Схиархимандрит Илий
Дата рождения 8 марта 1932 (86 лет)
Место рождения
  • Становой Колодезь, Орловский район, Центрально-Чернозёмная область, РСФСР, СССР
Страна
  • СССР
  • Россия
Место службы Оптина Пустынь
Сан схиархимандрит
Духовное образование Ленинградская духовная академия
Светское образование
  • Санкт-Петербургская духовная академия
Известен как духовник патриарха Кирилла
Церковь Русская православная церковь
Награды


Схиархимандрит Илий (в миру Алексей Афанасьевич Ноздрин; 8 марта 1932, село Становой Колодезь, Орловский район, Центрально-Чернозёмная область) — священнослужитель Русской православной церкви, духовник братии Оптиной пустыни, личный духовник патриарха Московского Кирилла.

Биография

Родился 8 марта 1932 года в селе Становой Колодезь Орловского района (ныне — Орловской области) в крестьянской семье. При крещении в церкви соседнего села Лукина был наречён в честь Алексия, человека Божия. По собственному признанию, молиться начал с трёх лет.

В 1949 году окончил среднюю школу в родном селе. Служил в армии, где старшина уговорил его вступить в комсомол. По возвращении домой он глубоко раскаивался в этом, видя в этом грех против Бога, и тотчас сжёг свой комсомольский билет.

С 1955 по 1958 год обучался в машиностроительном техникуме в Серпухове, а после окончания распределён на работу в город Камышин Волгоградской области. Посещал единственную в городе действующую церковь в честь святителя Николая, где его первым духовником стал священник Иоанн Букоткин, который рекомендовал молодому человеку поступить в Саратовскую духовную семинарию. После закрытия Саратовской семинарии был переведён в Ленинградскую духовную семинарию, а позднее окончил Ленинградскую духовную академию.

В Духовной академии познакомился с будущим патриархом Кириллом: «Я поступил в семинарию, а он в том году кончал академию. И мы его все любили. Он был еще мирянином, просто Алёшей Ноздриным, но отличался удивительным характером и замечательным стилем отношений с людьми».

13 марта 1966 года митрополитом Никодимом пострижен в монашество с именем Илиан в честь одного из сорока мучеников Севастийских. Позднее митрополитом Никодимом был последовательно рукоположён в сан иеродиакона и иеромонаха. Нёс своё служение в разных храмах Ленинградской епархии.

С 1966 по 1976 год провёл в Псково-Печерском монастыре, а под влиянием прочтения книги о Силуане Афонском принял решение о поступлении в Пантелеимонов монастырь на Афоне.

3 марта 1976 года определением Священного синода был направлен нести иноческое послушание на Афоне. Проживал в Старом Русике, исполнял обязанности духовника Пантелеимонова монастыря.

В 1989 году был призван в Россию и направлен в качестве духовника в восстанавливаемую Оптину пустынь. Настоятелем обители архимандритом Евлогием (Смирновым) был пострижен в великую схиму с именем Илий (в честь одного из мучеников Севастийских).

После Поместного собора 2009 года был избран духовником своего сокурсника по Ленинградской духовной академии — новоизбранного патриарха Кирилла.

4 апреля 2010 года на Пасху в кафедральном храме Христа Спасителя в Москве патриархом Кириллом был возведён в сан схиархимандрита.

Проживает в Переделкине на территории Патриаршего подворья.

Взгляды

В православной среде схиархимандрит Илий считается «одним из наиболее известных и авторитетных духовников нашего времени».

Схиархимандрит Илий выступал против коммунизма, сталинизма, называя Сталина бандитом и считая его роль в истории страны, включая весь период Великой Отечественной войны, однозначно отрицательной. Он высказывался против установления памятников Сталину, говоря о возрождении сталинизма как о «повороте на разорение, на гибель России». О Ленине старец отзывался как о «ненавистнике русского народа, злодее из злодеев».

Старец Илий высказывался против абортов, считая их следствием разрушения революцией семейных устоев и потери нравственности. Он благословил организованный движением «За жизнь» всероссийский сбор подписей за запрет абортов и сам поставил свою подпись на подписном листе.

Интересные факты о взглядах старца

  • Илий Ноздрин неоднократно высказывался как убежденный противник абортов, считая их недопустимыми.
  • Старец выступает против идей сталинизма и апологетизации деятельности коммунистической партии СССР.
  • Свою любовь к ближним старец доказывает, принимая и наставляя людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Старец ведет регулярный прием посетителей, помогает тем, кто нуждается в его совете.

Уклад жизни старца

Строгий уклад жизни в Оптинской пустыни одинаков для молодых иноков и почитаемых монахов. Старец Илий живет простой жизнью, посвящает себя духовному труду и помощи людям. Он носит обычный подрясник, не пользуется никакими особыми благами. Старец не прекращает изучение Священного Писания, жизнеописаний Святых, святоотеческой литературы.

Старец Илий на богослужении в Преображенском храме

В отличие от других монахов, отец Илий часто покидает стены обители, путешествуя по городам нашей страны. Во многих городах есть те, кто ждет его помощи и совета.

Под духовным руководством отца Илия протекает жизнь его обители. И все же большую часть времени он проводит, принимая посетителей из числа мирян и даже атеистов.

Важно! В обществе старцами называют мудрых людей, стремящихся к Евангельскому совершенству, способных вести за собой других.

Наставления схимандрита

О спасении

Старец говорит, что спасти свою душу и войти в Вечность можно и живя в миру. Отрекшись же от мира можно достичь истинных духовных высот. У людей новоначальных в душе часто возникает путаница: одни думают, что исполнять заповеди должны только монахи.

Другие, живя мирской жизнью, стремятся приблизить свой жизненный уклад к монашескому, забывая о своих семейных и профессиональных обязанностях, что тоже недопустимо. Каждый человек выбирает в жизни свой путь, и должен идти по нему, вручив свою судьбу в руки Господа.

О молитве

Под молитвой старец подразумевал мысленное обращение к Богу. Используя речевые средства общения, человек может обращаться не только к ближнему или самому себе, но и к Создателю, восхваляя Его и прося Его милости.

Старец Илий: «Молитва – это пища нашей души”

Подобные движения человеческого ума являются самыми сложными, но избегать их никак нельзя. Без постоянной памяти о Всевышнем мы не сможем противостоять тем искушениям, которые ежедневно нас одолевают.

О судьбе

В жизни человека не может произойти то, чего не допускает Бог. Говоря о чем-то плохом, люди сплевывают через плечо, тем самым обнажая свое неверие. Христианин не может верить в случайность, не веря в Промысел Божий. В руках Господа не только благополучие и жизнь отдельно взятого человека, но судьба всего мира в целом.

О времени

Время дается человеку для того, чтобы у него была возможность совершенствовать свою душу и достигнуть спасения. Трудно даже оценить ценность этого ресурса. Будущее человека напрямую зависит от того, сколько он успел сделать добрых дел, сколько времени посвятил общению с Господом. Если человек не ценил этот Божественный подарок и потратил время впустую, внезапная смерть застанет его душу неготовой для перехода в Вечность.

О любви

Со стяжания смирения начинается путь всех, кто хочет прийти к Богу. Гордость — подчиненность сатане, так как она препятствует искреннему покаянию, а без покаяния нельзя говорить о вере.

Основой христианской жизни старец называл любовь и смирение

Даже болезнь иногда бывает результатом отсутствия смирения. Через нее Господь приводит человека к покаянию, так как немощный человек не в силах возгордиться и противиться Божьей воле. Рука об руку со смирением идет и мудрость, но мудрость не как человеческое, а как Божественное качество.

Пророчества старца Илия

Наиболее известными стали слова старца о будущем России. Старец свидетельствует, что вера в России начинает понемногу возрождаться, несмотря на то, что достижения в нашей духовной сфере были отброшены на два столетия назад.

Теперь русскому народу придется приложить немалые усилия в борьбе за свои идеалы. Только тогда вера и истинное благочестие соединятся с любовью к труду и множеством национальных традиций. Вера поднимется с колен и начнется новый этап ее возрождения.

Говоря о том, что должно быть поставлено во главе государственной идеологии России, старец называл христианскую веру, крепость духа и патриотическое начало. Только в сплочении и единстве старец видит спасение русского народа.

Семья

  • Дед — Иван Ноздрин (?—1942) являлся старостой Покровской церкви в селе Становой Колодезь
  • Отец — Афанасий Иванович Ноздрин (?—16.12.1941). Согласно тому № 7 Книги Памяти Орловской области: «Уроженец с. Редькино Орловской области. Умер от ран. Похоронен в г. Владикавказе».
  • Мать — Клавдия Васильевна Ноздрина
  • Три брата и сестра

Награды

  • «За вклад в духовное возрождение Отечества» (2004);
  • Почётный гражданин города Орла (октябрь 2011);
  • Орден преподобного Сергия Радонежского I степени (8 марта 2012 года);
  • Орден преподобного Серафима Саровского I степени (17 марта 2017 года).

См. также

  • Рафаил (Романов)

Примечания

  • Инстаграм старца Илий (Ноздрина).
  • Официальный аккаунт старца Илий (Ноздрина) в социальной сети «Вконтакте».
  • Схиархимандрит Илий (Ноздрин) биография.
  • Список публикаций схиархимандрита Илии (Ноздрина) на сайте «Православие и мир».
  • Биография Илии, схиархимандрита (Ноздрин Алексей Афанасьевич) на официальном сайте Московской Патриархии Русской Православной Церкви.
  • Рожнёва О. Оптинский старец (рассказ)

Детство и юность Илия Ноздрина

Прежде чем начать повествование о жизненном пути последнего старца Руси Илия Ноздрина, следует выяснить, в каком смысле чаще всего употребляется термин «старец». Старчество, как особый институт наставничества, зародилось в православной традиции с древних времен. Истоки этого явления берут свое начало в особом укладе монашеской жизни.

Схиархимандрит Илий Ноздрин

Те, кто знал будущего предстоятеля Православной Церкви еще совсем маленьким, говорили, что глубокая вера в Господа, смирение и благочестие жили в сердце праведника с самого детства. В миру будущего инока звали Алексеем Ноздриным.

Уже с трех лет мальчик сам собирался в церковь, он с удовольствием посещал богослужения, где молился так, как умел. Это происходило в годы борьбы с религией, когда вера в Бога не только не приветствовалась, но и становилась причиной арестов и расстрелов.

Интересно знать! За нежелание вступить в колхоз семью Ноздрина выслали из родного хутора. Позже, когда им позволено было вернуться, дед Алеши выковал себе железные сапоги и ходил в них, протестуя против коллективизации.

Божье благословение сошло на русский народ через маленького Алексея. В 1943 году он нашел немецкий планшет, в котором была карта немецких укрепрайонов на Курской дуге. Этот планшет по цепочке взрослых дошел до рук самого маршала Рокоссовского, и тем самым маленький, никому не известный мальчик смог внести свой вклад в переломную битву времен Великой Отечественной Войны.

Советизация всех сторон общественной жизни не обошла стороной и будущего инока. Алексей был вынужден вступить в ряды членов ВЛКСМ, о чем впоследствии сильно жалел. Осознав свою ошибку, он сжег членский билет и вновь вернулся к тому, что поддерживало его на всех путях — к христианской вере. Именно веру он расценивал единственным источником радости и духовной благодати.

Илий (Ноздрин)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *