История храма начинается в 1625 году, когда в Москву прибыло посольство из Персии с целью установления дипломатических отношений с Россией. В качестве подарка от шаха Аббаса I послы привезли царю Михаилу Фёдоровичу Ризу Господню – одежду Иисуса Христа, в которой его вели на распятие. Многие века она пребывала на Кавказе и была захвачена персами при завоевании Грузии. Русская делегация встретила персидское посольство близ Калужских ворот, у дороги к Донскому монастырю, после чего они вместе проследовали в Кремль. Позднее Риза была разделена на несколько частей: одна осталась в Успенском соборе в Москве, две других увезены в Петербург – в Петропавловский собор и в домовую церковь русских императоров в Зимнем дворце. Небольшие частицы были дарованы крупным монастырям (в Киево-Печерскую лавру, Костромской Ипатьевский монастырь и другие). Одна частица осталась и на Донской улице, где в память о великом событии на месте встречи персидских послов была поставлена деревянная церковь – о ней сегодня напоминает небольшой белокаменный обелиск.

В начале XVIII века начался сбор средств на возведение на Донской улице каменного храма во имя Ризы Положения Господней в Успенском соборе Москвы. В первую очередь был сделан придел во имя святой Екатерины (возможно, в честь супруги Петра I – будущей Екатерины I), к которому в дальнейшем пристроили основной объём храма. Освящение новой церкви состоялось в 1716 году после завершения всех работ. Строившийся в стилистике «нарышкинского барокко», храм получил богатое убранство фасадов. Есть и особенно редкая деталь: вместо привычных для того времени кокошников на фасады вынесены крупные раковины. С запада к храму примыкает традиционная шатровая колокольня, прорезанная маленькими окошками-слухами – всего 40 штук. Увенчана церковь также традиционным пятиглавием, но в то же время «луковки» сделаны чёрными и гранёными. Маленькая корона, венчающая центральный крест, указывает на покровительство храму царской династии.

Барочный облик фасадов церкви чувствуется и в интерьерах. Стены главного храма обильно декорированы лепниной: здесь и картуши сложной формы, цветы и листья, другие растительные мотивы, а также разукрашенные головки ангелов. Композицию продолжает покрытый тонкой резьбой высокий шестиярусный иконостас, образа для которого делались в Кремле мастерами Оружейной палаты. Особенно примечательны резные Царские Врата, в которых использована не только традиционная икона Благовещения, вставленная в медальон, но и деревянные фигуры четырёх евангелистов, а также Василия Великого и Иоанна Златоуста. Иконостас венчают раскрашенные деревянные скульптуры, изображающие Распятие с Богородицей и апостолом Иоанном Богословом, а также двумя фигурами ангелов, держащих орудия Страстей Христовых.

Помимо Екатерининского, в трапезной также существовал придел во имя апостола Иакова Алфеева, созданный в 1763 году на средства полковника Якова Евстафьевича Хитрово. В 1886–1889 году для Иаковлевского придела трапезная была расширена по проекту архитектора А.С. Каминского, после чего церковь обрела симметричность. Тот же архитектор создал существующую ограду с воротами. В дальнейшем существенных изменений её внешнего облика не происходило. Деревянные позолоченные иконостасы в приделах, выполненные И.М Фроловым и стилизованные под барокко, сохраняются с того же времени.

Помимо частицы Ризы Господней, особой ценностью храма является икона Божией Матери Ильинская-Черниговская. Дар монастырской братии из Чернигова, уникальный образ 1696 года, на котором рядом с ликом Богородицы с одной стороны изображён двуглавый орёл, а с другой – поэтическое посвящение Петру I, его победе над турками и взятию Азова.

В Московском Кремле есть церковь Ризоположения, но у неё другое посвящение – во имя Положения Ризы во Влахерне. Этот византийский праздник связан с Ризой Богородицы, в честь него существуют храмы в Греции и в России. А вот торжество по случаю Положения Ризы Господней в Успенском соборе Москвы есть только в календаре Русской Православной церкви – в его честь в столице существует лишь одна церковь, на Донской улице.

Ранее название храма было отражено и на карте: соседний переулок именовался Ризоположенским. Однако в 1923 году он оказался переименован в Выставочный (по Всероссийской выставке, к проезду на которую он вёл – сегодня на её месте расположен ЦПКиО имени Горького), а в 1973 году стал улицей Академика Петровского. Несмотря на это, сама церковь в те годы не пострадала и смогла сохранить своё убранство, включая колокола, почти нетронутым. Войдя внутрь, мы можем увидеть её такой, какой её знали многие поколения москвичей.

Как доехать до Донского монастыря

Донской монастырь был основан в 1591 году. Свое название монастырь получил благодаря чудотворной иконе Донской Божьей Матери, которая долгое время хранилась в Большом Соборе Донского монастыря.

После революции она была реквизирована и сейчас хранится в Третьяковской галерее. Лишь один день в году, 1 сентября, икону привозят в собор для праздничного богослужения.

Помимо нескольких храмов и самого старого московского кладбища, на территории монастыря находятся уникальные горельефы Храма Христа Спасителя, чудом сохранившиеся после его варварского уничтожения. Расположен монастырь в историческом центре Москвы на Донской площади.

Расписание богослужений Донского монастыря

Церковные службы в Донском монастыре проводятся ежедневно. Верующие могут посетить братский молебен, часы, Божественную Литургию, Вечернее богослужение.

Расписание богослужений в будние дни:

  • в 8:00 — Божественная Литургия
  • в 16:40 — Вечерняя служба.

По субботам:

  • первая Литургия — в 8:00
  • вторая Литургия — в 9:00
  • всенощное бдение — в 17:00.

По воскресеньям:

  • 7:00 — ранняя Литургия
  • 9:00 — средняя Литургия
  • 10:00 — поздняя Литургия
  • 16:40 — вечерняя служба.

Накануне церковных праздников проводится Всенощное бдение. В монастыре совершаются Таинства Крещения, Венчания, Соборования.

Храм Иоанна Лествичника и храм Александра Свирского, © Nomad

Святыни Донского монастыря в Москве

В окружении Донского монастыря находится множество святынь.

Храм святителя Тихона

Здесь построен(а):

  • храм Георгия Победоносца;
  • храм Серафима Саровского;
  • храм Тихвинской иконы Богоматери;
  • малый собор Донской иконы;
  • храм Иоанна Златоуста;
  • храм Тихона;
  • собор Александра Свирского;
  • большой собор Донского монастыря;
  • часовня Левченко.

Часовня Левченко (построена в начале 20-го века известным московским архитектором Клейном)

Кроме того, есть и другие святыни. Можно прикоснуться к святыням и посмотреть на мозаическую Николаевскую икону в левчинской часовинке, спасительную донскую икону, тихоновскую могилу, икону Федоровской Б.М., келейниковую тихоновскую могилу.

Кладбище Донского монастыря могилы известных людей фото

На территории донского кладбища захоронено больше 100 именитых личностей. Тут были погребены русские вельможи, видные сановники, представители купечества, к примеру, тут находится родовая усыпальница Вяземских, Трубецких, Долгоруких, Голицыных.

Также здесь можно найти усыпальницу Чаадаева, Одоевского, Ключевского, Солженицына, Майкова и других. Немало захоронено русских монументалистов, полководцев семнадцатого столетия, представителей ампирного течения, французских скульпторов и архитекторов.

План территории монастыря

Территория монастыря обширная.

Схема Донского монастыря (для увеличения нажмите)

Верующие люди могут посетить здесь порядка 10 святых мест. Все они расположены близко друг к другу.

Интересные факты о Донском монастыре

За свою длительную историю Донской монастырь собрал вокруг себя много интересных фактов.

Так, в нем находится мироваренная печка, являющаяся единственной в РПЦ.

Также на территории Донского монастыря есть древнейшая усыпальница грузинского царя, чугунные плиты 18 столетия, считавшиеся утраченными мощи Тихона. Кроме того, в комплексе есть остатки некрополя, горельефа старого храма и колонны.

Иконы и мощи

В обители хранятся чудотворные иконы, частицы мощей и другие святыни. Одной из главных святынь является икона Донской Богоматери, написанная в XVI веке, она размещается в иконостасе Большого собора. У паломников есть возможность поклониться и образу, написанному Феофаном Греком. Он хранится в Третьяковской галерее, но каждый год 1 сентября ее доставляют в обитель для совершения Божественной Литургии.

Также в Большом соборе хранятся святые мощи святителя Тихона. Наиболее почитаемые образы Малого собора — икона Божьей Матери «Знамение», Феодоровская икона Богоматери, написанные в XVIII веке, Донская икона Богородицы XVIII–XIX веков.

Телефоны:

Донской ставропигиальный мужской монастырь

Эта информация последний раз обновлялась более года назад.

Если вы владелец или представитель этой организации, вы можете авторизоваться (зарегистрироваться) на сайте, подтвердить права на управление(раздел «Восстановление доступа» в Личном кабинете) и вносить необходимые изменения.

Донской ставропигиальный мужской монастырь в Москве — история основания и описание святынь монастыря

Донской монастырь в Москве — один из немногих сохранившихся до наших дней православных обителей и памятников архитектуры.

Какова его история, как он работает и как туда попасть? Об этом далее.

Донской монастырь в Москве

Сегодня в России осталось мало старых монастырей, уцелевших после кровопролитных сражений и междоусобиц. Донской мужской монастырь — одно из немногих мест, сохранившихся по сей день. Он располагается в столице и имеет величественный вид.

Он выкрашен в роскошный персиковый цвет, имеет украшенный черными куполами с золотыми крестами фасад, окруженный защитными стенами и постами. Внутри него находятся уютные тихие скверы и другие святыни, обязательные к посещению.

Адрес, часы работы, расписание богослужений, как добраться

Работает монастырь каждый день. Время и дату проведения таинств и обрядов можно уточнить по номеру либо лично в братии монахов.

Религиозные службы проводят не каждый день. Дату и время начала лучше узнавать у представителей храма.

Посетить храм может каждый желающий. Женщинам проход не воспрещен. Стоит помнить, что посещение религиозных мест должно быть по правилам: запрещено приходить в одежде, оголяющей ноги, грудь и руки. На женщине должна быть косынка.

Добраться до монастыря можно на метро. Вначале следует добраться до Шаболовского метро, а затем пройти на перекресток Шаболовка/Донской проезд, повернуть вправо и пройти 1,5 километра, двигаясь до самых ворот.

Экскурсии

Самостоятельная прогулка по территории бесплатна. При обители работает паломническая служба, организующая экскурсии по монастырю и другим святым местам. Здесь можно заказать обзорную и расширенную экскурсии, есть и программа, полностью посвященная некрополю. Размер пожертвования за экскурсии — от 1500 руб. с индивидуальной группы. Также проводятся экскурсии для заказных групп, есть льготы для групп школьников, студентов и пенсионеров.

Добраться до обители можно как общественном, так и на личном транспорте или на такси.

До Донского монастыря на метро

Ближайшая к обители станция — «Шаболовская», от нее до достопримечательности около 1,5 км. Выйдя из метро, нужно повернуть налево и дойти до трамвайной остановки, затем следует повернуть направо, двигаясь по улице Шаболовка до пересечения с Первым Донским проездом. Далее нужно повернуть направо и идти прямо, с левой стороны будет виден монастырь, нужно пройти вдоль его стены до ворот, находящихся со стороны Донской площади.

Можно дойти до обители и от станции метро «Ленинский проспект» и от станции МЦК «Площадь Гагарина». Выйдя со станции, нужно идти направо до улицы Вавилова и повернуть налево, следует идти по ней до ее перехода в улицу Орджоникидзе. Затем нужно повернуть налево на улицу Донская и, двигаясь вдоль стены обители, дойти до главных ворот.

Другие варианты

Доехать до монастыря можно и на наземном общественном транспорте, подходящие остановки — «Университет Дружбы народов (ул. Орджоникидзе)» и «Стасовой».

Можно добраться до обители и на автомобиле, от центра города до нее около 5 км.

Еще один вариант — поездка на такси, вызвать машину можно, воспользовавшись приложениями: Яндекс. Такси, Везет, Ситимобил.

Донской монастырь, видео:

Святитель Тихон (фотография из коллекции К. Бенедиктова)

Весной 1925 года закончил земной путь великий подвижник, тихий и добрый пастырь Патриарх Тихон.

«Вот, идет Божия Матерь за душою Патриарха Тихона со святым Василием Великим, который много помогал ему при жизни в управлении Церковью», ― во сне эти слова услышал некий врач и рассказывал об этом митрополиту Евлогию, Патриаршему экзарху Западной Европы. Дело было в Париже. На другой день в газетах писали о кончине Патриарха Тихона. Именно в тот момент, когда Патриарх Тихон умирал, и было видение этому доктору.

Святитель Тихон преставился 7 апреля на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. В 23 часа 45 минут он спросил: «Который час?» Получив ответ, сказал: «Ну, слава Богу». Потом трижды повторив: «Слава Тебе, Господи!» и перекрестившись два раза, тихо отошел ко Господу.

Мы записали рассказ благочинного Донского ставропигиального мужского монастыря игумена Григория (Качалова) о том, как состоялось обретение мощей Патриарха Тихона. Он является одним из очевидцев происходившего.

— Отец Григорий, расскажите, пожалуйста, хронологию событий, связанных с обретением мощей святителя Тихона.

— Во-первых, я должен сразу сказать, что на момент тех событий я был довольно молодым послушником и некоторые вещи знаю не как непосредственный участник, а как очевидец. Но то, что знаю, я расскажу.

В 1989 году состоялась канонизация Патриарха Тихона. И одним из пунктов этого непростого процесса является обретение нетленных останков. Эта процедура не является обязательной для прославления святого и не всегда возможна. И в отношении святителя Тихона в этом пункте ничего не значилось. Археолог Сергей Алексеевич Беляев, руководитель раскопок в Малом соборе, где был погребен святитель, говорил, что даже не рассматривал возможность обрести мощи, потому что на тот момент среди священнослужителей и иерархов было устойчиво мнение о том, что останков святителя Тихона в месте захоронения нет.

Когда начались раскопки, отец Даниил (Сарычев), насельник Донского монастыря, тоже говорил, что могила пуста. Это я очень хорошо запомнил. Он, еще будучи юношей, присутствовал на похоронах Патриарха и имел возможность общаться с братией монастыря, которая там частично оставалась и могла передать какие-то свидетельства. Вообще он очень почитал Патриарха Тихона, и в своих проповедях часто говорил, что видел его, для него это было очень важно подчеркнуть. Он всю жизнь ценил то, что ему посчастливилось соприкоснуться с таким человеком.

Владыка Тихон (Шевкунов) вспоминает такой момент: митрополит Николай (Ярушевич) во время служения панихиды по Патриарху Тихону открыто сказал, что мы стоим всего лишь у могилы святителя, но его здесь нет. Такое мнение бытовало и было очень правдоподобно, потому что Патриарх скончался в 1925 году — это было такое время, что ожидать, сами понимаете, можно было чего угодно. Еще при жизни в некоторых газетах святитель числился чуть ли не врагом под номером один. Но его очень любил народ, поэтому не удивительно, если бы это почитание решено было пресечь через разорение могилы Патриарха.

Донской монастырь

― Но ведь, кажется, когда в Малом соборе был запланирован ремонт, Патриарх Алексий II благословил проверить захоронение святителя Тихона, находящееся внутри храма?

― Скорее всего, это не носило такого обязательного безусловного характера. По крайней мере, когда ремонт начинался, я вместе с остальной братией принимал в нем некоторое участие, и не было даже никаких разговоров о том, чтобы что-то там искать. В храме стояло надгробие из мрамора, крест, который мы чистили, отмывали, приводили в порядок, но чтобы копать — такого разговора не было.

Но произошло непредвиденное: в монастыре случился пожар, и именно он-то и послужил отправной точкой в деле обретения святых мощей святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. После пожара не шла речь о ремонте, все было страшное, черное, все нужно было переделывать заново. Пострадало и надгробие святителя. Оно из мрамора, а это такой материал, который впитывает все, как губка. И вопрос о замене надгробия возник сам собой. Это стало поводом к тому, чтобы начать работы по исследованию могилы святителя. Все это не носило официального характера и делалось «за закрытыми дверями».

После пожара в Малом соборе было совершено два или три богослужения. По-моему, это было в день празднования памяти Архангела Михаила. Представьте, в черном, закопченном храме, где стоит страшный запах гари, стоят и молятся за богослужением люди. Многие привыкли к этому храму, помнили, какие иконы висели на местах обугленных досок. Конечно, все это носило трагический характер, прихожане стояли со слезами на глазах, мы, братья, тоже испытывали шок от произошедшего. Но эти события привели к обретению мощей Патриарха Тихона. Конечно, радость была несказанная!

Этого никто не ожидал. Когда велись работы по исследованию могилы, которые выполняли знакомые нынешнего епископа Егорьевского Тихона, мы, молодые послушники, приходили и по очереди читали Псалтирь, чтобы в храме Божием не просто велась механическая работа, а шла молитва. Среди рабочих у меня был знакомый, и я иногда просто заходил, чтобы узнать, на каком они этапе, что удалось понять. Какие-то этапы работы велись у меня перед глазами. Смутно, но я помню, как рабочие наткнулись на калориферную кладку. Дело в том, что в Малом соборе под плитами на полу проложены трубы, сделанные из кирпича в виде своеобразных арок 60 сантиметров высотой и около 40-50 сантиметров шириной. По ним от печи по всему храму расходился горячий воздух. Когда сняли первую плиту, наткнулись на эту кирпичную кладку. Затем вынули 2-3 камня, и, по-моему, отец Тихон (Шевкунов) опускал туда руку и оказалось, что там пусто. Но смущало то, что это полое пространство слишком маленькое. Если это склеп, то почему он такой небольшой… И когда стали расширять зону доступа в этот подпол, увидели, что это полое пространство располагается на большой площади. Тогда руководитель этих работ предположил, что если в этом месте что-то и есть, то копать нужно еще глубже, вниз, под эту полость. Из-за этого работы на время прекратили, я предполагаю, что по вопросу дальнейших раскопок советовались с Патриархом. Но эта заминка продлилась день, максимум два, после чего работы возобновились.

Так вот, когда стали копать дальше, наткнулись на еще более мощную плиту из бетона. В процессе ее демонтажа, появилось какое-то понимание, что под ней находится склеп. Надо сказать, что весь пол Малого собора в склепах, а эти калориферные трубы находились над ними. Так вот когда бетонная плита в месте предполагаемого захоронения святителя Тихона была снята, обнаружили довольно большое углубление. По фотографиям можно увидеть, что оно приблизительно с человеческий рост. А внутри обнаружили гроб с табличкой «Патриарх Московский и всея России Тихон…». Гроб вскрывать не стали, а позвонили Святейшему Патриарху Алексию II, к тому моменту из отъезда вернулся наместник отец Агафодор.

В первом часу ночи, минут через двадцать после звонка, приехал Патриарх, мы встретили его. Среди ночи раздался колокольный звон. Внутрь собора нас, послушников, не пустили. О происходивших там событиях мы узнали потом.

Перед гробницей отслужили молебен. После чего Святейший попросил отца Тихона приоткрыть крышку гроба и вложить туда руку, чтобы убедиться, что святитель Тихон там.

Это было 19 февраля, а сам праздник обретения мощей проходит ежегодно 22 февраля. Уверенность в том, что мощи найдены, была раньше, но 22 числа состоялось торжественное обретение. Приехали члены Святейшего Синода, все иерархи, многочисленное духовенство, отец Кирилл (Павлов), другие братия из Троице-Сергиевой лавры. Я хорошо помню тот день.

Тогда подняли гроб с мощами, в трапезной части храма поставили столы и на них подняли гроб. Раки тогда еще не было, ее только заказали. Спустя несколько дней приезжал митрополит (тогда еще архиепископ) Истринский Арсений с помощником, они совершали чин омовения и переодевали Патриарха Тихона в новые одежды. Эта процедура проходила долго, в течение нескольких часов, я ее немного помню, мы помогали ставить столы.

У владыки Тихона (Шевкунова) есть письменные воспоминания, да и так он рассказывал о том, что ему довелось почувствовать, когда по просьбе Патриарха он вложил руку в гроб святителя. Он говорил, что когда приподнял крышку гроба, было такое ощущение, что оттуда повеяло весенним воздухом, как будто после зимы полной грудью вдыхаешь эту открывающуюся весеннюю свежесть. Владыку тогда поразило, что под землей, под плитами не было ни затхлости, ни сырости.

Отец Даниил (Сарычев) также свидетельствовал о каком-то тонком-тонком запахе. Этот тонкий запах мы ощущаем до сих пор, когда на братских молебнах прикладываемся к открытым мощам Патриарха Тихона.

— Как изменилась общинная жизнь братии, после того как обрели мощи? Все знали, что святитель был здесь захоронен, но оказалось, что он никогда это место и не покидал.

— Каждый наш день в Донском монастыре начинается с молебна у мощей святителя Тихона. Здесь он служил, здесь он находился под домашним арестом, последние годы своей земной жизни отсюда управлял Церковью, сюда с просьбами и ходатайствами к нему приезжали люди. Здесь он был погребен и здесь были обретены его честные мощи. В единое целое сливаются судьба Церкви и Донского монастыря. Святейший явил свои мощи, через это он показывает, что жизнь продолжается, не оставлено служение Церкви, и он своим попечением не оставляет ни Церковь, ни нас, пребывающих здесь, в Донском монастыре.

В дни памяти Патриарха Тихона храм заполнен людьми, все стремятся исповедоваться и причаститься. И всегда в честь праздника мы открываем мощи для того, чтобы все желающие могли к ним приложиться.

У нашей братии две святыни: Донская икона Божией Матери и Патриарх Тихон.

Для меня обретение мощей связано с моим приходом в монастырь в 91 году, а эти события происходили в 92-м.

Рака с мощами святителя Тихона

— Расскажите, пожалуйста, о самой процедуре официального обретения мощей. Есть какие-то, если так можно выразиться, стандартные процедуры, установленные Церковью?

— Да. Нужен небольшой экскурс, чтобы было понятно, о чем я говорю. Во-первых, в процесс канонизации входит пункт по обретению мощей, если известно, где захоронен человек. Конечно, это касается тех святых, которые жили не так давно, преимущественно в XX веке, ведь именно в последние десятилетия произошло большое количество канонизаций новомучеников. Комиссией по канонизации исследуется жизнь святого, воспоминания его современников, где и как пострадал, умер, где захоронен. Канонизация соединена с обретением, но иногда оно предшествует канонизации.

Очень важное значение имеет состояние останков при их визуализации. Мощи Патриарха Тихона сохранились почти полностью. Целы все кости и часть тканей, например, рука. Но не будем вдаваться в подробности. Поэтому не менее важное значение имеет омовение мощей.

— Как это происходит?

— Омывают розовым маслом, возможны и другие составы. Меняют облачение и обязательно служат молебны, чтобы молитвенно воздать славословие святому, который жил, трудился и стяжал бессмертие перед Богом.

— А облачения, в которых Патриарх Тихон был захоронен, были сняты и помещены в музей?

— Да. Он был одет в куколь, саккос, на груди были панагии, а сверху он был покрыт Патриаршей мантией. Все это было отправлено на реставрацию, если не ошибаюсь, в Пюхтицы.

Саккос был практически полностью цел, чуть истлела лишь задняя сторона, а передняя часть со всеми серебряными украшениями требовала лишь небольшой очистки. Это очень красивое облачение принадлежало, по-моему, мастерским Оловянишникова. Кстати, именно с этим облачением связаны слухи о том, что Патриарха Тихона нет в могиле в Донском монастыре. Дело в том, что все присутствующие на его погребении видели, что его хоронят в этом одеянии. А через какое-то время глава обновленческой «Церкви» Введенский стал служить в точно таком же облачении. По Москве пошли слухи. Даже Патриарх Алексий I выкупил у дочери Введенского это облачение и отдал в археологический кабинет Троице-Сергиевой лавры. И в экспозиции оно было подписано как облачение Патриарха Тихона. Но оказалось, что это облачение было вторым экземпляром. А то, которое принадлежало святителю Тихону, так и осталось при нем вплоть до обретения его честных мощей. Сейчас все те предметы, которые были в гробе Патриарха, находятся в музее Донского монастыря. Среди них две панагии. Одна, золотая, абсолютно цела, если не ошибаюсь на ней изображена Ярославская икона Божией Матери. Она была подарена святителю в Ярославской епархии от духовенства и прихожан всей области, когда тот был там архиепископом. Он очень любил ее и был в ней в день захоронения. Вторая панагия не сохранилась, остался только серебряный ободочек, она была сделана из кости мамонта, но вся рассыпалась.

— Кость мамонта рассыпалась, а кости праведника не тронул тлен. «Хранит Господь вся кости их, и ни едина от них не сокрушится».

— Я думаю, это можно расценивать как некое указание Божие. В мире все, казалось бы, подчинено материальным законам. Но существуют еще и высшие законы, которые расставляют приоритеты по-другому.

— Как ухаживают за мощами?

— Время от времени меняют куколь, подушечку, покровцы. Их подбирают в зависимости от богослужения и праздника. У нас есть ризничий, отец Сергий, который ответственен за это послушание.

Малый собор Донского монастыря

— Где изначально находилась рака с мощами?

— Первоначально раку с мощами поставили в Малом соборе на том же самом месте, где святитель был захоронен. И надо сказать, что это было неслучайно. Непосредственно через стену похоронен келейник Патриарха Яков Полозов. Они со святителем были очень близки. И Патриарх еще при жизни сказал ему: «Мы с тобой будем похоронены рядом». Так и получилось. Никто об этом не думал, специально не подгадывал, но по одну сторону храмовой стены упокоился Патриарх, а с другой стороны стены, под окном, лежит его келейник. Кстати, если я не ошибаюсь, в Зарубежной Православной Церкви он причислен к лику святых как мученик. Дело в том, что те пули, которые предназначались Патриарху во время покушения на него около его домика у северных врат, достались Якову. Известно, что святитель очень скорбел по своему послушнику. И до недавнего времени их разделяла только храмовая стена.

Но так как большая часть праздничных богослужений проходит в Большом соборе, то первоначально было решено приносить в него мощи на летний период, а зимой их возвращали в Малый собор. И пять-шесть лет так и было, дважды в году приезжал Святейший Патриарх Алексий II с духовенством и мощи торжественно переносили.

Игумен Григорий (Качалов)

— Каким был Патриарх Тихон?

— Святителю была присуща простота и близость к людям. Он ездил в обычной повозочке, служил в московских приходах, встречался с людьми.

Здесь, в Донском монастыре, он находился под охраной чекистов. Сюда же приходили различные известия, о расстрелах, о закрытии и разорении храмов. Патриарх Тихон был вынужден воспринимать все это, не имея возможности что-то изменить. Он пропускал через себя эти известия, эту боль и страдания, приходящие со всех губерний. Такие испытания дано пройти не каждому. Его очень любил народ, как при жизни, так и сейчас к нему приходят и просят святителя о помощи. Раньше в монастыре собирались чудеса, совершенные по молитвам Патриарха, и известны случаи исцеления от тяжелых заболеваний. Поэтому мы живем под его омофором.

Беседовала Елена Варова

Московская городская епархия

Донской монастырь в Москве

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *