¦ 14. Рождество Богоматери
(илл. стр. 85, 315–317)

ГТГ, инв. 12745.
Первая половина или середина XIV в. (?).
113 × 77.

Раскрыта до 1913 г. Как установила В. И. Антонова, расчистку икон собрания С. П. Рябушинского производил по заказу владельца А. В. Тюлин1.

Доска липовая из трех частей, с двумя накладными тыльными шпонками на деревянных штырях. По стыкам досок на обороте вставлены новые планки. Ковчег, паволока.

Сохранность. В нижней половине иконы имеются крупные участки утрат, слегка тонированные. По стыкам досок вверху утраченный грунт заменен восковыми вставками. В целом красочная поверхность производит впечатление удивляюще хорошей сохранности. Напомним, однако, что Н. П. Кондаков (, стр. 155) считал икону «сильно чиненой».

Описание.

Анна, в красном мафории, полулежит на высоком ложе. Ее фигура значительно больше других. Справа четыре женщины с сосудами. Над изголовьем, в проеме здания — Иоаким. Внизу сцена омовения младенца. Палаты крупные, простых форм: слева с портиком, справа с большим фронтоном, украшенным пальметтой. За ложем — стол. Слева внизу, под локтем Анны — кубический объем типа башни.

Краски немногочисленны: киноварь, голубовато-серая, зеленая, лиловая, розовая. Высветления тех же тонов, с белилами, а на лиловых и розовых — голубоватые. Тени подчеркнуты контурами складок. На киноварном мафории Анны тени переданы коричневой штриховкой; на гребнях его складок — голубые блики.

Лики написаны корпусно и объемно, по светло-коричневому санкирю мазками розовой, сильно разбеленной охры, сливающимися в единое пятно с подрумянкой и яркими белильными бликами. Волосы — по коричневому основному тону желтые линии прядей и черные контуры.

Позем светло-зеленый, фон светло-желтый (оттенка слоновой кости). Поля и нимбы светлые (левкас, слегка прокрытый жидкой желтой охрой). Рамка по лузге — киноварная. Опушь на боковых полях лилово-коричневая, на верхнем — темно-красная. Красочный слой в целом очень плотный. Краски нетонко тертые, обильно разбеленные, слегка зернистые.

Надписи киноварные, с фигурными титлами:

Иконография.

История рождения и детства Марии изложены в «Протоевангелии Иакова»2 (о рождении — гл. V). Почитание богородичных праздников, особенно «Рождества Богоматери» и «Введения во храм», получило в Византии большое значение начиная с послеиконоборческого периода. Эти два праздника рассматривались в литургике в числе главнейших, приравнивались по своему значению к «Благовещению» и «Успению» и иногда их изображения прибавлялись к двенадцати основным церковным праздникам3. Отсюда широкая распространенность обеих сцен и в древнерусском искусстве.

2 Составлено в конце II или начале III в.; древнейший сохранившийся список относится к IV в. См.

  • Е. Барсов. О воздействии апокрифов на обряд и иконопись. — «Журнал Министерства народного просвещения», 1885, декабрь, стр. 97–115, особенно стр. 104–106;
  • «Библиографические материалы, собранные А. Н. Поповым». — «Чтения в Обществе истории и древностей российских при Московском университете», 1889, III, № XX, стр. 1–2, 7–24 (издание текста славянского перевода «Протоевангелия Иакова», XI в.);
  • И. Я. Порфирьев. Апокрифические сказания о новозаветных лицах и событиях, по рукописям Соловецкой библиотеки. СПб., 1890, стр. 10–12 (комментарий), 136–164 (издание текста).

Сведения о празднике и тексты службы см.:

  • «Христианские праздники. Рождество пресвятыя Богородицы». Под ред. М. Скабаллановича. Киев, 1915.

3 Капитальное исследование иконографии «Рождества Богоматери»: J. Lafontaine-Dosogne , особенно р. 89–121.

Основные иконографические элементы издаваемой иконы наличествуют уже в композициях XI–XII вв.: Анна на ложе, женщины с дарами, сцена омовения младенца. Различные подробности и варианты, иногда появляющиеся в искусстве византийского круга XII–XIV вв. — сидящая Анна, отделяющая женщин стена, колыбель с младенцем, поддерживающая Анну служанка — здесь отсутствуют.

Фигура Иоакима известна в сцене «Рождества Богоматери» начиная с первых десятилетий XIV в. (фреска Кралевой церкви в Студенице, мозаика Кахрие Джами).

С этого же времени усложняются архитектурные кулисы: появляется изображение стола (Кахрие Джами)4, что, как и фигуры женщин с дарами, навеяно придворным обычаем поздравления императрицы. До XIV в. с. 204
¦ стол встречается лишь в единичных случаях5. Однако, вопреки традиции, стол в иконе не уставлен дарами.

4 J. Lafontaine-Dosogne , р. 109.

Датировка и атрибуция.

В первых изданиях (каталог выставки 1913 г. , П. П. Муратов ) икона рассматривалась как один из древнейших русских памятников и датировалась XIII в. Л. А. Мацулевич в развернутой публикации справедливо отнес икону к новгородской школе, датировал первыми десятилетиями XIV в., привел стилистические аналогии (среди них указание на алтарную фреску Волотова). После статьи Л. А. Мацулевича все авторы признали икону новгородской. Исключение составил Д. В. Айналов , считавший ее тверской на основании сходства с царскими вратами из собраний И. С. Остроухова и Тверского музея (сейчас в ГТГ). На наш взгляд, такого сходства не имеется. К атрибуции Д. В. Айналова в последнее время присоединились Г. В. Попов , Л. М. Евсеева, И. А. Кочетков, В. Н. Сергеев . Н. Е. Мнева отнесла икону к новгородской школе, но под знаком вопроса.

Провинциальный характер иконы препятствует ее безапелляционной атрибуции по стилистическим признакам. Но известное сходство как с первоначальной росписью Волотова (в последнее время эту идею, вслед за Л. А. Мацулевичем, развил Г. И. Вздорнов ), а также с недавно найденным в пределах древней Новгородской земли житийным «Николой» из Озерёва (кат. № 13; ср. с клеймом «Рождество Николы»; см. стр. 84, 203) позволяет допустить новгородское происхождение памятника.

Существует и противоположная традиция. М. В. Алпатов относил икону ко второй половине XIV в., ссылаясь на палеографию и стиль. Ж. Лафонтен-Дозонь сочла икону «может быть, пост-византийской», на основании иконографических признаков (поза стоящей на коленях служанки в омовении, дерево как деформация флабеллума). У Н. П. Кондакова в одной и той же работе на стр. 137 — начало XIV в., а на стр. 155 — начало XV в.

Уверенному суждению о времени создания иконы мешает ее провинциальность. Памятник связан по стилю с теми произведениями XIV в., которые еще сохраняют традиции предшествующего столетия. Поскольку стиль «Рождества Богоматери» лишен признаков палеологовского искусства, отразившегося в эпоху развитого XIV в. даже в провинциальных памятниках (см. кат. № 27–30), то его можно условно отнести к первой половине или середине столетия. При некотором сходстве «Рождества Богоматери» и житийного «Николы» (кат. № 13), относящегося к первой половине XIV в., между этими иконами заметен хронологический интервал или различие стилистических этапов. Это могло бы служить основанием для более узкой датировки «Рождества» — серединой XIV в. Однако по отношению к памятнику столь консервативного стиля такое уточнение не может быть твердо обосновано.

Привлекает внимание особо жесткая живопись иконы, как бы заученно имитирующая более старые приемы. Такой стиль мог просуществовать в глухих углах как угодно долго. Поэтому нельзя не учесть замечаний тех исследователей, которые датируют «Рождество Богоматери» XV в. на основании иконографических признаков (Ж. Лафонтен-Дозонь ) или по данным палеографии (А. С. Орлов , О. А. Князевская). Правда, особенности букв в этой иконе могут отчасти объясняться использованием приемов монументальной живописи, где надписи более декоративны по начертаниям. Против поздней датировки говорит также и то, что в русском искусстве XV в. «Рождество Богоматери» не находит никаких аналогий. В том случае, если бы сомнения иконографов и палеографов оказались тем не менее справедливыми, наша датировка первой половиной или серединой XIV в. указывала бы лишь на время сложения стиля, а не на время создания самого памятника, повторившего старый образец.

«Рождество Богоматери» создано в художественном кругу приблизительно того же типа, что и миниатюры с Иоанном и Матфеем в Евангелии ГБЛ, Рум. 113 (около середины XIV в.; см. об этой рукописи также стр. 68)6. Однако приемы иконописца остаются в пределах традиций XIII в., между тем как миниатюры созданы под некоторым впечатлением нового стиля XIV в. (ср. их с миниатюрами в Евангелии 30–40-х годов XIV в., ГИМ, Хлуд. 30). Тем не менее, коренная новгородская традиция, общая и для «Рождества Богоматери», и для миниатюр Евангелия Рум. 113, придает этим произведениям единую образную окраску (ср., в частности, фигуру Иоакима в иконе и облик евангелиста Иоанна в миниатюре).

Выставки.

  • Выставка древнерусского искусства. Москва, 1913.
  • Выставка памятников древнерусской иконописи. Москва, ГИМ, 1926 г.
  • Живопись древней Твери. Москва, Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева, 1969–1970 гг.
  • Живопись древнего Новгорода и его земель XII–XVII столетий. Ленинград, ГРМ, декабрь 1971 г. — апрель 1972 г.

Литература.

Краткая иконографическая история

Наиболее древние изображения Пресвятой Девы сохранились со времен Киевской Руси с Софийском соборе, построенном в XI века, в Мирожском монастыре в Преображенском соборе XII века, и наиболее известную в Европе сербская икона Божией Матери в церкви Иоакима и Анны, в монастыре города Студеница (1304 г.).

  1. Настенная роспись грузинского храма Успения Богородицы в Атени.

С древних времен до современности создано огромное множество икон, посвященных Рождеству Пресвятой Девы.

В ранний период сюжеты создавались лаконично. На них отсутствовало бытовое окружение, его заменяли традиционные античные кулисы. Центром композиции чаще всего была праведная Анна, мать Марии. Ее изображали в полулежачей позе на высоком ложе, приподнятом в изголовье. Вокруг нее находились жены, принесшие дары, повивальные бабки и служанки. Их фигуры были заметно меньшего размера, чем самой Анны.

Этот же сюжет, изображенный в более поздние времена, наполнен множеством деталей, характеризующих бытовую обстановку праведной семьи. Появляются предметы мебели, например, стол для даров. Также, присутствует небольшой бассейн или водоем, вокруг которого разгуливают птицы. Внесение этих подробностей неслучайно. Эти мелочи обращают внимание на обычный уклад жизни. Глубокий смысл этого приема заключен в необходимости подчеркнуть земное, человеческое происхождение Пречистой Девы. Знакомые зрителю вещи и предметы позволяют приблизиться к выдающемуся таинству, стать его непосредственными свидетелями и причастниками. Такой подход помогает понять верующим значимость события, освятившего дом праведной семьи и всех христиан.

С давних времен историю Рождества Богородицы старались изобразить как можно подробнее, шаг за шагом. Изображений было несколько, с отдельными сюжетами, которые называются клеймами.

Самые известные:

  • Праведный Иаким, приносящий жертву в храм, и священник отказывающийся принять ее из-за тайных грехов безчадного,
  • Плач Иоакима в пустыне,
  • Плач праведной Анны в саду,
  • Мольбы Анны,
  • Мольбы Иакима,
  • Благая весть Иоакиму,
  • Благая весть Анне,
  • Встреча супругов в Иерусалимском храме у Золотых ворот,
  • Зачатие Пресвятой Богородицы,
  • Рождество Пресвятой Богородицы с избранными святыми,
  • Новорожденная Мария с родителями Анной и Иакимом.
  1. Икона Зачатие Пресвятой Богородицы (г. Усть-Ильимск).

Все клейма имеют непосредственное отношение к Рождеству Богородицы. Но чаще всего иконы о рождении Пресвятой Девы связаны с моментом ее появления на свет.

Значение иконы Рождества Богородицы

Главная сущность образа, как и самого события, – это появления на свет будущей Богородицы – Матери Спасителя нашего.

Что позволило христианам получить прощение Господа и сохранить свою грешную душу для жизни вечной.

Рождество Божией Матери один из самых важных этапов христианства.

В наши дни в православии существует много известных образов, посвященных празднованию Рождества Божией Матери. Наиболее чтимые из них:

  • Глинская

Этот браз Пресвятой Девы почитается чудотворным. К нему обращаются с заблудшие души с мольбой наставить на путь истинный. Также, просят об исцелении от болезней и приобретении душевного покроя.

Богородица помогает женщинам, не имеющим детей преодолеть бесплодие ипрочие женские недуги.

  • Иссаковская

По преданию икона явилась жителям небольшой деревни на берегу местной реки. Образ был забросан ивовыми ветками. На месте священной находки возвели храм и поместили в него икону Богородицы. Теперь к ней приходят молиться за исцеление от разных болезней детей и взрослых, а также за избавление от различных напастей.

  1. Иссаковская икона Рождества Богородицы.

  • Лукиановская

Икона названа по имени монаха Луки, которому она впервые явилась. Стараниями братии на этом месте сначала воздвигли церковь, в честь этого события, а со временем вокруг нее разросся монастырь. Образ получил широкое почитание благодаря своему чудодействию, помогая страждущим в тяжелой жизни, а больным в выздоровлении.

В чем помогает

Лик Пресвятой Богородицы освещен счастьем того, что в наш мир пришла Заступница – Матерь Спасителя всех верующих людей.

Перед этим образом возносят молитвы с просьбами о помощи во всех проблемах, невзгодах и болезнях. Но самая важная молитва должна быть посвящена спасению души, прощению грехов и возможности перейти в Царство Небесное после окончания земной жизни.

Чтобы Царица Небесная просить Своего Сына о Его милостях к нам.

  1. Икона Рождества Богородицы.

Часто у этой иконы молятся о рождении детей, особенно, те, кому Господь Бог долго не дает детей. А, также, об исцелении недугов, которые привели к отсутствию зачатия.

В сущности, не имеет значения, о чем просить Пресвятую Богородицу у Ее иконы Рождества, главное искренне раскаяться в своих грехах и смиренно молится, набравшись терпения. Так, как кротко ждали праведные родители Девы Марии – Иоаким и Анна.

Куда вешать

Выбирая образ Богородицы для домашнего иконостаса, основную икону Иисуса Христа уместно дополнить ликом Рождества Божией Матери. Поскольку именно событие, изображенное на ней, положило начало появлению Спасителя Нашего.

Иконостас в доме, как и в храме, лучше поместить на восточной стене. Если такая возможность исключена, то образы вешают (или ставят) в правом углу напротив двери. Когда и это место занято, тогда икону можно определить на другую свободную стену или поставить на полку. Главное, чтобы ее было хорошо видно, и доступ не загроможден посторонними предметами. Ничто не должно отвлекать внимания от молитвы перед иконой Рождества Божией Матери.

Это значит, что вокруг не должны находиться вещи, не имеющие отношения к таинству. Не стоит располагать рядом с иконой ярких картин, сувениров, книг, интерьерного декора.

Лучше украсить образ вышитыми рушниками и предусмотреть место для свечей. Его необходимо подобрать так, чтобы открытый огонь не причинил возгорания. Наиболее удачный вариант – специальная полка для икон с нишей, предусмотренной для свечей.

Не всегда бывает возможность выделить для образа отдельную стену. Тогда икону можно поставить на книжную полку. При этом важно позаботиться, чтобы литература, находящаяся в поле зрения не противоречила молитвенному настрою. Лучше, если это будут книги религиозной тематики.

В случае, когда иконы окружают посторонние предметы, которые убрать проблематично, стоит предусмотреть возможность прикрывать их на время молитвы.

Иногда можно услышать споры о том, в какой комнате должна находиться икона. На самом деле это не имеет значения. Главное, чтобы на время молитвы любой член семьи мог уединиться и сосредоточиться на чистосердечном раскаянии и искренней просьбе.

От чего оберегает и как молиться

Человека глубокой веры образ Рождества Божией Матери охраняет от всех бед, несчастий и болезней, лихих людей и пагубных напастей. Главное не забывать, что, прежде всего, нужно молиться за спасение своей души.

Православная церковь пред иконой Рождества Богородицы молится прочтением таких молитв:

  • Тропарь Рождества Богородицы, Глас 4:

Рождество Твое Богородица Дева, радость возвестило всей вселенной: ибо из Тебя воссияло Солнце правды – Христос Бог наш, и, разрушив проклятие, дал благословение, и, уничтожив смерть, даровал нам жизнь вечную.

  • Кондак Рождества Богородицы, Глас 4:

Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетность, а Адам и Ева – от смертной гибели святым Твоим Рождением, Пречистая. Его празднуют и люди Твои, избавившиеся от тяготы греховной, громко Тебе восклицая: неплодная рождает Богородицу и питательницу Жизни нашей.

  • Величание Рождества Богородицы:

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.

А также, молитвы – первая, вторая и третья на Рождество Богородицы.

Иконография Рождества Пресвятой Богородицы: иконы, мозаики, фрески

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *