Традиционно большинство памятников оформляется портретом, текстом, словами памяти и крестом. При выборе креста на памятник у заказчиков достаточно часто возникают затруднения: какой крест выбрать? Кресты бывают четырёхконечные, шестиконечные, восьмиконечные. Какой из них православный, какой католический, в чём разница между крестами? Попробуем выяснить.

Как выбрать крест на памятник

В мире существовало и существует огромное количество крестов: древнеегипеткий Анх, кельтский крест, солнечный, латинский, православный, византийский, армянский («цветущий»), Андреевский и другие кресты – это всё геометрические символы, использовавшиеся в различные эпохи и в современности для выражения различных смыслов. Большинство крестов так либо иначе связаны с христианством.

В христианской традиции почитание креста берёт начало от предания о мученической смерти Иисуса Христа. Казнь через распятие существовала и до Христа – так распинали обычно разбойников, – однако в христианстве крест приобретает смысл не только орудия казни, но спасения христиан через смерть Иисуса.

Чтобы определиться с выбором памятника в виде креста, необходимо понимать разницу между различными их видами. Учитывая, что большинство белорусов идентифицирует себя с христианством, более подробно остановимся на разновидностях христианских крестов, использующихся на территории Беларуси.

Разновидности христианских крестов

В раннехристианской восточной церкви имели распространение около 16 видов крестов. Каждый из крестов почитаем церковью, и, как говорят священники, крест любой формы свят как древо, на котором был распят Спаситель.

Самые распространённые виды крестов в Беларуси:

  • Шестиконечный русский православный крест
  • Восьмиконечный православный (крест святого Лазаря)
  • Восьмиконечный крест — Голгофа
  • Четырёхконечный латинский (или католический). Как вариант – это также и православный крест.

В чём разница между этими крестами?

Шестиконечный русский крест

Шестиконечный русский крест – это крест с одной горизонтальной перекладиной и нижней наклонной.

Данная форма креста бытует в православии наряду с восьмиконечной, являясь, по сути, её упрощённой формой. Однако, нужно отметить, что распространение такого типа креста более характерно для Беларуси. В России гораздо чаще можно встретить восьмиконечный православный крест.

Нижняя перекладина шестиконечного русского креста символизирует подставку для ног, деталь, которая имела место в действительности.

Крест, на котором распинали Христа, был четырёхконечным. Ещё одна перекладина в ногах прикреплялась к кресту перед установлением креста в вертикальном положении, после распятия, когда становилось очевидным место на кресте, где располагаются ступни распятого.

Наклон нижней перекладины имеет символический смысл «мерила праведности». Более высокая часть перекладины располагается с правой стороны. По правую руку от Христа, по преданию, был распят раскаявшийся и потому оправданный разбойник. По левую сторону, где перекладина обращена вниз, был распят разбойник, который хулением Спасителя ещё более усугубил своё положение. В широком смысле эта перекладина трактуется как символ душевного состояния человека.

Восьмиконечный крест

Восьмиконечный крест – это более полная форма православного креста.

Верхняя перекладина, отличающая крест от шестиконечного, символизирует табличку с надписью (титлом), которая была прибита к кресту также после распятия, по приказу Понтия Пилата, римского префекта Иудеи. Отчасти в насмешку, отчасти для указания «вины» распятого, на табличке на трёх языках было указано: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский» (I.Н.Ц.I.).

Таким образом, по смыслу шестиконечный и восьмиконечный кресты одинаковы, но восьмиконечный крест более насыщен символическим содержанием.

Восьмиконечный крест-Голгофа

Наиболее полный вид православного креста – это крест-Голгофа. В этом символе собрано множество деталей, отражающих смысл православного вероучения.

Восьмиконечный крест стоит на символическом изображении горы Голгофы, на которой, как написано в Евангелии, совершилось распятие Христа. Слева и справа от горы размещают буквенные подписи Г.Г. (гора Голгофа) и М.Л. Р.Б. (Место Лобное Распят Бысть или, по другой версии, Место Лобное Рай Бысть – по преданию, на месте казни Христа когда-то был Рай и здесь же похоронен праотец человечества, Адам).

Под горой изображены череп и кости – это символическое изображение останков Адама. Христос своей кровью «омыл» его кости, избавив человечество от первородного греха. Кости расположены в той последовательности, в которой складываются руки во время причастия или погребения, а буквы Г.А., расположенные возле черепа обозначают слова Голова Адама.

Слева и справа от креста изображены орудия казни Христа: слева копьё, справа губка с соответствующими буквенными подписями (К. и Г.). Согласно Евангелию, губку на трости, пропитанную уксусом, воин поднёс к губам Христа, а другой воин копьём пронзил его рёбра.

За крестом обычно расположен круг – это терновый венец Христа.

Как видим, крест-Голгофа – наиболее полная по символическому содержанию форма православного христианского креста.

Четырёхконечный крест

Четырёхконечный крест – один из самых древних вариантов христианской символики. Крест Армянской церкви, в которой христианство впервые в мире было признано государственной религией ещё в начале 4 века н.э., был и остаётся четырёхконечным.

Кроме того, кресты не только на древних, но и на известнейших православных соборах имеют четырёхконечную форму. Например, на соборах Святой Софии в Константинополе, Успенском соборе во Владимире, Спасо-Преображенском соборе в Переславле, Петропавловском православном храме в Санкт-Петербурге. Если говорить о Беларуси, то четырёхконечный крест с полумесяцем можно увидеть на куполе храма Свято-Елисаветинского монастыря в Новинках. Полумесяц на кресте, по разным версиям, символизирует якорь (Церковь, как место спасения), Евхаристическую Чашу, колыбель Христа или крещенскую купель.

Однако если в православных храмах четырёхконечная форма креста встречается не часто, то в католической церкви используется только один вариант креста – четырёхконечный, иначе называемый латинский крест.

Выбирая крест для памятника усопшего, который исповедовал католическую веру, лучше всего выбрать именно четырёхконечный латинский крест.

Церковные службы Кресту Господню

  • Крестопоклонная неделя (3-е воскресенье Великого поста)
  • Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня(14 августа)
  • Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня (27 сентября)
  • Среда и пятница в седмичном круге богослужений посвящены Кресту Господню.

Надписи и криптограммы на Русских крестах:

«М.Л.Р.Б.» — место лобное распят бысть,

«Г.Г.» — гора Голгофа,

«Г.А.» — глава Адамова; причем кости рук, лежащие перед головой, изображаются: правая на левой, как при погребении или причащении. Череп под нижней косой перекладиной восьмиконечного креста является символическим изображением головы Адама, погребенного по преданию на Голгофе (по-евр. — «лобное место»), где и был распят Христос.

Буквы «К» и «Т» означают копие воина и трость с губкой, изображаемые вдоль креста.

Над средней перекладиной помещаются надписи: «IC» «ХС» — имя Иисуса Христа;

а под ней: «НИКА» — Победитель;

на титле или около нее надпись: «СНЪ» «БЖIЙ» — Сын Божий;

«I.Н.Ц.И» — Иисус Назорей Царь Иудейский;

надписание над титлой: «ЦРЪ» «СЛВЫ» — Царь Славы.

Виды крестов:

1. Крест нательный – носимый христианами под одеждой на теле.

2. Крест наперсный (или иерейский) – носимый священником поверх рясы или фелони.

3. Крест архиерейский – носимый архиереем вместе с панагией.

4. Крест напрестольный – полагаемый на престоле рядом с Евангелием.

Тайна Креста Господня – тайна спасения мира

Кто может достаточно изъяснить тайну Креста, послужившего орудием страданий Спасителя? В самом деле, сколько было других способов, посредством которых Он мог исполнить совет Свой относительно страдания за нас! И однако из всех Он пожелал и избрал один этот, как Сам предрек о Себе: «Сыну Человеческому должно много пострадать»… (Лк. 9:22). Заметь, как говорит Он здесь: не просто только и в общих чертах предсказывает Свои страдания, как сделал бы кто другой, но, по некой таинственной необходимости, обозначает и как бы узаконивает для Себя один род смерти: «Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть» (Лк. 24:7).

Вникни в значение этого «надлежит», и ты увидишь, что в нем заключается именно нечто такое, что не допускает другого рода смерти, кроме Креста. В чем же причина этого? Один Павел, восхищенный в притворы рая и слышавший в них неизреченные глаголы, может изъяснить ее… может истолковать эту тайну Креста, как отчасти и сделал это в послании к Ефесянам: «чтобы Вы… могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» (Еф. 3:18-19). Не произвольно, конечно, божественный взор апостола созерцает и начертывает здесь образ Креста, но уже это показывает, что чудесно очищенный от тьмы неведения взор его ясно прозрел в самую суть. Ибо в очертании, состоящем из четырех противоположных перекладин, выходящих из общего средоточия, он усматривает всеобъемлющее могущество и дивное промышление Того, Который благоволил явиться в нем миру. Потому-то апостол каждой из частей этого очертания усваивает особое наименование, а именно: ту, которая нисходит из середины, называет глубиной, идущую вверх – высотой, обе же поперечные – широтой и долготой. Этим он, как мне кажется, ясно хочет выразить, что все, что ни есть во вселенной, превыше ли небес, в преисподних ли, или на земле от одного края ее до другого, – все это живет и пребывает по Божественной Воле – под осенением крестным.

Можешь еще созерцать божественное и в представлениях души твоей: воззри на небо и умом обними преисподнюю, простри мысленный взор твой от одного края земли до другого, помысли при этом и о том могучем средоточии, которое все это связывает и содержит, и тогда в душе твоей само собою вообразится очертание Креста, простирающего свои концы сверху вниз и от одного края земли до другого. Это очертание представлял и великий Давид, когда говорил о себе: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо (это высота) – Ты там; сойду ли в преисподнюю (это глубина) – и там Ты. Возьму ли крылья зари (то есть с востока солнца – это широта) и переселюсь на край моря (а морем у Иудеев назывался запад – это долгота), — и там рука Твоя поведет меня» (Пс. 138:7-10). Видишь ли, как Давид изображает здесь начертание Креста? «Ты,- говорит он Богу,- повсюду существуешь, все Собою связуешь и все в Себе содержишь. Ты вверху и Ты внизу, рука Твоя одесную и рука Твоя ощуюю». По той же причине и божественный апостол говорит, что в это время, когда все будет преисполнено веры и ведения. Сущий превыше всякого имени будет призываем и поклоняем о имени Иисуса Христа от небесных, земных и преисподних (Еф. 1:21; Флп. 2:10). По моему мнению, тайна Креста скрыта также и в иной «йоте» (если рассматривать ее с верхней поперечной чертой), которая крепче небес и тверже земли и прочнее всех вещей и о которой говорит Спаситель: «доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона» (Мф. 5:18). Мне кажется, что эти божественные слова имеют в виду таинственно и гадательно (1Кор. 13:12) показать, что образом Креста все содержится в мире и что он вековечнее всего содержимого им.
По этим-то причинам Господь не просто сказал: «Сыну Человеческому надлежит умереть», но «быть распяту», для того, то есть, чтобы созерцательнейшим из богословов показать, что в образе Креста сокрыта всемогущая сила Того, который почил на нем и благоизволил, чтобы Крест стал всем во всем!

Святитель Григорий Нисский

Если смерть Господа нашего Иисуса Христа есть искупление всех, если смертью Его разрушается средостение преграды и совершается призвание народов, то как бы Он призвал нас, если бы не был распят? Ибо на одном Кресте претерпевается смерть с распростертыми руками. И потому Господу нужно было претерпеть смерть такого рода, распростереть руки Свои, чтобы одной рукой привлечь древний народ, а другой – язычников, и обоих собрать воедино. Ибо Сам Он, показывая, какой смертью искупит всех, предсказал: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12:32)

Иисус Христос не претерпел ни смерти Иоанна – отсечением головы, ни смерти Исаии – перепиливанием пилой, чтобы и в смерти Тело его сохранилось не рассеченным, чтобы этим отнять повод у тех, которые бы дерзнули разделять на части Его Церковь.

Святитель Афанасий Великий

Как четыре конца Креста связываются и соединяются в центре, так Божией силой содержатся и высота, и глубина, и долгота, и широта, то есть вся видимая и невидимая тварь.

Преподобный Иоанн Дамаскин (116, 596)

Крест четверочастен ради пригвожденного на нем Христа, Сына Божия, сотворившего и содержащего горнее и дольнее, и все существующее, соединившего горнее с тем, что на земле, свыше нисшедшего, чтобы возвысить нас, воздвигшего из ада и из земных сделавшего нас небесными, соединившего все в Себе Самом и созвавшего концы мира к поклонению Истинному и Живому Богу, все усвоившего Себе, воссоздавшего нас высотой славы и глубиной нищеты и смирения, и широтой милости и любви.

Святитель Симеон Солунский

Все части мира были приведены к спасению частями Креста.

Святитель Василий Великий

Кто не умилится, взирая на Странника, так бедно возвращающегося в Свой дом! Был Он у нас в гостях; мы дали Ему первый ночлег в стойле между животными, потом выпроводили Его в Египет к народу идолопоклонническому. У нас Он не имел где приклонить голову, «пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин.1:11). Теперь же отправили Его в дорогу с тяжелым Крестом: возложили на плечи Его тяжкое бремя грехов наших. «И, неся Крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное» (Ин.19:17), держащий «все словом силы Своей» (Евр.1:3). Несет Крест истинный Исаак – древо, на котором должен быть принесен в жертву. Тяжкий Крест! Под тяжестью Креста падает на дороге крепкий в бранях, «сотворивший державу мышцею Своею» (Лк. 1:51). Многие плакали, но Христос говорит: «не плачьте обо Мне» (Лк. 23:28): этот Крест на плечах есть власть, есть тот ключ, которым Я отопру и изведу из заключенных дверей адских Адама, «не плачьте». «Иссахар осел крепкий, лежащий между протоками вод; и увидел он, что покой хорош, и что земля приятна: и преклонил плечи свои для ношения бремени» (Быт. 49:14-15). «Выходит человек на дело свое» (Пс. 103:23). Несет престол Свой Архиерей, чтобы благословить с него простертыми руками все части света. Выходит на поле Исав, взяв лук и стрелы, чтобы достать и принести дичи, «уловить лов» отцу своему (Быт. 27:5). Выходит Христос Спаситель, взяв Крест вместо лука, чтобы «уловить лов», чтобы привлечь всех нас к Себе. «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12:32). Выходит мысленный Моисей, берет жезл. Крест Свой, простирает руки, разделяет Чермное море страстей, переводит нас от смерти к жизни, и диавола. как фараона, потопляет в бездне адской.

Святитель Димитрий Ростовский

Крест – знамение истины

Крест есть знамение мудрости духовной, христианской, крестной и сильной, как оружие крепкое, ибо премудрость духовная, крестная, есть оружие против противящихся церкви, как говорит апостол: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых,- сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну», и далее: «Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого… Божию силу и Божию премудрость» (1Кор. 1, 18-19; 22-24).

В поднебесной живет двоякая мудрость у людей: мудрость мира сего, которая была, например, у эллинских философов, не знающих Бога, и мудрость духовная, какова она у христиан. Мирская премудрость есть безумие перед Богом: «Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?» – говорит апостол (1Кор. 1, 20); духовная же премудрость почитается безумием у мира: «для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1Кор. 1:23). Мирская мудрость – слабое оружие, бессильное воинствование, немощная храбрость. Но какое оружие премудрость духовная, это видно из слов апостола: оружия воинствования нашего… сильные Богом на разрушение твердынь» (2Кор. 10:4); и еще «слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого» (Евр. 4:12).

Образом и знамением мирской эллинской мудрости являются содомогоморрские яблоки, о которых повествуется, что извне они прекрасны, внутри же их прах смрадный. Образом же и знамением христианской духовной мудрости служит Крест, ибо им явлены и как бы ключом открыты нам сокровища премудрости и разума Божия. Мудрость мирская – прах, а словом крестным мы получили все блага: «се бо прииде Крестом радость всему миру»…

Святитель Димитрий Ростовский

Крест – знамение будущего бессмертия

Крест – знамение будущего бессмертия.

Преподобный авва Исаия (66, 338).

Видишь ли, чем диавол победил, тем и сам побежден; он через древо одолел Адама, и Христос древом же победил его. То древо низвело нас в ад, а это и низверженных в ад извело оттуда. То древо скрыло нагого пленника, а это обнаженного на высоком месте явило победителем. Та смерть пала и на потомков, а эта воскресила и бывших прежде Христа. Кто возвестит силы Господни? Из мертвых мы сделались бессмертными. Таковы действия Креста.

Святитель Иоанн Златоуст

Все, что совершилось на древе крестном, было врачеванием нашей немощи, возвращающим ветхого Адама туда, откуда он ниспал, и приводящим к древу жизни, от которого удалил нас плод древа познания, безвременно и неблагоразумно вкушенный. Поэтому древо за древо и руки за руку, руки, мужественно распростертые,- за руку, невоздержанно протянутую, руки пригвожденные – за руку, извергнувшую Адама. Поэтому вознесение на Крест – за падение, желчь – за вкушение, терновый венец – за худое владычество, смерть – за смерть, тьма – за погребение и возвращение в землю для света.

Святитель Григорий Богослов

Как грех вошел в мир посредством древесного плода, так и спасение – посредством древа крестного.

Святитель Афанасий Великий

Иисус Христос, истребляя то непослушание Адама, которое вначале совершилось через древо, был «послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп.2:8). Или иначе: то преслушание, которое совершено через древо, исцелил послушанием, совершенным на древе.

Святитель Ириней Лионский

Имеешь у себя честное древо – Крест Господень, которым, если пожелаешь, можно усладить горькую воду твоего нрава.

Преподобный Нил Синайский

Крест – это грань Божественного попечения о нашем спасении, это – великая победа, это – трофей, воздвигнутый страданиями, это – венец праздников.

Святитель Иоанн Златоуст

«А я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, а я для мира» (Гал. 6:14). Когда Сын Божий явился на земле и когда развращенный мир не мог вынести Его безгрешности, беспримерной добродетели и обличительной свободы и, осудив это святейшее Лицо на позорную смерть, пригвоздил ко Кресту, тогда Крест стал новым знамением. Он стал жертвенником, ибо на нем принесена великая Жертва нашего избавления. Он стал божественным алтарем, ибо окропился бесценной Кровию непорочного Агнца. Стал престолом, ибо на нем опочил от всех своих дел великий Посланник Божий. Стал пресветлым знамением Господа сил, ибо «воззрят на Того, Которого пронзили» (Ин.19:37). И эти пронзившие не по чему иному Его узнают, как только увидев это знамение Сына Человеческого. В этом значении мы с почтением должны взирать не только на то самое древо, которое прикосновением Пречистого Тела освятилось, но и на всякое другое, являющее нам тот же образ, не привязывая нашего почтения к веществу дерева или золота и серебра, но относя его к Самому Спасителю, на нем совершившему наше спасение. И этот Крест не столько был тягостен для Него, сколько облегчителен и спасителен для нас. Его бремя – наше успокоение; Его подвиги – наша награда; Его пот – наше облегчение; Его слезы – наше очищение; Его раны – наше исцеление; Его страдание – наше утешение; Его Кровь – наше искупление; Его Крест – наш вход в рай; Его смерть – наша жизнь.

Платон, митрополит Московский (105, 335-341).

Нет другого ключа, который бы отверзал врата в Царство Божие, кроме Креста Христова

Вне Креста Христова нет христианского преуспеяния

Увы, Господь мой! Ты на Кресте – я утопаю в наслаждениях и неге. Ты подвизаешься за меня на Кресте… я лежу в лености, в расслаблении, ищу повсюду и во всем спокойствия

Господь мой! Господь мой! Даруй мне уразуметь значение Креста Твоего, привлеки меня к Кресту Твоему судьбами Твоими…

Епископ Игнатий (Брянчанинов)

О поклонении Кресту

Молитва Кресту это поэтическая форма обращения к Тому, кто распят на Кресте.

«Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых,- сила Божия» (1Кор.1:18). Ибо «духовный судит о всем, а душевный человек не принимает того, что от Духа Божия» (1Кор.2:15,14). Ибо это есть безумие для тех, которые не принимают с верой и не помышляют о Благости и Всемогуществе Бога, но божественные дела исследуют посредством человеческих и естественных рассуждений, ибо все, что принадлежит Богу, выше естества и разума, и мысли. И если кто-либо станет взвешивать: каким образом Бог вывел все из небытия в бытие и ради чего, и если бы он захотел постигнуть это посредством естественных рассуждений, то он не постигнет. Ибо это знание – душевное и бесовское. Если же кто, руководствуясь верой, примет во внимание, что Божество – благое и всемогущее, и истинное, и мудрое, и праведное, то он найдет все гладким и ровным и путь – прямым. Ибо вне веры спастись невозможно, потому что все, как человеческое, так и духовное, основано на вере. Ибо без веры ни земледелец не разрезает борозды земли, ни купец на малом древе не вверяет своей души беснующейся бездне моря; не происходят ни браки, ни что-либо иное в жизни. Верою Уразумеваем, что все приведено из небытия в бытие могуществом Божиим; верою правильно совершаем все дела – как божеские, так и человеческие. Вера, далее, есть нелюбопытствующее одобрение.

Всякое, конечно, деяние и чудотворение Христово – весьма велико и божественно, и удивительно, но удивительнее всего – Честной Его Крест. Ибо смерть ниспровергнута, прародительский грех уничтожен, ад ограблен, даровано Воскресение, дана нам сила презирать настоящее и даже самую смерть, возвращено первоначальное блаженство, открыты врата рая, наше естество село одесную Бога, мы сделались чадами Божиими и наследниками не через другое что, а через Крест Господа нашего Иисуса Христа. Ибо все это устроено через Крест: «все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, — говорит апостол, — в смерть Его крестились» (Рим.6:3). «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал.3:27). И далее: Христос есть Божия сила и Божия премудрость (1Кор.1:24). Вот смерть Христа, или Крест, одел нас в ипостасную Божию Мудрость и Силу. Сила же Божия есть слово крестное или потому, что через него открылось нам могущество Божие, то есть победа над смертью, или потому, что, подобно тому как четыре конца Креста, соединяясь в центре, твердо держатся и крепко связываются, так и через посредство силы Божией содержатся и высота, и глубина, и длина, и широта, то есть вся видимая и невидимая тварь.

Крест дан нам в качестве знамения на челе, как Израилю – обрезание. Ибо через него мы, верные, различаемся от неверных и узнаемся. Он – щит и оружие, и памятник победы над диаволом. Он – печать, для того чтобы не коснулся нас Истребляющий, как говорит Писание (Исх. 12:12,29). Он – лежащих восстание, стоящих опора, немощных посох, пасомых жезл, возвращающихся руководство, преуспевающих путь к совершенству, души и тела спасение, отклонение от всяких зол, всяких благ виновник, греха истребление, росток воскресения, древо Жизни Вечной.

Итак, самому древу, драгоценному по истине и досточтимому, на котором Христос принес Самого Себя в жертву за нас, как освященному прикосновением и Святого Тела, и Святой Крови, естественно должно поклоняться; подобным образом – и гвоздям, копью, одеждам и святым Его жилищам – яслям, вертепу, Голгофе, спасительному животворящему гробу, Сиону – главе Церквей, и подобному, как говорит богоотец Давид: «Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его». А что он разумеет Крест, показывает то, что сказано: «Стань, Господи, на место покоя Твоего» (Пс.131:7-8). Ибо за Крестом следует Воскресение. Ибо если вожделенны дом, и ложе, и одежда тех, которых мы любим, то насколько более – то, что принадлежит Богу и Спасителю, через посредство чего мы и спасены!

Поклоняемся же мы и образу Честного и Животворящего Креста, хотя бы он был сделан и из иного вещества; поклоняемся, почитая не вещество (да не будет!), но образ, как символ Христа. Ибо Он, делая завещание Своим ученикам, говорил: «тогда явится знамение Сына Человеческого на небе» (Мф.24:30), разумея Крест. Поэтому и Ангел воскресения говорил женам: «Иисуса ищете Назарянина, распятого» (Мк.16:6). И апостол: «мы проповедуем Христа распятого» (1Кор.1:23). Хотя много христов и иисусов, но один – Распятый. Он не сказал: «пронзенного копьем», но: «распятого». Поэтому должно поклоняться знамению Христа. Ибо где будет знамение, там будет и Сам Он. Веществу же, из которого состоит образ Креста, хотя бы это было золото или драгоценные камни, после разрушения образа, если бы такое случилось, не должно поклоняться. Итак, всему тому, что посвящено Богу, мы поклоняемся, относя почтение к Нему Самому.

Древо жизни, насажденное Богом в раю, предызобразило этот Честной Крест. Ибо так как смерть вошла через посредство древа, то надлежало, чтобы через древо же были дарованы Жизнь и Воскресение. Первый Иаков, поклонившись на конец жезла Иосифа, посредством образа обозначил Крест, и, благословив своих сыновей перемененными руками (Быт.48:14), он весьма ясно начертал знамение Креста. То же обозначали жезл Моисеев, крестообразно поразивший море и спасший Израиля, а фараона потопивший; руки, крестовидно простираемые и обращающие в бегство Амалика; горькая вода, услаждаемая древом, и скала, разрываемая и изливающая источники; жезл, приобретающий Аарону достоинство священноначалия; змий на древе, вознесенный в виде трофея, как будто бы он был умерщвлен, когда древо исцеляло тех, которые с верой смотрели на мертвого врага, подобно тому как и Христос Плотию, не знавшей греха, был пригвожден за грех. Великий Моисей говорит: увидите, что жизнь ваша будет висеть на древе пред вами (Втор.28:66). Исаия: «всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям» (Ис. 65:2). О, если бы мы, покланяющиеся ему (то есть Кресту), получили удел во Христе, Который был распят!»

Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры.

Обетный крест

На Руси существовал обычай в честь памятных дат или праздников устанавливать обетные кресты. Обычно такие события были связаны с гибелью большого количества людей. Это могли быть пожары или голод, а также холодная зима. Кресты могли быть установлены и как благодарность за избавление от какой-либо беды.

В городе Мезень в XVIII веке было установлено 9 таких крестов, когда во время очень суровой зимы, чуть было не погибли все жители города. В новгородском княжестве устанавливались именные обетные кресты. После того традиция перешла и к северным русским княжествам.

Иногда определенные люди устанавливали обетный крест в знак определенного события. Такие кресты часто носили имена людей, которые их создали. Например, в Архангельской области есть поселок Койнас, где стоит крест, называемый Татьяниным. По словам жителей этого поселка, крест был установлен односельчанином, который дал такой обет. Когда его жену Татьяну одолел недуг, он принял решение отвести ее в церковь, находившуюся далеко, так как поблизости не было других церквей, после чего его жена выздоровела. Именно тогда и появился этот крест.

Отличие православного и католического распятия

Кроме разности формы креста восточных и западных христиан, существуют также отличия в самом распятии. Зная важные отличительные черты православных и католических распятий, можно легко определить к какому направлению христианства принадлежит данный символ.

Отличия православного и католического распятий:

  • Число гвоздей, визуально различимых в распятии
  • Положение тела Христа

Если в православной традиции на распятии изображены четыре гвоздя – для каждой руки и ноги отдельно, то в католической традиции ноги Христа скрещены и прибиты одним гвоздём, соответственно на распятии три гвоздя.

Православие объясняет наличие четырёх гвоздей тем, что привезённый царицей Еленой из Иерусалима в Константинополь крест, на котором был распят Христос, имел следы от четырёх гвоздей.

Католики обосновывают свою версию о трёх гвоздях тем, что в Ватикане хранятся все гвозди креста, на котором был распят Христос, а их всего три. Кроме того, изображение на Туринской плащанице отпечатано таким образом, что ноги распятого скрещены, потому можно предположить, что ноги Христа прибивались одним гвоздём.

Положение тела Христа на православном распятии немного неестественно, тело Иисуса не висит на руках, как должно было происходить по физическим законам. На православном распятии руки Христа простираются по кресту в стороны, как бы призывая «все концы земли» (Ис. 45;22). В распятии нет попыток отразить боль, оно более символично. Православие объясняет такие особенности распятия тем, что крест – это, прежде всего, орудие победы над смертью. Распятие в православии – это символ победы жизни над смертью, и, как ни парадоксально, почти предмет радости, потому как содержит идею Воскресения.

На католическом распятии положение тела максимально приближено физиологическому: тело провисает на руках по собственной тяжестью. Католическое распятие более реалистично: часто изображается истекающая кровь, стигматы от гвоздей, копья.

Правильное расположение креста на памятнике

На самом деле как такового «правильного» расположения на кресте нет. Самое большое значение имеет само наличие креста, если усопший был христианином.

Безусловно, весь памятник может быть выполнен в форме креста, и этот вариант, вероятно, был бы лучшим надгробием для христианина. Однако в современных памятниках крест чаще используется в виде гравировки на стелах разнообразных геометрических форм. Крест может быть гранитным, как составная часть монумента, может быть накладным металлическим или гравированным.

Обычно крест располагается чуть выше портрета или медальона, при их наличии, в более высокой части памятника. Если изображение отсутствует, то крест располагается над текстом (над Ф.И.О. умершего).

На симметричной стеле крест лучше расположить справа, потому как иконы Спасителя на иконостасах православных храмов располагаются с правой стороны. Традиционно правая часть внутреннего пространства церкви считается «мужской», женщинам в храме отводится левая часть, хотя данное правило более строго соблюдается в храмах при монастырях.

Форму перекладин креста можно выбрать, принимая во внимание шрифт текста. Если текст печатный, форма перекладин также может быть прямая, без декоративных элементов. К тексту, выполненному курсивом, можно выбрать крест с фигурными перекладинами.

Что делать, если маленький размер гранитного креста не позволяет сделать его шести- или восьмиконечным?

В таком случае на четырёхконечную форму наносится гравировка шестиконечного или восьмиконечного православного креста. Очень часто нательные православные крестики выполнены именно по такому принципу.

Надеемся, наша статья поможет Вам сделать правильный выбор формы креста на памятник. Если у Вас возникнут затруднения, проконсультируйтесь с нашими приемщиками заказов. По возможности мы поможем Вам определиться с выбором креста на памятник.

Помос, эта крохотная рыбацкая деревушка на Кипре, известна на весь мир. А все благодаря древней скульптуре, найденной здесь, – Помосскому идолу, которого изображают на реверсе кипрских монет номиналом в один и два евро. Эта необычного вида скульптура – символ плодородия и процветания.

Богиня плодородия являлась центральным женским божеством у всех народов древнего мира. Армяне в древности молились богине-матери Анаит; у древних германцев богиней плодородия была Нерта; древнеегипетская царица неба Мут представляла богиню-мать, будучи покровительницей материнства; в ведийской религии Адити олицетворяла собой женское начало и высшее воплощение материнства. Была еще и балтийская Сауле – мощное божество, богиня плодородия, тепла и здоровья, покровительница сирот; греки почитали заимствованную из шумеро-аккадского пантеона богиню плодородия, любви и власти Астарту…

Невзирая на различие имен у разных народов – Мут, Пахт, Бхуми, Иштар, Астарта, Афродита – богиня эта представляла собой идентичные символы: плодородие, плотская любовь, войны и распри, материнство, покровительство детям…

Важно отметить, что у многих народов богиня плодородия представлена одновременно в двух началах – мужском и женском. Но разве плодородие возможно без того или другого? К примеру, планета Венера, символизирующая богиню плодородия, всегда является в двух ее аспектах: «Астар» – утренняя звезда, мужской персонаж, и «Астарт» – вечерняя звезда, женский персонаж. Оба этих противоположных аспекта сливаются в едином божестве и сохраняют свойства обоих полов: богиня плодородия – это и божество войны, и одновременно божество плотской любви и деторождения.

Культ военной ипостаси божества, дарящего плодородие, имел в те далекие времена важное значение, и потому к богине-матери обращались местные цари. В многочисленных древних источниках богиню плодородия с благоговением называют «владычица богов», «царица царей», «яростная львица», «воительница».

У многих народов мира богиня плодородия как равная восседала на одном троне с богом неба и даже являлась его супругой. Например, бог неба Ану решения принимал вместе со своей мудрой, рассудительной и проницательной женой – богиней плодородия Иштар, а остальные боги склонялись перед ней, с почтением и страхом внимая ее словам.

Именно в руках богини материнства находились судьбы всего сущего, а утрата «глаза богини-матери» (ее внимания) обрекала на неминуемую гибель. Поэтому строительство святилищ в честь дающей плодородие и жизнь богини считалось не обязанностью, но великой честью.

Одновременно с этим образ дарящей процветание богини был невероятно притягателен: на ее губах мед, глаза переливаются радужным светом, уста – сама жизнь, она – неисчерпаемый источник жизненной силы, здоровья и удачи, она очаровывает и влечет. По сути, это образ идеальной женщины – богиня плодородия в одном лице представляет Царицу, Деву и Великую Мать.

Среди многочисленных любовников таких богинь не только великие и знатные мужчины того времени – цари и боги, но и пастух, садовник, охотник и даже животные (лев, конь). На самом деле все взаимоотношения и связи богини являли собой символ плодородия, символ самой жизни.

В некоторых традициях культа божества плодородия существовал обряд «священного брака» – иерогамии, сексусального ритуала, символизирующего брак между мужским и женским божеством, роли которых исполняли люди. В особенные дни лунного календаря культ плодородия приобретал оргиастические черты, когда в интимную связь вступали совершенно незнакомые люди. То, что в современном мире считается аморальным, в те далекие времена было лишь способом «обновления крови» малочисленных народов, спасением от почти неизбежного инцеста, ведь во время оргий женщины могли забеременеть от мужчин, приехавших в святилище богини плодородия из далеких земель.

В те времена акт физической любви трактовался как обряд плодородия, символ мистического слияния с божеством, наивысшего блаженства такого единения. Жрицы и жрецы культа богини плодородия и сами становились культовыми фигурами, а их особый статус был закреплен законом.

На всех землях, где когда-либо жил человек, археологи находят иногда простые, а иногда и роскошные святилища, построенные в честь богинь плодородия, материнства, процветания – Аштар, Анаит, Бхуми, Дементры, Исиды, Туран, Живы, Афродиты…

Здесь, на Кипре, до прихода греческой культуры было свое собственное божество, олицетворявшее плодородие.

ИДОЛ ИЗ ПОМОСА

Деревни Кипра – это гармоничное сочетание древних традиций и современных веяний туристической индустрии. В этих деревнях по-настоящему, а не напоказ, сохраняются самобытная культура и древние ремесла. Здесь время течет по-другому – люди никуда не торопятся, поражая своей умиротворенностью, жизнелюбием и гостеприимством. Одна из таких деревень – Помос. Это тихая рыбацкая гавань, откуда открываются великолепные виды на море и горы.

Трудно поверить, но эта маленькая деревня известна на весь мир. А все благодаря древней скульптуре богини плодородия, найденной здесь. Сегодня ее называют «Помосский идол». Примечательно, что и кипрская богиня плодородия предстает одновременно в двух ипостасях – мужской и женской. Фигурка выполнена в форме человечка с разведенными в сторону руками, ноги которого согнуты в коленях – раньше женщины рожали сидя, и кипрская богиня плодородия изображена в позе роженицы. У человечка длинная шея и широкое лицо – в древние времена это считалось эталоном женской красоты.

Примерная дата появления фигурки Помосского бога в качестве символа плодородия и процветания – IV–III тыс. до н. э., то есть эпоха энеолита.

Сегодня сотни фигурок, обнаруженных кипрскими археологами при раскопках древних языческих святилищ, хранятся в археологических музеях острова.

Любопытно, что даже после прихода на Кипр греческой культуры на протяжении нескольких тысячелетий фигурки Помосского бога плодородия паломники оставляли в качестве своего амулета и дара у алтаря святилища богини любви, красоты и плодородия Афродиты. Ведь какие бы имена и образы человек не давал новым богам, молимся мы всегда об одном – о продолжении жизни, о плодородии во всех своих начинаниях, о процветании, любви и здоровье, этом неизбежном условии красоты.

НЕРАЗРЫВНАЯ СВЯЗЬ ВРЕМЕН

В рамках празднований, проходящих по случаю избрания древнего города Пафос культурной столицей Европы – 2017, на набережной организована замечательная выставка расписанных фигурок Помосского бога. Живописные символизирующие плодородие фигурки длинной вереницей расставлены на открытом пространстве вдоль побережья возле археологического парка Пафоса. Любопытно, что на некоторых изображена богиня Афродита и другие символы плодородия – золотой гранат, Богородица…

Елена НИКОЛАЕВА

Закажите индивидуальное путешествие по Кипру с журналистом Еленой Николаевой
Телефон, ватсап, вайбер +35799163404
Вебсайт www.kipr-excursions.com

История гонения

Все началось достаточно давно, примечателен тот факт, что раскол церкви стал причиной гибели большого количества людей, поддержавших старую веру. Но, несмотря на это, старообрядцы смогли пережить казни, публичные расправы и катастрофически большие налоги. Староверы существуют и до сих пор, только в России их около двух миллионов.

Тельник старообрядца

В 1650–1660 годах произошел раскол церкви на два лагеря. Причиной его послужила реформа. Одни восприняли неведение как должное, другие стали считать, что реформа пытается навязать им инородную веру, которая не имеет никакого отношения к православию.

Церковная реформа Никона и царя Алексея Михайловича, по сути, разделила людей и стала причиной серьезных разногласий. В результате споры перешли в активные действия, которые привели к массовым репрессиям в отношении тех людей, которые не поддерживали нововведения.

Реформы Никона начались в 1653 году, реакция на деятельность митрополита не заставила себя долго ждать. В 1656 году на Поместном соборе Русской православной церкви состоялось знаменательное событие: всех, кто крестился двумя перстами, объявили еретиками. Крест заменили, а книги, свитки и другие символы должны были быть уничтожены. Все те, кто продолжит креститься двумя перстами и исповедовать старую веру, будут отлучены от церкви и преданы анафеме.

С этим решением были согласны не все, возникшие разногласия привели к тому, что вера оказалась под угрозой. Страна могла погрузиться в религиозную войну. Ситуацию усугубили действия священнослужителей, которые самостоятельно нагнетали обстановку. Желая подчинить староверов своей воле, приняли документ под названием «12 статей».

Массовые казни и расправы над староверами начались уже после Поморского сбора, повлиять на ситуацию царице Софье так и не удалось. Впрочем, страна находилась в зыбком положении, а религиозные казни и подлоги только усугубили обстановку. «12 статей» не разрешили ситуацию, после их выхода появилась череда подлогов, ложь и смута привела к тому, что были казнены тысячи ни в чем не повинных граждан, пострадали и священники.

Несмотря на то что книги, свитки и сами староверы подвергались гонениям, публичным казням, удалось пережить Смутное время. Ситуация разрешилась с приходом к власти Петра Первого. Император отнесся к старообрядцам сравнительно лояльно. Он разрешил им существовать и отменил «12 статей». Но существование это было полулегальное.

По закону:

  1. Браки старообрядцев считались незаконными.
  2. Староверам запрещалось занимать высокие посты.
  3. Крещение считалось незаконным.
  4. Дети, рожденные в браке со староверами, считались незаконнорожденными.

Кроме того, всем тем, кто отклонился от религии, нужно было платить двойной налог. Если же человек уклонялся от уплаты налога, то его могли казнить, подвергнуть пыткам или отправить на каторгу.

Старообрядческий восьмиконечный крест

Несмотря на то что старообрядцы все так же подвергались репрессиям, их ослабление позволило сохранить многим людям жизнь. Чтобы сохранить привычный уклад, избежать порицаний и налогов, многие верующие ушли в леса или иммигрировали. Это позволило им не только продолжить нормально жить, но и узаконить браки. На территориях большого количества стран староверы жили общинами, строили дома и церкви.

По некоторым сведениям, в XIX веке старообрядцами являлась треть всего населения Российской империи.

В 1846 году благодаря стараниям митрополита Амвросия удалось облегчить ситуацию в стране, власти пошли на определенные компромиссы, в результате чего было введено единоверие. На территории Австро-Венгрии староверам удалась восстановить епархию. Но митрополита и его решения приняли не все, некоторые из староверов стали считать его еретиком, который желает воздействовать на них и уничтожить вероисповедание.

В 1883 году удалось добиться некоторых послаблений в отношении староверов, им было разрешено занимать общественные должности. Позже, в 1905 году вышел указ, который частично отменил ограничения в отношении граждан, крестившихся двумя перстами и использовавших восьмиконечный крест.

Власти СССР относились к представителям этого религиозного веяния относительно благосклонно. Несмотря на то что большевики не принимали веру и бога, к старообрядцам у них не было особых претензий. В то время как священнослужители по всей стране опасались за свою жизнь, церкви уничтожали и грабили, иконы сжигали и продавали, староверы жили относительно спокойно.

Во Вторую мировую войну одни староверы, несмотря ни на что, ринулись защищать Родину от врагов, а другие предпочли скрываться в лесах.

Когда каторга, высокие налоги и казни остались в прошлом, многие староверы приняли решение вернуться в Россию. Сегодня есть несколько крупных поселений, которые находятся на территории нашей страны, в которых люди живут хозяйством, занимаются земледелием, сбором урожая, ходят в церковь и по-прежнему крестятся двумя перстами.

Христианский крест, что он означает?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *