Св. Феофан Затворник пишет об отличии смертного греха от менее тяжкого: «Смертный грех есть тот, который отнимает у человека нравственно-христианскую жизнь его. Если нам известно, в чем нравственная жизнь, то определение смертного греха не трудно. Жизнь христианская есть ревность и сила пребывать в общении с Богом исполнением Его святого закона. Потому всякий грех, который погашает ревность, отнимает силу и расслабляет, отдаляет от Бога и лишает Его благодати, так что человек после него не может воззреть на Бога, а чувствует себя отделенным от Него; всякий такой грех есть грех смертный. …Такой грех лишает человека благодати, полученной в крещении, отнимает Царство Небесное и отдает суду. И это все утверждается в час греха, хотя не совершается видимо. Такого рода грехи изменяют все направление деятельности человека и самое его состояние и сердце, образуют как бы новый источник в нравственной жизни; почему иные определяют, что смертный грех есть тот, который изменяет центр деятельности человеческой».

Смертными эти грехи называются потому, что отпадение человеческой души от Бога — это смерть души. Без благодатной связи со своим Создателем душа мертвеет, становится неспособной к переживанию духовной радости ни в земной жизни человека, ни в посмертном своем существовании.

И не так уж важно, на сколько категорий подразделяются эти грехи — на семь или на восемь. Гораздо важнее помнить о той страшной опасности, которую таит в себе любой такой грех, и всячески стараться избегать этих смертоносных ловушек. А еще — знать, что даже для согрешивших таким грехом остается возможность спасения. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Впадший в смертный грех да не впадает в отчаяние! Да прибегает к врачевству покаяния, к которому призывается до последней минуты его жизни Спасителем, возвестившим во Святом Евангелии: верующий в Меня, если и умрет, оживет (Ин 11:25). Но бедственно пребывать в смертном грехе, бедственно — когда смертный грех обратится в навык!»

А преподобный Исаак Сирин сказал еще определеннее: «Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного».

Проявления чревоугодия: чем отличается от обычного принятия пищи

К чревоугодию относятся те случаи, когда человек пытается получить от еды особенное наслаждение и поиск этого удовольствия становится выше отношений с Богом. Например, человек, не имеющий никаких проблем со здоровьем берет на себя подвиг поста. Но никак не может удержаться от желания съесть не постную пищу и каждый вечер объедается. К чревоугодию относятся также грехи курения и винопития.

«Неужели нельзя пить вино? Многие Библейские персонажи пьют вино и сам Иисус превратил воду в вино на свадьбе, а наоборот?», — спросит нас читатель. Можно. Умеренное винопитие не является грехом чревоугодия. Но ключевым словом здесь будет «умеренное». Чрезмерное потребление спиртного может перейти в опасное заболевание, зависимость — алкоголизм.

Грех и благодать

Таким образом, Господь оберегает нас. Определенные ограничения ставятся для нашего же блага. Грех чревоугодия стал грехом не потому что Господь хочет запретить нам есть сладкое. Небесный Отец знает нас лучше нас самих и чрезмерное увлечение сахаром, например, может спровоцировать развитие телесных недугов.

Возможные последствия чревоугодия для души и тела

Даже светские врачи однозначно выступают против чревоугодия. Конечно, слова «чревоугодие» вы, скорее всего, не услышите в больнице. Но диетологи предупреждают, что склонность к обильному употреблению жирной, острой и сладкой пищи ведет к развитию:

  • Ожирения;
  • Диабета;
  • Сердечно-сосудистых заболеваний;
  • Гастриту.

И это лишь неполный список того, что может ждать человека, который переедает или курит, злоупотребляет спиртными напитками. Грех чревоугодия «смертный» в прямом смысле этого слова.

Если говорить о душе человека, то все, что становится между Богом и человеком не принесет никакой пользы душе. Объедаясь человек сам мучается от чувства вины, страсть к пьянству разрушает семью, дружбу, а потом и личность человека, «убивая» его душу.

Чревоугодие лишь начало

Святые Отцы нередко называют чревоугодие начальной страстью: только поборов её, имеет смысл начинать борьбу с другими страстями. Не победив малый грех, не победишь и великий.

От греха чревоугодия разрушается здоровье как телесное, так и духовное. Но главная опасность чревоугодия в том, что она влечёт за собой множество других грехов. Например, пьянство побуждает человека к сквернословию, святотатству, богохульству, блуду, гневу а иногда и к убийству. За объедением следует уныние. За пристрастием к изысканной пище идёт жадность, тщеславие, сребролюбие и воровство.

Не случайно чревоугодие считали одним из смертных грехов ещё в ветхозаветные времена. Например, чрезмерное влечение к пище и комфорту заставило народ Израильский роптать во время лишений в пути из рабства Египетского в землю обетованную. Многие евреи даже хотели вернуться назад, к безбожной и рабской, но сытой жизни. В Новом Завете Иисус Христос прямо заповедует ученикам воздерживаться от пьянства и объедения.

«И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом», — говорит апостол Павел в послании к Ефесянам (5:18).

Не меньшую, а с течением времени и гораздо большую, опасность представляет пьянство.

«Какую участь имеют подверженные сей слабости? Их постигают телесные болезни, бедственная жизнь, преждевременная старость и – смерть; а греховные поползновения, отчуждающие душу от Бога и лишающие Его благодати, – всего опаснее!.. Душа – вечна; надобно более всего о ней иметь попечение!” — так пишет о винопитии преподобный Лев (Наголкин), основатель и вдохновитель оптинского старчества.

Как бороться с чревоугодием

Ни один грех человеку не побороть без Божьей помощи. Поэтому первое условие избавления от страсти чревоугодия это молитва. Следующее средство борьбы — это самодисциплина и сила воли. Нужно заставлять себя придерживаться определённого распорядка питания, прилагать усилия, чтобы держать пост. Стараться избавиться от пагубных привычек пьянства, курения и регулярного объедания.

Мерой исполнения возложенных на себя обязательств касательно борьбы с чревоугодием является совесть. Ведь для каждого человека нужно индивидуальное количество пищи, общие стандарты для всех и на все случаи установить невозможно. Поэтому святитель Иоанн Златоуст говорил, что постник не тот, кто потребляет малое количество пищи, а тот, кто употребляет пищи меньше того, что требуется для его организма. В этом и заключается воздержание.

К любому посту необходимо подходить разумно. Очевидно, что беременным, кормящим грудью и тяжело больным поститься нельзя, или умеренно по желанию.

Метки: чревоугодие грех, чревоугодие что это, чревоугодие это, что значит чревоугодие, что такое чревоугодие

Семь смертных грехов

«Началом гордыни бывает обычно презрение. Тот, кто презирает и считает за ничто других — одних считает бедными, других людьми низкого происхождения, третьих невеждами, вследствие такого презрения доходит до того, что почитает себя одного мудрым, благоразумным, богатым, благородным и сильным.

…Как узнается гордый и чем исцеляется? Узнается потому, что домогается предпочтения. А исцеляется, если будет верить суду Сказавшего: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак 4:6). Впрочем, надо знать, что, хотя убоится суда, произнесенного за гордость, однако не может исцелиться от этой страсти, если не оставит всех помышлений о своей предпочтительности».

Свт. Василий Великий

Гордость — самодовольное упоение собственными достоинствами, подлинными или мнимыми. Овладев человеком, она отсекает его сначала от людей малознакомых, потом — от родных и друзей. И наконец — от самого Бога. Никто не нужен гордому, даже восторг окружающих его не интересует, и лишь в себе самом он видит источник собственного счастья. Но как любой грех, гордость не приносит подлинной радости. Внутреннее противостояние всему и вся иссушает душу гордого человека, самодовольство, словно короста, покрывает ее грубым панцирем, под которым она мертвеет и становится неспособной к любви, дружбе и даже к простому искреннему общению.

2  Зависть

«Зависть есть печаль из-за благополучия ближнего, которая <…> ищет не добра для себя, а зла для ближнего. Завистливый хотел бы видеть славного бесчестным, богатого — убогим, счастливого — несчастным. Вот цель зависти — видеть, как завидуемый из счастья впадает в бедствие».

Святитель Илья Минятий

Такое расположение человеческого сердца становится стартовой площадкой для самых страшных преступлений. А также бесчисленного множества больших и мелких пакостей, которые люди творят только ради того, чтобы другому человеку стало плохо или хотя бы перестало быть хорошо.

Но даже если и не вырвется этот зверь наружу в виде преступления или конкретного поступка, то разве легче от этого будет самому завистнику? Ведь, в конце концов, таким страшным мироощущением он просто преждевременно загонит в себя в могилу, но даже смерть не прекратит его страданий. Потому что после смерти зависть будет терзать его душу с еще большей силой, но уже без малейшей надежды на ее утоление.

3 Чревоугодие

«Чревоугодие разделяется на три вида: один вид побуждает принимать пищу раньше определенного часа; другой любит только пресыщаться, какой бы то ни было пищей; третий хочет лакомой пищи. Против этого христианин должен иметь троякую осторожность: ожидать определенного времени для принятия пищи; не пресыщаться; довольствоваться всякой самой скромной пищей».

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Чревоугодие — рабство собственному желудку. Оно может проявлять себя не только в безумном обжорстве за праздничным столом, но и в кулинарной разборчивости, в тонком различении оттенков вкуса, в предпочтении изысканных блюд простой пище. С точки зрения культуры между грубым обжорой и утонченным гурманом — пропасть. Но оба они — рабы своего пищевого поведения. И для того, и для другого еда перестала быть средством поддержания жизни тела, превратившись в вожделенную цель жизни души.

4 Блуд

«…сознание все более и более наполняется картинами сладострастия, грязными, жгучими и соблазнительными.

Сила и ядовитый чад этих образов, чарующих и позорных, таковы, что вытесняют из души все возвышенные мысли и желания, которые увлекали (молодого человека) раньше. Нередко бывает, что человек не в состоянии думать более ни о чем другом: им всецело владеет демон страсти. На каждую женщину он не может смотреть иначе, как на самку. Мысли одна другой грязнее ползут в его отуманенном мозгу, а в сердце одно желание — удовлетворить свою похоть. Это уже состояние животного или, вернее, хуже животного, потому что животные не доходят до того разврата, до которого доходит человек».

Священномученик Василий Кинешемский

Грех блуда включает в себя все проявления половой активности человека вопреки естественному способу их осуществления в браке. Беспорядочная половая жизнь, супружеские измены, всевозможные извращения — все это различные виды проявления блудной страсти в человеке. Но хотя это и телесная страсть, истоки ее лежат в сфере ума и воображения. Поэтому к блуду Церковь относит и непристойные мечтания, просмотр порнографических и эротических материалов, рассказ и слушание похабных анекдотов и шуток — все то, что способно возбудить в человеке фантазии на сексуальную тему, из которых потом вырастают и телесные грехи блуда.

5 Гнев

«Посмотри на гнев, какие знаки своего мучительства он оставляет. Смотри, что человек делает в гневе: как негодует и шумит, клянет и ругает сам себя, терзает и бьет, ударяет по голове и лицу своему, и весь трясется, как в лихорадке, словом, он похож на бесноватого. Если внешний вид его так неприятен, что же делается в его бедной душе? …Видишь какой страшный яд скрыт в душе, и как горько он мучит человека! Его жестокие и тлетворные проявления говорят о нем».

Святитель Тихон Задонский

Человек в гневе страшен. А между тем гнев — естественное свойство человеческой души, вложенное в нее Богом для отвержения всего греховного и неподобающего. Этот полезный гнев был извращен в человеке грехом и превратился в гнев на ближних людей порой по самым ничтожным поводам. Обиды другим людям, ругань, оскорбления, крики, драки, убийства — все это дела неправедного гнева.

6 Алчность (корыстолюбие)

«Корысть есть ненасытимое желание иметь, или искание и стяжание вещей под видом пользы, затем только, чтобы сказать об них: мои. Предметов этой страсти множество: дом со всеми его частями, поля, слуги, а главное — деньги, потому что ими можно всё доставать».

Святитель Феофан Затворник

Иногда считают, что этим духовным недугом могут страдать исключительно богатые люди, уже обладающие богатством и стремящиеся его преумножить. Однако и человек среднего достатка, и малоимущий, и совершенно нищий — все подвержены этой страсти, поскольку заключается она не в обладании вещами, материальными благами и богатством, а — в болезненном, непреодолимом желании ими обладать.

Примеры употребления слова икота в литературе.

Как я вас понимаю, — Акбар с интересом наблюдал за безуспешными попытками шефа разведки унять икоту.

Сразу за Павсанием завладеть вниманием — говорить такими созвучиями учат меня софисты — должен был, по словам Аристодема, Аристофан, но то ли от пресыщения, то ли от чего другого на него как раз напала икота, так что он не мог держать речь и вынужден был обратиться к ближайшему своему соседу Эриксимаху с такими словами: — Либо прекрати мою икоту, Эриксимах, либо говори вместо меня, пока я не перестану икать.

После плотной закуски в веселой боковушке начиналась икота, поэтому и приходилось обращаться к своему шоферу по-китайски: — И-ван!

Узнав командира бурского авангарда, Колвилл про-хрипел голосом, прерываемым предсмертной икотой: — Сорви-голова.

Чаще всего икота возникает в ответ на какое-то раздражение желудка, тогда сигнал по блуждающему нерву — вагусу идет в мозг, а от него по диафрагмальному нерву — френикусу направляется к диафрагме, вызывая ее сокращение — икоту.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Необходимо усердствовать в сохранении живота от всего сомнительного и запретного. Поистине, для поклоняющегося это имеет огромное значение, ибо этот орган является источником всяких бед и грехов. Он является основой, от которой зависят деяния остальных органов, зависит то, будет нафс сильным или слабым, будет он сохранён от грехов или последует за страстями. Посему тебе следует сохранять его в первую очередь от сомнительного и запретного, а затем и от излишнего, если даже это излишнее заработано разрешённым путём. Поступай так, если ты беспокоишься за своё поклонение!

Тебе следует остерегаться сомнительного и запретного по трём причинам:

1. Чтобы сохраниться от адского огня. Всевышний Аллах сказал:

Смысл: «Те, которые по несправедливости поедают имущество сирот, воистину заполняют своё чрево огнём, и они будут брошены в Ад, где будут гореть в его пламени». (Коран, 4:10)

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Каждое мясо, выросшее на запретном, достойно адского огня».

2. Всевышний Аллах прогоняет от Своей Милости и не оказывает помощь тому, кто поедает сомнительное и запретное, ибо осквернивший себя, грязный человек не достоин служения Аллаху.

Всевышний Аллах запретил осквернённому заходить в Его дома – мечети, а также прикасаться к Его Речи – Корану тому, кто не имеет ритуальной чистоты, т. е. малого омовения.

А каково же будет состояние человека, который совершает запретные деяния и употребляет еду, заработанную запретным или сомнительным путём?! Как такого человека позовут для почётного служения Всевышнему Аллаху, как он получит помощь для поминания и восхваления Аллаха?! Конечно, нет, такого не бывает!

Яхья бин Маа’з ар-Рази (да будет доволен им Аллах) сказал: «Поклонение – это сокровище из сокровищниц Всевышнего Аллаха. Ключом к этой сокровищнице является дуа, а зубцами этого ключа является использование дозволенного имущества. Если у ключа не будет зубцов – он не откроет дверь сокровищницы, а не открыв дверь, как дойти до поклонения, хранящегося в ней?»

3. Поистине, употребляющий сомнительное и запретное лишён помощи Аллаха для совершения благих деяний, и если даже он и совершит какое-либо деяние – оно будет отвергнуто, Всевышний не примет это у него. Поэтому он не получит от этих деяний никакой пользы, кроме утомления и потери времени.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Сколько есть совершающих ночное поклонение, но их доля от этого – только лишение сна, и сколько постящихся, которым нет ничего от их поста, кроме голода и жажды!»

От ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) передали: «Всевышний Аллах не принимает намаз у того, в животе которого есть запретное».

Что касается употребления больше того, в чём есть нужда, – то это беда для поклоняющихся и горе для тех, кто желает усердствовать в строгом следовании нормам религии.

Я размышлял об этом и обнаружил десять бед, которые являются следствием неумеренности в еде:

1. От переедания сердце черствеет, и его покидает свет познания Аллаха. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Не убивайте свои сердца чрезмерной едой и питьём, поистине сердце погибает, подобно тому, как погибают посевы от изобилия воды».

Один из праведных сказал, что желудок – это нечто наподобие кастрюли, кипящей под сердцем. Копоть и пар, поднимающиеся от неё, затуманивают и очерняют сердце».

2. Переедание является бедой для всех органов, ибо это призывает их к занятию лишним, тем, в чём нет необходимости, и к совершению грехов. Когда человек заполняет свой живот – его глазам хочется глядеть на запретное или лишнее, его ушам хочется слушать подобное, его языку хочется говорить подобное, а шахват тянет на исполнение своей нужды. И он, не удержавшись, попадает в запретное.

Но когда человек заставляет свой живот голодать – все остальные органы пребывают в спокойствии, они не тянутся к совершению того, что мы упомянули, и не желают этого.

Шейх Абу Джа’фар (да будет доволен им Аллах) говорил: «Поистине, живот – такой орган: когда он голоден – остальные органы сыты (т. е. они успокаиваются и не тянут тебя никуда), а когда он сыт – остальные органы чувствуют голод (т. е. они тянут тебя к совершению чего-либо лишнего или запретного)».

Вкратце говоря, деяния человека зависят от еды: если человек поест запретное – от него исходят запретные деяния, если поест излишнее – от него исходят поступки, в которых нет никакой нужды и пользы. Еда подобна семенам деяний: каковы семена – таковы и деяния, произрастающие от них.

3. От переедания ухудшается память и уменьшаются знания, ибо чревоугодие отдаляет проницательность. Поистине, правду сказал ад-Даранию (да будет доволен им Аллах): «Когда желаешь чего-то добиться из нужд этого или того миров – не ешь, пока это не исполнится, поистине еда уменьшает разум человека». Упомянутое является явным для тех, кто испытал это.

4. Неумеренность в еде уменьшает поклонение. От переедания человек пьёт много воды, появляется тяжесть в теле, его тянет ко сну и он не может совершать поклонение. Как бы он ни старался, от него не исходит ничего благого, кроме того, что будет лежать подобно мертвецу.

Передают, что однажды сатана, неся с собой разные яства, явился Пророку Яхъе (мир ему). «Что это ты несёшь?» – спросил его Пророк Яхъя (мир ему). «Это – страсти людей. Посредством этих страстей я охочусь на них», – ответил сатана. Пророк Яхъя (мир ему) спросил его: «Есть ли среди этих страстей моя доля?» «Нет, но всё-таки однажды ты поужинал досыта, и этим я добился, чтобы ты почувствовал тяжесть в своём теле при совершении намаза». Тогда Пророк Яхъя (мир ему) сказал: «Я клянусь, что больше никогда не поем досыта», на что сатана сказал: «А я больше никому про это не расскажу».

Это рассказ о человеке, который получил вред от того, что поел досыта за всю жизнь только однажды. А каково будет состояние того, кто ни разу за всю жизнь не голодал и вместе с этим надеется, что сможет совершать поклонение?!

Суфяну Саври (да будет доволен им Аллах) сказал: «Совершение поклонения – это ремесло. Место, где занимаются этим ремеслом, – это халват, а его орудие – голод».

5. Сытость отдаляет сладость поклонения. Абу Бакр ас-Сиддик (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я не поел досыта со дня принятия Ислама из-за сладости поклонения Аллаху и не пил воду до утоления жажды со дня принятия Ислама из-за жажды встречи с Аллахом».

Ад-Дарани (да будет доволен им Аллах) сказал: «Больше всего я чувствую сладость поклонения, когда живот мой прилипает к спине».

6. Есть опасность попасть в сомнительное и запретное, ибо зарабатывать дозволенное имущество тяжело. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, дозволенное не приходит к тебе кроме как в количестве, достаточном только для пропитания, а запретное приходит к тебе в большом количестве».

7. Это отвлекает сердце и тело: во-первых – зарабатывая, во-вторых – готовя еду, в-третьих – поедая её, в-четвёртых – умываясь и наводя чистоту на столе, в-пятых – очищая живот от остатков еды и совершая ритуальное омовение, в-шестых – очищаясь от болезней тела и души, которые выявились в результате переедания.

8. Беды, с которыми человек встречается на том свете, и тяжесть предсмертной агонии. В хадисах передано, что тяжесть смерти зависит от того, насколько человек наслаждался благами этого мира: чем больше человек наслаждался – тем тяжелее его состояние при смерти.

9. В этом есть уменьшение награды на том свете. Поистине, насколько ты наслаждался благами этого мира – настолько уменьшатся для тебя блага того света. Всевышний Аллах показал Пророку (мир ему и благословение) блага этого мира и сказал (смысл): «Я не уменьшу тебе блага того света». Это – особенность, которой Аллах одарил Пророка (мир ему и благословение), а остальным на том свете блага будут уменьшены по мере того, какими благами они наслаждались на этом свете, если только Всевышний Аллах не покроет их Своей особой милостью.

Передали, что Халид бин Валид (да будет доволен им Аллах) пригласил к себе в гости халифа Умара бин аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах). Когда Халид (да будет доволен им Аллах) приготовил еду для угощения, Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Это – наша еда, а что же получили мухаджиры, которые умерли, не наевшись досыта даже овсяным хлебом?» Халид (да будет доволен им Аллах) сказал: «Им будет Рай, о предводитель правоверных». «Если они обрели Рай, а нашей долей является эта мирская трапеза, – они очень сильно опередили нас», – сказал Умар (да будет доволен им Аллах).

10. Строгий отчёт на том свете и лишение благ Рая, упрёк со стороны Всевышнего Аллаха и позор перед людьми. Всё это – из-за стремления завладеть излишними благами и следования страстям нафса. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, дозволенное из этого мира – для отчёта на том свете, а запретное – для наказания, и его прелести являются преходящими».

Мы рассказали о десяти бедах, которые постигают человека из-за чревоугодничества, и в этом есть достаточное назидание для разумного человека. Поэтому ты прояви большую предосторожность в деле пропитания, дабы не попасть в запретное или сомнительное, ибо это навлечёт на тебя суровое наказание Всевышнего Аллаха. А из разрешённого тебе следует ограничиться самым необходимым, чтобы ты мог совершать поклонение Аллаху. Если ты сможешь удержать свой нафс таким образом – сохранишься от всего плохого, отчёт Судного дня тебе будет лёгким, и ты не будешь лишён райских благ.

Если кто-то спросит: «Что касается запретного и сомнительного, тут всё понятно – от этого следует отдаляться; а теперь разъясните нам, в какой мере следует отказываться от дозволенных благ этого мира, чтобы отчёт за них в День Суда не был долгим и строгим и чтобы не лишиться Райских благ», – то мы скажем ему: знай, что дозволенное имущество в общем делится на три вида. Перечислим их

Первый: когда раб Творца зарабатывает имущество для того, чтобы возгордиться над бедняками, ради преумножения его, чтобы показывать своё состояние и гордиться перед людьми. Зарабатывать и использовать имущество с таким намерением согласно Шариату является порицательным деянием. Тот, кто поступает таким образом, удостоится в Судный день строгого отчёта, позора и лишения райских благ. Это является грехом, который приведёт человека к адскому наказанию, как об этом сказал Всевышний Аллах:

Смысл: «Знайте, что воистину мирская жизнь – это игра и пустая забава, украшение и хвастовство друг перед другом детьми и имуществом. Это подобно обильному дождю, предвещающему хороший урожай и приводящему в восторг земледельцев. Но затем растения увядают, и ты видишь, как они желтеют и обращаются в труху, которую уносит ветер. В будущей жизни таких людей ждёт мучительное наказание». (Коран, 57:20)

Пророк (мир ему и благословение) сказал об этом так: «Кто стремится приобрести мирское имущество дозволенным путём, но для того, чтобы гордиться им, для людской похвалы и показухи, чтобы копить его и стать богачом, – тот встретится с Всевышним Аллахом, и Аллах будет гневаться на него». Эта угроза – из-за плохого намерения, которое кроется в его сердце.

Второй: стремление раба к приобретению мирских благ для использования их в потакании своим страстям. Это также является порицательным деянием, из-за чего в Судный день человеку будет строгий отчёт, и его задержат, в то время как остальные опередят его и, зайдя в Рай, будут наслаждаться его благами. Всевышний Аллах сказал об этом:

ثُمَّ لَتُسْأَلُنَّ يَوْمَئِذٍ عَنِ النَّعِيمِ

Смысл: «Затем, в Судный день вы непременно будете отчитаны за все блага, которые были вам даны в мирской жизни». (Коран, 102:8)

Пророк (мир ему и благословение) также сказал: «Дозволенное из этого мира – для отчёта в Судный день, а запретное – для наказания».

Третий: приобретение имущества лишь в количестве, которого достаточно, чтобы заняться поклонением Всевышнему Аллаху. Это является похвальным качеством раба, за стремление заработать такое имущество ему не будет отчёта и наказания, наоборот, его ждут похвала и награда от Всевышнего Аллаха, ибо в Коране сказано:

أُولَـئِكَ لَهُمْ نَصِيبٌ مِّمَّا كَسَبُواْ

Смысл: «Те, которые совершали благие деяния на этом свете, – им награда за их деяния». (Коран, 2:202)

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Тот, кто приобретает мирские блага дозволенным путём, чтобы сохранить себя от прошения у людей, помогать соседям и содержать свою семью, – будет воскрешён в Судный день с сияющим красивым лицом, подобным луне в ночь полнолуния».

Это – за то, что раб имеет благое намерение, т. е. желает довольства Всевышнего Аллаха, когда зарабатывает имущество. Дело обстоит так, знай это!

Ты приложи все усилия, о тот, который вступил на путь Всевышнего Аллаха, для преодоления этой самой большой и трудной преграды. Воистину, эта преграда является самой труднопреодолимой. Для её преодоления необходимо приложить наибольшие усилия, и именно здесь встречаются больше бед и смут. Воистину, все те, которые сбились с пути Аллаха и погибли по этой причине, заблудились именно из-за этих четырёх: мирских благ, людей, нафса и сатаны!

А теперь разъясним самое важное! Знай – поклонение имеет две стороны: первая – это следование повелениям Всевышнего Аллаха, вторая – отдаление от грехов, и это является богобоязненностью. Вторая сторона поклонения, т. е. сохранения себя от совершения грехов, является более ценной, лучшей и полезной для раба, чем первая сторона, т. е. совершение благих деяний. Поэтому те, кто находятся в начале своего пути приближения к Аллаху, уделяют внимание разным видам поклонения: они заняты бодрствованием ночами, совершением дополнительных молитв и соблюдением постов. А те, которые прошли этот путь, занимают высокие степени и имеют истинное понимание религии, заняты второй стороной, т. е. они усердствуют в сохранении сердца от склонения к чему-либо, кроме Всевышнего Аллаха, сохраняют свои глаза, уста, слух и т. д. от всего лишнего и бесполезного.

В этом смысле один из святых праведников обратился к Пророку Юнусу (мир ему): «О Юнус, среди людей есть те, которым Аллах внушил любовь к совершению намазов, что является опорой религии. Из всех видов поклонения они отдали предпочтение этому и со смирением и мольбами усердствуют в совершении намазов, но это не приносит им пользы. Есть другие люди, которым Аллах внушил любовь к соблюдению постов. Они отдали предпочтение этому, но им это не приносит пользы. Есть люди, которым Аллах внушил любовь к выплате милостыни, они занялись этим, но это не приносит им пользы. О Юнус (мир ему), я растолкую тебе суть этих деяний: пусть твоим намазом будет проявление терпения при встрече с трудностями и покорность предопределению Аллаха, пусть постом твоим будет отдаление от совершения всего плохого, а милостыней твоей пусть будет отказ от нанесения вреда другому человеку. Воистину, ты не сможешь отдать лучшей милостыни и соблюдать лучшего поста, чем это».

Если ты сможешь соблюдать обе стороны поклонения, т. е. совершение благих деяний и отдаление от грехов, – ты достигнешь совершенства, будешь спасён, дойдёшь до своей цели и обретёшь великий успех. Но если ты из двух сторон сможешь сохранить только одну – пусть это будет отдаление от грехов. Тогда, если ты и не приобретёшь многого, то хотя бы сохранишь себя от гибели, а иначе ты потеряешь обе стороны. Твоё ночное бдение, посты и трудность, которую ты перенёс при этом, не принесёт тебе никакой пользы, ибо самодовольство или одно плохое слово может превратить в прах всё поклонение.

То, что мы здесь рассказали, подобно тому, что больному человеку, во-первых, следует принимать лекарства, а во-вторых, соблюдать диету. Если больной будет соблюдать эти оба предписания врача – болезнь его покинет и он станет здоровым человеком. Но если он из двух предписаний может выполнить только одно, то ему лучше отдать предпочтение соблюдению диеты, ибо лекарства не приносят пользы без соблюдения диеты, а соблюдая диету можно вылечиться, даже не принимая лекарства.

Из сказанного ты узнал, что богобоязненность, т. е. следование повелениям Аллаха и отдаление от Его запретов, является бесценной жемчужиной религии, её основой и сутью, а её обладатели занимают самую высокую степень среди поклоняющихся. Поэтому следует приложить максимум усилий для того, чтобы подняться на эту высокую ступень богобоязненности, и да поможет Всевышний Аллах! Амин! Нет силы оставить плохое и нет мощи совершить благое, кроме как с помощью Аллаха.

Материал подготовлен по книге имама Аль-Газали «Минхаджуль-абидин»

Суфий, большой учёный, умер в 258 г. х.

Здесь – половое влечение.

Уединённое место.

Имеется в виду дополнительные сунна-намазы и посты.

«Эхо чревоугодия»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *