О необходимости ввести обязательный ЕГЭ по истории чиновники говорят не первый год. Впервые идею ввести обязательный экзамен по истории министр просвещения Ольга Васильева озвучила ещё в 2017 году, а в 2018 она вдруг заявила, что надо не только обязательный ЕГЭ по истории сделать, но и вообще увеличить количество обязательных ЕГЭ: «Я считаю, что это настолько мало, что даже неприлично об этом говорить. Потому что нет ни одной страны мира, ни одной, это я заявляю совершенно с полной ответственностью, которая не сдавала бы математику, родной язык, родную историю и иностранный язык и дальше <…> по выбору». На вопрос о сроках окончательного принятия решения она отвечала тогда уклончиво: «Это все обсуждается. Просто, видите, у нас английский с историей совпадает. Английский будет введен в 2022 году, если мы еще наложим одно на другое, то страна напряжётся. ЕГЭ по истории будут сдавать — это очевидно, вопрос временной. Вопрос когда». Руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов тоже неоднократно отвечал на вопросы, связанные с расширением списка обязательных ЕГЭ, в том числе он комментировал сроки введения обязательного ЕГЭ по истории: «Каких-то дополнительных изменений в ближайшее время вводить мы не будем. Что наверняка будет в ближайшее время – это возможность сдачи ЕГЭ по информатике на компьютере. У нас уже разработана такая технология, мы ее долгое время апробировали, и я думаю, что со следующего года мы готовы предложить ее для ЕГЭ». И вот вчера РИА Новости со ссылкой на министра просвещения Васильеву опубликовал сенсационную новость о том, что обязательный ЕГЭ по истории может быть введен в нескольких регионах уже в 2022 году: «Думаю, что в 2022 году мы сможем уже говорить о «пилотах» по истории». Как говорил непревзойдённый В.С. Черномырдин: «Никогда такого не было, и вот опять!» Значит, Ольгу Васильеву в 2019 году уже не так сильно беспокоит проблема, что «страна напряжётся» (см. цитату выше). Как мы видим, вопрос по-прежнему лоббируется, и новые экзамены уже не за горами.20 ноября 2019 года руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов тоже сформулировал отношение к введению ЕГЭ по истории в интервью «Известиям»: «Мы предложили проводить всероссийские проверочные работы (ВПР) по истории в 11 классе. Почему говорится о необходимости введения обязательного ЕГЭ по истории, географии, физике? Причина — повышение мотивации к изучению данного предмета. Экзамен является определенным внешним мотиватором, недаром есть поговорка «От сессии до сессии живут студенты весело»». Уловили тенденции и тренды? Тогда давайте подведём итоги.

Какую историю сдают на ЕГЭ?

Ученики тоже задаются вопросом, какую же историю учить в первую очередь? С одной стороны, в экзамен в основном входят вопросы по истории России. Но с другой, имеются и вопросы по мировой истории. Предсказать, что нужно знать, чтобы на ЕГЭ сдать историю помимо российских событий, невозможно. Это может касаться любого времени.

Если говорить о России, то для подготовки к сдаче ЕГЭ следует полностью углубиться в изучение истории России, начиная с Древней Руси. Вопросы будут касаться политической и военной истории, истории науки и искусства, а также определенной личности.

Чтобы хорошо сдать экзамен по истории по мировым событиям, необходимо исследовать основные факты, события и личности с древних времен и далее.

Одним словом, исторические события касаются как России, так и мира. Эпоха любого государства и периода тесно сплетается с другими странами.

Как хорошо сдать ЕГЭ по истории?

Существует несколько советов, которые помогут хорошо подготовиться к сдаче экзамена по истории:

  1. Во-первых, это однозначно, при подготовке ученик должен прочитать учебник по истории, а также приобрести вспомогательные книги для подготовки к ЕГЭ, где указана основная информация и предоставлены разные варианты тестов.
  2. Ученик должен все изучать по порядку, составить список дат, событий и известных лиц. Лучше всего изучать данную информацию, по возможности, с помощью ассоциаций – так будет легче все запомнить.
  3. Тренировка в написании сочинений также очень важна. Будущий выпускник обязан уметь правильно излагать свои мысли.
  4. Ученику поможет составление для себя небольших характеристик на каждого русского руководителя. Это очень пригодится в некоторых вопросах на экзамене.
  5. Необходимо научиться работать с географическими картами, вдумчиво изучать их.
  6. Нужно также проанализировать основные факты в живописи и архитектуре.
  7. Можно немного отвлечься от чтения учебников и послушать аудиолекции по истории или посмотреть исторические фильмы.
  8. На экзамене не приветствуется много «воды» в ответах. Все должно быть лаконично и по фактам.
  9. Ну и конечно же посещение курсов или репетитора поможет быстрее подготовиться к сдаче экзамена.

О том, как хорошо сдать ЕГЭ по истории с точки зрения запоминания цифр и фактов говорят чаще всего. Но следует запомнить, что к экзамену необходимо настроиться и морально, избавиться от паники, которая только навредит.

Даже со знанием предмета из-за страха можно совершить ошибки. Чтобы успешно сдать ЕГЭ по истории, нужно справиться со стрессом и работать с «трезвой» головой, тогда возможно получить очень хорошие результаты.

Подготовка к ЕГЭ

  • Пройдите тесты ЕГЭ онлайн бесплатно без регистрации и СМС. Представленные тесты по своей сложности и структуре идентичны реальным экзаменам, проводившимся в соответствующие годы.

  • Скачайте демонстрационные варианты ЕГЭ по истории, которые позволят лучше подготовиться к экзамену и легче его сдать. Все предложенные тесты разработаны и одобрены для подготовки к ЕГЭ Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ). В этом же ФИПИ разрабатываются все официальные варианты ЕГЭ.

Задания, которые вы увидите, скорее всего, не встретятся на экзамене, но будут задания, аналогичные демонстрационным, по той же тематике.

Какие сложности возможны

При этом она выразила опасение о том, что в существующей форме «экзамен трудно будет сдать всем выпускникам школы», так как «ЕГЭ по истории содержит открытые вопросы», а многие ученики, по ее словам, «с трудом формулируют свои мысли». Развивая тезис, педагог назвала причины этого явления: «Устный компонент из школьного образования вытесняется тестовым компонентом, как менее энергозатратным для учителей и учащихся. Так, ответы, оформленные в виде тестов, проще проверять и списывать».

Она убеждена, что «устный компонент как навык речевого общения чрезвычайно необходим при социализации детей: в возможности проявить себя, стать более успешными в жизни».

Схожую позицию высказала и Ирина Грибан. Она подчеркнула, что гуманитарные предметы сложно проверять посредством тестовых заданий и ключей: «Было бы неплохо, если бы экзамен по истории включал в себя устную часть. В историческом сочинении, которое пишут школьники, дети представляют ответ, который должен соответствовать определенным ключам, но зачастую принятую терминологию заменяют своими словами. Некоторые педагоги при проверке работ не учитывают человеческий фактор, в итоге не находят полного соответствия слово в слово и засчитывают ответ как неверный, и, если бы это был устный ответ, вероятно, разногласий и третьих проверок удалось бы избежать».

«Когда школы перейдут на новую линейку учебников, разработанную в соответствии с введенным в 2013 году историко-культурным стандартом и у учителей сложится понимание того, что существует единый подход к трактовке истории, тогда можно будет говорить о введении общего экзамена по истории», — полагает Грибан. «Проблема в том, что переход на новые учебники потребует времени, еще около пяти лет школы могут использовать те учебные пособия, которые были закуплены ранее», — отметила она.

Ольга Кучер обратила внимание на сложность, с которой столкнутся старшеклассники Крыма и Севастополя: «В старших классах повторяют первый концентр (6-9 класс) за весь курс истории России и всемирной истории. Крымчанам и севастопольцам вместо повторения придется изучать часть материала заново, так как до 2014 года использовались учебники с другими трактовками событий. Это даст дополнительную нагрузку». Ковалев полагает, что увеличение внимания к истории может сказаться на качестве подготовки по другим предметам.

Достаточно ли историков?

Даудов заметил, что на состоявшемся недавно заседании учебно-методического объединения преподавателей истории министр образования и науки Ольга Васильева предложила увеличить на 25% набор на исторические факультеты. «В вузах страны доля исторического образования заметно снизилась в постсоветское время. Даже предложенное увеличение не сможет компенсировать понесенные потери», — считает директор Института истории СПбГУ. Даудов при этом отметил, что в МГУ и СПбГУ заметного снижения набора не произошло в силу особого значения этих вузов для страны и уровня подготовки в них.

В Институте истории СПбГУ набор составляет 128 человек на бюджет и еще 40-50 человек на внебюджетной основе. Магомаев отметил, что и в Чеченском государственном университете набор в 50 человек сохранился с советских времен, хотя заметно снизился конкурс, достигавший прежде 10-12 человек на место. «С введением ЕГЭ конкурс упал до 4-5-6 человек, а сейчас еще ниже», — сказал он.

Даудов отметил, что, по его сведениям, в ряде вузов падение набора произошло в разы. Например, в Башкортостане со 120 до 14 человек на бюджетную основу, а в большинстве вузов в субъектах Российской Федерации на истфаки набирают от 8 до 28 человек в год.

Он уточнил, что около 70% выпускников Института истории СПбГУ работают по специальности — идут в музеи, архивы, школы. По его наблюдениям, наиболее востребованы выпускники именно в школах. Эксперт высказал мнение, что историческое образование «приносит дополнительные конкурентные преимущества всем, кто работает в гуманитарной сфере — журналистам, юристам», так как дает хорошее представление об историческом процессе и законах развития общества. Магомаев согласился с ним, заметив, что в советское время на истфак шли те, кто хотел связать свою жизнь с партийной или комсомольской работой, армией и правоохранительными органами.

Даудов заметил, что поступление ни истфак исключительно по ЕГЭ не совсем удовлетворяет пожеланиям преподавателей. «Мы бы хотели получить студентов, которые не только знают основные исторические даты, но обладающих лекторскими способностями, умением анализировать и проводить параллели с современностью, эрудированных, умеющих широко мыслить и отстаивать свои позиции. Только по ЕГЭ выявлять таких абитуриентов трудно», — сказал он.

Рособрнадзор и Федеральный институт педагогических измерений, разрабатывающий контрольные измерительные материалы для участников ЕГЭ, подготовили новую серию публикаций, рассказывающих выпускникам о том, что их ждёт на экзаменах.
Что представляет из себя экзаменационная работа по тому или иному предмету? Какие задания могут встретиться участникам ЕГЭ? На что нужно обратить внимание, готовясь к экзамену? Как избежать обидных ошибок и на чем сосредоточиться, выполняя экзаменационную работу? Открывает серию публикаций о ЕГЭ-2018 рассказ о предмете по выбору – истории.
Единый государственный экзамен по истории является экзаменом по выбору. Он необходим для поступления в вузы на такие специальности и направления подготовки, как «История», «Политология», «Международные отношения», «Туризм», «Искусства и гуманитарные науки», «История искусств», «Социальная работа», «Организация работы с молодежью», «Религиоведение», «Теология», «Регионоведение России» и другие.
Минимальный балл ЕГЭ по истории, ниже которого вузы не могут устанавливать проходной порог для абитуриентов, составляет 32 тестовых балла. На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Дополнительные материалы для сдачи экзамена приносить с собой не разрешается.
Каждый вариант экзаменационной работы по истории состоит из двух частей и включает в себя 25 заданий, различающихся формой и уровнем сложности. Структура и содержание экзаменационной работы 2018 года не претерпели изменений по сравнению с моделью 2017 года.
Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом, который может представлять собой последовательность цифр, записанных без пробелов и других разделителей, слово, словосочетание (также записывается без пробелов и других разделителей).
Часть 2 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом. Ответы на эти задания даются в свободной форме в соответствии с требованиями заданий. В этой части представлены задания, связанные с анализом исторического источника, какой-либо исторической проблемы, ситуации, задание на аргументацию приведённой точки зрения по какой-либо исторической проблеме, а также задание, предполагающее написание исторического сочинения.
В экзаменационной работе проверяются знания по курсу истории России, а также по курсу истории зарубежных стран с древнейших времён до настоящего времени. Все события из курса истории зарубежных стран, знание которых может быть проверено в ЕГЭ по истории, перечислены в приложении к Кодификатору элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций, размещенному на сайте ФИПИ. Знание истории зарубежных стран проверяется только в двух заданиях – 1 и 11.
В экзаменационной работе вам встретятся задания на проверку знания хронологии, исторической терминологии, исторических фактов (событий, процессов и явлений), исторических персоналий, фактов истории культуры. Также в заданиях проверяется умение анализировать текстовые исторические источники, исторические ситуации, работать с исторической картой (схемой), иллюстративным материалом, информацией, представленной в виде таблицы, аргументировать точку зрения по какой-либо исторической проблеме.
Задание 25, историческое сочинение, имеет комплексных характер: оно проверяет целый ряд умений, среди которых умение устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями, явлениями и процессами, характеризовать роль личности в исторических событиях, составлять последовательный связный текст на исторические темы и другие.
В процессе написания экзаменационной работы постарайтесь выполнить все задания, в том числе и задания с развёрнутым ответом части 2. Зачастую выпускники, которые не очень уверены в собственных силах, отказываются от выполнения заданий с развёрнутым ответом. Однако эти задания могут принести дополнительные баллы даже не очень хорошо подготовленным участникам ЕГЭ. Задание 21 из части 2, в котором требуется выписать из текста информацию, представленную в нем в явном виде, согласно статистике, является самым простым в экзаменационной работе. Кроме того, достаточно легко набрать два первичных балла за историческое сочинение: нужно выбрать один из трёх периодов истории, представленных в задании, и указать любые два события, явления или процесса, относящиеся к данному периоду.
Выпускникам, претендующим на высокий балл, следует особое внимание обратить на подготовку к выполнению заданий на работу с исторической картой и иллюстративным материалом. Исключительно важно правильно провести атрибуцию карты (установить, к какому периоду истории она относится, и какие события на ней изображены). Необходимо научиться работать с легендой карты. Нужно также помнить, что карта содержит значительное количество информации и, например, при выполнении задания 16, в котором требуется определить три правильных суждения из шести представленных, верность/неверность некоторых из этих суждений можно установить только по информации, представленной на карте.
При выполнении заданий на анализ иллюстративного материала (18 и 19) необходимо тщательно изучить представленные изображения. Задание 18 всегда подразумевает рассмотрение всех деталей изображения (карикатуры, почтовой марки, монеты, плаката и т.п.), так как они могут пригодиться при определении верности/неверности приведенных суждений. В задании 19 надо выбрать два из четырех изображений по названному признаку, что, чаще всего требует узнавания памятников культуры по определенным элементам изображения.
При выполнении задания 24 на аргументацию, которое, согласно статистике, является наиболее трудным в экзаменационной работе, необходимо помнить, что аргументы должны быть полными. Полный аргумент всегда включает исторический факт (или имеет очевидную опору на исторический факт) и пояснение, которое связывает этот факт с аргументируемой точкой зрения. Это пояснение должно содержать информацию о том, почему с помощью данного факта можно подтвердить или опровергнуть данную в задании точку зрения.
При написании исторического сочинения нужно стараться максимально точно выполнить требования, указанные в задании. Например, характеристика роли личности, согласно требованиям задания, состоит в указании конкретного действия личности, в значительной степени повлиявшего на ход или результат указанных в сочинении событий, процессов или явлений. Это означает, что если выпускник при характеристике роли личности укажет процесс (например, командование армией), а не конкретное действие, то такая характеристика не будет принята. Оценку событий выбранного периода надо указывать именно с точки зрения их влияния на дальнейшую историю России. Это означает, что обобщающие положения (например, «в данный период (1928 – 1941 гг.) было построено много новых фабрик и заводов») приняты критериям оценивания не будут, а будут приняты только те, которые отражают влияние на последующие эпохи (например, «в данный период (1928 – 1941 гг.) был создан оборонно-промышленный комплекс, что стало одним из факторов победы СССР в Великой Отечественной войне»).
При написании исторического сочинения важно не допускать фактических ошибок. Для этого, во-первых, не следует указывать факты, годы, термины, причинно-следственные связи и т.п., в знании которых вы сомневаетесь. Во-вторых, необходимо внимательно следить за формулировками, которые вы используете при написании сочинения. Некоторые некорректно составленные формулировки могут содержать фактические ошибки. Например, формулировка «А.А. Жданов раскритиковал стихи Ахматовой и Зощенко» содержит фактическую ошибку.
Успешная подготовка к сдаче Единого государственного экзамена по истории невозможна без усвоения знаний по истории: фактов, событий, явлений, исторических личностей, важнейших причинно-следственных связей. Необходимо учесть, что на эффективность запоминания материала огромное влияние оказывает наличие у выпускника интереса к изучению истории. Если выпускнику интересна история, то, несомненно, он сможет подготовиться к экзамену более успешно, чем тот выпускник, который учит предмет исключительно ради поступления в вуз. Хорошо сдаст экзамен тот, кто любит историю и учит ее!
Желаем успеха на экзамене!
→ Запись передачи «О ЕГЭ предметно» с заместителем руководителя Федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ и ОГЭ по истории Игорем Артасовым.

Оценивание ЕГЭ

Уже появилось распоряжение Рособрнадзора, которое официально закрепило соответствие первичных и тестовых балов по всем предметам на 2019 год.

Согласно распоряжению, чтобы сдать ЕГЭ по истории хотя бы на тройку, необходимо набрать 9 первичных баллов. Чтобы их набрать, достаточно правильно выполнить первые 6 заданий или написать хорошее сочинение (№ 25), которое при удовлетворении всем критериям даст 11 баллов. На пятерку нужно набрать 39-55 первичных баллов.

Оценка нагляднее, если перевести ее из стобалльной системы в пятибалльную. Здесь вы можете соотнести тестовые баллы с оценкой по пятибалльной системе.

ЕГЭ по истории 2019

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *