Во всем мире с каждым годом возрастает число больных и пострадавших, транспортирование которых осуществляется самолетом. Чаще всего необходимостью перевозки больных пациентов по воздуху пользуются кардиологи, реаниматологи и хирурги.

Иногда бывает сложно принять однозначное решение, а стоит ли вообще подвергать больного такому риску. Поскольку состояние пациента в самолете может ухудшиться, ведь с высотой связано снижение давления, а также снижение концентрации в крови кислорода. Особенно недопустимо это при некоторых заболеваниях, в связи с этим на борту самолета необходимо иметь с собой большой запас кислорода.

При перевозке больного самолетом решающим фактором является то, что часто нет возможности непосредственно на месте оказать человеку необходимую помощь. Тогда медики стремятся стабилизировать состояние больного и как можно быстрее транспортировать пациента к месту лечения.

Зачастую перевозка больного самолетом позволяет сохранить человеческую жизнь. Быстрая и бережная транспортировка также эффективно сказывается на успешном лечении пострадавшего.

Перевозке самолетом больного или сильно пострадавшего отдают предпочтение также в случае, когда жизнь и здоровье человека зависит от того, насколько быстро можно начать лечение. Когда на счету каждая минута, а любое промедление может нанести непосредственный вред, то транспортировка именно самолетом может оказаться единственным правильным выходом. Если говорить о перевозке лежачих пациентов на дальние расстояния, то, безусловно, преимущества перевозки самолетом неоспоримы, поскольку таким образом пациент оказывается на месте лечения быстрее, а также зачастую в более комфортабельных условиях.

С одной стороны, перевозка самолетом требует достаточных капиталовложений, но с другой – эффективное лечение, которое начато раньше, бывает более успешным и дает гарантированный результат, что становится выгодным в финансовом плане.

Виды перевозки больных и пострадавших самолетом

Транспортировка больных самолетом осуществляется такими способами:

  • специализированным медицинским самолетом, который входит в состав санитарной авиации;

  • обычным рейсовым или чартерным самолетом;

  • отдел медицинской эвакуации на транспортном самолете.

Но следует помнить, что в любом случае пациента должны сопровождать врачи, поскольку во время перевозки состояние больного может резко ухудшиться, в связи с этим может понадобиться помощь специалистов, в том числе опытных реаниматологов.

Специальный медицинский самолет

Перевозка больного человека специализированным самолетом происходит по принципу «from bed to bed», что значится как «от постели до постели». На данном самолете созданы все необходимые условия для воздушной перевозки тяжело пострадавших и больных людей. В специальном самолете имеется в обязательном порядке необходимое медицинское оборудование, что дает возможность оказать экстренную помощь, а также реанимационные койки. Эти самолеты зачастую называют воздушной скорой помощью. Одной из отличительных особенностей специальных самолетов является оснащение навигационным оборудованием современного поколения, что дает возможность практически круглосуточно в любую погоду перевезти больного или пострадавшего человека. Отличием специальных самолетов является то, что они всегда находятся в полной готовности к вылету.

Рейсовый или чартерный самолет

Когда нет определенной необходимости в специальном медицинском оборудовании для поддерживания жизни больного, то транспортировать можно, используя рейсовый или чартерный самолет. При этом необходимо заблаговременно оговорить все вопросы с авиакомпанией, чтобы получить, в первую очередь, согласие на перелет, а также, чтоб компания успела должным образом подготовить самолет. Минимальный срок обращения с данным прошением к авиакомпании составляет 24 часа. Также стоит согласовать все дальнейшие действия с авиакомпанией, страховой компанией и медиками, для того чтобы забронировать определенное количество мест, обеспечить баллоны с нужным количеством кислорода, а также установить носилки. Доктор, который занимается лечением больного, должен передать заключение, где указываются нужные условия для транспортировки больного человека.

Носилки располагают на специальных креплениях сверху кресел, в другом случае демонтируется некоторое количество кресел и носилки тем самым образом закрепляют на полу. Место для этого выбирают в хвостовой зоне самолета эконом-класса, при этом отделяют ограждением. Такие действия направлены, в первую очередь, на то, чтобы создать для пациента наиболее комфортные и спокойные условия, а также, чтобы в меньшой мере беспокоить других пассажиров самолета.

Зачастую больной не может самостоятельно передвигаться, для этой цели задействуют специальный подъемник. Как правило, во время полета с больным должна следовать реанимационная бригада.

В основном перевозка больных на данном самолете стоит гораздо дешевле, чем на специальном медицинском самолете, но занимает значительно больше времени. Стоит обратить внимание на то, что самолет не может ради больного человека отклониться от определенного курса, повлиять на время вылета или, например, приземлиться в ином аэропорту.

Большое количество российских, а также зарубежных компаний оказывают подобную услугу, поэтому можно выбрать наиболее подходящий маршрут и тип нужного самолета.

Транспортный самолет

Когда не существует другого выхода для спасения человеческой жизни, приходится использовать в этих целях транспортный самолет. В этом случае на борт самолета заезжает реанимационный автомобиль. Это дает возможность транспортировать больного пациента, используя необходимый комплекс медицинского оборудования на любом этапе перевозки. Преимуществом выбора является также и то, что человека не приходится лишний раз беспокоить, перенося с одного места на другое. После приземления в аэропорт реанимобиль безопасно доставляет пациента в клинику.

На что стоит обращать внимание при выборе компании для транспортировки больного человека самолетом?

С каждым годом растет количество организаций, которые непосредственно занимаются перевозками больных самолетами. Значительная часть компаний, которые предлагают эту услугу, на самом деле, являются посредниками. В связи с этим перевозка больных самолетом, благодаря фирмам посредникам, стала доступной практически во всех уголках страны. Бывает, что в особенно тяжелой ситуации больной человек или же его родственники не могут самостоятельно разобраться во всех вопросах, связанных с перевозкой. Особенно, когда необходима транспортировка в другую страну и срочно требуется оформление всех документов. Прямые перевозчики, которые обладают базой медицинских самолетов, являются как отечественными, импортными, так и международными компаниями. Безусловно, если понадобилась услуга перевозки больного, то, в первую очередь, стоит обратиться к организации, которая обладает собственным транспортом и правильно обученным персоналом. Обязательно следует убедиться, что в договоре с авиакомпанией значатся все услуги и указана общая сума в полной мере. Компания должна гарантировать, что самолет полностью оборудован для экстренных ситуаций.

Намного лучше обстоит ситуация с оформлением перевозки больного на рейсовом или же чартерном самолете. Организация, которая оказывает услуги помощи при транспортировке больного человека, берет на себя все хлопоты по выбору подходящего рейса, оговаривает все вопросы с авиакомпанией, заказывает билеты, оформляет страховки, формирует бригаду медиков, также участвует в оборудовании места и следит за правильным оформлением необходимых документов.

География транспортировки больного самолетом

Перевезти больного или пострадавшего человека на самолете позволяют как на дальние, так и сверхдальние расстояния до 9 тысяч километров. Транспортные компании без проблем готовы забрать пациента практически из любого уголка, где есть взлетная полоса. Достаточно популярными направлениями перевозки больного или пострадавшего человека за границу считаются Швейцария, Германия, Израиль, США, Финляндия.

Особо можно отметить то, что крупные медицинские центры в Европе предлагают услуги по перевозке больного специальным рейсом для прохождения необходимого курса лечения. Это удобно, на самом деле, тем, что еще до поступления больного к месту лечения доктора уже готовятся к приему и пытаются обеспечить лучшие условия во время перелета в самолете.

Перевозка больных на самолете за границу

Перевозка за границу осложняется, в первую очередь, необходимостью незамедлительного оформления загранпаспорта, страховок, визы как для непосредственного пациента, так и для группы сопровождающих. Некоторые сотрудники организаций, которые оказывают услуги по перевозке больных в Европу, имеют уже готовые шенгенские визы. Также консульства других стран оказывают как визовую, так и административную поддержку. Все международные аэропорты имеют медицинские службы, которые ускоренно помогают пройти паспортный, таможенный и пограничный контроль.

Все это позволяет больному, а также его близким, беспрепятственно следовать по нужному маршруту.

Виды и способы транспортировки

Транспортировка пострадавших предусматривает работу специально подготовленного медицинского персонала. Однако в экстренных ситуациях, когда подъезд машины скорой помощи к месту происшествия невозможен, спасатели должны самостоятельно доставить больного в больницу.

Перед транспортировкой пострадавшего следует учесть несколько важных факторов:

  • Определить способ перемещения больного;
  • Подготовить раненого и специализированные приспособления к перемещению;
  • Выбрать наиболее удобный маршрут;
  • Обеспечить безопасность пострадавшему;
  • Осуществлять постоянный контроль за функционированием жизненно важных систем и органов пациента;
  • Определить метод погрузки больного в транспортное средство.

Обратите внимание!

Выбор метода транспортировки пострадавшего основывается на виде и локализации травмирования, общем состоянии пациента.

Самостоятельная транспортировка пациента в медицинское учреждение разрешена только в 2 случаях:

  1. Место, где произошло травмирование, несет потенциальную угрозу для жизни пострадавшего и спасателя;
  2. Машина скорой помощи не может подъехать к месту, где произошел несчастный случай.

В зависимости от обстоятельств, которые вызвали травму, выделяют следующие виды транспортировки, особенности которых представлены в таблице.

Если ситуация не требует экстренного переноса пациента из опасного для его жизни места, нужно воспользоваться правилами перемещения пострадавших, о которых мы расскажем ниже.

Какие задачи решают медики с помощью санитарных вертолетов

Таких задач две: оказание квалифицированной экстренной помощи пациентам и транспортировка или эвакуация больных и пострадавших в результате происшествий.

Медицинские вертолеты оборудуются аппаратурой, которая позволяет врачам проводить интенсивную терапию пациентов, находящихся в тяжелом состоянии. На современных воздушных судах используется следующее оборудование:

  • Аппараты искусственной вентиляции легких (ИВЛ) для взрослых и детей.
  • Инфузоматы для автоматического дозированного введения лекарственных средств.
  • Следящая аппаратура: кардиомониторы, пульсоксиметры.
  • Дефибриллятор.
  • Диэлектрический пол. Он позволяет врачам при необходимости выполнять дефибрилляцию прямо в воздухе.
  • Кувезы для создания оптимального температурного режима при транспортировке новорожденных.

В России в экипаж санитарного вертолета входит врач анестезиолог-реаниматолог. Благодаря наличию медицинской аппаратуры специалисты могут оказывать помощь пациентам в тяжелом состоянии. Например, медицинская бригада вертолетов санавиации может купировать или стабилизировать такие угрожающие жизни состояния, как нарушения сердечного ритма при инфаркте миокарда и других заболеваниях, острая дыхательная недостаточность, травматический шок, острые кровотечения.

Медицинский вертолет прибывает к пациенту быстрее автомобиля скорой помощи. В Москве и Московской области санавиация вылетает к пациентам по решению старшего врача-диспетчера СМП. Чаще всего вылеты осуществляются к пострадавшим в результате ДТП, пациентам с инфарктом и инсультом, детям с различными травмами и соматическими заболеваниями. Быстрое прибытие медиков позволяет оказать пациенту экстренную помощь в течение «золотого часа».

«Золотой час» — понятие в медицине катастроф и реаниматологии. Считается, что шансы на выживание пациента увеличиваются, если помощь оказана в течение часа с момента развития острого состояния.

Вторая задача санавиации — эвакуация и транспортировка пациентов. Вертолеты приспособлены для перевозки людей в тяжелом состоянии. На практике данный вид транспорта применяется для перевозки тяжелобольных из удаленных районов в крупные медицинские центры, а также для экстренной эвакуации пациентов при ДТП и других происшествиях.

Авиаперелёты иногда длятся много часов. И случись что со здоровьем, добраться до ближайшей больницы быстро не получится. Конечно, было бы спокойнее летать, если бы в салоне всегда находился дежурный медработник. Но на практике реализовать это невозможно хотя бы потому, что такого количества врачей нет физически.

«Невозможно в каждый самолет сажать врача, — объясняет директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович. — Какой это будет врач? Акушер-гинеколог? Роды он примет, а если человеку станет плохо с сердцем? В самолёте речь идет только о первой доврачебной помощи, которую можно оказать на борту. Первую помощь должны оказывать парамедики, которые формируются из персонала, имеющего дело с населением. Это пожарные, полицейские, продавцы крупных магазинов и, в частности, экипаж самолёта. Все, что касается специализированной медицинской помощи, нужно делать в медицинском учреждении».

Но всё это не означает, что человек, почувствовавший ухудшение самочувствия, окажется вообще без помощи. На каждом рейсе есть аптечка. Правда, единого норматива для содержимого этой аптечки не существует. В аптечке для стюардесс есть безрецептурные препараты, но в целом их наполнение определяется самой авиакомпанией.

Вот что рассказала «АиФ» бывшая стюардесса Елена, проработавшая около 25 лет в крупнейшей российской авиакомпании:

«На самолете три аптечки. Первая — для оказания первой помощи пассажирам. Вторая — на случай аварийной ситуации, скажем, аварийной посадки. Они крепятся к самолёту и летают вместе с ним. Третья аптечка — для доктора, открывать её бортпроводники без медицинского образования не имеют права. А вот аптечку для оказания первой помощи бригада бортпроводников берет с собой в каждый рейс. После рейса мы сдаем этот чемоданчик, его содержимое обновляется. При этом полагается записывать в специальную ведомость, какие таблетки израсходовали. Обычно в аптечке находятся обезболивающие (чаще ибупрофен), активированный уголь, парацетамол, детский сироп, нашатырный спирт, перекись водорода, йод, пластыри, градусник, маски и т. д.

Если пассажиру плохо, бортпроводники не имеют права брать таблетки у других пассажиров. Что нам разрешалось? Если у человека колики в животе, которые вызваны скоплением газов, то можно дать ему активированный уголь. Если боли, то можно дать анальгетик. В основном ибупрофен давали. Могли померить человеку давление. Делать уколы бортпроводники не имеют права. В серьёзных случаях стюардесса имеет право обратиться за помощью к другим пассажирам со словами: «Если на борту есть медработник, просьба обратиться к бортпроводникам». И всегда находились люди, которые помогали.

Особые инструкции бортпроводники получают насчёт инфицированных больных. Пассажира с явными признаками острой инфекции обязаны посадить ближе к туалету, потому что любая инфекция заразна и заболеть могут все. Поэтому такому пассажиру предоставляют отдельный туалет, чтобы другие пассажиры им не пользовались. Обслуживать этого пассажира предписывается в маске и перчатках, иногда ему даже выделяется отдельная стюардесса.

Примерно раз в два года бортпроводники проходят подготовку по обучению приёмам первой помощи. Например, учатся делать искусственное дыхание, накладывать шину при переломе. К примеру, в самолёте при плохой погоде бывает сильная турбулентность. Летишь в Лос-Анджелес, вдруг самолёт проваливается вниз резко, как в яму, тележки подскакивают чуть ли не до потолка. Такое бывает редко. Но в такой ситуации у пассажиров есть риск сломать руку или ногу. На курсах обучают, как правильно наложить жгут. Помимо этого, объясняют, как оказывать помощь эпилептикам в случае приступа. Даже обучали принимать роды. У меня таких случаев не было, а вот девчонки рассказывали, что приняли однажды роды, когда летели в Лос-Анджелес. Ребёнок, кстати, получил двойное гражданство.

Вообще же в моей практике было несколько случаев, когда требовалось оказать первую помощь пассажирам.

Один случай произошёл с ребёнком. Бабушка купила ему в дьюти-фри пластмассовую игрушку, тот засунул туда палец. И, когда самолёт начал взлетать, малыш начал кричать, потому что не мог вытащить палец. Палец начал моментально краснеть и раздуваться. Пластмасса въелась под кожу. Пока длился взлёт, держали лёд на пальце, а потом в туалете я с помощью мыла вытащила застрявший кусок пластмассы.

В другой раз мужчине стало плохо прямо в полёте. Измерили давление: оно резко падало. Дала ему сладкий чай с лимоном, кислородный баллон подышать. Доложила командиру корабля, что мужчине плохо, низкое давление. Причем заходила докладывать через каждые пять минут. У командира есть специальная связь с врачами. Он сообщает о состоянии пациента, а врачи рекомендуют, что надо делать. Но если ситуация из ряда вон выходящая, то командир имеет право принять решение посадить самолет в ближайшем аэропорту.

Ещё был случай: молодой парень, лет 30, когда уже благополучно сели в Шереметьево, вдруг не смог встать с кресла. У него онемело всё тело, он не мог двигаться. Мы его тогда трогать не стали. Сразу вызвали медицинскую службу. Медики в аэропорту приезжают очень быстро. Врачи сделали ему укол, хотели отвезти в больницу, но он отказался и уехал домой под расписку.

В целом в год 2-3 человека умирали на борту. Была такая печальная статистика. Чаще мужчины, кстати. Выпьют водки или коньяка перед рейсом, а на взлете давление резко меняется, сердце у кого-то не выдерживает…»

Доктор на крыльях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *