Избранное и дивное избавление нам даровася — Твой образ честный, Владычице Богородице, яко избавльшеся явлением его от недугов душевных и телесных, и скорбных обстояний, благодарственная хваления приносим Ти, Всемилостивая Заступнице.

Из акафиста Пресвятой Богородице
в честь иконы Ее «Неупиваемая Чаша»

Чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша»

Замечательный бытописатель русского благочестия Иван Сергеевич Шмелев так повествует о чудотворной иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша», что объявилась в 1878 году на серпуховской земле, во Владычном монастыре:

«…Тянутся по лесным дорогам к монастырю крестьянские подводы. И за сотни верст везут сюда измаявшиеся бабы своих близких — беснующихся, кричащих дикими голосами и порывающихся из-под веревок мужиков звериного образа. Помогает от пьяного недуга «Неупиваемая Чаша”. Смотрят потерявшие человеческий образ на неописуемый лик обезумевшими глазами, не понимая, что и кто Эта, светло взирающая с золотой чашей, радостная и влекущая за Cобой, и затихают. А когда несут Ее тихие девушки, в белых платочках, следуя за «престольной”, и поют радостными голосами, — падают под Нее на грязную землю тысячи изболевшихся душою, ищущих радостного утешения. Невидящие воспаленные глаза дико взирают на светлый лик и исступленно кричат подсказанное, просимое: «Зарекаюсь!” Бьются и кричат с проклятиями кликуши, рвут рубахи… и исступленно впиваются в влекущие за собой глаза. Приходят невесты и вешают розовые ленты — залог счастья. Молодые бабы приносят первенцев, и на них радостно взирает «Неупиваемая”. Что к Ней влечет — не скажет никто: не нашли еще слова сказать внутреннее свое. Чую только, что радостное нисходит в душу».

В своей чудесной повести под тем же названием Шмелев передал одну из легенд об иконе «Неупиваемая Чаша», согласно которой написал сей образ некий крепостной мастер Илья. Доподлинная же история об этом умалчивает, хотя нынешней своей известностью чудотворная обязана всего более именно этой повести — а главное, своею несомненною благодатною силой исцелять от пьяного недуга.

В наши смутные времена, как и век с лишним тому назад, притекают в подмосковный город Серпухов сотни и тысячи чающих исцеления. Дороже самых драгоценных окладов те приношения избавленных от запойной одержимости христиан, чад их и домочадцев, которыми покрыто все подножие чудотворного образа. Не иссякает благодатная его сила, по всей России разносят ныне паломники целительное масло от лампад перед «Неупиваемой Чашей» и освященную на нарочитых молебнах воду.

Иноческие обители испокон веков были кладезем той таинственной и поистине священной тишины, коей извечно хотелось внимать и питаться всякой страждущей христианской душе. Таковой была и серпуховская Владычная Введенская обитель, основанная в 1360 году на тогдашней окраине Московского княжества, у слияния задумчивой Нары и светлой Оки, именовавшейся Поясом Богородицы, ибо отделяла и защищала сия река Святую Русь от дикой Степи, посреди «рощи сосновой и красного леса хоромного». С первых дней существования растекались отсюда незримые потоки благодати. Основанный как мужской при игуменстве преподобного Варлаама, бывшего келейника святителя Московского и чудотворца митрополита Алексия, монастырь сей был окормляем еще и преподобным Сергием Радонежским. Летописи повествуют, как приходил сюда великий Игумен земли Русской в начале зимы 1374 года вместе с учеником своим преподобным Афанасием и молился в белокаменном соборе Владычного монастыря. Сказание об основании обители сохранило для нас и память о чудесном явлении Пречистой преподобному Варлааму: «Видение показало строителю, что даже Ангелы будут помогать ему в трудах построения храма и хранить монастырь, что в этом храме Сама Владычица Небесная будет пребывать так же, как некогда пребывала в храме Иерусалимском».

И спустя несколько веков обетование сие сбылось во всей своей полноте.

К концу XVIII столетия мужская обитель Владычного монастыря клонилась к упадку и запустению. Богослужения почти совсем остановились, малочисленная братия разбрелась, храмы приходили в запустение. Однако митрополит Московский Платон (Левшин), чьим попечением начался духовный расцвет великой Оптины и многих иных обителей, не оставил своей заботой и Владычного монастыря, близ которого провел свое детство. Митрополит исхлопотал у императора Александра I дозволение возродить обитель сию уже как девичью, и в 1806 году здесь появились первые насельницы. Четверть века спустя другой архипастырь, святитель Московский Филарет, учредил во Владычной обители древние строгие правила пустынного общежития, тем самым восстановив здесь дух иноческого нестяжания и промыслительно подготовив монастырь сей для принятия столь благодатной святыни, как «Неупиваемая Чаша».

Старый солдат пополз к обители на четвереньках. В первую же ночь он почуял, что ноги вновь стали его слушаться

В первый год игуменства матушки Марии, а именно в 1878 году, крестьянину Тульской губернии, отставному солдату, имевшему неизбывную слабость к вину, было видение некоего старца, повелевшего идти в Серпухов, найти там икону «Неупиваемая Чаша» и отслужить перед нею молебен. У обезножившего от неумеренного пития, без гроша в кармане старого солдата не было сил добраться до обители. Тогда видение случилось еще дважды, и чаявший избавления от недуга старый солдат пополз к обители на четвереньках. В первую же ночь своего подвижнического пути он почуял вдруг, что ноги вновь стали слушаться его.

Добравшись до обители, он ввел в большое затруднение ее насельниц, не ведавших об иконе с таким именем. Тогда вспомнили вдруг о висевшем в одном из монастырских переходов образе, на коем Младенец Христос благословлял молящихся, словно бы исходя из причастной Чаши; позади же Него возвышала Свои Пречистые руки Матерь Божия, как пишут Ее на иконах «Знамения». И каково же было удивление всех, когда на обороте сей неведомой доселе иконы действительно усмотрели надписание «Неупиваемая Чаша»! Знаменательно и то, что подведенный к раке преподобного Варлаама путник тотчас узнал в нем того благолепного старца, который повелел идти к Владычице за исцелением от окаянного недуга. Весть о чудесном явлении быстро разнеслась по городам и весям, отовсюду стали приходить к дивному образу одержимые пьянственной страстью, припадали к «Неупиваемой Чаше» — и без труда бросали губительное вино, вносили тишину и покой в свои дома, и все это — молитвами Заступницы рода человеческого.

Сказание о сем чудотворном Ее образе поясняет, что Неупиваемая, или Неиспиваемая, Чаша есть, по слову акафиста, Чаша, черплющая радость, неистощимый источник утешения, исцеления, жизни и многообразных духовных благ, и дарований. И всяк узрит сокровенный духовный смысл в том, что икона «Неупиваемая Чаша» стала источником спасительных надежд и исцелений от злой страсти винопития: Матерь Божия молится за всех грешников, видит Она, Милосердная, и страдания предающихся пьянству, знает, сколь искренно многие из них жаждут избавиться от сего жестокого порока, но не находят в себе сил бороться. Вот Пречистая Своею святой иконой «Неупиваемая Чаша» и напоминает им, что есть Она неистощимый кладезь благодати и радости духовной, что изливает Она в измученные сердца из Своей неоскудевающей вовеки Чаши небесную усладу, испив коей, возненавидят они ту губительную влагу, какая прежде столь неодолимо влекла несчастных к себе.

Таковым страдальцам надлежит на всяком месте и во всякое время прибегать ко всемощному заступничеству Пречистой, положив за правило не менее трех раз в день прочитывать Ей ангельское приветствие: «Богородице Дево, радуйся». И сколь закоренелой ни была бы окаянная страсть винопития, не устоять ей против небесной помощи Матери Божией.

Чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» Тропарь, глас 4

Днесь притецем, ве́рнии, к Боже́ственному и пречу́дному о́бразу Пресвяты́я Богома́тери, напоя́ющей ве́рных сердца́ небе́сною Неупива́емою Ча́шею Своего́ милосе́рдия и лю́дем ве́рным чудеса́ показу́ющей. Я́же мы ви́дяще и слы́шаще духо́вно пра́зднуем и те́пле вопие́м: Влады́чице преми́лостивая, исцели́ на́ша неду́ги и стра́сти моля́щи Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего, спасти́ ду́ши на́ша. Ами́нь.

Молитва

О Преми́лостивая Влады́чице! К Твоему́ заступле́нию ны́не прибега́ем, моле́ний на́ших не пре́зри, но ми́лостиво услы́ши нас: жен, дете́й, матере́й — и тя́жким неду́гом пиа́нства одержи́мых и того́ ра́ди от ма́тере своея́, Це́ркве Христо́вы, и спасе́ния отпа́дающих бра́тий и сесте́р и сро́дник на́ших исцели́.

О Ми́лостивая Ма́ти Бо́жия, косни́ся серде́ц их и ско́ро возста́ви от паде́ний грехо́вных, ко спаси́тельному возде́ржанию приведи́ их. Умоли́ Сы́на Своего́, Христа́ Бо́га на́шего, да прости́т нам согреше́ния на́ша и не отврати́т ми́лости Своея́ от люде́й Свои́х, но да укрепи́т на́с в трезве́нии и целому́дрии. Приими́

Пресвята́я Богоро́дице, моли́твы матере́й, о ча́дех свои́х сле́зы пролива́ющих, жен, о муже́х свои́х рыда́ющих, чад, си́рых и убо́гих, заблу́ждшими оста́вленных, и всех нас, к ико́ не Твое́й припа́дающих. И да прии́дет сей вопль наш, моли́твами Твои́ми, ко Престо́лу Всевы́шняго. Покры́й и соблюди́ нас от лука́ваго ловле́ния и всех ко́зней вра́жиих, в стра́шный же час исхо́да на́шего помози́ пройти́ непреткнове́нно возду́шныя мыта́рства, моли́твами Твои́ми изба́ви нас ве́чнаго осужде́ния, да покро́ет на́с ми́лость Бо́жия в несконча́емыя ве́ки веко́в. Ами́нь.

Чудеса

К иконе «Неупиваемая чаша» обращаются не только алкоголики. Исцеления требует любая страсть, появившаяся в душе. Она вредит духовному миру человека. К пагубным привязанностям относят шопинг, соцсети, еду, наркотики и многое другое. Если верить словам из Святого писания, страсть появляется там, где есть пустота. Божия Матерь изгоняет привязанности, не давая им вернуться вновь. Чудеса от икон принято записывать. В церковных книгах можно найти массу свидетельств чудесных исцелений, хотя не все делятся ими, боясь потерять. Удивителен тот факт, что такие события происходили совсем недавно, например, в 2000-х годах. Солдаты, вернувшиеся из горячих точек, надломлены духовом плане. Очень часто они страдают от алкогольной зависимости. Лечения у нарколога не всегда хватает для полного отказа от алкоголя. Поэтому матери солдат или они сами приезжают к чудотворным иконам, которые помогают избавиться от недуга.

По словам некоторых паломников, во снах им являлась Богоматерь, которая говорила, что им необходимо ехать к иконе с молитвами. Одним удавалось исцелиться всего после одного молебна, а другим- приложить немало сил, чтобы избавиться от пагубных страстей.
А одна паломница из Волгограда в течение 40 дней жила в обители и постоянно молилась. Таким образом она спасла сына от наркомании. Образ «Неупиваемая чаша» помогает решить и другие житейские вопросы.

Как молятся

Верующим необходимо взять обязательство по чтению акафиста в течение 40 дней. В его тексте указано все то, что нужно попросить у Господа в этом случае. Обычно нет надобности что-то еще придумывать. Но при необходимости можно от себя добавить несколько слов.

Фото 5. Людям, страдающим от зависимостей, необходимо помолиться в Высоцким монастыре возле святого образа.

Святые отцы рекомендуют человеку заглянуть во внутрь себя, чтобы проверить, а чиста ли совесть. Не помешает причаститься и покаяться. Душу необходимо привести в покой. После очищения можно начать молитвы. Во время чтения акафиста не должно быть гнева и осуждения кого-то.

Самым лучшим вариантом для тех, кто желает избавиться от пристрастия к алкоголю, является поездка в Высоцкий монастырь. В нем есть «Неупиваемая чаша». В обители можно находиться несколько дней, чтобы полностью очистить душу. Если нет возможности приехать в монастырь лично, люди могут заказать молебен по телефону.

Конечно же, можно молиться и дома, но необходимо иметь освященный лик. Читать молитву можно и на современном языке, не забывая зажигать свечи.

Чудеса, которые происходят около образа, впечатляют прихожан. В Серпухов устремляются люди из многих российских регионов, чтобы лично прочесть акафист. Божия Матерь помогает в разных случаях. Однако образ «Неупиваемая чаша» прославился чудодейственной силой избавления от зависимостей, как никакая иная икона.

Как отыскали образ

События, о которых пойдет речь, происходили в девятнадцатом веке. В Тульской губернии солдат в отставке сильно пристрастился к алкоголю. Вначале он пропивал всю пенсию, а потом начал выносить и вещи из дома. В течение длительного времени мужчина только то и делал, что пил. В итоге он довел организм до такого состояния, что у него отказали ноги. Ни менее печальным было и его материальное состояние. Отставник сильно обнищал. В его доме не было совершенно ничего.

Однако, свалившиеся проблемы, не заставили его одуматься. Под давлением бед мужик начал пить еще больше, чтобы избавиться от душевной и физической боли. Ему никто не мог помочь. Никакие наставления со стороны не заставили его отказаться от пагубного занятия. И вот однажды во время сна ему привиделся старик. Он сказал отставнику идти в Серпухов во Владычную обитель. Там мужчине нужно было отслужить возле образа «Неупиваемая чаша».

Фото 1. Считается, что икона долгое время была скрыта от людских глаз. Явление ее произошло в одном из храмов Серпухова.

Видение показалось мужчине очень необычным. Но он не предпринял никаких шагов после него. Ноги его совершенно не хотели ходить, да и денег в кармане не было. Божия помощь во сне пришла к мужику повторно. На сей раз старец был сильно разгневан. Это так впечатлило грешника, что после очередного видения он решил на четвереньках проделать путь до монастыря. О своих снах он рассказал собратьям, но никто не слыхал о том, что существует такая икона.

Когда мужчина добрался до храма, он обратился к служителям, прося показать, где находится образ «неупиваемая чаша». Люди очень удивились, поскольку не знали о такой. После длительных поисков служители обнаружили лик в ризнице храма. Снизу она была подписана, как «Неупиваемая чаша». Мужик был поражен тем, что в настоятеле обители он признал того старика, который являлся ему в снах.

Он попросил, чтобы перед образом отслужили молебен. После этого у мужчины пропала тяга к спиртному. Он не только избавился от алкоголизма, но и вылечил свои ноги. С тех пор он больше не употреблял спиртного. Весть о чудесном исцелении очень быстро облетела всю Россию. Вскоре к обители поспешили люди, зависимые от алкоголя и, и их родственники.

Исчезновение лика

Известие о том, что икона исцеляет быстро разнеслась по регионам. К лику потянулись люди. Купец Стефан Федоров после молитвы избавился от алкоголизма. В знак благодарности он сделал для образа резной иконостас и серебряный оклад. После этого икона была поставлена на почетное место в Соборном храме. Для себя Федоров сделал первый список.

Фото 2. К сожалению, до наших дней не сохранился оригинал иконы.

Образ почитали до момента закрытия обители в 1919 года. Местные жители, желая защитить святыню от варваров, перевезли ее в Никольский монастырь. В храме реликвия хранилась еще 10 лет. Но потом его тоже закрыли, а иконы сожгли. К этому моменту мастерами было создано 9 копий. Но все они были сожжены в огне. В 20 веке обитель передали Церкви. Для храма написали список по сохранившейся иллюстрации из газеты. Еще не успели закончить написание иконы, как произошло очередное чудо. Одна из прихожанок избавилась от алкогольной зависимости. Женщина подарила для лика старинный оклад, хранившийся у нее в доме. Когда икону принесли в храм, оказалось, что оклад идеально подошел к лику.

Значение лика

Данный образ по типу относят к Оранте. На холсте изображен Христос, находящийся в чаше. Емкость является символом причащения. Богоматерь изображена за младенцем. Она подняла руки вверх. А это говорит о том, что Матерь Божия молится обо всех грешниках, она призывает людей направить свой взор к источнику радости и утешений.

Таким престал лик перед человечеством в 1878 году. Но во времена революции святыня бесследно исчезла. О ней ничего не известно и по сей день. Сейчас есть две копии, которые считаются благотворными. Находятся эти списки в двух разных обителях города Серпухова. В монастыри регулярно съезжаются верующие со всей России и не только. К иконе приезжают люди иного вероисповедания.

Фото 3. Одна из икона хранится в Высоцком храме.

Те верующие, которые лично не имеют возможности приехать по каким-то причинам, отправляют к братьям обители письма, в которых просят помолиться за них перед чудотворным ликом. Удивителен тот факт, что за долгие годы служители стали свидетелями многих чудес. В каждом из двух храмов монахи ведут книги, в которых регистрируются чудеса, произошедшие около «Неупиваемой чаши». Описание исцелении впечатляет людей.

В чем помогает

Многие нуждающиеся люди прибегали к помощи святыни. После молитвы около образа много раз свершались чудеса. Чаще всего люди избавлялись от алкогольной зависимости. После исцеления у них не наблюдалось тяги к употреблению алкоголя. Говорят, к лику приезжают просить помощи родственники тех людей, которые сами не понимают своего пагубного пристрастия. Считается, что лик способен исцелять и от любых форм зависимостей, в том числе от игромании, курения, азартных игр, наркотиков. Богоматерь дарует благодать, которая укрепляет веру и дает силы противостоять греховным пристрастиям, защищает от дьявольских соблазнов, толкающих людей на путь саморазрушения и дальнейшей гибели.

Есть свидетельства о том, что святыня помогала в решение жилищных вопросов. Лик способствует заключению договоров по обмену квартир, купли-продажи. Молитвы около образа помогают вовремя обнаружить обман в документах и разрешить вопрос с наследством.
Чтобы получить помощь от Божией Матери, помыслы верующих должны быть чистыми и искренними. Духовники рекомендуют читать акафист возле образа тем родителям, которые отпускают своих чад во взрослую жизнь. Святыня помогает не запутаться в искаженных нравственных ориентирах, она защищает от опасностей, наставляет на правильный путь. К лику обращаются те люди, которые отчаялись устроить свою личную жизнь. Спасает молитва у лика и от блуда.

Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *