Что такое Душа человека и какова ее истинная суть? Какие знания накопило человечество о существовании Души?

Древние книги и трактаты по философии и эзотерике дают определенные характеристики Души. У каждой религии есть свое понятие о Душе, о вечности, перерождении. Важно, что ни одна религия мира не отрицает существования Души.

Что такое Душа?

Душа — это нечто нематериальное, неосязаемое и невидимое. Она дана человеку Высшими силами, как дар Господа. Часто люди описывают душу через свои чувства: порыв сердца, внутренний разум, стремления, желания.

Душа бессмертна и дана человеку как показатель любви Божьей. Душа — это то, что отличает людей от живой и неживой природы.

Душа находится в теле, но живет своей жизнью. Чем больше человек занимается своим духовным ростом, тем чаще он полон благодушия и живет гармоничной и счастливой жизнью.

Душа есть только у живых

Душа — это нечто реально существующее, что способно оживить тело человека.

Душа в переводе с греческого языка означает «дыхание», «дух», «дуновение». Мертвое тело не дышит, значит и души в нем уже нет.

Книга Бытия так описывает начало рождения души человеческой:

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Бытие, 2:7).

Знания о Душе заложены во все существующие религии. Исследователи полагают, что знания о душе у людей, живущих в далеком прошлом было гораздо больше, чем у нынешнего поколения. Это связано с не религиозностью и отсутствием веры у многих людей.

Издавна человечество интересовалось, как существует человек. Что его отличает от животного? Что находится внутри человека и формирует чувства и эмоции. С давних пор люди пытаются выяснить и понять, где находится Душа и что с ней происходит после смерти.

Бессмертие души

Когда человек умирает, одна, низшая его составляющая (тело) «превращается» в бездушную материю и предается своему обладателю, матери-земле. А затем разлагается, становясь костями и прахом, пока не исчезнет совершенно (то, что происходит с бессловесными животными, пресмыкающимися, птицами и т.д.).

Но другая, высшая составляющая (душа), дававшая жизнь телу, та, что думала, творила, верила в Бога, не становится бездушным веществом. Она не исчезает, не рассеивается, как дым (потому что бессмертна), но переходит, обновленная, в иную жизнь.

Вера в бессмертие души нераздельна с религией вообще и тем более составляет один из основных предметов веры христианской.

Она не могла быть чуждой и Ветхому Завету. Ее выражают слова Екклесиаста: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:7). Весь рассказ третьей главы Бытия — со словами Божия предостережения: «если вкусите от древа познания добра и зла, то смертью умрете — есть ответ на вопрос о явлении смерти в мире и, таким образом, он сам по себе является выражением идеи бессмертия. Мысль, что человек предназначен был к бессмертию, что бессмертие возможно, содержится в словах Евы: «…только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» (Быт. 3:3).

Освобождение из ада, бывшее предметом надежды в Ветхом Завете, стало достижением в Новом Завете. Сын Божий «нисходил прежде в преисподние места земли», » плен пленил» (Ефес. 4:8-9). В прощальной беседе с учениками Господь сказал им, что Он идет приготовить место им, чтобы они были там, где Он Сам будет (Иоан. 14:2-3); и разбойнику изрек: «ныне же будешь со мною в раю» (Лук. 23:43).

В Новом Завете бессмертие души является предметом более совершенного откровения, составляя одну из основных частей собственно христианской веры, одушевляющую христианина, наполняющую его душу радостной надеждой жизни вечной в царствии Сына Божия. «Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение…, имею желание разрешиться и быть с Христом» (Филип. 1:21-23). «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище» (2 Кор. 5:1-2).

Само собою разумеется, что св. Отцы и учители Церкви единогласно проповедовали бессмертие души, с тем только различием, что одни признавали ее бессмертной по естеству, другие же — большинство — бессмертной по благодати Божией: «Бог хочет, чтобы она (душа) жила» (св. Иустин Мученик); «душа бессмертна по благодати Бога, Который делает ее бессмертною» (Кирилл Иерусалимский и др.). Отцы Церкви этим подчеркивают разницу между бессмертием человека и бессмертием Бога, Который бессмертен по существу Своей природы и потому есть «единый имеющий бессмертие» по Писанию (Тим. 6:16).

Наблюдение показывает, что вера в бессмертие души всегда внутренне нераздельна с верою в Бога настолько, что степень первой определяется степенью последней. Чем живее в ком бывает вера в Бога, тем тверже и несомненнее оттого вера в бессмертие души. И наоборот, чем слабее и безжизненно, кто верит в Бога, тем с большим колебанием и большим сомнением он подходит и к истине бессмертия души. А кто совсем теряет или заглушает в себе веру в Бога, тот обыкновенно перестает вовсе верить в бессмертие души или в будущую жизнь. Это и понятно. Силу веры человек получает от Самого Источника Жизни, и если он прерывает связь с Источником, то он теряет этот поток живой силы, и тогда никакие разумные доказательства и убеждения не в состоянии влить в человека силу веры.

По праву можно сказать, что в Церкви Православной, Восточной, сознание бессмертия души занимает должное, центральное место в системе учения и в жизни Церкви. Дух церковного устава, содержание богослужебных чинов и отдельных молитвословий поддерживают и оживляют в верующих это сознание, веру в загробную жизнь душ наших близких усопших и в наше личное бессмертие. Эта вера ложится светлым лучом на все жизненное дело православного христианина.

Силы души

«Силы души, — пишет св. Иоанн Дамаскин, — разделяются на разумную силу и неразумную. Сила неразумная имеет две части: …жизненную силу и часть, подразделяющуюся на раздражительную и вожделевательную». Но так как деятельность силы жизненной — растительно-животное питание тела — проявляется только чувственно и совершенно бессознательно, а поэтому не входит в учение о душе, то остается в учении о душе нашей рассматривать следующие силы ее: словесно-разумную, раздражительную и вожделевательную. На эти три силы и указывают св. отцы Церкви и эти именно силы признают главными в душе нашей. «В душе нашей, — утверждает св. Григорий Нисский, — усматриваются по первоначальному разделению три силы: сила ума, сила вожделения и сила раздражения» . Такое учение о трех силах души нашей мы находим в творениях св. отцов Церкви почти всех веков.

Эти три силы должны быть обращены к Богу. Именно таково их естественное состояние. По словам аввы Дорофея, который соглашается здесь с Евагрием, «разумная душа тогда действует по естеству, когда вожделевательная часть ее желает добродетели, раздражительная подвизается о ней, а разумная предается созерцанию сотворенного» (Авва Дорофей. С.200). А преподобный фалассий пишет, что «отличительною чертою разумной части души должно служить упражнение в познании Бога, а желательной – любовь и воздержание» (Добр. Т.3. С.299). Николай Кавасила, затрагивая тот же вопрос, соглашается с упомянутыми отцами и говорит, что человеческое естество создано для нового человека. Мы получили «мышление (λογισμό), чтобы познавать Христа, а желание – чтобы стремиться к Нему, и приобрели память, чтобы нести Его в ней», ибо Христос является первообразом людей.

Похоть и гнев составляют так называемую страстную часть души, разум же – разумную. В разумной части души падшего человека господствует гордость, в вожделевательной – главным образом плотские прегрешения, а в раздражительной – страсти ненависти, гнева, памятозлобия.

  • Разумная

Человеческий ум находится в постоянном движении. Разные мысли приходят в него или рождаются в нем. Ум не может оставаться вполне праздным или замкнутым в себе. Он требует себе внешних раздражителей или впечатлений. Человеку хочется получать информацию об окружающем мipe. Это потребность разумной части души, притом самая простая. Более высокая потребность нашего разума — тяга к размышлению и анализу, свойственная кому-то в большей, а кому-то в меньшей мере.

  • Раздражительная

Выражается в тяге к самопроявлению. Впервые просыпается она еще у ребенка вместе с первыми словами: «я сам» (в смысле: сам сделаю то или другое). В общем, это естественная потребность человека — не быть чьим-то чужим орудием или автоматом, а принимать решения самостоятельные. Наши желания, будучи поражены грехом, требуют наибольшей воспитательной работы, чтобы быть направленными на добро, а не на зло.

  • Вожделевательная

Чувствительная (эмоциональная) сторона души требует и для себя свойственных ей впечатлений. Это, в первую очередь, эстетические запросы: созерцать, слушать что-нибудь красивое в природе или в человеческом творчестве. У некоторых же художественно-одаренных натур возникает потребность и к творчеству в мipe прекрасного: неодолимая тяга рисовать, лепить или петь. Более высокое проявление чувствительной стороны души — сопереживание радости и горя других людей. Есть и иные сердечные движения.

Образ Божий в человеке

Священный писатель о сотворении человека повествует:

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:26-27).

В чем же состоит в нас образ Божий? Церковное учение внушает нам только, что человек вообще сотворен «по образу, «но какая именно часть нашей природы являет в себе этот образ, не указывает. Отцы и Учителя Церкви по-разному отвечали на этот вопрос: одни видят его в разуме, другие в свободной воле, третьи в бессмертии. Если соединить их мысли, то получается полное представление, что такое образ Божий в человеке по наставлению св. Отцов.

Прежде всего, образ Божий нужно видеть только в душе, а не в теле. Бог, по природе Своей, есть чистейший Дух, не облеченный никаким телом и непричастный никакой вещественности. Поэтому понятие образа Божия может относиться только к невещественной душе: это предупреждение считают нужным сделать многие Отцы Церкви.

Человек носит образ Божий в высших свойствах души, особенно, в ее бессмертии, в свободной воле, в разуме, в способности к чистой бескорыстной любви.

  1. Вечный Бог наделил человека бессмертием его души, хотя душа бессмертна не по самой природе своей, а по благости Божией.
  2. Бог совершенно свободен в Своих действиях. И человеку он дал свободную волю и способность в известных рамках к свободным действиям.
  3. Бог премудр. И человек наделен разумом, способным не ограничиваться только земными, животными потребностями и видимой стороной вещей, а проникать в их глубину, познавать и объяснять их внутренний смысл; разумом, способным подняться к невидимому и устремиться своей мыслью к Самому виновнику всего существующего — к Богу. Разум человека делает сознательной и подлинно свободной его волю, потому что он может выбирать для себя не то, к чему влечет его низшая его природа, а то, что соответствует его высшему достоинству.
  4. Бог создал человека по Своей благости и никогда не оставлял и не оставляет его Своей любовью. И человек, получивший душу от вдохновения Божия, стремится, как к чему то, к себе родственному, к верховному своему Началу, к Богу, ища и жаждая единения с Ним, на что отчасти указывает возвышенное и прямое положение его тела и обращенный вверх, к небу, его взор. Таким образом, стремление и любовь к Богу выражают образ Божий в человеке.

Обобщая, можно сказать, что все добрые и благородные свойства и способности души являются таким выражением образа Божия.

Есть ли различие между образом и подобием Божиим? Большая часть свв. Отцов и учителей Церкви отвечает, что есть. Они видят образ Божий в самой природе души, а подобие — в нравственном совершенствовании человека, в добродетели и святости, в достижении даров Святого Духа. Следовательно, образ Божий получаем мы от Бога вместе с бытием, а подобие должны приобретать сами, получивши к тому от Бога только возможность. Стать «по подобию» зависит от нашей воли и приобретается посредством соответствующей нашей деятельности. Потому о «совете» Божием и сказано: «сотворим по образу Нашему и по подобию», а о самом действии творения: «по образу Божию сотворил его», рассуждает св. Григорий Нисский: «советом» Божиим дана нам возможность быть «по подобию».

Душа с точки зрения философии

В философии существует два взгляда на существование души:

  1. Душа — это составная часть тела человека;
  2. Душа — это незримая субстанция, которая живет самостоятельно.

Аристотель дал такое объяснение:

Душа есть первая энтелехия естественного тела, обладающего в возможности жизнью. (…) Итак, душа неотделима от тела; ясно также, что неотделима какая-либо часть её, если душа по природе имеет части, ибо некоторые части души суть энтелехия телесных частей.

Древние философы предполагали, что душа — это физическая субстанция, которая состоит из огненных атомов.

Душа дается человеку для совершенствования и получения нового опыта. Душа имеет три способности:

  1. Познание;
  2. Разум;
  3. Воля.

Душа с точки зрения эзотерики

Существует много книг по эзотерике, которые пытаются объяснить существование души и раскрывают ее суть. Эзотерические знания относятся к душе человека — как к нечто мистическому и непонятному для ума.

Душа человека — это информационная структура, которая делает нас людьми. Это некое хранилище жизненной энергии.

Душа существует параллельно материальному миру в некотором тонком, астральном мире. То есть существует невидимый нематериальный мир, где обитают души умерших людей.

Обычный человек не может увидеть ни свою, ни чужую душу, так как не способен входить в диапазон частот, где они обитают. Однако некоторые религии дают практики, при которых душу можно увидеть. Они предлагают раскрыть свои способности через медитацию и вхождению в транс, чтобы развить астральное зрение.

Доказательства в пользу существования души у человека

Люди наделяют Душу определенными характеристиками и часто можно услышать такие фразы:

  • Широкой души человек;
  • Загадочная русская Душа;
  • Добродушный человек.

Душа болит, к ней можно прикоснуться. Она может умереть и снова возродиться.

Основным доказательством в пользу наличия души у человека является мнение людей в том, что существует некая энергия, которая заставляет мыслить, чувствовать, двигаться.

Ученые химики и биологи со своей стороны изучают тайну души с помощью своих знаний. К сожалению, у них нет никаких подтверждений. Но так как они продолжают исследования в этой области, то возможно в ближайшем будущем мы станем свидетелями великого открытия.

Где находится душа у человека

Восточные религии предполагают, что душа человека находится в районе четвертой сердечной чакры Анахата.

Древнегреческий философ Эпикур в своих трактатах высказывался, что душа у человека находится во всем его теле:

Представляя собой тончайшее вещество, душа распространяется по всему телу, с которым она тесно связывается. Без тела душа рассеивается, тело же без души – разрушается. (Эпикур).

Иудаизм описывает душу человека как невидимую субстанцию, управляющую телом.

Каббала определяет душе важную миссию, которая соединяется с телом при земной жизни.

Христианство описывает Душу — как Божественный дар, которая бессмертна. После смерти человека, она предстает перед судом Божьим, чтобы продолжить свое существование в раю или аду.

Сколько весит душа?

Американский медик Дункан Макдугалл в 1901 году провел интересный эксперимент. Он взвешивал умирающих людей при жизни и после смерти.

В результате экспериментов он сделал вывод, что человек становился легче на 15-35 граммов. Так он сделал заключение о весе души, которая отделяется после смерти. Поэтому средний предполагаемый вес души составляет 21 грамм. Кстати в 2003 году был выпущен фильм «21 грамм».

Очертания души

Душа — это шар, некий сгусток энергии. Восточные религии утверждают, что Душа имеет диаметр от 30 до 150мм и состоит из 12 чакр. У нее сложное многоуровневое строение. Центр души — это светящаяся точка, от которой исходят серебристые ниточки.

С помощью специальной аппаратуры ученые обнаружили сильный скачок энергии. В связи с этим они предполагают, что так происходит отделение от тела.

Видео — душа покидает тело

Реалистичный монтаж, показывает, что людям интересно посмотреть, что же происходит с душой человека после смерти.

Документальный фильм о душе

Что происходит по ту сторону жизни? Ведь каждому предстоит пройти через это непростое испытание, отделяющее мир живых и мертвых. Все религии мира обещают вечную жизнь нашей душе, а восточные — реинкарнацию. В наш век научно-технического прогресса, так и не получен четкий ответ на вопрос «Что такое душа?».

ду́ша

ду́-ша

  • МФА:
  • форма родительного падежа единственного числа существительного душ ◆ Можно обтереться одеколоном, чтобы продезинфицировать кожу после бритья, растереть тело после холодного душа. Л. А. Кассиль, «Дело вкуса», 1964 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Белорусский

Морфологические и синтаксические свойства

ду-ша

Существительное, женский род.

Корень: -душ-; окончание: -а.

Семантические свойства

Значение

  1. душа (аналогично русскому слову) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Синонимы

Антонимы

Гиперонимы

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

Этимология

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить транскрипцию в секцию «Произношение» с помощью {{transcriptions}}
    • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
    • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
    • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»

душа

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *