Крещение в вопросах и ответах

Запись на крещение — 050-414-20-25
(о. Богдан, о. Олександр)

Крещение в вопросах и ответах.

Кроме того, что Крещение есть вступлением в члены избранного народа христианского, его сравнивают со смертью Христа на кресте и Его воскресеньем из мертвых, то есть крещение – это смерть всему греховному и негодному, и новое рождение в жизни, где есть Бог и его благодать. Поэтому и неудевительно, что родители, готовящиеся крестить своих детей, подходят к этому событию с большим вниманием, и эта заинтересованность и ответственность не может не радовать.

Мне, как священнику, задают много вопросов относительно таинства Крещения: как окрестить ребенка, когда можно крестить, что нужно для крестин, для крещения, подготовка к крестинам, перечень необходимых вещей для обряда крещения, что такое «крыжма», как готовиться к крещению, где можна креститься, в какой церкви креститься, можна ли крестить ребенка без согласия или желания родителей, кто может быть крестными родителями, кто не может быть крестными родителями, сколько должно быть крестных родителей, как готовиться крестным родителям к крещению, можно ли отказаться стать крестным, как выбирать имя, можно ли крестить ребенка двойным именем, можно ли крестить под другим именем, как одеваться на крестины, существует ли разница между крещением через обливание водой и погружением, сколько по времени длится крещение, крестят ли детей всех вместе или индивидуально, кто может присутствовать на крещении, может ли мама присутствовать на крещении, кто держит ребенка во время крещения, сколько стоит обряд крещения, что делать если один из родителей некрещеный или не православный.

На все эти вопросы, и даже больше, я хочу дать ответ в этом разделе. Ответить не цитатами катехизиса и церковних книг, а простым и понятным языком, а главное, дать ответы, привязанные к действительности и настоящему. По мере того, как будут возникать новые вопросы, раздел будет редактироваться и обновляться, то есть всегда будет интересным и актуальным.

Как окрестить ребенка?

Для этого первого шага необходимо желание и воля родителей, договориться со своим священником, к которому ходите на богослужения, а если вы еще не начали полноценную церковную жизнь и ходите в церковь редко, тогда нужно найти ту церковь, к которой лежит ваша душа, и того священника, который вызывал бы у вас доверие и уважение. Дальше, в самой церкви очно или заочно по телефону созвониться с тем, кто принимает запись на крещение.

В нашей церкви все заказы на крещение принимаются самим настоятелем храма, который и будет крестить вашего ребенка, отцом Богданом Тимошенко по номеру 050-414-20-25.

Когда можно крестить?

В любое время! Не существует никаких ограничений по времени для осуществления крещения. День это или ночь, пост или не пост, праздник или будни крестить можно всегда. Вам только нужно договориться со священником о дне и времени крещения. Каждая церковь или священник может устанавливать свой график проведения крещения.

В нашей церкви время для крещения обычно следующее : в будни и субботу – с 10:00 до 16:00; в дни проведения богослужений (воскресенье и праздники) – с 12:30 до 16:00.

Что происходит во время крещения?

Слово «крещение» означает «погружение». Главным действием крещения является троекратное погружение крещаемого в воду, что символизирует собой трехдневное пребывание Христа во гробе, после которого совершилось Воскресение. Каждый крещаемый повторяет путь Христа. Подобно тому, как Христос умер на Кресте в жертву за наши грехи, в таинстве крещения мы умираем для греховной жизни и творения воли сатаны, чтобы затем воскреснуть для жизни с Богом. Все наше естество при этом обновляется до самых своих оснований.

Нам оставляются все наши грехи, в которых мы искренне раскаялись. Если крестится младенец, то у него должны быть крестные родители, в обязанности которых входит христианское воспитание своих крестников. За них они дадут строгий ответ на Суде Божием.

Тот, кто согласился стать крестным, должен осознать, что он принимает на себя огромную ответственность за ребенка.

Чтобы дать ребенку христианское воспитание, сами крестные должны жить христианской жизнью, молиться за своего крестника.

Чин оглашения

Совершению крещения предшествует чин оглашения, во время которого священник читает запретительные молитвы, направленные против сатаны.

Иерей трижды дует крестообразно на крещаемого, произнося слова: «изгони из него (или из нее) всякого лукавого и нечистого духа, скрытого и гнездящегося в сердце его…».

Они являются напоминанием того, что «создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2.7).

Далее трижды благословляет и, возложив руку на главу крещаемого, читает молитву.

Рука священнослужителя — рука Самого Господа Иисуса Христа, являющаяся жестом защиты и благословения, ибо в будущем этому человеку предстоит смертельная схватка с силами тьмы.

Три запрещения на нечистых духов

Церковь повествует нам о восстании против Бога в сотворенном Им духовном мире части ангелов, обуянных гордыней. И источник зла заключается не в их неведении и несовершенстве, а, напротив, в тех знаниях и совершенстве, которые привели их к искушению гордыней и отпадению.

Сатана принадлежал к самым первым и лучшим созданиям Бога. Он был достаточно совершен, мудр и силен, чтобы знать Господа и не подчиниться Ему, восстать против Него, пожелать «свободы» от Него. Но поскольку такая «свобода» (т. е. произвол) невозможна в Царстве Божественной Гармонии, которое существует лишь при добровольном согласии с Волей Бога, сатана и ангелы его изгоняются Богом из этого Царства.

Вот почему при крещении прежде совершается запрещение «сатаны и всех аггелов его». Св. Кирилл Иерусалимский говорит в огласительном поучении: «Содержание сих запрещений следующее: первое — отревает и гонит диавола и всякое его действие страшными для него Божественными именами и таинствами, изгоняя диавола, повелевает и демонам его бежать от человека и не творить ему напастей.

Подобным же образом и второе запрещение изгоняет демонов Божественным Именем.

Третье запрещение есть вместе и молитва, возносимая Богу, умоляющая всесовершенно изгнать лукавого духа от создания Божия и утвердить его в вере».

Отречение от сатаны

Крещаемый (или крестные родители, если крестится младенец) отрекается от сатаны, т. е. отвергается от греховных привычек и образа жизни, отказывается от гордыни и самоутверждения, сознавая, что некрещеный человек всегда является пленником страстей, сатаны.

Исповедание верности Христу

Однако, сам человек никогда не сможет вести брани с диаволом без союзничества с Христом. Поэтому после объявления войны сатане в чине оглашения следует сочетание с Христом.

Ребенок становится членом Христова воинства. Его оружием будут пост, молитва, участие в церковных таинствах. Ему предстоит сражаться со своими греховными страстями — злом, кроющимся в сердце его.

Крещаемый исповедует веру, читает Символ веры. Если крестится младенец, то за него должен читать Символ Веры восприемник.

СИМВОЛ ВЕРЫ

1 Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

2 И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

3 Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

4 Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

5 И воскресшаго в третий день по Писанием.

6 И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

7 И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

8 И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки.

9 Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

10 Исповедую едино крещение во оставление грехов.

11 Чаю воскресения мертвых,

12 и жизни будущаго века. Аминь.

Объяснение молитвы Символ веры

Символ веры содержит все основные христианские истины.

В древности человек должен был изучить их прежде крещения. И теперь это необходимое условие при крещении.

Таинство Крещения

Освящение воды

В начале самого Таинства Крещения священник совершает каждение вокруг купели и читает молитвы на освящение воды, затем благословляет воду, в которой крещаемому предстоит омыть свои грехи.

Он трижды осеняет ее крестным знамением, дует на нее, произнося молитву:

«Да сокрушатся под знамением образа Креста Твоего все супротивные силы».

Освящение воды для Крещения — одна из важнейших частей чинопоследования, имеющая глубочайшую связь с самим таинством.

В молитвах и действиях при совершении освящения воды для Крещения раскрываются все стороны таинства, показывается его связь с миром и материей, с жизнью во всех ее проявлениях.

Вода является древнейшим религиозным символом. С христианской точки зрения представляются важными три основные стороны этой символики. Во-первых, вода — первичная космическая стихия. В начале творения «Дух Божий носился над водой» (Быт. 1, 2).

Одновременно она является символом разрушения и смерти. Основа жизни, животворящая сила и, с другой стороны, основа смерти, разрушительная сила — таков двойственный образ воды в христианском богословии. И, наконец, вода — символ очищения, возрождения и обновления. Эта символика пронизывает все священное писание, входит в повествование о творении, грехопадении и спасении. Святой Иоанн Предтеча призывал народ к покаянию и очищению от грехов в водах Иордана, а Сам Господь Иисус Христос, приняв от него Крещение, освятил водную стихию.

Освящение елея

После освящения воды священник читает молитву на освящение елея (масла) и вода помазуется им. Затем священник совершает помазывание крещаемого елеем: лицо, грудь, руки и ноги. В древнем мире елей употреблялся, прежде всего, как лечебное средство.

Елей, символизирующий исцеление, свет и радость, был знаком примирения Бога с человеком. Голубь, выпущенный Ноем из ковчега, вернувшись, принес ему масличную ветвь, «и Ной узнал, что вода сошла с земли» (Быт. 8, 11).

Итак, в помазании елеем воды и тела крещаемого елей знаменует полноту жизни и радость примирения с Богом, так как «в Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 4-5).

Крещение обновляет и восстанавливает всего человека в его первозданной целостности, примиряет душу и тело. Елеем радования помазуются вода и тело человека для примирения с Богом и в Боге с миром.

Погружение в купель

Сразу после помазания наступает самый главный момент крещения — погружение в купель.

Священник трижды погружает крещаемого в воду со словами:

Сразу после погружения на новокрещенного возлагается крест — знак принятия им крестной жертвы Господа Иисуса Христа, веры, что Христос истинно умер и истинно воскрес из мертвых, так что в Нем мы можем умереть для греха по отношению к нашей смертной жизни и стать причастниками — здесь и теперь — жизни вечной.

Облачение новокрещенного

Облачение в «ризу светлу» после Крещения знаменует, прежде всего, возвращение человека к целостности и невинности, которыми он обладал в раю, восстановление его истинной природы, искаженной грехом.

Святой Амвросий, епископ Медиоланский, сравнивает эту одежду с блистающими ризами Христа, преобразившегося на горе Фавор. Преобразившийся Христос явил Себя ученикам не в обнаженном виде, но в одежде «белой, как свет», в нетварном сиянии Божественной славы.

В таинстве Крещения человек вновь обретает свое изначальное одеяние славы, верующей душе явно и реально открывается основная истина христианства: приняв Крещение, «вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол 3, 3-4).

Совершается глубочайшая тайна: единение человеческого и Божественного в «обновленной жизни». Благодать, подаваемая человеку в Крещении, как и в остальных таинствах, — это плод жертвенной смерти Христа и Его Воскресения. Она сообщает человеку волю к спасению и силы, чтобы идти по жизни, неся свой крест.

И потому Крещение может и должно определяться не образно, не символически, а по существу как смерть и воскресение. В христианском понимании смерть — это, прежде всего, духовное явление. Можно быть мертвым, еще живя на земле, и быть непричастным смерти, лежа в могиле.

Смерть — это отдаленность человека от жизни, то есть от Бога. Господь — единственный Податель жизни и Сама Жизнь. Смерть противоположна не бессмертию, а истинной Жизни, которая была «свет человеков» (Ин. 1,4). Жизнь без Бога есть духовная смерть, которая превращает человеческую жизнь в одиночество и страдание, наполняет ее страхом и самообманом, обращает человека в рабство греху и злобе, пустоте.

Мы спасены не потому, что веруем в сверхъестественную власть и могущество Господа, так как не такой веры Он хочет от нас. Веровать во Христа означает не только признавать Его, не только получать от Него, но, прежде всего, трудиться во славу Его.

Нельзя ожидать помощи от Него, не выполняя Его заповедей и, прежде всего, заповеди любви; нельзя называть Его Господом и преклоняться перед Ним, не исполняя волю Отца Его. Погружение в воду означает то, что крещаемый умирает для жизни греховной и спогребается со Христом для того, чтобы жить с Ним и в Нем (Рим. 6, 3-11. Кол. 2, 12-13). Это самое главное в таинстве Крещения. Только по благодати Божией мы знаем, что «эта вода есть истинно для нас и гроб, и матерь…» (св. Григорий Нисский).

Таинство Миропомазания

После погружения в купель и облачения в белую одежду священник помазует новопросвещенного святым Миром: запечатлевает «печатью дара Духа Святаго».

Через миропомазание Святой Дух сходит на каждого из нас, исполняя нас силой Божией, как некогда в день пятидесятницы он сошел на учеников Христовых. Святое миро — это особым образом приготовленное масло, которое раз в год освящается патриархом и затем рассылается по всем епархиям, где архиереи раздают его настоятелям. Священник помазывает святым миром уже крещеного человека.

Помазываются его лоб, глаза, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги. Святым Миром помазываются разные части тела, дабы через помазание освятить всего человека: и его тело, и его душу.

Помазывается лоб для снятия позора, покрывшего его по преступлению Адама, и для освящения мыслей наших.

Помазываются глаза, чтобы мы не шли ощупью впотьмах по пути порока, но чтобы шли по пути спасения под руководством благодатного света; уши — чтобы наше ухо сделалось чутким к слышанию слова Божия; уста — чтобы они стали способными к вещанию Божественной истины.

Помазываются руки для освящения на труд благочестивый, на дела, угодные Богу; ноги — для хождения нашего по стопам заповедей Господних; и грудь — чтобы мы, облекшись благодатию Духа Святого, победили всякую вражескую силу и все могли совершать в укрепляющем нас Иисусе Христе (Флп. 4. 13).

Одним словом, освящаются наши мысли, желания, наше сердце и все наше тело, чтобы сделать их способными для новой христианской жизни.

Помазание Миром есть видимый знак, печать того, что новокрещенному даруется от Бога Дух Святый. С той минуты, как на нас положена эта священная печать, Дух Святый вступает в обручение, в тесную живую связь с нашей душой. С той же самой минуты мы становимся христианами.

Всякий раз священник повторяет слова: «Печать дара Духа Святаго», а восприемник по окончании помазания отвечает: «Аминь», что значит «Подлинно, истинно».

Миропомазание — новое самостоятельное таинство, хотя оно связано с Крещением и совершается, по правилам Православной Церкви, сразу же после троекратного погружения в купель. Приобретая через Крещение нового сына, заботливая мать наша — Святая Церковь — без всякого отлагательства начинает прилагать к нему свое попечение. Как в телесной жизни для укрепления сил младенца нужен воздух и пища, так и для родившегося духовно через Крещение нужна особенная, духовная пища.

Такую пищу преподает святая Церковь в таинстве Миропомазания, через которое происходит сошествие на нашу душу Святого Духа. Оно подобно сошествию Святого Духа в виде голубя, бывшее при Крещении Господа Иисуса Христа.

Чтение Священного писания и шествие вокруг купели

После Таинства Миропомазания бывает троекратное шествие вокруг купели. Торжественное обхождение купели с пением «Елицы во Христа креститеся…» есть, прежде всего, выражение радости Церкви о рождении нового ее члена Духом Божиим.

С другой стороны, так как круг есть знак вечности, то это шествие показывает, что новопросвещенный выражает желание вечно служить Богу, быть светильником, который ставят не под спудом, но на свечнике (Лк. 8, 16), да светит всем людям своими добрыми делами и просит у Господа сподобить его вечного блаженства. Непосредственно после шествия вокруг купели бывает чтение Апостола и Евангелия. Во время чтения крестные родители стоят с зажженными свечами.

О крёстных (воспреемниках)

  • Какие есть у крестных отца и матери обязанности по отношению к своим крестникам?
  • Как нужно готовиться к Таинству Крещения будущим крестным?
  • Можно ли стать крестным заочно, не участвуя в Крещении младенца?
  • Могут ли стать крестными представители других религий?
  • Что из вещей нужно принести с собой на Крещение и кто из крестных это должен сделать?
  • Сколько у человека должно быть крестных отцов и матерей?
  • Как выбрать крестных для ребенка?
  • Может ли беременная женщина стать крестной матерью?
  • Кто не может быть крестным?
  • Что крестные должны подарить крестнику?
  • Если крестные не выполняют своих обязанностей можно ли взять других крестных и что для этого нужно делать?
  • Может ли молодой человек стать крестным у своей невесты?
  • Сколько раз человек может становиться крестным?
  • Может ли человек отказаться стать крестным? Не будет ли это грехом?
  • Можно ли стать крестным у двух или трех детей из одной семьи?

Наша церковь теплая! Ми предоставляем вам возможность провести крещение вашего ребенка в теплой церкви при комфортной температуре (+22С).

Что необходимо для крещения?

Прежде всего присутствие самого ребенка, а также крестные родители, нательный крестик на цепочке или веревке для ребенка и крыжма (специальное белое полотно для крещения).

Все остальное, о чем вас могут попросить, есть лишь дополнением или даром церкве, например, хлеб или какие-то виды продуктов. Нести дары в церковь является древней традицией благодарения Богу и священнику.

Перечень необходимых вещей для крещения.

Крестик и крыжма. Крестик на крестины может быть изготовлен из любого материала. Изображение распятого Иисуса Христа на крестике желательно, но не является обязательным. К крестику необходимо иметь цепочку или веревочку, чтобы можно было одеть его на ребенка.

Что такое «крыжма»?

Крыжма – это специальное прямоугольное полотно белого цвета, в которое заворачивается крестник. Она символизирует чистоту человеческой души после крещения. Поэтому она – белая. Для крыжмы подойдет обычный кусок любой белой ткани, полотенце либо специально подготовленный материал с вышитыми крестами.

В нашей церковной лавке у вас есть возможность купить крыжму, которая изготавливается специально для крещений в нашем храме. Она пошита с льняного полотна, имеет вышитые кресты в трех углах и вышитый логотип нашего храма в четвертом углу и обрамлена кружевом. Стоимость — 300 грн.

Как готовиться к крещению ребенка?

Специальной подготовки для ребенка нет. Подготовка для родителей и крестных родителей заключается в осознании того, что они собираются сделать, а именно, серьезно и с ответственностью отнестись к таинству крещения, как к духовному рождению своего ребенка. Это большое и радостное событие, которое должно храниться в семейной памяти.

Где можно креститься?

Желательно креститься именно в церкви, а не дома (кроме случаев, когда ребенок тяжело болен). В церкви, к которой вы принадлежите и которую посещаете, в ней и креститесь. Если вы еще не определились и не имеете «свою» церковь, найдите такой храм, который был бы вам по душе.

Храм Св. Димитрия Солунского в «Украинском селе». Веб-сайт — hram.in.ua

В какой Церкви креститься?

Главное, если вы православны, то и ребенка нужно крестить в Православной Церкве, независимо к какому административному центру она принадлежит. Временно в Украине Православная Церковь разделена на три ветви: Украинскую Православную Церковь Киевского Патриархата, Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата и Украинскую Автокефальную Православную Церковь. Все три Церкви являются православными и имеют одни корни, поэтому объединение в единую и поместную Церковь — это всего лишь вопрос времени и неизбежный, и все таинства, осуществленные в этих Церквах есть действительными и совершенные Духом Святым. То, что две из украинских православных Церков не есть общепризнанными в мировом Православии, не делает их неполноценными, ведь через такой самый непризнанный статус прошла каждая Церковь, которая приобретала свою автокефалию-независимость (например, Русская Православная Церковь после провозглашения ею автокефалии и отсоединения от Киевской Митрополии в 15 в. имела, приблизительно, 150 лет статус непризнанной и неканоничной, пока не получила свое признание). Помним, что и Христа не все признавали как своего Бога и сейчас много кто не признает, но от этого его Божество никак не унижается.

Можно ли крестить ребенка без согласия или желания родителей?

Можно. Если бы желание родителей было обязательным для крещения их детей, тогда христианство остановилось бы в своем развитии и исчезло бы с самого первого века.

Что делать, если один из родителей некрещеный или не православный?

Что делать – ребенка крестить! Вероисповедание родных родителей не имеет никакого отношения и влияния на крещение ребенка.

Кто может быть крестными родителями?

Крестными родителями могут быть совершеннолетние православные христиане, которые с ответственностью и пониманием того, что от них требуется, берут на себя такие обязательства. Ведь их цель и задача – воспитать своего крестника в вере и благочестии. Если крестные сами ничего не понимают в вере, то и воспитать не смогут. Поэтому желательно родным родителям с ответственностью подходить к выбору кумовей.

Церковное совершеннолетие: мужской пол – 14 лет, женский — 13.

Кто не может быть крестными родителями?

Крестными родителями не могут быть: родные родители, несовершеннолетние, неправославные, либо женатая пара для одного крестника. За канонами Православной Церкви кумовья для одного ребенка не могут быть между собой женаты, точно также, как и будущие супруги, так как кумовство – это духовное родство и брак между кумовьями – это «духовное кровосмешание».

Сколько должно быть крестных родителей?

В Древней Церкви для одного крестника был один крестный отец или одна крестная мать. Для мальчика – отец, для девочки – мать. Это объясняется исключительно практической стороной обряда, ведь до 5 века крестились, как правило, в взрослом возрасте и, чтобы не стесняться нагого тела, крестные были одного пола со своими крестниками. После введения общепринятой практики крестить детей с самого детства крестных родителей стало двое, а через несколько столетий, иногда, начали брать крестными несколько пар крестных родителей. Церковь с этим явлением пробовала бороться, но усилия были тщетными, и крестные родители в виде отца и матери стали нормой. Сейчас Церковь не запрещает брать крестными несколько пар родителей.

Можно ли отказываться стать крестным?

Можно и нужно, если вы чувствуете, что не сможете помочь родным родителям в религиозном воспитании ребенка. Каждый крестный несет перед Богом ответственность за своего крестника, поэтому и выбор не быть крестным должен быть добровольным.

В некоторых регионах Украины существует народный обычай не отказывать в приглашении быть крестным, будто бы это «открещение от Христа». Это обычные народные предрассудки, которые не имеют никакого отношения к церкви.

Можно ли беременной женщине быть крестной мамой?

Можно.

Как выбрать имя ребенку?

Согласно церковной традиции имя должно быть православным, то есть таким, которое есть в святцах (в перечне святых) Православной Церкви. В таком случае новокрещенный крестится именем уже существующего святого, который стает его небесным покровителем. Раньше выбор имени был за священником, который руководствовался единым правилом – в какой день ребенок родился, именем святого, который отмечается в этот день, он и называется. Сегодня это правило демократизировалось и право выбора имени принадлежит его родным родителям.

Иногда родители называют своих детей не православными именами. В таком случае нужно выбрать второе православное имя, которым будут крестить. Для этого лучше руководствоваться вышеупомянутым правилом: брать имя того святого, память о котором выпадает в день рождения ребенка (можна отклоняться от даты рождения плюс-минус 2-3 дня, так как не во все дни празднуются дни памяти святых). Если вам тяжело самостоятельно это определить, посоветуйтесь со священником.

Выбрать православые имена можна здесь: Мужские и Женские

Можно ли крестить ребенка двойным именем?

Нет, нельзя. Имя при крещении дается одно.

Можно ли крестить под другим именем?

Крестить под другим именем, отличным от имени ребенка, записанного в документах можно, но нежелательно. Из практики видно, что часто родные забывают под каким другим именем они крестили своих новорожденных. В таком случае ребенок выростает не зная имени, каким он был крещен в духовно-церковной жизни, пользуясь не своим именем – это неправильно.

Существует утверждение, что второе имя, которое осталось в тайне от всех, помогает уберечься от злых действий разных гадалок, ведьм и просто плохих людей, так как они, якобы, не зная истинного имени, ничего плохого не смогут сделать. Это – всего лишь народное поверье. Для христианина не нужно прятаться , чтобы получить защиту от злого глаза, но искать защиту у Бога и получать ее через побожную христианскую жизнь, бдение о своей душе, исповедь, причастие и богослужение.

Родители, которые все-таки решили крестить своего ребенка под другим именем, должны помнить о том, что молиться о своем ребенке они будут под тем именем, под которым крестили. Это также относится к любому упоминанию о вашем ребенке в церкви и вне церкви: личная молитва, записки о здравии, исповедь, причастие, венчание.

Как одеваться на крестины?

На крестины следует одевать ребенка в праздничное убранство, ведь это станет днем его духовного рождения (желательно в светлую одежду). В церквах Украины практикуется крещение как через полное либо частичное погружение, так и через обливание. Поэтому в последнем случае ребенка следует одевать в одежду с свободным доступом к груди, ручкам и стопам ног (одевайте не колготки, а штанишки/ платья с носочками). Эти части тела будут помазаны маслом освящения и Святым Миром.

Взрослым, которые будут присутствовать на таинстве, следует одеваться в праздничную, торжественную одежду. По традиции женщины покрывают свои головы платками и одеваются по-женски, то есть в юбки или платья. Кстати, торжественной и праздничной одеждой для каждого украинца есть вышиванка.

Есть ли разница между крещением через обливание водой и погружением?

Нет, нету разницы. Крестит человека Дух Святой, а вода является лишь внешним проявленим этого действия. Поэтому не существует разницы, каким способом это внешнее проявление было осуществлено, с помощью ли трех капель воды или через погружение всего тела в воду. В Украине крещение через обливание есть древней традицией и ее придерживаются большинство церквей на территории нашей страны.

В нашем храме крещение происходит через трехразовое обливание головы, рук и ног. По желанию родителей крестим и через полное погружение.

Сколько по времени длится крещение?

Обряд таинства крещения длится 30-40 минут.

Крестят детей всех вместе или индивидуально?

В одном обряде крещения крестить можно либо одного ребенка либо многих одновременно.

В нашей церкви все крещения индивидуальны, то есть ваш ребенок будет креститься один. Если же вы приводите двоих-троих своих детей или детей ваших родов или знакомых и желаете крестить их вместе – тогда так и будет, они будут окрещены вместе в одном обряде крещения.

Кто может присутствовать на крещении?

Все, кого вы пригласите, могут присутствовать и вместе молиться за ребенка и свидетельствовать его присоединение к христианскому народу.

Может ли мама присутствовать на крещении?

Запрет матери присутствовать на крещении основывается на старозаветном принципе естественного очищения женщины после рождения ребенка. Оно, как правило, длится до 40 дней. После этого уже можна совершить над матерью чин введения ее в храм. Если мама прийдет с ребенком в храм до крещения и попросит священника ввести ее и он это сделает, после этого она смело может присутствовать на крещении своего ребенка.

Сегодня существует практика совершать чин введения после обряда крещения или в его конце. В таком случае мама присутствует вне стен центрального храма, но может стоять в притворе (небольшая входная часть церкви) и при открытых дверях все видеть и слышать, что, собственно говоря, и практикуется в нашем храме.

Что делать, если у крестной мамы наступили дни естественного женского очищения?

Основываясь на старозаветном законе в такие дни женщина считается «нечистой», и ей запрещается входить в храм и принимать участие в богослужениях и таинствах. Хотя, на самом деле, такое мнение не имеет никакого богословского обоснования и базируется исключительно на гигиенических принципах. Сегодня, когда женщины пользуются современными средствами гигиены, дни естественного очищения не могут быть преградой для посещения церкви и участия в крещении. Церковные правила, которые запрещают бывать женщинам в дни очищения, придуманы много столетий тому назад, а чтобы осовременнить их, Православная Церковь, к сожалению, не собиралась на Вселенские собрания уже больше 12 столетий.

Кто держит ребенка на крещении?

Вначале мальчика держит крестная мать, а девочку – крестный отец. А после самого момента крещения, согласно древней традиции восприемничества согласно полу, мальчика берет на руки крестный отец, а девочку, соответственно, крестная мама. Если обряд введения родной матери и воцерквления ребенка проводится в конце крещения, тогда ребенок передается на руки родной матери.

По поводу того, кто должен вносить ребенка и выносить из храма – это вопрос не к Церкви, а к народным предрассудкам, то есть, не имеет значения.

Сколько стоит крещение?

Благодарность за крещение должна быть добровольной и не иметь определенной таксы! Прейскуранта на таинство крещения не должно существовать. Но, к сожалению, не все церкви руководствуются таким правилом и нередко своим среблолюбием отталкивают людей от себя и от Церкви.

Свободное пожертвование на крещение – это то, что разрешает малообеспеченым людям креститься. Поэтому, если у вас небольшие финансовые возможности, скажите об этом священнику, и если он от Бога, то окрестит вас бесплатно, если же откажет – идите к другому. А для людей с состоянием добровольное пожертвование поможет проявить свою щедрость. Хотя нередко случается так, что люди злоупотребляют доброй традицией свободного пожертвования, а на застольне для празднования крещения тратят в десятки раз больше денег, чем оставляют в церкви.

Давайте помнить, что за каждую работу стоит благодарить, и что именно ваши пожертвования разрешают содержать те церкви и тех священников, к которым вы привели крестить своих детей.

Как окрестить без священника в случае смертельной опасности?

Согласно церковным канонам в случае срочной необходимости, такой, как предсмертное состояние ребенка или же взрослого разрешается мирянину-христианину , независимо от пола, совершить таинство Крещения. Для этого необходима вода, которую нужно трижды пролить на голову крестника со словами: «Окрещивается раб Божий/ раба Божья (имя) во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святого Духа, аминь». Если крестник умрет, то он будет считаться окрещеным, если же выживет, то необходимо обратиться к священнику, который должен дополнить уже совершенное крещение молитвами и таинством Миропомазания. Единственное требование к такому мирскому крещению – личность, которая будет крестить, должна быть человеком верующим и церковным, а также осознавать важность такого поступка. Раньше все бабы-повитухи знали, как совершать такое крещение и успешно использовали эти знания.

Что делать, если точно неизвестно был ли человек раньше окрещен?

Если есть сомнение в том, был ли человек когда-либо крещен, то его нужно обязательно окрестить. Над ним проводится полный обряд крещения с единственным лишь отличием – к формуле таинства после слов: «Окрещивается раб Божий (имя)» добавляются слова: «если раньше не был окрещен». Это следует обсудить со священником перед крещением.

Как правильно подобрать имя ребенку?

Раньше родители не имели большого влияния на выбор имени ребенка. Имя ребенку давали в церкви, исходя из даты рождения ребенка и православного перечня (календаря) святых (святцев). Таким образом ребенка называли в честь святого/святой, в день которого/которой он родился. Правда, не во все дни есть память святых, либо святой женского пола, поэтому выбор расширялся к плюс-минус нескольким дням. Такая традиция есть правильной с точки зрения Промысла Божьего.

Сейчас право выбора имени лежит на родных родителях, которые называют своих детей на свое усмотрение, предпочтения либо исходя из вышеупомянутой давней практики. Хочу заметить, что выбирая имя ребенку важно использовать эту православную традицию, и, если назвали ребенка по-своему, тогда не делать потом какой-то трагедии, которая уходит своими корнями в предрассудки про имена, будто бы ребенок, который неправильно назван, будет нещасливым. Может именно в том и Промысел, что ребенок будет носить имя святого не своего дня рождения…

Называть детей не православными именами не стоит, потому что при крещении придется брать другое имя, а это будет вызывать определенные сложности в дальнешей жизни, а именно: можно забыть это имя; в светской жизни имя одно, а в церковной – другое; во время молитвы нужно будет упоминать крестное имя, поэтому, кто этого имени не знает, тот не сможет полноценно молиться за вашего ребенка. Если все же назвали ребенка не православным именем и готовитесь к крещению ребенка, называйте его именем того святого/ святой, в день котрого/ которой он родился либо созвучным.

Выбрать православые имена можна здесь: Мужские и Женские

Когда можна приводить ребенка к первому причастию?

Новокрещенного ребенка, который старше 40 дней, можна причащать сразу после крестин во время ближайшей Службы Божьей. Тот ребенок, который окрещен до 40 дней, сможет причаститься после проведения над ним обряда воцерквления, который совершается в сороковый день от рождения либо позже.

В чем важность причастия новокрещенного ребенка?

Если коротко, то Христос Сам сказал об этом: «Истинно говорю вам: если не будете потреблять Плоти Сына Человеческого и не пить Его Кровь, то не будете иметь жизни в себе. Кто ест Мою Плоть и пьет Мою Кровь, имеет жизнь вечную, и я воскрешу его в последний день» (Ив. 6, 53-54). Ребенка следует причащать как можна чаще. Регулярное причастие на глазах меняет ребенка, который становится спокойнее и духовно защищенным. До 7 лет дети считаются не сознательными в своих поступках, поэтому никакой подготовки (поста, исповеди) нет.

В нашем храме причащать деток можно в дни проведения Божественной Литургии (Службы Божьей): каждое воскресенье и во время больших церковных праздников (следите за расписанием богослужений в правой колонке сайта). Служба начинается в 10:00, а само причастие – в 11:00. Предварительно договариваться о причастии не нужно и желательно прийти не позже 10:45.

Можна ли мыть ребенка после крестин?

В древней Церкви омывание происходило на 8 день после крещения. Сегодня же этот обряд помещен вместе в едином чинопоследовании крещения и происходит в конце обряда крещения. Следовательно, если символическое омывание совершено в день крещения, то и ребенка можна в тот же день мыть. Если вы не желаете этого делать – не мойте.

Ответы на вопросы давал настоятель храма св. Великомученика Дмитрия Солунского митрофорный протоирей Богдан Тимошенко, кандидат богословъя.

Эта статья регулярно дополняется новыми вопросами и ответами! Следите.

Фоторепортаж: как проходит Таинство Крещения?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *