Игумен — это духовный сан человека, который руководит монастырем, становится наставником для насельником монастыря (слово произошло от греч. ἡγούμενος — «ведущий») В ряде поместных Церквей игумен также — иерархическая награда. Несмотря на то, что 2011 году Архиерейский собор Русской Православной Церкви отменил впредь сан игумена как иерархическую награду и постановил посвящать в игумены не только иеромонахов, но и архимандритов и даже архиереев, если они вступают в управление монастырем. Одновременно с саном игумена должен вручаться посох. В «белом духовенстве» сан игумена соответствует протоиерею.

Чем занимается игумен

Высокое звание игумена предполагает наличие богатого духовного опыта, но не стоит забывать и об опыте управления общиной. Игумен — начальник монастыря, который контролирует все процессы монастыря, решает возможные конфликты, примиряет братию. Значение греческого слова, от которого произошло звание «игумен» достаточно полно раскрывает то, чем занимается игумен — «ведущий». Игумен ведет братию к образцу праведной жизни.

Игумен Исаия

Посох игумена

Как знак высокого сана, игумен получает посох. Этот трость, означающая принадлежность к высшей церковной власти. Сам по себе посох не обладает никакими сверхъестественными свойствами, это просто значимый для православных христиан символ. Посохи бывают:

  1. Богослужебными (торжественными);
  2. Внебогослужебными.

Первые обычно богато украшены и предназначены для богослужений, их верхушка увенчана Крестом. Навершие посоха может выглядеть по-разному:

  • древняя форма, восходящая к VI в., в виде перевернутого якоря;
  • форма, распространившаяся в XVI-XVII вв. – в виде двух змей, извивающихся кверху.

В России у каждого посоха игумена обычно есть еще и сулок, специальный платок у навершия, который охраняет руку игумена от мороза в холодное время года.

Проповеди игумена Саввы

Кто может получить сан игумена

  • Иеромонахи;
  • Архимандриты;
  • Архиереи.

При условии, что они согласны принять звание игумена и высокую ответственность, которую оно предполагает.

Может ли игумен жениться

Человек в сане игумена может вступить в брак только при условии снятия этого сана. В Русской Православной Церкви браки разрешены только «белому духовенству» и только при условии, что человек вступает в брак до принятия священнического сана. Монашествующие в Церкви дают обет безбрачия, нарушив который человек считается клятвопреступником, так как этот обет дается Богу.

Православная энциклопедия

Кто такой иеромонах?

Один из знакомых многим церковных чинов — иеромонах. Иеромонах — это человек, который является одновременно и монахом, и священником, т.е. в отличие от простого монаха он может вести богослужение и часто даже имеет свой церковный приход.

Иеромонах — это священник, который является монахом

Обращаясь к истории, стоит сказать, что изначально монахам было строго запрещено принимать священный сан по той причине, что они выбирали жизнь отшельника, а значит, не могли вести пасторскую и общественную деятельность, с которой всегда была связана жизнь священника. По этой причине в первые несколько веков христианства сан иеромонаха мыслился как нечто несопоставимое.

Но постепенно, когда монахи стали объединяться в общины и затем обители, стала появляться потребность в духовном наставнике и соответственно — священнике, которого стали выбирать к рукоположению из монахов.

Происхождение термина

Слово «иеромонах» пришло из Греции и происходит оно из слияния двух корней — «иерос» и «монос». Первый корень — «иерос» дословно переводится как прилагательное «священный», второй корень — «монос» означает «один».

Соответственно все слово имеет перевод близкий к значению «священный одиночка».

Значение слова «иеромонах»

Термин «монос» обозначает человека, выбравшегося для себя отшельничество и духовное совершенствование, но при этом и отказ от брачных уз и многих мирских благ. Вероятно, по этой причине в русском языке слово прижилось в значении «монах».

Возвращаясь к слову «иерос», можно добавить, что именно от этого слова происходит другое греческое слово «иереус» — священник. Таким образом, можно сделать вывод, что слово «иеромонах» на русской православной почве закрепилось в значении «монах-священник».

Читайте о православии:

  • Насилие в семье в православии
  • Духовная пища
  • Как прикладываться к мощам святых

Черный и белый священник — в чем отличие?

В православной церкви все духовенство подразделяется на 2 категории — черное и белое. К черному духовенству относятся монахи, принявшие постриг, соответственно к белому относятся священники, не принявшие монашеского обета.

Важно! Самое главное отличие между черным и белым духовенством заключается в том, что духовным санам, относящемся к белому духовенству, можно вступать в брак.

Среди людей существует предубеждение, связанное, несомненно, с семантикой цвета, о том, что белое духовенство лучше черного. Этот вопрос требует дополнительного разъяснения, ведь в разных вопросах, которые часто адресуют прихожане батюшке белый или черный священник могут быть полезны.

Сан иеромонаха соответствует сану иерея в белом духовенстве

К примеру, если человек обращается к батюшке с вопросом о семейных проблемах, то более практично ответит на этот вопрос белый священник, в силу того, что он сам имеет семью. Но если паломник или монах обратится к священнику с вопросом, касающимся глубоко духовных исканий, то здесь будет более уместна помощь черного иеромонаха, т.к. он сам прошел этот путь.

Иеромонахи в других конфессиях

Интересно будет заметить, что сан иеромонаха не является только лишь принадлежностью Русской православной церкви, в католичестве и даже англиканстве также имеется этот духовный чин, но он сохранился лишь в более древних христианских общинах.

Кроме того, не лишним будет знать, что во многих религиях существует понятие «иеромонах», но именуется этот человек иным словом, хотя выполняет ровно ту же работу.

История жизни иеромонаха Трифона

Смотреть что такое «Игуменья» в других словарях:

  • игуменья — см. настоятельница Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. игуменья сущ., кол во синонимов: 2 • … Словарь синонимов

  • ИГУМЕНЬЯ — ИГУМЕНЬЯ, игуменьи, род. мн. игумений, жен. (церк.). Настоятельница женского монастыря. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

  • игуменья — ИГУМЕНЬЯ, и, жен. Настоятельница православного монастыря. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

  • игуменья — Игуменья, как и в предыдущем слове, здесь звук е сохраняется во всех формах, в том числе и в родительном падеже множественного числа: все ждали появления игумений (не игумний) … Словарь ошибок русского языка

  • игуменья — игуменья, род. мн. игумений … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • ИГУМЕНЬЯ — ИГУМЕН, ИГУМЕНЬЯ настоятель, настоятельница монастыря. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. ИГУМЕНЬЯ в православной церкви: настоятельница женского монастыря … Словарь иностранных слов русского языка

  • игуменья — ИГУМЕНЬЯ, и, ж То же, что настоятельница (в православии). Игуменья Агния ввела в монастыре общежительный устав, до этого у каждой монахини была своя одежда и еда … Толковый словарь русских существительных

  • игуменья — настоятельница монастыря , др. русск., ст. слав. игоумениѩ (Супр.), из греч. ἡγουμένη – то же; Фасмер (см. предыдущее) … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

  • Игуменья — ж. 1. Духовный чин, присваиваемый настоятельнице православного женского монастыря. 2. Лицо, имеющее такой чин. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • игуменья — игуменья, игуменьи, игуменьи, игумений, игуменье, игуменьям, игуменью, игумений, игуменьей, игуменьею, игуменьями, игуменье, игуменьях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

Первый жен. мон-рь основал св. Пахомий Великий для своей сестры Марии. Богатая римлянка прп. Мелания Старшая († 439) основала мон-рь на Масличной горе, римлянка Павла († 404) также учредила мон-рь (блж. Иероним Стридонский перевел для нее расширенные правила св. Пахомия), Мелания Младшая (V в.) прославилась основанием мн. мон-рей. Основательницами мон-рей часто являлись царские особы, князья, богатые женщины, нек-рые из последних вкладывали все свое состояние в мон-рь, становились настоятельницами и впосл. И. Визант. имп. св. Ирина ок. 1114 г. устроила жен. мон-рь во имя Богородицы Благодатной (Κεχαριτωμένης), составив для него подробный устав и определив содержание (Соколов. С. 159).

На Руси первый жен. мон-рь — Ирининский — был основан в 1-й пол. XI в. св. блгв. кн. Ярославом Мудрым; владимирский Успенский жен. мон-рь (Княгинин) был построен в XIII в. вел. кн. Владимирским Всеволодом Большое Гнездо по обету жены Марии, принявшей в мон-ре постриг с именем Марфа (Русские монастыри. 1995. С. 223). В XIV в. супругой кн. Димитрия Донского был основан Вознесенский мон-рь в Кремле. Усманский в честь Успения Пресвятой Богородицы Софийский женский монастырь, упраздненный и обветшавший, отстроила в 1799 г. «майорская дочь» Н. Фёдорова, к-рая все свое имущество передала обители (Смолич. С. 298). Основательницей Аносина Борисоглебского женского монастыря (1823) была кнг. Евдокия Мещерская (урожд. Тютчева), свт. Филаретом Московским она была пострижена в монашество (иноческое имя — Евгения) и поставлена И. мон-ря (Там же. С. 297-298).

Иногда иноческие общины появлялись при содействии старцев и окормлялись ими. Прп. Серафим Саровский основал Мельничную общину, к-рая слилась с Казанской Дивеевской, в результате образовался Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы женский монастырь (1861); прп. Серафим способствовал расцвету иноческого аскетизма в жен. обители. Прп. Амвросий Оптинский основал сестринскую общину в Шамордине (недалеко от Оптиной пуст.) и духовно окормлял общину.

В XIX в. в России наблюдается значительное увеличение числа жен. мон-рей. В Екатеринбургской епархии, напр., в XIX — нач. XX в. возникло 10 жен. обителей. Становление мон-ря от богадельни или общины до офиц. учреждения занимало иногда неск. десятилетий. Жен. мон-ри получали от гос-ва меньшее содержание, чем мужские, но они успешно занимались хозяйством: держали скот, птицу, выращивали овощи, так что могли повысить доходы, вместе с тем широкая благотворительность, к-рую они осуществляли (больницы, приюты для престарелых, сиротские приюты, школы для девочек и др.), требовала много средств. В этих обстоятельствах велика была роль И., которая являлась организатором и управительницей в мон-ре. И. заботилась не только о материальной, но прежде всего о духовной жизни сестер.

И. в мон-ре — наставница подвизающихся в нем в деле спасения. Она поддерживает уставной порядок в мон-ре, следит за исполнением молитвенного правила. Монахини выходят из мон-ря только в сопровождении старицы или старших сестер и только по разрешению И. (Трул. 46). И. принимает послушниц в мон-рь. 19-е прав. Вселенского VII Собора, фиксируя нарушения, встречавшиеся в жизни мон-рей, и пресекая их, утверждает, что И., принимающая в монашество «за злато», «да изгонится из монастыря, и да предастся во иный монастырь в послушание».

В древней Церкви И. заведовали исповедью и покаянием монахинь своего мон-ря. В Житии тавеннисийской подвижницы прп. Евпраксии говорится, что в мон-ре было постановлено открывать настоятельнице о каждом искушении (PL. 64. Col. 626-627) (Смирнов. С. 159). Однажды все сестры в Тавеннисийском монастыре открыто исповедовались перед отшельником, каясь, что издевались над юродивой сестрой, он принял их исповедь и помолился о них. В первых жен. мон-рях не было власти, налагавшей епитимии, такой властью был находящийся вне мон-ря старец, ведавший дисциплинарными взысканиями, а сакраментальную исповедь совершал приходящий пресвитер. Порядок исповеди устанавливается в правилах свт. Василия Великого: «Гораздо благоприличнее и безопаснее такая исповедь, которая бывает при старице перед пресвитером, способным предложить благоразумный способ покаяния и исправления» (Basil. Magn. Asc. br. 110). Очевидно, что старица была нравственным руководителем для младших и не обладала правом исповеди, она в данном случае выступала как надзирательница и, вероятно, самой исповеди не слышала. По-видимому, И. рано завладевают исповедью и покаянием подчиненных им сестер, т. о., сакраментальная исповедь была потеснена старческой (Смирнов. С. 98). По «Наставлениям инокиням», надписанным именем патриарха Иоанна Постника, И., принимая исповедь сестры перед иноческим постригом, «узнает помыслы сердца и все содеянное каждою с детства» — эта исповедь особенно важная, она обнимает всю жизнь буд. постриженицы. И. приносилось исповедание повседневных грехов и помыслов, она же налагала епитимии. После периода Вселенских Соборов И. исповедовали и налагали епитимии, ощущая себя «духовными матерями» подчиненных инокинь (Там же).

Русская Церковь Собором 1503 г. установила, что духовником в жен. мон-ре может быть только приходский священник, богослужение может совершать лишь приходский священник (см. также: Макарий. 1996. Кн. 4(1). С. 73). В разд. «О настоятелях монастырских» Прибавления (1722) к «Духовному регламенту» говорится, что в жен. мон-ре должен принимать исповедь духовник-иеромонах (57). Определением Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. «О монастырях и монашествующих» утверждается, что в каждой обители для духовного окормления насельниц желательно иметь старицу, преуспевшую в духовной жизни, знакомую со Словом Божиим, с творениями и правилами св. отцов, способную к руководству в духовной жизни (IV 28-30); в каждой обители должен быть духовник, для мантийных монахинь он назначается епархиальным архиереем из монашествующих (IV 30, 32). В истории рус. жен. монашества старицы играли заметную роль. Так, в привилегированном Новодевичьем мон-ре в 1602/3 г. численность стариц достигала 131 чел.: после И. и келаря следуют 20 княгинь и боярынь, 24 крылошанки большие, 10 крылошанок меньших и 75 рядовых стариц. Вероятно, они исполняли руководящие функции, как и соборные старцы в муж. монастырях (Колычева. С. 90).

История монашества знает мн. И., к-рые прославились своим подвижничеством. Так, в сер. IX в. в К-поле прославилась подвигами И. мон-ря Хрисовалант св. Ирина, и в игуменском служении, явив себя образцом управительницы мон-ря и опытной наставницей монахинь в деле спасения, она показала еще более высокие подвиги, чем прежде: в стоянии проводила недели, истощала себя воздержанием в пище и питье, с глубоким сокрушением молилась. И. мон-ря Аренария близ Россано (Юж. Италия) Феодора, постригшаяся в юном возрасте, достигла такой нравственной высоты, что во всем Россано ей не было равных (Соколов. С. 424-425, 428). Образы И., прославившихся аскетическими подвигами, дают «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX вв.»: это Дорофея из Знаменского мон-ря под Тамбовом, Антония из Сретенского мон-ря под Каширой, схиигум. Олимпиада из арзамасского во имя Алексия, человека Божия, монастыря и мн. другие (Смолич. С. 304).

В наст. время в РПЦ жен. мон-ри, как правило, возглавляют И. Причем иногда при возрождении мон-ря настоятельницей назначается монахиня или даже в исключительных случаях мирянка, к-рая в дальнейшем возводится в сан И., в последнем случае — после пострижения.

В соответствии с «Положением о наградах РПЦ 2004 г.» (разд. II 5) «настоятельницы монастырей, назначенные Священным Синодом, по должности носят наперсный крест, который возлагается епархиальным архиереем. В случае оставления ими должности, они не имеют права ношения наперсного креста. За многолетнее усердное служение Святейшим Патриархом Московским и всея Руси настоятельницы монастырей могут быть удостоены сана игумении. Игумении за особые заслуги Святейшим Патриархом Московским и всея Руси могут быть удостоены права ношения креста с украшениями». И. «за церковные заслуги и во внимание к монастырям, ими управляемым, могут быть удостоены права употребления игуменского посоха. Они не употребляют игуменский посох в присутствии архиерея. В случае оставления должности настоятельницы монастыря игумении не имеют права употреблять игуменский посох» (II 6).

Ист.: О монастырях и монашествующих // Собор, 1918. Определения. Вып. 4. С. 31-43; Никодим , еп. Правила; Духовный регламент. Прибавление о правилах причта церковного и чина монашеского // Законодательство Петра I. М., 1997. С. 582-603; Правила ВС с толк. 2000; Устав РПЦ, 2000; Положение о наградах РПЦ: Принято Архиерейским Собором РПЦ 3-8 окт. 2004 // www.mospat.ru .

Лит.: Соколов И. И. Состояние монашества в византийской Церкви: с пол. IX до нач. XIII века (842-1204). Каз., 1894; Marin E. Les moines de Constantinopole: depuis la fondation de la ville jusqu’ à la mort de Photius (330-898). P., 1897. P. 85-97; Смирнов С. И. Духовный отец в древней Восточной Церкви: (История духовничества на Востоке). Серг. П., 1906; Leclercq H. Higoumène // DACL. Fasc. 78/79. Col. 2381-2383; Таисия , мон. Русское православное женское монашество XVIII-XX вв. Серг. П., 1992р; Никодим , еп. Право. С. 653-660; Русские монастыри. М., 1995; Макарий. История РЦ. 1994-1997. Кн. 1-7; Смолич И. К. Русское монашество: 988-1917. Жизнь и учение старцев. М., 1997; Серафим , иером. Женские иноческие уставы. ; Смоленск, 2002; Колычева Е. И. Православные монастыри второй половины XV-XVI века // Монашество и монастыри в России: XI-XX века: Историч. очерки. М., 2005. С. 25-56; Русские монастыри. Новомосковск, 2007.

Л. В. Литвинова

Игумен: кто это?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *