При посещении церквей и храмов многие люди не совсем понимает значение православных символов и знаков. И это вполне понятно. Чтобы понять назначение символов надо обратиться к истории христианства.

Символы и знаки в православии берут своё начало еще из римских подземных катакомб, где ученики Иисуса Христа совершали богослужебные таинства, так как верующих людей преследовали местные блюстители власти. Первые христианские символы не рисовались на иконах, так как понятия иконописи ещё не существовало, все эти символы наносились на стены, а изображали они не Иисуса Христа, а его сущность. Его могли рисовать в виде Агнца, виноградной лозы, буйно растущих хлебов, доброго пастыря.

Наиболее ранней символикой, дошедшей до наших времен, считается «Поклонение Волхвов» (в переводе с греческого «маги с Востока»). Учёными было обнаружено порядка 12 фресок, датированных вторым столетием, которые были нарисованы после событий, описываемых в Евангелии. Это изображение стало доказательством того, что воскрешение Христа было предсказано заранее, что Ветхий и Новый заветы связаны друг с другом.

Позднее на «Поклонении Волхвов» появилась надпись на греческом языке, по-русски звучащая как «ихтис», что в переводе означает «рыба». Именно Ихтис и Добрый пастырь были прообразами современного изображения Спасителя. Первый же зачастую использовался рыбаками, как символ их Бога, в которого они веровали при отправке в путешествие.

Не менее часто используемый символ — «хризма» или «хрисмон», обозначающаяся в виде букв Х и Р с боковыми иероглифами — монограмма имени Христа, которая состоит из двух начальных греческих букв имени (греч. ΧΡΙΣΤΌΣ) — Χ (хи) и Ρ (ро), скрещённых между собой. Такие знаки широко используются в оформлении храмовых помещений. Крест является знаком христианства, а крестовым символом является латентный якорь. Существует несколько вариантов изображения креста — голгофный, латинский, греческий и перевёрнутый. Стоит отметить, что первые христиане не поклонялись перед крестом. Только спустя некоторое время он занял важнейшее место в православной символике.

Первые изображения с распятием Христа изготавливались с одеждой и короной на голове Иисуса, позднее этот атрибут был заменен венцом из терна, к которому добавились гвозди и кров. Все это говорило о муках, которые Спасителю пришлось пережить на Голгофе.

Не менее символично изображение Агнца, которое говорит о жертве, принесённой Христом ради спасения простых людей. Когда христианская вера лишь зарождалась, то он изображал маленького безобидного ягнёнка. Особенность знака заключалась в том, что его можно было наносить открыто, не боясь гонений. Упразднение символа произошло в 680 году в Константинополе. Именно тогда зародилась иконопись Спасителя.

Примечания

  1. 1 2 3 Луковникова Е. Древнехристианская изобразительная символика
  2. А.Шмеман. «Исторический путь Православия», Париж, 1989 г., стр. 246. Цит. по: Эволюция священных изображений и знаков
  3. 1 2 Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви
  4. Кирилл Иерусалимский. Огласительное поучение шестое
  5. Кондаков Н. П. Иконография Богоматери
  6. Путеводитель по святыням Рима Катакомбы священномученика Каллиста
  7. Священные символические изображения в катакомбах // Антонов Н. Р. Богослужение Православной церкви. М., 2005. С. 73-74
  8. Покровский Н. Живопись катакомб: Памятники искусства и иконографии в древнехристианский период. — По изд.: Очерки памятников христианского искусства. Санкт-Петербург, Лига-плюс, 2000.
  9. История развития формы креста
  10. De Pudicifia X.
  11. Словарь по древнерусскому искусству
  12. Агнец Божий // Православная энциклопедия
  13. 82-е правило Шестого Вселенского собора
  14. Хрисмон // Энциклопедия символов
  15. Лабарум. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Литература

Христианская символика на Викискладе

  • Уваров А.С. Христианская символика. — СПб: Алетейя, 2001. — С. 256. — ISBN 5-89865-004-0

Лилия и якорь

Существуют также христианские символы и знаки, порождённые Священным Преданием и Писанием. Одним из них является стилизованное изображение лилии. Его появление связано с тем, что, согласно легенде, Архангел Гавриил, явившись Деве Марии с благой вестью о её великом предназначении, держал в руке именно этот цветок. С тех пор белая лилия стала символом непорочности Пресвятой Девы.

Это стало причиной того, что в средневековой иконописи вошло в традицию изображать с лилией в руках святых, прославившихся чистотой своей жизни. Тот же символ восходит и к дохристианским временам. В одной из ветхозаветных книг, носящей название «Песнь Песней», говорится, что храм великого царя Соломона украшался лилиями, что связало этот цветок с образом мудрого правителя.

Рассматривая христианские символы и их значения, необходимо также вспомнить изображение якоря. Оно вошло в обиход благодаря словам апостола Павла из его «Послания к евреям». В нём поборник истинной веры уподобляет надежду на исполнение Божьего обетования безопасному и крепкому якорю, незримо соединяющему членов Церкви с Царством Небесным. Вследствие этого якорь стал символом надежды на спасение души от вечной смерти, и его изображение можно часто встретить среди прочей христианской символики.

Изображение голубя в христианской символике

Как уже говорилось выше, содержание христианских символов зачастую следует искать среди библейских текстов. В связи с этим уместно вспомнить изображение голубя, имеющее двойное толкование. В Ветхом Завете ему была отведена роль носителя благой вести, когда с оливковой ветвью в клюве он возвратился в ковчег Ноя, давая знать, что воды потопа отступили, и опасность миновала. В данном контексте голубь сделался символом мира и благоденствия в рамках не только религиозной, но и общепринятой во всём мире символики.

На страницах Нового Завета голубь становится зримым олицетворением Святого Духа, сошедшего на Христа в момент Его крещения в Иордане. Поэтому в христианской традиции его изображение приобрело именно это значение. Голубь символизирует собой третью ипостась единого Бога – Святой Троицы.

Образы, символизирующие четырёх евангелистов

К Ветхому Завету, а точнее, к Псалтири, составляющей одну из его книг, относится образ орла, символизирующего собой юность и силу. Основанием для этого стали слова, приписываемые царю Давиду и заключённые в сто втором псалме: «Обновится яко орля (как орёл) юность твоя». Неслучайно именно орёл стал символом апостола Иоанна – самого молодого из евангелистов.

Уместно будет также упомянуть христианские символы, обозначающие авторов остальных трёх канонический Евангелий. Первому из них – евангелисту Матфею – соответствует изображение ангела, воплощающего собой образ мессианского предназначения Сына Божия, посланного в мир для его спасения. Следом за ним идёт евангелист Марк. Рядом с ним принято изображать льва, символизирующего царское достоинство Спасителя и Его могущество. Третьим благовестником (слово «Евангелие» в переводе означает «благая весть») является евангелист Лука. Ему сопутствует жертвенный агнец или телец, подчёркивающий искупительное значение земного служения Сына Божьего.

Эти символы христианской религии неизменно встречаются в росписи православных храмов. Обычно их можно видеть помещёнными с четырёх сторон свода, поддерживающего купол, в центре которого, как правило, изображается Спаситель. Кроме того, они же вместе с образом Благовещения по традиции украшают Царские врата.

Символы, значение которых не всегда понятно

Нередко у посетителей православных храмов вызывает удивление встречающееся в них изображение шестиконечной звезды – такой же, как на государственном флаге Израиля. Казалось бы, какую связь могут иметь православные христианские символы с этим сугубо иудейским знаком? На самом деле удивляться тут нечему – шестиконечная звезда в данном случае лишь подчёркивает связь Новозаветной Церкви с её Ветхозаветной предшественницей, и к политике не имеет никакого отношения.

Кстати, попутно вспомним и восьмиконечную звезду, также являющую собой элемент христианской символики. В последние годы ею часто украшают верхушки рождественских и новогодних ёлок. Она призвана изображать ту вифлеемскую звезду, которая в Рождественскую ночь указывала волхвам дорогу к пещере, в которой появился на свет Спаситель.

И ещё один символ, вызывающий вопросы. В основании крестов, венчающих купола православных храмов, часто можно видеть полумесяц, помещённый в горизонтальном положении. Поскольку сам по себе он принадлежит к мусульманской религиозной атрибутике, то нередко такую композицию истолковывают неправильно, придавая ей выражение торжества христианства над исламом. В действительности это не так.

Лежащий горизонтально полумесяц в данном случае является символическим изображением христианской церкви, которой придан образ корабля или челна, перевозящего верующих через бурные воды житейского моря. Кстати, этот символ также относится к числу наиболее ранних, и его можно увидеть в том или ином варианте на стенах римских катакомб.

Христианский символ Троицы

Прежде чем говорить об этом важном разделе христианской символики, следует заострить внимание на том, что, в отличие языческих триад, в состав которых всегда входили три независимых и отдельно «существовавших» божества, христианская Троица представляет Собой единство трёх Её ипостасей, неразрывных между собой, но и не слитных в единое целое. Бог един в трёх лицах, каждое из которых выявляет одну из сторон Его сущности.

В соответствии с этим начиная с периода раннего христианства создавались символы, предназначенные для зрительного воплощения этого триединства. Наиболее древними из них являются изображения трёх переплетающихся между собой колец или рыб. Они были обнаружены на стенах римских катакомб. Наиболее ранними их можно считать по той причине, что сам догмат Святой Троицы, появившись лишь в конце II века, получил развитие в последующее столетие, а официально закреплён был в документах Никейского собора 325 года, о котором уже упоминалось выше.

Также к элементам символики, означающим Святую Троицу, хотя и появившимся, как принято считать, несколько позже, следует отнести равносторонний треугольник, иногда обведённый кругом. Как и все прочие христианские символы, он имеет глубокий смысл. В данном случае подчёркивается не только триединство Бога, но и Его бесконечность. Часто внутри его помещается изображение глаза, а точнее, ока Божьего, указывающее на то, что Господь всевидящ и вездесущ.

История Церкви знает и более сложные по начертанию символы Святой Троицы, появлявшиеся в те или иные периоды. Но всегда и во всех изображениях неизменно присутствовали элементы, указывающие на единство и в то же время неслиянность трёх составляющих его элементов. Их можно часто видеть в оформлении многих действующих ныне храмов – как восточных, так и относящимся к западным направлениям христианства.

Первые символические изображения Спасителя

Одним из наиболее ранних символических сюжетов катакомбной живописи является сцена «Поклонения волхвов». Исследователями было обнаружено двенадцать таких фресок, датируемых II веком, то есть выполненных примерно через столетие после событий, описанных в Евангелии. В них заложен глубокий богословский смысл. Восточные мудрецы, пришедшие поклониться Рождеству Спасителя, как бы свидетельствуют о предсказанности его появления древними пророками и символизируют собой неразрывную связь между Ветхим и Новым Заветом.

ΙΧΘΥΣ (в переводе – «рыба”) «Иисус Христос Божий Сын Спаситель»

Примерно в тот же период на стенах катакомб появляется надпись, выполненная греческими буквами ΙΧΘΥΣ (в переводе – «рыба”). В русском прочтении она звучит как «Ихтис». Это акроним, то есть устойчивый вид аббревиатуры, получившей самостоятельное значение. Он образован из начальных букв греческих слов, составляющих выражение «Иисус Христос Божий Сын Спаситель», и в нём заключён основной символ христианской веры, подробно изложенный затем в документах Никейского Вселенского собора, состоявшегося в 325 году в Малой Азии. Добрый Пастырь, а также Ихтис считаются первыми изображениями Иисуса Христа в искусстве раннехристианского периода.

Любопытно заметить, что в раннехристианской символике этому акрониму, обозначавшему Сына Божьего, сошедшего в мир, действительно соответствовало изображение рыбы. Учёные находят этому несколько объяснений. Обычно указывают на учеников Христа, многие из которых изначально были рыбаками. Кроме того, вспоминают слова Спасителя о том, что Царство Небесное подобно закинутому в море неводу, в котором оказываются рыбы разного рода. Сюда же относят и многочисленные Евангельские эпизоды, связанные с ловом рыбы и насыщением ею алчущих (голодных).

Что такое Хризма?

Символы христианского учения включают в себя и такой весьма распространённый знак, как «Хризма». Появился он, как принято полагать, ещё в апостольские времена, но широкое распространение получил с IV века, а представляет собой изображение греческих букв Χ и Ρ, являющимися началом слова ΧΡΙΣΤΟΣ, что означает Мессия или Помазанник Божий. Часто в дополнение к ним справа и слева ставились греческие буквы α (альфа) и ω (омега), напоминающие слова Христа о том, что он является Альфой и Омегой, то есть началом и концом всего сущего.

Хризма

Изображения этого знака часто встречается на монетах, в мозаичных композициях, а также на рельефах, украшавших саркофаги. Фото одного из них приводится в статье. В российском православии Хризма приобрела несколько иной смысл. Буквы Х и Р расшифровывают как начало русских слов Христос Родился, что сделало этот знак символом Боговоплощения. В оформлении современных церквей он встречается столь же часто, как и прочие наиболее известные христианские символы.

Крест – символ Христовой веры

Как это ни странно, но первые христиане не поклонялись Кресту. Основной символ христианской веры получил распространение лишь в V веке. Первые христиане его изображений не делали. Однако после своего появления он в течение короткого времени стал обязательной принадлежностью каждого храма, а затем и нательной символикой верующего человека.

Нужно заметить, что на древнейших распятиях Христос изображался живым, облачённым в одежды, а зачастую и увенчанным царской короной. Более того, Ему, как правило, придавался торжествующий облик. Терновый венец, гвозди, а также раны и кровь Спасителя появились лишь в изображениях, датируемых IX веком, то есть в период позднего Средневековья.

Символика в оформлении церкви

В соборах, храмах и церквях часто можно увидеть самые разнообразные знаки и символы, имеющие также весомое значение для верующих людей. Изучите нашу недавнюю статью об отличиях храмовых строений. К числу таковых стоит отнести:

  • Изображение чаши, изменившее ход истории. Произошло это в то время, когда священнослужитель по имени Ян Гус налил прихожанам вино из своей чаши, но это было запрещено, делить ценный напиток можно было только со служителями церкви. Нарушив правила римской церкви, он скончался от мук;
  • Треугольник — отождествляется со Святой Троицей, подобное изображение можно увидеть и на иконах с Отцом, Сыном и Святым Духом;
  • Голубь символизирует православие — именно эта птица принесла хорошие вести, о которых символизировала оливковая веточка в клюве. Голубь — это вестник, сообщивший Ною об отходе воды, символ мира и благоденствия;
  • Орёл обозначает вознесённую душу, находящуюся в поиске Господа;
  • Серафимы — приближенные к господу ангелы, изображающиеся с мечами в руках и шестью крыльями;
  • Звезда с восемью концами — символ рождения Сына Божьего;
  • Ангел — это еще одна сущность перевоплотившегося Иисуса;
  • Хлеб — отсылка к притче, когда больше пяти тысяч человек смогли насытиться всего пятью буханками хлеба;
  • Лоза винограда — символ проведения таинства причастия в церкви;
  • Всевидящее око — знак благоразумности, огромных знаний и проницательности святой Троицы;
  • Несгораемая купина — кустарник терна, который не сгорает в пламени, символизирующий Богородицу, к которой прикоснулся Святой Дух;
  • Звезда с девятью концами — дары от Святого Духа.

Ну и не стоит забывать о наиболее распространённом символе, использующемся в оформлении икон и церквей — это нимб, говорящий о небесной сущности Иисуса Христа, Богоматери и других святых, почитаемых православными людьми во всём мире.

Христианские символы и знаки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *