После крещения Спасителя согласно Евангелию Он уединился в пустыне: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему” (Мф. 4. 1–11).

По преданию событие, о котором свидетельствует евангелист, происходило на горе близ города Иерихона, ныне именуемой горой Искушения. В память об этом событии там воздвигнут замечательный монастырь, который обычно посещают паломники, путешествующие по Святой земле. Другой монастырь был заложен нашими соотечественниками на самой вершине горы, представляющей собою плато. Уже был готов фундамент, сохранившийся доныне, однако революция в России помешала довести начатое строительство до конца. С Сорокадневной горы открывается удивительный вид на Иудейскую пустыню. Воображение легко вписывает в этот ландшафт сцену искушения Спасителя диаволом.

Ответы Иисуса очень важны, ибо дают возможность проникнуть в смысл служения Господа и понять, какую систему ценностей принес Он миру.

Итак, первое искушение — хлебом. Ты взалкал, ты хочешь есть? Сотвори же чудо, дабы камни сделались хлебами. Но Господь отвергает этот соблазн, ибо Его миссия не в том, чтобы освободить человека от заботы о пропитании. Это вовсе не означает, что Христос отвергает ценность материального начала жизни. Ведь в другом месте Священного Писания Он научает нас словами Своей молитвы: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь” (Мф. 6. 11). Не ценность хлеба отрицает Господь, но отвергает убеждение, согласно которому материальное начало является высшим и абсолютным благом в жизни человека.

Между тем жизнь большинства людей как раз и управляется стремлением к обладанию материальными ценностями. При этом многие убеждены: чем легче достигается максимальный уровень материального благоденствия, тем больше оснований говорить, что жизнь удалась. Таким образом, обладание сокровищами земными приравнивается к истинному счастью. Этому искушению уступил некогда и наш народ, соблазнившись видением общества всеобщего благоденствия, где каждому будет дано по его потребностям. Поверив в эту утопию, люди ради своей соблазнительной мечты отказались от отеческой веры, от Бога, от истории… Сколько жизней было принесено на алтарь ненасытного и безжалостного кумира! Но счастья человек не обрел. Позже необходимость претерпевать тяготы радикальных экономических реформ также мотивировалась грядущим материальным благополучием. Вновь искушающая иллюзия преуспеяния требовала взамен великих и страшных жертв — целостности государства, нравственного и физического здоровья народа, генофонда нации, человеческого достоинства. Цена обещанных хлебов — нерожденные дети и не дожившие своего века старики.

Отвергая ложную цель, которой соблазняет Его диавол — отец лжи, Господь говорит: «Не хлебом одним будет жить человек…” (Мф. 4. 4). Да, хлеб нужен, и надобно молиться Богу о том, чтобы на каждый день была у нас пища. Но при этом твердо знать, что достижение материального достатка не есть ни абсолютная цель человеческого существования, ни выражение полноты нашего бытия, ни символ счастья.

Другое искушение, с которым приступил диавол к Иисусу, — «если Ты Сын Божий, бросься вниз”, и тогда все уверуют, что ты воистину Христос. То есть убеждай посредством силы, согласись на трюк ради того, чтобы поразить воображение людей и овладеть их волей. Но Господь отвергает это искушение. Он отказывается прибегать к силе, делая выбор в пользу могущества слова, обращенного к сердцу и разуму человека. Ибо использование силы означало бы нарушение свободы воли человека, в результате чего люди перестали бы быть добровольными соработниками Бога в деле своего спасения, обратившись в пассивный объект воздействия таковой силы. В чем тогда состоял бы наш выбор? И можно было бы в таком случае говорить о личном участии? А что сталось бы с такими категориями духовной жизни, как подвиг веры, преодоление греха, жертвенность, любовь к Богу? Все это оказалось бы упраздненным или подмененным; и Господь отводит соблазн использовать силу в проповеди спасения.

И, наконец, искушение третье, и последнее. Возведя Господа на высокую гору, князь мира сего предлагает поклониться ему, а взамен получить власть над всеми царствами земными. Это искушение безграничной властью, возможностью повелевать другим человеком и подчинять его своей воле. В этом случае все возможности государственного, политического, экономического воздействия, а также незримая власть над умами и сила прямого принуждения могли бы быть употреблены для достижения цели пришествия Христова. Ибо не только политическая власть манипулирует массами и подчиняет большинство воле меньшинства. Известно, что подобные результаты достигаются также и властью денег. А разве не являются могущественным источником власти средства массовой информации, владеющие умами и формирующие стереотипы восприятия и поведения людей, побуждающие телезрителей и читателей газет действовать так, как это выгодно владельцам телевизионных каналов и печатных изданий? Существует немало форм власти над человеком и способов воздействия на его сознание, волю, чувства и поведение.

Похоть власти в человеке неизбывна. Сколько крови было пролито, сколько преступлений перед Богом и человеком было совершено во имя обладания властью! И как много зла творится в нашем мире доныне ради достижения и удержания власти! Но Господь Иисус Христос отказывается принять такую власть. Тем самым Он утверждает, что власть сама по себе не является ценностью, что спасение и полнота жизни не могут быть обретены силою власти. Ибо невозможно насильно одарить счастьем, как нельзя загнать человека вилами в рай. А ведь спасение — это и есть рай, то есть полнота бытия.

Господь отвергает искушения в пустыне, потому что каждое из них радикально изменяет ту систему ценностных координат, которая составляет суть Благой вести. Каждое из них разрушает целостность Евангельского послания. Принять искушение означало исполнить волю диавола, отказавшись от следования воле Божией.

Господь снабжает нас в путешествии по морю житейскому совершенно иной системой нравственных ценностей. И Евангелие открывает нам истины, которые одни способны сделать человека счастливым по-настоящему, ввести его в полноту бытия. Эти истины и есть суть учения Христа Спасителя.

***** На сцене в тени находится группа людей в неподвижном состоянии
(люди, ведущие грешный образ жизни) *****
ЧЕЛОВЕК:
Какой же этой жизни смысл?
В конце ждет смерть и пустота,
Мелькнет существования искра,
И я отправлюсь в никуда.
Но, может быть, там — за чертою,
Куда доставит меня смерть,
Я вновь свои глаза открою,
Чтоб жизнь другую лицезреть?
САТАНА:
А стоит ли про вечность думать?
Никто от смерти не ушел.
Ты лучше вот о чем подумай:
От смерти в жизнь ли кто пришел?
На сей земле нет человека,
Который смерть бы победил.
Умрешь и ты! Закроешь веки,
И ляжешь средь других могил…
Но не спеши, еще есть время,
Ты можешь многое успеть.
Лишь сбрось с себя раздумий бремя,
И долго не наступит смерть…
ЧЕЛОВЕК:
О, да!!! Конечно! Я ведь молод,
Зачем мне думать о конце?
САТАНА:
Ну вот, уходит с сердца холод,
И изменился ты в лице….
Бери от жизни все, что можешь!
Про совесть, жалость ты забудь..
Люби себя, живи, как хочешь,
Других используй как — нибудь!
ЧЕЛОВЕК:
А как же жалость, состраданье?
А безграничная любовь?
Без них не будет пониманья,
Без них жестоко льется кровь.
САТАНА:
Любовь… святая добродетель,
Мой друг, совсем тут не при чем.
Запомни: в жизни победитель —
Владеющий добром и злом!
Не может день прийти без ночи,
Не устоит любовь без зла.
Люби — раз этого ты хочешь —
Уничтожай, коль злость пришла!
ЧЕЛОВЕК:
И вправду, что любовь такое?
Зачем из-за нее страдать?
Добро без зла, радость без горя,
Не смогут сосуществовать.
***** Человек присоединяется к гуппе людей, стоящих в тени *****
САТАНА:
Ну вот еще один попался,
В конце его ждут смерть и ад.
Он духом слабый оказался —
Принять его я буду рад.
Хожу я по свету, чтоб мерзость творить,
Людей ненавижу! хочу погубить!
Я ложью их в сети свои уловлю,
Их жизни сломаю и души сгублю!!!
***** На сцене появляется Иисус Христос *****
ИИСУС:
Остановись!!! Тебе я запрещаю, сатана!
Не властен ты над человеческой судьбою.
***** Показывает на человека *****
Сия душа Моею кровью спасена,
Поэтому ей быть в раю — со Мною!!
САТАНА:
Иисус! Да, победил меня Ты на кресте,
Отнял Ты власть мою, забрав ключ ада.
И не могу сопротивляться я Тебе,
Но мне должна какая-то быть отрада!
Сей человек отрекся от Тебя,
Предав себя тем самым в руки смерти —
И по закону должен быть он у меня,
Где с нетерпеньем ожидают его плети.
Скажи мне, как он может быть спасен?
Ведь, Агнец, слово Твое вроде неизменно!?
А если так, то мой навеки он!
Разверзнется предателю геенна.
ИИСУС:
Ты говоришь мне о законе, сатана?
Закон твой — ложь, идущий им погибнет.
Тобою вся земля осуждена,
Но верущий в Меня в аду не сгинет!
Подкрался ты к душе неискушенной,
Путь истины искавшего ты соблазнил,
И он, твоею ложью сокрушенный,
Не знает, что тебя Я победил!
Но воля Божья — дать ему спасенье,
Дорогу к вечной жизни показать,
Я выведу его из заблужденья,
Чтоб мог любовь он Бога созерцать.
САТАНА:
Не всякий к вечной жизни вознесется:
Грехом я многих хитро соблазнил!
Не думаю, что этот отречется,
***** Показывает на Человека *****
От той монеты, что ему я предложил.
Твой избранный народ я угнетаю…
Немногие из них верны Тебе!
Да что они…? Я церкви поражаю!!!
Забыли люди, что такое быть в огне!
Посеял между ними я раздоры,
Сумел Твою я церковь разделить,
Мой слух ласкают человеческие споры,
О том, как Тебе правильно служить.
Твое ведь слово, Боже, неделимо.
***** Показывает на всю группу людей *****
И жизнь дана одна им через крест,
Но жажда власти… алчность их сгубила,
Грех потихоньку их сердца разъест.
Не смогут никогда они сплотиться,
Единства на земле им не видать-
Я верующим не дам объединиться,
Иначе потеряю свою власть.
Католики, баптисты, лютеране…
Пусть называют себя люди, как хотят,
Единства нет — конфессий их названья
О чистоте души не говорят.
И вот еще одна душа попалась
В расставленную мной тугую сеть.
Не думаю, чтобы она рассталась
С земным богатством, что у нее есть.
ИИСУС:
Пришел Я, чтоб погибшие воскресли,
Я никогда ни от кого не откажусь.
Не праведность людская, но их вера
Способна снова к жизни всех вернуть.
***** Показывает на человека, с Библией идущего к толпе *****
Смотри, грядет заблудшему спасенье,
Услышит слово Божье и тогда
Он примет окончательно решенье —
Идти в широкие иль узкие врата!
***** Сатана смеется, и они расходятся с Иисусом Христом в разные стороны. Верующий подходит к неподвижно стоящей толпе, показывая людям Библию, но они, смеясь, отталкивают его. Сатана торжествует и смеется.
Верующий подходит к главному герою *****
ВЕРУЮЩИЙ:
Скажи: какой твой смысл жизни?
И в чем ты хочешь приуспеть?
Не посещали ль тебя мысли
О том, когда наступит смерть?
ЧЕЛОВЕК:
Да. Посещали мысли эти,
И рассуждал я о конце….
Ответь: к чему все эти речи?
И что за радость на лице?
На сей земле нет человека,
Который смерть бы победил.
Умрешь и ты, закроешь веки
И ляжешь средь других могил!
ВЕРУЮЩИЙ:
Смерть не имеете больше власти:
Христос с небес к нам снизошел,
Он принял смерть, но с адской пасти
Отцом на небо воскрешен!
ЧЕЛОВЕК:
Я о Христе когда-то слышал…
Он вроде за людей страдал,
Но праведник с меня не вышел,
И совесть я свою продал…
А, впрочем, я не сожалею
О том, что жил так, как хотел.
Теперь я многое умею,
Добром и злом я овладел!
Богат, и власть теперь имею,
Чего еще себе желать?
Все, что хочу, я получаю,
И кто мне сможет помешать?
ВЕРУЮЩИЙ:
Ты так богат и полон власти,
Но я тебе скажу, герой:
Когда придут к тебе напасти,
Не будешь ты такой крутой!
А, может, думаешь, что сможешь
За деньги жизнь себе купить?
Иль смерти взятку ты предложишь,
Чтоб дней еще себе продлить?
Послушай! Ты уже искуплен
Святою кровию Христа —
Ценою дорогою куплен
Путем страданий и креста.
Ты думаешь — тебе подвластно
Добро и зло!? Не будь глупцом.
Ну как еще тебе не ясно? Играешь в игры ты с грехом!
ЧЕЛОВЕК:
Ну как же быть мне? Что же делать?
Не знал я Бога никогда.
Не можешь ли ты мне поведать,
Как я могу принять Христа?
ВЕРУЮЩИЙ:
Покайся, друг, и ты свободен
От уз и власти сатаны.
Путь со Христом, конечно, труден,
Но не имеет он цены.
Пройти придется испытанья:
Не любит тьма свое терять,
Но Бог тебе даст пониманье,
Как дьяволу противостать…
САТАНА:
Ну все!!! С меня уже довольно!
Его без боя не отдам!!!
ИИСУС:
Спокойно, сатана, спокойно…
***** Протягивает пронзенные руки *****
Вот те следы от ран!!!
ЧЕЛОВЕК:
Вот я перед тобою, Боже,
К Тебе я раньше не взывал,
Мне деньги, власть были дороже,
Я популярности искал.
Прожил во лжи все эти годы
И истинной любви не знал,
Грехом лишил себя свободы!!!
Людей я многих угнетал…
***** Падает на колени *****
Прости меня, Отец Небесный,
И кровию Христа омой
За то, что жизнью жил я грешной,
За то, что путь я выбрал злой!
Хочу, Иисус, я измениться,
Освободиться от греха
И к жизни вечной возродиться,
Прости мне, Боже, все дела!!!
***** Иисус подходит к человеку и обнимает его, сатана со стонами и злостью уходит прочь *****
ГОЛОС ЗА СЦЕНОЙ:
Какой же этой жизни смысл?
А смысл в том, что Бог пришел!
И, чтоб с тобой мы жили вечно,
На крест Иисус Христос взошел!
КОНЕЦ

Иисус и сатана

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *