Кумранские рукописи, найденные в пещерах возле Мертвого моря, содержат богатую коллекцию древней общины, жившей здесь в первые века христианства. Помимо исторически достоверных свидетельств, здесь содержится ряд псевдоэпиграфов. Разрозненные тексты, которые сохранились лишь частично, а также некоторые украденные местными контрабандистами документы, дают большую свободу для домысливания несуществующей информации. В частности утверждается, что найден отрывок из Евангелия, в котором написано, что у Христа была жена. Но до сих пор научным сообществом не подтверждена достоверность текста, в то время как подлинность папируса не вызывает сомнений.

Святая Мария Магдалина: непридуманная история

Иисус Христос и Мария Магдалина были действительно хорошо знакомы – это подтверждает Четвероевангелие – документы Церкви, которые имеют доказанную подлинность. Различные евангелия от Марии Магдалины, Иуды Искариота и прочие документы называются апокрифами.

Это книги, которые писали авторы древности и средневековья – они сохранились полностью или частично, но настолько, чтобы научным сообществом была доказана их неисторичность, пристрастность, а то и прямое несоответствие фактам. Также многие книги древности являются псевдоэпиграфичными, то есть, не соответствующими заявленному авторству. Лишь четыре евангелия полностью историчны, эпиграфичны и достоверны – от Иоанна, Матфея, Марка и Луки. Именно их признают все христианские конфессии мира.

История Марии Магдалины необычна и загадочна: под влиянием современной культуры и некоторых личных суждений тех, кто по-своему понял библейский рассказ, вокруг святой создался целый ореол таинственности. Некоторые считают, что Мария Магдалина была женой Иисуса Христа потому, что на гениальном полотне «Тайная Вечеря» апостол Иоанн Богослов расположен на груди у Христа, имеет длинные волосы и не имеет бороды.

Многие посчитали его девушкой, а так как Мария Магдалина в числе других жен мироносиц следовала везде за Христом, то ее и выбрали в качестве предполагаемой жены, изображенной на «Тайной вечери». Но рассказчики упускают тот факт, что согласно периодизации евангельских событий «любимый ученик» Христа– как он сам называет себя в своем евангелии – Иоанн являлся еще совсем молодым юношей. Из его Евангелия мы читаем, где располагался Иоанн на Тайной вечере, когда между учениками шел разговор о предателе:

«Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит. Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит». (Ин13:21-24)

Таким образом, Иоанн свидетельствует, что на Тайной Вечере он действительно возлежал на груди у Христа.

О том, что Мария Магдалина блудница некоторые делают вывод, читая о кающейся женщине, описанной в Евангелии:

«И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром». (Лк7:37-38)

Поступок этой женщины продиктован благодарностью Спасителю за прощеные грехи. Тот источник Божественной любви в ее сердце, открытый таким прощением, позволил без страха прийти на пир и выразить свое покаяние и благодарность Учителю. Но нигде не сказано, что это была именно Магдалина и доказательств тому, что Мария была блудницей нет, а домыслы относительно ее пороков так и остаются домыслами, а также желанием людей превратить историческую достоверность в романтическую (на их взгляд) теорию.

В действительности же Мария Магдалина была одержима бесами, ей никто не мог помочь, и она пришла к Христу, прося об исцелении, и получила его.

Житие Марии Магдалины

Мария из Магдалы, галилеянка, была избрана Христом в служение себе, так как, безусловно, такое служение является даром и высокой честью. Господь изгнал из нее семь бесов – число, означающее полноту и абсолютное избавление от всякой страсти. После такого подарка все сердце Марии принадлежало Христу, и она последовала за Ним, так как уверилась, что Он ее Спаситель и Бог.

Вместе с другими женами-мироносицами Мария помогала по хозяйской части, чтобы у Учителя не было недостатка в обслуге, относительно готовки еды и прочих бытовых мелочей. Любовь ее к Христу действительно была очень трогательной: из евангельского повествования мы знаем, что она никогда Его не покидала, не испугалась, когда Спасителя взяли под стражу, стояла недалеко у Распятия, видела Его мучения и смерть, принимала участие в пеленании и положении в гроб, стала первой, кто увидел Христа после Воскресения.

Таким образом, Мария Магдалина – это ключевая фигура, символ Благой Вести, ведь она первая воскликнула те самые слова, которые мы повторяем каждый год в самый великий праздник: «Христос Воскресе!». Ее вера не знала сомнений, простота ее преданности сделала возможным ее апостольское служение наравне с Двенадцатью главными учениками Христа – основоположниками учения.

По легенде, после Пятидесятницы Мария благовествовала по миру вместе с апостолами. За свой огромный вклад в дело проповеди Марию Магдалину называют равноапостольной. Она проповедовала в Италии и однажды пришла к языческому императору Тиверию, сказав ему «Христос Воскресе» протянула подарок – куриное яйцо, единственное, что было у подвижницы. Император презрительно ответил, что скорее вот это яйцо сейчас же станет красным, чем он поверит в Воскресение. Яйцо стало красным в тот же миг. Историки не признают событие с чудесным яйцом достоверным, но сама традиция полюбилась христианами.

Иисус Христос и Мария Магдалина

Явление воскресшего Христа Марии Магдалине – это встреча двух друзей, ведь именно так относится Христос к своим последователям: «вы други Мои» — говорит Создатель мира через своих апостолов и нам. Но такую дружбу нужно заслужить преданностью, которую показала простая женщина из Магдалы, ничем не выдающаяся рядовая жительница.

Мария, едва рассвело, и кончился шабат – время покоя – была уже в гроте и обнаружила пустые пелены. Она испугалась и заплакала, так как подумала, что Христа украли и спрятали, а откровение о Его воскресении еще не было известно людям.

-Мария! – услышала она голос, который узнала бы из тысячи.

-Раввуни!

Что она чувствовала в тот момент, когда вместе с немыслимым и невообразимым Воскресением перед ней открывалась новая реальность с бесконечной жизнью и новым мировым устройством. Когда вмиг преобразилась привычная картина мира, и человеку стало доступно бессмертие, подаренное Искуплением. В первый момент она даже не узнала Его лицо – не помещалось в сознании, что все может быть настолько хорошо.

Вряд ли она в этот момент задумывалась о смысле произошедшего. Ведь главное, что Учитель рядом и их больше не разлучает смерть – что может быть важнее для любящего сердца.

«Я видела Господа!» – только и могла сказать Мария на вопросительный взгляд учеников. Это было невероятно. «Он воистину Сын Божий!» — как сложно было в это поверить после кровавого месива, в которое превратили Учителя «служители закона».

Где похоронена Мария Магдалина

Могила Марии Магдалины находится в Эфесе, где жил в ссылке Иоанн Богослов. Именно под чутким руководством св. Марии Магдалины он написал свою 20 главу Евангелия, где описана встреча с Христом после Его Воскресения. Гробницу с местом ее упокоения желающие могут найти и сегодня, но святых мощей там нет со времен Льва Философа, который в 9-10 веке привез их в столицу Византийской империи.

Мощи Марии Магдалины были перенесены сначала в Константинополь, а после разрушения города – в Рим в собор св. Иоанна Латеранского, который в дальнейшем был переименован в честь Марии Магдалины. Часть мощей находится во Франции возле Марселя, в местечке Проваже, в освященном в ее честь храме. Еще часть мощей хранят афонские монахи в своих монастырях на Святой горе, куда женщинам нет прохода, а часть – в Иерусалиме. Частицы мощей можно встретить также в некоторых храмах России, так как здесь очень распространено почитание этой святой женщины.

О чем молятся Марии Магалине? Святая равноапостольная Мария Магдалина была мужественным человеком, в ней ее безразмерная любовь к Богу побеждала страх, малодушие и неверие. Поэтому ей молятся христиане некоторых конфессий о мужестве и чистой вере. Святая постоянно путешествовала ради проповеди христианской веры разным народам – ее можно просить об укреплении в вере и просвещении истиной. Как одна из жен мироносиц, Мария Магдалина явила собой идеал женственности, угодной Богу – жертвенной, любящей и верной.

День памяти Марии Магдалины установлен 22 июля (4 августа) и в день Жен Мироносиц в 3 воскресенье после Пасхи.

То, что Мария Магдалина – это жена Иисуса Христа противоречит и разрушает всю идеологию христианства о Единосущной Троице, возводя Богочеловека Христа на уровень обычного человека с земными целями плодиться и размножаться. Но заповедь «плодиться и размножаться» была дана Богом Адаму и Еве в раю, а не наоборот. Поэтому попытки свести Бога до уровня человека не закончатся успехом, ведь истинное христианство неуничтожимо и идет сквозь века, не взирая на попытки сильных мира сего подавить его гонениями и другими преградами. Потому что истинно слово, которое мы слышим из Евангелия: «Созижду церковь Мою и врата ада не одолеют ее» (Мф14:18). И все христиане свято верят, что истинное христианство не истребится даже до последнего дня существования вселенной, а шелуха и плевелы ложных учений отпадут и сгорят в неугасимом огне.

«Мадонна с младенцем» (Madonna di Casa Santi) — первое обращение Рафаэля к образу, который станет главным в творчестве художника. Картина датируется 1498 годом. Художнику на момент написания картины было всего 15 лет. Сейчас картина находися в музее Рафаэля итальянского города Урбино. «>

Святое семейство с агнцем

«Святое семейство с агнцем» 1507, находится в мадридском музее Прадо. На картине изображены Дева Мария, святой Иосиф и младенец Иисус, сидящий верхом на ягнёнке.

Мадонна с розой

Картина «Мадонна с розой» 1518, находится в мадридском Музее Прадо. На картине изображены дева Мария с младенцем Христом, который принимает от Иоанна Крестителя пергамент с надписью «Agnus Dei» (Агнец Божий). Позади всех — святой Иосиф. На столе лежит роза, которая и дала название картине.

Мадонна днль Пополо (Мадонна с вуалью)

«Мадонна днль Пополо» (Мадонна с вуалью, Мадонна Лорета) — одна из самых знаменитых мадонн Рафаэля, написанная им в 1508 году по заказу папы Юлия II для храма Санта-Мария дель Пополо в Риме, поэтому она и приобрела такле название. Картина висела напротив рафаэлевского портрета заказчика. Понтифик остался настолько доволен исполнением заказа, что вскоре заказал художнику более масштабную версию сюжета — «Сикстинскую мадонну».

Прогулка Мадонны

«Прогулка Мадонны» 1516-1518, находится в Национальной галерее Шотландии (Эдинбург).На картине изображены Дева Мария, Христос, Иоанн Креститель и неподалеку от них святой Иосиф.

Святое семейство под дубом

Картина «Святое семейство под дубом» 1518, находится в мадридском Музее Прадо. На ней изображены Дева Мария с младенцем Христом, святой Иосиф и Иоанн Креститель

Святое семейство Франциска I

Картина «Святое семейство Франциска I» 1518, названа в честь владельца короля Франции Франциска I, сейчас находится в Лувре. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом, святой Иосиф, святая Елизавета с сыном Иоанном Крестителем. Позади фигуры двух ангелов.

Мадонна с безбородым Иосифом

Сюжетом картины Рафаэля «Мадонна с безбородым Иосифом» (1505 год, Эрмитаж, Санкт-Петер­бург), послужило традиционное изображение Марии, младенца Христа и Иосифа, получившее широкое распространение в европейском искусстве начиная с эпохи Возрождения. Рафаэль сознательно отказывается от изображения конкретной обстановки и бытовых подробностей. Он стремится прежде всего к передаче внутренней гармонии и идеального настроения, соответствующего этому сюжету.

Святое семейство под пальмой

Картина Рафаэля «Святое семейство под пальмой» 1506, находится в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге. Как и на предыдущей картине, здесь изображены Дева Мария, Иисус Христос и святой Иосиф (на этот раз с традиционной бородой).

Мадонна Пасадина

«Мадонна Пасадина» 1503, названа по месту своего нахождения городу Пасадина (США) в музее искусства Нортона Саймона.

Мадонна Диоталлеви

«Мадонна Диоталлеви» 1504, названа по первоначальному владельцу Диоталлеви ди Римини. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее. На картине изображены Дева Мария с младенцем Иисусом на руках, который благославляет Иоанна Крестителя. Иоанн сложил руки на груди в знак смирения.

Мадонна Солли

«Мадонна Солли» 1500-1504, названа так потому, что принадлежала британскому коллекционеру Эдварду Солли. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.

Мадонна с младенцем и святыми

«Мадонна с младенцем и святыми Иеронимом и Франциском», 1502, находится в Берлинской картинной галерее.

Мадонна Конестабиле

«Мадонна Конестабиле» (около 1504 года, Эрмитаж, Санкт-Петербург), небольшая картина умб­рийского периода в форме тондо. Создана для герцога Альфано ди Диаманте в Перудже. В XVIII веке перешла но наследству к графам Конестабиле. Из их собрания российским императором Александром II приобретена для Зимнего дворца в 1870 году. Здесь перед нами замечательное воплощение образа мадонны. Может быть, поэтому оно выполнено с такой трогательной тщательностью, согрето такой подкупающей искренностью, проникнуто таким чистым лиризмом. Картина считается последней работой, созданной Рафаэлем в Умбрии, до переезда во Флоренцию.

Мадонна Купер (Малая)

«Мадонна Купер (Малая)» 1504, была названа по имени её владельца лорда Коупера. Сейчас картина находится в Вашингтоне (Национальная галерея искусства). На картинеизображена молодая светловолосая женщина с белокурым младенцем на руках. На заднем плане можно заметить серое небо, зелёный луг, водоём и церковь, которая располагается на холме. Взгляд мадонны немного отсутствующий, будто она находится где-то далеко. Взгляд ребёнка наоборот живой и любознательный. Художник изобразил здесь мадонну обычной женщиной с ребёнком, не подчёркивая её божественного предназначения.

Мадонна Купер (Большая)

«Мадонна Купер (Большая)» 1508, также находится в Вашингтоне.

Мадонна дель Грандука

«Мадонна дель Грандука» 1504, была первым произведением Рафаэля во Флоренции и по сей день находится в этом городе. Эта картина теперь украшает галерею дворца Питии. Со времени Рафаэля о ней совсем забыли и только великий герцог Тосканский Фердинанд III отыскал ее и никогда, даже в дороге, с ней не разлучался; потому-то она и получила название «Madonna del Granduka»(«Мадонна великого герцога»).

Мадонна Темпи

«Мадонна Темпи» 1508, названа по имени владельцев, флорентийской семьи Темпи. Сейчас картина находится в Мюнхене в Старой пинакотеке. «Мадонна Темпи» — одна из немногих картин Рафаэля флорентийского периода, в которой не чувствуется влияния Леонардо да Винчи. На картине Мария с тихой радостью прижимает ребенка к своей груди, готовясь осыпать его поцелуями .

Мадонна на троне

На картине «Мадонна на троне» 1503-1505, изображены Дева Мария с младенцем Христом, юный Иоанн Креститель, а также апостол Пётр, апостол Павел, святая Екатерина и святая Цецилия. Картина находится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке

Мадонна в голубой диадеме

«Мадонна в голубой диадеме» 1510-1511, находится в Парижском Лувре. На картине Дева Мария одной рукой приподнимает завесу над спящим Иисусом, другой рукой обнимая Иоанна Крестителя

Мадонна с гвоздиками

«Мадонна с гвоздиками» 1506-1507, находится в Лондонской Национальной галерее. Как и другие картины флорентийского периода творчества Рафаэля, написана под влиянием творчества Леонардо да Винчи. «Мадонна с гвоздиками» Рафаэля — вариант «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи.

Мадонна Орлеанская

«Орлеанская Мадонна» 1506, называется Орлеанской, так как её владельцем был Филипп II Орлеанский. Сейчас картина находится во французском городе Шантийи.Рафаэля заслуженно именовали «мастером мадонн». Более двадцати картин с изображением мадон­ны написал он: искал новые решения, свежие, проникновенные, поэтичные.

В картине «Орлеанская Мадонна» Рафаэль хочет внести в образы матери и младенца полноту жизни, добиться максимальной раскованности — и создаёт серию мадонн, где эта тема решается как жанровая сцена. Поместив группу в интерьере, художник счёл нужным даже воспроизвести кувшины и банки, стоящие на полке. Младенец полулежит на коленях Марии и, благодаря тому, что она наклоняется к нему, получается более сплочённая группировка фигур.

Мадонна Колонна

«Мадонна Колонна» датирована 1507 годом и названа по имени владельцев из итальянского семейства Колонна. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.

Мадонна Алдобрандини

«Мадонна Альдобрандини» 1510, названа по имени владельцев — семейства Альдобрандини. Сейчас картина находится в Лондонской Национальной галерее.

Мадонна в кресле (Мадонна делла Седиа)

Обращаясь к лику Мадонны, Рафаэль ищет новые образные решения. В «Мадонне делла Се­дия» (Мадонна в кресле) 1513, галлерея Питти, Флоренция, фигуры юной Марии и малышей Иоанна Крестителя и Христа связаны воедино круговым движением, которое подчёркнуто круглым обрамлением. Мадонна словно стремится укрыть в своих объятиях сына, смотрящего на зрителя недетски серьёзным взглядом.

«Мадонна в кресле» — самая необычная из мадонн Рафаэля. Художник находит здесь совершенно новое решение столь излюбленного им образа. Ни в одной другой его картине образ мадонны не наделен такой жизненной полнотой и конкретностью, такой земной пленительностью. Герои картины принадлежат совершенно иному миру, чем кроткие светловолосые мадонны флорентийского периода, с их просветленной, молитвенной задумчивостью и тихим умилением. Это мир, наделенный более непосредственными и взволнованными чувствами, более светской, земной красотой, большим великолепием, праздничностью.

Мадонна в шатре (Мадонна делла Тенда)

width=»820″

Название картине «Мадонна в шатре» 1513-1514, дано из-за шатра, где находятся Дева Мария с младенцем Христом и Иоанн Креститель. Картина хранится в Старой пинакотеке в Мюнхене.

Мадонна под балдахином

На картине «Мадонна под балдахином» справа от Богоматери, то есть на самом главном месте, стоят Святой Бернар, которому посвящена капелла, но который был еще и дедом Пьеро, и апостол Петр, чье имя носил заказчик.

Мадонна ди Фолиньо

«Мадонна ди Фолиньо» (Мадонна с завесой) 1511-1512, была предназначена для алтаря церкви святого Сикста в Пьяченце и написана по заказу Сигизмондо де Конти, секретаря папы римского Юлия II. Сам заказчик изображен на картине справа, он стоит на коленях перед Девой Марией и Христом, окруженными ангелами. Рядом с Сигизмондо де Конти стоят святой Иероним и его ручной лев. Слева Иоанн Креститель и коленопреклонённый Франциск Ассизский. В 1510-х годах Рафаэль много работает в области алтарной композиции. Ряд его произведений этого рода, в числе которых следует назвать «Мадонну ди Фолиньо», подводят нас к величайшему созданию его живописи — «Сикстинской мадонне». Картина по композиции похожа на знаменитый шедевр, с той лишь разницей, что в картине «Мадонна ди Фолиньо» больше действующих лиц.

Мадонна дель Импаннато

«Мадонна дель Импанната» 1513-1514, создавалась живописцем практически в одно время с знаменитой «Сикстинской мадонной». На картине художником изображены дева Мария с младенцем Христом на руках. Рядом с ними — святая Елизавета и святая Екатерина. Справа — Иоанн Креститель. Картина свидетельствует о дальнейшем совершенствовании стиля художника, об усложнении образов в сравнении с мягкими лирическими образами его флорентийских мадонн. В Марии больше душевной силы, в движениях ее чувствуется энергия и уверенность.Картина находится в галерее Палатина во Флоренции.

Мадонна Бельведерская (Мадонна в зелени)

«Мадонна в зелени» (1506, Музей истории искусств, Вена) выделяется красотой идеального типа Марии.

Мадонна (Прекрасная садовница)

«Мадонна-садовница» (1507, Лувр, Париж).

Мадонна со щегленком

«Мадонна со щегленком» (1506, галерея Уффици, Флоренция) — одна из любимых картин Вазари: «Рафаэль был в теснейшей дружбе с Лоренцо Нази; и когда сей последний женился, тою же порой написал ему картину, где маленький Иоанн Креститель радостно вручает птичку расположившемуся у ног Пресвятой Девы мальчику к великому удовольствию обоих».

Мадонна Террануова

Название картина «Мадонна Террануова» 1504-1505 получила по одному из владельцев, итальянскому герцогу Террануова. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.

Мадонна Эстерхази

«Мадонна Эстерхази» 1508, названа по имени владельцев из итальянского семейства Эстерхази и находится в Будапеште в Музее изобразительных искусств. На последней флорентийской картине мастера изображена Дева Мария с младенцем Иисусом на руках и сидящий Иоанн Креститель. Картина не закончена, но она остаётся одним из превосходных образцов искусства Рафаэля: его мастерства композиции, соотношения масс, пластичности и ритмики движений, удивительного соединения тихой поэтической грации и скрытого драматизма.

Мадонна Альба

«Мадонна Альба» — одна из мадонн Рафаэля в форме тондо, созданная художником по заказу Паоло Джовио после переезда в Рим, в 1511 году. Это время, когда Рафаэль находился в зените творческих сил; тем же годом датирована его «Афинская школа». Долгое время тондо считалось «гвоздём» императорского Эрмитажа в Санкт-Петербурге. В 1931 году картина была продана за рубеж, после чего вошла в коллекцию Национальной галереи искусства в Вашингтоне. Национальная галерея на своем сайте оценивает «Мадонну Альба» как самое значительное произведение художника из числа находящихся в США. Поистине царственными пропорциями она превосходит более ранние мадонны, созданные Рафаэлем во Флоренции. В позе Марии и в торжественно ниспадающих складках её одеяний есть нечто от античной скульптуры. Фоном для фигур служит идеализированный пейзаж римской Кампаньи.

Бриджуотерская мадонна

Картина Рафаэля «Бриджуотерская мадонна» 1507, названа так потому, что находилась в усадьбе Bridgewater в Великобритании. Сейчас картина хранится Эдинбурге в Национальной галерее Шотландии.

Мадонна с рыбой

«Мадонна с рыбой» 1514, находится мадридском Музее Прадо. На картине изображена Дева Мария с младенцем Христом, святой Иероним с книгой, а также Архангел Рафаил и Товия (персонаж Книги Товита, которому Архангел Рафаил даровал чудесную рыбу).

Сикстинская мадонна

«Сикстинская мадонна» (итал. Madonna Sistina) еще современниками была признана одним из величайших творений эпохи. Тридцать лет спустя после написания картины знаменитый биограф художников Возрождения Вазари писал о ней как о «редчайшей и единственной в своем роде вещи». Картина посвящена самому радостному событию в жизни человечества: рождению Богочеловека, который изменил своим присутствием на земле мировоззрение, идеологию людей. Его идеи жизнеутверждающи, призывают верить в великое предназначение миссии человека, верить ближнему, сострадать ему. Эти гуманистические идеи Рафаэль творчески воплотил в своём полотне.

Малое святое семейство

Картина «Малое святое семейство» 1518-1519, изображающая Деву Марию с Христом и святую Елизавету с Иоанном Крестителем, названа «Малым святым семейством», чтобы отличать её от также находящейся в Лувре картины «Большое святое семейство» («Святое семейство Франциска I»).

Мадонна на троне (Мадонна Ансидеи)

«Мадонна Ансидей» 1505-1507, изображает Деву Марию с младенцем Христом, взрослого Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца. Картина находится в Лондонской Национальной галерее.

Святое семейство (La Perla)

Картина «Святое семейство (La Perla)» 1518 хранится в мадридском музее Prado. Это произведение Рафаэлю заказал граф Каноссы. Художник успел сделать только несколько набросков и нарисовать головку женщины. Рафаэль скончался, и доделывать полотно пришлось одному из рафаэлитов — Джулио Романо.

Мадонна делла Торре

«Мадонна делла Торре» (Madonna della Torre) написана в 1509 году. Сейчас картина находится в Лондонской Национальной галерее.

Святое семейство Каниджани

Картина «Святое семейство Каниджиани» 1507, находится в Мюнхене (Старая пинакотека). Она написана Рафаэлем по случаю бракосочетания благородного флорентийца Доменико Каниджани с Лукрецией Фрескобальди в 1507 году и, возможно, украшала супружескую спальню, либо домашнюю капеллу флорентийского дворца, поныне сохранившегося в квартале Санто Спирито. На картине изображены святой Иосиф, святая Елизавета с сыном Иоанном Крестителем и Дева Мария с сыном Иисусом.

Мадонна с канделябрами

«Мадонна с канделябрами» (Madonna dei Candelabri) датирована 1513-1514 годами. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом в окружении двух ангелов. Картина находится в Художественном музее Уолтерса в Балтиморе (США).

«Мадонна ди Фолиньо» (1512)

Эта картина была создана по заказу богатого жителя города Фолиньо, которого звали де Копни. В дом этого господина ударила молния, и чудом не было пожара, и все остались живы.

В центре верхней части картины — Мадонна с младенцем, она парит в воздухе на фоне золотого круга, символизирующего святость Богоматери и Христа, а вокруг них, в облаках, изображены детские личики херувимов.

Внизу картины на фоне пейзажа с городом Фолиньо, над которым сияет огненный след, изображены восхищённые зрители всего происходящего вместе с Иоанном Крестителем. В центре прекрасный малыш-ангел держит в руках памятную табличку. Увы, надпись стёрта временем, но ясно, что она восхваляла Богородицу и её Младенца.

«Мадонна» (1513–1514)

Сикстинская мадонна — самый знаменитый шедевр Рафаэля. Это гимн материнству, любви, состраданию и самопожертвованию. В верхней части картины под тяжёлыми зелёными занавесями изображена прекрасная молодая женщина с малышом на руках. Но это не просто женщина — это Богоматерь с благословенным Младенцем. Её взгляд полон грусти и тоски, отчаянного сопротивления будущему. Кажется, что вот-вот, она прижмёт к себе сильнее ребёнка и отвернётся, пытаясь защитить его. Но она идёт вперёд. Натурой для картины послужила красавица Форнарина, возлюбленная жена Рафаэля.

Ребёнок на картине, наоборот, полон жизни и естественного здоровья, он спокоен, волосы слегка по-детски растрёпаны. Он головой прижимается к матери. Но взгляд Христа уже серьёзен и полон ума.

Слева у ног девы изображён святой Сикст II, в честь которого и названа картина. Рафаэль изобразил на правой руке папы шесть пальцев, как скрытую шестёрку, зашифрованную в имени понтифика.

Справа склонилась в почтительности св. Варвара. Фоном картины служат облака и лики херувимов. Внизу, как бы из окна выглядывают два озорных ангела. Их абсолютное равнодушие к происходящему подчёркивает неизбежность Божественной воли.

«Мадонна Грандука» (1505)

Сюжет картины Рафаэля является традиционным для изображения Мадонны. Полотно написано под воздействием работ Леонардо. Рафаэль использовал в этой картине технику сфумато — некую смягчённость фигур и образов, придающей картине воздушность. Изначально фоном был цветущий сад, но потом он стал абсолютно тёмным. Что для этого послужило, сделал ли это сам художник или это поздняя реставрация — не известно.

Одежда Марии традиционная для икон — красное платье, как символ крови Христа, и голубая накидка, как символ непорочности. На руках Мадонны — младенец Христос. Младенцы Рафаэля всегда тщательно выписаны и реалистичны. Это образы настоящих земных малышей, пухлых, полных здоровья. Их складочки на тельце умиляют и делают их ещё более беззащитными.

«Мадонна в зелени» (1506)

Рафаэль находится на обучении во Флоренции и под влиянием великих мастеров он совершенствует свою технику и уделяет большое внимание композиции. Этот результат кропотливой работы отражается на прекрасном полотне «Мадонна в зелени».

Богоматерь сидит в полоборота на фоне чудесного пейзажа. Прекрасный зелёный луг окружён зелёными зарослями, вдали блестит водная гладь, окружённая горными склонами. У ног Мадонны играют дети — Иисус и Иоанн Креститель.

Молодая Дева Мария необыкновенна красива. Она нежно смотрит на младенцев. Иоанн протягивает крест Иисусу. В основе композиции лежит равносторонний треугольник, слегка сдвинутый влево, но она уравновешивается белизной ступни Мадонны.

По версии TopCafe Флоренция входит в список самых красивых городов мира.

Мадонна с вуалью (1508)

Мадонна для Рафаэля была символом рано ушедшей матери. Нехватка материнской любви с ранних лет превращалась под его кистью в прекрасные женские образы, которые до сих пор освещают своей божественной красотой своды храмов Ватикана и Италии.

«Мадонна с вуалью» была создана для церкви Санта-Мария по заказу папы римского Юлия II, который так восхитился этим шедевром, что заказал Рафаэлю расписать алтарь монастыря св. Сикста. В XVI веке полотно попало к Боргезе, став жемчужиной его коллекции. Затем оно попало в монастырь в Лоретто, а в 18 веке затерялась. В начале 20 века случилось чудо, когда из Нижнего Тагила доставили на реставрацию И. Грабарю изуродованную и изъеденную червями картину, написанную на дереве. Это была «Мадонна с вуалью» Рафаэля! Три года велись работы по её реставрации и после её отождествления, картина была предоставлена Музею им. Пушкина. С 1970 года шедевр вернулся в Нижний Тагил.

Картина представляет собой изображённое на деревянной доске Святое семейство. Мария нежно приоткрывает вуаль, которой был накрыт Младенец и любуется ним. Сзади справа стоит Иосиф, фигура которого была дописана Рафаэлем несколько позже на месте окна. Свет исходит только от Младенца Христа, лежащего на белых пеленах. Красная ткань платья Мадонны является символом радости и вечной жизни. Иосиф, предчувствуя муки Христа и будущее отчаянье Марии, скорбно сжимает руки. А пока мать счастлива и радуется своему ребёнку.

Иисус Христос — отец двух малышей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *