По данным статистики, мужской и женский факторы бесплодия практически с одинаковой частотой могут привести к бесплодному браку. Учитывая специфику проблемы, очень важно отметить, что только взаимопонимание супругов, обоюдная поддержка и соблюдение всех норм Шариата в таких вопросах могут послужить залогом успеха в процессе комплексного обследования и лечения бесплодия. Согласно статистике в России каждый пятый брак является бесплодным. Современная медицина разработала методы искусственного оплодотворения, которое в настоящее время становится все более распространенной процедурой.
С вопросом об искусственном зачатии к нам обратился житель Тюмени Махмуд Аббясов.

Как же относится шариат к подобным медицинским новшествам?

Инсеминация

В 1899 году английский анатом Джон Хантер впервые осуществил искусственную инсеминацию. Искусственная инсеминация – самый простой способ оплодотворения. Смысл этой процедуры в том, что сперму мужчины очищают от примесей, концентрируют и вводят непосредственно в полость матки. Дальше все идет естественным путем: сперматозоид перемещается к маточным трубам, где встречается со зрелой яйцеклеткой и оплодотворяет ее. К этому методу прибегают, когда сперматозоид не может самостоятельно добраться до яйцеклетки.

Инъекция

При тяжелых формах мужского бесплодия экстракорпоральное оплодотворение проводят с помощью ICSI – интрацитоплазматической инъекции сперматозоида. Этот метод позволяет в яйцеклетку сделать инъекцию одного отобранного сперматозоида. Такая процедура приводит к оплодотворению даже в том случае, когда у мужчины имеется всего лишь один жизнеспособный сперматозоид. В некоторых случаях его приходится извлекать непосредственно из яичек.

Суррогатное материнство

Суррогатное материнство – это перенос оплодотворенной яйцеклетки в матку с последующим развитием беременности.

Этот метод получил название ЭКО – экстракорпоральное оплодотворение.

Искусственное зачатие с помощью ЭКО возможно проводить практически при всех формах женского бесплодия: при повреждении маточных труб, гормональных, иммунных и иных нарушениях.

Врачи производят забор спермы у мужчины, после чего ее концентрируют. Затем половые клетки мужчины и женщины помещают в емкость с питательным раствором, где они соединяются при определенной температуре. Полученные эмбрионы проверяют на отсутствие дефектов, а затем переносят в матку чужой женщины, где они и развиваются дальше, как при естественной беременности.

Показания

Основные ситуации когда паре показано ЭКО:

  1. Непроходимость маточных труб. В этом случае шанс встречи яйцеклетки с мужской гаметой равен нулю.
  2. Отсутствие маточных труб. Они могут быть удалены по причине наличия каких-либо заболеваний.
  3. Эндометриоз.
  4. Гормональные нарушения. При гормональных нарушениях может произойти прерывание беременности.

Как вы могли заметить, перечисленные причины относятся именно к женщинам. При мужском бесплодии проблема заключается в количестве полноценных сперматозоидов. Сидячая работа и отсутствие физической нагрузки негативно влияет на мужское здоровье.

Не только медицинская проблема

Ирина Силуянова

Целый ряд медицинских документов дают определение ЭКО, почитав которое, мы понимаем, что это безусловно медицинская манипуляция, осуществляемая врачами-репродуктологами. И все же между применением ЭКО и, например, удалением аппендицита существует большая разница. Дело не только в разных технологиях проведения операций. В отличие от действий врачей других медицинских специальностей: хирургов, терапевтов, педиатров, стоматологов, невропатологов, – действия репродуктологов и применение ВРТ отдельно и специально регламентируются действующим Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (2011 г.). Вопрос, почему этот вид медицинской деятельности потребовал отдельного законодательного регулирования, заслуживает особого внимания.

Отдельная регламентация применения ВРТ связана с опасными последствиями искусственных манипуляций, относящихся к воспроизведению человеческого рода. Не надо быть специалистом, чтобы понимать, что искусственное оплодотворение – это новая форма размножения людей, которая не может не повлечь за собой изменение социальных отношений между мужчиной и женщиной, детьми и родителями. И здесь в полный рост встает еще один важный вопрос: а как именно регулируется применение ЭКО в нашей стране? Вот тут мы должны, к сожалению, констатировать, что законодательная регламентация в России несовершенна и вступает в столкновение с моралью.

Статья 55 действующего закона утверждает: «Мужчина и женщина, состоящие и не состоящие в браке, зарегистрированном в установленном законодательством РФ порядке, имеют право на применение методов ВРТ». Другими словами, в брак можно не вступать и иметь детей вне супружеских отношений, то есть, по сути, лишать детей права иметь отца или мать.

В современных условиях катастрофического роста количества разводов неограниченное использование методов искусственного размножения только усилит процессы разрушения традиционной семьи, социальной неустроенности людей, личные трагедии детей.

Решение шариата

В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение), переданном со слов Усамы бин Шурейка, говорится: «Принимайте лекарства, рабы Аллаха, потому что Всевышний не послал такой болезни, для которой нет излечения, кроме старости» (имам Ахмад, Абу Давуд, ан-Насаи, ат-Тирмизи, Ибн Маджа). Ислам разрешает использовать для лечения определенные средства, и одним из них является искусственное оплодотворение жены. Однако это считается дозволенным при обязательном соблюдении определенных условий, когда зачатие естественным путем, по мнению специалистов, невозможно по причине болезни. Условия эти таковы:

Первое. Разрешается, если при оплодотворении используются сперма мужа и яйцеклетка жены.

Второе. Разрешается, если оплодотворенная яйцеклетка от мужа и жены или полученный в лабораторных условиях зародыш спермы мужа и яйцеклетки жены помещается в ее же матку (т. е. жены), от которой была взята яйцеклетка.

Третье. ЗАПРЕЩАЕТСЯ, если есть какие-либо сомнения в том, что сперма мужа и яйцеклетка жены подменены или смешаны с семенем другого мужчины.

При соблюдении всех трех условий на наступившую беременность распространяются все остальные религиозные предписания, в том числе, установленные сроки идда или траура по причине развода или смерти мужа, кровное родство, наследство и т. п.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ категорически перемещение полученной спермы мужа и яйцеклетки жены эмбриона для последующего развития в матку посторонней женщины, даже если эта женщина является второй третьей или четвертой женой того мужчины, у которого взята сперма. В Коране говорится (смысл): «…Мы выводим вас младенцами…» (сура «аль-Хадж», аят 5).

В этом аяте Аллах сделал материнство следствием зачатия и последующего развития именно в утробах женщин, т.е., законных матерей. Материнство – это одно неделимое целое.

Также категорически ЗАПРЕЩАЕТСЯ использование донорской спермы для оплодотворения жены.

Во всем, что запрещает Ислам, есть мудрость и польза. Ислам, запрещая прелюбодеяние (зина) и усыновление (удочерение), сохраняет родословную человека. И именно с такой целью Ислам запрещает (неполовой путь зачатия) при несоблюдении вышеперечисленных условий. Если же при искусственном оплодотворении не соблюдаются вышеупомянутые условия, то исламские ученые уподобляют это прелюбодеянию (зина). Родословную же ребенка, родившегося от прелюбодеяния, относят матери и такой ребенок, согласно исламскому шариату не получает права называться ребенком того, от кого его родила мать. На такого ребенка не распространяются ни кровное родство отца, ни наследство и т. д. Если же, полученный методами искусственного оплодотворения яйцеклетку оплодотворяют спермой чужого мужчины (не являющегося ее мужем), и потом полученный эмбрион переносят в матку другой женщине, то родословную ребенка, родившегося таким путем, не относят ни к матери, ни к отцу, т. к. материнство – одно целое и оно не делится.

Если же женщине введут сперму мужчины, который не является ее мужем, то родословную ребенка относят к матери, но не к отцу.

Мы призываем врачей и родителей подходить к этому вопросу со всей серьезностью и ответственностью, т. к., прибегая к таким методам и не учитывая вышесказанные условия, вы лишаете ребенка его законного рождения и родословной, родственных уз и наследства, и вы за это будете отвечать перед Аллахом. Священные тексты Корана и хадисы Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) в обязательной форме повелевают заботиться о чистоте рода ребенка, о его наследственности и т. д., и воздержаться от всего, что способствует разрушению этого.

Лучше всего в вопросе зачатия детей, как и во всех других вопросах уповать на волю Всевышнего. Тем, кому суждено увидеть этот свет, независимо от обстоятельств, будут рождены естественным путем. Терпение – половина веры.

Да поможет Вам Аллах!

Фетва, вынесенная каноническим отделом ДУМД

Что Церковь говорит об ЭКО?

Если муж или жена неспособны к зачатию ребенка, а терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия не помогают супругам, им следует со смирением принять свое бесчадие как особое жизненное призвание. Пастырские рекомендации в подобных случаях должны учитывать возможность усыновления ребенка по обоюдному согласию супругов. К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений.

Манипуляции же, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны. Кроме того, такая практика поощряет безответственное отцовство или материнство, заведомо освобожденное от всяких обязательств по отношению к тем, кто является «плотью от плоти» анонимных доноров. Использование донорского материала подрывает основы семейных взаимосвязей, поскольку предполагает наличие у ребенка, помимо «социальных», еще и так называемых биологических родителей. «Суррогатное материнство», то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка «заказчикам», противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейсяся между матерью и младенцем уже во время беременности.

«Суррогатное материнство» травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания. Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью (см. ХII.2).

Оплодотворение одиноких женщин с использованием донорских половых клеток или реализация «репродуктивных прав» одиноких мужчин, а также лиц с так называемой нестандартной сексуальной ориентацией, лишает будущего ребенка права иметь мать и отца. Употребление репродуктивных методов вне контекста благословенной Богом семьи становится формой богоборчества, осуществляемого под прикрытием защиты автономии человека и превратно понимаемой свободы личности.

ЭКО мнение священников

Мнения священников, конечно, совпадает с официальной позицией Церкви — ЭКО не рекомендуется осуществлять верующим женщинам.

Например, игумен афонского монастыря Ефрем объясняет, почему так происходит и называет случаи, когда можно использовать процедуры искусственного оплодотворения.

Православная церковь и ЭКО

Церковь идет в ногу со временем, но категорически против тех технологий, которые идут вразрез с Божьим законом и моральными принципами. Искусственное оплодотворение допустимо только в том случае, если берут 2 эмбриона и рождает два ребенка, т.е. их не уничтожают в процессе развития, потому что они внезапно стали лишние.

Не следует подсаживать в матку женщине 10-20 эмбрионов, чтобы ненужные потом вычистить как мусор. Они уже живые души, это люди и их нельзя просто выбросить в контейнер с биологическими отходами. Если посеяли 5, то и сохранить должны 5.

Не следует оплодотворять множество яйцеклеток, сделайте это с двумя или тремя и это будет в рамках морали, ведь не придется никого убивать. Следует всегда помнить, что зачавшийся эмбрион — это уже живое дитя, которое требует к себе соответственного отношения. Люди слишком просто относятся к чужой жизни и слишком тщательно следуют своим эгоистичным желаниям.

Также следует заметить, что использование биологических материалов (яйцеклеток или сперматозоидов) третьих лиц также недопустимо. Брак и семья — это таинство между двумя людьми и нельзя примешивать к нему третьих
. Нельзя использовать сперму чужого мужчины или яйцеклетку незнакомой женщины, поскольку это нарушает интимность и целостность брака. Это, помимо нарушения Божьих заповедей, приведет в дальнейшем к обычным проемам в семье, ведь ее члены будут знать, что ребенок не от жены или не от мужа. Так и малыш, со временем выросший, узнает, что он не родной и это приведет к ряду сложных проблем.

Совет! Жене и мужу, которым Бог не дает детей следует тщательней молиться и больше поститься, исполнять законы Божьи и молить Господа о милости, а не обращаться к аморальным способам забеременеть.

Молитвы о деторождении:

Прихоть человека всегда приводит к серьезным проблемам в будущем. Это случается и с ЭКО.

Не следует использовать аморальные технологии для решения проблем демографии, как многие предлагают. Демографический кризис — это результат духовной проблемы человечества, его ранней аморальности. Решать одну аморальную проблему другой — разве это поможет возродить человеческую нацию? Желание иметь детей вполне понятное, но люди в своих желаниях не должны пренебрегать Божьими постановлениям.

Рождение ребенка — это радостное событие, которое не должно омрачаться мыслями о том, что попутно пришлось убить несколько невинных душ.

Использовать медицину для лечения каких-то патологий — это вполне нормально и даже необходимо. Но следует помнить, что, если Господь не допускает чего-то в жизни, значит на это есть какая-то причина. Возможно, вначале следует покаяться в чем-то, от чего-то отказаться и принять волю Бога.

Есть множество чудесных историй, когда Господь посылал детей тогда, когда врачи уже категорически отказались от всех попыток и поставили категорический диагноз бесплодие.

Позиция Церкви по поводу искусственного оплодотворения

Что скрывают ученые

Что бы нам ни говорили о гуманных целях проведения ЭКО, по своей сути репродуктивные технологии – это бизнес, и, как и всякий бизнес, они чреваты разного рода коммерческими секретами. Притом что врачи наблюдают за развитием «экошных» младенцев, но на сегодняшний день нет официальной статистики о том, как развиваются дети, появившиеся на свет в результате ЭКО. С одной стороны, понятно – почему: такая статистика идет вразрез с интересами родителей, получивших долгожданного ребенка, которые не хотят разглашения тайны рождения их малыша. Но с другой стороны, отсутствие научных данных об ЭКО-детях дает почву для развития разного рода мифов вокруг этой темы. Народная молва, как и мифы, никогда не возникает на пустом месте и, как правило, несет в себе важную информацию.

Конечно, это частное мнение специалиста, а не официальная статистика. Но это и не реклама, ориентированная не столько на объективную информацию, сколько на получение прибыли. Обществу и науке как минимум необходимы данные о том, насколько благополучно рождаются ЭКО-дети, естественно ли адаптируются в обществе: чем болеют или, наоборот, не болеют, насколько они способны к работе и учебе, успешно ли устраивают свою личную жизнь, каких рожают детей и т. п. Сам факт отсутствия специального научно-исследовательского направления по этому вопросу настораживает.

Грех ли делать ЭКО

Верующим супругам, решившимся на пересадку эмбрионов, важно знать разрешает ли церковь ЭКО в какой-то допустимой степени или полностью его отвергает. В данном случае, священнослужители сходятся во мнении, что возможно лишь провести оплодотворение ЭКО биоматериалом мужа

Это является частью супружеских отношений, близкой к естественному зачатию и не нарушает канонов брачного союза.

Религия допускает использование технологии искусственного оплодотворения для выращивания одного – трех эмбрионов, но с условием, что все они будут перенесены в материнское лоно и не будут удалены в дальнейшем. Церковь считает ЭКО оплодотворение грешным, если в процессе проведения процедуры, из нескольких прижившихся зародышей, оставляют одного, наиболее здорового.

Получается, что платой за рождение младенца, послужили жизни его братьев и сестер. В основном, это объясняет, почему ЭКО – это грех, по мнению священнослужителей. Количество оплодотворяемых яйцеклеток, супруги заранее обсуждают с лечащим врачом, и впоследствии все, полученные эмбрионы, должны быть перенесены в матку и иметь право на дальнейшее развитие и появление на свет.

Отношение РПЦ к ЭКО изложено в «Основах социальной концепции», где рассмотрены вопросы преодоления бесплодия, и дана оценка ЭКО с точки зрения православия.

Рекомендации церкви

Важно понимать, что проблема бесплодия имеет причины, и как любое заболевание обусловлено особенностями образа жизни и мышления. Следовательно, для преодоления такого испытания, необходимо произвести в жизни изменения, неотъемлемой частью которых являются исповедь и причастие, которые помогают не только в исцелении души, но и тела.
Соборование – церковное таинство, связано непосредственно с помощью при различных заболеваниях.
Рекомендуется пройти обряд венчания, чтоб брак получил церковное благословление.
При «бесчадии» церковь рекомендует лечение тела (при помощи традиционной медицины или народными средствами), а так же молитвы, для исцеления души.

Донорство

Не менее щепетильно относится православная церковь к использованию донорских клеток для искусственного оплодотворения. В семенной жидкости мужчины и в женской яйцеклетке содержится особый генотип, который определяет особенности внешности и характера эмбрионов – будущих детей. Поэтому такое оплодотворение церковь считает грешным.

К тому же использование чужого биоматериала является вмешательством в союз супругов. Ребенок, рожденный не от плоти двух любящих супругов, не будет знать своих настоящих биологических родителей. Лишение малыша права знать своих настоящих родителей – это грех.

Церковные служители утверждают, что возможность иметь детей напрямую зависит от воли Бога. С проблемой бесплодия связан греховный образ жизни родителей, нежелание меняться и надеяться на Всевышнего

Важно помнить о поклонении не храму, а Богу!

Чтобы не использовать медицинские методики, а забеременеть естественным путем, Святые отцы рекомендуют придерживаться следующих советов:

  • Молитвы и иконы обладают целительной силой, которая лечит душу и тело, поэтому использовать их при бесплодии нужно обязательно;
  • Регулярное исповедование и причастие важны для христианина, с их помощью достигается душевный покой и уверенность в своих действиях;
  • Если пара еще не оформила свой союз официально, это нужно сделать как можно быстрее;
  • Помимо оформления государственного брака, его заключают «на небесах» – венчаются;
  • При отсутствии естественного зачатия церковь рекомендует использовать все методы лечения бесплодия: народные и медицинские.

Беременность и роды – особые таинства, к которым нужно подготовиться

Церковь разрешает использовать лечение тела некоторыми способами, однако она считает, что в первую очередь внимание нужно уделить исцелению души. А сделать это можно только с помощью искренней молитвы

Молиться можно в храме или дома. Священнослужители рекомендуют произносить слова молитвы об успешном зачатии перед такими иконами Божьей Матери:

  • Грузинской;
  • Моденской;
  • Федоровской;
  • Милостивой;
  • Взыгрании младенца;
  • Млекопитательницы.

Также церковь одобряет обращение за помощью к Святым:

  • Анне Пророчице;
  • Иоанну Киево-Печерскому;
  • Ксении Петербуржской.

Материнство является наградой за благодетельную жизнь супругов. Если же ничего не помогает, священнослужители рекомендуют обратиться к усыновлению.

Почему церковь против ЭКО

У такого ребенка будут такие же крестная мать и крестный отец, как и у всех остальных детей, он будет искупан в чане со святой водой, прочитаны все полагающиеся молитвы и т.д.

Нужно ли указывать в храме, что ребенок рожден вследствие ЭКО? Вовсе не обязательно, так как это, по большому счёту, не будет иметь значения ни для родителей, ни для церковнослужителей, ни для него самого.

Эти и многие другие вопросы всегда тревожат и будут тревожить родителей, так как не всегда знаешь, что можно делать, а что является грехом. Чтобы быть уверенными — вы всегда можете обратиться за советом непосредственно к священникам. Они вам подскажут, как и когда лучше крестить, крестят ли детей ЭКО, прочитав перед этим особые молитвы, как лучше подготовиться в данной процедуре и другие интересующие вас нюансы.

Многие церковные представители утверждают: отлучать от крещения ребенка нельзя, так как это противоречит церковным канонам. И всё же некоторые священнослужители иногда принимают вычурные решения, а именно такие как отказ от крещения ребенка, зачатого путем ЭКО, в данном храме, несмотря на обстоятельства. В подобном случае не нужно впадать в панику или вовсе отказываться от крещения. Просто необходимо родителям обратиться в другой храм, так как по факту священник не имеет никакого права отказать в такой процедуре как крещение ребенка из-за личного недовольства поступком родителей. В текстах Библии многократно повторяется мысль, что каждый должен отвечать за свои деяния. Дети же за проступки родителей, ровно как и родители за детей не наказуемы. Единственное, что можно сказать, так то, что Церковь вполне имеет право востребовать от родителей перед проведением обряда крещения ЭКО-ребенка исповеди. В этом нет ничего страшного или зазорного, ведь исповедь — очищение души перед Богом. Такую процедуру каждому из нас необходимо проходить даже при естественном зачатии.

Получить бесплатную консультацию врача

Помните одно: советы и рекомендации может давать только священник в храме. Всегда общайтесь непосредственно только с ним. Не прибегайте к источникам информации «сказали на улице» или «подруга посоветовала». Если вы боитесь осуждения со стороны священнослужителей, так знайте, что многие священники в данное время довольно прогрессивны и понимают всю ситуацию. Всегда правда выводится в разговоре. Не бойтесь говорить.

Итак, если вы решились на проведение метода ЭКО и единственным вопросом остается «крестят ли детей рожденных от ЭКО?», либо же «можно ли крестить детей после ЭКО?», то смело можете идти на запись для проведения процедуры, так как никаких значимых проблем вы не встретите.

1. Как организована Православная Церковь? Кто её возглавляет?

Главой Церкви является сам Господь Иисус Христос. В первом веке его ученики, основывая местные общины, ставили в них «надзирателей” – епископов, которые в свою очередь рукополагали священников и диаконов и руководили остальными членами общины – мирянами.

Позже Церкви небольших городов стали объединяться под властью епископа ближайшего крупного города – так появились митрополии и патриархаты.

Сегодня Православная Церковь разделена на 15 крупных образований – Поместных Православных Церквей, основные вопросы в которых решает архиерейский собор – собор всех местных епископов или поместный собор – все епископы и выборные представители от духовенства и мирян.

При этом решением текущих вопросов занимается патриарх и священный синод (из нескольких избранных епископов), который помогает ему в этом.

2. Когда появилось Православие?

Православие возводит свою историю к ветхозаветной религии, сохранённой еврейским народом со времён Адама и Евы.

Господь Иисус Христос пришёл в этот мир, чтобы примирить с Богом отпавшее от него человечество, искупил его своими безвинными страданиями и смертью и установил новый институт общения людей с Богом – Новозаветную Церковь.

Христианская Церковь появилась в I веке, в день Пятидесятницы (сошествия Святого Духа на апостолов) 33 года от Рождества Христова.

После отпадения католиков от полноты Православия в 1054 году, чтобы отличить себя от Римского патриархата, воспринявшего некоторые вероучительные искажения, восточные патриархаты приняли на себя наименование «православные».

Правосла́вие (от греч. ὀρθοδοξία — ортодоксия. Буквально «правильное суждение», или «правильное сла́вление» – истинное учение о познании Бога, сообщаемое человеку благодатью Святого Духа, присутствующей в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.

3. Кто такие ангелы?

Слово «ангел» с греч. переводится как «вестник». Так называется великое множество бестелесных духов, служащих Богу. Также существуют ангелы-хранители, которые даются при крещении каждому человеку и вместе с ним молятся Богу.

Учение об ангельских чинах сильно развил в своём сочинении богослов, подписывавшийся «апостолом Дионисием Ареопагитом» в V веке — эта книга называется «О небесной иерархии». Согласно учению об ангелах – они разделяются на 9 иерархических чинов.

Демоны ада тоже произошли из ангелов – на заре человечества часть сотворённых Богом духов, наделённых свободой воли, решила восстать против него и была низвергнута с небес. Их предводителем был Денница, ставший Диаволом, а сами падшие ангелы вскоре так укоренились во зле, что их единственной радостью стало уподоблять себе людей.

4. Что такое рай и что такое ад?

Рай и ад в православии считаются скорее не местами, а состояниями человека. Если изложить максимально просто – рай – когда он сердцем принимает Бога и от этого испытывает радость, а ад, когда пытается от Бога отворачиваться и от этого испытывает страдания.

5. Есть ли жизнь после смерти?

Православные христиане не верят в окончательную смерть человека. Господь обещал людям второе своё пришествие во славе, когда все люди воскреснут, старый и несовершенный мир исчезнет, а новый появится и будет существовать вечно. При этом праведники будут блаженствовать в общении с Богом.

6. Какие в храме бывают богослужения? Как они организованы?

Православные богослужения делятся на три круга — годовой, седмичный (недельный) и суточный.

Суточный богослужебный круг – последовательность богослужений одного дня. Полный суточный богослужебный круг состоит из девятого часа, вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, первого, третьего и шестого часов и литургии.

Седмичный богослужебный круг – тематическая последовательность богослужений в пределах одной недели. В каждый день поминаются определённые великие святые или события.

Годовой богослужебный круг – тематическая последовательность богослужений в течение года. Различаются подвижный и неподвижный годовые богослужебные круги. Неподвижный годовой богослужебный круг — связанный с солнечным календарем – включает богослужение неподвижных двунадесятых и других праздников и каждодневные празднования святых, а подвижный годовой богослужебный круг – связанный с лунным календарем и включает в себя богослужения Великого поста и Пятидесятницы.

7. Почему православные почитают иконы?

Иконы не являются идолами. Православные поклоняются не самим иконам, а изображённому на них Спасителю, Богородице и святым. Суть иконопочитания очень хорошо выразил преподобный Иоанн Дамаскин, говоривший: «честь воздаваемая образу восходит к первообразу”.

Иконы помогают нам не фантазировать, обращаясь к святым. Не представлять их в своём сознании (наше представление может быть совсем не правильным), а концентрироваться на молитве, на нашем духовном общении с ними. При этом, как и все священные предметы, через которые Господь являет своё присутствие нам и которых касается благодать Божия, икона также становится святыней. Отсюда и многочисленные чудеса, связанные со святыми образами.

8. Почему православные угрюмые?

Православный человек старается концентрироваться на своей внутренней жизни: на совершённых им грехах, на размышлениях о прочтённых отрывках Священного Писания или трудов святых, на молитве – общении с Богом. Его печали и его радости находятся внутри его сердца и не часто показываются наружу.

Кроме того, он старается избегать лицемерия и человекоугодия и не радоваться наигранно, только потому что «так принято” или чтобы расположить человека к себе ради возможных выгод. Отсюда и кажущаяся неприветливость или угрюмость православного человека, которую скорее стоит считать сосредоточенностью.

При этом, радоваться христиане тоже умеют и очень сильно – посмотрите на лица людей во время пасхального богослужения. Посмотрите на лица монахов, которые как будто светятся изнутри.

9. Можно ли впускать в храм животных?

Церковная традиция не позволяет пускать в храм собаку. Это животное считается не совсем чистым. Потому в церковной традиции есть чин освещения храма, если внутрь забегает собака. Однако стоит помнить, что собака – отличный сторож, и на территории храма ей вполне себе место. Иногда в храм залетают птицы или заходят кошки – их впускать можно.

10. Если человеку стало плохо в храме – это значит что он грешник?

Как правило, все приходящие в храм люди -грешники. И даже служащие в алтаре священники стремятся к святости, но иногда также совершают грехи. Храм — это духовная больница для желающих исцелиться и приходя в храм мы не видим, что всем в нём плохо…

Если человеку плохо в храме, это скорее всего вызвано приступом какой-то болезни, духотой в помещении или временным недомоганием, а если перед Святой Чашей плачет и размахивает руками младенец — значит ему страшно и обстановка вокруг непривычна — в этом случае просто следует успокоить малыша и постараться в будущем приносить его в храм почаще.

11. Можно в храм приходить беременной женщине? Можно ли приходить в храм во время месячных?

Беременным не только нужно ходить в храм, но и необходимо каждую неделю причащаться Христовых Тайн. Для беременной женщины и её малыша сложно придумать более полезное времяпрепровождение, чем молитва и участие в Таинствах.

Традиция избегать посещения храма в дни месячных для женщин больше является гигиенической. Сегодня для женщины нет препятствий для посещения богослужений в этот период. Однако, по традиции, женщине стоит воздержаться от причащения и целования икон.

12. Почему женщина в храме покрывает голову платком?

Правило покрывать голову женщине пришло к нам с Востока. Но при этом голову покрывала только замужняя женщина во время пребывания вне дома, показывая всем, что она несвободна, что у нее есть муж. «Всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог” (1 Кор. 11:3).

Молиться в храме с покрытой головой для женщин – благочестивая традиция, которую желательно поддерживать. При этом она не касается маленьких девочек и незамужних девушек. Домашнюю молитву также можно совершать молитву без платка.

13. Зачем нужно ходить в храм, если можно молиться дома?

Действительно, дома молиться также можно, но в храме молитва совершается совместно с другими верующими, то есть соборно. А сам Господь говорил о соборной молитве: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их” (Мф. 18:20).

Кроме того, храм это место где совершаются Таинства: причащение, исповедь, соборование, венчание и другие. Конечно, в экстренных случаях и их можно совершить на дому, но обычно для этого верующим всё же необходимо прийти в церковь.

Наконец третий аспект необходимости посещения храма – это общение со своим священником и другими верующими, помощь нуждающимся, взаимное научение друг друга основам веры.

14. Почему Церковь против однополых отношений?

Церковь выступает против гомосексуального и лесбийского сожительства по ряду причин, которые сводятся к одной: такое сожительство является нарушением Божиего замысла о человеке.

В сожительстве людей одного пола исключена возможность деторождения, что нарушает заповедь Божию «плодитесь и размножайтесь”. Также мужчина и женщина дополняют друг друга как два совершенно различных психофизических мира. Друг в друге, как в зеркале, они видят и свои достоинства и недостатки. В отношениях между людьми одного пола такое дополнение невозможно.

При этом, Церковь совершенно не выступает против дружеской любви между двумя мужчинами или двумя женщинами, которые имеют общие интересы и помогают друг другу в жизненных трудностях. Осуждается именно интимный аспект отношений, если он имеет место.

15. Может ли некрещёный человек приходить в храм и касаться святынь?

В храме человек, ещё не прошедший через Таинство Крещения может находиться без всякой помехи и даже присутствовать при богослужении. По традиции ему следует уйти лишь с Литургии верных.

К святыням – кресту и иконам человек некрещёный также может приложиться или обратиться с молитвой, а вот участвовать в Таинствах, например причащаться, венчаться или собороваться, не может, пока не примет Святое Крещение. Также некрещёного человека не отпевают после смерти и не принимают за него записки.

Андрей Сегеда

Также рекомендуем: Великие изобретения православных монахов и священников

Facebook Вконтакте Одноклассники LiveJournal Google+ Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)3

ЭКО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *