Интересно, что прошлой ночью с историком Даниилом Коцюбинским вспомнили этот храм. Он написал историю, которую я не знал.
Даниил Коцюбинский: «Знали бы Вы, какой там бардак творился в период строительства храма Покрова на Нерли! Шла настоящая религиозная война между Андреем Боголюбским и его самозванным епископом, с одной стороны, — и клиром, верным Киевскому митрополиту,с другой )
Резали друг друга на части буквально.
Андрей хотел культ Богоматери поставить выше культа Христа. Амбициозный был князь )
Не случайно Андрея в итоге убили и неделю труп валялся не погребенный…
Данные разных источников сильно расходятся. Но, судя по всему, задумав амбициозную церковную реформу, Андрей Боголюбский поставил перед собой две главные цели. Во-первых, создать в своём Великом княжестве масштабный и оригинальный культ Иконы Божьей матери (ходили даже слухи, что этот «богородичный культ» поставит Богоматерь в обрядовом отношении выше Христа). Во-вторых, открыть отдельную Владимирскую митрополию, подчиняющуюся непосредственно Константинополю, а не Киеву.
Проводником этой великокняжеской линии стал ростовский епископ Фёдор. По одним сведениям, он получил кафедру от народного веча, инспирированного князем Андреем. По другим – непосредственно от Константинопольского патриарха, которого Фёдор обманул при личной встрече, сказав, что на Руси нынче нет митрополита и некому его рукоположить в епископы.
В эпоху епископа Фёдора церковь освящала военные походы князя Андрея – в частности, против волжских болгар, — и активно утверждала культ чудотворной Боголюбовской иконы. А в 1164 году, без согласования с Киевом, князем Андреем Боголюбским и епископом Фёдором был учреждён праздник Покрова Богородицы и построен одноименный храм на реке Нерль.
В дальнейшем, что неудивительно, разгорелась затяжная борьба между Киевским митрополитом и Ростовским епископом, который жил во Владимире, поблизости от князя, и с согласия последнего фактически отделился от Киевской митрополии.
Правда, здесь Андрей Боголюбский и епископ Фёдор натолкнулись на серьёзное сопротивление. Значительная часть местного духовенства (как отмечает летопись, «мнихи , игумены и иереи»), также часть элит и населения в целом, несмотря на мощное давление со стороны Андрея Боголюбского, осталась лояльной Киевскому митрополиту. Кроме того, узнав об обмане и самоуправстве, Константинопольский патриарх Лука Хризоверг поставил епископом византийца Леона. В Ростовской епархии возникла ситуация фактического церковного двоевластия: местопребыванием Феодора являлся Владимир, Леона — Ростов.
Фёдор, опираясь на княжескую поддержку, вёл себя в ходе этой борьбы как настоящий инквизитор: отбирал у сопротивляющихся недвижимость, всячески их мучил, брил головы и бороды, держал в узах (цепях, оковах, путах) и «порубах» (темницах), нагих жег свечами, выжигал глаза, рубил головы, распинал на стенах, одних рассекал пополам, других варил в котле, причем «не точию мужи, но и жены честныя». «Затворял» непокорные церкви – то есть, запрещал церковную службу – с целью воздействия на весь приход.
Летописец отмечает, что некоторые современники видели в Фёдоре не то посланца дьявола, не то язычника – волхва: «…зело лют, дерзновенен и безстуден , телом крепок, язык имеяше чист и бе велеречив, в мудровании злокознен и всем грозен и страшен; нецыи глаголаху , яко от демона есть сей, инии же волхва быти того нарицаху».
В конце концов, однако, Андрей Боголюбский, так и не сумев полностью подчинить своей воле, прежде всего, всех священников и монахов Ростовской епархии (которую он почти уже считал «своей»), вынужден был, под давлением Киевского митрополита, согласиться на то, чтобы Фёдор предстал перед митрополичьим судом в Киеве. В 1172 году по поводу Фёдора был вынесен беспрецедентно жёсткий приговор: «язык ему урезати и руку правую утяти и очи ему выняти» (отрезать язык, отрубить правую руку и выколоть глаза)».
Edited at 2017-02-07 10:19 pm (UTC)

Каменных дел мастера: кто построил?

Уверенно можно говорить лишь о том, что построили её при Андрее Боголюбском, и построили, скорее всего, зарубежные мастера.

В XVIII веке историк Василий Татищев написал, что император Священной Римской империи Фридрих Барбаросса прислал своему другу Андрею мастеров-строителей, которые работали во Владимире и в Боголюбове. Так как сведения о мастерах от Барбароссы фигурируют только у Татищева, а тот приводит данные какой-то несохранившейся летописи, утверждать, что это были именно императорские мастера, нельзя, ничего не знаем мы и о знакомстве самого Боголюбского с Барбароссой. Лично правители вряд ли могли знать друг друга, но не исключено, что общались через послов.

Так или иначе, но европейские мастера действительно приходят во Владимирские земли, потому что все домонгольские белокаменные храмы Северо-Восточной Руси построены в романском стиле, который господствовал тогда в Европе от Португалии до Залесской Руси. Некоторые исследователи предполагают, что строительных артелей в Европе было не так много и они перемещались по разным государствам, выполняя заказы. Сохранившиеся до наших дней белокаменные постройки Юрия Долгорукого — отца Андрея Боголюбского, по всей видимости, тоже строили зарубежные мастера, возможно, присланные Юрию галицким князем Владимиром. В его владениях к тому времени белокаменные здания строились довольно долго.

Строительство за год: когда построили?

Ещё одна загадка храма Покрова на Нерли — дата строительства. Летописные данные говорят нам о том, что построена церковь удивительно быстро — всего за год ( а не за два — четыре, как строили обычно) и в память о погибшем в походе на половцев сыне Андрея Боголюбского Изяславе в 1165 году. Эту точку зрения, основываясь на житии князя Андрея (а он канонизирован Православной Церковью), ввел в научный оборот авторитетнейший историк церковной архитектуры и археолог Николай Воронин — единственный, кто детально изучил храм Покрова, проведя серьезные археологические исследования. Однако не так давно, изучив другие летописные данные, владимирский историк и краевед Татьяна Тимофеева (а с ней соглашаются и некоторые другие исследователи) переместила дату возведения церкви на 1158 год. Летопись говорит, что Андрей, придя в эти земли, поставил две церкви в честь Богородицы — Рождественскую и Покровскую. Рождественская, сильно перестроенная в XVIII веке, сейчас находится на территории Боголюбского монастыря в одном комплексе с остатками княжеского дворца. Известно, что править во Владимире Андрей начал в 1157 году. Строительство храма за год объясняется тоже довольно просто: храм Покрова относительно небольшой в сравнении с тем же Успенским собором, построить его за год было вполне возможно.

Совпадают ли нынешний и первоначальный облик храма?

Мы ничего не знаем и о первоначальном облике храма Покрова на Нерли. Существует несколько вариантов реконструкции. В целом можно смело утверждать, что он во многом сохранил свой первоначальный облик. Еще в XIX веке археолог и исследователь архитектуры Николай Артлебен проводил осмотр храма и небольшие раскопки подле него. На расстоянии 2,5 метров от стен в земле были найдены остатки белокаменных конструкций. Артлебен предположил, что это могли быть фрагменты не сохранившихся построек. Спустя почти 100 лет Николай Воронин провел довольно масштабные археологические исследования окрестностей церкви и тоже нашел белокаменные конструкции и фундаменты. По его мысли, это могли быть остатки белокаменных галерей, которые примыкали к храму с трех сторон — южной, северной и западной. На основании своих данных он сделал научную реконструкцию предполагаемого первоначального облика церкви с открытыми галереями. Существуют иные варианты реконструкций, некоторые ученые считают, что галереи могли быть построены позже, например, в годы правления князя Всеволода Большое Гнездо, развившего традиции белокаменного зодчества.

Царь Давид и звери: кто и почему изображен на стенах храма?

Из храмов времен Андрея Боголюбского именно Покровский сохранил практически в первоначальном виде свой фасадный декор. Он довольно прост, особенно в сравнении с декором более поздних храмов периода расцвета белокаменного зодчества при Всеволоде Большое Гнездо. Но в этой простоте можно усмотреть немалый символизм. Главная его составляющая — это барельефы.

Царь Давид

На трех фасадах наверху изображение библейского царя Давида, который часто использовался в европейской архитектуре как символ мудрого и справедливого правителя. Окружают царя Давида львы.

Храм Покрова на Нерли. Архитектура и скульптура церкви Покрова Богоматери XII века

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *