Британский телеканал Sky News показал документальный фильм «Решение умереть» о добровольном самоубийстве тяжелобольного Крейга Эверта. У 59-летнего Эверта была неизлечимая болезнь, и он обратился в швейцарскую клинику Dignitas за эвтаназией. Бывший профессор университета Крейг Эверт разрешил снять документальный фильм о том, как он добровольно покончил с собой.
Я тоже по просьбе своего соседа сделал видеозапись его последней беседы, назвав её «Исповедь перед смертью». Этот фильм посмотрели уже десятки тысяч, и процитировали более сотни раз! Для многих это видеоролик послужил уроком, изменив отношение к жизни. И если мой сосед, который был мне как отец, признавался, что прожил свою жизнь зря, то, возможно, его исповедь перед смертью явилась оправданием его жизни.
Крэйг Эверт, бывший школьный учитель и профессор колледжа, хотел рассказать людям правду, чтобы они посмотрели в глаза самой табуированной в обществе теме – проблеме смерти. Но люди не хотят думать о смерти, и потому предпочитают делать вид, что её не существует. «Я умираю, этот факт невозможно отрицать. Я не верю в бессмертие души и загробную жизнь. Я отправляюсь в путь, который каждому из нас предстоит пройти».
Казалось бы парадокс: человек может сам уйти из жизни, но не может просить, чтобы ему в этом помогли, хотя появиться на свет ему помогают.
Противники эвтаназии боятся случаев давления на безнадёжно больных со стороны медперсонала и родственников, с целью склонить их к уходу из жизни.
Однако, если мы так отстаиваем права человека, помещаем их во главу угла нашей правовой системы, то почему, признавая права человека на жизнь, отказываем ему в таком же праве на смерть?
Если мы признаем право на добровольный уход из жизни (эвтаназию), то должны оправдать и самоубийство. Но ни одна религия не оправдывает самоубийство, считает это грехом.
Западные «права человека» закономерно приводят к праву человека распоряжаться собственной жизнью, а значит, и самоубийство уже не грех.
О проблеме эвтаназии советую посмотреть прекрасный фильм «Море внутри» Александра Аменабара (премия «Оскар» за 2005 год).
Ощущениям безнадёжно больного посвящены многие фильмы. Например, «Достучаться до небес», «Пока не сыграл в ящик». Фильм «Море внутри» помогает прочувствовать отчаяние человека, ставшего беспомощным.
«Я хочу умереть, потому что для меня жить сейчас это мука, не стоящая усилий», — говорит герой фильма «Море внутри» Рамон Сан Педро. Но так сказать могли бы и тысячи вполне здоровых людей (если не миллионы), «чья жизнь хуже любой тюрьмы».
Я тоже был беспомощным инвалидом, прикованным к постели, потом к коляске, и у меня тоже были минуты, когда хотелось умереть. Впрочем, я всё это описал в романе «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак».
И я тоже задавался вопросом: стоит ли жизнь того, чтобы жить? стоит ли жизнь усилий жить?
Недавно умер одноклассник, – фактически убил себя, потому что не видел смысла жить.
Жить гораздо труднее, чем умереть.
Ради чего вообще стоит жить?
Хайдеггер понимал жизнь как бытие к смерти.

Жить, чтобы умереть?
Умереть, чтобы жить?
Кто из живущих думает о смерти?
Древние предупреждали – Memento Mori! – ПОМНИ О СМЕРТИ!
С одной стороны, древние пытались оградить жизнь от смерти, а с другой стороны, всю жизнь подготавливали людей к неминуемому концу.
Если много думать о смерти, то не захочется и жить?
Но с другой стороны, именно размышления о смерти побуждают ценить жизнь.
Думать о смерти, значит думать о жизни. Но люди не хотят думать о смерти. А надо! Будущее у всех одно – всех нас ждёт смерть. Но кто готовится к ней? По данным социологических опросов 90% не хотели бы знать время своей кончины.
Только подлинный мудрец живёт, готовясь к смерти. Смерть – главное событие в жизни человека, даже важнее рождения, ибо рождение не зависит от тебя, а смерть – это итог твоего пребывания на земле, твоя ответственность за прожитую жизнь.
Когда Сократу сообщили, что его приговорили к смерти, но ученики помогут ему бежать, он будто бы улыбнулся и сказал, что в этой жизни ему уже всё наскучило, и он хочет отправиться в увлекательное путешествие в неизведанное – в смерть!
Сегодня смерть перестала быть тайной, и стала обыденным явлением, таким же, как замужество или развод. Раньше смерть ассоциировалась с Богом и переходом в потусторонний мир. Сегодня это явление, лишённое всякой таинственности, а главное – Бога.
Почему человек хочет умереть? От невыносимости жизни или от любви к смерти?
Люди и так не хотят жить, а если им сказать, что их ждёт после смерти… «Если я скажу людям всё, что я вижу и знаю, они тут же захотят покинуть этот мир!» – говорила известная прорицательница Ванга.
Я противник эвтаназии, поскольку опасаюсь возможных злоупотреблений. Сколько у нас было ошибочных казней, совершенных по ошибочному приговору суда!
Заповедь «не убий», я уверен, не пустое человеческое установление, а космический закон, который никто не может безнаказанно нарушать без последствий для себя. Ну а для нарушающих существует «закон отложенного возмездия».
Заповедь «не убий» это табу. Мы не можем знать, что есть до рождения и что будет после смерти. Мы не знаем, куда уходит душа после смерти. Мы даже не знаем, что такое жизнь, и чем отличается живое от неживого. Камни – они тоже живые!
Мы понимаем, что в жизни всё взаимосвязано, но не знаем КАК.
Быть может, мучения безнадёжно больного необходимы кому-то как опыт, способный изменить всю его жизнь?
Как это ни трудно, необходимо чтобы человек прошёл весь путь до конца! Возможно, кому-то опыт этой смерти, опыт этого стоического умирания окажется необходимым для дальнейшей жизни.
Я часто вспоминаю последнюю встречу с умирающим отцом, хотя тогда не знал, что эта встреча последняя. У отца был рак, и он терпел до конца. Его смерть научила меня жить. Опыт его умирания помог мне справиться со смертью, когда в результате автокатастрофы я оказался на грани жизни. Этому я и посвятил свой роман-исследование «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак», озаглавив его как роман о Смерти, о Тайне, о Любви!
Писатель Александр Солженицын не боялся смерти всю свою жизнь, и к предстоящему уходу относился умиротворённо как к естественному переходу в другую жизнь.

Считается, что самым важным для человека в жизни является то, как он умирает, как прощается с жизнью, – именно это и определяет его последующее существование.
Нужно ли терпеть жизнь, если она приносит одни только мучения, которым не видно конца?
Вся жизнь может восприниматься как страдание. И тогда любая, даже самая маленькая неприятность, может восприниматься как несовместимая с жизнью.
Можно ли поторопить собственную смерть безнадёжно больному?
Если можно безнадёжно больному, то почему нельзя просто больному, или просто отчаявшемуся человеку, или просто человеку, не желающему жить?
От оправдания эвтаназии очень недалеко до оправдания убийства!
Как известно ныне, безнадёжно больной Владимир Ильич Ленин просил яду, чтобы перестать терпеть муки и покончить с собой. Но ЦК отказало ему в просьбе. А в это время шла отчаянная борьба за власть. Если бы Ленин уговорил лечащих врачей помочь ему уйти из жизни, не известно, кто бы стал вождём – Троцкий или Сталин, и как бы сложилась в дальнейшем история.
Разные религии относятся к смерти по-разному. Если для секуляризованного западного общества смерть это трагедия, то для некоторых восточных религий это радость перехода в новую жизнь.
Для христиан жизнь – единственная и неповторимая. Для буддистов – жизнь лишь одна из возможностей в колесе перерождений. Для индуистов – это шанс выйти из череды перерождений, покинуть сансару, чтобы перейти в вечное блаженство нирваны.
Поэт Арсений Тарковский писал:
«На свете смерти нет:
Бессмертны все. Бессмертно всё. Не надо
Бояться смерти ни в семнадцать лет,
Ни в семьдесят. Есть только явь и свет,
Ни тьмы, ни смерти нет на этом свете.
Мы все уже на берегу морском,
И я из тех, кто выбирает сети,
Когда идет бессмертье косяком».
В известной пьесе «Средство Макропулоса» люди получили лекарство от бессмертия, а потом не знали, что с ним делать.
Сначала люди выстроятся в очередь за лекарством для бессмертия, а потом возникнет очередь за лекарством ОТ бессмертия.
Раньше люди относились к смерти спокойнее, как к естественному состоянию перехода из одного состояния жизни в другое, и готовились к ней всю жизнь как к закономерной трансформации.
Человек создан смертным, потому что он устаёт от жизни и хочет умереть.
Желание умереть столь же естественно, как и желание жить.
Смерть должна быть стоической, если это возможно.
Пример такой стоической жизни и смерти – недавняя кончина патриарха Алексия второго.
Сегодняшние средства медицины позволяют находиться бесконечно долго в состоянии между жизнью и смертью. А зачем? Почему не дать человеку возможность спокойно умереть? Эвтаназия и есть естественное желание избавиться от услуг медицины по продлению жизни.
Я не осуждаю тех, кто прибегнул к эвтаназии, – «не судите, да не судимы будете».
Но я считаю, что смерть надо переносить стоически.
Чтобы умереть стоически, нужно мужество, – умирать это искусство!
Искусство умирания и есть философия!
Ничто так не очищает душу, как размышления о смерти. Известно такое психологическое упражнение: представить, что тебе остался час жизни (ну, или день), – и сразу жизнь словно просвечивает рентгеновскими лучами. Потому что смерть – это призма, через которую видна истина.

Как только впервые (как правило, в детстве) приходит мысль о том, что ты можешь умереть, так сразу возникает, нет, не страх, а недоумение и несогласие с этим. Всё внутри протестует, вся природа маленького существа против мысли о бесследном исчезновении. Почему? Ребёнок еще не может глубоко понимать, размышлять, но всё внутри против. Причём в этом чувстве нет страха, есть лишь недоумение и неосознанное неприятие, в этом чувстве больше вопроса, чем страха. И не является ли это инстинктивное чувство в душе маленького человека уже ответом на вопрос о смерти и бессмертии. Ему говорят «ты умрёшь», а он этого понять не может и не соглашается, потому что чувствует, что это никак не может быть, невозможно исчезнуть без следа, невозможно не быть. Мне кажется, это бессознательная инстинктивная реакция на невозможность полного исчезновения и есть ответ нашей природы на вопрос разума о смерти и бессмертии.
13-летняя девочка Хэнна Джонс из английского городка Марден отстояла свое право отказаться от жизненно необходимой операции. По словам врачей, без пересадки сердца Ханне останется жить несколько месяцев. В четыре года у неё обнаружили лейкемию. Прописанная химиотерапия и около десятка операций привели к сердечной патологии. Трансплантация могла бы продлить Ханне жизнь, но велика вероятность, что пациентка до конца дней будет прикована к больничной койке. Не желая такой судьбы, Хэнна заявила, что хочет уйти достойно.
«Когда уже ничего не ждёшь, когда никакой надежды, — жить невыносимо. После того, как мне сказали, что надежд на выздоровление нет, я, можно сказать, тогда уже умер. Из больницы сбежал. Лучше уж здесь помереть, чем на больничной койке. … Чёрт бы вас всех побрал! Не могу, не могу я больше смерть ждать, не могу! А убить себя сил нет. Да и грех это. Только зачем такая жизнь, если смерть неминуема, и только одни нестерпимые страдания?! … У всех в глазах читаю лишь одно: как угораздило заразиться? А я и сам не знаю; не знаю, кого винить. Видать, судьба такая. Только хочется понять, зачем всё это, зачем жизнь такая, почему всё это со мной?! Ведь должно же быть какое-то объяснение, должен быть какой-то смысл! Если ничего не изменится, если всё равно, то под колеса можно прямо сейчас. А может… может, и в самом деле, ничего не измениться? Мысль, что жизнь лишена всякого смысла — вот что убивает, а не болезнь и не смерть; то, что жил я бессмысленно и умру бессмысленно, и вся жизнь моя бессмысленна, и всё вокруг, всё, всё бессмысленно! … Я уже не боюсь смерти, я готов умереть. Но только бы в этом был смысл! Пусть даже лично для меня он будет неутешительный. Пусть Господь Бог оценит мою жизнь и скажет, что прожил я её плохо, недостойно, что грешил много. А я грешил, и много грешил: и с бабами путался, и с мужиками, и наркотой баловался, и пил беспросыпу, — всё было! Пусть осудят меня, пусть отправят в ад, где я приму страдания за все свои прегрешения, — страдать я готов. Но вот если нет ничего: ни ада, ни рая, ни господа бога — тогда лучше прямо сейчас под колеса!» (из романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература http://www.newruslit.nm.ru
За несколько минут до смерти Крейг Эверт говорит: «Искренне верю, что смерть конец всему. Нет вечной души и загробной жизни. Это путь, который мы все рано или поздно должны пройти».
Так рассуждает человек неверующий. Наверное, так ему легче умирать. Кто не верит в Бога, тот и смерти не боится, ибо не верит в суд и посмертное воздаяние за грехи и благие дела.
А вот человек верующий боится, что за границей смерти его ждёт суд.
Должен ли человек бояться суда?
Боится смерти тот, кто ведёт греховную жизнь, и закономерно страшится расплаты.
А если бы не было расплаты, если бы не было Бога – тогда дозволено всё?!
«Если Бога нет, то всё дозволено?!» – писал Достоевский.
Реальность нашей жизни, как верхушка айсберга, имеет метафизическую основу. И основной вопрос любой метафизики это вопрос о Смерти.
Мы не знаем (во всяком случае, пока) и не можем знать (а может быть, и не должны), что там – за границей смерти. Возможно, мы должны в это верить?!
Если Там нет ничего, то зачем я живу Здесь?
Если жизнь ограничена рамками только этого существования, то нет оправдания данному бытию ни в хороших поступках, ни в плохих. Вообще исчезает смысл понятий «добро» и «зло», поскольку они имеют метафизические корни. На самом деле всё имеет метафизические корни – то есть объяснение с точки зрения существования потустороннего мира.
Проблема эвтаназии это проблема смысла человеческого существования, проблема свободы воли, веры в Бога, границ человеческой свободы и предопределения, это вопрос о праве распоряжаться собственной жизнью по своему усмотрению.
Если эвтаназию повсеместно разрешить, то мир сразу изменится. Сейчас самоубийство осуждается. Но если будет разрешена эвтаназия, это может повлечь за собой переоценку и самоубийства.
Если человек свободен распоряжаться собственной жизнью, по собственному усмотрению, значит, нет никакой Высшей Силы, ограничивающей его свободу, то есть Бога нет.
Высшее проявление свободы не в том, чтобы убить себя, а в том, чтобы отказаться от свободы, то есть признать свою несвободу, то есть признать Бога.
Жизнь – это право или обязанность?
Я убеждён, что это обязанность!
Как-то, ещё будучи инвалидом, сидя в ванне с переломанными ногами, вдруг понимаю: да, жизнь — это обязанность, обязанность жить, делать то, что можешь, обязанность быть человеком! Если уж я не умер во время катастрофы (хотя были основания, и все считали, что я умер), то тем более обязан жить!
Единственное, что может держать в этой жизни, это любовь. Именно поэтому ЛЮБОВЬ ТВОРИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ!
Мы все умрём, возможно, очень скоро.
Но что с собой из жизни заберём?
Ни деньги, ни почёт, ни кров, что дорог,
Ни то, что как зеницу бережём.
Всё, что со смертью в нас останется навечно, —
Мы отдали, бесплатно, из души,
Бесхитростно, по-детски, чуть беспечно,
Забрав лишь квинтэссенцию любви.
И Веру! Веру в то, что Бог нас любит,
И каждый миг заботится о нас,
И каждый добрый шаг наш не забудет,
Что выстрадали, как награду даст.
Нет ничего, что б нам принадлежало, —
Как голыми пришли, так и уйдём.

Нам денег вечно мало, мало, мало…
Но кто нас вспомнит, если вдруг умрём?
Чьё сердце вздрогнет, с нами расставаясь?
В ком жить продолжим, сердцем всем любя?
Кто нас, кого любили мы, не каясь?
Кому как жертву отдали себя?
В нас Вечности нужна любовь и вера,
Умение прощать и отдавать.
Так будем же любить, не глядя, смело,
Ведь в смерти нам любовь не потерять!».
(из романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте http://www.newruslit.nm.ru

Что это такое

Понятие эвтаназии применяется относительно намеренного прекращения человеческой жизни. Реже данный термин употребляется относительно животных, в таком контексте уместнее понятие усыпления. Гуманный оттенок такой процедуры остался только в отношении животных, хотя ранее (в начале двадцатого века) был довольно популярен в обществе.

Дискредитация пришла вместе с правлением гитлеровцев, когда данный метод использовался в качестве истребления людей с психическими дефектами, инвалидов и прочих, по мнению главенствующей нации, ущербных. Огромную роль имело умерщвление детей, возможно страдающих наследственными заболеваниями, родившихся с патологиями или не той национальности. В итоге данный метод каждый раз подвергается критике и запрещен в большинстве стран, поскольку память о прошлом оставляет понимание возможной неадекватности использования процедуры.

Формальная организация такой процедуры, а также ее стоимость существенно отличается в зависимости от страны, а также входящего пакета предоставляемых условий. В некоторых странах возможность получения процедуры прекращения жизни включена в классический страховой медицинский пакет каждого гражданина (Бельгия). В других государствах эвтаназию может заказать кто угодно, заплатив определенную сумму и пройдя соответствующие подготовительные этапы. Этапы подразумевают не только медикаментозную подготовку, но и юридические консультации, сопровождение клиента с момента приезда в страну и до конца.

Процедура эвтаназии всегда является внутренним личным выбором человека. Принудить к этому шагу запрещено, а тем более создан довольно правильный и многоаспектный механизм предотвращения возможных ошибок, как со стороны страдающего, так и врачей.

Имеет ли человек право на смерть

Закон об эвтаназии подразумевает то, что юридически человек имеет право на осознанно выбранную смерть. За пределами государства, где данная процедура одобряется законодательной базой любой человек, несмотря на медицинские показания и уровень испытываемых страданий не имеет такого права. Грубо говоря, там, где запрещена эвтаназия, она приравнивается к убийству, и врач, помогающий пациенту, несмотря на всевозможные заверения и разрешения будет считаться убийцей, и приговорен к соответствующей уголовной ответственности.

Компромиссным вариантом считается отключение от аппаратов поддержания жизни людей, находящихся в коме, добровольный отказ от поддерживающего лечения или процедур (вентиляции легких, трансплантации органов и прочее). Фактически данные способы не являются прямым убийством, однако способствуют смерти. В ситуации если пациент не подписывает отказ от процедур, лечащий врач также будет нести уголовную ответственность. Помимо медицинских показателей непереносимых мучений есть разрешение на эвтаназию по желанию человека. Так могут уйти из жизни люди, кому она стала непереносима вследствие психологических мучений, а не только физически испытываемой боли.

Однако проблема эвтаназии не только определяется юридическими моментами, но также религиозными аспектами. Во многих верованиях самостоятельный уход из жизни считается грехом. Эвтаназия приравнивается к нему, как опосредованный вариант. При этом действия врача или посредника расцениваются церковью или требованиями как преднамеренное убийство. Лишь в немногих культах, шаманских направлений и приближенных к языческим традициям существует одобрение на добровольную смерть. Соответственно в зависимости от конфессии человека, и того верит ли он вообще в высшие законы у него может быть сформирован либо запрет либо разрешение на эвтаназию.

Большинство настоятелей религиозных сообществ и работников хосписов говорят о том, что человек жаждет не столько прекращения жизни, сколько страданий. Насколько гуманным, цивилизованным и понимающим окажется общество, чтобы разрешить другому человеку прекратить свои мучения зависит от уровня внутренней духовной культуры.

В каких странах разрешена эвтаназия

Многие страны отбирают у человека выбор способа прекращения своей жизни, оставляя доступным только суицид, который также усиленно предотвращают, лишь немногие законодательно закрепили процедуру эвтаназии. При этом для любого желающего предоставляется возможность уехать туда, где помощь в завершении жизненного пути узаконена (это право точно никто не может отобрать).

Нидерланды первыми легализовали добровольную смерть в 2002 году. Произошло это после вынесения данного закона на голосование, который поддержало большинство населения. Нельзя самостоятельно принять данное решение – прошение обязательно подлежит рассмотрению специально организованного комитета по этике. Показания это – наличие невыносимой боли, мучений, неизлечимой болезни и психической адекватности пациента в момент принятия решения. Данная процедура доступна только для граждан страны, причем достигших совершеннолетия. Учитывают Нидерланды также и психологическое состояние врача, и его возможность отказаться – тогда его заменит специализированная бригада.

Швейцария помогает завершить мучения уходом из жизни, как собственным гражданам, так и приезжим. В этой стране есть специальные организации, занимающиеся не только медицинской стороной проблемы, но также и юридическими вопросами (четыре из шести существующих, занимаются исключительно иностранцами). Кроме этого существует возможность оформить также и похороны – сервис данного направления учитывает абсолютно все возникающие вопросы. Несмотря на лояльность к жителям других стран, Швейцария все же требует прохождения специальных тестов, подтверждающих психическое здоровье пациента и его осознанный выбор.

В Бельгии разрешена эвтаназия исключительно для ее граждан и входит в страховой полис. Как и везде необходимо провести предварительную врачебно-психологическую экспертизу, но при этом в Бельгии легализована смерть по просьбе ребенка или его родителей (везде доступна после совершеннолетия), а также эвтаназия из-за моральных страданий, если человек сможет обосновать их серьезность и непреодолимость.

В Америке разрешен ассистированный уход из жизни в некоторых штатах, что обусловлено различиями законов в принципе в зависимости от штата. При этом необходимо заключение врача, подтверждающее сроки возможной жизни, не превышающие полугода. Особенности процедуры требуют не только письменного, но и устного заявления пациента о своем желании при свидетелях, которое он обязан повторить через две недели. В Канаде официально принят закон о возможности заявок пациентов на эвтаназию, однако медицинский персонал все еще (с 2016 года) отказывает в удовлетворении данных требований. Желая получить более четкие определения мучительных переживаний.

Пассивная эвтаназия без применения умерщвляющего вещества не запрещена (но и не разрешена официально) в Европе, Германии, Албании, Франции, Израиле и прочих.

Виды эвтаназии

Разделение видов эвтаназии происходит относительно субъекта, то есть пациента или врача. Так со стороны пациента выделяют добровольный тип эвтаназии, когда человек осознанно и многократно высказывает желание о прекращении собственных страданий. Данная позиция требует подтверждения адекватного состояния пациента, его психического здоровья и осознанности выбора.

Такое подтверждение может выдать специально созданная комиссия – оно закрепляется юридически, как и личное желание человека закончить свою жизнь раньше срока. Самоубийственные тенденции не поощряются и не имеют никаких законодательно закрепленных оснований для назначения эвтаназии.

Вторым вариантом эвтаназии со стороны пациента является недобровольная форма, когда решение о прекращении жизни или ее поддержании принимается не пациентом, а врачами или родственниками. Обычно данная категория включает отключение аппаратуры жизнеобеспечения в ситуациях, если жизненные показатели не приведут к улучшению. Эта процедура также требует официального заверения в разрешении отключения аппарата искусственного дыхания или введения лекарств. Без такого согласия со стороны родственников, опекунов или завещания пациента, своевольное отключение человека врачами приравнивается к преднамеренному убийству.

Для медицинских работников и классификации их деятельности, эвтаназия может быть активной по своему исполнению. При наличии медицинских показаний, сопровождающихся соответствующими юридическими актами, врач вводит больному смертельную дозировку препарата. Разновидность может заключаться в контролируемом самоубийстве, например, когда пациент сам выпивает необходимый препарат под наблюдением врача.

Второй вариант эвтаназии для врачей представляется, как пассивный, когда смерть пациента приближается посредством отключения аппаратов жизнеобеспечения и прекращения поддерживающей терапии. Данная форма возможна при добровольном отказе пациента от предоставляемого лечения, которое также должно быть юридически зафиксировано. В таких случаях смерть приближается быстрее, однако не наступает в тот же момент (кроме вариантов отключения поддерживающего жизнь оборудования). Сам процесс отличается мучительностью и длительностью переживаний в отличие от активной формы. Сюда можно отнести заведомо подписанные запреты о реанимации, принудительном продлении жизни и подобные случаи, включаемые в медицинское страхование.

Наиболее критикуемой формой считается активная эвтаназия, разрешенная лишь в нескольких странах. Пассивный вариант в любом случае присутствует, поскольку основывается на самостоятельном отказе пациента от лечения.

Как происходит эвтаназия людей

Процедура эвтаназии имеет несколько этапов, включающих не только медчасть. Прежде чем пациент получит желаемое избавление от своих страданий, ему необходимо пройти ряд моментов, начинающихся с подачи заявления. После подачи заявки ее рассматривает соответствующий комитет.

Комиссия, состоящая из врачей, психологов и юристов изучает всю историю болезни, выявляя показания к эвтаназии. На следующем этапе человеку необходимо пройти обследование, подтверждающее его психологическую сохранность и осознавание принятого решения. Попутно могут приниматься решения о наличии возможного лечения или методов терапии, снижающей негативные переживания. Если после прохождения всех этапов, решения пациента остается прежним, а комиссия подтверждает допустимость эвтаназии, то начинается юридическая и медикаментозная подготовка к процедуре. Обязательным предварительным этапом является оповещение пациента, как проходит эвтаназия, при помощи каких веществ, а также примерно описание испытываемых ощущений.

Юридические моменты в различных странах оформляются относительно действующего законодательства, но при этом они обязательно подразумевают наличие заявления пациента, разрешения, покрепленного мнением экспертной комиссии. Возможно составление завещания, распоряжений о нажитом имуществе, а также организации похорон.

Перед введением смертельного вещества, пациент принимает обезболивающее, и только после наступления полного глубокого наркоза производится непосредственная эвтаназия. Сама процедура производится в нескольких вариантах. Самый ранний – это пероральный прием смертельного вещества самим пациентом. Такая версия может провоцировать нежелательные состояния рвоты и тошноты из-за вкусовых и ароматических свойств вещества, что в итоге ставило под вопрос всю процедуру. Инъекционная форма показывает полную эффективность. Вещества, используемые для эвтаназии, изготавливаются на основании барбитурата, угнетающего ведущие функции центральной нервной системы.

Отношение общества к проблеме

Однозначного отношения к данному вопросу нет до сих пор, хотя тенденции меняются. С течением времени общество сначала признавало эвтаназию, потом полностью отвергало, сейчас склоняются к тому, чтобы предоставить другим самостоятельно распоряжаться их жизнью. Официальное управление этим процессом становится просто необходимым процессом реформирования защиты прав человека, поскольку пассивная эвтаназия часто применялась в обход всех запретов из сострадания и понимания невозможности облегчить участь пациента.

Развитие медицины и улучшение ее возможностей предоставляют много вариантов излечения болезней или продления жизни, но не всегда длительность сопряжена с качеством. Так искусственно поддерживаются основные функции там, где человек ранее бы умер, разработаны огромные реабилитационные программы для тех, кому не суждено родиться или выжить. При этом все не учитывается один факт – возможности данных людей изначально снижены и недостаточны, эволюционный отбор уже проголосовал против, а значит, их жизнь полна ограничений и лишений. Многие, кому оставили подобную жизнь говорят не только об отсутствии благодарности, но также о непонимании, почему должны испытывать постоянную боль, дискомфорт и психологические мучения, оставаясь в данном состоянии в угоду желаниям посторонних людей. Все, что происходит в основных тенденциях медицины – это заставить жить, отняв право на смерть.

Голосовать против эвтаназии уместно в случае реальной возможности помочь человеку и когда он, в силу собственных убеждений согласен терпеть муки. Когда восстановление невозможно и сам пациент просит о смерти, запрещать такое решение является антигуманным. Те, кто превыше всяких канонов ставит уважение к личному выбору, всегда напоминают о том, что только собственная жизнь – то, что реально и полностью принадлежит человеку, и никто не может отобрать право ею распоряжаться. У нас существует множество законов, преследующих жестокое обращение, но насильное принуждение к жизни в мучениях никто не рассматривает, как подобное издевательство.

Сторонники церкви даже в тех государствах, где разрешена эвтаназия, приравнивают ее к убийству или самоубийству, в зависимости относительно кого идет суждение. Многим верующим людям из-за этого недоступно внутренне разрешение на смерть. Они могут просить помощи и отчаиваться, но не заключать такие договора. Только в крайних случаях, когда эвтаназия не предпринимается из-за веры, эта вера потом остается. Обычно человек испытывающий страдания начинает подвергать сомнению все духовные концепции, после чего и жизнь и вера заканчиваются, причем в агонии.

Также есть противники данного метода исключительно как факта дозволенной смерти. Эта позиция продиктована страхом того, что после разрешения смерти для тех, кто сильно мучается, может прийти разрешение для тех, кто болен или слаб, кто в депрессии или на грани банкротства, а впоследствии распространится и на тех, у кого нет вообще никаких причин. Понимание, что медицина может получить власть не только дарить, но и забирать жизнь вселяет подсознательный ужас, ведь обычно к врачам идут за спасением. При легализации эвтаназии вопрос этики, безнаказанности и многие другие остро встают перед человеком, поднимая первоначальный инстинктивный страх за собственное существование.

Слабость законодательной системы и недостаточная проработка правовых моментов может подключить страх быть убитым по чьему-то заказу. За приемлемое вознаграждение комиссия может составить показания для эвтаназии и человеку вместо лекарства будет введена смертельная доза без его ведома. Примерно так дела обстояли с карательной психиатрией, когда всех неугодных закрывали под строгий режим и обкалывали нейролептиками.

Как можно убедиться, все причины против, приводятся здоровым обществом, боящимся за свою жизнь, те же, кто реально сталкивается с непереносимостью этой жизни, голосуют иначе. Кроме того люди реально не понимают, почему домашних питомцев мы усыпляем из жалости, но лишаем этого своих близких, обрекая на страдания и смерть в муках.

Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Список использованной литературы……………………………………………31

ВВЕДЕНИЕ

Как писал М. Монтень, «природа назначила нам лишь один путь появления на свет, но указала тысячи способов, как уйти из жизни». Одним из таких способов в современном обществе и стала эвтаназия.

Явление эвтаназии возникло с развитием общественного прогресса, а в частности науки и техники, связанной с поддержанием жизнедеятельности тяжело больных людей. Актуальность этой темы трудно преувеличить, во-первых, из-за того, что она связана с самым дорогим, что есть у человека, с его жизнью. Во-вторых, по причине малоизученности данной проблемы и ее незакреплённости в государственно-правовых актах страны.

Дискуссии о возможности и целесообразности эвтаназии не прекращаются по сей день.

Сторонники «гуманной» смерти борются за право смертельно больных людей покончить с собой, прекратить страдания, утверждая, что каждый человек вправе распоряжаться своей смертью.

Христианский взгляд на человеческую жизнь, какой бы она ни была, отвергает подобные мнения. Возражая против права врача прекращать страдания неизлечимых больных, помогая им уйти из жизни, верующие утверждают, что врач должен лечить, спасать, нести свой крест, как бы ни было трудно. Врач — не Бог. Ему надо решать, как лечить, а не кому жить.

Противники эвтаназии считают, что она противоречит основному принципу цивилизованного общества — уважению к человеческой жизни. Активисты организации «HOPE» (надежда — англ.) — Healthcare Opposed to Euthanasia (Борцы за здоровье против эвтаназии) считают, что эвтаназия — это «преднамеренное убийство или потеря человека, чью жизнь считают недостойной продолжения».

Таким образом, проблема эвтаназии очень сложна и неоднозначна. Для понимания ее сути необходимо рассмотреть морально-этические, биолого-медицинские, научные, правовые и социальные ее аспекты.

1. Сущность и виды эвтаназии

Эвтана́зия (от греч. «эу» — «хороший» и «танатос» — «смерть») — практика прекращения (или сокращения) жизни человека, страдающего неизлечимым заболеванием, испытывающего невыносимые страдания, удовлетворение просьбы без медицинских показаний в безболезненной или минимально болезненной форме с целью прекращения страданий.

По определению голландского законодательства — «Эвтаназией называется всякое действие, направленное на то, чтобы положить конец жизни той или иной личности, идя навстречу ее собственному желанию, и выполненное незаинтересованным лицом»

«Краткий оксфордский словарь» дает три значения слова «эвтаназия»: первый — «спокойная и легкая смерть», второе — «средства для этого», третье — «действия по ее осуществлению».

В теории выделяются два вида эвтаназии: пассивная эвтаназия (намеренное прекращение медиками поддерживающей терапии больного) и активная эвтаназия (введение умирающему лекарственных средств либо другие действия, которые влекут за собой быструю и безболезненную смерть). К активной эвтаназии часто относят и самоубийство с врачебной помощью (предоставление больному по его просьбе препаратов, сокращающих жизнь).

Помимо этого, необходимо различать добровольную и недобровольную эвтаназию. Добровольная эвтаназия осуществляется по просьбе больного или с предварительно высказанного его согласия (например, в США распространена практика заранее и в юридически достоверной форме выражать свою волю на случай необратимой комы). Недобровольная эвтаназия осуществляется без согласия больного, как правило, находящегося в бессознательном состоянии.

Во всем мире, за исключением Голландии, активная (введение смертельных доз препарата) и пассивная (прекращение лечения) эвтаназия не узаконены, если они произведены без выполнения моральных, медицинских и юридических норм.

Эвтаназию можно поставить в ряд различных медицинских методов:

— эвтаназия присутствует в том случае, когда употребляется препарат, вызывающий смерть, а также если больного лишают всего того, что ему необходимо для жизни (еда), или всего того, что для него благотворно (реанимация, которая позволила бы ему прийти в себя и самостоятельно поддерживать жизнь, или такое лечение, которое способно дать шанс на продолжение жизни в нормальных условиях);
— эвтаназии нет в случае, когда прекращается или упускается такое лечение, которое имело бы неблагоприятное влияние на больного (напр., лечение, которое лишь продлило бы саму жизнь в нечеловеческих условиях, не облегчив состояния пациента);

— эвтаназии нет в случае прекращения реанимации, когда состояние церебральной смерти является необратимым (всякое лечение не дает уже никакого результата, не облегчает страданий, не дает никакого шанса на дальнейшее выздоровление, а только продолжает время агонии и, кроме того, приносит невыносимые страдания семье и несоразмерные расходы государству);
— эвтаназии нет в случае нереанимации плохо сформированного новорожденного ребенка, или в тяжелом патологическом случае, если он естественным образом ведет к смерти (когда лишь искусственно можно продолжать жизнь, без надежды на улучшение и на возникновение способности к самостоятельному существованию);

— эвтаназии нет, если «дают спокойно умереть» больному смертельной
болезнью, которая естественным образом приводит к смертельному исходу в краткий срок — в случае, когда всякая терапия позволила бы лишь на короткое время продлить жизнь в невыносимых условиях.

2. Возникновение и развитие эвтаназии

В древности жизнь не расценивалась как абсолютная ценность, поэтому и расставание с ней не воспринималось как тяжкий грех. Самоубийство в индуистском обществе до настоящего времени считается достаточно распространенным явлением, причем как по религиозным мотивам, так и в силу общественных предписаний. Так, вдова должна последовать судьбе покойного мужа. Вдовы, не имевшие желания или мужества пожертвовать собой, были всеми презираемы; они не имели права выйти замуж вторично и носить украшения, а в собственной семье считались париями, с ними обращались как с нечистыми существами.

Античное общество не рассматривало самоубийство как преступление, покушающееся на основы общественного устройства. Мало того, античная философия строилась на принципе: смерть лучше, чем бесславие. В этом случае можно говорить о так называемом предписываемом самоубийстве.

Формировавшиеся кодексы чести поощряли отречение от жизни во имя иных коллективистских ценностей.

В последующем государство пыталось регламентировать порядок самоубийства. «В прежние времена в нашем Марселе, — писал Монтень, — хранился запас цикуты, заготовленный на государственный счет и доступный всем, кто захотел бы укоротить свой век, но при условии, что причины самоубийства должны были быть одобрены советом шестисот, то есть сенатом; наложить на себя руки можно было только с разрешения магистрата и в узаконенных случаях» .

Э. Дюркгейм, анализируя способы регламентации самоубийства, пришел к выводу, что она прошла через две фазы: «В первой фазе личности запрещено кончать с собой самовольно, но государство может выдать на это свое разрешение… Во второй фазе осуждение носит абсолютный характер и не допускает никаких исключений» .

Термин «эвтаназия» впервые был употреблен Френсисом Беконом в XVII веке для определения «легкой смерти». И с XIX века стал означать «умертвить кого-либо из жалости». Здесь идет речь о преднамеренном убийстве с целью облегчить ненужные страдания.

До начала Второй мировой войны идея эвтаназии была широко распространена в ряде европейских стран. В то время эвтаназия и евгеника пользовались достаточно высокой популярностью в медицинских кругах европейских стран, однако конкретные действия нацистов надолго дискредитировали эти идеи.

— 1935 г. — образовано «Добровольное общество легкой смерти» в Англии, впоследствии получившее известность как «Выход».

— 1936 г. — по неофициальным сведениям, английский король Георг V прибегает к эвтаназии при содействии лорда Доусона.1974 г. — доктор Георг Мейер публикует «Признания хирурга», в которых описывает механизм осуществления эвтаназии, практиковавшийся в его клинике.1976 г. — добровольные общества легкой смерти созданы в Японии и Германии. В Токио состоялась первая международная конференция организаций такого рода.

— 1980 г. — опубликовано первое в мире пособие по самоубийствам «Как умирать с достоинством».

Среди известных людей отметим З.Фрейда, который из-за неизлечимой формы рака нёба с помощью доктора Шура совершил эвтаназию в своём лондонском доме 23 сентября 1939 г., прежде пережив 19 операций по удалению опухолей под местной анестезией (общий наркоз в таких операциях в то время не применялся).

Идея эвтаназии в конце ХХ века становилась всё более и более популярной, одновременно с более широким использованием другого важного понятия — качества жизни. Клятва Гиппократа в традиционной форме противоречит реализации идеи эвтаназии.

Открытое обсуждение проблемы эвтаназии началось несколько позже по сравнению с проблемой аборта — но, тем не менее, уже привело к освобождению от всякой юридической ответственности того, кто провоцирует «легкую смерть».

Пионером в области легализации добровольной смерти стали Нидерланды. В 1984 году Верховный суд страны признал добровольную эвтаназию приемлемой. Опросы общественного мнения в Нидерландах показали, что 75% населения поддерживают право человека на смерть .

Эвтаназия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *