Римский-Корсаков, Николай Андреевич

— известный русский композитор; род. в 1844 г. в Тихвине; образование получил в морском кадетском корпусе. Среди первых руководителей Р.-Корсакова на композиторском поприще наиболее видное место принадлежит М. А. Балакиреву. Трехлетнее дальнее плавание дало ему возможность довольно усидчиво заняться композицией. По возвращении из этого путешествия, Р.-Корсаков представил Балакиреву свою первую симфонию; исполненная в зале думы в одном из концертов бесплатной музыкальной школы, она имела большой успех. За ней, в области симфонической музыки, последовали «Садко» — симфоническая музыкальная картина, и сербская фантазия; первая обратила на себя общее внимание самобытностью фантастической музыки, русским пошибом и в особенности оркестровкой, в которой Р.-Корсаков проявил большой талант колориста. Опера Р.-Корсакова «Псковитянка», на текст Мея, поставлена на сцене Мариинского театра в 1873 г.; впоследствии она подверглась со стороны автора разным исправлениям и дополнениям, а в 1898 г. он присоединил к ней пролог, под названием «Боярыня Вера Шелога». Получив в 1871 г. место профессора специального теоретического класса композиции в с.-петербургской консерватории, состоя с 1873 по 1883 гг. инспектором музыкальных хоров морского ведомства, работая в бесплатной музыкальной школе, в которой он был директором с 1874 по 1880 гг., и занимая с 1883 по 1893 гг. место помощника управляющего придворной певческой капеллой, Р.-Корсаков находил время для обширной композиторской деятельности в области оперной, симфонической, камерной, а позднее и церковной музыки. На сцене Мариинского театра в 1880 г. появилась опера Р.-Корсакова «Майская ночь», а в 1882 г. — «Снегурочка», в которой лирический талант автора и истинно-народная его манера в обработке национальных мелодий (интересно, например, превращение известной «Дубинушки» в нечто самостоятельное, в танце Хмеля и Хмелихи) выступили с большим рельефом. Оперы: «Млада» (1892) и «Ночь перед Рождеством» (1895) скоро были сняты с репертуара Мариинской сцены. В 1897 г. Р.-Корсаков окончил фантастическую оперу «Садко», в которую вошли многие элементы симфонической музыкальной картины того же имени. Будучи поставлена в 1897 г. на московской частной русской оперной сцене, опера «Садко» имела несомненный успех, в 1898 г. повторившийся и в Петербурге. Небольшая опера «Моцарт и Сальери», на текст Пушкина, поставлена московской частной оперной труппой в 1898 г. в Москве, в 1899 г. — в СПб. Кроме того, в портфеле композитора находится новая опера: «Царская невеста». Не менее обширна и замечательна деятельность Р.-Корсакова как симфониста. Из его симфонических произведений особенно выделяются «Антар», «Шехерезада», испанское каприччио, воскресная увертюра. Кроме этого он написал струнные квартет и септет, фортепьянный концерт, фантазию для скрипки на русские темы, много романсов и хоров a capella, сборник народных русских песен и несколько небольших духовных произведений. Он переработал и переоркестровал оперу «Борис Годунов» Мусоргского и некоторые другие сочинения, оставшиеся после этого композитора; принимал деятельное участие в окончании оперы «Князь Игорь», Бородина, и в оркестровке «Каменного гостя», Даргомыжского. Ему же принадлежит «Практический учебник гармонии» (1886). Долголетняя педагогическая деятельность Р.-Корсакова сказалась в целом ряде его учеников, приобретших известность: таковы Бернгардт (в настоящее время директор петербургской консерватории), Лядов, Саккетти и многие другие, ставшие преподавателями или профессорами в консерватории. Из частных учеников Р.-Корсакова особенно выделился А. К. Глазунов.

Н. С.

{Брокгауз}

Римский-Корсаков, Николай Андреевич (дополнение к статье)

— Новые его произведения: оперы — «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» по Пушкину (1900); «Сервилия» по Мею (1902); «Кощей бессмертный» (1902) — осенняя сказочка; «Пан воевода» в 4 действиях; «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

{Брокгауз}

Римский-Корсаков, Николай Андреевич

— наиболее выдающийся из живых русских композиторов, род. 6 марта 1844 в г. Тихвине Новгород. губ. в помещичьей семье. В этом захолустном уголке, похожем на деревню, Р. К. прожил до 12 лет и, таким образом, имел возможность с детства наблюдать народную жизнь со всеми ее обрядами, песнями и т. п. Все это впоследствии несомненно отразилось на его творчестве. Мальчика стали обучать игре на фп. в 6—7 лет, а к девятилетнему возрасту относятся уже первые его попытки к сочинению. В 1856 Р.-К. отдали в СПб. Морское училище, курс которого он окончил 1862. Будучи в училище Р.-К. также занимался музыкой, сперва у виолончелиста Улиха, затем у хорошего пианиста Фед. Андр. Канилле. Под руководств. последнего производились также и относящиеся к тому времени юношеские композиторские опыты Р.-К. Знакомство (также через Канилле) с Балакиревым (1861) и его кружком (Кюи, Мусоргский, позднее Бородин) имело весьма важное значение для Р.-К., ибо склонило последнего к более серьезным музык. занятиям и определило его дальнейшую деятельность. Еще до своего отъезда в продолжительное заграничное плавание (1862—65), во время которого Р.-К. был произведен в офицеры (1864), он успел пользоваться советами Балакирева; во время плавания он кончил симфонию op. 1, начатую еще в СПб. По возвращении Р.-К. в СПб. эта первая русская симфония была исполнена Балакиревым с крупным успехом в концерте Бесплатной музык. школы (1865). Тогда же Р.-К. поселился в СПб., занимаясь сочинением и работая над музыкальным самообразованием, чему значительно способствовала близость с балакиревским кружком. Морскую службу Р.-К. оставил только в 1873, но в том же году был назначен инспектором военных оркестров флота, в каковой должности оставался до ее упразднения (1884). В 1871 Р.-К. приглашен был при директоре Азанчевском в качестве профессора инструментовки и композиции в СПб. консерваторию; место это он с честью занимает и поныне, отказавшись от предложенных ему в разное время должностей директора консерваторий в Москве и СПб. Из многочисленных учеников Р.К. выдаются: Аренский, Глазунов (частный ученик), Лядов, Ипполитов-Иванов, Сакетти, Гречанинов, Бернгард, Витоль, Лисенко, Черепнин и др. В то же время Р.-К. в 1883—94 состоял (при Балакиреве) помощником управляющего придворной певческой капеллой (его содействию и инициативе обязаны своим развитием регентский и оркестровый классы Капеллы) и 1874—81 директором Бесплатной Музыкальной школы и дирижером ее концертов (см. Балакирев). Кроме того, Р.-К. выступал в качестве дирижера в Москве (1882, на выставке), Париже (1889, на всемирной выставке), Брюсселе (1890 и 1900, «Concerts populaires», посвященный русским авторам), Одессе (1894, концерты И. Р. М. О.); 1886—90 он управлял «Русскими Симфоническими концертами» в СПб. (1898 в Москве). После симфонии и ряда романсов Р.-К. написал фантазию для оркестра «Садко» — первую русскую симфоническую поэму, за которой последовали две других симфонии, опера «Псковитянка» (1873) и другие сочинения, скоро выдвинувшие Р.-К. на одно из первых мест в русском музык. мире. Тем не менее, сознавая некоторый недостаток систематичности в своей композиторской подготовке, Р.-К. в первой половине 70-х годов подвергнул себя строгому и продолжительному искусу самообразовательной технической работы (особенно в области контрапункта и фуги). Сделавшись «мастером», Р.-К. впоследствии исправил и переделал почти все крупные сочинения предшествовавшего периода (см. ниже). В своих симфонических сочинениях Р.-К., не теряя самостоятельности, примыкает к Берлиозу Листу; таланту его более родственны свободные формы программной музыки, чем классические симфонические формы. Превосходно владеет Р.-К. красочной, изобразительной стороной музыки; в области оркестра он может считаться наиболее совершенным представителем той индивидуально-тонкой, монографической школы оркестровки, родоначальником которой является у нас Глинка. Гармонии его отличаются необыкновенной оригинальностью и свежестью, идут ли они в сторону сложных хроматико-энгармонических образований, или не выходят за пределы простых трезвучий и старинных ладов. Менее ярко оригинальное мелодическое дарование Р.-К., что, впрочем, вполне искупается тем неподражаемым мастерством, с которым композитор умеет пользоваться народными мелодиями и, творчески перерабатывая их, подымать музыкальную этнографию до художественной высоты. Последнее особенно ценно, если принять во внимание, что почти все оперы Р.-К. написаны на русские сюжеты. Вообще в области русской музыки, да пожалуй и восточной, Р.-К. сильнее всего; простота, легкость и ясность творчества являются, впрочем, постоянными чертами его творчества — особенно в последнее время. Большая часть опер Р.-К. написана в последние годы (для Московской Частной оперы); для многих либретто составлено самим композитором. Оперы Р.-К. отличаются крайним разнообразием стилей: тут и дитя Новой русской школы «Псковитянка», где при господстве речитатива, немалую роль играют и более широкие, законченные формы; и «Садко», где последние царят и даже речитативы получают симметричное и мелодиеобразное строение; и «Царская невеста», написанная совсем в старинных оперных формах; и «Моцарт и Сальери» — сплошь речитативная, в духе «Каменного гостя», опера; и «Салтан», почти весь построенный на небольших ариозо; и «Кощей бессмертный», крайне оригинальное и не лишенное декадентских черт произведение, представляющее собою новую ступень в развитии вагнеровской системы лейтмотивов. Системой этой Р.-К. вообще пользуется в большинстве своих опер, не доводя ее, однако, до таких крайностей, но и не давая ей такого широкого полифонического развития, как Вагнер; последнему Р.-К. — как, впрочем, и почти все современные композиторы — немало обязан и в области оркестра и гармонии. Наиболее популярны из опер Р.-К. «Снегурочка» и особенно «Садко». Одним из отличительных свойств Р.-К. является его склонность и способность к искренней и светлой радости в музыке; в связи с этим находится и та любовь, с которою Р.-К. так или иначе воспевает в большинстве своих опер светлый культ солнца, игравший такую важную роль в славянской мифологии. Вообще, фантастический и бытовой элементы наиболее ярко выражены в операх Р.-К.; он в своей музыке охотнее всего живописует, рассказывает, и меньше всего (в противоположность, например, Чайковскому) говорит о себе. Вообще, почти во всем противоположный Чайковскому (см.), Р.-К. в то же время делит с ним гегемонию во влиянии на все современное русское музык. творчество. В то же время Р.-К. представляет собою редкий в России пример человека, сумевшего сочетать необыкновенную композиторскую плодовитость с разносторонней иною музык. деятельностью (см. выше).

Жена Р.-К. — Надежда Николаевна (урожденная Пургольд), род. в СПб. 19 октября 1848, вышла замуж 1873. Талантливая пианистка, вместе со своей сестрой А. Н. Молас (см.) принимала деятельное и близкое участие в музыкальных вечерах композиторов Новой русской школы. Ею удачно сделаны фортепианные переложения (в 2 и 4 руки) многих крупных сочинений Р.-К., Даргомыжского и др. Собственные композиции ее (оркестровые и фортепианные пьесы) находятся в рукописи.

(Э.).

{Риман}

Римский-Корсаков, Николай Андреевич

(род. 18.III.1844 в Тихвине Новгородской губ., ум. 21.VI.1908 в усадьбе Любенск, близ Луги) — рус. композитор, педагог, дирижер, муз. деятель. Окончил Петербургский морской кадетский корпус (1856—62). Музыкой начал заниматься в детстве (с 6 лет уроки фп., с 9 — первые попытки сочинять). В период пребывания в корпусе продолжал обучаться музыке, найдя способного руководителя пианиста-педагога Ф. Канилле (с 1859); последний поощрял его творческие опыты, познакомил с М. Балакиревым (1861). В 1861—62 занимался под рук. Балакирева и примкнул к Могучей кучке. С 1862 по 1865 находился в кругосветном плавании, из которого вернулся автором Первой симфонии. В 1871 был приглашен в Петербургскую консерваторию, проф. которой состоял до конца жизни. В 1873 вышел в отставку и был назначен инспектором военных орк. флота (до 1884). В 1874—81 директор и гл. дирижер Бесплатной музыкальной школы, 1883—94 пом. управляющего придворной Певческой капеллой, где организовал регентский и оркестровый классы. В 80-е гг. возглавил Беляевский кружок, с 1886 по 1900 руководил организованными меценатом М. Беляевым Русскими симфоническими концертами (в 1899 выступил с исполнением рус. музыки в Париже) и принимал участие в делах основанного Беляевым муз. издательства. В 1905 за выступление в защиту прав учащихся был уволен из консерватории, что повлекло за собой выход в отставку в знак протеста значит. части профессорско-преподавательского состава во главе с А. Глазуновым и А. Лядовым. В дек. 1905, после предоставления консерватории автономии, вернулся туда по приглашению художественного совета. В 1907 дирижировал концертами рус. музыки в Париже. Р.-К. — один из классиков рус. музыки и выдающихся мастеров мирового муз. искусства. Основные черты его творческого облика — прогрессивность мировоззрения, патриотизм, неразрывная связь с рус. национальной культурой и искусством, реализм, глубокая этическая содержательность творчества, оптимизм, высокая поэтичность, первоклассное мастерство в области инструментовки. В основе творчества Р.-К. — синтез народно-сказочной фантастики, образов реальной народной жизни, образов природы. Он завершил развитие рус. классической оперы, умножив ее жанровое разнообразие, обогатил отечественную и мировую музыку ярчайшими симфоническими произведениями, создал классические муз.-научные труды. Историческое значение имела многолетняя педагогическая деятельность Р.-К., воспитавшего св. 200 композиторов и муз. деятелей, в числе которых А. Аренский, М. Баланчивадзе, Я. Витол, А. Глазунов, М. Гнесин, А. Гречанинов, М. Ипполитов-Иванов, А. Лядов, Н. Лысенко, Н. Мясковский, С. Прокофьев, О. Респиги, А. Спендиаров, И. Стравинский, М. Штейнберг и др. Творчество Р.-К. оказало большое влияние на развитие рус. классической, зарубежной (в частности, франц., итал.) и сов. музыки.

Большая биографическая энциклопедия. 2009.

21 июня (н. ст.) 1908 года не стало выдающегося русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова.

Первые шаги

Николай Андреевич родился 18 марта 1844 года в городе Тихвине Новгородской губернии, в дворянской семье Римских-Корсаковых, известной своими традициями службы на флоте. Получил домашнее образование, осваивал фортепиано, больше интересовался книгами. Что касается музыки, то он предпочитал русские народные песни и церковную музыку. Николай мечтал о путешествиях, и отец в 1856 году направил сына в Морской кадетский корпус. Спустя два года, познакомившись с прекрасными операми Михаила Глинки, Россини, а позднее с творчеством Моцарта, Бетховена и других композиторов, Николай Андреевич страстно увлекся музыкой. В 1859 году будущий великий композитор и преподаватель начал брать уроки фортепиано. В 1862 году, по окончании кадетского корпуса, Римский-Корсаков становится профессиональным моряком, несколько лет путешествует по миру, в 1864 году произведен в офицеры. Вернувшись, он принялся за композиторскую деятельность, на которую не оставалось времени в путешествии. Важным стало произведение «Садко» 1867 года, музыка которого частично легла в основу одноименной оперы. Также композитор активно работал над оркестровками чужих произведений.

Агент

Летом 1871 года директор Петербургской консерватории приехал к Римскому-Корсакову с предложением стать профессором этого учебного заведения. Композитору на тот момент было 27 лет, и, как ни удивительно, он крайне плохо владел музыкальной теорией – по собственным словам, не знал, как построить септаккорд. Да и морская служба… После совета с друзьями и определенных размышлений Николай Андреевич предложение принял. Дело в том, что музыкальный Петербург того времени был разделен на два «лагеря»: пять одаренных молодых композиторов-самоучек (в их числе и Римский-Корсаков) кружка «Могучая кучка» во главе с Милием Балакиревым и консерватория. Члены «Могучей кучки» без устали бранили консерваторию за чрезмерный академизм, сухость и отсутствие связи с русской культурой. Именно Балакирев, желая иметь в консерватории своего «агента», убедил Николая Андреевича принять предложение. В автобиографии Римский-Корсаков позднее писал, что днем он вел занятия, вечерами сам штудировал музыкальную теорию, а молодые ученики ни о чем не догадывались. Таким образом, профессор консерватории сам стал ее учеником, а стратегический ход Балакирева не сработал. «Могучая кучка» начала трещать по швам.

Защитник студентов

К моменту начала Первой русской революции 1905–1907 годов Римский-Корсаков пользовался в консерватории непререкаемым авторитетом и был живой легендой. Но его отношениям с любимым учебным заведением теперь выпало тяжелое испытание. Среди восставших оказались в том числе студенты консерватории. Дирекция Русского музыкального общества настоятельно выступила с предложением об отчислении бунтовщиков и даже закрытии консерватории. Вступившегося за студентов Римского-Корсакова едва ли не назвали предводителем взбунтовавшихся студентов. Вмешательство членов императорской фамилии круто повернуло дело: более ста студентов отчислить, консерваторию временно закрыть, директора ее уволить, а заодно и профессора Римского-Корсакова. Скоро дошло до того, что Николай Андреевич попал в опалу, в столице запретили исполнять его музыку. Лишь спустя несколько месяцев новый ректор консерватории Александр Глазунов, ученик Римского-Корсакова, сразу же пригласил своего учителя назад в качестве профессора, а отчисленных студентов восстановили. Но самое главное, Петербургская консерватория получила автономию от Русского музыкального общества. Спустя 36 лет после смерти Римского-Корсакова старейший российский музыкальный вуз, которому композитор отдал 37 лет жизни, назвали его именем.

Биография

Николай происходил из знатного, но обедневшего рода Корсаковых. Отец — отставной гвардии прапорщик Александр Степанович Корсаков, мать — урождённая Резанова (сестра Николая Резанова). Брат М. А. Дондукова-Корсакова и П. А. Корсакова.

Корсаков был соучеником Пушкина в Царскосельском лицее. В Лицее он занимал комнату № 43. В 1812 году Корсаков первым стал выпускать литературный рукописный журнал «Неопытное перо», авторами которого стали он сам, Пушкин и Дельвиг; в этом журнале было помещено стихотворение Пушкина «Роза».

Корсаков писал стихи, в основном сатирические или юмористические, но наиболее был известен, как музыкант. В стихотворении «Пирующие студенты» (1814) Пушкин упоминает его игру на гитаре и называет Корсакова «милый наш певец, любимый Аполлоном». Популярностью пользовались его романсы на стихи Пушкина и Илличевского: «Делия драгая», «К живописцу», «Вчера мне Маша приказала». По словам Пущина, «эти стансы пелись тогда юными девицами почти во всех домах, где Лицей имел право гражданства».

После окончания Лицея (Корсаков получил похвальный лист № 3 с правом на серебряную медаль), он стал сотрудником Министерства иностранных дел. Осенью 1819 года он был прикомандирован к русской миссии в Риме. В Италии он заболел и вскоре скончался во Флоренции от чахотки.

Е. А. Энгельгардт, директор Императорского Царскосельского Лицея, впоследствии рассказывал В. П. Гаевскому: «…За час до смерти он сочинил следующую надпись для своего памятника, и когда ему сказали, что во Флоренции не сумеют вырезать русские буквы, он сам начертал её крупными буквами и велел скопировать её на камень».

Прохожий, поспеши к стране родной своей! Ах, грустно умереть далеко от друзей!

Все личные бумаги Н. А. Корсакова бесследно утеряны. Официальная краткая биография его не содержит точной даты рождения.

Пушкин посвятил Н. А. Корсакову стихотворение «Гроб юноши» и упоминает его в стихотворении «19 октября»:

Он не пришел, кудрявый наш певец, С огнём в очах, с гитарой сладкогласной: Под миртами Италии прекрасной Он тихо спит, и дружеский резец Не начертал над русскою могилой Слов несколько на языке родном, Чтоб некогда нашел привет унылый Сын севера, бродя в краю чужом.

По мнению авторов исследования о лицейских товарищах Пушкина, М. и С. Руденских, «Николай Корсаков из всех соучеников Пушкина, пожалуй, наиболее близко стоял к нему и по своему темпераменту и по значительной природной одарённости».

Сборник стихов

  • «Дух лицейских трубадуров» — сборник пиитический, составленный в 1816 году, собственноручно господами пиитами»…

Ссылки

  • Н.Эйдельман. Прекрасен наш союз
  • «Крохи жития любимца Аполлона». Биографический очерк
  • Портрет

Николай Римский-Корсаков Подписка на обновления…

Кадры & Постеры & Обои

Острые козырькиPeaky Blinders все обои

Кадры & Постеры & Обои

ГундалаGundala
ОсновательThe Founder
ПревращениеBecoming
Тебе стоило уйтиYou Should Have Left
King’s man: НачалоThe King’s Man
Роковой патрульDoom Patrol все постеры

Кадры & Постеры & Обои

ГундалаGundala

ОсновательThe Founder

ПревращениеBecoming

King’s man: НачалоThe King’s Man

Перри МейсонPerry Mason

Роковой патрульDoom Patrol

ПослеAfter

Острые козырькиPeaky Blinders

АннаAnna все кадры Результаты уик-энда Зрители55 023978 534 Деньги11 974 040 руб.242 564 841 Цена билета217,62 руб.28,65 27.03 — 29.03 Лучшие фильмы — Top 250 160. Бешеные псыReservoir Dogs 8.120 161. Заплати другомуPay It Forward 8.120 162. Корпорация монстровMonsters, Inc. 8.118 163. Вечное сияние чистого разумаEternal Sunshine of the Spotless Mind 8.117 164. Вам и не снилось… 8.116 лучшие фильмы Ожидаемые фильмы 12. Чёрная ВдоваBlack Widow 90.13% 13. Аватар 2Avatar 2 89.64% 14. МуланMulan 88.87% 15. Топ Ган: МэверикTop Gun: Maverick 88.67% 16. Неизведанное: Удача ДрейкаUncharted 88.24% ожидаемые фильмы Сегодня в кинорейтинг Начни сначала Second Act 6.219 Одержимость Whiplash 8.332 Трио в перьях Richard the Stork 5.770 Романтики «303» 303 7.387 21 мост 21 Bridges 6.643 афиша Скоро в кинопремьера Побег из ПреторииEscape from Pretoria16.07 Морские паразитыSea Fever16.07 Киллер по вызовуLucky Day16.07 МуланMulan23.07 Эмма.Emma.23.07 премьеры

Фото

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *