Аслан: значение имени, происхождение, толкование судьбы и характера

  • 17 Сентября, 2018
  • Значение
  • Ульяна Романова

Аслан – это довольно звучное и нечасто встречающееся в русском народе мужское имя. У него, как и у любого другого, имеется свое уникальное значение и особая энергетика. А потому оно заслуживает особого внимания.

Каково значение имени Аслан? Откуда оно произошло? Какой отпечаток накладывает на характер своего обладателя? На эти и многие другие вопросы, касающиеся данной темы, сейчас следует дать ответы.

Происхождение

С него следует начать. Происхождение у имени Аслан тюркское, в переводе оно означает «могучий лев». Сильно распространено на Западе. В этой культуре оно известно как имя героического льва, который символизирует Иисуса Христа в серии книг «Хроники Нарнии», автором которой является К. С. Льюис.

Еще полезно знать, что его использовали для описания качеств турецких султанов, правивших в Средние века. Это Мехмет I, Баязид I и Ихтияр уд-Дин Орхан-бей.

Что ж, какой национальности имя Аслан, ясно. Следует также оговориться, что оно существует в различных вариациях во многих языках. Есть версия Асилэн (Китай), Асыран (Корея), Асаран (Япония), Асалан (Индия). В оригинале оно часто встречается не только в арабских странах, но еще в Германии, Испании и Франции.

Почти три года назад я обсуждал идею этой статьи с переводчицей Натальей Леонидовной Трауберг, светлой и мудрой христианкой, когда-то впервые открывшей российскому читателю Клайва Льюиса. Наталья Леонидовна очень живо отреагировала тогда, и мы договорились, что я приеду к ней обсудить текст готовой статьи. Однако вскоре она слегла, и успеть написать статью при ее жизни у меня так и не дошли руки. Теперь мне остается только посвятить статью ее памяти с благодарностью Богу за встречу с этим дивным человеком.

Наталья Трауберг. Фото Владимир Ештокин

Представьте себе книжку с картинками, из которой внезапно исчезли буквы. Картинки красочные, смотреть интересно, можно даже представление о сюжете составить. Но все же, несмотря на впечатления от картинок, мы будем лишены большей части того, что эта книга могла бы дать.

Хорошо, что так не бывает. Но вот так, чтобы буквы остались, а смыслы исчезли, — так, увы, случается. Может, и не все смыслы, но самые важные. Так вышло с «Хрониками Нарнии» в России.

«Лев, колдунья и платяной шкаф».
Москва, издательство «Детская литература», 1978 г

Дело в том, что Клайв Льюис писал сказки-притчи для детей и взрослых, более или менее знакомых с христианством — с ключевыми библейскими сюжетами, с основными понятиями христианского вероучения. Правда, по его словам, ошибаются люди, которые «думают, что я начал с того, что спросил себя, как бы рассказать детям о Христианстве; составил список основных христианских истин и выработал аллегории, чтобы описать их. Всё это — чистая фантазия. Я не смог бы так писать. Всё начиналось с образов: фавн, несущий зонтик, королева на санях, великолепный лев. Изначально не планировалось ничего, связанного с христианством, этот элемент проявился как бы сам по себе» ( К. С. Льюис, «Другие миры»). Однако христианство «проявилось» под пером сказочника потрясающе глубоко и ярко. Но для постсоветского читателя, зачастую имеющего весьма отдаленное представление о христианстве, из этой дивной книжки исчезла немалая часть смыслов. В таком случае, хорошо бы поднести страницы книги к светильнику (бывают такие невидимые буквы, которые проявляются вблизи лампы), и тогда содержание ее оживает, как самоцветы на дне нарнийского мира, в стране Бисм: «А у нас в Бисме все это живое, как трава или цветы. Я сорву для вас ветку спелых рубинов, выжму чашечку алмазного сока. Да вы и прикоснуться не захотите к холодным сокровищам ваших мелких шахт, когда испробуете живые». (Перевод Татьяны Шапошниковой).

Клайв Стейплз Льюис, 1947 г

Протоиерей Александр Мень говорил о попытках изображать Иисуса Христа в художественных произведениях: «образ Христа… не обладает той яркостью, которая присуща ему в Евангелиях. Здесь нет ничего удивительного. Для художественной литературы подобная задача так и осталась непосильной. Пожалуй, единственный из беллетристов нашего века, который с ней справился, — это Клайв Стейплз Льюис. Но в его цикле о фантастической стране Нарнии дан не исторический Христос; Его символизирует образ священного Льва Аслана. Однако этот иносказательный образ ближе к евангельскому Христу по духу, чем все попытки романистов «живописать» события Нового Завета» (Мень А. В поисках подлинного Христа. Евангельские мотивы в западной литературе // Иностр. лит. — 1991. — № 3. — С. 237–247.) Тем, кому случится соотносить «Хроники Нарнии» со Священным Писанием, например, на уроках внеклассного чтения, или разбирая книгу с собственными детьми, я бы советовал обозначить основную тему каждой сказки-притчи. Конечно, с оговоркой, что эта тема не единственная, что Льюис глубок, и у него не только в каждой сказке, но и в отдельном эпизоде можно обнаружить несколько пластов. Тем не менее, попробуем начинать с главного…

«Конь и его мальчик»

В этой сказке нет перемещений между мирами: всё действие происходит в Нарнии и окрестностях. Главная тема — Промысл. Когда раскрываются значения неслучайно складывавшихся событий, важно не свести смысл сказки к плоскому «все в жизни не просто так», а суметь раскрыть смысл промысла Божия как взаимодействие воли всеведущего Бога и свободной творческой воли человека. Кульминация темы промысла Божия — встреча главного героя, мальчика по имени Шаста, с неведомым ему и поначалу невидимым для него Асланом:

Что-то (или кто-то) шло так тихо, что Шаста подумал, не померещилось ли ему, и успокоился, но тут услышал очень глубокий вздох и почувствовал на левой щеке горячее дыхание. Конь шел неспешно, а существо шло почти рядом. Шаста терпел, сколько мог; наконец, он спросил:

— Кто ты такой? — и услышал негромкий, но очень глубокий голос:

— Тот, кто долго тебя ждал.

— Ты… великан? — тихо спросил Шаста.

— Можешь звать меня великаном, — отвечал голос. — Но я не из тех созданий, которых ты назвал бы великанами.

— Я не вижу тебя, — сказал Шаста и вдруг страшно испугался. — А ты… ты не мертвый? Уйди, уйди, пожалуйста! Что я тебе сделал? Нет, почему мне хуже всех?

Теплое дыхание коснулось его руки и лица.

— Ну как, живой я? — спросил голос. — Расскажи мне свои печали.

Иллюстрация Pauline Baynes

И Шаста рассказал ему всё — что он не знает своих родителей, что его растил рыбак, что он бежал, что за ним гнались львы, что в Ташбаане случилась беда, что он настрадался от страха среди усыпальниц, а в пустыне выли звери, и было жарко, и хотелось пить, а у самой цели еще один лев погнался за ними и ранил Аравиту. Еще он сказал, что давно ничего не ел.

— Я не назвал бы тебя несчастным, — сказал голос.

— А то как же! И львы за мной гнались, и…

— Лев был только один, — сказал голос.

— Да нет, в первую ночь их было два, а то и больше, и еще…

— Лев был один, — сказал голос. — Он быстро бежал.

— А ты откуда знаешь? — удивился Шаста.

— Это я и был, — отвечал голос.

Шаста онемел от удивления, а голос продолжал:

— Это я заставил тебя ехать вместе с Аравитой. Это я согревал и охранял тебя среди усыпальниц. Это я, — уже львом, а не котом — отогнал от тебя шакалов. Это я придал лошадям новые силы в самом конце пути, чтобы ты успел предупредить короля Лума. Это я, хотя ты того и не помнишь, пригнал своим дыханьем к берегу лодку, в которой лежал умирающий ребенок.

— И Аравиту ранил ты?

— Да, я.

— Зачем же?

— Сын мой, — сказал голос, — я говорю о тебе, не о ней. Я рассказываю каждому только его историю.

— Кто ты такой? — спросил Шаста.

— Я — это я, — сказал голос так, что задрожали камни. — Я — это я, — громко и ясно повторил он. — Я — это я, — прошептал он едва слышно, словно слова эти прошелестели в листве.

Шаста уже не боялся, что кто-то его съест, и не боялся, что кто-то — мертвый. Но он боялся — и радовался. (Перевод Натальи Трауберг).

В письмах Льюис подтверждал верность догадок читателей о том, что троекратный ответ Аслана «Я — это я» — намек на исповедание Бога, единого в Троице.

«”Покоритель зари”, или Плавание на край света»

В этой сказке наибольшее количество тем из сферы нравственности, многие из ее эпизодов можно было бы рассматривать как притчи. В качестве наиболее важной можно было бы выделить тему покаяния, раскрытую в образе Юстэса — двоюродного брата детей Пэвенси, который попал в Нарнию вместе с Люси и Эдмундом. Исключительно вредный характер Юстэса приводит к тому, что на одном из островов он попадает в печальное приключение: превращается в огромного дракона, с которым путешественники не знают, что делать, поскольку остров пора покидать, а взять дракона с собой невозможно. Когда сам Юстэс-дракон приходит в отчаяние, ему является Аслан:

Лев велел встать и идти за ним.

Мы поднялись на какую-то гору, посреди сада был источник. Лев велел мне раздеться, я ответил было, что раздеться не могу, потому что не одет, но тут вспомнил, что драконы — вроде змей, а те ведь умеют сбрасывать кожу. Наверное, подумал я, этого он и хочет, и начал скрестись, царапаться, только чешуя посыпалась. Потом я вонзил когти поглубже, и с меня полезла шкура, как с банана. Она слезла целиком, и упала на землю. Ох, какая она была мерзкая! Я обрадовался и пошел к воде.

Но когда я собирался окунуться, я увидел свое отражение. Шкура была такая же грубая, морщинистая, чешуйчатая. Ничего, подумал я, наверное, это еще одна, нижняя, сниму и ее. Я снова стал чесаться и скрестись, и нижняя шкура сошла не хуже верхней. Я положил ее рядом и снова двинулся по ступеням.

И опять все повторилось, как в первый раз.

Тогда лев сказал: «Давай-ка я сам тебя раздену». Я очень боялся его когтей, но теперь мне было все равно, и я послушно лег на спину.

Он дернул шкуру, и мне показалось, что он мне сердце разорвет. А когда она стала слезать, боль была такая, какой я в жизни не знал. Выдержал я от радости: наконец-то шкура сойдет! Ну так вот, он содрал эту мерзкую шкуру, как трижды сдирал я, только теперь было больно, и бросил ее на землю. Она была гораздо толще, грязнее и гнуснее, чем три первые. А я вдруг стал гладкий, как очищенный прутик, и очень маленький… Тут он подхватил меня лапами — тоже очень больно, без кожи-то! — и швырнул в воду. Вода обожгла меня, но через мгновение стало хорошо — я плавал, плескался, нырял, пока не почувствовал, что рука уже не болит. Тогда я и увидел, что снова превратился в человека. (Перевод Татьяны Шапошниковой).

Человек пытается раскаиваться, исправлять греховную жизнь, но раз за разом ничего не меняется. Под содранной драконьей шкурой оказывается другая, такая же. И только когда Сам Господь, попуская быть болезням, клевете, скорбям, помогает покаянному очищению души, бывает очень больно, но боль эта служит к облегчению, к восстановлению поврежденного грехом человеческого облика. Еще важно помнить, что покаяние является основным смыслом таинства крещения, поэтому ассоциация источника с купелью крещения не случайна.

«Серебряное кресло»

Иллюстрация Pauline Baynes

В этой сказке Юстэс и его соученица по имени Джил по повелению Аслана отправляются на поиски принца Рилиана — пропавшего сына короля Каспиана. Джил получает от Аслана задание: утром, днем и вечером она должна повторять то, что Лев велел ей запомнить, а именно — определенные приметы, называемые в сказке знаками, с помощью которых дети смогут найти принца. Джил не видит смысла в этих повторениях, особенно когда все устали, замерзли и хотят спать. Знаки постепенно забываются, и путники попадают в беду. Им удается выбраться только благодаря Аслану, который явился Джил во сне и напомнил знаки. Смысл лейтмотива необходимости повторения знаков, и, соответственно, центральная тема книги «Серебряное кресло» — духовная дисциплина. Регулярность молитвенного правила, чтения Писания, участия в богослужениях необходима в христианской жизни; отказ от этой регулярности приводит к печальным последствиям. «Бог будет судить нас не за оставление молитвы, а за последовавший за этим оставлением вход в нас бесов» — это слова преподобного Исаака Сирина.

В начале 1990-х диакон Андрей Кураев написал замечательную статью «”Закон Божий” и ”Хроники Нарнии”». О. Андрей объясняет в ней, в частности, «отсутствие чуда Евхаристии — главного чуда Евангелия» в льюисовских сказках: «В мире Нарнии, где и так слишком много чудес, церковные таинства (и важнейшее среди них — чудо Причастия Богу) выглядели бы слишком обыденно, неизбежно редуцировавшись до ритуальной магии». Долгое время я был согласен с этой мыслью, но однажды увидел… если не опровержение ее, то важную оговорку. Вот эпизод из финала сказки «Серебряное кресло», где звучит явный намек на Причастие, поскольку речь идет о животворящей Крови Господней, преображающей тленное человеческое естество в бессмертное:

— Сын Адама, — сказал Аслан, — пойди в чащу, сорви колючку и принеси ее мне.

Юстэс повиновался. Колючка была с целый фут длиной и острая, как шпага.

— Воткни ее в мою лапу, сын Адама, — сказал Аслан, протягивая Юстэсу правую переднюю лапу.

— Это непременно надо? — спросил Юстэс.

— Да, — сказал Аслан.

И Юстэс стиснул зубы и воткнул колючку, и показалась огромная капля крови, и упала в ручей над телом короля. Скорбная музыка смолкла, а мертвый король стал меняться. Белая борода посерела, потом пожелтела, укоротилась, исчезла совсем; запавшие щеки округлились, морщины разгладились, глаза открылись; он улыбнулся, поднялся, и перед ними встал юноша, нет — мальчик (Джил не смогла бы сказать точно, на горе Аслана возраста нет, да и тут, у нас, только очень глупые дети выглядят совсем по-детски, и очень глупые взрослые совсем по-взрослому). Он бросился к Аслану и обнял его, и поцеловал, как целует король, а Аслан поцеловал его, как целует лев. (Перевод Татьяны Шапошниковой).

Детство

Итак, какая у имени Аслан национальность, мы разобрались. Теперь можно более подробно рассказать о том, как оно отражается на характере своего обладателя.

Мальчик, которого так назвали родители, растет активным, но капризным. Самая непосильная для него задача – посидеть на одном месте хотя бы пару минут. Внутри него буквально пылает огонь. Эта энергия требует реализации, так что задача родителей – найти мальчику полезное и развивающее хобби.

Но как ни странно, малыш с именем Аслан вполне может играть в одиночестве. У него хватит фантазии, чтобы развлечь самого себя.

Разумеется, в компании такой ребенок является заводилой и лидером. А в школе из-за чрезмерной активности бывают проблемы. Он отвлекается на уроках, усваивает не всю информацию, спорит с педагогами. В чем ему нет равных, так это в освоении иностранных языков. А вот выполнение заданий по другим предметам родителям придется контролировать.

Юность

Чем старше становится парень, носящий имя Аслан, тем чаще он задумывается о жизни. Он становится серьезнее, его отношение к учебе меняется. Парень реально начинает интересоваться изучением предметов, стремится закрепить полученные знания, нередко записывается сразу на несколько дополнительных курсов.

Юноша осознает: в будущем он хочет не только занять руководящую должность, но еще и стать финансово состоятельным человеком. Это его цель. А ради нее он будет прикладывать всевозможные усилия, бесстрашно преодолевая на пути любые преграды. Сбить его с намеченного пути не удастся никаким обстоятельствам.

К жизни Аслан относится рационально, но к своей интуиции прислушивается часто. И она его подводит очень редко.

Зрелость

Продолжая рассказывать о том, что означает имя Аслан, надо обсудить и то, каким этот человек становится в возрасте. С годами он все больше ценит комфорт. Этому человеку важно себя чувствовать свободно, легко и уютно. Он прекрасно понимает, что для достижения комфорта нужны деньги. А потому активно занимается построением карьеры и зарабатыванием денег.

Умение поймать удачу за хвост и логический склад ума помогают ему добиться многих успехов. Также Аслан никогда не упускает своего шанса, всегда демонстрирует свои аналитические способности.

Однако у его желания постоянно двигаться вперед имеются и недостатки. Идя вперед по карьерной лестнице, он много чего (и кого) не замечает и вследствие этого наживает себе врагов. Они будут пытаться вставлять ему палки в колеса. Однако даже будь у него тысяча недоброжелателей, своей целеустремленности Аслан не утратит.

Влияние времен года

Интересно, что Аслан, родившийся зимой, может совершенно не походить на обладателя этого же имени, появившегося на свет весной. Сезонные характеристики представляют определенный интерес, и вот их суть вкратце:

  • Зима. Аслан растет не особо волевым человеком. Он не карьерист, ему важно заработать такое количество денег, чтобы обеспечить себе комфортный уровень существования, но не более. Зато ему свойственна откровенность, общительность и открытость.
  • Весна. Целеустремленность и активность – вот что характеризует Аслана, родившегося в это время года. Он тот, кто не свернет с намеченного пути, даже если настанет апокалипсис. Еще этот парень очень популярен среди девушек, однако взаимностью редко кому отвечает.
  • Лето. Этот Аслан — настоящий везунчик. Его не отличает рациональность, он привык подходить ко всему творчески. Нетривиальные решения и незаурядность – его особенности.
  • Осень. Появившийся на свет в сентябре, октябре или ноябре Аслан крайне ленив. А еще ему не хватает активности, непосредственности и легкости общения. Но если возникает необходимость, он собирается с силами и выдает такой результат, которого никто не ожидал.

Здоровье

Раз речь идет о значении имени Аслан, то и данной теме надо уделить внимание. Этот молодой человек с детства имеет крепкое здоровье и впечатляющую выносливость. Детские болезни его обходят стороной. Но с возрастом могут появиться проблемы.

Из-за того, что Аслан много работает и перегружает самого себя, он столкнется с хронической усталостью и головными болями. А к 40 годам может развиться гипертония. Ему не рекомендуется забывать об отдыхе и укреплении иммунитета. Также не помешают занятия спортом.

Отношения

И этой теме надо уделить внимание, рассказывая о значении имени Аслан. В молодости этот парень очень любвеобилен, ведет активную сексуальную жизнь. К девушкам может относиться несерьезно. Чем быстрее он добивается расположения леди, тем быстрее теряет к ней интерес.

Однако и Аслан может влюбиться. Если это случится, то его дама будет купаться в заботе, любви, нежности, ласке и внимании. Как правило, любовь он находит в более зрелом возрасте, как следует нагулявшись.

Если же ту самую, единственную Аслан не находит, то начинает искать на роль супруги женщину, соответствующую его требованиям. Их у него много. Можно даже сказать, что требования завышенные. Ему важно, чтобы жена занималась бытом, следила за собой, вкусно готовила, а также воспитывала детей. Он, в свою очередь, будет хранить супруге верность и проводить много времени с малышами.

Увлечения и работа

И данной теме стоит уделить немного внимания, рассказывая о значении имени Аслан. С детства этот молодой человек тянется к точным наукам. А потому нередко становится программистом. В этой деятельности ему помогает и знание языков, к изучению которых, как уже говорилось, у него имеется предрасположенность.

Больше всего ему подходят те деятельности, в которых можно реализовать аналитические способности. Еще Аслан может проявить себя в спорте.

Впрочем, что бы он ни выбрал, этот мужчина станет трудоголиком. Ради карьеры он готов ночевать на работе. Для него не существует невыполнимых задач, он может найти выход из практически любой ситуации, причем не применяя хитрости и подлости. Также он не боится рисковать. Благодаря наличию этого качества парень может открыть свой бизнес.

Астрологические соответствия

Данной теме стоит уделить внимание напоследок. Вот астрологические соответствия имени Аслан:

  • Покровительствующая стихия – воздух.
  • Подходящий знак зодиака – Рыба.
  • Тотемное животное, растение и дерево – дельфин, жасмин, дуб.
  • Камень-талисман – сапфир.
  • Приносящий удачу металл – олово.
  • Планета-покровитель – Юпитер.
  • Благоприятствующий цвет – малиновый.
  • Счастливое время года и день – лето, четверг.
  • Число имени – 4.

Хроники Нарнии: Лев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *