Про Димитрия Донского и Феофана Грека

По особенностям иконографии икона Донской Божией Матери представляет собой один из вариантов Богоматери «Умиление». Скорее всего, этот образ имеет греческие корни.

Считается, что самый древний образ Донской Божией Матери был создан Феофаном Греком около 1392 года для возведённой Дмитрием Донским Успенской церкви в Коломне. В середине XVI столетия коломенскую икону, якобы, перенесли в Москву. По другой версии, Феофан Грек писал икону в Москве с несохранившегося коломенского оригинала.

Однако проследить раннюю историю этого образа на Руси очень непросто – ведь нынешнее название икона обрела сравнительно поздно. Дело в том, что привычное нам сейчас прозвище «Донской» великий князь Димитрий Иванович получил только в официальной историографии середины XVI столетия. Лишь после этого так же стали называться и построенная им Успенская Коломенская церковь, и хранившаяся там икона. А посему понять, какой же именно богородичный образ имеется в виду в более ранних летописях и записях, зачастую не представляется возможным.

Донская икона из Большого собора Донского монастыря

Были ли казаки?

Наиболее часто упоминаемая в связи с Донской иконой легенда гласит, что её принесли Димитрию Донскому пришедшие на помощь во время Куликовской битвы донские казаки. Этот сюжет содержится во вкладной книге Донского монастыря. Однако при ближайшем рассмотрении с ним всё совсем непросто.

Во-первых, в XIV веке никаких донских казаков ещё просто не существовало – войско Донское стало постепенно складываться лишь в XVI столетии. Так что, сюжет с поднесением иконы, очевидно, имеет более позднее происхождение. Любопытно, что иногда его вообще связывают с другим образом Богоматери – Гребневским.

Украшение Успенской коломенской церкви, построенной в 1379-1382 годах, также относится ко временам, более поздним, нежели Куликовская битва — росписи для неё Феофан Грек выполнял уже в 1390-е годы. Так что, весьма вероятно: Донской иконы вместе с Димитрием Донским на Куликовом поле не было. По крайней мере, той иконы, которую мы знаем сейчас, там не было совершенно точно.

Сам же сюжет о принесении иконы появился во вступлении к вкладной книге монастыря лишь в XVII столетии и представляет собой отдельную повесть. Возможно, автор хотел задокументировать сложившуюся к тому времени легенду.

ДОНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

ДОНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — одна из самых чтимых в России чудотворных икон. По преданию, была написана Феофаном Греком, приехавшим на Русь во второй половине XIV века. Хотя точных данных о том, когда и кем была написана икона, не сохранилось.

Празднование в честь чудотворной Донской иконы Пресвятой Богородицы установлено в память знаменательнейшего события русской истории — Куликовской битвы 1380г.

По преданию, икона была поднесена донскими казаками московскому князю Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой (1380 год). Заступничеством Богоматери войско святого благоверного великого князя Димитрия Донского одержало победу над полчищами татарского хана Мамая. В память о победе на берегах Дона икона Богородицы получила название Донская.

По другой версии, этот образ Пресвятой Богородицы принесли с собой на Куликово поле донские казаки из городка Сиротина, где икона пребывала в Благовещенской церкви. Образ водрузили на древке как хоругвь и во все продолжение битвы он пребывал среди русского войска. После битвы казаки преподнесли её возвращавшемуся с победой святому благоверному великому князю Димитрию. Князь принёс икону Божией Матери в Москву и сначала поставил её в Успенском соборе Московского Кремля, а по сооружении Благовещенского собора перенёс образ туда.

Донская икона не раз являлась заступницей и покровительницей православных воинов.

Перед Донской иконой 3 июля 1552 года перед казанским походом молился Иван Грозный. Он взял её с собой в поход, а затем поместил в Благовещенском соборе Московского Кремля.

Церковное предание связывает с Донской иконой избавление Москвы от войск татарского хана Казы II Гирея. В 1591 году, когда значительная часть русского войска на севере страны отражала нападение шведов, крымские татары под предводительством царевича Нураддина и его брата Мурат-Гирея вторглись в Россию и, подойдя к Москве, остановились на Воробьёвых горах. Не надеясь на человеческие силы, москвичи возложили свою надежду на Бога и Его Пречистую Матерь. Царь Феодор Иоаннович приказал совершить крестный ход вокруг Москвы с Донской иконой Пресвятой Богородицы. Накануне битвы образ был поставлен в походной церкви посреди войска, готовящегося к сражению. Всю ночь царь просил Заступницу о победе над врагами, и Она обещала ему свою помощь. В тяжёлом бою, который длился целые сутки, русские воины одолели татар.

Донской монастырь

В память об этом на месте полковой церкви в том же 1591 году был основан Донской монастырь. Для него сделали список с чудотворной иконы Богородицы. С этого времени икона начинает почитаться как защитница от иноверных и иноплеменных врагов. Этот чудотворный список и доныне пребывает в Донском монастыре.
В 1598 году Донской иконой патриарх Иов благословил на царство Бориса Годунова.

В 1687 году икона была в крымском походе князя Василия Голицына.

В конце XVII века икона была перенесена в покои царевны Натальи Алексеевны, а позднее вновь вернулась в Благовещенский собор.

Во время захвата Москвы войсками Наполеона икона лишилась драгоценных камней с её оклада.
В 1919 году Донская икона поступила в Государственный исторический музей.

В 1930 году попала в собрание Третьяковской галереи.

В настоящее время Донская икона находится в Третьяковской галерее. Ежегодно в день празднования иконы её доставляют в Донской монастырь для совершения перед ней праздничного богослужения.

Патриаршее служение в день празднования в честь Донской иконы Пресвятой Богородицы

Иконография

Икона является двусторонней: на лицевой помещено изображение Богородицы с Младенцем, на обороте Успение Богородицы.

Донская икона Божией Матери.
Феофан Грек, 1392
Из Благовещенского собора Московского Кремля
Государсвенная Третьяковская галерея

На лицевой стороне иконы изображена Богородица, представленная в иконографическом типе «Умиление» (Елеуса) и представляет собой один из его вариантов, близких к иконе Богоматери Владимирской.

Что такое «Умиление»
Это поясное изображение Богоматери с Младенцем Христом, сидящим на Ее правой руке. Богоматерь Умиление — Гликофилусса (Ласкающая Богоматерь) — буквально обозначает «сладко лобзающая», тип Богородицы с Младенцем, сидящим на Ее руке и прижимающимся щекой к Ее щеке. По общераспространенному мнению, именно такой была наиболее чтимая святыня Влахернского храма в Константинополе, хотя наряду с Ласкающей Богородицей в этом храме были иконы и других типов. Тип Гликофилуссы, сформировавшийся в конце XI—XII в., прообразует крестную жертву Спасители как высшее выражение любви Бога к людям. Одновременно объятия Богоматери обозначают мистический союз Церкви с ее Владыкой — Христом.

Среди ранних прообразов Гликофилуссы — Богоматерь с Младенцем на фреске в церкви Санта Мария Антиква (рубеж VII и VIII вв.). Но самое широкое распространение этот тип получает в XII в., в связи с характерными «гуманистическими» тенденциями эпохи, спорами о крестной жертве и формированием так называемой Страстной литургии. Богородица Гликофилусса может представлять собой стоящую, восседающую на престоле фигуру или полуфигуру, позиции Младенца также могут иметь особенности. В зависимости от этого тип и поза Гликофилуссы входят в композиции других иконографических типов (Аристократуссы, Элеусы, Эпискепсис, Дексиократуссы, Толгской, Феодоровской, Донской и др.).

От византийских прототипов Донская отличается более эмоциональной, лирической трактовкой образа: голова Богоматери сильнее склонена к младенцу Христу, у которого необычно обнажены до колен ножки. Изначальный золотой фон иконы утрачен, но лики и одежды фигур имеют хорошую сохранность (не сохранились нимбы Иисуса и Марии, которые первоначально также были вызолочены). Изображение традиционно для данного извода: правой рукой Дева Мария поддерживает младенца Христа, касающегося лицом её щеки. Младенец правой рукой двуперстно благословляет, а в левой, опущенной на колено и прикрытой гиматием, держит свёрнутый свиток. Отличительной особенностью данного изображения являются обнажённые до колен ножки Богомладенца, которые поставлены на запястье левой руки Богородицы.

Пропись Донской иконы Божией Матери

Охряный хитон младенца Христа украшен сетью изломанных золотых линий и синим клавом. Он, как и гиматий, покрыт густым золотым ассистом. Свиток в руке Иисуса перевязан золотым шнурком. Спадающие складки одежд Богомладенца поддерживает левая рука Марии.

Мафорий Богородицы выполнен в вишнёвых тонах, украшен золотой каймой с бахромой и традиционными тремя золотыми звездами, символом её приснодевства (до, во время и после рождения Спасителя). На голове Марии синий чепец.

Оборотная сторона. Успение Пресвятой Богородицы

На обороте изображено Успение Богородицы, отличающееся очень хорошей сохранностью (сохранилась даже киноварная надпись «Успение святыни Богородицы». Сцена Успения лишена традиционных дополнительных сюжетов (несение апостолов ангелами, плачущие женщины и т. п.). В центре композиции помещена фигура Иисуса Христа (она вдвое больше остальных фигур) с крошечной запеленованной фигурой — символом бессмертной души Богородицы. Перед ним на ложе изображена умершая Дева Мария, которую окружают двенадцать апостолов и два епископа (Иаков, брат Господень, епископ иерусалимский и Иерофей, епископ Афинский), бывшие свидетелями смерти Богородицы в Иерусалиме. Само изображение помещено между двумя зданиями, показывающими, что действие происходит внутри помещения. Перед смертным одром Богородицы установлена горящая свеча, символизирующая угасание жизни.

Списки с иконы

Самый древний из известных списков Донской иконы датируется концом XIV века. Он был украшен серебряным золочёным окладом и поступил как вклад в Троице-Сергиеву Лавру от князя Владимира Андреевича, двоюродного брата Дмитрия Донского.

Список Донской иконы из Троице-Сергиевой лавры

После перенесения иконы в Москву с неё было сделано два списка, которые Иван Грозный направил обратно в Коломну.

Список, сделанный для Успенского собора, сохранился до настоящего времени. Он отличается белым фоном, во второй половине XVI века при Коломенском епископе Давиде икона была закрыта окладом.

Список Донской иконы в Донском монастыре

После избавления Москвы от войск хана Казы-Гирея с иконы был сделан список для Донского монастыря, основанного на месте походной церкви, где она находилась во время битвы. В 1668 году для малого собора Донского монастыря список иконы сделал иконописец Симон Ушаков.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Тропарь, глас 4
Заступнице верных преблагая и скорая, / Пречистая Богородице Дево!/ Молим Тя пред святым и чудотворным образом Твоим, / да якоже древле от него заступление Твое граду Москве даровала еси, / тако ныне и нас от всяких бед и напастей милостиво избави, / и спаси души наша, // яко милосердая.

Кондак, глас 2
Небесныя обители преселившаяся с плотию, / сущия на земли никакоже оставила еси, Богородице, / образ Божественный и многочудесный Пречистаго Лица Твоего / зрети любящим Тя и покланятися даровала еси, / яко знамение Твоея благодати, // чтим его лобызающе.

Молитва
О Пресвятая Владычице, Дево Богородице, Заступница наша благая и скорая! Воспеваем Ти вси благодарственная за чудная дела Твоя. Песнословим от лет древних неотъемлемое наступление Твое граду Москве и стране нашей, чудотворным образом Твоим Донским всегда являемое: в бегство обращаются полки чуждих, грады и веси невридими сохраняются, людие же от лютыя смерти избавляются. Осушаются очи слезящия, умолкают стенания верных, плач в радость общую претворяется. Буди и нам, Пречистая Богородица, утешение в бедствиях, возрождение надежды, образ мужества, источник милости и в скорбных обстояниях неистощимое терпение нам даруй. Подаждь коемуждо по прошению и нужде его: младенцы воспитай, юныя уцеломудри и страху Божию научи, унывающия ободри и немощную старость поддержи. Посети в болезнех и печалях сущия, злыя сердца умягчи, братолюбие укрепи, мира и любви всех нас исполни. Примири, Благосердая Мати, враждующия и оправдай оклеветанныя. Истреби пороки, да не восходят грехи наша пред Судиею всяческих, да не постигнет нас праведный гнев Божий. Твоими молитвами, всенощным Твоим покровом огради нас от нашествий вражьих, от глада, губительства, огня, меча и всякого инаго злострадания. Уповаем молитвами Твоими получити от Всевышняго Бога грехов прощение и изглаждение и с Богом примирение. Умоли стяжати нам Царствие Небесное и по скончании жизни нашея одесную Престола Божия стати, идеже Ты, о Всепетая Дево, Святей Троице в вечней славе предстоиши. Удостой и нас с лики ангелов и святых тамо восхвалити Пречестное Имя Сына Твоего со Безначальным Его Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Его Духом во веки веков. Аминь.

При копировании, просьба указывать ссылку на наш сайт http://hram-troicy.prihod.ru/

Списки

До настоящего времени дошло несколько ранних списков Донской иконы :

  • Древнейший из них, близко повторяющий оригинал и датируемый конца XIV в., в серебряном золоченом окладе был вложен в Троице-Сергиев монастырь, возможно, князем Владимиром Андреевичем Храбрым .
  • Икона неизвестного происхождения московского письма начала XV в. .
  • Список 2-й пол. XVI в., созданный для Успенского собора Коломны, был на «беле» (светлом фоне), оклад на эту икону сделан при Коломенском епископе Давиде (1571–1580).

В XIX в. почитались чудотворными следующие списки:

  • сохранившаяся и ныне почитаемая Донская икона (в размер оригинала) 1591–1598 гг. в Донском монастыре в Москве;
  • икона 1668 г. письма Симона Ушакова из Малого собора Донского монастыря, с летописью ;
  • икона в Стародубе;
  • образ в скиту св. Иоанна Предтечи при Молченской Софрониевой пустыни;
  • икона в приходском храме (бывшей Паройской пустыни) Липецка Тамбовской епархии .

Драгоценный убор Донской иконы

Драгоценный убор Донской иконы выделялся среди икон Благовещенского собора исторической и художественной ценностью, редкими по размеру и качеству самоцветами и жемчугом. В описи 1680 г. перечисление его частей и приклада занимает несколько листов . Золотой чеканный оклад XVII в. был изготовлен согласно традициям XV–XVI вв. Он включал венцы с жемчужной обнизью, украшенные изумрудами, сапфирами, альмандинами и крупными жемчужинами на «спнях» (стержнях); подвешенные к венцу «рясы» на 8 нитях из кафимского жемчуга; 2 золотые звезды с крупными драгоценными камнями и жемчугом на золотых резных «оплечках»; сапфировые серьги. На полях оклада размещались золотые пластины («плащи») с выполненными чернью изображениями 12 Господских и Богородичных праздников, перемежающиеся крупными самоцветами. Кроме того, к образу были приложены 2 жемчужных убруса (очелья), 2 золотые цаты (вязаная и сканая) и 2 «ожерелья» (ворота) (все с драгоценными камнями и жемчугом). Приклад иконы представлял собой сокровищницу древних святынь. К серебряной вызолоченной гладкой «доске», украшенной «яхонтом лазоревым да изумрудом» и обнизанной по краям жемчугом, служащей своеобразной драгоценной ризой Богоматери и Младенца Христа, были прикреплены 5 золотых наперсных крестов с камнями и жемчугом, 13 панагий. Одна из панагий содержала «часть Животворящего Древа Господня», другие кресты и панагии – святые мощи. Не имевшее аналогов обилие мощевиков было связано «с памятью о царских сродниках» .

Оборот иконы с образом Успения Богоматери имел гладкий серебряный оклад с резными серебряными золочеными венцами. Под иконой висела пелена из золотного бархата «по червчатой земле», с крестом, состоящим из 24 серебряных золоченых дробниц.

Чудотворный образ помещался в увенчанном крестом деревянном, обложенном золоченым серебром киоте с затворами. «В возглавии» его украшали изображения Деисуса, праздников и пророков; на затворах – «Благовещения» и 4 евангелистов; «на столпцах, по сторонам», – образы великомучеников, преподобных отцов, юродивых и особо чтимых русских святых, а также святых, соименных членам царской семьи.

На рубеже XVII–XVIII вв. Донская икона была взята в покои царицы Натальи Алексеевны, драгоценный древний приклад сняли, отдельные прародительские мощевики передали на хранение в ризницу собора, а большую часть драгоценностей использовали для нового убора. Новый венец, корону и очелье Богоматери украшали 600 ограненных изумрудов, среди которых выделялись 2 огромных 4-угольных камня, и множество драгоценных камней, в т. ч. редкий лал , а также крупный жемчуг. Обновленная икона была вставлена в раму с живописными изображениями праматерей и пророчиц (ныне в Благовещенском соборе на изначальном месте). Убор Донской иконы не сохранился: в 1812 г. гвардейцы Наполеона разграбили драгоценные камни, а после революции 1917 г. от оклада сохранилось лишь несколько предметов, среди них – наперсная резная икона «Сошествие во ад» в золотой оправе с драгоценными камнями начала XV в. .

Источники

Литература

Использованные материалы

  • Л. А. Щенникова «Донская икона Божией Матери» (по материалам XV т. «Православной энциклопедии»)

Гусева. 1991. С. 420–421; eadem. 1996. P. 103–108; она же. 2005. С. 277–278. Примеч. 50–53

Грабарь. 1922. С. 3–20. Переизд.: 1966. С. 93, 95

Антонова. 1958. С. 10–22

Кочетков. 1984. С. 36–45

Щенникова. 2004

Щенникова. 1984. С. 321–338

ГТГ: Кат. собр. М., 1995. Т. 1. Кат. № 61. С. 141–145; Царский храм. 2003. С. 80–83

Щенникова. 2007. С. 219–223

Хорошкевич. 1980. С. 101–102

ПКМГ. 1872. Ч. 1. С. 293–294, 300–301

ПСРЛ. Т. 29. С. 85

ПСРЛ. Т. 13. С. 347

ПСРЛ. Т. 14. С. 12

ПСРЛ. С. 15

Выходы государей. 1844. С. 134; Забелин. 1893. С. 8–12

ГИМ. ОР. Дон. 18

ПСРЛ. 1965. Т. 14. С. 15

БАН ОР. 12.2.23. Л. 80–82 об.; ркп. 2-й пол. XVII в.

ПКМГ. Ч. 1. С. 59

Иванчин-Писарев. 1843. С. 142

РГБ. Тихонр. № 207. Л. 159–177, XVIII в.

РГАДА. Ф. 181. Оп. 4. Д. 327, 707. Л. 5

Памятник, овеянный славой Куликовской битвы / Текст Н. Б. Салько. Л., 1978. Илл. VI–X; Гусева. 1984. С. 46–50

ГТГ: Кат. собр. М., 1995. Т. 1. Кат. № 65. С. 151

ГТГ; Byzantium: Faith and Power. 1261–1557 / Ed.: H. C. Evans. N.-Y., 2004. Cat. 88. P. 166

ГТГ; Антонова, Мнёва. Каталог. Т. 2. Кат. № 913. С. 413

Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы. М., 1904. С. 284

Переписная книга Московского Благовещенского собора. 1873. С. 4–5

Стерлигова. 2003. С. 66–68; она же. 2006. С. 163–164

Копии с описных книг Благовещенского собора 1701–1703 (1721) гг.: РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. Д. 1564. Л. 11–16 об.

Царский храм. 2003. Кат. № 2. С. 84

Иконография

Донская икона – один из вариантов иконографического типа «Умиление», представляет поясное изображение Богоматери с Младенцем Христом, сидящим на Ее правой руке. Особенность извода Донской иконы – согнутые в коленях обнаженные ножки Младенца, поставленные на запястье левой руки Богоматери. Левой рукой Она касается спадающих складок одежды Сына. Христос правой рукой двуперстно благословляет, в левой руке, опущенной на колено и прикрытой гиматием, держит свернутый синий свиток. Мафорий Богоматери коричневый с золотыми каймой и бахромой, чепец и зарукавья хитона ярко-синие. Охряные хитон и гиматий Младенца покрыты густым золотым ассистом, на левом плече – широкая синяя полоса клава. Нимбы и фон изначально были золотые.

Близкие к Донской иконе варианты «Умиления» встречаются в византийском искусстве. Ее возможный прототип – мозаичный образ Богоматери в кафоликоне монастыря Хора (Кахре-джами) в Константинополе, около 1316–1321 гг. .

Образ воинской славы

Всё сказанное выше, однако, не умаляет славы Донской иконы как «заступницы Русской земли», которая, по былям ли, или по легендам, уже сложилась в XVI столетии. В 1563 году царь Иван Грозный берёт её с собой в Полоцкий поход, а в 1591 году по указанию царя Фёдора Иоанновича Донская находится в его походной церкви, когда на Москву приходят войска крымского хана Казы-Гирея. В память об отражении той атаки на месте походной церкви позже был основан Донской монастырь.

Почитание иконы ещё более усилилось в XVIIстолетии – во времена набегов крымских татар, Чигиринских походов и взятия Азова. Именно тогда была записана и стала тиражироваться связанная с иконой «казачья легенда».

Донская в левом приделе Малого собора

Донская и её списки

Случилось так, что исторически наиболее почитаемые списки Донской иконы находятся сегодня в Третьяковской галерее. С 1930 года там хранится образ, написанный Феофаном Греком. (Раз в год именно его в приносят из музея в Донской монастырь). Туда же со временем попал список, выполненный для Малого собора Донского монастыря Симоном Ушаковым.

Несколько списков Донской иконы есть сегодня в самом монастыре, и каждый из них имеет свою историю.

Наиболее древний из монастырских образов помещен в иконостас Большого собора. (К сожалению, в дни принесения иконы из Третьяковской галереи отчасти закрывают, выставляя вплотную к иконостасу специальный киот). Считается, что именно эта икона была написана в XVI столетии для единственного тогда монастырского собора – ныне именуемого Малым.

Когда через сто лет в монастыре был построен новый Большой собор, икону перенесли туда. Однако для формата здешнего большого иконостаса она была маловата, и тогда иконную доску «надставили» рамой с сюжетом «корень Иессеев».

В XIX столетии икону вместе с рамой закрыли серебряной ризой, которую сняли только сейчас, в процессе реставрации. Так что в нынешнем году икона предстала в совершенно новом виде и во всём, доселе недоступном внешнему взгляду, богатстве красок.

Что же до Малого собора обители, то он, увы, очень сильно пострадал в годы, когда в монастыре был антирелигиозный музей, так что даже бывший здесь иконостас не сохранился.

Тот, что мы видим сейчас, некогда находился в храме святого Харитонья Исповедника в Огородной слободе (снесённого в 1935 году) и был выделен для собора патриархией при возобновлении богослужений в 1948 году. Помещённый сюда Донской образ считается копией иконы Феофана Грека, выполненной в XX веке.

Сегодня в Малом соборе есть и ещё один Донской образ. Слева от входа в алтарную часть, под сенью находится образ XVIII столетия. Дары молящихся, которые видны на его ризе, свидетельствуют: образ считается чудотворным.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала и предоставленные фотографии пресс-службу Донского монастыря

ДОНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *