Из всех храмов мира, посвященных Рождеству Христову, самым важным, центральным для всех христиан, несомненно, является Вифлеемский, расположенный на том месте, где родился Господь Иисус Христос.
Храм этот состоит из двух частей: так называемой Пещеры (Вертепа, Грота) Рождества и стоящей над ней церкови Рождества Христова.

Базилика Рождества Христова на рисунке 1487 года

Несмотря на древнее происхождение Пещеры Рождества, ее современный вид сложился примерно к XII веку. Смысловым центром Пещеры является место, где, по Преданию Церкви, родился Иисус Христос. В 1717 году оно было отмечено серебряной звездой.
Рядом с южным входом в нижнюю часть храма располагались те самые ясли. Согласно свидетельству одного из отцов Церкви, блаженного Иеронима Стридонского, изначально ясли были сделаны из глины, которую впоследствии заменили золотом и серебром. Сейчас на этом месте расположен скальный выступ, покрытый мрамором.
Верхняя часть храма – церковь Рождества Христова – является самым древним храмом в Палестине, который хоть и с перестройками, но сохранился в целости до наших дней. Богослужения в нем практически без перерыва совершаются еще с ранневизантийской эпохи.

Внутренний вид храма

Как отмечает ряд авторов, таких, например, как Евсевий Кесарийский и Кирилл Скифопольский, храм Рождества Христова строился не столько для богослужений, сколько для того, чтобы каждый верующий мог собственными глазами увидеть место рождения Спасителя. Поэтому, можно предположить, что верхняя церковь играла роль охранного укрытия для нижней Пещеры Рождества.
Что касается непосредственно истории верхней церкви, то ее первый вариант – базилика Рождества – был построен при святом равноапостольном императоре Константине Великом и его матери, святой равноапостольной императрице Елене. Освящение базилики состоялось 31 мая 339 года. Собственно, с этого момента Вифлеем и стал не только центром паломничества, но и важным местом в истории христианского искусства. Это было связано и с архитектурным исполнением базилики, и с теми росписями и мозаиками на религиозные темы, которые покрывали ее стены. Более того, церковь Рождества Христова, наряду с храмами над Голгофой, Гробом Господним и церковью Вознесения на Елеонской горе, вошла в число главных достопримечательностей Святой земли.
К сожалению, история базилики императора Константина была недолгой. В 529 году она была разрушена в результате пожара во время антивизантийского восстания в Самарии. Вероятно тогда она сыграла важную роль — защитила от огня нижнюю Пещеру.

Православный престол над местом Рождества Христова в Пещере Рождества

В том же 529 году по просьбе преподобного Саввы Освященного император Юстиниан I прислал в Вифлеем опытных мастеров, которые заново отстроили верхнюю часть храма.

Новое здание приобрело и некоторые новые особенности. Так, например, храм был больше приспособлен для совершения Божественной Литургии и других служб. Также он увеличился в размере и приобрел роскошное убранство. Возведен он был из камня, но, как и базилика императора Константина, перекрыт деревом. Полы и стены храма были облицованы мрамором, в верхней части он был покрыт мозаикой. Главный престол был выполнен примерно в 1185 году Иоанном из Вюрцбурга. Общие же размеры строения — примерно 53 на 36 метров.
Первоначально храм имел три входа, но позднее два из них были замурованы. В итоге остались открыты лишь так называемые врата смирения — войти через них можно лишь низко склонив голову. В храме эпохи Юстиниана была собрана целая коллекция реликвий. Например, здесь находился стол, на который по преданию, волхвы возложили свои дары, принесенные Младенцу Христу. Здесь же почивали мощи святого Иосифа Аримафейского, десница святого апостола Фомы и многое другое.
За свою долгую историю верхний храм императора Юстиниана I пережил немало нашествий и перестроек. Так, например, он уцелел при нашествии персов в 612–629 годах, а также при мусульманском завоевании Ближнего Востока в 30-х годах VII века. Храм устоял и во время похода халифа аль-Хакима в 1009 году.

Алтарь Рождества

Храм Рождества Христова в Вифлееме сыграл важную роль и в жизни латинского Запада. Так, например, с 1100 года он на некоторое время стал кафедрой латинского епископа Вифлеема и Аскалона. На праздник Рождества Господня, в том же 1100 году, в храме короновали местного короля-крестоносца Балдуина I, а чуть позже – Балдуина III.
Эпоха безраздельного владения храмом для представителей христианского Запада закончилась в 1187 году, когда мусульманская армия Салаха-ад-Дина захватила Вифлеем. Через пять лет после этого события святыня была передана в распоряжение восточных христиан, а именно — сирийцев. Начиная с 1229 года, храм Рождества неоднократно переходил из одной юрисдикции в другую. Так продолжалось несколько столетий.
С 1347 года Римо-Католическая Церковь, в лице ордена францисканцев, владеет престолом в приделе яслей Пещеры Рождества. Греческая Православная Церковь, начиная с 1244 года, имеет права на главный алтарь верхнего храма.
В целом же, на сегодня, сводом правил и законов установлен особый регламент совершения служб в храме Рождества для каждой Церкви.

Проводить богослужения могут представители Греческой Православной и Армянской Церквей. Уборкой в храме поочередно занимаются католические и греческие священнослужители. Ключи от входа в святыню находятся также у представителей Греческой Православной Церкви.

Вифлеем, (араб. بيت لحم‎, Байт-Лахм, букв. Дом мяса; ивр. ‏בֵּית לֶחֶם‏‎, Бейт-Лехем, букв. Дом хлеба) — город, в котором, согласно Евангелию (Лк. 2:4-7, Мф. 2:1-11), родился Иисус Христос, а так же согласно Библии в нём родился и был помазан на царство царь Давид.
Считается, что сходство названия Бит-Лахми с его современной формой указывает на то, что это было поселение хананеев. Лахму был аккадский бог плодородия, которому хананеи покланялись как Лехему. Некоторое время в третьем тысячелетии до н. э., хананеи возвели на холме, ныне известном как холм Рождества, храм, вероятно, посвещённый Лехему. Храм, а затем образовавшийся вокруг него город, был известен как Бейт-Лехем, «Дом (Храм) Лехема».
Что же означало имя бога Лехем, хлеб или мясо?
Какова этимология слова Бейт- Дом?
Лехем корень ל־ח־ם‏ (l-ḥ-m) — хлеб на ивите. Связан с арабским Arabic لَحْم‏ (laḥm, «мясо, пища”).
Производые слова
בֵּית לֶחֶם‏ (beit lékhem)
לַחְמָנִיָּה‏ (lakhmaniyá)
Иногда этот же корень в контексте перевода может означать לָחַם -борьба и война- מלחמה (milhama). Что это борьба за пищевые ресурсы?
Я думаю, что эту пищу «лахм-лехм”, знают все. Вот она:


Лукум, или Локум (тур. rahat-lokum) — сладость из сахара (шакер-лукум) или муки (рахат-лукум), с добавлением крахмала и орехов (фисташки, миндаль, кокос и др.). Наиболее распространён рахат-лукум, который сегодня называется просто «лукум»
Значение турецких слов: раха(т) — удовольствие, или комфорт, удобство, счастье; и локом — кусочки (множественное число) от локма — кусочек. Происходит название от арабского rahat al-hulqum (‏راحة الحلقوم / rāḥatu ʾl-ḥulqūm), что можно перевести как «удовольствие для нёба».

Лукум является традиционным ЛАКОМством на Балканском полуострове.
Лехем (хлеб/ мясо/ пища) это ЛАКОМство, а за лакомый кусочек всегда идёт борьба. Лакомстство с грехом- алчнотью связано и персидским الحلقوم l-ḥulqūm – горло, гортань, пищевод (то чем алкаешь-алчешь)
Лакомый «жадный, похотливый», блр. лакомы, др.-русск., ст.-слав. лакомъ, болг. лаком «жадный», сербохорв. ла̏ком — то же, словен. lákom «алчный, жадный, похотливый», чеш., слвц. lakomý «жадный, скупой», польск. ɫаkоmу, в.-луж. ɫakomny «жадный».
Лакать, лакнуть «жаждать», др.-русск. лакати, лачу, лакнути «алкать, жаждать», ст.-слав. лакати, наряду с алкати, словен. lákati, чеш. lákati «манить, привлекать, прельщать». слвц. lákаt᾽, польск. ɫaknąć «алкать, страстно желать».
Родственно (праслав. *olkati) лит. álkstu, álkau, álkti «голодать, жаждать», лтш. al̂kstu, al̂kt «испытывать голод, изнывать от тоски», др.-прусск. alkīns «трезвый, тощий», лит. álkanas «голодный»
Лахму «бог плодородия” несомненно связан с Лакшми (санскр. लक्ष्मी, lakṣmī — «счастье – good luck; German Glück «) — богиней благословения, изобилия, процветания, богатства, удачи и счастья. Лакшми – богиня, которую харакеризует многомужество, является старшей супругой Вишну, замужем за Рамой (в воплощении Ситы) и Кришной (как Радха, а позже Рукмини).
Glück – глюкоза (сладость) лакомство и «глюк — счастье”.
Как выглядел семитский Лахму «бог плодородия” неизвестно, нет ни фресок не скульптур. У шумер есть водные демоны, полулюди-полурыбы ЛАХМУ и ЛАХАМУ (бородатые русалки) Индуистская богиня Лакшми на редкось симпатичная, но выглядит новодельной (древних статуэток нет), но древние храмы в её честь есть.
Судя по именам эти божества должны иметь связь с Vía Láctea Млечной Рекой.

Итак Bethlehem Бетлехем- «дом лакомств”.
Что за место такое и что означает בית Бейт Баит?
Этот корень слова помимо БейтЛехем довольно часто встречается в Библии
Например:
— Бет-Сайда ивр. ‏בית צידה‏‎ — «дом рыбной ловли»), отшепелявленная по гечески Вифсаида (Βηθσαΐδά) Согласно евангельскому рассказу эти города посещались Иисусом Христом, с ними связан ряд совершённых им чудес.
— Бейт Хисда — ивр. ‏ בית חסדא «дом милости, милосердия», «место благодати, исцеления» в греческом варианте Вифезда́ (греч. Βηθζαθά, Βηθεσδά, лат. Bethsatha) или Bethesda Бетесда. В Библии, в Евангелии от Иоанна упоминается как место исцеления Иисусом Христом расслабленного
— Бетфагия Bethphage ивр. בית‏-פגי‏, «дом неспелых фиг или смокв» в греческом Вифания — Виффагия Βηθανία-Βηθφαγή. Из Виффагии было начато торжественное шествие Господа Иисуса Христа в Иерусалим. В Виффагию апостолы привели Спасителю ослицу и осленка. В ее окрестностях Христос проклял неплодную смоковницу.
— Бет-Анья בית עניא, селение, упомянутое в Новом Завете как родной город Лазаря, Марии и Марфы (Ин. 11:1). В этом городе пребывал Иисус Христос накануне торжественного въезда в Иерусалим. А английском варианте Бетани Bethany и по-гречески Вифа́ния Βηθανία
— Бат Шева, ивр. ‏בת שבע‏‎ переводят «дочь клятвы», но пишется одинаковыми согласными сравните: ‏בית и בת. По-гречески это имя пишется Βηθ-σαβεέ Vith-saveé; в русском варианте она превратилось в Варшаву Вирсавия. В Библии Бат Шеба — жена царя Давида, родившегося в БетЛахим, она же мать царя Соломона, где он родился неизвестно.

Перечислю ещё однокоренные слова корнем Бейт — дом (судя по количеству «домов” в Библии скрываеся очень «густонаселённый город»)
Abel-beth-maacah אבלה בית המעכה ; Atroth-beth-joabעטרות בית יואב ; Beth-anathבית־ענת ; Beth-anothבית־ענות ; BethanyΒηθανια ; Beth-arabahבית הערבה ; Beth-arbelבית ארבאל ; Beth-ashbeaבית אשבע ; Beth-avenבית און ; Beth-barahבית ברה ; Beth-biriבית בראי ; Beth-carבית כר ; Beth-dagonבית־דגון ; Beth-diblathaimבית דבלתים ; Bethelבית־אל ; Beth-emekבית העמק ; Bethesda Βηθεσδα; Beth-ezelבית האצל ; Beth-gaderבית־גדר ; Beth-gamulבית גמול ; Beth-gilgalבית הגלגל ; Beth-hacceremבית הכרם ; Beth-haramבית הרם ; Beth-hoglahבית־חגלה ; Beth-horonבית חורון ; Beth-jeshimothבית הישמות ; Beth-le-aphrahבית לעפרה ; Beth-lebaothבית לבאות ; Bethlehemבית לחם ; Beth-marcaboth ; Beth-milloבית מלוא ; Beth-nimrahבית נמרה ; Beth-pazzezבית פצץ ; Beth-peletבית פלט ; Beth-peorבית פעור ; BethphageΒηθφαγη ; Beth-raphaבית רפא ; Beth-rehobבית־רחוב ; Bethsaida Βηθσαιδα; Beth-shanבית שן ; Beth-sheanבית־שאן ; Beth-shemeshבית־שמש ; Beth-tappuahבית־תפוח ; Bethuelבתואל ; Beth-zurבית־צור ; El-bethelאל בית־אל ; Elonbeth-hananאילון בית חנן.
Храмовая гора (араб. الحرم القدسي الشريف‎, аль-Харам аль-Кудс аш-Шариф — «благородное святилище»; ивр. ‏הַר הַבַּיִת‏‎, Хар а-Баит, она же ивр. ‏הַר הַמוריה‏‎, Хар а-Мория)
Семитское Бейт считается однокоренным с египетским bȝyt, «дом храм”
Вот это слово в иероглифах (пята-стопа, утка?, два пера, какой то сосуд, ещё одно перо и прямоугольник с отверстием)
Основной смысл слова בית (bayit) представляется своего рода неким ограждением, для хранения и разграничения, Также может означать среду обитания, включая палатку и дворец. Слово בית (bayit) не обозначает конкретный тип здания, а скорее функцию контейнера. Оно может использоваться для обозначения корпуса корабля (Бытие 6:14). В Бытие 6:14, Исход 25:11, 37: 2 и 1 Царств 7: 9 встречается термин מבית ומחוץ, что означает «на внешнем жилище».
В Исх. 28:26 и 39:19 это же слово, обозначает упряжь-наперстники на исподней ефода. В этих случаях данное слово ביתה сопровождается дополнительной буквой ה (он),- префикс, который часто относится к движению в сторону или может означать мелкие кольца.
В Исходе 26:33 данное слово בית обозначает внешнюю оболочку скинии в Царствах 6:30 это слово, обозначает защитную внешнюю броню.
Слово Бейт мохет означать обычный дом (Исход 12: 7), храм Божий (1 Царств 5: 3), сокровищницу (Бытие 39:20, Иеремия 37:15),(Исаия 39: 2), зал для питья (Есфирь 2: 3) и даже паутину (Иов 8:14).
Слово בית (bayit) может быть применено даже в смысле рукоятки-держалки любого рода: для гробницы (Неемия 2: 3), для палки-шеста (Исход 25:27) или даже аромата-духа (Исаия 3:20) (Иезекииль 1:27), или поддержка крыльца (Иезекииль 40: 9).
Одним очень важным смыслом использованием слова בית (bayit) является смысл коллективности — описание всех членов рода- семьи. Вот почему в Библии говорится о доме Иакова (Бытие 35: 2, 46:27), доме Давида (2 Царств 7:11) и доме Израиля (Исход 16:31). Членов домашнего хозяйства в Библии обычно называют бенимом בן (ben), что означает «сыновья».

Итак некое дом-ограждение для всего рода-семьи. А где же однокоренные в других языках?
Английское body — тело (вместилише) или bud -бутон или butt 🙁
Возможно это БУДка или киБИТка, евреи скитались кибитка-дом на колёсах, но на храм никак не тянет…
Я думаю семитское Бейт Баит это наша оБИТель обита́ть среда обитания habitat вот такое Бытие
Ст.-слав. обитати. Из *обвитати (см. вита́ть). Отсюда оби́тель ж., церк., поэт., др.-русск., ст.-слав. обитѣль, habitatio из *обвитѣль;
Витати «жить,пребывать», далее из праслав. *vitati, от кот. в числе прочего произошли: укр. витати «пребывать, приветствовать», белор. вітаць «приветствовать, поздравлять», словацк. vitať «приветствовать», чешск. vitati «приветствовать», польск. vitać «приветствовать,встречать»; родственно лит. vieta «площадь,место», латышск. vieta «место», латышск. pavietāt «иметь жильё».
Почему так много оБИТелей в Библии — так у каждой стационарной звезды-стоянки было своё имя где бывали движущиеся звёзды-планеты (аналогично лунным накшатрам-домам). Это сейчас пишут планета в таком то знаке зодиака, а раньше указывали полный адрес обители-астеризма на эклиптике где планета остановилась. Порой в Библии и время пребывания в домах-обителях указаны.
Помните значение слова Бейт со смыслом «движение в сторону» или некие «мелкие кольца», да и в русском слове оБитель какое то Витание-витие прослеживается.
Вот оно на небе и сейчас это явление называется попятным -ретроградным движением (неспроста эта стопа-пятка в египетских иероглифах)

Где и когда загорелась Вифлеемская Байт-Лахм звезда?
Время появления (рассвет или закат) в Библии не указаны. А направление есть — восток -ανατολη-anatoli.
Мф 2:1-2 Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, наконец пришла и остановилась над , где был Младенец. Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят:
где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.
Мф 2:9 Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, наконец пришла и остановилась над , где был Младенец.
Мф 2:10 Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою,
Место Байт-Лахм находится в оБители хлеба и вина — Созвездии Девы- Bethulah. (девственность лакомый кусочек, да руки коротки дотянуться этой девицы)
Её звёзды полны лакомств Спика — колос Девы (сбор пшеницы) и Alarph и Виндемиатрикс (сбор винограда). Мука и виноградый сок — продукты для лукума и алкухулем я думаю тоже не брезговали праздновать Рождество. Кстати планета -покровитель Девы — алчущий бог торговли Меркурий.
Что за светила вошли в этот дом-обитель точно неизвестно, поэтому и дата не установлена.
Тема пребывания различных светил в созвездии Bethulah Бетулах (оБитель Аллаха) весьма популярна у различных библейских авторов. Расшифровщики сих предсказаний, как видите, тоже не дремлют:

А ещё девица Bethulah Бетулах с веткой-ветлой-метлой это «Пята”, вечно преследующая созвездие Льва. Древий образ Сфинкса — это слияние двух этих созвездий.


Похоже, что мифический камень Байтил, который глотали в мифах, так же связан с некой стоянкй-оБиталищем.
PS:
Вот тексты к картинкам-предсказаниям (я их поленилась читать и переводить)

Эта статья о городе на Западном берегу. Для использования в других целях, см Bethlehem (значения) .

вифлеем

Арабская транскрипция (ы)

• арабский

بيت لحم

• Latin

Beit Лам (официальный)
Bayt Лам (неофициальный)

Иврит транскрипции (ы)

• Hebrew

בֵּית לֶחֶם

Bethlehem горизонта от церкви Рождества

вифлеем Расположение Вифлеема в Палестине

Координаты: 31 ° 42’11 «N 35 ° 11’44» E  /  31,70306 ° N 35,19556 ° E Координаты : 31 ° 42’11 «N 35 ° 11’44» E  /  31,70306 ° N 35,19556 ° в.д.

Страна

Палестина

провинция

вифлеем

основанный

1400 г. до н.э. (оценка.)

Правительство

• Тип

Город (с 1995 года)

• Глава муниципального образования

Антон Салман

Площадь

• Всего

10,611 дунамов (10,611 км 2 или 4,097 квадратных миль)

численность населения (2007)

• Всего

• Плотность

2400 / км 2 (6200 / квадратных миль)

Этнохороним (ы)

Значение имени

Дом мяса (арабский); Дом Хлеба (иврит и арамейский)

Интернет сайт

Bethlehem и окрестности с воздуха в 1931 году

Bethlehem ( / б ɛ & thetas ; л ɪ ч ɛ м / ; арабский : بيت لحم Bayta Ламы , «Дом мяса»; иврит : בֵּית לֶחֶם ставки Лехемы , иврит произношение: , «Дом хлеба»; Древняя греческое : Βηθλεέμ греческое произношение: ; латинский : Вифлеем , первоначально названное в честь бога плодородия Кананита Лехем) это город , расположенный в центре Западного берега , Палестина , около 10 км (6,2 миль) к югу от Иерусалима . Его население составляет около 25000 людей. Это столица Bethlehem губернаторства . Экономика в первой очереди туристско-привод , пиковый во время рождественских праздников, когда христиане совершают паломничество к церкви Рождества . Гробница Рахили , является важным еврейским святым местом, расположен на северном въезде в Вифлеем.

Самое раннее известное упоминание о Вифлееме было в Амарна переписке в 1350-1330 г. до н.э. , когда город был населен хананеевым . Еврейская Библия , которая говорит о том , что город Вифлеем был построен как укрепленный город на Ровоаме , идентифицирует его как город Давид был и где он был коронован как король Израиля . В Евангелиях от Матфея и Луки определить Bethlehem как место рождения Иисуса . Вифлеем был разрушен императором Адрианом во время второго века Бар Кохбы ; его восстановление способствовало императрицы Елены , матери Константина Великого , который заказал строительство своей великой церкви Рождества в 327 г. н. Церковь была сильно повреждена самаритянами , которые разграбили его во время восстания в 529 г. , но была восстановлена веком позже император Юстиниан I .

Bethlehem стал частью Джунда Filastin после мусульманского завоевания в 637. мусульманского правления продолжались в Вифлееме до его завоевания в 1099 году в крестовой армии , который заменил на городской греческих православный клир с латинским одного. В середине 13 — го века, мамлюки разрушили стены городов, которые впоследствии были перестроены под османами в начале 16 — го века. Контроль Вифлеема передается от османов британцев в конце первой мировой войны . Bethlehem попал под иорданским правлением в течение 1948 года арабо-израильской войны , а затем был захвачен Израилем в 1967 Шестидневной войне . С 1995 года в Осло , Bethlehem была в ведении Палестинской автономии .

После наплыва беженцев в результате израильских достижений в войне 1967 года, Bethlehem имеет мусульманское большинство, но по — прежнему проживает значительную Палестинские христианскую общину. Он теперь окружен и посягнула десятки израильских поселений и израильского барьера Западного берега , который отделяет оба мусульманских и христианских общин с их земель и средств к существованию, и видит устойчивый исход тех из обеих общин гонят.

История

Один из старейших городов на земле Вифлеем был основан в 17-16 вв. до н. э. в земле Ханаанской. В свое время в городе проживали хананеи и иудеи, а позже он был захвачен язычниками-римлянами. Был и период мусульманского владычества, что вызвало недовольство папы Урбана II и подвигло его на крестовый поход с целью освобождения Священной земли, после чего Вифлеем вошел в состав Иерусалимского королевства, просуществовавшее вплоть до 1291 г.

С 1517 г. Вифлеем входил в состав Османской империи, и только лишь с 1995 он перешел под контроль Палестинской автономии.

Как добраться

Большинство туристов прибывают в Вифлеем через Иерусалим. На дороге, соединяющей эти два города, стоит контрольно-пропускной пункт. Туристы могут пересекать границу столько раз, сколько им вздумается без каких-либо ограничений, необходимо лишь убедиться, что в паспорте имеются соответствующие визы.

От Дамасских ворот, расположенных в Восточном Иерусалиме, до Вифлеема без остановки в пограничном пункте ходит автобус (стоимость 7 шекелей, время в пути около 30 минут). До пограничного пункта от Дамасских ворот и обратно курсируют мини автобусы (5 шекелей). Стоимость указана на апрель 2011.

Климат

В Вифлееме преобладает средиземноморский климат с жарким и сухим летом и холодными зимами. Самый холодный месяц — январь, когда температура колеблется от 1 до 13 градусов. С мая по сентябрь погода обычно солнечная и теплая. Самый жаркий месяц — август, когда столбик термометра поднимается выше 27 градусов.

Транспорт

По городу первое время безопаснее перемещаться на такси. Например, поездка от пограничного пункта до Базилики Рождества Христова обойдется в 20 шекелей.

В Вифлееме есть три автовокзала, где базируются частные транспортные компании, выполняющие рейсы в Бейт-Джала, Бейт-Сахур, Хеврон и другие города Палестинской автономии. Две стоянки такси, выполняющие поездки в Бейт-Сахур, Бейт-Джала, Иерусалим и к крепости Иродион.

Шопинг

Маленькие сувенирные магазинчики расположены на площади Manger Street. На улице Milk Grotto Street можно посетить фабрику по производству изделий из оливковых деревьев, где проходят организованные туры.

В канун Рождества на главных улочках города открываются многочисленные рынки, где можно купить ремесленные изделия, ближневосточные пряности, ювелирные украшения и восточные сладости, такие как пахлава.

Кухня

В ресторане Abu Shanab специализируются на израильской кухне — сочный ягненок, традиционный кебаб и кофта (рубленые котлеты). В Вифлееме есть свой производитель местных вин — компания Cremisan Wine, основанная в 1885 г. Вина изготавливают монахи-салезианцы в монастыре Cremisan, а виноград собирают в районе Аль-Хадер. Объем производимого вина составляет около 700 тысяч литров в год.

Развлечения, экскурсии и достопримечательности Вифлеема

Главной достопримечательностью Вифлеема и важнейшей христианской святыней считается Пещера Рождества, где родился Иисус Христос. Над пещерой расположена базилика Рождества Христова, построенная в 326 г. Напротив пещеры Рождества находится пещера Вифлеемских младенцев и пещера Святого Иеронима. Рядом с базиликой расположен главный католический храм города — церковь Святой Екатерины.

Второй по значимости святыней в Вифлееме считается гробница Рахили, супруги Иакова и матери Иосифа и Вениамина. Гробница является местом паломничества и свята для всех трех религий.

Интерес представляет Молочная пещера абсолютно белого цвета. Легенда гласит, что пещера стала белой от нескольких капель молока, пролитых Марией во время кормления Иисуса. Порошок, соскобленный со стен часовни, продается там же в качестве средства, способствующего рождаемости.

Современное искусство также оставило свои следы в Вифлееме. А именно на стене, отделяющей город от Иерусалима, таинственный англичанин Бэнкси оставил свои граффити. Всего в 5 км к юго-западу км от Вифлеема в красивом сосновом лесу в долине Артас расположены бассейны Соломона — три открытые каменные цистерны, вмещающие 160 тысяч кубических метров воды. На протяжении веков эти бассейны сыграли значительную роль в водоснабжении района.

В 5 км к юго-востоку от Вифлеема на территории Израиля расположена древняя крепость Иродион. Единственное в мире сооружение, носящее имя Ирода Великого, основателя идумейской династии Иродиадов, и считающееся предположительным местом его захоронения. Крепость была сооружена в 23-20 гг. до н. э. на насыпной горе, похожей на вулкан.

События

Рождество в Вифлееме отмечают трижды в год — 25 декабря по католическому и протестантскому канону, 6 января Рождество празднуют греческие, коптские и сирийские православные христиане, а 19 января — армянские православные христиане.

Так как Вифлеем относится к Палестинской автономии, здесь ежегодно отмечаются праздники святых и пророков, относящихся к палестинскому фольклору. Так, например, 5-6 мая Вифлеем встречает праздник Святого Георгия (аль-Хадра), а праздник Святого Илии знаменуется процессией в Мар-Элиас, греческий православный монастырь к северу от Вифлеема.

Климат

Вифлеем расположен на возвышенности на высоте 760 м над уровнем моря, поэтому климат немного прохладнее, чем в низинах. Температура января: +9,0 °С, июля-августа — +23,5—24,0 °C. С мая по октябрь стоит сухая жаркая погода, практически без осадков. Зимой осадки выпадают в виде дождя. Снег выпадает крайне редко и не каждый год. Среднегодовая норма осадков — 570 мм. Дневные температуры зимой: +12—14 °C, летом — около +30 °C. Относительная влажность колеблется от 75—80 % зимой до 35—40 % летом.

Примечания

  1. 2007 PCBS Census (PDF) Palestinian Central Bureau of Statistics
  2. Святая Земля: Исторический путеводитель по памятным местам Израиля, Египта, Иордании и Ливана / Ред. М. В. Бибиков. М., 2000. С.94-103
  3. Латинско-Католическая Патриархия. — Христианские конфессии на Святой земле
  4. Monthly Averages for Bethlehem, West Bank. The Weather Channel. Архивировано из первоисточника 17 августа 2012. Проверено 20 апреля 2008.
  5. Bethlehem Municipality Twining (англ.). Bethlehem Municipality. Архивировано из первоисточника 5 августа 2012. Проверено 24 июля 2012.
  6. Христиане и мусульмане Вифлеема живут дружно

Гробница Рахили, Вифлеем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *