Статья расскажет вам о том, какие правила существуют в церкви и как правильно вести себя в храме.

Как сходить в церковь первый раз, как вести себя при входе?

Церковь – мир особый, где существуют свои правила и порядки. Именно поэтому, люди посещающие церковь и храм, должны придерживаться строгих норм поведения. Это пугает тех, кто ранее не посещал церковь или посещал редко. Тем не менее, ходить в нее нужно и потому следует ознакомиться с основными нюансами православного храма, будь то предпраздничные или обычные дни.

ВАЖНО: Если вы посещаете храм Божий в праздничное время, вам следует знать, что по такому случаю в церковь следует приходить намного раньше, чем начинается служба. Время службы, как правило, пишется на дверях церкви, чтобы каждый знал.

Мужчина и женщина должны посещать в чистой и опрятной одежде. Она не должна быть дорогой и изысканной, но ее аккуратность – это знак уважения Господу и Его дому (церковь, храм).
Мужчине следует одеть рубаху и брюки, что могли бы закрывать его руки и ноги (желательно).
Поэтому откажитесь от футболок с коротким рукавом, маек и шорт.
Так же в церковь не следует надевать одежду слишком яркую или с вызывающими яркими рисунками, надписями, дырами, разрезами.

  • Покрывать голову мужчине не стоит, наоборот, нужно снять любую панаму, кепку, шапку или шляпу.

Женщинам в церковь следует надевать скромную одежду, которая закрыла бы фигуру и не обтягивала ее. Обязательно следует скрыть грудь и плечи, закрыть длинной юбкой ноги (самая короткая юбка должна быть не выше колен).

  • Самое главное, что нужно надеть женщинам – платок на голову.

Дело в том, что покрытая женская голова в храме – знак уважения Господу, ведь он хозяин своего дома и потому, входя в церковь, нужно повиноваться его правилам.

ВАЖНО: Женщинам нельзя посещать церковь в период менструации и в то время, когда после родов еще выделяется кровь. Подобное нарушение покажет ваше неуважение Господу и осквернит церковь.

Перед тем как вы подойдете к храму, вам следует:

  • Стать перед его главным входом, посмотреть на крест (он должен располагаться на дверях или вратах) и перекреститься три раза, каждый раз кланяясь.

Это своеобразное приветствие с Господом и знак того, что вы православный человек.

  • После того, как вы одолеете входные двери, вы не сразу попадаете в церковь, а в притвор – особое место в виде небольшого коридора. Тут следует еще раз перекреститься трижды и только потом зайти в сам церковный зал.

О правилах поведения

Где лучше стоять в церкви?

Значение православного человека – прославлять Господа. Именно поэтому он ходит в церковь и в молитвенном общении рассказывает Богу о своих проблемах, успехах, сомнениях и страхах, чтобы найти единственно важное решение и помощь.
Если вы пришли в храм заранее (минут за 15 до начала службы) вам следует поставить свечи или написать специальные записки для богослужения.

Занять в церкви можно абсолютно любое удобное место, которое вам нравится в зале. Существует только одно главное правило для соблюдения (оно соблюдается не всегда и не везде) – во время службы женщинам следует стать слева, а мужчинам – справа.
Если вы обнаруживаете достаточное количество свободного места в зале, важно не стать там, где есть главный проход.

ВАЖНО: Помните, занятое вами место, должно быть только вашим до конца службы. Ходить по церкви, менять свое место — нельзя. Так же нельзя громко приветствовать знакомых и близких, разговаривать с ними, отвлекать других присутствующих от молитв.

Занять в храме так же можно и сидячее место. В церкви всегда есть специальные лавочки, но нужны они лишь для тех, кто не может по состоянию здоровья или плохому самочувствию стоять долгое время (больные люди, люди с отсутствующими или поврежденными нижними конечностями, маленькие дети и возрастные люди). Сидеть на лавах следует скромно, не расставляя и не закидывая ноги.

В любом случае старайтесь вести себя в церкви сдержанно, не засовывая в карманы руки, на кладя их за спину и не складывая на груди.

Стоять в храме нужно потому, что таким образом вы предстаете перед Богом, открывая свое сердце и душу. Так же можно считать, что вертикальное положение тела, возвышает человеческое предназначение.

Где стоять в церкви?

Как вести себя в церкви и храме на службе, что делать, как креститься?

Как уже говорилось, если в церкви проходит служение, приходит в храм следует заранее. Любой православный праздник или важный день (как, к примеру, воскресенье) требует от православного человека опрятности и аккуратности. Следует подобрать скромную, но красивую одежду: чистую, выглаженную, светлую. Так же следует причесаться и умыться. Женщинам не следует накладывать густой слой косметики, откажитесь от нее вовсе или используйте совсем в минимальных количествах.

Скромная одежда требует скромного поведения. Будьте так же приветливы, радостны и счастливы от посещения церкви.

Креститься следует перед входом в церковь, в притворе и перед образами.

  • Если вы на службе, слушайте молитвы и смотрите за священнослужителями. Креститесь каждый раз, когда кто-то из них начинает креститься, даже если вы не можете четко разобрать слов.

ВАЖНО: Православный человек всегда креститься, складывая все пальцы правой руки в горсть. Коснитесь пальцами лба, затем живота и только потом правого и левого плеча. Таким образом вы «рисуете» на себе крест Господа, благословляя и очищая себя.

Как креститься?

Как вести себя в церкви и храме на исповеди?

Исповедь – особое церковное таинство, во время которого православный человек старается «открыть свое сердце и душу» перед священнослужителем и попросить прощения у Господа за свои грехи. Люди, которые ни разу не исповедовались перед Богом, всегда волнуются от незнания того, как себя нужно вести, что говорить и какие задавать вопросы.

Многие служители церкви называют это таинство «второе крещение», ведь во время покаяния душа человека очищается.

«Очищать душу» следует тогда, когда вы чувствуете к этому желание. Человеческое естество считается слабым и из-за немощи, люди совершают грехи даже после покаяния, что отдаляет их от Бога.

Покаяние и исповедь – это необходимость для спасения человеческой души. Важно усвоить для себя, что только искреннее признание грехов, позволит вам избавиться от них, скинув с души «камень». Рассказывая о своей жизни батюшке, вспоминайте все с малых лет.

Известно, что только те люди, что признаются во всех своих согрешениях, могут попасть в Рай.

  • В то время как каетесь, не бойтесь казаться смешными, потерянными и ни в коем случае не стыдитесь своих слов.
  • Если вы кого-то обижали, обязательно попросите у этих людей прощения до или после исповеди. Простите и своих обидчиков.

Исповедоваться лучше вечером, чтобы на утреннем служении не чувствовать тягость своих грехов.
Если вы идете на покаяние первый раз, предупредите об этом священнослужителя, чтобы тот направил вас и не дал вам расстроиться в важный момент.

Как исповедоваться?

Как вести себя в церкви и храме на отпевании?

Отпевание – обязательная процедура для православного человека, которая производится только священнослужителем. Делается это дома или в церкви (по желанию и возможностям семьи). Смысл отпевания заключается в том, что батюшка читает молитвы (которые так же мелодичны, как и песни), зажигает специальную лампу, которая излучает дым. Это все нужно лишь для того, чтобы очистить душу перед тем, как она покинет тело и улетит на небеса к Богу.

Те, кто сталкивается с отпеванием впервые, часто чувствуют себя неловко. Бояться этого процесса не стоит, ведь отпевание – хорошая процессия, облегчающая страдания души.

  • В то время, как священнослужитель читает молебные слова, старайтесь внимательно их слушать и понимать. Родным принято стоять вокруг гроба с усопшим и держать в руках зажженную поминальную свечу.

ВАЖНО: Если вы не относите себя к православным, имеете другую веры или просто убеждены в том, что его не существует, просто стойте на процессии, не привлекая к себе внимания ни поведением, ни словами, ни лицом. Ваше спокойное поведение – дань уважения всем присутствующим, кто потерял близкого человека.

Как вести себя в церкви и храме на соборовании?

Соборование — это особое таинство, имеющее важное значение для верующих людей. Цель данной процессии – исцеление от любых недугов и душевных травм. В чем-то это таинство можно сравнить с исповедованием батюшке, ведь оно так же отпускает человеку его грехи. Но в отличие от покаяния, соборование проводят несколько священников.

Соборование может проходить в храме или же на дому (в том случае, если прихожане не имеют возможности из-за болезни добраться в церковь).

Соборование – это не отпевание души и не последние мольбы умирающего человека.
Да, очень часто его проводят, как последнюю надежду выздороветь. Тем не менее, соборование призвано дарить верующему силы и надежду в будущее.

Ритуал, проводящийся в храме, имеет три основные части:

  • Молитвенное пение
  • Освящение
  • Помазание

ВАЖНО: Сначала вся церковь должна молиться и креститься. После этого каждый верующий причащается, ставит семь свечей и батюшка готовится к освящению. Только потом происходит помазание соборующихся.

Соборование

Как вести себя в церкви и храме на литургии?

Литургия – процессия, во время которой происходит общение верующего со Святым Духом. Во время литургии происходит множество песнопений и чтение молитв. Данный ритуал отличается своей важностью для церкви и длительностью, во время которой следует долго стоять, много молиться и креститься.

Кроме всего, приходя на литургию, вам следует обязательно надеть скромную и чистую одежду, как дань уважения Господу. Во время процессии следует читать вслух множество молитв, к примеру «символ веры», если вы их не знаете наизусть – возьмите с собой молитвослов.

Великая ектения

Диакон: Миром Господу помолимся.

Хор: Господи помилуй. (На каждое прошение.)

О Свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся.

О мире всего мира, благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех, Господу помолимся.

О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь, Господу помолимся.

О великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе (имярек), и о Господине нашем, Преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе, или: епископе) (имярек), честнем пресвитерстве, вo Христе диаконстве, о всем причте и людех, Господу помолимся.

О Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, Господу помолимся.

О граде сем , всяком граде, стране и верою живущих в них, Господу помолимся.

О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных, Господу помолимся.

О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их. Господу помолимся.

О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся.

Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Хор: Тебе, Господи.

Иерей: Яко подобает Тебе всякая слава честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Антифоны изобразительные

Многолетие

Хор: Великаго Господина и Отца нашего (имярек), Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и Господина нашего Прсосвященнейшаго (имя) митрополита (или: архиепископа, или: епископа) (епархиальный титул его), братию святаго храма сего и вся православныя христианы, Господи, сохрани их на многая лета.

Как вести себя в церкви и храме на панихиде?

Панихида (чтение молитв по усопшим) проводится после литургии. Отдавать записки с именами для молитвенного поминания следует еще до начала литургии.

  • На панихиде ни в коем случае нельзя шуметь и с кем-то громко разговаривать, а тем более смеяться и привлекать к себе внимание. Следует полностью осознавать серьезность и трагичность данной процессии, чтобы не суметь как-то омрачить и оскорбить присутствующих.

Если вы очень эмоциональны, постарайтесь ни с кем не ссориться на панихиде, никого не толкать и не размахивать руками. Все, что сопутствует панихиде (обсуждение умерших или их помины), следует отложить на тот момент, когда вы покинете церковь.

  • Во время и после панихиды можно зажечь свечи перед ликами святых и прочитать им молитвы.

Как правильно вести себя в церкви?

Как вести себя в церкви и храме на причастии?

Причастие – это значимая процессия для православного человека, во время которой он приобщается к Телу Христа, вкушая священный хлеб (его плоть) и выпитая священное вино (его кровь). Причастие – всегда добровольное и осознанное решение каждого верующего.

Причастие требует определенных моментов:

  • Соблюдение духовного и физического поста
  • Соблюдение молитвенного режима: утром и вечером
  • Регулярное чтение духовно литературы
  • Посещение церкви
  • Исповедание

ВАЖНО: Если вы присутствуете на причастие, вам следует полностью осознавать важность этого таинства и ни в коем случае не привлекать к себе внимание. Займите свое место в церкви, искренне молитесь и креститесь каждый раз, когда это делает батюшка.

Как вести себя в церкви и храме на венчании?

Венчание – признание Богом брачного союза мужчины и женщины. На венчание принято приходить с чистой душой и сердцем, как самим молодоженом, так и присутствующим гостям. Для этого повода важно надеть чистую, светлую и опрятную одежду, женщинам покрыть голову.

  • Вся процессия происходит под руководством батюшки и потому на венчании принято внимательно слушать его слова и следить за его действиями, повторяя молитвы и перекрещиваясь в нужный момент.

Старайтесь не привлекать к себе внимание и не нарушать тишину в храме, нельзя смеяться и разговаривать, если у вас наворачиваются слезы, просто молча их вытирайте, но не впадайте в истерику.

Венчание

Родительская суббота: как вести себя в храме?

Родительская суббота необходима для того, чтобы каждый верующий православный человек мог помянуть усопших близких и заказать о них панихиду.

  • Перед началом действия следует передать записку с именами умерших друзей и родных и только после этого поставить за них свечи на панихидный столик.

Прослушайте все песнопения батюшки и прочитайте вместе с ним молитвы. В память о тех людях, что ушли из жизни, можно так же подать милостыню тем, кто просит около церкви. Так же хороши пожертвования церкви и продукты, которые можно принести с собой перед процессией в храм (они оставляются на специальном столе возле панихидного столика).

Как правильно нужно выходить из церкви?

Выходить из церкви следует, отдавая долю чести и уважения Господу так же, как вы это делали при входе в нее.

  • Выйдя из церковного зала, поклонитесь ему и перекреститесь трижды. То же самое проделайте, когда вы выйдете за входные двери.

Валаамское богослужение – это всегда открытие для приехавшего с материка паломника или туриста. Здесь не услышать привычный смешанный хор, знакомые музыкальные украшения, с которыми литургическое слово путешествует по нотному стану. «Сначала будто ровный гул, основа всего, а уже из него выходят голоса, рождается смысл», – примерно так описывают свое впечатление гости монашеского острова. Основа богослужения – древнее знаменное пение, из которого создан новый Валаамский распев. Так обитель, пустовавшая несколько десятилетий, постепенно восстанавливает не только свои стены, но и дух монашеской жизни.
– Людям, которые уже столкнулись со знаменным пением Валаама, потом непросто бывает слушать партесное пение, это факт, –рассказывает старший певчий хора Валаамского монастыря монах Диодор (Подоровский). – Можно сказать, что это общецерковная тенденция: во многих приходах Русской Православной Церкви знаменное пение становится предпочтительнее партесного.

Наш собеседник – монах Диодор (Подоровский), закончил духовную семинарию Самарской епархии. Во время учебы выбирал дальнейший жизненный путь: размышлял, стать ли ему белым священником, семейным, или предпочесть иночество. На первый курс семинарии вместе с ним поступило 34 абитуриента, а закончило всего семеро. Из них по монашеской стезе пошел лишь Диодор. На Валааме он с 2011 года. На клиросе обители под управлением регента хора Валаамского монастыря иеромонаха Давида (Легейды) стал изучать пение по крюкам. Монах Диодор в настоящее время помощник регента, руководит спевками братии.
– В храме, где я послушался еще школьником, батюшка с регентом решили, что надо переходить на знаменное пение. Певчих стали готовить из прихожан, создался такой любительский хор, который впоследствии потом заменил наемных певчих (обычно преподавателей из музыкальных школ). Тогда для некоторых людей, действительно, это было новшеством и открытием другого вида церковных песнопений.
Что же представляет собой сегодняшнее валаамское пение, восстановленное после продолжительного молчания?
– Есть валаамский распев, который нам достался от старинного «Валаамского обихода», а есть современный валаамский обиход: то, что мы поем сейчас. Вместе со знаменным распевом мы используем византийские вкрапления. Это привнес наш современник, иеродиакон Герман (Рябцев). Мы используем исон, то есть нижний голос: несколько человек поют мелодию в унисон, а еще несколько человек подпевают как бы «снизу», это и есть исон. Получается гармония: еще не партес, но уже и не унисон, не одноголосие.
Форма ведь всегда красноречива, что такая форма несет в себе?
– Гармония обозначает ладовую принадлежность, а ладовая мелодия дает окраску. Иными словами, мы можем передать настроение, грустное или радостное, минор или мажор. Музыка направляет слушателя.
Получается, здесь есть элемент определенного творчества?
– Безусловно. Ведь исон мы сами сочиняем, подставляем.
Почему именно знаменное пение служит формой монастырского богослужения?
– Это пение идеально подходит для молитвенного состояния и делания, для самого клироса, для молящихся в храме. Богослужебное пение пришло на Русь из Греции, Болгарии, первые певчие приехали еще при святом равноапостольном князе Владимире. Но греческие напевы, попав на славянскую почву, изменились. Произошла трансформация на основе народного русского пения. Исполнение стало другим по мелодике и гармонии. Отдельные отголоски того пения остались, но вот возьмите, например, какой-нибудь напев в русской знаменной традиции и сравните с византийским: даже человек без слуха найдет отличия и поймет, что это совершенно разные вещи.
***
Принцип написания крюковой, имеет корни в старовизантийской традиции. Знамена, или крюки, означали мелодический оборот и ставились над каноническим текстом. Такое пение было широко распространено на Руси в период с XI по XVII вв. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, основанный в Х-ХI вв., стал одним из голосов древней христианской Руси.
А начиналось русское богослужение с греков. Они его привезли на Святую Русь, а потом со временем появились русские исполнители, и пение греческое трансформировалось в знаменное. Знаменный распев – род богослужебного пения древней Руси, в сущности, русское богослужение и начинается со знаменного пения. Но даже сейчас некоторые из знамен до сих пор не расшифрованы, мы не знаем, как их нужно правильно распевать. К сожалению, традиции во многом утеряны даже у старообрядцев, которые пытались передавать традиции церковного пения из поколения в поколения. Известно только одно: у разных общин существовали разные традиции распева. И поэтому невозможно однозначное прочитывание и пропевание некоторых «знамен».

– От Греции, – продолжает монах Диодор, – остался общий, распевный, растянутый принцип, когда песнопение может долго-долго длиться, и при этом будет пропето очень мало слогов, слов. Смысл этих долгих песнопений – молитвенное состояние, когда человек входит в молитву, когда ему дается своеобразная молитвенная пауза, в течение которой он может осмыслить слова, сказанные ранее. Например, ставятся «фиты», которые выполняют функцию этой паузы: новый текст не появляется, а распевается только одна гласная, и в это время человек молится.
***
В ХVIII веке, во времена Петровских реформ, в церковной жизни укреплялась светская культура. На смену миру древнерусского человека пришел мир нового, «петровского» человека, а на смену одноголосию, соборному монологу знаменного пения – партесная музыкальная полифония на основе западной европейской музыкальной культуры.
Развиваясь в Юго-Западной Руси как ответ на католическое «органное гудение», в XVIII веке оно подверглось итальянскому влиянию. В Санкт-Петербург приглашали итальянских композиторов и капельмейстеров: Франческо Арайя, Галуппи, Сарти и другие задавали тон столичной капелле. Церковное пение все больше походило на оперное, концертное, его основными чертами становились чувственность и страстность. И если в идеале форма и содержание церковного пения апеллирует к горнему миру, то форма партесного пения, не меняя содержания, скорее повествовала о мире дольнем, земном. Для монастырей это было неприемлемо.
Почему же записи проведены не крюковой нотацией (знаменами)? Это же главный принцип фиксирования знаменного пения.
– Если в Древней Руси единицы знали нотное письмо, то сейчас все наоборот: крюковая нотация –знание немногих. Разбираться в крюках – это целое искусство, подобное знанию иностранного языка, и чтобы записывать ими и петь по ним, нужно быть в пределах той совсем уже древней традиции. Но мы знаем, что уже со времен реформ Петра I эта традиция была отодвинута на второй план, и пришла европейская система записи, и распевы пошли новые, более светские. Мы знаем, что даже доплачивали тем регентам, которые пели не по-знаменному, а по-европейски. Поэтому естественно, что нотация была не знаменная.
Получается, что и монашеская особенность жизни выражена в богослужениях, отличных от приходских?
– Традиция долгого богослужения – монашеская, когда никто никуда не спешит, ни домой, ни к своим детям и супруге, ни на работу… Давайте вспомним, что всенощное бдение по Типикону должно длится 9 часов. Именно в монастырях эта традиция наиболее применима. Знаю, что в Москве, на Афонском подворье, есть такие длинные службы. То есть, даже в городах есть такие места, и это правильно. Ведь если человек хочет, допустим, помолиться шесть часов, он должен иметь такую возможность.
***
В XVIII же веке началось очередное возрождение Валаама. Из Сарова на остров был вызван иеромонах Назарий, который ввел в монастыре строгий устав Саровской обители. Саровская пустынь в те времена считалась «образцовой», будто готовилась к этой миссии: основные принципы пения были зафиксированы самими монахами, при обители существовал скрипторий, где монахи по послушанию переписывали книги. На Валааме же основная традиция передачи знания устная, от учителя к ученику. Собственно, первая певческая книга, «Валаамский обиход нотного пения», появилась здесь только в начале XX века. Однако и в ней уже проявились общекультурные изменения.

– В библиотеке на Новом Валааме можно увидеть певческие книги, рукописные, с рабочими пометками клиросного. Скольких таких рукописных книг мы пока не знаем, ведем поиски, но точно известно, что на основе рукописных книг в монастыре был составлен единственный сборник — «Валаамский обиход нотного пения». И других исторических документов, сборников, к сожалению, больше не сохранилось.
Видимо, к тому времени появился какой-то образованный певец на Валааме, который смог записать эту традицию, – и монах Диодор показывает сборник «Валаамский обиход». – Известно, что составитель этого сборника не был монахом. Это не оригинальное издание 1902 года, а перепечатка, сделанная в Финляндии. Есть еще экземпляры, недавно напечатанные и переплетенные в валаамских мастерских. Все это записывалось с голоса, поэтому возможны какие-то искажения, некоторые не очень удачно пропеты. Как видите, запись осуществлялась посредством нот.
***
В этом году года братия Валаамского монастыря начала работу над проектом по созданию общедоступного сборника нот современного Валаамского обихода (Всенощное бдение, Литургия) в электронном виде. Понимая, что подготовка сборника займет продолжительное время, братия обратились к читателям сайта монастыря. И люди откликнулись: желающие удаленно помочь монастырю нашлись в Москве и Петербурге, других городах России и СНГ. Уже выложены песнопения Всенощного бдения и Божественной литургии. Нотный сборник не планируется издавать и продавать, уже опубликована на официальном сайте Валаамского монастыря.
Сейчас вы продолжаете устную традицию передачи знаний о богослужебном пении?
– Традиция сводится к практике, да. Составляются сборники – Литургии, Всенощного бдения, праздничные песнопения… Существует в написанном виде то, что мы на данный момент поем, это наша реальная работа.
И в монастыре больше никаких письменных памятников певческой культуры нет?
– Письменные отсутствуют. В Ново-Валаамском монастыре какие-то ноты сохранились, один раз уже ездили туда, и кое-что отсняли, но это только начало работы. Ведь все книги, все нотные сборники ушли туда. Из тридцати тысяч книг старого Валаама – двадцать тысяч находятся там. Судьба остальных книг неизвестна.
***
Богослужение в Валаамской обители до сих пор формируется, ищутся новые голоса, принципы пения. Так, в начале 90-х годов, когда монастырь был вновь открыт, на аудиокассеты записывались образцы валаамского пения, чтобы обучение стало более доступным. Песнопения для клироса монастырь собирает из разных источников, в русских и зарубежных православных монастырях, особенное внимание – к Афону и Соловецкому монастырю. На сегодняшний день на клиросе поют более 15 насельников, которые участвуют в богослужениях не только в Спасо-Преображенском соборе, но и на многих скитах Валаама. Практически все из них учатся в певческом классе, для помощи братиям во славу Божию приезжает специалист высокого уровня из Санкт-Петербурга. Певчим ставят голос, они изучают нотную грамоту.
По мнению игумена Валаамского монастыря епископа Троицкого Панкратия, в пении на клиросе существует еще одна сторона богослужебной жизни, которая может быть заметна особенно внимательному прихожанину и относится к вопросам внутренней жизни. А именно – духовное состояние самих певчих. Секуляризация церковного искусства продемонстрировала, как для некоторых исполнителей богослужение может стать ремеслом, а песенное оформление богослужебных текстов – лишь отраслью христианского искусства. Все дело – в самой личности человека.

– Стоя на клиросе, ты понимаешь, что молишься, а не просто исполняешь какое-то произведение отвлеченно, – монах Диодор продолжает свой рассказ. – От этого все зависит, и тут уже знаменное пение само по себе не спасет. Мы часто встречаем певчих из мирян, которые бывают внутренне далеки от службы. А ведь это исключительно внутреннее делание.
Бывает ведь и так, что исполнитель может залюбоваться собственным пением…
– Бывает и так. На клиросе всегда много соблазнов. Сначала ты поешь, чувствуешь внутреннее напряжение, внимание сконцентрировано. А потом передышка, ты расслабляешься, а еще по ходу богослужения вопросы решаются: что петь, что читать, и начинаются разговоры, которые плавно могут перейти в разговоры не по делу. Поэтому наставники нам всегда говорят о внутренней дисциплине, о том, что надо не только устами, но и умом петь.
Учитывая это, монахам дается возможность, как они говорят, «отдохнуть вокально» и помолиться не на хорах в качестве голоса Литургии, а безмолвно – в центральной части храма, вместе со братией и паломниками. Как правило, в полном составе хор собирается только за праздничными богослужениями, в будние дни поют лишь несколько человек, а по утрам – один монах или послушник.
Как становятся певчим братского хора?
— Прийти и сразу петь человек не может, он должен учиться, ему надо возрастать. Конечно, важна практика. Сначала поют молебен, потом — три канона с акафистом, что-то не очень большое по объему. Если у брата получается, то берем на богослужение.
Сейчас проводится большая образовательная работа, на это уходит много сил и времени. Главное, чтобы те люди, которые приходят в наш класс, которые собираются служить на клиросе, понимали, что они предприняли серьезный шаг. Способности, дарования – это прекрасно. Но без смирения, послушания и понимания того, что весь смысл – во внутреннем делании, мало что получится. В конце концов, речь ведь идет о Божественной литургии…

СПЕЦИАЛЬНЫЙ НОМЕР ОБЩЕЦЕРКОВНОГО ЖУРНАЛА «НЕУСЫПАЕМАЯ ПСАЛТИРЬ ВАЛААМА»
Вышел в свет специальный номер ежемесячного общецерковного журнала «Монастырский вестник» – официального издания Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви (номер 7 от 2017 года). Этот уникальный выпуск полностью посвящен Валааму – вековым традициям и современной жизни старейшего монастыря России. З

Третий антифон. Блаженны

Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, / егда приидеши во Царствии Твоем.

Блажени нищий духом, / яко тех есть Царство Небесное.

Блажени плачущии, / яко тии утешатся.

Блажени кротции, / яко тии наследят землю.

Блажени алчущии и жаждущии правды, / яко тии насытятся.

Блажени милостивии, / яко тии помиловани будут.

Блажени чистии сердцем, / яко тии Бога узрят.

Блажени миротворцы, / яко тии сынове Божии нарекутся.

Блажени изгнани правды ради, / яко тех есть Царство Небесное.

Блажени есте, егда поносят вам, / и изженут, и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще Мене ради.

Радуйтеся и веселитеся, / яко мзда ваша многа на небесех Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Антифоны вседневные (будничные)

Антифон 1-й

Благо есть исповедатися Господеви. Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас.

Благо есть исповедатися Господеви,/ и пети имени Твоему, Вышний. Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас

1Возвещати заутра милость Твою,/ и истину Твою на всяку нощь. Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас

Яко прав Господь Бог наш,/ и несть неправды в Нем. Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас

И ныне и присно и во веки веков. Амин. Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас

Антифон 2-й

Господь воцарися, в лепоту облечеся. Молитвами святых Твоих, Спасе, спаси нас.

Господь воцарися, в лепоту облечеся,/ облечеся Господь в силу, и препоясася. Молитвами святых Твоих, Спасе, спаси нас

Ибо утверди вселенную,/ яже не подвижится. Молитвами святых Твоих, Спасе, спаси нас

Свидения Твоя уверишася зело:/ дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний. Молитвами святых Твоих, Спасе, спаси нас

Слава, и ныне:

Едиными устами и единым сердцем

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *