков от больших и малых грехов. Но, к сожалению, некоторые люди по невежеству в религиозных вопросах и из-за неверного понимания значения аята, в котором говорится о пророке Юсуфе (мир ему), думают, что он стремился к совершению прелюбодеяния с женой вельможи.

В одном из вариантов дословного перевода 24 аята суры «Юсуф» говорится: «И думала она о нем, и думал он о ней».

Значение этого аята таково: на самом деле жена вельможи Зулейха сама соблазняла его. Пророк же Юсуф (мир ему) ни в коем случае не думал о том, как приблизиться к ней, как полагают некоторые невежды. Исламские ученые, объясняя аят, передали нам несколько толкований. Одни сказали, что указанный аят Корана означает «хотел ударить ее», другие говорили, что он хотел оттолкнуть ее от себя. Но самым верным толкованием, как сказали некоторые ученые, считается следующее: он собирался оттолкнуть эту женщину, но увидел знамение Господа, то есть Аллах дал ему знать, что если он ее оттолкнет спереди, то она скажет мужу, что он хотел заставить ее совершить прелюбодеяние. Поэтому он не оттолкнул ее, а, уходя, повернулся спиной, и тогда она порвала на нем рубашку сзади. Этот факт свидетельствует о ее виновности.

Что касается рассказов, где говорится, что пророк Юсуф (мир ему) хотел совершить с ней прелюбодеяние, то это ложь, ведь это стремление недостойно пророков. Более того, жена вельможи сама признала невиновность Юсуфа (мир ему).

ИЛИЯ ФЕСВИТЯНИН

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *