Поцелуй Иуды (Взятие Христа под стражу) — Джотто ди Бондоне. 1305. Фреска, темпера.
Эта фреска считается одним из лучших произведений Джотто. В ней он проявился не только как талантливейший художник, но и как новатор, который изменил статичное и лишенное эмоциональности искусство, привнеся в него пространство, объем и экспрессию.
Для создания фрески использовался хрестоматийный библейский сюжет, до Джотто довольно часто встречавшийся в искусстве, особенно монументальном. Это момент осуществления предательства Иуды. По Библии, один из учеников Христа, его апостол, предал его за тридцать серебряных монет. Для того, чтобы стражи смогли схватить Иисуса, Иуда должен был выделить его из толпы сторонников, подойдя к нему после вечери и обняв Учителя.
Поцелуй Иуды – это изображение крайней степени падения человека, символ непосредственного столкновения добра и зла. Мирный проповедник Христос жестоко предан своим же любимым учеником, и не из идеологических разногласий, а всего лишь за жалкие деньги.
Фреска представляет собой многофигурную композицию, оформленную в очень красивой, сияющей цветовой гамме. На темно-синем фоне в весьма живых позах размещены три группы людей. В центре – Христос и вероломный Иуда, с одной стороны – наступающие стеной стражники и первосвященник, а с другой – апостолы и в гневе замахнувшийся ножом на предателя святой Петр. По Библии, он был рыбаком и нож всегда носил при себе. На фреске только он и Иисус выделен золотыми нимбами.
Впервые у Джотто фигуры библейских персонажей обрели не стандартные лики, а узнаваемые, характерные и живые лица. Христос – светловолосый и привлекательный молодой мужчина, а Иуда – отвратительный не только своим поступком, но и внешностью, стражники со злобным выражением лиц и взволнованные ученики – все это совершенно необычно для живописи предыдущих периодов.
Фигуры на фреске имеют объем, они уже не висят в воздухе, как на иконах, а складки их одеяний подчеркивают формы тел и движения. В целом все изображение кажется очень динамичным и выразительным.

Г. Дорэ «Долина слез»

В преддверии Страстной недели многие задаются вопросом о том, что же такое Страстная неделя, почему так названа и что именно происходило в те дни в небольшом городке, принадлежавшем мало кому известному народу.

Лучше об этом расскажут священные тексты, незабвенные авторы и нетленные полотна.

Эль Греко «Иисус Христос»

Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад, в который вошел Сам и ученики Его. (Ин. 18; 1)

Н.Н. Ге «В Гефсиманском саду»

В. Перов «Христос в Гефсиманском саду»

Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам. и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников; и с того времени он искал удобного случая предать Его. (Мф. 26; 14-16)

Джотто ди Бондоне «Подкуп Иуды»

Моление о чаше. Настенная роспись храма.

Людовико Караччи «Моление о чаше»

Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю. (Лк. 22; 42-44)

Карл Блох «Христос в Гефсиманском саду»

…истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. (Ин. 13; 21) появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть. (Лк. 22; 47)

Караваджо «Поцелуй Иуды»

Джотто ди Бондоне «Целование Иуды» Фрагмент

Взятие Христа под стражу. Роспись стен храма.

Люди, державшие Иисуса, ругались над Ним и били Его; и, закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя? И много иных хулений произносили против Него. (Лк. 22; 63-65)

А.Е.Егоров «Истязание Спасителя»

Джотто ди Бондоне «Поругание Христа»

И поднялось все множество их, и повели Его к Пилату (Лк. 23; 1)

Джотто ди Бондоне «Иисус перед Каиафой»

Маэста «Христос перед Пилатом»

и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него (Мк. 15; 17)

Карл Блох «Иисус в терновом венце»

Пьетро Перуджино «Христос в терновом венце»

Антонио ди Переда и Сальгадо «Христос в терновом венце»

Антонис ван Дейк «Коронование терновым венцом»

Гвидо Рени «Иисус в терновом венце»

Жеан Ресто «Страсти Христовы»

Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины. Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се, Человек! (Ин. 19; 4-5)

Антонио Чизери «Се Человек»

И. Глазунов «Распни Его»

И. Крамской «Хохот. Радуйся, Царю иудейский!»

Тициан «Се Человек»

Ботичелли «Иисус»

То ж не була вузесенька стежина.

Там цілі юрми сунули туди.

І плакала Марія Магдалина,

Що не подав ніхто Йому води.

Спішили верхи. Їхали возами.

Похід розтягся на дванадцять верст.

І Божа Мати плакала сльозами —

Та поможіть нести ж Йому той хрест!

Чи ви не люди?! Що за чудасія,

Дають старцям, підсаджують калік,

А тут же йде, ну, добре, не Месія,—

Людина просто, просто Чоловік!

Юрма гуде і кожен пнеться ближче.

Хтось навіть підбадьорює: терпи,

Вже он Голгофа, он Череповище! —

Хрущали під ногами черепи.

Сказати б, зброя, це хіба єдине?

Так що б зробили стражники юрбі?

А в юрмах тих малесенька Людина

тягла хреста важкого на Собі.

І хоч би хто! Кому було до того?

Всі поспішали місце захопить.

Воно ж видніше з пагорба крутого,

Як Він конає, як Вій хоче пить.

І Він упав. І руки аж посиніли.

Тоді знайшовся добрий чоловік:

Наморений ідучий з поля Симон,

Що йшов додому в протилежний бік.

Коли ж звершилась вся ця чорна справа,

І люди вже розходилися ті, —

От парадокс: заплакав лиш Варава,

Розбійник, не розп’ятий на хресті.

Чи пожалів, чи вдячен був Пілату,

Чи втямив, темний, раптом щось нове:

Що Божий Син таки іде на страту,

а він, розбійник,— він таки живе.

Ліна Костенко

перевод на русский:

Хотелось зрелищ. Наплевать на Сына.

И толпы шли, не ведая беды.

И плакала Мария Магдалина, —

никто не подал бедному воды.

Верхом спешили, ехали возами.

И кто-то, поучая, поднял перст.

И Богоматерь плакала слезами —

хотя б один помог нести тот крест.

Что вы за люди?! (Ослики трусили)

Даете нищим, любите калек.

А здесь идет пусть даже не Мессия,

пусть человек, пусть просто человек.

Толпа гудит. Унылые пейзажи.

Никак не успокоится толпа.

Голгофа — череп. Под ногами стражи,

как скорлупа, хрустели черепа.

Оружие у стражи, будто сеча.

Что сделали бы стражники толпе?

А в толпах тех избитый человечек

нес крест тяжелый, бедный, на себе.

Бог не пошлет вам, нелюди, другого.

Места спешили лучше захватить.

Виднее лучше из холма крутого,

как он доходит, как он хочет пить.

И он упал. Затрепетал от боли.

Поступку доброму в веках цвести:

усталый Симон шел домой из поля,

помог он крест тяжелый донести.

Конец всему. Расходится орава.

А он повис, казненный, в высоте.

Вот парадокс: заплакал лишь Варавва,

разбойник, не распятый на кресте.

Пилат был края прокуратор пятый.

Варавва осознал, что спас живот,

что Божий Сын казнен, застыл распятый,

а он, разбойник, — все-таки живой.

Лина Костенко

Перевод Николая Старусева

Джимпетрино «Несение креста»

Тициан «Несение креста»

Эль Греко «Христос, несущий крест»

Тициан

Паоло Веронезе «Несение креста»

И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. (Лк. 23; 33)

К. Штейнберг «На Голгофе»

Дэвид Джерард «Христос, распятый на кресте»

В. Васнецов «Распятый Христос»

Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский (Ин. 19; 19).

М. Нестеров «Распятие»

Лифферинкс Йоссе «Распятие»

Кук ван Альст, Питер «Распятие»

Карл Блох «Распятый на кресте»

Джовани Доменико Тьеполо «Три креста»

Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине. (Лк. 23; 44-45) …и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим. (Мф. 27; 51-53)

В. Голынский «Распятие Иисуса Христа»

В.П. Верещагин «Ночь на Голгофе»

но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. (Ин. 19; 34)

Дучо ди Буонисенья

Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф (Мф. 27; 57) – ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, – просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. (Ин. 19; 38) Пришел также и Никодим, – приходивший прежде к Иисусу ночью, – и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи (Ин. 19; 39-40).

Рафаэль «Снятие со креста»

Рубенс «Снятие со креста»

Рембрандт «Оплакивание Христа»

и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился. (Мф. 27; 57-60)

В. Васнецов

Джузеппе де Рибера «Оплакивание Христа»

Дирк Бои

Карл Блох «И положили его во гробе»

Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился (Мф. 27; 3-5).

П. Васильев «Иуда, бросающий сребреники»

…Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. (Мф. 26; 24)

Одному святому старцу, всегда размышлявшему о страданиях Христовых и горько рыдавшему, явился Сам Иисус Христос. Господь рассказал ему подробно, что Он претерпел и сколько пролил Крови ради спасения человеческого.

Начиная от Тайной Вечери Великого Четверга и до погребения, одних только воздыханий сердечных испустил 109. Кровавых каплей от Тела Его истекло 295. Воинов вооруженных было 110 и к ним присоединилось бесчинных людей 230 человек, всего же было 348 человек. Три воина вели Меня, творя надо Мной различные пакости: за волосы и бороду терзали; по земле влачили 77 раз; будучи подкновен, падал на землю, начиная от Гефсимании до первосвященника Анны, семь раз. По щекам и устам претерпел 105 ударов; плетьми в лицо – 20 ударов; будучи порываем и пинаем, от начала до конца получил 707 сильных ударов; 1109 смертельных о землю ударений претерпел; когда возложили на Меня терновый венец, то ударяли Меня тростию и палкой со всею силою 40 раз; от тех ударений 5 шипов от тернового венца пронзили Мне кость головы до мозга, три из которых, преломившись, остались там: с ними в голове и погребли Меня.

От прободившего голову тернового венца истекло 3 тысячи каплей крови, а ран на голове, терновым венцом прободенных было 1000, т.к. спав с головы 8 раз, он всякий раз был возлагаем на голову снова. Когда от прокуратора был веден на Голгофу, неся Крест и упав на землю 5 раз, был ударяем, получив 19 смертельных ударов. При этом Меня порывали с земли за волосы и бороду 23 раза. Положив Крест на землю, прибили Меня к нему, затем вознесли его. При этом, принял в лицо 73 плевка, ударений – 25 раз. В лицо и уста пястьми ударили Меня 5 раз, от этих ударений кровь текла из уст и ноздрей. Выбили у Меня два зуба. Три раза нанесли Мне удары пястью между глаз. Терзали за нос 20 раз, за уши – 30 раз. Нанесли 72 очень сильных ударений. В грудь и голову принял 58 ударений.

Три наибольших болезни Мои были таковы:

– Первая болезнь Моя была из-за того, что не видел кающихся, а значит Кровь Моя зря проливалась.

– Вторая болезнь Моя – это тягчайшая болезнь Матери Моей, под Крестом стоящей и горько плачущей.

– Третья болезнь, это когда руки и ноги Мои ко Кресту пригвоздили, так, что сбылось сказанное пророком Давидом: «Исчетоша вся кости Моя»

Из книги «Великое зерцало»

Иуда Искариот. Это библейское имя и связанная с ним история превратилась в символ предательства. Тридцать серебряников, за которые Иуда согласился рассказать про Иисуса – плата за это предательство. Все библейские сюжеты на протяжении двух тысячелетий вдохновляют представителей разных видов искусства. История про Иуду наравне с другими часто появляется на полотнах художников.

История картины Караваджо «Поцелуй Иуды» удивительна сама по себе. Мастер написал ее по заказу Кириако Маттеи в 1602 году. Однако спустя два столетия работа исчезла. Обнаружить ее удалось совсем недавно, когда в 1990 году картину опознал главный реставратор Национальной галереи Ирландии Серджио Бенедетти. Долгое время полотно Каравджо висело в Обществе Иисуса, в Дублине. Его считали копией картины голландского живописца Герарда ван Хонтхорста. Сейчас работа находится в Национальной галерее Ирландии.

К образу Иуды обращается итальянский художник, один из виднейших представителей сиенской школы Дуччо ди Буонинсенья. Главной работой мастера считается алтарный образ сиенского собора «Маэста». Его создание относится к началу XIV столетия.

Предательство ученика Иисуса попало в серию работ «Большие страсти» Альбрехта Дюрера. На гравюре немецкого живописца и графика мы видим, как Спасителя берут под стражу. Возле него расположился и тянется Иуда. На лице Иисуса — страдание и боль, в то время как предатель нервно и поспешно пытается объясниться перед учителем.

В мадридском музее «Прадо» находится «Поцелуй Иуды», написанный представителем неаполитанской школы Джордано Лука. Предатель с отчаянием всматривается в лицо Иисуса. Но глаза сына божьего закрыты, голова повернута, рука тянется к сердцу.

На фреске Джотто Ди Бондоне разворачивается драма. Иллюстрируя библейскую историю, автор использует все средства художественной выразительности, чтобы подчеркнуть значимость и величие Христа и противопоставить ему уродливость и подлость Иуды. Художник сталкивает высокое и низкое, мораль и ее отсутствие. Спокойный и уверенный взгляд Иисуса встречается с отталкивающими и неприятными глазами предателя. Джотто оживляет композицию за счет окружающих учителя и ученика, застывших в напряжении. Статичность и концентрация в центре контрастирует с динамикой вокруг.

ДЖОТТО ДИ БОНДОНЕ. «ПОЦЕЛУЙ ИУДЫ»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *